Научная статья на тему 'Эмоциональное отношение детей с умственной отсталостью к обучению в школе'

Эмоциональное отношение детей с умственной отсталостью к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1367
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНИКИ С НОРМАЛЬНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ / EMOTIONAL ATTITUDE TO STUDY AT SCHOOL / MOTIVATION FOR STUDY / INTEREST IN LEARNING / MENTAL RETARDATION / MENTALLY RETARDED SCHOOL STUDENTS / MENTALLY DEVELOPED SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипова Лариса Валентиновна, Петряева Людмила Николаевна

В статье представлены материалы эмпирического изучения эмоционального отношения к обучению в школе у детей с легкой степенью умственной отсталости разных возрастных групп в сравнении со школьниками с нормальным психическим развитием. Для достижения целей исследования использовались методики «Наша школа» О.Е. Шаповаловой и «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лускановой. Результаты исследования позволили установить общие и специфические особенности эмоционального отношения к школе у умственно отсталых школьников в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием, выделить четыре группы школьников с умственной отсталостью в зависимости от их эмоционального отношения к обучению в школе. Сделан вывод об улучшении общего эмоционального отношения школьников с умственной отсталостью в процессе обучения в школе, возрастании интереса к содержательной стороне обучения, отдельным предметам, учебному материалу, снижении числа школьников исследуемой категории с негативным отношением к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шипова Лариса Валентиновна, Петряева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The emotional attitude of children with mental retardation to study at school

The paper presents an empirical study of emotional attitude to school among children with mild mental retardation in different age groups in comparison with the mentally developed students. To achieve the objectives of the research, the authors apply the techniques of Our School by O.E. Shapovalova and What do I like about School by N.G. Luskanova. The results of the study allow us to establish the common and specific features of the emotional attitude towards school among the mentally retarded students compared with the mentally developed children. The handicapped students are divided into four groups according to their attitude to study at school. It is concluded that the general emotional attitude of the retarded students towards school is improved; the interest in the learning process and materials and certain subjects is increased. There is a decline in a number of handicapped students with a negative attitude towards school.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное отношение детей с умственной отсталостью к обучению в школе»

УДК 159.942.2:376.42

https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.16

Шипова Лариса Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Петряева Людмила Николаевна

педагог-психолог Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, Саратов

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Shipova Larisa Valentinovna

PhD in Psychology, Associate Professor, Head of Special Psychology Department, Saratov State University

Petryaeva Lyudmila Nikolaevna

Educational Psychologist, Centre of Psychological, Educational, Medical and Social Support of Children,

Saratov

THE EMOTIONAL ATTITUDE OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION TO STUDY AT SCHOOL

Аннотация:

В статье представлены материалы эмпирического изучения эмоционального отношения к обучению в школе у детей с легкой степенью умственной отсталости разных возрастных групп в сравнении со школьниками с нормальным психическим развитием. Для достижения целей исследования использовались методики «Наша школа» О.Е. Шаповаловой и «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лускановой. Ре-зультаты исследования позволили установить общие и специфические особенности эмоционального отношения к школе у умственно отсталых школьников в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием, выделить четыре группы школь-ников с умственной отсталостью в зависимости от их эмоционального отношения к обучению в школе. Сделан вывод об улучшении общего эмоционального отношения школьников с умственной отсталостью в процессе обучения в школе, возрастании интереса к содержательной стороне обучения, отдельным предметам, учебному материалу, снижении числа школьников исследуемой категории с негативным отношением к школе.

Ключевые слова:

эмоциональное отношение к обучению в школе, мотивация учения, интерес к учению, умственная отсталость, умственно отсталые школьники, школьники с нормальным психическим развитием.

Summary:

The paper presents an empirical study of emotional attitude to school among children with mild mental retardation in different age groups in comparison with the mentally developed students. To achieve the objectives of the research, the authors apply the techniques of Our School by O.E. Shapovalova and What do I like about School by N.G. Luskanova. The results of the study allow us to establish the common and specific features of the emotional attitude towards school among the mentally retarded students compared with the mentally developed children. The handicapped students are divided into four groups according to their attitude to study at school. It is concluded that the general emotional attitude of the retarded students towards school is improved; the interest in the learning process and materials and certain subjects is increased. There is a decline in a number of handicapped students with a negative attitude towards school.

Keywords:

emotional attitude to study at school, motivation for study, interest in learning, mental retardation, mentally retarded school students, mentally developed school students.

Актуальность изучения эмоционального отношения умственно отсталых детей к обучению в школе обусловлена как недостаточной разработанностью теоретических аспектов этой проблемы в специальной психологии, так и необходимостью формирования эффективных технологий развития внутренней позиции школьника у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, повышения мотивации учения [1], профилактики дезадаптивного поведения [2] и эмоциональных расстройств у данной категории школьников [3], коррекции нарушений межличностного взаимодействия в образовательном процессе [4], формирования позитивной адаптации в изменяющихся условиях [5]. Изучение данной проблемы имеет важное значение для успешной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в современном социокультурном и образовательном пространстве [6].

В исследовании принимали участие 78 школьников с диагнозом «легкая умственная отсталость»: первая группа - учащиеся 1-4-х классов в возрасте 8-11 лет (25 мальчиков и 15 девочек); вторая группа - учащиеся 5-6-х классов в возрасте 12-13 лет (16 мальчиков и 6 девочек); третья группа - учащиеся 7-8-х классов в возрасте 14-15 лет (10 мальчиков и 6 девочек), а также 100 школьников с нормальным психическим развитием (НПР) - учащиеся 1-4-х классов в возрасте 7-11 лет (53 мальчика и 47 девочек).

Для изучения эмоционального отношения к обучению в школе у умственно отсталых детей использовались следующие методики: «Наша школа» О.Е. Шаповаловой [7], «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лускановой [8].

Рассмотрим результаты исследования эмоционального отношения к обучению в школе у умственно отсталых школьников и школьников с НПР по методике «Наша школа» О.Е. Шаповаловой.

Таблица 1 - Результаты исследования эмоционального отношения

умственно отсталых школьников и школьников с НПР по методике «Наша школа»

Испытуемые Группа ответов

А Б В Г

отсутствие интерес интерес интерес л

учебных к внешней к содержанию к процессу а б >5

Группа испытуемых Количество учащихся интересов стороне обучения обучения обучения

Класс о вт в т в о т о вт в т в о т о вт в т в о т о вт в т в о т н д е р О

со 1 " ол от т е ш т о # со £ Ё ¡е ол от к е ш т о # со £ Ё ¡е ол от к е ш т о # со £ Ё ¡е ол от к е ш т о #

Школьники с умственной отсталостью 1-4 40 116 29 160 40 74 18,5 50 12,5 12

5-6 22 51 23,1 65 29,5 70 31,8 34 15,4 10

7-8 16 29 18,1 43 26,8 60 37,5 28 17,5 16

1-8 78 202 23,4 268 32,1 204 29,2 112 15,3 12

Школьники с НПР 1-2 50 70 13 175 36 150 32 105 19 16

3-4 50 9 1,8 41 8,2 258 51,8 192 38,2 22

1-4 100 79 7,4 216 22,1 408 41,9 297 28,7 18

По данным таблицы 1, 23,4 % ответов школьников с умственной отсталостью и 7,4 % ответов учащихся с НПР свидетельствуют о том, что дети учатся скорее для родителей, чем для себя, и ходят в школу потому, что их «заставляют», а также исходя из чувства ответственности и долга перед родителями. Учеба в школе им не нравится, детей интересует преимущественно общение с друзьями и одноклассниками. С возрастом интерес учащихся с умственной отсталостью к обучению несколько повышается. Если в 1-4-х классах было 29 % ответов группы «А», то в 7-8-х классах их количество снизилось до 18 %. У школьников с НПР эта тенденция проявляется более выра-женно уже в период начального обучения (13 % ответов в 1-2-х классах и всего 1,8 % в 3-4-х).

Позитивное отношение к ситуации обучения, к посещению школы менее связано с интеллектуальной регуляцией эмоциональных проявлений, чем интерес к содержанию и процессу учебы. Поэтому в структуре учебных интересов умственно отсталых учащихся выраженным оказался интерес к внешней стороне учебной деятельности. 32,1 % ответов учащихся с умственной отсталостью показывает, что им нравятся статус ученика, хорошие оценки, внимание учителя. У учащихся старших классов количество таких ответов снижается, но все-таки остается достаточно высоким (26,8 %). Учащиеся массовой школы дали 22,1 % ответов группы «Б».

Интерес учащихся к содержанию обучения, отдельным учебным предметам, учебному материалу проявился в 29,2 % ответов учащихся с умственной отсталостью. У учащихся 1-4-х классов таких ответов насчитывается всего 18,5 %, но данный компонент учебных интересов усиливается по мере обучения и в 7-8-х классах достигает 37,5 %. При этом у школьников с НПР он проявляется в 41,9 % ответов группы «В».

Способность испытывать положительные переживания от своего участия в процессе обучения, желание выполнять поставленные учебные задачи самостоятельно указывают на достаточно высокий уровень интеллектуальной регуляции эмоций. У учащихся с умственной отсталостью ответов группы «Г» было всего 15,3 %, их количество примерно одинаково в старших и младших классах. Учащиеся младших классов выбирали ответы группы «Г», скорее всего, случайно, останавливаясь на самом последнем варианте. Учащиеся старших классов все же старались показать высокий уровень учебных интересов, а не доказали его фактическое наличие. Учащиеся с НПР дали 28,7 % ответов, свидетельствующих об интересе к содержанию учения, причем у учащихся 3-4-х классов количество таких ответов увеличивается.

Согласно сумме баллов по результатам анкетирования нами был оценен общий уровень эмоционального отношения к учебной деятельности. Результаты изучения уровня эмоционального отношения к обучению в школе у детей с умственной отсталостью и НПР представлены в таблице 2.

Данные, представленные в таблице 2, показывают, что у младших школьников с умственной отсталостью преобладающим является средний уровень эмоционального отношения к обучению в школе. Для учащихся среднего звена более характерен низкий уровень эмоционального отношения к обучению в школе, тогда как у старшеклассников он повышается. Учащимся 1-2-х классов с НПР свойственно преобладание среднего, а 3-4-х классов - высокого уровня эмоционального отношения к обучению в школе. Эти результаты выявляют пассивность, слабую выраженность, нестабильное развитие эмоционального отношения к обучению при умственной отсталости.

Таблица 2 - Уровни эмоционального отношения к обучению в школе

у детей с умственной отсталостью и детей с НПР по методике «Наша школа»

Испытуемые Уровень эмоционального отношения к обучению в школе, %

Группа испытуемых Класс Количество учащихся низкий средний высокий

Школьники с умственной отсталостью 1-4 40 29 58,5 12,5

5-6 22 44 40,6 15,4

7-8 16 18,1 26,8 55

Школьники с НПР 1-2 50 13 68 19

3-4 50 7,4 34,2 58,4

Обработка результатов исследования с помощью критерия х2 показала, что различия в отношении к учебной деятельности умственно отсталых детей и школьников с НПР проявляются на высоком уровне статистической достоверности ОС2 = 37,4, что намного выше критического значения. При этом, несмотря на заметную разницу в возрасте, результаты учащихся с НПР были более высокими.

Рассмотрим результаты исследования эмоционального отношения к обучению в школе у умственно отсталых детей и учащихся с НПР по методике «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лу-скановой (табл. 3).

Таблица 3 - Результаты исследования эмоционального отношения к школе

у умственно отсталых детей и детей с НПР по методике «Что мне нравится в школе»

Группа испытуемых Класс Эмоциональное отношение к школе, % ответов

Сформирован-ность отношения к себе как к школьнику (высокая учебная мотивация) Отношение к себе как к школьнику фактически сформировано Положительное отношение к школе, но школа не привлекает учебной стороной Отношение к себе как к школьнику не сформировано Негативное отношение к школе

Школьники с умственной отсталостью 1-4 10 18 38 20 14

5-6 8 40 34 10 8

7-8 12 45 36 1 6

1-8 10 34,3 36 10,3 9,3

Школьники с НПР 1-2 12 20 40 12 16

3-4 18 22 25 13 22

1-4 15 21 32,5 12,5 19

Изучение результатов исследования показало, что у большинства учащихся младших классов коррекционной школы преобладает положительное отношение к школе, у школьников есть желание посещать школу, но при этом для них характерна низкая учебная мотивация. Школа привлекает их больше как место, где можно пообщаться с одноклассниками, играть, у них в большей степени проявляется школьно-социальная мотивация (36 %).

У 34,3 % учащихся с умственной отсталостью отношение к себе как к школьнику фактически сформировано, они ощущают себя учениками, но учебная мотивация низкая. 10 % учащихся этой группы показали сформированность отношения к себе как к школьнику, они обладают высокой мотивацией, положительным эмоциональным отношением к школе и обучению, демонстрируют познавательные мотивы и стремление выполнять требования школы. Для 9,3 % учащихся с умственной отсталостью характерно негативное отношение к школе, они посещают школу неохотно, на уроках занимаются посторонними делами, играют.

Результаты изучения эмоционального отношения к школе учащихся старших классов коррекционной школы показали, что 36 % школьников положительно относятся к школе, но школа не привлекает их учебной стороной, мотивация учения низкая. Школа привлекает их больше своей внеурочной стороной, они предпочитают ходить в школу для игр и общения, а не для учебы. У 12 % учащихся отношение к себе как к школьнику фактически сформировано. 6 % старшеклассников показали негативное отношение к школе.

Для 40 % учащихся с НПР 1-2-х классов свойственно положительное отношение к школе и обучению. 12 % обследуемых детей показали сформированность отношения к себе как к школьнику, высокую учебную мотивацию. У 20 % учащихся отношение к себе как к школьнику фактически сформировано, но преобладает больше социальная направленность, проявляется стремление к общению с друзьями и одноклассниками. У 12 % отношение к себе как к школьнику не

сформировано, для них характерна низкая мотивация учения. 8 % учащихся показали негативное отношение к обучению, нежелание посещать школу.

Результаты исследования по методике «Что мне нравится в школе» показали, что высокий уровень учебной мотивации проявляется у 7 % учащихся с умственной отсталостью, средний -21, низкий - у 13 %. У школьников сформировано положительное отношение к школе, но школа привлекает их не как место, где можно получить знания, умения и навыки, а как учебное заведение, в котором можно общаться со сверстниками, играть и участвовать во внеклассных мероприятиях. Негативное отношение к школе проявилось только у 5 % учащихся, что говорит о положительной эмоциональной обстановке в школе.

Исходя из результатов исследования эмоционального отношения умственно отсталых школьников к обучению в школе, учащихся можно разделить на четыре группы. Первая группа -учащиеся с легкой умственной отсталостью, для которых характерно индифферентное, безразличное отношение к обучению в школе, они не проявляют интерес к учебной деятельности. Вторая группа - учащиеся с эмоционально пассивным отношением к обучению в школе. Третья группа - учащиеся, которых школа привлекает своей внеучебной стороной деятельности: возможностями игры, общения с одноклассниками и друзьями. Четвертая группа - учащиеся, которые проявляют интерес к содержанию обучения с активным эмоциональным отношением к процессу и содержанию обучения. Для них характерны настойчивость, целеустремленность в решении поставленных задач и достижении желаемого результата. Это чаще всего учащиеся старших классов, так как с возрастом у умственно отсталых школьников возрастают активность, стремление к общению, совместной деятельности и познанию содержательных аспектов обучения.

Исследование показало, что в процессе обучения в школе общий уровень эмоционального отношения умственно отсталых школьников к обучению в школе растет, с возрастом усиливается интерес к содержательной стороне обучения, снижается число учащихся с негативным отношением к школе.

Ссылки:

1. Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 355-357.

2. Богданова А.А. Педагогическая коррекция поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 236 с.

3. Блинкова Ю.Б., Рудзинская Т.Ф. Возрастная динамика страхов у умственно отсталых школьников // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования : сб. ст. молодых исследователей / отв. ред. Т.Ф. Рудзинская. М., 2015. С. 113-121.

4. Гринина Е.С. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 51. С. 187-190.

5. Суслова О.И., Игнатьева К.В. Особенности адаптационного периода у детей при переходе из общеобразовательной в специальную (коррекционную) школу VIII вида // Педагогика и современность. 2015. № 2 (16). С. 97-101.

6. Demakova I.D., Valeeva R.A., Shipova A.V. Socialization of Adolescents: Cultural Practices in Children's Summer Camp // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 7. P. 1631-1640.

7. Шаповалова О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2006. 48 с.

8. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении : учеб.-метод. пособие. М., 1999. 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.