Научная статья на тему 'Проблемы, решения и перспективы исследований социально-психологической адаптации младших школьников'

Проблемы, решения и перспективы исследований социально-психологической адаптации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1553
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / МЕТОДЫ / СУБЪЕКТ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / SOCIAL MEDIA / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / EDUCATION / SOCIAL SKILLS / METHODS / SELF-ASSESSMENT / SUBJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шильцова Юлия Вячеславовна

В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации младшего школьника в условиях современной социокультурной ситуации и информатизации общества. Под влиянием интенсивных изменений и нестабильности социального развития младший школьник находится в сложных условиях путаницы ценностей, в результате чего возрастает тревожность, агрессивность, запуганность детей, наблюдается дефицит коммуникативных качеств, снижается их самооценка. Необходимо объединение усилий научных исследователей и психологов-практиков в разработке стратегий и методов социально-психологической адаптации детей, способствующих совершенствованию современного образовательного процесса, оказанию психологической помощь детям и родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS, SOLUTIONS AND FUTURE DEVELOPMENT IN RESEARCH INTO JUNIOR SCHOOLCHILDREN''S SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

The article reveals the problem of junior schoolchildren's social and psychological adaptation in modern society. A child is in difficult circumstances because of the new problems connected with social changes. As a result he is filled with aggression, desperation, fear and low self-esteem. It is necessary to consolidate psychological research and practical work so as to devise strategies and methods of schoolchildren's social and psychological adaptation in modern society.

Текст научной работы на тему «Проблемы, решения и перспективы исследований социально-психологической адаптации младших школьников»

УДК 371.212

ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2015 Ю.В.Шильцова

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина

Статья поступила в редакцию 10.02.2015

В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации младшего школьника в условиях современной социокультурной ситуации и информатизации общества. Под влиянием интенсивных изменений и нестабильности социального развития младший школьник находится в сложных условиях путаницы ценностей, в результате чего возрастает тревожность, агрессивность, запуганность детей, наблюдается дефицит коммуникативных качеств, снижается их самооценка. Необходимо объединение усилий научных исследователей и психологов-практиков в разработке стратегий и методов социально-психологической адаптации детей, способствующих совершенствованию современного образовательного процесса, оказанию психологической помощь детям и родителям.

Ключевые слова: социальная среда, младший школьник, образовательный процесс, социальные навыки, методы, субъект, подвижные игры.

Необходимость научного анализа проблемы социально-психологической адаптации человека становится особенно актуальной в связи с его выходом в открытое мировое пространство. В условиях непрерывной трансформации общества характерной его чертой выступают перемены качества, касающиеся всех его возрастных этапов, в том числе периода младшего школьного возраста.

Реально происходящие изменения человека, среди которых, отмечаемые Д.И.Фельдштейном! изменения восприятия, ритмов и скорости овладения информацией, потребностно-мотивацион-ной и эмоционально-волевой сфер, структуры отношений, между поколениями, разрушение многих норм и принципов поведения, имеют очевидное отражение в развитии младших школьников. Рассматриваемая социально-психологическая адаптация младшего школьника, понимаемая в психолого-педагогических исследованиях как одна из стадий развития личности в процессе социализации (А.В.Пиотровский), которая обычно совпадает с периодом детства; как «результат взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы»2 в настоящее время нуждается в её практическом

° Шильцова Юлия Вячеславовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии. E-mail: j.shiltsova@gmail. com

1 Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии / Д.И.Фельдштейн // Педагогика. - №6. -М.: 2008. - С. 3.

2 Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и

таблицах / Крысько В.Г. - Мн.: Харвест, 1999. - 384 с

обеспечении эффективными, соответствующими современным изменениям, методами и формами работы с детьми. Дети и их родители оказываются в возрастающем объёме неопределенных социальных ситуаций, в совершенно иных формах вариативности взаимоотношений, характеризуемых появлением новых ролей и многообразием социальной деятельности. Происходящие в современных реалиях изменения имеют интернациональный характер. Американские ученые выявили пять процессов, которые оказывают наиболее глубокое влияние на развитие детей в современном обществе и преобразуют форму и содержание работы государственных образовательных учреждений в странах, вовлеченных в процесс глобализации. К ним относится маркетиза-ция, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация3. Нормы и паттерны, регулирующие основы нравственного развития, поведения, взаимоотношений, личностных переживаний младших школьников пребывают в состоянии нестабильности, что лишает детей опоры в разных жизненных ситуациях.

Под действием происходящих социокультурных изменений, как отмечает Д.И.Фельдштейн, ребёнок «становится другим!», не хуже, чем он был десять лет назад4. В этих условиях психологическая наука ощущает недостаточность теоретиче-

3 Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И.Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2010. - № 2. - С.12 - 18.

4 Фельдштейн, Д.И. Психолого--педагогические.... -С.13.

ских идей, концептуальных поисков, научно-практических исследований, способных активно содействовать современному образовательному процессу, оказывать психологическую помощь детям и родителям.

Сегодня, как определяют Д.И.Фельдштейн, И.В.Дубровина, О.А.Карабанова, А.А.Реан, Л.Ф.Обухова и другие учёные, знания и навыки взаимодействия в обществе, приобретаемые детьми, должны обеспечивать соответствующий современному историческому состоянию уровень их развития, готовность к продуктивной деятельности, а также и укреплять способности растущих людей к своему самосовершенствованию. В проводимом сегодня поиске главным становится определение условий, обеспечивающих выход общества, его растущих членов на исторически другой уровень развития. Представленные особенности нынешних реалий обращают к особой значимости исследования и реализации потребностей рассмотрения механизмов социально-психологической адаптации младших школьников, входящих в новые социальные ситуации. Анализируя сегодняшние особенности в развитии ребёнка Д.И.Фельдштейн отмечает, что эти изменения «связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека. Что имеет своё проявление в морфологических изменениях, так называемых «секулярных трендах» - астенизации, деселерации, тенденции к леворукости, ювенили-зации, грацилизации, андрогонии, которые сопровождаются целым комплексом психологических признаков, в частности большими креативными способностями детей, меньшей степенью экстра-вертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления»5. В этой связи предметом научного внимания и практического решения должны стать вопросы научного обоснования форм и механизмов социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста. Необходимо расширение направлений научных и практических исследований, выявляющих эффективность и особенности адаптирующих механизмов; экспериментальные разработки, создание новых методик решения вопросов, выдвигаемых изменяющимся социальным контекстом.

Как сложная природно-биологическая и социально-духовная структура человек, в данной статье - младший школьник, остро нуждается в приспособлении к нынешним реалиям на уровне системы «человек-среда», что требует развития его личностной активности и совершенствования социальных навыков. Адаптация является жизненно важ-

5 Фельдштейн, Д.И. Психалого-педагогические...- С. 16.

ным свойством любого живого существа, но человек представляет собой сложнейшую биосоциальную систему, поэтому при рассмотрении проблем его адаптации целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. Происходящая в образовательном процессе начальной школы учебная адаптация ребёнка сопровождается его психологической, физиологической и социальной адаптацией. Психологический смысл адаптации или ее актуальность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения. При этом, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую модель поведения. Младший школьник ещё только становится субъектом, только учится саморефлексии и самовоспитанию.

Эффективность психической функции социально-психологической адаптации напрямую зависит от организации взаимодействия младших школьников в микросоциальной среде (школа, кружки, секции). Эффективное социальное взаимодействие детей в коллективе способно сгладить даже конфликтные ситуации в семье или с ровесниками по месту жительства. С адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения младших школьников, оценка личностных качеств окружающих как положительного фактора, так и может случаться отрицательного.

Адаптация - это в значительной степени процесс реализации способности организма регулировать свои параметры таким образом, чтобы удерживать их в пределах системы, в которую оказываются включёнными младшие школьники. Поэтому главным показателем уровней развитости этих параметров служит характеристика регуля-торной системы, которая ответственна за адаптационный процесс детей. Их адаптационные способности не одинаковы, они находятся на разных уровнях филогенеза и различаются, как подчеркивает исследователь Г.М.Андреева из-за продвину-тости их регуляторных систем 6.

Вновь возвращаясь к вопросу субъектной позиции, необходимо подчеркнуть, что в современных исследованиях адаптация к изменяющейся среде понимается не только как активно-приспособительный процесс, но и как активно-развивающий, как самораскрытие личности (А.А.Баранов (2006), А.А.Реан (2006), А.Р.Кудашев (2006), С.Т.Посохова

6 Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для

высших учебных заведений / Г.М.Андреева. - М.: Ас-

пект Пресс, 1998. - 376 с. - С.65.

(2003), и др.). Адаптация как самораскрытие личности основывается на представлении о личности как субъекте собственного выбора и истории. (Б.Г.Ананьев (1980; 1996), А.В.Брушлинский (1994), С.Л. Рубинштейн (2000). С.Т.Посохова утверджает: «Личность субъекта адаптации несет ответственность за успешность, выбор стратегии и исход адаптации» и признаётся «истоком и завершением адаптационных процессов»7. Личность субъекта адаптации обладает специфическими психологическими характеристиками, основополагающей из которых является субъектная активность, которая выражается в способности человека влиять на внешний мир и управлять им.

По мнению А.В.Брушлинского (2003), высший уровень активности субъекта - это способность противостоять обстоятельствам жизни. В этой связи, активность личности субъекта адаптации можно рассматривать как способность не только противостоять внешним обстоятельствам, но и регулировать отношения с собой, самореализовывать свой внутренний потенциал в изменяющихся условиях жизнедеятельности8. Отсюда вытекает значимость воспитания субъектной позиции младшего школьника, что возлагается как на родителей, так и на образовательный процесс школы. Следует использовать активное включение детей в многообразие видов деятельности, мотивирующих их саморазвитие и научение социальным навыкам.

Необходимым является именно в этом возрасте приучать к навыкам самоконтроля, ответственного поведения. Особая значимость здесь принадлежит использованию социального контекста, созданию благоприятного микроклимата в классе, способствующего раскрытию задатков и способностей ребёнка, включению в творческие виды деятельности, взаимодействие со старшими учащимися. На стремлении к собственному росту формируются основы субъектной позиции младшего школьника. При этом, несомненное значение принадлежит звену, которое может быть образцом, за которым следует тянуться и которому следует в некоторых ситуациях подражать.

А.Г.Маклаков (2003) отмечает, что содержание личностного адаптационного потенциала включает как психофизиологические, так и социально-психологические характеристики: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, уро-

7 Посохова, С.Т. Адаптационный потенциал личности / С.Т.Посохова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: труды Пятой Всероссийской научно-практ. конфер. с международным участием, 23 - 27 ноября 2010. - СПб.: Изд-во По-литех.ун-та, 2010. - С. 35 - 39.

8 Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В.Брушлинский. - СПб.: Алетейя, 2003. - 268 с.

вень социальной поддержки, способность разрешать конфликты, приобретать опыт общения 9.

В рамках отечественной психологической науки (Г.М.Андреева, Ф.Б.Березин, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, В.А.Сластёнин и др.) социально-психологическая адаптация понимается как такое состояние взаимоотношений личности и социальной среды, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, обретает состояние самоутверждения и свободы, выражения творческих способностей (А.А.Налчаджян)10. Исследователи предлагают обозначать процесс адаптации термином адаптирование, это состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса - адаптированность. В данном случае можно сказать, что адаптация - это тот социально-психоло-гический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

В русле особой значимости, адаптированности, приспособленности которая требуется от младшего школьника в нынешних условиях в связи с нестабильностью социальной обстановки, следует обратиться к той части рассматриваемого понятия, которая связана с психологической адаптацией. Психологическая адаптация представляет собой многоуровневое и разноплановое явление, затрагивающее и индивидуальные особенности человека (его психику), и все стороны его бытия (социальную среду непосредственной его жизнедеятельности), и различные виды деятельности (у взрослого-профессиональную, у младшего школьника - учебную), в которые он непосредственно включён. Непосредственно процесс психологической адаптации следует рассматривать как установление, подбор соответствия психических свойств, состояний и процессов личности при ее деятельности и окружающей среды. У младшего школьника это его социальная ситуация развития в данном возрасте как «исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода» (Л.С.Выготский)11 и интенсивный наплыв новых социальных ситуаций, который требует новых ролей. При этом, недостаточный опыт и самого ребёнка и его родителей, и предшествующих поколений не всегда в состоянии поддержать его внутренний комфорт.

9 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. -СПб.: Питер, 2003. - 592 с.

10 Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А.Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368с.

11 Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т.2. - С. 244 - 268.

Что же происходит в процессе психологической адаптации младшего школьника? Прежде всего, необходимо отметить изменения внутреннего мира: появление новых представлений о мире и окружающем пространстве, о своём месте среди сверстников, о своей роли в какой-либо деятельности. Как результат при этом можно наблюдать самокоррекцию личности: ребёнок учится регулировать своё поведение: останавливать себя в те моменты, в которых ранее он выражал своё недовольство приступами ярости, крика и другими агрессивными выпадами; выражать своё несогласие логическими фразами и действиями. В процессе психологической адаптации ребёнка происходят изменения в его самооценке, связанной с его новой деятельностью - субъекта, способного ставить цели, задачи, анализировать уровень трудностей, рассматривать суть своих желаний и потребностей. Формируются основы рефлексии, «Я-концепция», оценивание себя в сравнение с другими и тем, что было ранее. Изменяются установки ребёнка на самоутверждение, идёт мощный поток приобретения социальных навыков и способов действия.

Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия учащихся класса, то степень адаптированности младшего школьника как субъекта к группе класса или кружка будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды этих групп, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К личностным или субъективным факторам младшего школьника следует отнести: уровень самостоятельности, самоконтроля, уровень готовности к определённому виду деятельности, уровень ответственности, самооценку, уровень тревожности, умения решать возникающие проблемы и др. В процессе адаптации ребёнок приспосабливается к среде школы, и в ходе активного взаимодействия с этой средой изменяет свои свойства, характеристики: самоидентификации, ценностные ориентации, ролевое поведение.

Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности -учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. Оптимальная организация микросоциального взаимодействия в которое включён ребёнок способствует успешности его психической адаптации. Важными факторами, способствующими эффективной психической адаптации ребёнка в начальной школе, являются: сплоченность на основе общих дел и интересов, возможность открытой коммуникации, способность строить межличностные

отношения. Новая среда школы ставит перед ребёнком целый ряд задач, которые не были связаны с его предыдущим опытом и требуют максимальной мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и физических сил. Поэтому особую значимость для адаптации ребёнка к условиям обучения в начальной школе имеет психолого-педагогическое сопровождение. В психологии «сопровождение» - это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности. Психолого-педагогическое сопровождение школьника понимается как непрерывный процесс создания условий для эффективного саморазвития личности учащихся путём формирования у них механизмов самообучения и самовоспитания. Наиболее актуальным в настоящее время представляется рассмотрение психолого-педаго-гического сопровождения с позиции сохранения психологического здоровья детей (И.В.Дубро-вина)12. Значимым в сопровождении, прежде всего, видится приоритетная направленность деятельности на мобилизацию внутренних резервов сопровождаемого, чтобы тот сам справился со своими проблемами. Для этого необходимо совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, затруднений, с которыми он сам не может справиться и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, речевом общении, образе жизни.

Психолог-педагог направляет свои действия на укрепление способностей ребёнка и его веры в себя. На этом основании следует развивать потребности детей в самоанализе, в анализе причин затруднений и возможностей правильных решений в сложных ситуациях. Психологически обоснованное педагогическое сопровождение состоит в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к трудностям в обучении. Важное направление в деятельности сопровождения младшего школьника для его успешной адаптации следует отвести методам формирования личностных качеств ребёнка, относящихся к коммуникативной и эмоциональной сферам. Умение контактировать с другими людьми, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими, умение правильно эмоционально реагировать на различные ситуации являются необходимыми условиями для успешной адаптации и в школе, и в более широком пространстве социума. В практической деятельности социально-психологическую адаптацию младших школьников следует рассматривать как процесс, действие которого

12 Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография / И.В.Дубровина. - М.: Изд-во МПСУ, 2014. - 464 с.

охватывает две стороны: 1) активное освоения младшим школьником внешней среды: условий обучения в школе, приспосабливая себя, своих индивидуальных потребностей, интересов, склонностей, возможностей, таким образом, обогащая субъектный опыт личности; 2) создание условий приноравливания образовательной среды школы к ребёнку - субъекту адаптации через создание системы адаптивных факторов, которые присутствуют в богатом социальном опыте школы и которые следует принимать и усваивать ребёнку.

Социально-психологическая адаптация занимает значимое место в содержании работы с детьми младшего школьного возраста в условиях начальной школы, где целенаправленно осуществляется их социально-психологическое развитие - процесс усвоения доступного на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, в начала внутренних социальных ценностей и установок. Однако, как показывает опыт последних лет, при усложнении содержания этого процесса остаются не в полной мере использованными эффективные методы социально-психологической адаптации. А некоторые, такие, к примеру, как коллективные подвижные игры становится редкостью.

Таким образом, одной из важнейших задач начальной школы является проектирование и осуществление такого процесса взаимодействия ребёнка и социальной среды (сообщества родителей, педагогов дополнительного образования, а также и ровесников) в котором, ребёнок приобретает механизмы и нормы социального поведения, имеющие адаптивное значение. При этом, следует обратить внимание на поиски психологов бихевиорального направления (Э.Солтер и Дж. Вольпе (1958)13, Р.Альберти и М.Эммонс (2003)14 и т.д.), определивших значимость в процессе адаптации детей научения социальным навыкам. Социальные навыки

это виды поведения, которые оказываются наиболее приемлемыми в новых ситуациях. Зарубежные авторы Х.Уолкер и С.Мак-Коннел подчеркивают, что именно осведомленность в социальных навыках, навыки социальной компетентности могут помочь детям развивать и устраивать жизнь15.

Решение проблемы научения социальным навыкам как практическим ключевым основам социально-психологической адаптации младших школьников непосредственно связано с включением личности в деятельность, где основными формирующими методами выступают такие виды, как игра, занятия разными видами изобразительной деятельности, участие в постановках, проигрывание ролей в импровизированных театральных действах, участие в спортивных соревнованиях и др. Процесс модернизации образования выдвигает задачи разработки его инновационных направлений, введения эффективных психолого-педагогических технологий, насыщения форм и методов воспитания и обучения продуктивным прак-тико-ориентированным содержанием, поиском ответов на встающие проблемы. Проведённые экспериментальные исследования и приведённые здесь теоретические выводы подойти более конкретно к решению актуальных вопросов создания условия социально-психологической адаптации младших школьников.

13 Вольпе, Дж На пути к созданию научной психотерапии. Эволюция психотерапии / Дж. Вольпе. - М.: НФ «Класс», 1998. - Т.2. - 272 с.

14 Альберти, Р.Е. Умейте постоять за себя. Ключ к самоутверждающему поведению / Р.Альберти, М. Эммонс. - М.: 2003. - 98 с.

15 Walker, H.M. The Walker McConnell scale of social competence and school adjustment / H.M.Walker, & S.R.McConnell. San Diego: Singular. 1995. - 120 р.

PROBLEMS, SOLUTIONS AND FUTURE DEVELOPMENT IN RESEARCH INTO JUNIOR SCHOOL-CHILDREN'S SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

© 2015 Iu.V.Shiltsova

Julia Vaycheslavna Shiltsova, Candidate of psychology, Senior lecturer of Department of general psychology. E-mail:

j.shiltsova@gmail. com

Ryazan State University named for S.A.Yesenin

The article reveals the problem of junior schoolchildren's social and psychological adaptation in modern society. A child is in difficult circumstances because of the new problems connected with social changes. As a result he is filled with aggression, desperation, fear and low self-esteem. It is necessary to consolidate psychological research and practical work so as to devise strategies and methods of schoolchildren's social and psychological adaptation in modern society.

Key words: social media, junior schoolchildren, education, social skills, methods, self-assessment, subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.