Научная статья на тему 'Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте'

Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5294
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / EDUCATIONAL MOTIVATION / ADAPTATION / ELEMENTARY-SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абаленская З. В.

В статье рассматривается проблема учебной мотивации и адаптации школьников 1-4 классов. Исследованы динамика и тип зависимости учебной мотивации и школьной адаптации учащихся младших классов, выявлена зависимость учебной мотивации и школьной адаптации младших школьников от психологического климата в семье и особенностей отношения ребенка к учителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCE BETWEEN EDUCATIONAL MOTIVATION AND SCHOOL ADAPTATION IN ELEMENTARY-SCHOOL AGE

The article focuses on the problem of educational motivation and adaptation of 1-4 classes schoolchildren. The dynamics and dependence type of educational motivation and school adaptation of elementary grades pupils are investigated, dependence on a family psychological climate and specifics of the relations between a child and a teacher are revealed.

Текст научной работы на тему «Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

СООТНОШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© 2009 З.В.Абаленская

Поволжская государственная социально гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 27.08.2009

В статье рассматривается проблема учебной мотивации и адаптации школьников 1-4 классов. Исследованы динамика и тип зависимости учебной мотивации и школьной адаптации учащихся младших классов, выявлена зависимость учебной мотивации и школьной адаптации младших школьников от психологического климата в семье и особенностей отношения ребенка к учителю.

Ключевые слова: учебная мотивация, адаптация, младший школьный возраст.

Актуальность избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что в современном динамичном и постоянно меняющемся мире возникает необходимость переосмысления образовательных целей в направлении от парадигмы усвоения знаний, умений, навыков к формированию личности обучающегося как будущего активного деятеля, успешно адаптирующегося к новым условиям окружающей среды. При этом образование личности заключается, прежде всего, в развитии ее потребностей и мотивов. По мнению ведущих психологов (И.В.Дубровина, А.К.Дусавицкий, Л.П.Кича-тинов, А.К.Маркова, М.В.Матюхина и др.), специальное целенаправленное управление учебной мотивацией как важнейшей составляющей личности школьника в настоящее время не менее важно, чем управление умственным развитием и усвоением знаний.

Особую актуальность данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте, так как, во-первых, именно в этом периоде формируется желание учиться, и от того, насколько качественно оно сформировано, во многом зависит успешность всего дальнейшего обучения. Во-вто-рых, именно для данного возраста учебная деятельность является ведущей и важно к концу обучения в начальной школе придать учебной мотивации определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

Проблема учебной мотивации в целом и проблема адаптации в процессе обучения младших школьников в учебной деятельности в частности - не новая научная проблема. Анализ научной литературы показал, что изучали: связь уровня умственного развития обучающихся и развития, формирования их мотивацион-ной сферы (М.В.Матюхина - на примере младших школьников 1 - 3 класс, С.В.Гусева - младших под-

Абаленская Зоя Витальевна, ассистент кафедры педагогики и психологии начального обучения, факультета начального образования. E-mail: kavlisz@mail. ru

ростков, М.Д.Дворяшина - на примере студентов); динамику развития учебной мотивации и адаптации (М.В.Святогорова, И.В.Бачков; А.Г.Грецов, Е.В.Жукова - на примере школьников 1 - 3 классов); зависимость между учебно-познавательными мотивами и уровнем тревожности младших школьников 1 - 3 классов в разных системах обучения (А.К.Дусавицкий, Н.П.Морянова); связь между познавательной мотивацией и содержанием, способами обучения в младшем школьном возрасте (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, В.Ф.Моргун, Д.Б.Эльконин и др.); взаимосвязь между общей структурой мотивации учащегося, мотивационными установками на учение и школьной успеваемостью (В.Э.Мильман - на примере восьмиклассников). Однако, эти исследования проведены в основном с учащимися 1 - 3 классов, подростками и студентами, неохваченными остались четвероклассники.

Изучением адаптации не как пассивной, а как активной перестройки функциональных систем организма, обеспечивающей динамическое возрастное развитие, занимались Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и другие ученые. Сущность понятия «адаптация младших школьников к учебной деятельности» была раскрыта в исследованиях М.Р.Битяновой, А.Л.Венгер, И.В.Дубровиной, А.М.Прихожан, Е.Р.Слободской и др. Адаптация младших школьников в единстве с психическим развитием и личностным становлением рассматривалась в трудах Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, А.В.Запорожца, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эль-конина и др.

Отмечая плодотворность данных исследований, следует признать, что проблема соотношения учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте пока исследована не в полной мере. Среди многих проблем, возникающих при изучении вопросов адаптации, на наш взгляд, следует исследовать такие, которые связаны с уточнением

содержания понятия «учебная мотивация младших школьников, препятствующая адаптации», с определением психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную адаптацию младших школьников, с определением зависимости учебной мотивации и адаптации от отношений ребенка с учителем и родителями.

С учетом описанных выше противоречий нами было проведено исследование, проблему которого можно сформулировать следующим образом: каково соотношение учебной мотивации и адаптации на всем протяжении обучения ребенка в начальной школе, какова зависимость учебной мотивации и адаптации от отношений младшего школьника с учителем и родителями? Решение данной проблемы стало целью нашего исследования.

Теоретический анализ психолого-педа-гогической литературы показал, что прямого определения термина «учебная мотивация» нет. Такое положение дел связано, на наш взгляд, с терминологической неясностью, которая существует в психологии. Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «познавательная мотивация», «мотивация деятельности учения», «мотиваци-онная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (А.К.Маркова). Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (В.Я.Ляудис, М.В.Матюхина, Н.Ф.Талызина). Вслед за И.А.Зимней мы придерживаемся следующего определения учебной мотивации — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, характеризующейся сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и

результат) и внешней (награду, избегание) мотива-

1

ции .

Адаптация - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Впервые понятие «адаптация» вошло в труды ученых-биологов. Под адаптацией в биологии подразумевают приспособление строения и функций организма и их групп к условиям существования (Ч.Дарвин, Ж.Ламарк, И.П.Павлов, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, А.А.Ухтомский). Нас интересовало понятие адаптации в более узком смысле, то есть социальная адаптация как система, направленная на овладение новыми общественными связями. Отметим, что она не устраняет биологических форм адаптации, а видоизменяет и опосредует их в процессе взаимодействия личности и социального окружения. Под социальной адаптацией ученые понимают постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (Г.Айзенк, Р.Хенки, Т.Шибутани, Л.Филипс и др.).

1 Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на/Д.: 1997. - С. 224.

Если рассматривать адаптацию младшего школьника к учебной деятельности, нужно подчеркнуть, что это процесс преодоления проблемных ситуаций за счет сознательного и активного приспособления к внешней среде своего внутреннего мира. Адаптация охватывает различные уровни структурно-функциональной системы и осуществляется в различных направлениях. Адаптация личности имеет системный характер и протекает во внешней и внутренней среде.

В результате анализа исследований психологической адаптации (В.И.Буянов, К.Левин, А.А.Налчаджян) были выявлены критерии адаптиро-ванности личности как интегративного показателя успешности2. Среди них можно выделить объективные и субъективные. Основными объективными критериями, характеризующими результативную сторону адаптации школьника, являются следующие: отношение к учебной деятельности, учебная мотивация, успешность обучения. Субъективными критериями являются уверенность в себе в различных вариантах взаимоотношений, адекватность самооценки, степень интеграции личности в коллективе, статус в группе, стремление к повышению своего статуса.

Наше исследование проводилось на базе МОУ СОШ №102 Промышленного района г. Самары. В нем приняли участие 101 учащийся начальных классов (с первого по четвертый класс), их родители и классные руководители. Всего 206 человек. Исследование проводилось с помощью следующих методик:

1. Методика «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой3. Цель: оценка уровня развития учебной мотивации учащихся начальной школы. Каждому ребенку предлагалась специальная анкета с вопросами и 3 варианта ответа на них.

2. Методика «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбурга4. Цель: выявление мотивов учения, характерных для младших школьников. В основу этой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагался небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

3. Проективный рисуночный тест «Моя учительница». Цель методики: изучение эмоционального отношения учащихся к учителю и школе. По окончании рисования ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Какая твоя учительница?» Ответы детей фиксировались с обратной стороны рисунка и учитывались при анализе отношения ребенка к учителю.

2 Лямина Л.В. Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений. Авто-реф. дис... канд. психолог, наук. - Самара: 2009.

3 Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М.: 1999.

4 Развитие мотивов у детей 6 - 7 лет. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Ред. Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер. - М.: 1988. - С. 23.

4. Методика «Карта наблюдения» Д.Стотта5. Цель: Изучение особенностей учащихся, дезадаптированных к условиям школы.

5. Методика Рене Жиля6. Цель: исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений.

На первом этапе исследования с целью изучения динамики учебной мотивации младших школьников было осуществлено: 1) проведение методики Н.Г.Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»; 2) проведение методики М.Р.Гинзбурга «Определение мотивов учения».

На втором этапе, с целью изучения динамики школьной адаптации учащихся младших классов, было осуществлено: 1) Наблюдение за учениками 1, 2, 3 и 4 классов в различных ситуациях для выявления уровня адаптации детей к школе (поведение на уроках, выполнение поручений, интерес к самостоятельной работе, активность на уроке и перемене, общение со сверстниками). В качестве наблюдаемых параметров были определены поведенческие характеристики, выделенные С.А.Беличевой: отвлекае-мость на уроке; непослушание; пассивность на уроке; тревожное настроение; страхи перед ответами; занятость на уроке посторонними делами; жалобы на головные боли, боли в животе; одиночество на перемене; недостаточное усвоение знаний при низкой учебной активности. 2) Применение методики Д.Стотта «Карта наблюдений», направленной на выявление характера дезадаптации ребенка к школе, в основе которой лежит фиксация форм дезадаптивного поведения по результатам длительного наблюдения за учениками 1, 2, 3 и 4 классов. В результате были выявлены различные признаки школьной дезадаптации у учащихся младших классов: нарушения в эмоциональной сфере, нарушения в сфере общения, нарушения в сфере поведения, невротические расстройства.

На третьем этапе, для исследования зависимости учебной мотивации и школьной адаптации младших школьников от психологического климата в семье и особенностей отношения ребенка к учителю, было осуществлено: 1) проведение методики Ре-не Жиля для выявления особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений, выявления конфликтных зон в системе межличностных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками; 2) использование проективного рисуночного теста «Моя учительница», предназначенного для изучения учебной мотивации учащихся начальных классов, эмоционального отношения их к учителю и школе с целью выявления зависимости между школьной адаптацией, взаимоотношениями с родителями и отношением к учителю.

5 Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; под ред. И.В.Дубровиной. - М.: 1991. - С. 168 - 179.

6 Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. -М.: 1996. - С. 367 - 386.

На четвертом этапе, для выявления типа зависимости между учебной мотивацией и школьной адаптацией, а также для изучения их динамики в ходе индивидуального и возрастного развития младших школьников, проводился количественный и качественный анализ полученных данных. Статистический метод обработки результатов: для того чтобы определить, насколько существенными оказались различия в показателях от этапа к этапу, мы применяли ^критерий Стъюдента.

Интерпретация полученных результатов. В первом классе срез делался в конце ноября, эти данные можно оценивать как исходный уровень учебной мотивации и адаптации к школе, во втором, третьем и четвертом классах срезы делались в третьей четверти обучения, эти данные характеризуют уровень развития учебной мотивации и адаптации второклассников, третьеклассников и четвероклассников. Проведение методики «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой показало следующее распределение мотивов учения младших школьников (рис.1).

Для учащихся первого класса наиболее характерными (31%) оказались внешние мотивы учения, такие как стремление доставить радость хорошими отметками, понравиться учителю, избежать насмешек одноклассников и средний уровень развития мотивации (33%). При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью. Полученные данные мы связываем с тем, что на сегодняшний день, учащиеся, приходя в первый класс уже знакомы с изучаемыми предметами, т.к. дети проходили их в детском саду или на подготовительных занятиях и они не вызывают в них любопытства, интереса.

Для учащихся второго класса характерна тенденция к возрастанию интереса к собственно учебной деятельности, наиболее характерными были выборы, указывающие на сформированную внутреннюю мотивацию учения. При этом 32% учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации; 24% учащихся -средний уровень учебной мотивации; 25% учащихся - низкий уровень учебной мотивации. Следует отметить, что для учащихся второго класса характерна тенденция к снижению значимости внешних мотивов учения, таких как игровые, развлекательные мотивы. Но вместе с тем, наблюдается отрицательная динамика учебной мотивации: статистически достоверно уменьшается группа со средним уровнем учебной мотивации и увеличивается группа с низким уровнем учебной мотивации (и в том, и в другом случае разность процентов достоверна на 0,1% уровне значимости).

Рис. 1. Распределение уровней учебной мотивации от первого к четвертому классу

□ Высокий уровень

□ Внешний уровень

□ Средний уровень

□ Низкий уровень

□ Негативное отношение

Для учащихся третьего класса наиболее характерными оказались мотивы, связанные с учебной и познавательной деятельностью. При этом высокий уровень учебной мотивации был выявлен у 36% учащихся, средний уровень учебной мотивации -28% учащихся, низкий уровень учебной мотивации -24% учащихся. Из рис.1 видно, что количественное распределение учащихся по уровням учебной мотивации во втором и третьем классе различается незначительно, т.е. наблюдается стагнация в развитии мотивации учения. В ходе исследования было установлено, что для учащихся второго, третьего и четвертого класса не характерно негативное отношение к школе.

Для учащихся четвертого класса характерно дальнейшее снижение высокого уровня развития учебной мотивации с 36% до 31%. Таким образом, к четвертому классу уровень учебной мотивации снижается, становится больше детей со средним и низким уровнем учебной мотивации.

Методика Н.Г.Лускановой также позволяет оценить уровень школьной адаптации учащихся. Согласно полученным данным, 15% первоклассников, 34% второклассников, 40% третьеклассников и 48% четвероклассников, обнаружили высокий уровень адаптации к школе, характеризующийся тем, что ребенок положительно относится к школе, предъявленные требования воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной работе, выполняет поручения охотно и без внешнего контроля. Средний уровень адаптации к школе можно констатировать у 57% первоклассников, 51% второклассников, 52% третьеклассников и 50% четвероклассников, характеризующийся положительным отношением ребенка к школе, его внимательностью при выполнении учебных заданий, поручений, хорошей успеваемостью. Низкий уровень школьной адаптации обнаружили 28% первоклассников, 15% второклассников, 8% третьеклассников и 2% четвероклассников, характеризующийся безразличным или отрицательным отношением ребенка к школе, частыми проявлениями негативизма, напряженности, капризности, недовольства, отсутствием интереса к самостоятельным заданиям и слабой успеваемостью. Полученные данные в ходе проведения методики М.Р.Гинзбурга соотносят-

ся с результатами по методике Н.Г.Лус-кановой. В ходе исследования также обнаружилась устойчивая тенденция увеличения числа учащихся с внутренней мотивацией учения от первого к четвертому классу.

Обобщая результаты, полученные в ходе проведения первого этапа исследования можно охарактеризовать динамику мотивации учения в младшем школьном возрасте следующим образом: от первого к четвертому классу наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа учащихся с внутренней мотивацией учения, при этом наблюдается и увеличение числа детей с низким уровнем учебной мотивации.

Проведение методики «Карта наблюдения» Д.Стотта, с целью изучения особенностей адаптации учащихся к школе и выявление признаков школьной дезадаптации, позволило нам сформулировать следующие выводы. Наиболее часто встречающимися проявлениями школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте являются следующие: конфликтные отношения со сверстниками, агрессивное поведение, реакции негативизма на просьбу учителя, повышенный уровень тревожности, избегание общения с учителями, отказ от участия в совместной со сверстниками работе, подозрительность, неуправляемое поведение, капризность, повышенная утомляемость, частые жалобы на слабое здоровье, повышенная раздражительность, наличие невроза навязчивых состояний: обгрызание ногтей, сосание пальцев, тики.

По результатам наблюдения за поведением учащихся на уроках и переменах была составлена таблица, отражающая наличие определенных поведенческих характеристик учащихся, свидетельствующих о школьной дезадаптации (по С.А.Беличевой). По результатам диагностики учащихся были выделены три уровня адаптации детей к школе: 1) высокий - ребенок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, легко усваивает учебный материал, прилежен; 2) средний -ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, внимателен при выполнении заданий, но требует контроля, обнаруживает затруднения в общении со сверстниками или учителями; 3) низкий - ребенок отрицательно или безразлично от-

носится к школе, нарушает дисциплину, пассивен, вступает в конфликты со сверстниками и взрослыми, в его поведении отмечаются признаки школьной дезадаптации.

Можно отметить, что в младшем школьном возрасте динамика школьной адаптации учащихся характеризуется увеличением от первого к четвертому классу учащихся с высоким и средним уровнем адаптации и снижением числа учащихся с трудностями в адаптации к школе. При сопоставлении результатов исследования уровня школьной адаптации учащихся с данными по методике Рене Жиля и проективного рисуночного теста «Моя учительница» было установлено, что для учащихся с низким уровнем школьной адаптации характерны конфликтные отношения со сверстниками и учителями, боязнь учителя, а также было отмечено, что учащиеся с низким уровнем школьной адаптации имеют нарушения внутрисемейных отношений, связанных с повышенной требовательностью родителей, недостатком внимания родителей к проблемам ребенка, ревностью к брату или сестре.

Таким образом, результаты исследования свидетельствует о том, что у учеников IV класса, по сравнению с I, II и III классами, повышается уровень школьной адаптации (возрастает число детей с высоким и средним уровнем адаптации к школе), в то время как уровень учебной мотивации, наоборот, снижается, т.е. наблюдается положительная динами-

ка в адаптации к школе и отрицательная - в учебной мотивации. Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Ведь к концу младшего школьного возраста закономерно было бы ожидать появления нового уровня развития учебной мотивации, обеспечивающего возможность перехода к более сложным формам познавательной деятельности. Психологическое исследование соотношения учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте позволило обнаружить следующее: 1) На первом и втором годах обучения учебная мотивация и школьная адаптация связаны между собой более тесно, чем к концу четвертого года обучения. 2) К концу начальной школы наблюдается положительная тенденция уровня адаптации и отрицательная по отношению к уровню учебной мотивации. 3) Школьная дезадаптация характерна для детей с конфликтным отношением в семье и отрицательным отношением к учителю. 4) К концу начального обучения зависимость между учебной мотивацией, школьной адаптацией и отношением к учителю ослабевает. В заключении хотелось бы отметить, что следующим этапом нашего исследования станет изучение связи учебной мотивации и эмоциональных состояний младших школьников.

BALANCE BETWEEN EDUCATIONAL MOTIVATION AND SCHOOL ADAPTATION

IN ELEMENTARY-SCHOOL AGE

© 2009 Z.V.Abalenskaya°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article focuses on the problem of educational motivation and adaptation of 1-4 classes schoolchildren. The dynamics and dependence type of educational motivation and school adaptation of elementary grades pupils are investigated, dependence on a family psychological climate and specifics of the relations between a child and a teacher are revealed.

Key words: educational motivation, adaptation, elementary-school age.

o

Abalenskaya Zoya Vitalyevna, Assistant of the Pedagogy and psychology of elementary education department, the faculty of elementary education. E-mail:kavlisz@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.