_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_
Функции реализуемые психологом в процессе коррекционных арттерапевтических занятий, включают в себя, эмпатическое принятие ребенка, создание психологической атмосферы личностной безопасности, оказание эмоциоанльной поддержки ребенку, постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия и сохранения ребенком до конца выполнения задания, тематическое структурирование задачи, помощь в поиске формы выражения заданной темы, обеспечение необходимыми техническими средствами, подсказками и отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования.
Психолог может реализовать себя, используя, как в директивную, так и недирективную форму арттерапии. Директивная арттерапия предполагает постановку задачи перед ребенком в прямой форме в виде темы рисования, руководство поиском лучшей формы выражения темы до оказания помощи и совместного рисования, интерпритацию символического значения детского рисунка. В недирективной арттерапии ребенку предоставляется свобода, как в выборе самой темы, так и в выборе формы ее выражения.
Игровая терапия - основное средство профилактики и коррекции нежелательного поведения ребенка. Изначально в игре, а затем и в обычной жизни становится более доступным определение конкретных целей своих поступков, выбор адекватных средств и вариантов отношений, принятие на себя ответственности за свои поступки, эффективный эмоциональный отклик на чувства других людей, на различные события действительности.
Песочная терапия направлена на высвобождение страхов, комплексов, избавление от проблем эмоционального напряжения при помощи песка в игровой форме. Во время игры можно выяснить и проработать проблемы, о которых ребёнок отказывается говорить.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется сказать, что мы предлагаем родителям освоить некоторые простые игровые техники. Польза от таких занятий, на которых родители взаимодействуют вместе с собственным ребёнком, очевидна и она принесет положительный результат. При проведении и участии в таких занятиях родителей и детей, меняется не только ребенок, меняются родители, меняются отношений между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами попадают в свое детство, становятся непосредственными в общении и начинают лучше понимать своих детей.
Список использованной литературы:
1.Копытин А.И, Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е,Свистовская. - М.:Когито-Центр, 2007.-196с.
2. Захарова Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков - 83с.
© Платонова А.В., 2016
УДК 1
Ю.А. Погребицкая
ЮУрГГПУ г. Челябинск
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме страха детей дошкольного возраста. В ней кратко и обобщенно представлены виды страхов и информация о них. Материал отличается целостностью и практичностью. Публикация рассчитана на практикующих, психологов, воспитателей, педагогов, родителей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_
Ключевые слова
Страх, проблема страха, виды страха, коррекция, сказкотерапия, сказки.
Проблема детских страхов в психологии занимает особое место, рано или поздно с ней сталкиваются все родители и педагоги. Для ребёнка страх является психотравмирующим фактором, на котором позднее «строятся» многие взрослые комплексы, а в некоторых случаях и более серьёзные психические отклонения.
Изучение страхов на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для становления личности. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Не зная причин возникновения страха, механизмов его развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребёнком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как оказать ему помощь. Для того чтобы помочь ребёнку необходимо как можно больше узнать о страхах: их природу, виды, методы диагностики, способы коррекции.
В психологическом словаре А.В. Петровского понятию «страх» дается следующее определение — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [3, 132].
Психологи выделяют большое количество разнообразных детских страхов, объединяя их во всевозможные группы по различным признакам. И.В. Самойленко выделяет следующие виды детских страхов [4, с. 22-50] :
1.Патологические и нормальные страхи. Нормальные страхи - это всегда реакция на реальные опасности, последствия которых ребёнок оценивает адекватно, не превышая и не умоляя последствий. Патологическими считаются страхи, затрудняющие развитие ребёнка, его общение со сверстниками, включение в жизнь социума, вызывающие различные отклонения психики.
2.Возрастные детские страхи. В будущем они проходят не оставляя заметного следа и не причиняя особого вреда ребёнку. Преодоление возрастных страхов способствует развитию личности, формирует характер, способствует социализации.
3.Ситуативные и личностные страхи. Ситуативным называют страх, который является реакцией на стрессовую для ребёнка ситуацию. Личностным называют страх, который возникает в незнакомой обстановке и связан с особенностями психики, характера ребёнка.
4.Врождённые и приобретённые страхи. Врождённые страхи = возрастные. Страхи, рождённые инстинктом самосохранения, с помощью которых ребёнок понимает, действительно ли есть опасность для жизни. Приобретённые страхи - те, что «достаются» ребёнку в результате каких-то ситуаций.
5.Природные страхи. Психологи относят к ним все страхи, которые базируются на инстинкте самосохранения.
6.Социальные страхи. Связаны с жизнью ребёнка в обществе. Среди основных можно выделить: страх перед сверстниками, страх творчества, страх быть униженным.
7.Невротические детские страхи. Переживаются детьми более эмоционально и тяжело, сказываются на характере ребёнка, препятствуют формированию личности, носят патологически болезненный характер.
8.Навязчивые детские страхи или фобии. Человек осознаёт абсурдность своего страха, понимает его бессмысленность, но не может от него избавиться. Ребёнок, страдающий фобией, пытается предотвратить неприятные ситуации, но не стремиться избавиться от своей боязни.
9.Бредовые детские страхи. Страхи, у которых нет причины, тяжелее всех поддаются коррекции.
10.Сверхценные страхи. Связаны с навязчивыми идеями, болезненной убежденностью в чём-то или желаниями, от которых ребёнок не может избавиться. Вначале навязчивая идея появляется как реакция на реальную ситуацию, важную для ребёнка, но со временем он на ней зацикливается и эта идея занимает всё его время и мысли. К детским сверхценным страхам относятся страхи: высоты, лестниц, животных, одиночества, темноты, чужих и т.д.
11.Дневные и ночные страхи. Определяются по времени суток.