Научная статья на тему 'Изучение сформированности нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью'

Изучение сформированности нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1324
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORAL CONCEPTS / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / MENTAL RETARDATION / EXPERIMENTAL STUDY / НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Елена Николаевна

Возможности музыки позволяют эффективно реализовать процесс формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью. Доказывая влияние музыки на формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью, необходимо организовать экспериментальное исследование. В ходе исследования выявлен первоначальный и итоговый уровни сформированности нравственных представлений детей младшего школьного возраста, развивающихся нормально, и младших школьников, имеющих умственную отсталость. Данный вид исследования организуется до и после реализации экспериментальной программы, направленной на формирование нравственных представлений умственно отсталых младших школьников. Показаны результаты экспериментального исследования первоначального и итогового уровней сформированности нравственных представлений у нормально развивающихся младших школьников и их сверстников с умственной отсталостью и сделан качественный анализ, а также соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FORMATION OF MORAL CONCEPTS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The potential of music can effectively implement the process of formation of moral concepts of primary school children with mental retardation. Proving the effect of music on the formation of moral concepts of primary school children with mental retardation, it is necessary to organize an experimental study. The study identified the original and the final level of formation of moral representations of children of primary school age, developing normally and primary school children with mental retardation. This type of study is organized before and after the implementation of a pilot program aimed at the formation of moral representations of younger school-age children. The article presents the results of an experimental study of the initial and final level of formation of moral ideas of normally developing junior students and their peers with intellectual disabilities and made a qualitative analysis and conclusions.

Текст научной работы на тему «Изучение сформированности нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью»

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 376.43

Е. Н. Трубина

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Возможности музыки позволяют эффективно реализовать процесс формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью. Доказывая влияние музыки на формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью, необходимо организовать экспериментальное исследование.

В ходе исследования выявлен первоначальный и итоговый уровни сформированно-сти нравственных представлений детей младшего школьного возраста, развивающихся нормально, и младших школьников, имеющих умственную отсталость. Данный вид исследования организуется до и после реализации экспериментальной программы, направленной на формирование нравственных представлений умственно отсталых младших школьников.

Показаны результаты экспериментального исследования первоначального и итогового уровней сформированности нравственных представлений у нормально развивающихся младших школьников и их сверстников с умственной отсталостью и сделан качественный анализ, а также соответствующие выводы.

Ключевые слова: нравственные представления, младшие школьники, умственная отсталость, экспериментальное исследование.

Восприятие (слушание) музыкальных произведений формирует представление о возвышенном, предполагает эмоциональное познание окружающей действительности, формирует внутреннюю культуру, развивает эмоциональное, осознанное восприятие, способствует формированию нравственных представлений не только нормально развивающихся младших школьников, но и их сверстников, имеющих легкую и умеренную степени умственной отсталости [1].

Чтобы доказать влияние музыки на формирование нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью, необходимо выявить первоначальный уровень сформированности их нравственных представлений, организованный до реализации программы, направленной на формирование нравственных представлений детей, и итоговый уровень сформированности их нравственных представлений, организованный после реализации экспериментальной программы.

Для первоначального исследования уровня сформированности нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью была организована исследовательская работа на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида № 15 и 16 г. Нижний Тагил с учащимися начальной школы.

В экспериментальную группу входили 52 учащихся одного возраста начальных классов С(к)ОУ VIII вида № 15, поскольку их исходный уровень сформированности нравственных представлений в ходе применения опросника и бесед был выявлен значительно низким, чем в контрольной группе, состоящей из 58 учащихся также одного возраста началь-

Е. Н. Трубина. Изучение сформированности нравственных представлений у младших школьников...

ных классов С(к)ОУ VIII вида № 16. В целом в исследовательской работе приняли участие 110 младших школьников с легкой и умеренной степенями умственной отсталости.

На констатирующем этапе в соответствии с определенным нами перечнем нравственных качеств (честность, справедливость, ответственность, дисциплинированность, товарищество, гуманность, взаимопомощь) были выделены следующие критерии сформированности нравственных представлений:

- полнота, адекватность представлений учащихся о нравственных категориях и умение объяснить их значение;

- отношение ребенка к нравственным категориям;

- наличие в поведении готовности действовать согласно общепринятым нормам и правилам.

По результатам полученных данных, а также качественного анализа ответов учащихся нами были определены следующие уровни сформированности нравственных представлений детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста: конструктивно-креативный, репродуктивно-креативный, репродуктивный.

Конструктивно-креативный (высокий) уровень сформированности нравственных представлений предполагает: наличие знаний ребенка о нравственных нормах и правилах, принятых в обществе; положительное отношение к общепринятым нормам; готовность действовать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами в повседневной жизни.

Репродуктивно-креативный (средний) уровень сформированности нравственных представлений предполагает: частичную или недостаточную осведомленностью ребенка о нравственных нормах и правилах, принятых в обществе; нестабильность в положительном отношении к общепринятым нормам; совершение нравственных поступков не по собственному убеждению, а под влиянием кого - или чего-либо.

Репродуктивный (низкий) уровень сформированности нравственных представлений предполагает: отсутствие у ребенка представлений о нравственных нормах и правилах, принятых в обществе; преобладание завышенной самооценки, проявление отрицательного поведения; неусвоенность общепринятых норм и правил в повседневной жизни.

В ходе констатирующего эксперимента по результатам опроса детей по диагностической методике «Что такое хорошо и что такое плохо?» (И. Я. Каплунович, Т. А. Пушкиной, Л. М. Фридман) [2], беседы с детьми и анкетирования их родителей мы установили начальный уровень сформированности нравственных представлений детей в экспериментальной и контрольной группах.

Анализ полученных результатов показал, что в контрольной группе преобладающее большинство детей с репродуктивно-креативным уровнем сформированности нравственных представлений - 51 %, конструктивно-креативный уровень сформированности нравственных представлений наблюдается у 16 % детей, а репродуктивный уровень сформированности нравственных представлений в данной группе выявлен у 33 % детей.

В экспериментальной группе большая часть учащихся имеет репродуктивный уровень сформированности нравственных представлений - 76 % детей, репродуктивно-креативный уровень наблюдается у 24 % детей, а конструктивно-креативный уровень сформированности нравственных представлений детей в данной группе отсутствует.

До внедрения экспериментальной программы в учебно-воспитательный процесс детей с легкой и умеренной степенями умственной отсталости с целью выявления особенностей эмоционального состояния умственно отсталых детей экспериментальной группы, определения их отношения к музыкальным произведениям, а также для осуществления подбора музыкального репертуара была использована анкета, состоящая из 3 вопросов:

1. Какую музыку ты любишь (вокальная (со словами) или инструментальная (без слов), жанр) и почему?

2. Какие музыкальные произведения нравятся больше всего (мажорные (радостные, веселые) - минорные (грустные, печальные), быстрые - медленные, высокий или низкий регистр) и почему?

3. О каких важных нравственных качествах рассказывается в песнях, и какие бы ты хотел иметь у себя?

По результатам полученных данных можно сделать вывод о том, что большая часть опрошенных детей с умственной отсталостью предпочитают слушать классическую музыку, мажорные по окраске, быстрые по темпу музыкальные произведения, а остальные умственно отсталые дети предпочитают современную эстрадную музыку, минорные по окраске, медленные по темпу музыкальные произведения.

При ответе на последний вопрос анкеты дети с легкой степенью умственной отсталости выделили следующие, по их мнению, важные нравственные качества, которыми они хотели бы обладать: честность, доброта, ответственность, взаимопомощь и справедливость. Такие нравственные качества, как дисциплинированность и товарищество, не отметил ни один ребенок. Дети младшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости из важных нравственных качеств выделили только честность.

Становится очевидным, что младшие школьники с легкой и умеренной степенями умственной отсталости имеют различное отношение к музыкальным произведениям. Многим детям с легкой степенью умственной отсталости особенно нравится слушать музыку песенного жанра. Дети любят танцевать под музыку, большинство из них хотели бы чаще посещать уроки музыки в школе. Дети с умеренной степенью умственной отсталости в основном не проявляют интереса к музыке, она не вызывает у них никаких эмоциональных переживаний.

Формирующий этап эксперимента проводился по разработанной экспериментальной программе «Тайны музыки», которая была включена в учебно-воспитательный процесс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида № 15 г. Нижнего Тагила в качестве факультатива и имела циклический характер. Представленные в программе факультативные занятия должны реализовываться в ходе общей работы с детьми, а разработанная программа при этом являться стимулирующим средством.

В ходе контрольного эксперимента по результатам диагностической методики «Я считаю так...» (И. Я. Каплунович, Т. А. Пушкиной, Л. М. Фридман) нами были вновь определены уровни сформированности нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью после проведения занятий с использованием программы по музыке.

В результате осуществления данной диагностической методики у учащихся в контрольной и экспериментальной группах обнаружены различия в уровне сформированности нравственных представлений.

После реализации предложенной нами программы по музыке в учебно-воспитательном процессе экспериментальной группы мы установили, что в этой группе количество учащихся с репродуктивно-креативным уровнем сформированности нравственных представлений увеличилось с 24 % до 51 %, конструктивно-креативный уровень наблюдается у 11 % детей, а также уменьшилось количество учащихся с репродуктивным уровнем сформи-рованности нравственных представлений с 76 % до 38 %. У учащихся контрольной группы изменения в уровне сформированности нравственных представлений незначительны, потому как работа с детьми по разработанной программе не проводилась. У детей контрольной группы конструктивно-креативный уровень сформированности нравственных представле-

Е. Н. Трубина. Изучение сформированности нравственных представлений у младших школьников...

ний понизился на 2 %, что объясняется недопониманием детей сущности заданного вопроса в ходе проведения диагностики.

После внедрения экспериментальной программы в учебно-воспитательный процесс детей с легкой и умеренной степенями умственной отсталости с целью выявления особенностей эмоционального состояния умственно отсталых детей экспериментальной группы, определения их отношения к музыкальным произведениям, а также к нравственным качествам, которые учитываются при формировании нравственных представлений, нами была повторно использована анкета с теми же вопросами.

По результатам полученных данных можно сделать вывод, что большинство детей с умственной отсталостью предпочитают слушать классическую музыку, предпочитают мажорные по окраске, быстрые по темпу музыкальные произведения, а остальные умственно отсталые дети предпочитают слушать современную эстрадную музыку, минорные по окраске, медленные по темпу музыкальные произведения. При ответе на последний вопрос анкеты дети с легкой степенью умственной отсталости выделили следующие, по их мнению, важные нравственные качества, которыми они хотели бы обладать: честность, доброта, ответственность, взаимопомощь, справедливость, дисциплинированность, товарищество; дети с умеренной степенью умственной отсталости из важных нравственных качеств выделили: честность, доброта и товарищество.

Для объективности полученных данных уровни сформированности нравственных представлений проверялись тремя экспертами (Е. Н. Трубина, классный руководитель, родители). Общий уровень сформированности нравственных представлений детей определялся как среднее арифметическое значений, полученных для каждого нравственного отношения, и эксперта в отдельности.

Для выяснения статистической значимости полученных результатов использовался х2-критерий Пирсона. х2набл = 14, 43 > х2кр = 13,3, что свидетельствует о том, что изменения, наблюдаемые в общем уровне сформированности нравственных представлений умственно отсталых детей, объясняются использованием предложенной программы, а не случайностью.

Различия в результатах уровня сформированности нравственных представлений детей обеих групп обусловлены тем, что дети экспериментальной группы систематически занимались по предложенной экспериментальной программе. Дети контрольной группы не соприкасались с музыкальными произведениями нравственной направленности, предложенными в экспериментальной программе, а занимались по традиционной программе, которую в учебном процессе реализовывал учитель музыки.

В процессе контрольного эксперимента мы также установили, что такие нравственные качества, как доброта, товарищество и честность, в ходе формирующего этапа формировались у умственно отсталых детей лучше, а дисциплинированность, ответственность, справедливость и взаимопомощь - хуже. Предположительно мы можем объяснить это тем, что умственно отсталым детям нравится проявлять заботу, сопереживать, дружить, а также эти дети ценят в друзьях честность. Сохранять и поддерживать дисциплинированность и ответственность в своем поведении таким детям трудно, так как они не способны самостоятельно контролировать этот процесс. Умственно отсталым детям хочется, чтобы к ним относились справедливо, но сами в отношениях с другими могут поступать не всегда справедливо. Некоторые из умственно отсталых детей охотно помогают друг другу, другие только принимают помощь со стороны.

Таким образом, сопоставление результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования, показали, что у преобладающего боль-

шинства умственно отсталых детей экспериментальной группы появилась потребность исправить недостатки в своем поведении и обладать такими нравственными качествами, как доброта, честность, справедливость и др.

Список литературы

1. Андреева Л. В. Формирование эстетического вкуса в процессе слушания музыки // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 1. С. 25-28.

2. Фридман Г. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1998. 437 с.

Трубина Е. Н., доцент.

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Ул. Красногвардейская, 57, Нижний Тагил, Свердловская область, Россия, 622031. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.02.2016 E. N. Trubina

STUDY OF FORMATION OF MORAL CONCEPTS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

WITH MENTAL RETARDATION

The potential of music can effectively implement the process of formation of moral concepts of primary school children with mental retardation. Proving the effect of music on the formation of moral concepts of primary school children with mental retardation, it is necessary to organize an experimental study.

The study identified the original and the final level of formation of moral representations of children of primary school age, developing normally and primary school children with mental retardation. This type of study is organized before and after the implementation of a pilot program aimed at the formation of moral representations of younger school-age children.

The article presents the results of an experimental study of the initial and final level of formation of moral ideas of normally developing junior students and their peers with intellectual disabilities and made a qualitative analysis and conclusions.

Key words: moral concepts, junior high school students, mental retardation, experimental study.

References

1. Andreeva L. V. Formirovaniye esteticheskogo vkusa v protsesse slushaniya muzyki [Formation of aesthetic taste in the process of listening to music]. Dopolnitel'noye obrazovaniye i vospitaniye - Additional Education and Training, 2011, no. 1, pp. 25-28 (in Russian).

2. Fridman G. M., Pushkina T. A., Kaplunovich I. Ya. Izucheniye lichnostiuchashchegosya iuchenicheskikh kollektivov [The study of the individual student and student groups]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1998. 437 p. (in Russian).

Trubina E. N.

Nizhny Tagil State Social Pedagogical Institute (branch) Russian State Vocational Pedagogical University.

Ul. Krasnogvardeyskaya, 57, Nizhny Tagil, Sverdlovsk region, Russia, 622031. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.