УДК 37.032:373.3
ББК Ч420.054.45
И.В. Бучковская
Воспитательные возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста
В работе рассматриваются воспитательный потенциал театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей как одного из гарантов становления универсальных учебных действий, этапы руководства игровой деятельностью, обеспечивающего овладение знаниями в области межличностных коммуникаций, становление потребности в толерантном отношении детей друг к другу.
Ключевые слова: театрализованная игра, коммуникативные способности, этапы руководства игровой деятельностью.
Современные требования к организации педагогического процесса в начальной школе связаны с акцентированием внимания на формировании универсальных учебных действий, успешность становления которых во многом предопределяется наличием коммуникативных способностей. В ситуации терминологической неопределенности многих педагогических понятий следует уточнить сущностные характеристики данного феномена в контексте проводимой работы. Традиционно коммуникативные способности рассматриваются как совокупность действий, операций, обеспечива-
ющих успешность общения, которое необходимо для установления межличностного взаимодействия. Эффективность процесса обучения детей младшего школьного возраста во многом предопределяется сфор-мированностью коммуникативных навыков, открытостью к социальным контактам, бесконфликтностью поведения, становлению которых способствует правомерный выбор деятельности, обеспечивающей непроизвольное, эмоционально-позитивное освоение социокультурных ценностей. В качестве такого вида деятельности в опыте моей работы использована театрализованная игра.
Специфика театрализованной игры, по мнению Д.В. Менджериц-кой, состоит в том, что она основана на драматизации литературных произведений (или собственных инсценировок), приспособленных для исполнения на сцене «3». В театрализованной игре сюжет, план игры, образ героя, его основные черты, действия, переживания, условия, в которых он живет, во многом предопределены содержанием произведения, подчинены правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира. Однако это не исключает проявления детского творчества, так как способов реализации ролей нет, действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо создать и воплотить в каких-то движениях, жестах, интонации, мимике. Ребенок сам выбирает выразительные средства, определяет особенности передачи
художественного образа.
По мнению многих исследователей, театрализованные игры отличают динамизм, высокая эмоциональность, накал чувств, наличие образов, рожденных реальностью и требующих немедленного воплощения в жизнь. Такие игры требуют активной работы мысли, направленной на восприятие и воспроизведение содержания литературного текста, на создание воображением соответствующих образов.
Театрализованные игры являются важнейшим средством нравственного, эстетического, умственного воспитания, способствуют обогащению социального опыта и мо-тивационно-потребностной сферы личности. Через отождествление с героями художественных произведений дети познают красоту человеческих отношений. Участие в играх приносит им чувство радости, эстетическое наслаждение, учит управлять своими чувствами и поведением. Дети в процессе подготовки к игровой деятельности и при воплощении игрового замысла, продиктованного сюжетом произведения, познают разнообразные жизненные явления, их опыт обогащается новыми впечатлениями, знаниями и умениями, происходит более глубокое понимание идеи книги, осознание ее художественной ценности, воспитывается интерес и любовь к литературе, театру, родному слову.
По мнению А.В. Никитиной, «театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате
ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к происходящему» «4». Художественное произведение не только знакомит ребенка с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ, что имеет важное значение для развития познавательной деятельности в процессе становления социального опыта.
В настоящее время театрализованные игры используются как средство обучения умению вести диалог со сверстником, что является важной стороной социального, личностного развития ребенка, источником становления его коммуникативных способностей, сферой его активности, саморазвития. Театрализованные игры программируют различные социально-ролевые позиции детей, включает их в систему многообразных социальных отношений и активизируют их самосознание, позволяя ощутить свое «Я» в контексте событий окружающей действительности. В процессе театрализованной игры задействуются все компоненты социального опыта, поскольку в ее рамках происходит познание и эмоциональная оценка ребенком окружающего мира, он включается в коммуникативное взаимодействие и реализует заданные нормы поведения.
Театрализованная игра - необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание обыгрывания сюжетов огромно. Эта деятельность наиболее
полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности, одномоментности восприятия, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности при недостаточном владении ребенком своим телом, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости.
Особое значение театрализованные игры имеют в становлении коммуникативных способностей, поскольку обогащают знания о специфике взаимодействия людей разного возраста, пола, национальностей, актуализируют эмоционально-чувственную сферу, связанную с проявлением интереса к межличностному взаимодействию, потребности в диалоговом общении, социально значимыми мотивами поведения, формируют способы взаимоотношений, принятые в социальной культуре.
Используя театрализованную игру как средство формирования коммуникативных способностей, я решала ряд задач, способствующих становлению когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферы.
Когнитивная сфера. Обогащать представления детей о
ценностях разных видов социальной культуры (нравственно-этической, народной, гендерной);
значимости бесконфликтных, толерантных отношений;
зависимости внутреннего состояния человека от характера его взаимоотношений с другими людьми и влияния личностных качеств человека на особенности поведения в различных ситуациях;
зависимости оценок, даваемых
поступкам человека и характеру его взаимоотношений с другими людьми;
многообразии вариантов восприятия действительности, праве других людей на собственное, «иное» восприятие окружающего мира;
невозможности установления отношений со сверстником без принятия, понимания толерантного отношения к особенностям партнера по общению.
Поведенческая сфера. Обучать способам, способствовать развитию умений, формированию навыков: опыта социальной перцепции, предвосхищения возможности развития ситуации взаимодействия с другими людьми, понимания мотивов поведения сверстников;
распознавания, понимания причин возникновения и адекватного реагирования на ситуации неблагополучия и эмоциональные состояния, переживаемые сверстниками;
проявления толерантного отношения к личностным особенностям сверстников;
взаимодействия со сверстниками (выполнять совместные задания, договариваться, распределять обязанности, согласовывать собственные действия с партнером по общению);
проявления доброжелательности, установления отношений доверия;
оказания поддержки и помощи сверстникам, оказавшимся в ситуации неблагополучия;
проявления в ситуациях взаимодействия со сверстниками, при решении коллизийных ситуаций, восприятии окружающего мира нестереотипного, творческого мышления, воображения;
нравственного оценивания и выражения отношения к литературным героям и сверстникам;
осознания значимости индивидуального вклада каждого ребенка в достижение общего результата;
управления собственным телом, средствами передачи экспрессии. Эмоциональная сфера: способствовать проявлению интереса к межличностным отношениям литературных героев и сверстников (их желания, потребности, предпочтения в видах деятельности; увлечения, поступки);
содействовать формированию потребности и положительного отношения к проявлению заботы, оказанию помощи и поддержки сверстникам в процессе разучивания ролей, изготовления театральных декораций и атрибутов;
актуализировать и поддерживать проявления симпатии, привязанности детей друг к другу, радости от успешного выступления.
Организуя опытную деятельность по изучению воспитательных возможностей театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей, обучающихся в начальной школе, я ориентировалась на методику поэтапного руководства, представленную в исследованиях Е.А. Конышевой, и определила в своей работе следующие этапы: подготовительный, обучающий, этап самостоятельной игры; обогащения содержания игровой деятельности и творчества «2».
На подготовительном этапе я осуществляла подбор литературных произведений, имеющих нравственную направленность, доступных для понимания детей с учетом
того, что сюжет должен быть насыщен действиями и богат диалогами. Для постановки я брала уже знакомые произведения и при первичном прочтении использовала рассматривание иллюстраций к тексту. Существенное значение я уделяла выбору произведений, в которых ярко выражено противостояние добра и зла, главный герой наделен гуманными качествами, сюжет произведения построен на ситуациях, близких к социальному опыту детей. Основное внимание на данном этапе уделялось анализу литературного произведения с целью определения общих ориентиров детей в оценке его основных героев, обращению к личному опыту, постановке себя на место будущих игровых персонажей. В данном случае я исходила из того, что обсуждение поступков и личностных качеств героев способствует формированию рефлексии, эмоциональной идентификации, позволяет осознать многовариа-тивность человеческих отношений, знакомит с нравственными идеалами.
Обучающий этап проводился по ряду направлений: распределение игровых ролей, озвучивание готовых диалогов, диалоговый экспромт по повествованию, экспромтная драматизация на заданную тему; подготовка постановочных декораций и изготовление атрибутов для успешного обыгрывания ролей. Эта работа обеспечивала формирование социальных ориентаций детей, умения договориться о предстоящей совместной деятельности, «безобидно» распределить роли, позволяла упражняться в ролевых диалогах, варьировать средства художествен-
ной выразительности в передаче образа, что тесно связано с формированием коммуникативных способностей. Кроме того, совместное изготовление постановочных декораций и атрибутов к спектаклю способствует становлению способов межличностного взаимодействия, проявлению интереса к уникальным художественным возможностям друг друга. Коллективное обсуждение эскизов костюмов, оформления пригласительных билетов побуждает к необходимости учитывать разные мнения, считаться с собеседником в ходе реализации общей цели - подготовки спектакля.
На этом этапе используются различные методы и формы организации детей: разыгрывание
упражнений и этюдов по темам, предложенным педагогом, разыгрывание по сюжетам этюдов, придуманных самими детьми или совместно с педагогом, повторное чтение рассказа, сочинение этюдов по эпизодам сказки, получение обратной эмоциональной связи (пересказ, настольный театр, игры с персонажами сказок), отражение эмоционального отношения ребенка к литературному произведению в художественной деятельности (лепке, рисовании), в разных видах игр.
Третий и четвертый этапы руководства театрализованной игрой я связываю с инсценированием литературного текста и его дальнейшей творческой обработкой. Особое внимание на этом этапе я уделяю решению задач, связанных с формированием положительного отношения к проявлению заботы, оказанию помощи и поддержки сверстникам, проявлению симпатии, привязанно-
сти детей друг к другу, радости от успешного выступления; с развитием нестереотипного, творческого мышления, воображения, нравственного оценивания и выражения отношения к литературным героям и сверстникам, осознания значимости индивидуального вклада каждого ребенка в достижение общего результата, управления собственным телом, средствами передачи экспрессии.
Обогащение содержания игровых постановок осуществлялось, прежде всего, за счет создания условий для эмоциональной идентификации с героями произведений, проявления эмпатии, рефлексии и децентра-ции в процессе игрового взаимодействия со сверстниками.
Организация театрализованных игр позволила решить многие задачи личностного развития детей, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению и инсценированию литературных произведений, эстетического вкуса, сплочением детского коллектива, становлением позитивного фона взаимодействия детей и взрослых. Но более всего воспитательные возможности театрализованных игр проявились в развитии коммуникативных способностей учащихся: дети стали более открытыми в общении, уверенными в межличностном взаимодействии, менее конфликтными, зажатыми. В результате работы укрепились дружеские связи между ними, установились доверительные, толерантные отношения друг с другом, обогатилась палитра способов передачи эмоциональных состояний и разрешения коллизий-ных ситуаций.
Учитывая огромный воспитательный потенциал театрализованных игр в личностном развитии учащихся начальных классов, я считаю необходимым продолжение этой работы и на дальнейших этапах обучения, поскольку человек, владеющий коммуникативными способностями, более успешен в учебной деятельности, в освоении универсальных учебных действий.
Список литературы:
1.Гладышева Т.Н. Театрализованная деятельность в начальной школе агеа7. ru/metodic-material.php?3425 (дата обращения 08.05.2013).
2.Конышева Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2006. - 199 с.
3.Менджерицкая Д.Б. Развитие детского творчества и игрового замысла // Воспитание детей в игре / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1983.
4.Никитина А.В. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 224 с.