УДК 371.212
ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2015 Ю.В.Шильцова
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина
Статья поступила в редакцию 10.02.2015
В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации младшего школьника в условиях современной социокультурной ситуации и информатизации общества. Под влиянием интенсивных изменений и нестабильности социального развития младший школьник находится в сложных условиях путаницы ценностей, в результате чего возрастает тревожность, агрессивность, запуганность детей, наблюдается дефицит коммуникативных качеств, снижается их самооценка. Необходимо объединение усилий научных исследователей и психологов-практиков в разработке стратегий и методов социально-психологической адаптации детей, способствующих совершенствованию современного образовательного процесса, оказанию психологической помощь детям и родителям.
Ключевые слова: социальная среда, младший школьник, образовательный процесс, социальные навыки, методы, субъект, подвижные игры.
Необходимость научного анализа проблемы социально-психологической адаптации человека становится особенно актуальной в связи с его выходом в открытое мировое пространство. В условиях непрерывной трансформации общества характерной его чертой выступают перемены качества, касающиеся всех его возрастных этапов, в том числе периода младшего школьного возраста.
Реально происходящие изменения человека, среди которых, отмечаемые Д.И.Фельдштейном! изменения восприятия, ритмов и скорости овладения информацией, потребностно-мотивацион-ной и эмоционально-волевой сфер, структуры отношений, между поколениями, разрушение многих норм и принципов поведения, имеют очевидное отражение в развитии младших школьников. Рассматриваемая социально-психологическая адаптация младшего школьника, понимаемая в психолого-педагогических исследованиях как одна из стадий развития личности в процессе социализации (А.В.Пиотровский), которая обычно совпадает с периодом детства; как «результат взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы»2 в настоящее время нуждается в её практическом
° Шильцова Юлия Вячеславовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии. E-mail: j.shiltsova@gmail. com
1 Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии / Д.И.Фельдштейн // Педагогика. - №6. -М.: 2008. - С. 3.
2 Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и
таблицах / Крысько В.Г. - Мн.: Харвест, 1999. - 384 с
обеспечении эффективными, соответствующими современным изменениям, методами и формами работы с детьми. Дети и их родители оказываются в возрастающем объёме неопределенных социальных ситуаций, в совершенно иных формах вариативности взаимоотношений, характеризуемых появлением новых ролей и многообразием социальной деятельности. Происходящие в современных реалиях изменения имеют интернациональный характер. Американские ученые выявили пять процессов, которые оказывают наиболее глубокое влияние на развитие детей в современном обществе и преобразуют форму и содержание работы государственных образовательных учреждений в странах, вовлеченных в процесс глобализации. К ним относится маркетиза-ция, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация3. Нормы и паттерны, регулирующие основы нравственного развития, поведения, взаимоотношений, личностных переживаний младших школьников пребывают в состоянии нестабильности, что лишает детей опоры в разных жизненных ситуациях.
Под действием происходящих социокультурных изменений, как отмечает Д.И.Фельдштейн, ребёнок «становится другим!», не хуже, чем он был десять лет назад4. В этих условиях психологическая наука ощущает недостаточность теоретиче-
3 Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И.Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2010. - № 2. - С.12 - 18.
4 Фельдштейн, Д.И. Психолого--педагогические.... -С.13.
ских идей, концептуальных поисков, научно-практических исследований, способных активно содействовать современному образовательному процессу, оказывать психологическую помощь детям и родителям.
Сегодня, как определяют Д.И.Фельдштейн, И.В.Дубровина, О.А.Карабанова, А.А.Реан, Л.Ф.Обухова и другие учёные, знания и навыки взаимодействия в обществе, приобретаемые детьми, должны обеспечивать соответствующий современному историческому состоянию уровень их развития, готовность к продуктивной деятельности, а также и укреплять способности растущих людей к своему самосовершенствованию. В проводимом сегодня поиске главным становится определение условий, обеспечивающих выход общества, его растущих членов на исторически другой уровень развития. Представленные особенности нынешних реалий обращают к особой значимости исследования и реализации потребностей рассмотрения механизмов социально-психологической адаптации младших школьников, входящих в новые социальные ситуации. Анализируя сегодняшние особенности в развитии ребёнка Д.И.Фельдштейн отмечает, что эти изменения «связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека. Что имеет своё проявление в морфологических изменениях, так называемых «секулярных трендах» - астенизации, деселерации, тенденции к леворукости, ювенили-зации, грацилизации, андрогонии, которые сопровождаются целым комплексом психологических признаков, в частности большими креативными способностями детей, меньшей степенью экстра-вертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления»5. В этой связи предметом научного внимания и практического решения должны стать вопросы научного обоснования форм и механизмов социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста. Необходимо расширение направлений научных и практических исследований, выявляющих эффективность и особенности адаптирующих механизмов; экспериментальные разработки, создание новых методик решения вопросов, выдвигаемых изменяющимся социальным контекстом.
Как сложная природно-биологическая и социально-духовная структура человек, в данной статье - младший школьник, остро нуждается в приспособлении к нынешним реалиям на уровне системы «человек-среда», что требует развития его личностной активности и совершенствования социальных навыков. Адаптация является жизненно важ-
5 Фельдштейн, Д.И. Психалого-педагогические...- С. 16.
ным свойством любого живого существа, но человек представляет собой сложнейшую биосоциальную систему, поэтому при рассмотрении проблем его адаптации целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. Происходящая в образовательном процессе начальной школы учебная адаптация ребёнка сопровождается его психологической, физиологической и социальной адаптацией. Психологический смысл адаптации или ее актуальность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения. При этом, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую модель поведения. Младший школьник ещё только становится субъектом, только учится саморефлексии и самовоспитанию.
Эффективность психической функции социально-психологической адаптации напрямую зависит от организации взаимодействия младших школьников в микросоциальной среде (школа, кружки, секции). Эффективное социальное взаимодействие детей в коллективе способно сгладить даже конфликтные ситуации в семье или с ровесниками по месту жительства. С адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения младших школьников, оценка личностных качеств окружающих как положительного фактора, так и может случаться отрицательного.
Адаптация - это в значительной степени процесс реализации способности организма регулировать свои параметры таким образом, чтобы удерживать их в пределах системы, в которую оказываются включёнными младшие школьники. Поэтому главным показателем уровней развитости этих параметров служит характеристика регуля-торной системы, которая ответственна за адаптационный процесс детей. Их адаптационные способности не одинаковы, они находятся на разных уровнях филогенеза и различаются, как подчеркивает исследователь Г.М.Андреева из-за продвину-тости их регуляторных систем 6.
Вновь возвращаясь к вопросу субъектной позиции, необходимо подчеркнуть, что в современных исследованиях адаптация к изменяющейся среде понимается не только как активно-приспособительный процесс, но и как активно-развивающий, как самораскрытие личности (А.А.Баранов (2006), А.А.Реан (2006), А.Р.Кудашев (2006), С.Т.Посохова
6 Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для
высших учебных заведений / Г.М.Андреева. - М.: Ас-
пект Пресс, 1998. - 376 с. - С.65.
(2003), и др.). Адаптация как самораскрытие личности основывается на представлении о личности как субъекте собственного выбора и истории. (Б.Г.Ананьев (1980; 1996), А.В.Брушлинский (1994), С.Л. Рубинштейн (2000). С.Т.Посохова утверджает: «Личность субъекта адаптации несет ответственность за успешность, выбор стратегии и исход адаптации» и признаётся «истоком и завершением адаптационных процессов»7. Личность субъекта адаптации обладает специфическими психологическими характеристиками, основополагающей из которых является субъектная активность, которая выражается в способности человека влиять на внешний мир и управлять им.
По мнению А.В.Брушлинского (2003), высший уровень активности субъекта - это способность противостоять обстоятельствам жизни. В этой связи, активность личности субъекта адаптации можно рассматривать как способность не только противостоять внешним обстоятельствам, но и регулировать отношения с собой, самореализовывать свой внутренний потенциал в изменяющихся условиях жизнедеятельности8. Отсюда вытекает значимость воспитания субъектной позиции младшего школьника, что возлагается как на родителей, так и на образовательный процесс школы. Следует использовать активное включение детей в многообразие видов деятельности, мотивирующих их саморазвитие и научение социальным навыкам.
Необходимым является именно в этом возрасте приучать к навыкам самоконтроля, ответственного поведения. Особая значимость здесь принадлежит использованию социального контекста, созданию благоприятного микроклимата в классе, способствующего раскрытию задатков и способностей ребёнка, включению в творческие виды деятельности, взаимодействие со старшими учащимися. На стремлении к собственному росту формируются основы субъектной позиции младшего школьника. При этом, несомненное значение принадлежит звену, которое может быть образцом, за которым следует тянуться и которому следует в некоторых ситуациях подражать.
А.Г.Маклаков (2003) отмечает, что содержание личностного адаптационного потенциала включает как психофизиологические, так и социально-психологические характеристики: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, уро-
7 Посохова, С.Т. Адаптационный потенциал личности / С.Т.Посохова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: труды Пятой Всероссийской научно-практ. конфер. с международным участием, 23 - 27 ноября 2010. - СПб.: Изд-во По-литех.ун-та, 2010. - С. 35 - 39.
8 Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В.Брушлинский. - СПб.: Алетейя, 2003. - 268 с.
вень социальной поддержки, способность разрешать конфликты, приобретать опыт общения 9.
В рамках отечественной психологической науки (Г.М.Андреева, Ф.Б.Березин, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, В.А.Сластёнин и др.) социально-психологическая адаптация понимается как такое состояние взаимоотношений личности и социальной среды, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, обретает состояние самоутверждения и свободы, выражения творческих способностей (А.А.Налчаджян)10. Исследователи предлагают обозначать процесс адаптации термином адаптирование, это состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса - адаптированность. В данном случае можно сказать, что адаптация - это тот социально-психоло-гический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
В русле особой значимости, адаптированности, приспособленности которая требуется от младшего школьника в нынешних условиях в связи с нестабильностью социальной обстановки, следует обратиться к той части рассматриваемого понятия, которая связана с психологической адаптацией. Психологическая адаптация представляет собой многоуровневое и разноплановое явление, затрагивающее и индивидуальные особенности человека (его психику), и все стороны его бытия (социальную среду непосредственной его жизнедеятельности), и различные виды деятельности (у взрослого-профессиональную, у младшего школьника - учебную), в которые он непосредственно включён. Непосредственно процесс психологической адаптации следует рассматривать как установление, подбор соответствия психических свойств, состояний и процессов личности при ее деятельности и окружающей среды. У младшего школьника это его социальная ситуация развития в данном возрасте как «исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода» (Л.С.Выготский)11 и интенсивный наплыв новых социальных ситуаций, который требует новых ролей. При этом, недостаточный опыт и самого ребёнка и его родителей, и предшествующих поколений не всегда в состоянии поддержать его внутренний комфорт.
9 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. -СПб.: Питер, 2003. - 592 с.
10 Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А.Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368с.
11 Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т.2. - С. 244 - 268.
Что же происходит в процессе психологической адаптации младшего школьника? Прежде всего, необходимо отметить изменения внутреннего мира: появление новых представлений о мире и окружающем пространстве, о своём месте среди сверстников, о своей роли в какой-либо деятельности. Как результат при этом можно наблюдать самокоррекцию личности: ребёнок учится регулировать своё поведение: останавливать себя в те моменты, в которых ранее он выражал своё недовольство приступами ярости, крика и другими агрессивными выпадами; выражать своё несогласие логическими фразами и действиями. В процессе психологической адаптации ребёнка происходят изменения в его самооценке, связанной с его новой деятельностью - субъекта, способного ставить цели, задачи, анализировать уровень трудностей, рассматривать суть своих желаний и потребностей. Формируются основы рефлексии, «Я-концепция», оценивание себя в сравнение с другими и тем, что было ранее. Изменяются установки ребёнка на самоутверждение, идёт мощный поток приобретения социальных навыков и способов действия.
Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия учащихся класса, то степень адаптированности младшего школьника как субъекта к группе класса или кружка будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды этих групп, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К личностным или субъективным факторам младшего школьника следует отнести: уровень самостоятельности, самоконтроля, уровень готовности к определённому виду деятельности, уровень ответственности, самооценку, уровень тревожности, умения решать возникающие проблемы и др. В процессе адаптации ребёнок приспосабливается к среде школы, и в ходе активного взаимодействия с этой средой изменяет свои свойства, характеристики: самоидентификации, ценностные ориентации, ролевое поведение.
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности -учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. Оптимальная организация микросоциального взаимодействия в которое включён ребёнок способствует успешности его психической адаптации. Важными факторами, способствующими эффективной психической адаптации ребёнка в начальной школе, являются: сплоченность на основе общих дел и интересов, возможность открытой коммуникации, способность строить межличностные
отношения. Новая среда школы ставит перед ребёнком целый ряд задач, которые не были связаны с его предыдущим опытом и требуют максимальной мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и физических сил. Поэтому особую значимость для адаптации ребёнка к условиям обучения в начальной школе имеет психолого-педагогическое сопровождение. В психологии «сопровождение» - это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности. Психолого-педагогическое сопровождение школьника понимается как непрерывный процесс создания условий для эффективного саморазвития личности учащихся путём формирования у них механизмов самообучения и самовоспитания. Наиболее актуальным в настоящее время представляется рассмотрение психолого-педаго-гического сопровождения с позиции сохранения психологического здоровья детей (И.В.Дубро-вина)12. Значимым в сопровождении, прежде всего, видится приоритетная направленность деятельности на мобилизацию внутренних резервов сопровождаемого, чтобы тот сам справился со своими проблемами. Для этого необходимо совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, затруднений, с которыми он сам не может справиться и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, речевом общении, образе жизни.
Психолог-педагог направляет свои действия на укрепление способностей ребёнка и его веры в себя. На этом основании следует развивать потребности детей в самоанализе, в анализе причин затруднений и возможностей правильных решений в сложных ситуациях. Психологически обоснованное педагогическое сопровождение состоит в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к трудностям в обучении. Важное направление в деятельности сопровождения младшего школьника для его успешной адаптации следует отвести методам формирования личностных качеств ребёнка, относящихся к коммуникативной и эмоциональной сферам. Умение контактировать с другими людьми, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими, умение правильно эмоционально реагировать на различные ситуации являются необходимыми условиями для успешной адаптации и в школе, и в более широком пространстве социума. В практической деятельности социально-психологическую адаптацию младших школьников следует рассматривать как процесс, действие которого
12 Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография / И.В.Дубровина. - М.: Изд-во МПСУ, 2014. - 464 с.
охватывает две стороны: 1) активное освоения младшим школьником внешней среды: условий обучения в школе, приспосабливая себя, своих индивидуальных потребностей, интересов, склонностей, возможностей, таким образом, обогащая субъектный опыт личности; 2) создание условий приноравливания образовательной среды школы к ребёнку - субъекту адаптации через создание системы адаптивных факторов, которые присутствуют в богатом социальном опыте школы и которые следует принимать и усваивать ребёнку.
Социально-психологическая адаптация занимает значимое место в содержании работы с детьми младшего школьного возраста в условиях начальной школы, где целенаправленно осуществляется их социально-психологическое развитие - процесс усвоения доступного на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, в начала внутренних социальных ценностей и установок. Однако, как показывает опыт последних лет, при усложнении содержания этого процесса остаются не в полной мере использованными эффективные методы социально-психологической адаптации. А некоторые, такие, к примеру, как коллективные подвижные игры становится редкостью.
Таким образом, одной из важнейших задач начальной школы является проектирование и осуществление такого процесса взаимодействия ребёнка и социальной среды (сообщества родителей, педагогов дополнительного образования, а также и ровесников) в котором, ребёнок приобретает механизмы и нормы социального поведения, имеющие адаптивное значение. При этом, следует обратить внимание на поиски психологов бихевиорального направления (Э.Солтер и Дж. Вольпе (1958)13, Р.Альберти и М.Эммонс (2003)14 и т.д.), определивших значимость в процессе адаптации детей научения социальным навыкам. Социальные навыки
это виды поведения, которые оказываются наиболее приемлемыми в новых ситуациях. Зарубежные авторы Х.Уолкер и С.Мак-Коннел подчеркивают, что именно осведомленность в социальных навыках, навыки социальной компетентности могут помочь детям развивать и устраивать жизнь15.
Решение проблемы научения социальным навыкам как практическим ключевым основам социально-психологической адаптации младших школьников непосредственно связано с включением личности в деятельность, где основными формирующими методами выступают такие виды, как игра, занятия разными видами изобразительной деятельности, участие в постановках, проигрывание ролей в импровизированных театральных действах, участие в спортивных соревнованиях и др. Процесс модернизации образования выдвигает задачи разработки его инновационных направлений, введения эффективных психолого-педагогических технологий, насыщения форм и методов воспитания и обучения продуктивным прак-тико-ориентированным содержанием, поиском ответов на встающие проблемы. Проведённые экспериментальные исследования и приведённые здесь теоретические выводы подойти более конкретно к решению актуальных вопросов создания условия социально-психологической адаптации младших школьников.
13 Вольпе, Дж На пути к созданию научной психотерапии. Эволюция психотерапии / Дж. Вольпе. - М.: НФ «Класс», 1998. - Т.2. - 272 с.
14 Альберти, Р.Е. Умейте постоять за себя. Ключ к самоутверждающему поведению / Р.Альберти, М. Эммонс. - М.: 2003. - 98 с.
15 Walker, H.M. The Walker McConnell scale of social competence and school adjustment / H.M.Walker, & S.R.McConnell. San Diego: Singular. 1995. - 120 р.
PROBLEMS, SOLUTIONS AND FUTURE DEVELOPMENT IN RESEARCH INTO JUNIOR SCHOOL-CHILDREN'S SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION
© 2015 Iu.V.Shiltsova
Julia Vaycheslavna Shiltsova, Candidate of psychology, Senior lecturer of Department of general psychology. E-mail:
j.shiltsova@gmail. com
Ryazan State University named for S.A.Yesenin
The article reveals the problem of junior schoolchildren's social and psychological adaptation in modern society. A child is in difficult circumstances because of the new problems connected with social changes. As a result he is filled with aggression, desperation, fear and low self-esteem. It is necessary to consolidate psychological research and practical work so as to devise strategies and methods of schoolchildren's social and psychological adaptation in modern society.
Key words: social media, junior schoolchildren, education, social skills, methods, self-assessment, subject.