Научная статья на тему 'Развитие речи детей с ЗПР через театрализованную игру'

Развитие речи детей с ЗПР через театрализованную игру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1560
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальтер Ирина Викторовна, Исаенко Елена Сергеевна, Кадырова Лиана Гаряйевна

В работе с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР) театрализованные игры используются, прежде всего, для развития речи детей. У детей с ЗПР нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Статья раскрывает содержание работы с детьми с ЗПР по театрализованной игре, включает в себя такие направления, как: упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; упражнения на развитие эмоции и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вальтер Ирина Викторовна, Исаенко Елена Сергеевна, Кадырова Лиана Гаряйевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речи детей с ЗПР через театрализованную игру»

Список литературы

1. Журнал «Армения ежедневно».

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dasaran.am/ (дата обращения: 28.09.2018).

3. ДнепровА.Г. Защита детей от компьютерных опасностей. Питер, 2008. 192 стр.

4. Журнал «Независимые новости». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive2.ankakh.com/ (дата обращения 28.09.2018).

5. Журнал «Журналист». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journalist.am/ (дата обращения 01.10.2018).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ

ИГРУ

12 3

Вальтер И.В. , Исаенко Е.С. , Кадырова Л.Г.

'Вальтер Ирина Викторовна - воспитатель высшей квалификационной категории;

2Исаенко Елена Сергеевна - учитель-дефектолог первой квалификационной категории;

3Кадырова Лиана Гаряйевна - воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 120 «Сказочный» городского округа Тольятти, г. Тольятти

Аннотация: в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР) театрализованные игры используются, прежде всего, для развития речи детей. У детей с ЗПР нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Статья раскрывает содержание работы с детьми с ЗПР по театрализованной игре, включает в себя такие направления, как: упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; упражнения на развитие эмоции и т. д.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития (ЗПР), нарушение речи, коррекция, театрализованная игра.

Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли.

Немецкий психолог Карл Гросс

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссёра, декоратора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослого. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной игре.

Театрализованная игра в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

В работе с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР), театрализованные игры используются, прежде всего, для развития речи детей.

У детей с ЗПР нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

• Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития ;

• На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа

• Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов, затруднены словообразовательные процессы

• Грамматический строй речи не сформирован ;

• Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение;

• Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Театрализованная игра в детском саду направлена на:

1) умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией

2) умение правильно жестикулировать.

3) обогащение и активизация словарного запаса ; воспитание правильного звукопроизношения

4) развитие в ребенке навыков свободного общения и коммуникабельности ;

5) развитие естественных психомоторных способностей детей ;

6) развитие связной образной речи ; умения вести диалог ;

7) развитие свободы и выразительности телодвижений ;

8) формировать дружеское взаимоотношение ;

Содержание работы с детьми с ЗПР по театрализованной игре включает в себя:

• Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

• Задания для развития речевой интонационной выразительности

• Упражнения на развитие эмоции ;

• Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы

• Разыгрывание этюдов

• Игры - превращения

• Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов.

• Инсценировка сказок

Список литературы

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.

2. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. Мигунова Е.В. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 126 с.

3. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина, И.Г. Бородина. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 216 с.

4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений. М.:ТЦ «Сфера», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.