Научная статья на тему 'Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии'

Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3207
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОДРОСТОК / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипова Лариса Валентиновна, Кухарчук Ольга Валерьевна

В статье представлен обзор психологических исследований, посвященных изучению мотивации учения у школьников с легкой умственной отсталостью. Рассматриваются возрастные особенности мотивации учения у данной категории учащихся, обсуждается структура учебной мотивации. Анализируются наиболее важные тенденции изменений мотивации учения у умственно отсталых детей в школьном возрасте, особенности мотивации учения у младших школьников и подростков с легкой умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шипова Лариса Валентиновна, Кухарчук Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MOTIVATION TO LEARN OF MENTALLY CHALLENGED SCHOOL STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF SPECIAL PSYCHOLOGY

The article reviews the psychological researches studying the motivation to learn of school students with mild mental retardation. The authors consider the age-related peculiarities of motivation to learn of this category of students, discuss the structure of the motivation to learn. The paper analyzes the most important tendencies of changes in the motivation to learn of mentally challenged school students, specific features of motivation to learn of junior school students and teenagers with mild mental retardation.

Текст научной работы на тему «Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии»

УДК 159.9 Шипова Лариса Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Кухарчук Ольга Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Shipova Larisa Valentinovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Head of Special Psychology Department, Saratov State University

Kukharchuk Olga Valeryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Special Psychology Department, Saratov State University

THE PROBLEM OF MOTIVATION TO LEARN OF MENTALLY CHALLENGED SCHOOL STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF SPECIAL PSYCHOLOGY

Аннотация:

В статье представлен обзор психологических исследований, посвященных изучению мотивации учения у школьников с легкой умственной отсталостью. Рассматриваются возрастные особенности мотивации учения у данной категории учащихся, обсуждается структура учебной мотивации. Анализируются наиболее важные тенденции изменений мотивации учения у умственно отсталых детей в школьном возрасте, особенности мотивации учения у младших школьников и подростков с легкой умственной отсталостью.

Ключевые слова:

мотивы, учебная деятельность, мотивация учения, младший школьник, подросток, умственная отсталость, школьники с умственной отсталостью.

Summary:

The article reviews the psychological researches studying the motivation to learn of school students with mild mental retardation. The authors consider the age-related peculiarities of motivation to learn of this category of students, discuss the structure of the motivation to learn. The paper analyzes the most important tendencies of changes in the motivation to learn of mentally challenged school students, specific features of motivation to learn of junior school students and teenagers with mild mental retardation.

Keywords:

motives, educational activity, motivation to learn, junior school student, teenager, mental retardation, mentally challenged school students.

Изучение мотивации учения у умственно отсталых детей имеет большое значение для развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, формирования интереса к учебной деятельности, активизации познавательных функций в процессе обучения [1; 2].

Особенности учебной мотивации у школьников с умственной отсталостью освещены в работах Н.Г. Морозовой, Ж.И. Намазбаевой, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Толстиковой, И.П. Ушаковой и др. Вопросы формирования мотивации учебной деятельности умственно отсталых детей в процессе обучения изучались В.В. Воронковой, С.В. Кудриной, Н.Н. Кузьминой и др. Большинством исследователей отмечается, что развитие мотивационной сферы у детей с умственной отсталостью осуществляется на дефектной основе в результате органического поражения центральной нервной системы. Для учащихся с умственной отсталостью характерна незрелость мотивационной сферы, наличие слабой выраженности и кратковременности побуждений к деятельности, ограниченность мотивов, низкий уровень сформированное™ социальных потребностей.

Мотивы умственно отсталых детей недостаточно опосредованы, связаны с удовлетворением низших потребностей, плохо осознаются и не имеют необходимой действенной силы. В процессе учебной деятельности у умственно отсталых детей часто наблюдается соскальзывание мотива на другую, более знакомую детям задачу или на процесс деятельности [3]. Выявляется неустойчивость ведущих мотивов, которая объясняется сильной зависимостью от ситуации. Мотивы быстро сменяют друг друга в процессе деятельности в зависимости от ее субъективной сложности, привлекательности для ребенка. У умственно отсталых выявляется затрудненность процесса опосредования мотивов, которая связана с неумением поставить и осознать цель деятельности. Для умственно отсталых характерным является нарушение смыслообразования мотивов, при этом мотивы остаются лишь знаемыми и не побуждают к деятельности. Мотивы умственно отсталых характеризуются бедностью содержания. Особенно затрудненным является

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 18)

формирование широких социальных мотивов, так как это требует высокого уровня обобщения и абстрагирования.

Изучение мотивации учения у младших школьников с умственной отсталостью в работе С.В. Кудриной [4] свидетельствует о том, что в структуре учебной мотивации у умственно отсталых младших школьников отмечается преобладание широких социальных мотивов или мотивов, связанных с операционной стороной учебной деятельности, а не с ее содержанием. В процессе обучения наблюдаются незначительные изменения мотивационного компонента деятельности. Однако в третьем-четвертом классе начинает больше проявляться интерес к операционной и реже к содержательной сторонам учебной деятельности. Школьники с большим удовольствием, чем в начале обучения, реализуют учебные действия, выполняя предлагаемые задания, многие адекватно реагируют на оценку учителем и одноклассниками их деятельности, которая к этому времени начинает быть личностно значимой.

Исследование мотивации учения у умственно отсталых учащихся 2-4-х классов, проведенное О.Н. Толстиковой [5], показало, что у данной категории школьников преобладающими являются мотивы, которые связаны со стимуляцией со стороны педагога и школьными требованиями, они более выражены у второклассников и становятся менее значимыми у четвероклассников за счет увеличения мотивов, связанных с учебной деятельностью. У трети учащихся с умственной отсталостью были выявлены мотивы, которые непосредственно связаны с учебной деятельностью, но эти мотивы характеризуются недостаточной осознанностью и глубиной, поверхностным характером. Было установлено, что для умственно отсталых младших школьников не характерны даже в элементарном виде широкие социальные мотивы. Это свидетельствует о том, что учебная деятельность не является для данной категории учащихся осознанной, личностно значимой, они находятся под влиянием внешней ситуации. В связи с отсутствием стойких интересов, обед-ненностью внутреннего мира, низким уровнем интеллектуального развития, искаженным пониманием необходимости посещения школы и приобретения знаний, школьная жизнь и учебная деятельность имеют для большинства учащихся с умственной отсталостью формальный характер и осуществляются на основе подчинительной мотивации. Изучение динамики мотивации учения от 2-го к 4-му классу показало, что наибольшую привлекательность для умственно отсталых школьников по-прежнему имеет игровая деятельность, стойкий интерес к которой обусловливает низкий уровень учебной мотивации. Основным побудителем к учению остается внешнее воздействие со стороны взрослых.

Особенности развития мотивов поведения и деятельности подростков с легкой степенью умственной отсталости изучались в работе Н.В. Волковой [6]. Было установлено, что познавательный мотив для половины подростков с умственной отсталостью не является ведущим, тогда как для сверстников с сохранным интеллектом он является ведущим. Мотив избегания неприятностей, состязательный мотив, мотив значимости результатов деятельности у детей с сохранным интеллектом значительно выражены, тогда как у подростков с умственной отсталостью он свойственен лишь трети детей, но мотив смены деятельности является ведущим для подростков с недоразвитием интеллекта, а у нормально развивающихся встречается редко, что можно объяснить слабой устойчивостью интересов и недоразвитием волевых качеств у детей с умственной отсталостью. Представленные мотивационные компоненты личности детей с интеллектуальным недоразвитием занимают значительно более низкое место в их деятельности, чем у учащихся массовых школ. В ходе эксперимента установлено, что мотивы подростков с умственной отсталостью неустойчивы, подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений и внешних воздействий. Они в значительной мере зависят от вида деятельности, ее понятности и привлекательности. То, что требует сосредоточения и значительных волевых усилий, быстро становится малопривлекательным. Не выражены такие социальные мотивы, как желание удостовериться в правильности результатов своей деятельности и узнать отношение к ней окружающих. Исследование мотивации аффиляции показало, что умственно отсталым детям в большинстве случаев свойственно отсутствие одновременного существования мотивов «стремления к принятию» и «страха к отвержению», тогда как у нормально развивающихся подростков это наблюдается в половине случаев. Страх же отвержения одинаково характерен для обеих групп подростков.

Мотивационно-потребностной сфере детей с проблемами в развитии присущи слабые, нестойкие мотивы, элементарные интересы. В подростковом возрасте представленные личностные мотивы еще недостаточно сформированы и не занимают в структуре личности значимого места. Эффективность мотивации в значительной степени зависит от вида деятельности, ее понятности, привлекательности, уровня сформированности навыков этой деятельности, ее значимости. Мотивационно-потребностная сфера подростков с недоразвитием интеллекта противоречива: для многих учащихся характерна нужда постоянно быть в центре внимания, эгоцентрич-ность, сосредоточенность на своих эмоциях. Фрустрация потребности в достижении успеха и

страх не соответствовать ожиданиям окружающих в сочетании с потребностями в более полной социализации, тенденциями к самоутверждению, желанием показать себя и завоевать признание требует коррекции.

Таким образом, мотивы учения умственно отсталых школьников характеризуются незрелостью, низким уровнем осознанности, быстрой сменяемостью, неустойчивостью ведущих мотивов, зависимостью мотивов от конкретной ситуации, затрудненностью процесса опосредования мотивов, нарушением смыслообразования мотивов, при котором мотивы остаются лишь знае-мыми и не побуждают к действиям.

Ссылки:

1. Психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Ю.Т. Матасов, И.С. Богачек, Д.И. Бойков, П.А. Чубаров. СПб., 2008. 228 с.

2. Толстикова О.Н., Медникова Л.С. Особенности отношения к учению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 2013. № 5. С. 14-22.

3. Кузьмина Н.Н. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средство повышения ее продуктивности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 19 с.

4. Кудрина С.В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 20 с.

5. Толстикова О.Н. Специфика мотивов учебной деятельности младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида // Специальное образование. 2011. № 3. С. 76-83.

6. Волкова Н.В. Проблемы становления личности подростков с недоразвитием интеллекта // Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы теории и практики : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л.В. Шиповой. Саратов, 2002. С. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.