4. Организация системы межведомственного взаимодействия в адаптационной работе с рассматриваемой категорией детей.
5. Разработка и внедрение в практическую деятельность новых социокультурных технологий социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Организация мероприятий для детей с различными недугами должна быть направлена на стимулирование их самореализации, самосовершенствования, самоутверждения, самоадаптации.
7. Разработка и внедрение социокультурных программ и проектов в аспекте адаптации детей, имеющих ограничения здоровья, которые будут содействовать развитию преемственности и повышению качества проведения культур-но-досуговых мероприятий и более эффективной адаптационной работе.
8. Привлечение специалистов (работники учреждений культуры, специалисты социальной службы, представители общественных организаций инвалидов, родители детей с психическими и/или физическими отклонениями в развитии и др.) к подготовке и организации культурно-досуговых мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
9. Подготовка и систематическое повышение квалификации кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня психолого-педагогических, социально-культурных и организационно-управленческий знаний и умений в работе с рассматриваемой категорией детей.
10. Использование положительного практического опыта адаптационной деятельности различных учреждений и организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья для совершенствования уже имеющихся достижений и обеспечения эффективности различных социально-культурных технологий.
11. Внедрение уже имеющегося положительного опыта социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельность.
Библиографический список
12. Информационно-методическое обеспечение решения проблем детской инвалидности, в том числе социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях деятельности учреждений культуры, образования, социальных служб, реабилитационных и адаптационных центров, общественных организаций.
13. Повышение эффективности рекламной системы социально-культурных адаптационных мероприятий.
14. Совершенствование диагностической базы, позволяющей получать достоверную информацию о социально-культурных проблемах адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с помощью социологических исследований, для выбора эффективных социально-культурных технологии, «т. е. исходя из жизненной ситуации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи, свойственные им идеалы и нормы поведения, культур-но-досуговые интересы и предпочтения» [5].
Материалы настоящей работы, а также разработанные авторами рекомендации могут расширить основу для теоретической и практической разработки проблематики, касающейся изучения социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, при разработке учебных курсов в высших и средних учебных заведениях, а также быть использованы в практической деятельности учреждений культуры, образования, социальных служб, реабилитационных и адаптационных центров, общественных организаций и др.
В заключении следует отметить необходимость дальнейшего совершенствования социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, а это практически возможно лишь при органичном сочетании традиционных методов и форм социокультурной работы и актуальными процессам в обозначенном направлении. Сегодня крайне необходимо создать оптимальные условия для социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также защиты их интересов и потребностей.
1. Шмелева С.В., Сулим О.Н. Социально-правовые вопросы защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Ученые записки РГСУ. 2012; 7. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pravovye-voprosy-zaschity-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
2. Шишкина Е.В., Юркевич Г.П. Концептуальные основы изучения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013; 1 (15). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-izucheniya-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami
3. Агеева-Подобед И.Б. Психологическая и социально-культурная адаптация детей к условиям стационарного лечения. Педиатрический вестник Южного Урала. 2014; 1-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-i-sotsialno-kulturnaya-adaptatsiya-detey-k-usloviyam-statsionarnogo-lecheniya
4. Головина Г.В. Современное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях организованной социально-культурной среды. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: материалы общерос. науч. конф.: 25 нояб. 2008 г, Тамбов: Издательский дом ТГУ им. ГР Державина, 2008: 129 - 132.
5. Усова Л.В. Социокультурные технологии адаптации детей инвалидов. Современные исследования социальных проблем. 2011; 3. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsiokulturnye-tehnologii-adaptatsii-deteyinvalidov
References
1. Shmeleva S.V., Sulim O.N. Social'no-pravovye voprosy zaschity detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Uchenye zapiski RGSU. 2012; 7. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pravovye-voprosy-zaschity-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
2. Shishkina E.V., Yurkevich G.P. Konceptual'nye osnovy izucheniya social'noj adaptacii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami. Teoriya ipraktika servisa: 'ekonomika, social'naya sfera, tehnologii. 2013; 1 (15). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-izucheniya-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami
3. Ageeva-Podobed I.B. Psihologicheskaya i social'no-kul'turnaya adaptaciya detej k usloviyam stacionarnogo lecheniya. Pediatricheskj vestnik Yuzhnogo Urala. 2014; 1-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-i-sotsialno-kulturnaya-adaptatsiya-detey-k-usloviyam-statsionarnogo-lecheniya
4. Golovina G.V. Sovremennoe predstavlenie o processe socializacii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah organizovannoj social'no-kul'turnoj sredy. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: opyt, problemy, innovacii: materialy obscheros. nauch. konf.: 25 noyab. 2008 g., Tambov: Izdatel'skij dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2008: 129 - 132.
5. Usova L.V. Sociokul'turnye tehnologii adaptacii detej invalidov. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2011; 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsiokulturnye-tehnologii-adaptatsii-deteyinvalidov
Статья поступила в редакцию 30.05.19
УДК 37.015.3
Levkova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: tvlevkova@mail.ru
Fadeyeva A.A., psychology, Kindergarten № 12 (Birobidzhan, Russia), E-mail: aleksandra.faadeev@mail.ru
THE SOVEREIGNTY OF THE PSYCHOLOGICAL SPACE OF THE PERSONALITY OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT WITH DIFFERENT TYPES OF AFFECTION FOR THE MOTHER. The article highlights issues of affection of a child for his mother, various types of affection influencing his behavior, the sovereignty of the psychological space of a primary school student in his relationships with his mother. An emphasis is placed on the significance of the features of affection of a pupil for his mother and their influence on the formation of his personal characteristics. The subject of the study is the sovereignty of the psychological space of a primary school student with different levels of affection for his mother. Research objective: theoretical and empirical study of the relationship of the sovereignty of the psychological space of the pupil with different types of affection for the mother. The study is conducted at the MBEI (Municipal Budget Educational Institution) Primary school number 14 in Birobidzhan. There were 68 respondents, who were primary school students with the age of 9 - 10. The researchers the following methods: "Affection of children for their mothers based on the play samples" by E.V. Skulacheva, "Sovereignty of psychological space" by S.K. Nartova-Bochever. In the study, the authors conclude that the type of affection of children for the mothers depend on how the boundaries of the psychological space of the personality of a younger student are complete and safe.
Key words: affection for mother, sovereignty of personality, psychological space, primary school student.
Т.В. Лескова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,
E-mail: tvlevkova@mail.ru
А.А. Фадеева, педагог-психолог, «Детский сад №12», г. Биробиджан, E-mail: aleksandra.faadeev@mail.ru
СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИХА С РАЗНЫМИ ТИПAMИ ПРИВЯЗДННОСТИ К MAТЕРИ
В статье освещены вопросы привязанности младшего школьника к матери, различные типы привязанности, влияющие на его поведение, суверенности психологического пространства младшего школьника в процессе взаимоотношений его с матерью. Делается акцент на значимости содержательных характеристик привязанности младшего школьника к матери и их влияние на формирование его личностных особенностей. Предмет исследования - суверенность психологического пространства младшего школьника с разными уровнями привязанности к матери. Цель исследования - теоретически и эмпирически изучить связь суверенности психологического пространства младшего школьника с разными типами привязанности к матери. Исследование проводилось на базе школы МБОУ НОШ № 14 г Биробиджана. Количество респондентов - 68 школьников в возрасте 9-10 лет. Использованы следующие методики: «Привязанность детей к матери на основе игровых проб» Е.В. Скулачевой, «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер, В нашем исследовании мы увидели, что тип привязанности младшего школьника к матери определяет, то, насколько целостными, сохранными являются границы психологического пространства личности младшего школьника.
Ключевые слова: привязанность к матери, суверенность личности, психологическое пространство, младший школьник.
Суверенность психологического пространства обеспечивает ощущение безопасности окружающего пространства и создаёт защитный барьер человека от возможной опасности и разрушительного воздействия со стороны других людей. Она тесно связана с развитием доверия, толерантности, ненасилия, от которых зависит то, насколько человек уважает суверенность другого [1]. Уважая и не нарушая границы других, человек учится выстраивать свои собственные. По мнению С.К. Нартовой-Бочавер, на границе с миром рождается субъективность. Границы пространства человека характеризуют персональную идентичность личности, создают возможность равноправного взаимодействия, защищают от разрушающих внешних влияний и отражает пределы личной ответственности человека [2]. Значительной характеристикой психологического пространства личности, как считает С.К. Нартова-Бочавер, является сохранность и пластичность его границ, дающая человеку переживание автономности, суверенности собственного «Я», чувство уверенности в себе, безопасности, доверительности в отношениях.
Согласно теории американского учёного Дж. Боулби привязанность ребёнка к матери не является врождённой. По его мнению, основным результатом эффективной контактности матери и ребёнка является эмоциональная привязанность, способствующая социализации образа «Я» и его развитию. Сила и качество привязанности зависят от поведения матери по отношению к ребёнку. Чувство безопасности - это главная функция объекта привязанности, по Дж. Боулби, с её помощью дети определяют свои границы эффективного общения с другими
[3]. Прочные границы дают ребёнку и взрослому возможность свободного поведения, собственного мироощущения, качественного самовосприятия, позволяя идти по пути самореализации. Уточнение, развитие границ происходит в течение всей жизни, затрагивая все возрастные этапы. В младшем школьном возрасте целостность границ является главным условием развития и изменения личности младшего школьника.
Важной идеей для нас в исследованиях Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.И. Божович является то, что в младшем школьном возрасте происходит развитие новых сфер жизни, в которых младший школьник учится выстраивать свои собственные границы, которые влияют по-разному на его личность. Психологическое пространство личности, сохранность его границ определяют и отражают состояние психологического здоровья младшего школьника. Деформация границ психологического пространства может провоцировать различные формы психологических деформаций [4].
Важнейшей характеристикой психологического пространства, как считает С.К. Нартова-Бочавер, является, сохранность его границ, дающая человеку проживание собственной значимости, автономности своего «Я», чувство уверенности, комфортности, доверия к миру.
Психологическое пространство, которое человек ощущает как своё, позволяет ему видеть границы своей психической реальности, дают возможность обособиться от окружающего мира, социальных и психологических связей, представляющих среду его жизни. В зависимости от того, воспринимается ли человеком окружающий мир как чуждый, опасный или родственный, определяется и собственная социальная активность человека, принимая разрушающую либо созидательную окраску. В пространство включены такие характеристики как: его объём, количество измерений, сохранность (устойчивость - подвижность границ)
[4]. В нашем исследовании актуальность сохранения суверенности границ личного пространства у младших школьников рассматривается с точки зрения качественности их привязанности к матери.
Согласно теории американского учёного Дж. Боулби, привязанность ребёнка к матери не является врождённой. По его мнению, основным результатом взаимодействия матери и ребёнка является эмоциональная привязанность, способствующая социализации образа «Я» и его развитию. Сила и качество привязанности ребёнка к матери зависят от качественного восприятия психологического пространства ребёнка матерью [3]. Если на самом раннем этапе между ребёнком и матерью не устанавливается тесная эмоциональная связь, то ребёнок может получить травматический опыт, который «оборвёт связь» и может прекратить всякие попытки к общению с материю [5]. И поэтому от качества взаимоотношений и взаимодействий с матерью зависит то, какой будет основа таких базовых характеристик личности, как чувство безопасности (либо тревожность),
психологическое благополучие, представления о других людях, характере отношений с ними и основы образа «Я» (ощущение самоценности либо чувство, что не достоин любви и заботы) [13].
Чувство безопасности - это главная функция объекта привязанности, по Дж. Боулби, с помощью которой ребёнок определяет, строит свои границы взаимодействия с другими [6]. Прочные границы дают индивиду свободу поведения, мироощущения, самовосприятия, позволяя идти по пути самоактуализации. Уточнение, развитие границ происходит в течение всей жизни, затрагивая все возрастные этапы. В младшем школьном возрасте целостность границ является главным условием развития и изменения личности младшего школьника.
Согласно В.С. Мухиной, особую значимость в развитии личности младшего школьника «играет» стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны родителей, учителей, сверстников. Л.С. Выготский говорил о том, что развитие личности младшего школьника подчиняется общественно-историческим законам, то есть развитие происходит посредством усвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Е.Е. Данилова считает младший школьный возраст сензитивным для проявления индивидуальных личностных особенностей, раскрытия возможностей, развития навыков самоорганизации и саморегуляции, развития реалистичности и в меру выраженной критичности по отношению к себе и другим, усвоения нормативных социальных правил, развития навыков общения [6]. Л.И. Божович в своей теории личности говорит о понятии «внутренней позиции» младшего школьника, основная функция которого - это регуляция взаимодействия личности младшего школьника и социального окружения (принятие или отвержение социума). «Внутренняя позиция» - это внутреннее условие, опосредующее внешние воздействия. «Внутренняя позиция» выступает как главная детерминанта субъективных характеристик ведущей деятельности младшего школьника [7; 8].
Состояние и сохранность психологического пространства, целостность его границ определяют и отражают состояние психологического здоровья индивида. Нарушение границ психологического пространства могут служить проявлением и быть причиной различных форм психических нарушений [4]. Чувство безопасности является ключевой характеристикой в понимании и установлении границ. Получая необходимую поддержку и заботу от матери, ребёнок медленно уясняет свои границы, пределы и дальше, расширяя для себя мир способен, верно, определиться в отношении всяких иных границ. Но если мать не проявляет к ребёнку заботу и поддержку, пределы границы ребёнка будут неопределёнными, нечёткими и неустоявшимися.
Всё вышесказанное позволило нам определить объект исследования -психологическое пространство личности. Предмет исследования - суверенность психологического пространства младшего школьника с разными уровнями привязанности к матери.
Цель исследования - теоретически и эмпирически изучить связь суверенности психологического пространства младшего школьника с разными уровнями привязанности к матери.
Мы предположили, что существуют отличительные характеристики в проявлении суверенности психологического пространства личности младшего школьника с разными уровнями привязанности к матери.
Исследование проводилось на базе школы МБОУ НОШ № 14 г Биробиджана. Количество респондентов: 68 школьников в возрасте 9-10 лет.
Методики, которые использовались в исследовании - «Привязанность детей к матери на основе игровых проб» Е.В. Скулачевой, где исследовались различные типы привязанности ребёнка к матери, «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер, где изучались несколько характеристик суверенности психологического пространства - суверенность психологического пространства (СПП), суверенность физического тела (СФТ), суверенность территории (СТ), суверенность вещей (СВ), суверенность привычек (СП), суверенность социальных связей (СС), суверенность ценностей (СЦ) [4].
Проанализировав ответы респондентов, полученные при обработке методики «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер), мы получили следующие результаты (см. табл. 1)
Таблица 1
Результаты исследования испытуемых с помощью опросника «Суверенность психологического пространства»
Испытуемые Показатели суверенности
СПП СФТ СТ СВ СП СС СЦ
CQ IS <5 ^ X то ¡3 Адекватный уровень суверенности 50,00% Адекватный уровень суверенности 47,05% Адекватный уровень суверенности 42,64% Адекватный уровень суверенности 57,35% Адекватный уровень суверенности 63,23% Адекватный уровень суверенности 52,94% Адекватный уровень суверенности 39,70%
<D ^ е Депривированн 45,58% Депривация 50,00% Депривация 51,47% Депривация 35,29% Депривация 29,41% Депривация 41,17% Депривация 57,33%
ZT § 1= Гипер суверенность 4,41% Гипер суверенность 2,94% Гипер суверенность 5,88% Гипер суверенность 7,35% Гипер суверенность 7,35% Гипер суверенность 5,88% Гипер суверенность 2,94%
Адекватный уровень суверенности психологического пространства имеют 50,00% (34 чел.) младших школьников из 100% (68 чел.), что отражает идею о том, что испытуемые имеют возможность контролировать, изменять и развивать свое психологическое пространство, с помощью обобщённого опыта суверенного автономного поведения. Аутентичность переживания собственного бытия -главный признак поведения респондентов в этой группе. Уверенность младших школьников в том, что собственные желания и убеждения являются направляющими их поведения. Ощущение своей значимости и уместности в пространственно-временных и ценностных отношениях в своей жизни, которые он создает либо принимает. При трудностях продвижения и проявления психологической суверенности может возникнуть регрессия, связанная с ригидной фиксацией, что может проявиться в психосоматических расстройствах, территориальной экспансии в поведении, ритуализации и сверхконтроле над временными характеристиками поведения, межличностных патологиях, повышенной внушаемости или склонности к внедрению «сверхценных» идей.
Депривированность суверенности психологического пространства имеют 45,58% (31 чел.) младших школьников из 100% (68 чел). В рассматриваемом контексте депривированность пространства личности означает, что младшие школьники следуют логике обстоятельств и воле других людей. Доминирующее переживание в данном случае связано с чувством подчинённости, отчужденности, трудностями в поиске знакомых объектов среды, ощущением себя «на чужой территории» и не в своем времени.
Высокий уровень суверенности имеют 4,41% (3 чел.) из 100% (68 чел.) младших школьников может трактоваться как стремление к закрытию, отчужденности, усилению автономности своих границ.
Изучив типы привязанности к матери с помощью методики «Привязанности детей к матери на основе игровых проб», мы получили разную степень выраженности типов привязанности у испытуемых.
Надёжный (безопасный) тип привязанности составляет 36,76% (25 чел.) из 100% (68 чел.). Такое взаимодействие младшего школьника с мамой несёт в себе чувство безопасности, которое испытывает ребёнок. Также это говорит том, что мама эмоционально доступна, откликается на сигналы ребёнка, способна вести диалог, поддерживать.
Надёжный тип с некоторыми признаками тревожно-амбивалентного типа имеют 22,05% испытуемых (15 чел.). Это говорит о том, что мама доступна ребёнку, обеспечивает безопасность, проявляет заботу. Но иногда ребёнок ощущает чувство угрозы, тревогу в трудной ситуации, которая исчезает при взаимодействии с мамой; мама жалеет, поддерживает, оберегает, помогает, подсказывает, принимает.
Избегающий тип с некоторыми признаками тревожно-амбивалентного представлен в 11,76% (8 чел.). Младший школьник с данным типом привязанности имеет очень высокий уровень тревожности. Так как, мама эмоционального отвергает ребёнка, при этом пытаясь решать все за него. Младший школьник при таком типе привязанности испытывает каждодневный дистресс, так как мама не обеспечивает ни безопасности, не проявляет любви и заботы, которая жизненно необходима для него в развитии и формировании его как психологически полноценной личности.
Избегающий тип привязанности представлен в 10,29% (7 чел.) и отражает, что контакты младшего школьника с мамой очень редки и часто он их избегает.
Библиографический список
Избегая контакта с мамой, ребёнок боится быть отвергнутым и поэтому строит защиту в избегание. Младшие школьники с избегающим типом привязанности проявляют себя независимо, уверенно. Но данная независимость лишь способ ухода младшего школьника от важности и необходимости для него безопасности, которую обеспечивает мама.
Тревожно-амбивалентный тип привязанности с некоторыми признаками надёжного типа представлен в 7,35% (5 чел.). При данном типе взаимодействия с мамой, ребёнок сильно привязан к маме. В отсутствии мамы ребёнок чувствует беспричинную тревогу, страх, не способен принять самостоятельно какое-либо решения без присутствия мамы. Все трудные для него ситуации, (как ему видятся) решает мама. Не тревожится тогда, когда с ним рядом находился мама, которая скажет, покажет, как ему действовать в различных ситуациях.
Надёжный тип привязанности с некоторыми признаками избегающего типа имеют 5,88% (4 чел.) испытуемых. При данном взаимодействии ребёнок отдалён от мамы, эмоционально и физически; не ощущает себя нужным, любимым, значимым. Имея данный тип привязанности к маме, ребёнок эмоционально закрыт, тяжело налаживает контакт с другими, тяжело адаптируется к новым условиям, не способен попросить о помощи и принять её, нуждается в постоянном одобрении со стороны значимого близкого.
Избегающий тип привязанности с некоторыми признаками надёжного составляет 4,41% (3 чел.). В. ситуации взаимодействия и не взаимодействия с мамой, ребёнок не ощущает чувство безопасности, опоры, так как, мама постоянно игнорирует его. Младший школьник с данным типом привязанности сам вынужден заботиться о своих витальных потребностях.
При соотнесении результатов двух экспериментальных методик и анализе степени выраженности суверенности психологического пространства личности при различных типах привязанности младшего школьника к матери, мы увидели, что тип привязанности младшего школьника к матери определяет, то, насколько целостными, сохранными являются границы психологического пространства личности младшего школьника.
На становление независимости младшего школьника влияет взаимодействие младшего школьника с мамой. Проанализировав основные стили привязанности, выраженные у респондентов, мы увидели, что суверенность пространства личности младшего школьника депривирована в большей степени при тревожно-амбивалентном типе с некоторыми признаками избегающего. Однако мы увидели и тот факт, что при надёжном типе привязанности, при надёжном типе с некоторыми признаками тревожно-амбивалентного типа, при избегающем типе привязанности, при тревожно-амбивалентном типе с некоторыми признаками надёжного, при избегающем типе с некоторыми признаками тревожно-амбивалентного, избегающем типе с некоторыми признаками надежного имеется сохранность границ. Это делает наше исследование значимым в поле дальнейшего изучения явления связи привязанности младшего школьника к матери и суверенности пространства младшего школьника.
Целостность, сохранность границ психологического пространства личности младшего школьника определяется типом привязанности к матери, который служит основой формирования опыта младшего школьника. Опыт влияет на взаимодействие с окружающим его миром. В опыте младшего школьника закрепляется отношение к самому себе, к другим людям и миру, формируя его самооценку и отношение ко всему происходящему.
1. Щипанова Д.Е. Суверенность психологического пространства и ее взаимосвязь с дисгармоничностью межличностных отношений в юношеском возрасте. Психологическое сопровождение в системе образования: сб. науч. трудов по материалам международной междисциплинарной научно-практической конференции «Психология и психологическая практика в современном мире». Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015.
2. Водинчар Е.А., Орлик Л.А. Взаимосвязь суверенности психологического пространства человека и специфики его межличностных отношений. ВестникКраунц. Гуманитарные науки. 2016; 1 (27).
3. Боулби Дж. Привязанность. Перевод с английского. Москва: Гардарики, 2003.
4. Нартова - Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. Санкт-Петербург: Питер, 2008.
5. Скиннер Р, Дж. Клииз. Семья как в ней уцелеть. Перевод с англ.: Н.М. Падалко. Москва: Независимая фирма «Класс». 1994.
6. Левкова Т. В. Психологические границы личности в контексте семейных отношений. Социальные угрозы и риски современного общества: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018: 7 - 75.