Научная статья на тему 'Динамика учебной мотивации умственно отсталых учащихся от второго к четвертому классу'

Динамика учебной мотивации умственно отсталых учащихся от второго к четвертому классу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1821
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОРРЕКЦИЯ / MOTIVE / EDUCATIONAL MOTIVATION / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстикова Ольга Николаевна

В статье представлены основные результаты эксперимента по изучению особенностей становления и развития учебной мотивации умственно отсталых младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстикова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика учебной мотивации умственно отсталых учащихся от второго к четвертому классу»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.255.1

О.Н. Толстикова

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Л. С. Медникова

ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ ОТ ВТОРОГО К ЧЕТВЕРТОМУ КЛАССУ

В статье представлены основные результаты эксперимента по изучению особенностей становления и развития учебной мотивации умственно отсталых младших школьников.

Мотив, учебная мотивация, младшие школьники, коррекция.

The article considers the main results of the experiment on studying the characteristics of formation and development of educational motivation of mentally retarded junior schoolchildren.

Motive, educational motivation, junior schoolchildren, correction.

Процессы модернизации специального образования актуализируют проблемы социализации, адаптации и интеграции ребенка с умственной отсталостью, его социальной защиты, помощи семье в воспитании. Ключевым звеном в оптимизации этих процессов является создание психолого-педагоги-ческих условий для активизации мотивационной сферы любого ребенка, независимо от его способностей (Т.В. Егорова, Ю.В. Замятина, Н.Н. Малофеев,

Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына и др.).

Психологическое изучение мотивации и формирование мотивационной составляющей деятельности

- это две стороны процесса воспитания личности ученика, развития ее мотивационной сферы [1, с. 6]. Изучение мотивации позволяет выявить ее реальный уровень и возможные перспективы становления, зону ближайшего развития каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой планирования процесса обучения, содержания психокоррекционной работы по формированию мотивации и, тем самым, помогают обеспечению полноценного развития младших школьников, повышению качества их подготовки к самостоятельной жизнедеятельности.

Становление процесса учения у школьников зависит от различных факторов, в том числе и от состояния основных компонентов мотивационной сферы - смысла учения, структуры ведущих мотивов, целеполагания, эмоционального отношения к процессу обучения [2, с. 35].

Вопросы специфичности состояния отдельных компонентов мотивации учения у школьников с легкой умственной отсталостью были освещены в исследованиях Н.Г. Морозовой, Б.И. Пинского, В.Г. Петровой, М. Рутковски, И.М. Соловьева, И.П. Ушаковой и др. Однако разработанные методы активизации мотивации учебной деятельности в большей степени рассчитаны на детей подросткового возраста. Эффективные методы активизации и формирования учебной мотивации у младших школьников с умственной отсталостью раскрыты недостаточно. В

связи с этим, изучение особенностей становления учебной мотивации умственно отсталых младших школьников представляется актуальным как для более глубокого понимания психологии детей данной категории, так и для совершенствования методов диагностики, обучения и воспитания этих детей и осуществления полноценной коррекции.

В ходе констатирующего эксперимента нами были выделены группы мотивов, которые составляют мотивационную сферу младших школьников с умственной отсталостью. Также были обнаружены некоторые изменения в мотивационной сфере, происходящие на протяжении начального обучения у данной группы учащихся, в сравнении со сверстниками с задержкой психического развития и с нормальным развитием, а также тенденции развития учебной мотивации умственно отсталых младших школьников.

Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников с недоразвитием интеллекта строилось на основе методологических положений, содержащихся в работах отечественных ученых (Л.И. Божович, Н.В. Елфимовой, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной):

- учебная мотивация должна исследоваться в реальной учебной деятельности,

- учебная мотивация должна изучаться в динамике,

- при изучении учебной мотивации необходимо учитывать возрастные особенности школьников,

- необходимо определять не только уровни развития учебной мотивации, но и ее иерархическую структуру.

В исследовании приняли участие 180 младших школьников. Основную группу испытуемых составили 60 детей с легкой степенью умственной отсталости (F-70 по МКБ 10) - учащиеся 2 - 4-х классов. С целью проведения сравнительного анализа особенностей становления и динамики развития мотивации учения умственно отсталых младших школьников в экспериментальное исследование были включены 60 детей с задержкой психического разви-

тия - учащиеся 2 - 4-х классов и 60 нормально развивающихся школьников (2 - 4 класс).

В исследовательской работе с младшими школьниками применялись:

1) методика М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения» для выявления исходного уровня учебной мотивации у школьников;

2) методика Л.И. Божович, А.К. Марковой «Лесенка побуждений» для выявления видов мотивов учения, наиболее значимых для школьников;

3) проективная методика «Неоконченные предложения» (модификация для младшего школьного возраста);

4) методика столкновения мотивов МСМ (М.В. Матюхиной, Т.Ф. Ивановой).

С целью установления исходного уровня сфор-мированности учебной мотивации каждого ребенка в эксперимент была включена методика М. Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения». Детям предлагался небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступают в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед испытуемым выкладывался схематический, соответствующий содержанию прочитанного текста рисунок, который служил внешней опорой для запоминания. После того, как рассказ был прочитан, экспериментатор задавал ребенку три вопроса:

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему? (Выбор

1).

2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2).

3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3).

Дети последовательно осуществляют три выбора. За каждую картинку начисляется отдельный балл (внешний мотив - 0 баллов; учебный мотив - 5 баллов; позиционный мотив - 3 балла; социальный мотив - 4 балла; отметка - 2 балла; игровой мотив - 1 балл). Сумма полученных баллов определяет уровень мотивации, выявленной у ребенка:

I - Очень высокий уровень (13 - 15 баллов). Преобладание учебных мотивов. Школьникам нравится учиться, проявлять активность, рассуждать, делать уроки. У учащихся отмечается стремление овладевать новыми знаниями, способами действий и др. Возможно наличие социальных мотивов.

II - Высокий уровень (10 - 12 баллов). Преобладание социальных мотивов. Понимание школьниками значения школьных знаний для будущей жизни. Возможно присутствие учебного и позиционного мотивов.

III - Средний уровень (7 - 9 баллов). Преобладание позиционных мотивов. У школьников отмечается стремление занять определенную позицию в отношении с окружающими (учителем, одноклассниками и родителями). Процесс учения рассматривается как возможность общения, получение похвалы от значимых лиц. Возможно присутствие социального и оценочного мотивов.

IV - Ниже среднего (4 - 6 баллов). Преобладание оценочных мотивов. Школьники ходят в школу, чтобы получать хорошие оценки, за которые хвалят родители и учителя (узколичная мотивация). Возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов.

V - Низкий уровень (0 - 3 баллов). Преобладание игровых мотивов и мотивов избегания наказания. Возможно присутствие оценочного мотива.

При проведении качественного анализа учитывалось эмоциональное отношение учащихся к заданию, а также умение школьников объяснить свой выбор.

Преимущественно все умственно отсталые младшие школьники внимательно выслушивали задание. Во время рассказа экспериментатора дети кивали головой в знак согласия или, наоборот, говорили, что этот ученик не прав. Многие учащиеся довольно быстро указывали на картинку, с содержанием которой были согласны.

В табл. 1 показано количественное распределение испытуемых по уровням учебной мотивации в соответствии с этапом обучения.

Таблица 1

Уровни учебной мотивации младших школьников с различным уровнем интеллектуального развития ( %)

Уровни Младшие школьники

с умственной отсталостью с задержкой психического развития с нормальным развитием

2 кл. 3 кл. 4 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.

I 0 0 0 0 20 20 30 35 40

II 0 0 0 20 25 30 25 30 30

III 15 35 45 25 15 20 20 20 10

IV 40 35 35 35 30 25 25 15 20

V 45 30 20 20 10 5 0 0 0

Полученные результаты показали, что среди второклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида самую многочисленную группу (45 %) образуют дети с низким уровнем развития учебной мотивации. В группу с уровнем развития учебной мотивации ниже среднего вошли 40 % школьников, а группу со средним уровнем развития учебной мотивации - 15 %. В третьем классе учащиеся с умственной отсталостью распределились поровну между средним и ниже среднего уровнем развития учебной мотивации (по 35 %). Чуть меньшей оказалась группа третьеклассников, обладающих низким уровнем развития учебной мотивации (30 %). По данным таблицы видно, что к 4-му классу значительно увеличивается количество умственно отсталых учащихся, имеющих средний уровень учебной мотивации (45 %) по сравнению с учащимися 2-х классов (различия статистически значимы при р<0,05). У 35 % четвероклассников был диагностирован уровень учебной мотивации ниже среднего, у 20 % - низкий уровень учебной мотивации.

Данные табл. 1 свидетельствуют, что распределение учащихся с задержкой психического развития и с нормальным развитием по уровням учебной мотивации во втором, третьем и четвертом классе различается несущественно (нет выраженной положительной динамики). У большинства учащихся массовой общеобразовательной школы был выявлен очень высокий уровень учебной мотивации (во 2-м классе у шести школьников (30 %), в 3-м классе у семи школьников (35 %) и в 4-м классе у восьми учеников (40 %)). Низкий уровень развития учебной мотивации у учащихся массовой общеобразовательной школы в ходе эксперимента выявлен не был. У большей части младших школьников с задержкой психического развития уровень учебной мотивации ниже среднего.

Для определения места различных мотивов в системе мотивации учения младших школьников нами использовалась методика «Лесенка побуждений» (Л. И. Божович и А. К. Марковой) с готовым перечнем мотивов. Методика помогает ребенку осознать свои желания, дает возможность выявить наиболее и наименее осознаваемые мотивы. Она включает в себя набор утверждений, каждое из которых отражает определенный вид мотивов учения.

Познавательные мотивы. Утверждение 1 - мотивы, связанные с содержанием учения (школьников побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладеть знаниями по разным учебным предметам, способами действий). Утверждение 2 - мотивы, связанные с самим процессом учения (школьников побуждает учиться стремление проявлять активность, интерес, рассуждать, выполнять упражнения, решать задачи на уроках, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только результат).

Социальные мотивы. Утверждение 3 - узколич-

ные мотивы, связанные с желанием заслужить одобрение, получать хорошие оценки (мотивация благополучия). Утверждение 4 - мотивы самоопределения, связанные с пониманием значения знаний для будущей жизни, с желанием подготовиться к будущей профессии. Утверждение 5 - мотив долга и ответственности перед классом, учителем и родителями. Утверждение 6 - престижный мотив, который связан с желанием быть первым учеником, занять достойное место среди одноклассников.

Экспериментатор предлагал ребенку прослушать высказывания. Выбрать и повторить то, которое объясняет, почему он учится в школе. Вариант ответа испытуемого позволяет судить о виде преобладающих мотивов учения.

Все испытуемые, принимавшие участие в эксперименте, положительно, с интересом отнеслись к предложенному заданию. Большинство школьников комментировали свой выбор, задавали вопросы, во время предъявления экспериментатором суждений, кивали головой в знак согласия. У испытуемых всех групп отмечались более или менее выраженные затруднения, связанные с тем, что требовалось выбрать одно суждение из шести представленных. В этом случае некоторые дети отвечали: «Не знаю, трудно ответить», «Не могу выбрать», «Все подходят». Умственно отсталые младшие школьники больше других испытуемых нуждались в разъяснении содержания каждого суждения, в стимулировании со стороны взрослого: «Молодец!», «Не торопись, подумай». После оказания экспериментом разъясняющей и стимулирующей помощи дети делали свой выбор. Обобщенные данные, полученные по методике, представлены в табл. 2.

Полученные результаты показали, что ведущими мотивами для учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида являлись: желание получить хорошую оценку (мотивация благополучия), мотивы, связанные с процессом учения, мотив долга и ответственности перед учителем и родителями. Узколичные мотивы, связанные с желанием получать хорошие оценки, были выявлены во 2-м классе у 35 % школьников, в 3-м - у 40 %, в 4-м

- у 45 %. В третьем и четвертом классе этот мотив занимает первое ранговое место. Мотивы, связанные с процессом учения, обнаружились у умственно отсталых детей во 2-м классе в 35 % случаев, в 3-м - в 25 %, в 4-м - в 20 %. Количество учеников, для которых значимыми являлись мотивы долга и ответственности, несколько уменьшилось к четвертому классу. Данный мотив был диагностирован у шести учеников (40 %) из 2-го класса, у пяти учеников (25 %) из 3-го класса и у трех (15 %) учеников из 4-го класса, но все-таки для 40 % второклассников с умственной отсталостью он остается смыслообразующим мотивом, побуждающим к учебной деятельности.

Таблица 2

Мотивационная структура учебной деятельности младших школьников с различным уровнем интеллектуального развития

Мотивы Ранговое место (количество указаний в %)

Младшие школьники

с умственной отсталостью с задержкой психического развития с нормальным развитием

2 кл 3 кл 4 кл 2 кл 3 кл 4 кл 2 кл 3 кл 4 кл

0 II III III I I

Мотивы, связанные с содержанием учения 0 0 0 20 25 20 30 40

III II II I III IV IV

Мотивы, связанные с процессом учения 25 25 20 30 15 5 15 0 0

II I I I II II I II III

Желание получить хорошую оценку 35 40 45 30 20 30 30 25 20

III II III I I II I II

Мотивы самоопределения 0 10 20 15 35 40 25 30 35

I II III II IV V III IV

Мотивы долга перед учителем, родителями 40 25 15 25 10 0 10 10 15

Престижные мотивы 0 0 0 0 0 0 0 IV 5 0

Приведем характерные высказывания умственно отсталых детей, отражающие их отношение к школе.

Неля З. (9 лет, 3 класс): «В школе надо получать 4 и 5, учительница похвалит, скажет: «Молодец».

Лена Т. (10 лет, 4 класс): «Если получаешь 4 и 5, то ты хороший ученик».

Ваня Г. (9 лет, 3 класс): «На уроке интересно разгадывать кроссворды».

Мотив самоопределения был обнаружен у двух школьников (10 %) из 3-го класса и у четырех учеников (20 %) из 4-го класса. У умственно отсталых младших школьников отсутствуют мотивы, связанные с содержанием учения и престижности.

Можно отметить, что динамика развития учебной мотивации умственно отсталых школьников на протяжении начального обучения изменяется несущественно. Испытуемые начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида еще не осознали ценности учения, большинство школьников не понимают значимости тех знаний, которые они получают в школе для будущей жизни, у них зачастую нет представлений о том, что их ждет дальше. Дети только начинают вступать в контакт с одноклассниками, ориентироваться на их мнение.

Можно сделать вывод о том, что желание получить хорошую оценку, порадовать учителя и родителей, интерес к процессу учения (посещение уроков, решение примеров у доски, выполнение упражнений и т. д.) являются основными компонентами мотивационной структуры учения умственно отсталых младших школьников.

Несколько иная мотивационная иерархия наблюдается у младших школьников с задержкой психического развития и с нормальным развитием. Во время обследования дети стремились комментировать свой выбор, приводить примеры из своей школьной жизни. Для второклассников с задержкой психического развития значимыми мотивами являются: интерес к

процессу учения (30 %) и желание получать хорошие оценки - мотивация благополучия (30 %), на втором месте находятся мотивы долга и ответственности (25 %), последнее место занимает мотив самоопределения (15 %). У учащихся 3 - 4-х классов мотив самоопределения занимает первое место (соответственно 35 % и 40 %): «Надо учиться, чтобы получить образование», «Знания нужны для того, чтобы потом профессию получить». На втором месте находятся узколичные мотивы (20 % в 3-м классе и 30 % в 4-м классе). У школьников с задержкой психического развития наличие мотивов, связанных с процессом учения, несколько уменьшается к 4-му классу по сравнению с учащимися 2-х классов (р < 0,05) за счет увеличения количества детей, для которых смыслообразующим мотивом является интерес к содержанию учения. Детям нравится учиться, ощущать себя учениками, узнавать много нового и интересного. У младших школьников с задержкой психического развития пока еще не сложились дружеские отношения с одноклассниками, нет стремления к лидерству, поэтому они не обладают престижной мотивацией.

При обследовании младших школьников с нормальным развитием были получены следующие результаты. У второклассников ведущими мотивами являются: желание получить хорошую оценку (30 %)

- первое ранговое место, мотив самоопределения (25 %) и интерес к содержанию учебных занятий (20 %). У большинства учащихся 3 - 4 классов наряду с мотивами, связанными с содержанием учения (30 и 40 %), значимым является мотив самоопределения (30 и 35 %). Значимость отметки для учащихся с нормальным развитием несколько снижается к 4-му классу (этот мотив в 4-м классе занимает третье ранговое место).

Таким образом, у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются познавательные (связанные с процессом учения) и

узко социальные мотивы. По сравнению с учащимися с задержкой психического развития и с нормальным развитием, широкие социальные мотивы обнаружены у умственно отсталых детей в значительно меньшей степени. Психическое развитие умственно отсталых детей к началу школьного обучения не обеспечивает того уровня подготовки, который необходим для успешного становления познавательной и социальной мотивации учения. Все это говорит о необходимости целенаправленной работы по созданию психолого-педагогических условий по формированию учебной мотивации у школьников специальных (коррекционных) школ, которая бы учитывала их зону ближайшего развития, потребности и интересы в учении.

На основе анализа результатов констатирующего эксперимента было выделено пять уровней учебной мотивации у младших школьников с различным уровнем интеллектуального развития. Необходимо отметить, что в каждой группе испытуемых была представлена широкая картина уровней развития учебной мотивации, однако доля каждого из уровней

в каждом классе различна. Анализ данных показал, что наибольшей привлекательностью для умственно отсталых младших школьников 2 - 4-х классов по-прежнему обладает игровая деятельность, стойкий интерес к которой обусловливает низкий уровень учебной мотивации. Основным побудителем к учению остается внешнее воздействие со стороны взрослых, тогда как у большей части учащихся массовой общеобразовательной школы диагностирован высокий уровень развития учебной мотивации, обеспечиваемый сформированностью учебных мотивов у данной группы испытуемых.

Литература

1. Леонова, Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. -2008. - № 2. - С. 6 - 10.

2. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. - М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.