Научная статья на тему 'Изучение проблемы детской тревожности'

Изучение проблемы детской тревожности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1926
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СТРЕСС / ТРЕВОЖНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОВЕДЕНИЕ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / РИСОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тажутдинова Г.Ш.

Статья посвящена актуальной теме коррекции тревожности в младшем школьном возрасте. В нестабильном социальном обществе проблема детской тревожности стоит наиболее остро. Детское развитие подвержено стрессогенным факторам и имеет тенденцию увеличиваться из года в год. Предлагаются упражнения по устранению тревожности в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение проблемы детской тревожности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 1

Тажутдинова Г.Ш.

Канд.псих. наук, доцент ДГПУ, ДИРО Е-mail: tazhutdinova -71@ mail.ru.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме коррекции тревожности в младшем школьном возрасте. В нестабильном социальном обществе проблема детской тревожности стоит наиболее остро. Детское развитие подвержено стрессогенным факторам и имеет тенденцию увеличиваться из года в год. Предлагаются упражнения по устранению тревожности в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова

стресс, тревожность, младший школьный возраст, поведение, сказкотерапия, рисование

Детская тревожность может быть вызвана различными факторами, страхами, объективными и субъективными причинами. Тревожность возникает как невозможность или неспособность человека противостоять стрессогенным факторам. Детская тревожность в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротическая тревожность появляется в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротическая тревожность требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии такой тревожности ребенок становится скованным, напряженным.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротическая тревожность появляется в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротическая тревожность требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии такой тревожности ребенок становится скованным, напряженным. [4,c. 67]

В последнее время вопросы диагностики и коррекции тревожности приобрели важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость

Исследования страхов сопровождение человеческого развития.

Тревога - это непередаваемый безочетный страх перед чем или кем либо. Он может выражаться в различных эмоциональных переживаниях, начиная с простой тревоги, и заканчивая безочетным ужасом. Дети могут бояться чего либо совершенно неосознанно, но на осознаваемом уровне страх имеет различные проявления. Это может быть как простой испуг, например громко хлопнула дверь. И это могут быть страхи более высокого порядка, например дети могут бояться смерти родителей, одиночества, того ,что он будет брошен, потерян итд. Страхи впервые появляются как реакция на поведенческий аспект, например, если один раз обжигается утюгом, то больше к нему не подползает. Чем умнее ребенок, тем быстрее он

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

усваивает причинно-следственные связи. Ребенок очень рано усваивает страх высоты, падения, ожога, боли. Но есть разновидности страхов, которые детьми усваиваются как что-то глобально страшное. Например, сказочные персонажи. С ними то ребенок в жизни не соприкасался, но Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч - это то , что рождает и укрепляет страх в неокрепшем детском сознании. Страхи на сказочные персонажи появляются в том возрасте, когда ребенок овладевает речью, научается рассуждать категориями, и у него появляется образное мышление. Страхи могут трансформироваться в фобии только в том случае, если они с возрастом не проходят и приобретают устойчивый характер. Для того, чтобы тревожность не переросла во что-то большее, и родители, и воспитатели должны очень четко определить критерии развития ребенка, учитывать индивидуальные особенности и жизненные приоритеты ребенка. [5,c.32]

Особенно широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. В младшем школьном возрасте - это игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения. Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции в дошкольном периоде. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции.[3,с.15]

Важное место в коррекционной работе отводится художественной деятельности. Основные направления коррекционных воздействий средствами искусства:

1) увлекающие занятия;

2) самораскрытие в творчестве.

Широко применяются в коррекционной работе с младшими школьниками и занятия физической культурой. В конце дошкольного возраста в этих целях могут быть использованы и зарождающиеся новые виды деятельности - учебная и трудовая.

Компоненты готовности к коррекционной работе: теоретическая (знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т. д.); практическая (владение методами и методиками коррекции); личностная (психологическая проработанность у взрослого собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у ребенка).

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Коррекция посредством игротерапии.

По мнению многих исследователей, игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом она несет еще и диагностическую, и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном возрасте отводится центральное место.[2,с.31]

Коррекция посредством сказкотерапии. В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках.

Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть. Примером этому служит сказка Т. Вершининой «Волшебница Темнота».

На современном этапе куклы используются для решения задач психодиагностического и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А.И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого можно начинать проводить терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись от него. Психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.[6,^15]

Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. После окончания спектакля куклы- «страхи» уничтожаются. Однако встречаются ситуации, когда ребенок, сдружившись со своей куклой, не хочет с ней расставаться. Список использованной литературы

1. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- с.66- 68.

2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 2007.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 2005.-181с.

4. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.

5. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.: ил.

6. Захаров Н. И. Как преодолеть детские страхи.- М. 2014 г.

© Тажутдинова Г. Ш., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.