2014
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 2
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922.76 Е. С. Гринина
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83
В статье анализируются результаты изучения стратегий поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с умственной отсталостью, нормально развивающихся и одаренных. Экспериментальное исследование проводилось с применением теста К. Томаса. С учетом полученных в ходе сравнительного анализа данных выявлены общие закономерности поведения в конфликтных ситуациях, свойственные лицам данного возраста с различным уровнем развития интеллекта, а также специфические особенности конфликтного поведения умственно отсталых, нормально развивающихся и одаренных старшеклассников. Библиогр. 18 назв. Табл. 1.
Ключевые слова: конфликт, стратегии поведения в конфликте, старшеклассники, умственно отсталые, одаренные.
BEHAVIORAL FEATURES OF HIGH SCHOOL SENIORS WITH DIFFERENT INTELLECTUAL ABILITIES IN INTERPERSONAL CONFLICTS
E. S. Grinina
Saratov State University, 83, Astrakhanskaya ul., Saratov, 410012, Russian Federation
The article contains investigation results on the behavioral strategies of mentally-challenged, normally developing and gifted students in interpersonal conflicts. The experimental research was conducted with the use of K. Thomas' test. The comparative analysis elicited common behavioral strategies in conflicts, which were peculiar to high school seniors with different intellectual abilities, as well as the specific features of conflict behavior of mentally-challenged, normally developing and gifted students. Refs 18. Table 1.
Keywords: conflict, behavioral strategy in conflict, high school seniors, mentally-challenged students, gifted students.
Умение конструктивно разрешать возникающие в повседневной жизни конфликты и противоречия является одним из важнейших факторов, обусловливающих успешную адаптацию индивида в современном социуме. Выбор стратегии поведения человека в конфликтной ситуации связан с воздействием целого ряда факторов, к которым можно отнести личностные особенности конфликтующих, степень важности сохранения благоприятных взаимоотношений с оппонентом в дальнейшем, контекст взаимодействия в целом и др. Не менее важной представляется и способность индивида к осмыслению создавшейся ситуации, анализу поведения партнера и своего собственного, выстраиванию логичной линии поведения и возможности
самоконтроля. Указанные качества помимо прочих индивидуальных особенностей во многом определяются уровнем развития интеллекта личности. В связи с этим актуальными являются экспериментальные исследования, направленные на изучение особенностей конфликтного поведения лиц с различным уровнем развития интеллектуальных возможностей.
В современной психологии разработка проблемы межличностных конфликтов школьников нашла свое отражение в ряде работ. Так, А. Я. Анцупов [1], А. П. Егидес [2], А. В. Сидоренков [3], В. И. Журавлев [4] и др. выявляли причины межличностных конфликтов учащихся разных возрастов; Е. К. Ховенмей [5] изучала влияние самооценки и уровня притязаний младших подростков на возникновение и обострение конфликтных ситуаций; М. Н. Филиппов [6] анализировал специфику конфликтов младших подростков с девиантным поведением; Е. А. Тимоховец [7] исследовала типы конфликтного поведения подростков и т. д.
В специальной психологии также проводились исследования, так или иначе затрагивающие проблему конфликтов и конфликтности учащихся с умственной отсталостью. Указания на повышенный уровень конфликтности и агрессивности, а также деструктивное поведение в проблемных ситуациях умственно отсталых школьников встречаются в работах В. М. Маховой [8], Н. Н. Морозовой [9] и др.; выраженность негативистического, враждебного, грубого, провокационного поведения, а также повышенную раздражительность, обидчивость, агрессивность по отношению к родителям, воспитателям, сверстникам у умственно отсталых детей отмечает Д. Н. Исаев [10]; особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях изучала Т. И. Янданова [11] и т. д.
Отдельные аспекты проблемы межличностных конфликтов одаренных школьников отражены в работах Н. С. Лейтеса [12], Л. А. Карамаевой [13], Э. М. Александровской [14], А. И. Савенкова [15] и др. В указанных работах выявляется содержание конфликтных и дезадаптивных поведенческих стратегий в отношениях одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, несмотря на определенный опыт изучения межличностных конфликтов учащихся различных категорий, до настоящего времени не существует исследований сравнительного плана, направленных на выявление особенностей поведения в конфликтных ситуациях школьников с различным уровнем развития интеллекта.
В психологии традиционно выделяют пять стилей или стратегий поведения в конфликте, формирующих модель Томаса—Киллмена. Основанием этой модели служит ориентация участников конфликта на свои интересы и интересы противостоящей стороны [16]. Эти стратегии признаются большинством специалистов в области конфликта, хотя разные авторы описывают их в различных терминах:
1) доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
2) уход (избегание, игнорирование);
3) уступчивость (приспособление);
4) сотрудничество (кооперация, интеграция).
5) компромисс [17].
Выбор человеком стратегии соперничества обусловлен высокой оценкой личных интересов в конфликте, тогда как интересы оппонента либо не учитываются совсем, либо учитываются в незначительной степени. Соперничество предполагает
использование активных силовых действий, насилия (морального, вербального, физического) по отношению к оппоненту. Стратегия избегания связана со стремлением участников межличностного взаимодействия уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем ориентированности как на личные интересы, так и на интересы соперника. Такое поведение обычно отмечается в тех случаях, когда конфликт не имеет существенного значения для его участников. Как правило, это взаимная уступка, то есть обе стороны взаимодействия готовы избежать ситуации конфликта, чтобы сохранить благоприятные межличностные отношения. В случае применения стратегии приспособления человек низко оценивает личные интересы и готов пожертвовать ими в пользу интересов соперника. Компромиссная стратегия поведения в большинстве случаев характеризует промежуточный этап решения проблемы. В этом случае ради достижения определенного результата конфликтующие стороны идут на взаимные, примерно равные уступки. При этом ни одна из сторон не получает полного удовлетворения своих интересов, хотя и осознает неизбежность и необходимость этого шага, то есть признает интересы противоположной стороны. Для стратегии сотрудничества характерен высокий уровень направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Кроме того, признается ценность межличностных отношений. При этом максимально выигрывают обе стороны. Применение стратегии сотрудничества признается оптимальным способом разрешения конфликтной ситуации, хотя она является наиболее трудно реализуемой и требует серьезных усилий от обеих сторон взаимодействия.
Выявить преимущественную предрасположенность индивида к тому или иному стилю поведения во время конфликта позволяет применение методики К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» (адаптация Н. В. Гришиной) [18]. Согласно данной методике, может быть выявлена степень выраженности каждой из рассматриваемых стратегий (соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание) в конфликтном поведении испытуемого. При этом по каждой стратегии участник исследования может набрать от 0 до 12 баллов. Результат 1-3 балла свидетельствует о слабой выраженности рассматриваемой стратегии в конфликтном поведении личности, 4-9 балла — о средней выраженности, 10-12 баллов — о высокой выраженности стратегии в конфликтном поведении. Оптимальным вариантом считается тот, когда в конфликтном поведении испытуемого приблизительно в равных пропорциях представлены все означенные стратегии и человек способен адекватно и осознанно применять каждую из них в зависимости от условий конкретного конфликта.
Целью нашего исследования является изучение стратегий поведения в межличностном конфликте старшеклассников с различным уровнем развития интеллекта: умственно отсталых, нормально развивающихся и одаренных.
Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения ряда задач.
1. Подбор психодиагностического материала в соответствии с целью исследования и с учетом особенностей испытуемых.
2. Выявление выраженности стратегий соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления в конфликтном поведении старшеклассников с умственной отсталостью, нормально развивающихся и одаренных.
3. Сравнительный анализ результатов изучения стратегий поведения в межличностных конфликтах испытуемых с различным уровнем развития интеллекта.
Гипотезой исследования выступало предположение, что уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом в межличностных конфликтах конструктивных стратегий взаимодействия.
Изучение стратегий поведения в межличностных конфликтах умственно отсталых, нормально развивающихся и одаренных старшеклассников осуществлялось с применением методики К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации». Для выявления возможности применения данной методики в отношении лиц с умственной отсталостью предварительно было проведено пилотажное исследование, результаты которого позволили сделать заключение об адекватном выполнении предложенных заданий старшеклассниками с интеллектуальной недостаточностью, что подтверждалось также результатами наблюдения за испытуемыми в конфликтных ситуациях и беседы с педагогами. Кроме того, в группе испытуемых с умственной отсталостью предварительно проводилась беседа, в ходе которой выявлялась возможность понимания ими своего конфликтного поведения, само же исследование проводилось индивидуально с каждым старшеклассником, что обеспечивало возможность предоставления испытуемому необходимой помощи в случае затруднений. Для статистической обработки данных экспериментального исследования использовался ^критерий Стьюдента. Таким образом, изучение стратегий поведения в межличностных конфликтах учащихся с умственной отсталостью, нормальным уровнем развития интеллекта и одаренных осуществлялось с применением комплекса психодиагностических методов.
В исследовании принимали участие следующие группы испытуемых:
1. Нормально развивающиеся старшеклассники — учащиеся 10 класса школы № 83 г. Саратова в возрасте 15-16 лет (27 испытуемых).
2. Старшеклассники с легкой умственной отсталостью неосложненной формы — учащиеся Саратовского техникума строительных технологий и сферы обслуживания в возрасте 15-16 лет (21 испытуемый).
3. Одаренные старшеклассники, обучающиеся в Музыкально-эстетическом лицее им. А. Шнитке г. Энгельса в возрасте 15-16 лет (23 испытуемых).
Результаты изучения стратегий поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с умственной отсталостью, нормально развивающихся и одаренных представлены в таблице.
Рассмотрим результаты исследования особенностей конфликтного поведения испытуемых в соответствии с каждой стратегией.
Данные, полученные в ходе исследования свидетельствуют, что наибольшее предпочтение стратегии соперничества отдают умственно отсталые испытуемые. Средний результат по данной стратегии составил у них 7,5 балла (см. табл.). Несмотря на то, что полученный результат характеризует среднюю выраженность стратегии в конфликтном поведении испытуемых, показатели по шкале «соперничество» у умственно отсталых старшеклассников существенно превышает аналогичные данные в группах испытуемых с сохранным интеллектом. Так, у нормально развивающихся старшеклассников средний результат по рассматриваемой шкале статистически значимо ниже и составил 6,5 балла (1 = 2,2; p < 0,01). Еще менее выражена стра-
Таблица. Результаты изучения стратегий поведения в конфликтной ситуации старшеклассников с умственной отсталостью, нормально развивающихся и одаренных
Испытуемые Стратегии Умственно отсталые старшеклассники, баллы Нормально развивающиеся старшеклассники, баллы Одаренные старшеклассники, баллы
Соперничество 7,5±2,1 6,5±1,4 5,3±1,9
Сотрудничество 4,5±1,7 6,1±1,3 5,8±2,4
Компромисс 6,2±1,8 5,9±2,2 7,2±1,7
Избегание 5±2 5,6±1,9 5,9±2,3
Приспосо бление 5,6±1,4 5,3±2,1 6,2±1,5
тегия соперничества в конфликтном поведении одаренных школьников — 5,3 балла в среднем, что на 1,2 балла меньше, чем у нормально развивающихся старшеклассников (1 = 1,9, р < 0,05) и на 2,2 балла меньше, чем у умственно отсталых испытуемых (1 = 2,95, р < 0,001). Кроме того, выраженность стратегии соперничества у умственно отсталых подростков оказывается выше по сравнению с другими стратегиями поведения в межличностных конфликтах (сотрудничеством, компромиссом, избеганием и приспособлением). Сравнительно высокий уровень выраженности стратегии соперничества в группе умственно отсталых старшеклассников может быть обусловлен воздействием целого ряда факторов. С одной стороны, большое значение имеет возраст испытуемых. Так, для юношеского возраста характерна повышенная категоричность суждений и завышенные требования по отношению к окружающим наряду с недостаточной критичностью по отношению к себе, причем данная закономерность характерна как для нормально развивающихся, так и для умственно отсталых школьников. Немаловажную роль играет и потребность в самоутверждении, которая может быть реализована путем победы над оппонентом в различного рода спорных ситуациях. Этими особенностями юношеского возраста могут быть обусловлены и сравнительно высокие показатели стратегии соперничества по сравнению с другими стратегиями в группе нормально развивающихся испытуемых. Тем не менее у этих испытуемых не прослеживается столь выраженного превалирования стратегии соперничества, какое характерно для старшеклассников с интеллектуальным недоразвитием. В связи с этим можно предположить, что в случае умственно отсталых испытуемых большая выраженность стратегии соперничества по сравнению как с другими группами испытуемых, так и с иными стратегиями поведения в конфликте обусловлена специфическими особенностями, характерными для данной категории учащихся. Так, ведущей особенностью психического развития умственно отсталых школьников является нарушение познавательной деятельности и мышления. Данный дефект становится серьезным препятствием на пути осознания умственно отсталыми юношами специфики конкретной конфликтной ситуации, адекватной оценки мотивов и стратегий поведения оппонента и своего собственного. Низкий уровень развития эмпатии не позволяет умственно отсталым испытуемым проанализировать и принять во внимание интересы и потребности противоположной стороны. Недостатки эмоционально-волевой сферы вызывают трудности самоконтроля в конфликтном поведении. Сочетание указанных особен-
ностей со стремлением одержать победу над оппонентом в конфликтной ситуации и таким образом самоутвердиться может обусловливать преимущественный выбор умственно отсталыми старшеклассниками стратегии соперничества.
В случае одаренных испытуемых выявлено, что в их конфликтном поведении стратегия соперничества оказывается наименее выраженной по сравнению с другими стратегиями. Возможно, данный факт связан с неприятием творческими личностями различного рода насилия, в том числе в конфликтных ситуациях. С другой стороны, немаловажную роль, на наш взгляд, играет и специфическая социальная среда, создавшаяся в Музыкально-эстетическом лицее им. Шнитке, способствующая гармоничному развитию учащихся, в том числе и формированию конструктивных межличностных отношений. Кроме того, характерная для юношеского возраста потребность в самоутверждении может быть реализована у творчески и интеллектуально одаренных учеников в иных видах деятельности, в частности в участии и победах в творческих конкурсах, концертах и т. д. Все эти факты актуализируют конструктивные стратегии поведения в конфликтной ситуации и нивелирует роль и значимость стратегии соперничества.
Как видно из таблицы, стратегию сотрудничества в межличностных конфликтах чаще предпочитают нормально развивающиеся старшеклассники. Средние результаты по этой шкале составляют 6,1 балла. Близки к указанным и показатели, полученные в группе одаренных испытуемых — 5,8 балла, статистическая значимость различий не выявлена. Данные результаты свидетельствуют о готовности испытуемых этих групп к наиболее конструктивному способу взаимодействия в конфликтных ситуациях. Старшеклассники способны адекватно оценить создавшуюся ситуацию, учитывать не только собственные интересы, но и интересы оппонента и выстраивать линию такого конфликтного поведения, в ходе которого при сохранении благоприятных межличностных отношений каждый из участников конфликта оказывается в максимальной степени удовлетворен результатами его разрешения. Тот факт, что стратегия сотрудничества достаточно широко представлена в конфликтном поведении старшеклассников свидетельствует не только о способности испытуемых данного возраста к конструктивному разрешению возникающих противоречий, но и о достаточно высоком уровне развития их коммуникативных умений в целом.
Подобное поведение в конфликтной ситуации оказывается недоступным испытуемым с умственной отсталостью. Об этом свидетельствуют статистически значимо более низкие результаты по шкале «сотрудничество» — 4,5 балла (1 = 3,1, p < 0,001). Кроме того, показатели по данной шкале оказываются у умственно отсталых самыми низкими и по сравнению с другими рассматриваемыми стратегиями конфликтного поведения. Вероятно, на полученные данные оказали влияние не столько объективная трудность реализации стратегии сотрудничества в межличностных конфликтах, признаваемая большинством исследователей в области конфликта, сколько специфические особенности психического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью (низкий уровень развития мышления, слабость самоконтроля, специфика формирования межличностных отношений и др.), препятствующие конструктивному урегулированию противоречий с максимальной выгодой для обеих сторон.
Из таблицы следует, что наибольшая выраженность стратегии компромисса отмечается в группе одаренных старшеклассников — 7,2 балла. Эту стратегию испытуемые данной категории выбирают чаще, чем какую-либо другую. Вероятно, страте-
гия поведения, предполагающая небольшие взаимные уступки на пути к взаимному выигрышу представляется им наиболее результативным и оптимальным способом разрешения противоречий. Эта стратегия также требует от участников конфликта тщательного анализа конфликтной ситуации и интеллектуальных усилий, направленных на выстраивание иерархии собственных ценностей, для того чтобы безошибочно решить, какими из них можно пожертвовать в угоду оппоненту ради достижения главной, существенной цели. Кроме того, данная стратегия практически полностью исключает применение насилия в ходе взаимодействия, что, как уже отмечалось, оказывается весьма важным для старшеклассников со сверхнормативным развитием.
Статистически значимо более низкими оказались результаты исследования по стратегии компромисс в группе нормально развивающихся (5,9 балла; 1 = 3,4, p < 0,001) и у умственно отсталых старшеклассников (6,2 балла; 1 = 2,9, p < 0,01). Ни в одной из рассматриваемых групп испытуемых данная стратегия не является преобладающей, хотя у умственно отсталых учащихся результаты по данной шкале оказываются вторыми после стратегии соперничества. В целом полученные результаты по стратегии компромисса могут свидетельствовать о средней выраженности данной стратегии в конфликтном поведении как нормально развивающихся старшеклассников, так и их сверстников с умственной отсталостью.
Результаты исследования, отраженные в таблице, свидетельствуют, что по шкале «избегание», так же как и по «компромиссу», более высокими оказываются показатели в группе одаренных испытуемых по сравнению с нормально развивающимися старшеклассниками, а также с лицами с умственной отсталостью. У учащихся со сверхнормативным развитием средние результаты по данной стратегии составили 5,9 балла, несколько ниже показатели у нормально развивающихся старшеклассников (5,6 балла в среднем, статистическая значимость различий не выявлена), еще ниже — у испытуемых с интеллектуальной недостаточностью (5 баллов, различия статистически значимы, 1 = 2, p < 0,05). Данные результаты свидетельствуют о взаимном стремлении одаренных школьников уйти от прямой конфронтации в случае возникновения противоречий, тогда как умственно отсталые учащиеся, как правило, не склонны к такого рода взаимодействию и преимущественно демонстрируют готовность к конфликтному поведению. Нормально развивающиеся старшеклассники занимают в этом плане промежуточную позицию и в зависимости от конкретной ситуации готовы как уйти от конфликта, так и принять активное участие в конфронтации.
Как видно из таблицы, стратегия приспособления оказывается наиболее выраженной в конфликтном поведении одаренных старшеклассников, средние результаты по данной шкале — 6,2 балла. За ними следуют результаты умственно отсталых испытуемых — 5,6 балла (различия статистически значимы, 1 = 2,5, p < 0,01). Данные, полученные в группе нормально развивающихся старшеклассников, оказываются статистически значимо более низкими — 5,3 балла в среднем (1 = 2,3, p < 0,01). Результаты исследования свидетельствуют о потенциальной готовности одаренных школьников отказаться от удовлетворения собственных интересов ради сохранения позитивных межличностных отношений с оппонентом. Как правило, это достаточно обдуманное и взвешенное решение, свидетельствующее о высокой значимости для учащихся данной категории благоприятного микроклимата в коллективе, что
является необходимым условием реализации творческих способностей. Несколько иначе, на наш взгляд, обстоят дела с мотивацией выбора данной стратегии конфликтного поведения умственно отсталыми испытуемыми. Они тоже в ряде случаев готовы уйти от конфликтного взаимодействия, пожертвовав собственными интересами в угоду оппоненту. Однако здесь важную роль играют трудности полноценного осмысления конфликтной ситуации с оценкой значимости собственных интересов, а также недостатки развития волевой сферы, препятствующие целенаправленной и последовательной реализации наиболее конструктивного конфликтного поведения, когда максимальное удовлетворение своих интересов получают обе стороны взаимодействия. Нормально развивающиеся старшеклассники, как правило, не готовы пренебречь собственными интересами в случае возникновения противоречий. Стратегия избегания оказывается наименее выраженной в конфликтном поведении данной категории испытуемых. Данный факт может быть связан с возрастными особенностями лиц юношеского возраста, со свойственными им максимализмом и категоричностью суждений и поведения.
Таким образом, результаты исследования показали, что для конфликтного поведения всех групп испытуемых преобладающей является средняя выраженность стратегий соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления, что свидетельствует о способности испытуемых данного возраста к гибкому поведению в конфликтных ситуациях с учетом конкретных условий взаимодействия. Наряду с общими чертами, характерными для всех исследуемых старшеклассников, прослеживаются определенные тенденции конфликтного поведения, характерные для групп испытуемых с нормальным интеллектуальным развитием, с умственной отсталостью и одаренных. Полученные в ходе исследования результаты позволяют подтвердить гипотезу, согласно которой уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом конструктивных стратегий взаимодействия в межличностных конфликтах. Так, наиболее равномерно рассматриваемые стратегии поведения в межличностных конфликтах представлены в группе нормально развивающихся подростков. Здесь средние результаты по каждой из стратегий колеблются в пределах от 5,3 балла по шкале «избегание» до 6,5 балла по шкале «соперничество», что, в сущности, говорит об отсутствии в данной группе испытуемых преобладающих стратегий конфликтного поведения. В группе одаренных испытуемых на первый план выходят стратегии, свидетельствующие о стремлении испытуемых разрешить возникающие противоречия максимально конструктивным, ненасильственным путем или избежать конфликта вовсе. По стратегии соперничества, предполагающей активную реализацию конфликтных действий с применением различного рода насильственных и агрессивных воздействий, в данной группе испытуемых были получены наименьшие результаты. В отличие от одаренных испытуемых, в группе умственно отсталых прослеживаются противоположные тенденции. Большую роль играют деструктивные способы поведения в конфликтной ситуации, реализуемые посредством стратегии соперничества. При этом минимально выраженным оказывается стремление уйти от конфликтной ситуации, либо решить ее путем реализации стратегии сотрудничества.
Литература
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 208 с.
2. Егидес А. П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 5. С. 52-62.
3. Сидоренков А. В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 41-50.
4. Журавлев В. И Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 184 с.
5. Ховенмей Е. К. Особенности конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в зависимости от уровня притязаний и самооценки учащихся / Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986. С. 99-103.
6. Филиппов М. Н. Конфликты младших подростков с девиантным поведением и их разрешение: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 24 с.
7. Тимоховец Е. А. Конфликты подростков и пути их педагогического разрешения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1990. 18 с.
8. Махова В. М. Изучение личностных свойств и возможностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе // Дефектология. 2000. № 6. С. 9-12.
9. Морозова Н. Н. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. 17 с.
10. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2007. 391 с.
11. Янданова Т. И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 190 с.
12. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 416 с.
13. Карамаева Л. А. Психолого-педагогические аспекты развития межличностных отношений одаренных младших школьников: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2005. 163 с.
14. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. 208 с.
15. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 448 с.
16. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: Эксмо, 2009. 512 с.
17. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544 с.
18. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.
Статья поступила в редакцию 19 декабря 2013 г.
Контактная информация
Гринина Елена Сергеевна — кандидат психологическех наук, доцент; [email protected]
Grinina Elena S. — Candidate of Psychology, Associate Professor; [email protected]