Научная статья на тему 'Формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью'

Формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2606
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORAL CONCEPTS / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / MENTAL RETARDATION / MUSIC / НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Елена Николаевна

Рассматривается сущность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Нравственное воспитание начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, своему краю, родной природе, уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде, воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе. Указываются особенности формирования нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью. Изучены и описаны особенности нравственных представлений и музыкального восприятия детей младшего школьного возраста, имеющих умственную отсталость. Раскрыты возможности музыки как средства, позволяющего эффективно реализовать процесс формирования нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL VIEWS ОF YOUNGЕR SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The abstract captures the essence of moral education of school-age children with mental retardation in a special (correctional) educational institution type VIII. In fact it starts with the arrival of the child in school and includes education of patriotism, love for the country, to its area, to mother nature; promote respect for labor of adults and children active participation in this work; education of sensitive, caring attitude towards people, as well as the necessary skills of behavior in society. Indicates specific features of formation of moral views of younger schoolchildren with mental retardation. We studied and described the features of moral ideas and musical perception of primary schoolchildren with mental retardation. We analyzed the potentialities of music as a means allowing to implement effectively the process of formation of moral representations of younger schoolchildren with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью»

УДК 376.43

Е. Н. Трубина

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Рассматривается сущность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Нравственное воспитание начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, своему краю, родной природе, уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде, воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе. Указываются особенности формирования нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью. Изучены и описаны особенности нравственных представлений и музыкального восприятия детей младшего школьного возраста, имеющих умственную отсталость. Раскрыты возможности музыки как средства, позволяющего эффективно реализовать процесс формирования нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью.

Ключевые слова: нравственные представления, младшие школьники, умственная отсталость, музыка.

Одной из центральных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование нравственных представлений учащихся младших классов. Э. Б. Абдуллин, И. В. Евтушенко и Е. А. Медведева считают, что немалую роль в реализации этого процесса играют музыкальные средства.

Анализ психолого-педагогической музыковедческой литературы позволил выделить исследования ряда авторов, изучавших проблему воздействия музыки на воспитание нравственности умственно отсталых детей: А. Н. Граборова, Ж. Демо-ра, Э. Сегена (воспитание нравственности в процессе слушания музыки), А. А. Высоцкой, П. В. Муратовой, В. И. Поволоцкой, А. С. Соболева (нравственное воспитание на уроках музыки).

Данное исследование посвящено изучению возможностей использования музыки в формировании нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью.

Развивая идеи И. А. Буравлевой, О. А. Ворож-цовой, И. В. Евтушенко и О. П. Радыновой, современные исследователи подчеркивают, что слушание музыки формирует представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, формирует культуру школьников, развивает эмоциональное, осознанное восприятие, способствует развитию нравственных качеств школьника и адаптации его в обществе.

В науке неоднократно предпринимались также попытки исследования возможности использования музыкального материала для решения учебно-воспитательных задач (С. Е. Беляев, И. М. Евстра-това и др.). Однако в практике школ педагогический потенциал данного искусства сегодня реализован недостаточно. Анализ опыта работы учителей музыки свидетельствует о том, что изучение проблемы формирования нравственных представ-

лений средствами музыки носит лишь эпизодический, а не планомерный и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных склонностей и интуиции педагога, а не каких-либо научно обоснованных педагогических подходов.

И. А. Каиров, поддерживая идеи А. С. Макаренко, утверждает, что нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда [1].

Целесообразнее опираться на определение нравственности, предложенное А. С. Макаренко, поскольку формирование нравственной личности предполагает, во-первых, определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки, во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию, в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки, в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе. Кроме того, знания о нравственности внутренне усваиваются школьниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми.

В педагогике нравственное воспитание трактуется как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Процесс нравственного воспитания включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения [2].

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 4 (169)

Основными задачами нравственного воспитания являются: 1) формирование нравственного сознания; 2) воспитание и развитие нравственных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения [2].

Результатом процесса нравственного воспитания, является нравственная воспитанность — целостная совокупность сформированных нравственных качеств личности и их содержательно-структурных компонентов, устойчиво проявляющихся в ее поведении и деятельности и определяющих систему и направленность ее нравственных отношений [3]. Она проявляется в том, как дети относятся к своим обязанностям, к самой деятельности и ее результатам, к другим людям. Важен сам характер их отношения: доброжелательность или злость, сотрудничество или конкуренция, поддержка или нарушение коллективных решений, равнодушие или заинтересованность в делах товарищей, взаимная помощь или эгоизм.

В процессе нравственного воспитания формируются нравственные представления - образы воспринятых органами чувств определенных нравственных фактов, действий и поступков, которые представляют собой чувственную форму морального знания, фиксируют в сознании отдельные нравственные нормы и правила, основанные на конкретных нравственных действиях и примерах. Поэтому степень сформированности нравственных представлений зависит от глубины осознания социальной и личностной значимости нравственных норм, правил и принципов [3].

Формирование нравственных представлений трактуется как процесс целенаправленного и организованного овладения детьми общечеловеческими ценностями. Формирование нравственных представлений, их социальная направленность осуществляются прежде всего в деятельности, активно участвуя в которой, младший школьник испытывает различные чувства, переживает отношение к нему взрослых и товарищей, на него влияют эмоции взрослых и сверстников, с которыми он сопереживает те или иные события жизни [2].

Начиная с первого класса специальное (коррек-ционное) образовательное учреждение VIII вида должно воспитывать у детей интерес к общественной жизни, желание, способность и привычку трудиться и соблюдать правила общественного поведения. Воспитание детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью должно быть не только подготовкой их к жизни, но и непосредственной организацией повседневной их жизни и опыта.

Нравственное развитие младшего школьника с умственной отсталостью обусловлено процессом количественных и качественных изменений, про-

исходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости на более высокую ступень. Эти изменения выражаются в осознании нравственной стороны действительности и понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении, знаниях, эмоциональных переживаниях, в соответствии сознания и поведения [3].

Основной путь формирования нравственных знаний, мотивов и навыков поведения у младших школьников с умственной отсталостью - это повседневное руководство их жизнью, деятельностью и поведением. Школа-интернат для детей с нарушением интеллекта должна заботиться о нравственном воспитании и развитии своих воспитанников, чтобы они осознанно руководствовались принципами и нормами нравственности, отсутствие же системы нравственных знаний, лежащих в основе убеждений и мотивов поведения, ведет к деформации поведения [2].

Особое внимание в специальном (коррекцион-ном) образовательном учреждении VIII вида должно отводиться воспитанию нравственности, сознательной дисциплины, доброжелательности, уважительного отношения к окружающим, преодолению иждивенчества и эгоизма. Накопление нравственных знаний составляет основу выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В дальнейшем благодаря хорошо продуманной системе нравственного просвещения осуществляются развитие и коррекция нравственных чувств [2].

Большое место в воспитательном процессе детей с умственной отсталостью должно быть уделено усвоению основ морали, основных норм и обычаев того общества, с которым ребенку придется контактировать. Очень важно, чтобы с ранних лет детям прививалось нравственное чувство: быта семьи, культуры поведения, взаимоотношений с товарищами и взрослыми, культуры труда и т. п. Также необходимо учить детей манере поведения.

В специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида созданы специальные условия для нравственного воспитания умственно отсталых учащихся. Нравственное воспитание включает в себя патриотизм, любовь к Родине, к своему краю, родной природе, воспитание уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде, воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе.

В младшем школьном возрасте умственно отсталый ребенок не только познает сущность нрав-

ственных категорий, но и старается понимать их значение в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Дети с умственной отсталостью испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий, их противоречивого использования в реальной жизни, расхождениями между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.

Нравственное развитие младших школьников с умственной отсталостью отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у таких детей находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Известная «повернутость» нравственного сознания вовне и недостаточный уровень самосознания имеют своим следствием то, что их регулирующая роль в поведении младших школьников с умственной отсталостью оказывается слабой. Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызываются импульсивными возникающими внутренними побуждениями, что необходимо учитывать в процессе воспитания. Осуществляя формирование нравственных представлений у умственно отсталых детей, следует иметь в виду высокий уровень их внушаемости. Слова учителя, его разъяснения, доводы воспринимаются, как правило, с особенно большим доверием.

Разрыв между знаниями и практикой поведения умственно отсталых детей младшего школьного возраста может быть вызван и рядом причин:

1) для детей характерна конкретность мышления и разобщенность восприятий. Дети связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, и с личностью того, кто его предъявляет. Одно и то же требование они часто выполняют в одних случаях и не выполняют в других, выполняют при учителе и не выполняют без него и т. д.;

2) дети слабо соотносят свои знания о том, как поступать, с трудом осознают свой опыт. Зная, как поступать, они нередко поступают неправильно. К тому же у них слабо развиты или не развиты вообще самоконтроль и сдержанность, способность к самостоятельному управлению своим поведением, в связи с этим они чаще замечают ошибки в поведении товарищей и не видят своих ошибок, поступают под влиянием вспыхнувших в данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о своих знаниях, требованиях воспитателя;

3) с трудом воспринимают требования педагога, желания и стремления детей часто вступают в противоречие с их возможностями, у них отсутствуют или присутствуют недостаточно умения и навыки поведения, трудовые умения, физические силы и способности к длительному преодолению трудностей, к волевому усилию [4].

В младшем школьном возрасте дети овладевают новой жизненной позицией, приобщаются к богатствам культуры, а музыка как компонент культуры является фактором, влияющим на формирование нравственных представлений ребенка.

Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она играет огромную роль в формировании нравственных представлений детей.

Возможность формирования нравственных представлений детей средствами музыки объясняется нравственной сущностью музыкального искусства, которая выражается в преобразовании, познании, оценке, общении. Слушая то или иное музыкальное произведение, ребенок проникается тем настроением, той эмоцией, которую хотел передать композитор, и, соответственно, это настроение отражается на его повседневной жизни [5].

Восприятие музыки - это вид музыкальной деятельности младших школьников с умственной отсталостью, организуемый музыкальным педагогом, предполагающий не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого - формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами [4].

Вопрос о влиянии восприятия музыки на личность умственно отсталого ребенка давно привлекает внимание дефектологов. Умственно отсталые дети младшего школьного возраста живо реагируют на музыкальное звучание. Дети с умственной отсталостью являются особой категорией, в работе с которыми музыка является не только одним из способов профилактики и коррекции отклонений в развитии, но и используется как средство их нравственного развития и формирования нравственных представлений. Регулярные коллективные занятия по слушанию музыки дисциплинируют и сплачивают детей, воспитывают организованность и др. [4].

У младших школьников с умственной отсталостью наблюдается замедленность темпа восприятия, что отмечается И. В. Евтушенко, в связи с чем дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению [4].

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 4 (169)

Целесообразнее давать слушать младшим школьникам с умственной отсталостью вокальную музыку, потому как при наличии литературного текста ребенку легче, проще понять содержание музыкального материала. Песня легче, быстрее воспринимается младшими школьниками с умственной отсталостью, чем произведения инструментальные. Об этом говорит то, что при слушании песни осознается поэтический текст, а музыкальный порой или совсем не воспринимается, или воспринимается неполноценно.

Для успешной организации процесса восприятия музыки умственно отсталыми младшими школьниками необходимо правильно отбирать музыкальные произведения. Педагогу необходимо знать, чему он должен научить детей, знакомя с тем или иным сочинением, понимать, каким требованиям оно отвечает. Прежде всего каждое музыкальное сочинение должно отвечать высокому нравственному уровню.

Существует достаточно музыкальных произведений простых, ярких, искренних, выразительных, в которых ценность нравственного содержания сочетается с совершенством формы. Но нельзя забывать и о том, что произведения, которые слушают дети, должны быть им доступны, в противном случае музыка не будет воспринята достаточно осознанно и эмоционально и не даст нужного нравственного воспитательного эффекта. Умственно отсталым младшим школьникам доступны прежде

всего произведения короткие, поскольку такие дети обладают небольшим объемом внимания и не могут долго сосредотачиваться на восприятии музыки из-за специфики своего дефекта. Необходимо, чтобы мысли, чувства и действия, отраженные в музыке, были близки детям и отвечали их нравственным потребностям.

Каждый раз после прослушивания музыкального произведения, необходимо проводить с детьми беседу о нем, а затем его анализ, чтобы дети пытались раскрыть основное содержание и характер произведения. Необходимость находить точные слова для выражения собственных мыслей и чувств побуждает детей не только внимательно слушать, но и заставляет работать их мышление.

Таким образом, следует отметить, что на успешность формирования нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью большое влияние оказывает слушание музыки. Будучи организованным, систематическим и целенаправленным, слушание развивает навыки слухового внимания, специфика которого заключается в умении прослеживать становление музыкального образа в произведении. Музыке отводится одно из ведущих мест в нравственном воспитании детей с умственной отсталостью, так как музыка в звуковых образах с особой яркостью раскрывает внутренний мир ребенка, его отношение к явлениям и событиям жизни, радостные и грустные переживания, раздумья, мечты, сомнения.

Список литературы

1. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учебно-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2011. 189 с.

2. Архангельский Л. М. Нравственные нормы, их структура и особенности формирования. Пермь: Просвещение, 2010. 274 с.

3. Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. М.: Просвещение, 2008. 215 с.

4. Андреева Л. В. Формирование эстетического вкуса в процессе слушания музыки // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 1. С. 25-28.

5. Бондырева С. К. Нравственность. М.: Проспект, 2012. 316 с.

Трубина Е. Н., доцент.

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Ул. Красногвардейская, 57, Нижний Тагил, Свердловская область, Россия, 622031. E-mail: elenatrubina2010@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 15.12.2015.

E. N. Trubina

FORMATION OF MORAL VIEWS OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The abstract captures the essence of moral education of school-age children with mental retardation in a special (correctional) educational institution type VIII. In fact it starts with the arrival of the child in school and includes education of patriotism, love for the country, to its area, to mother nature; promote respect for labor of adults and children active participation in this work; education of sensitive, caring attitude towards people, as well as the necessary skills of behavior in society. Indicates specific features of formation of moral views of younger schoolchildren with mental retardation. We studied and described the features of moral ideas and musical perception of primary schoolchildren with mental retardation. We analyzed the potentialities of music as a means allowing to implement effectively the process of formation of moral representations of younger schoolchildren with mental retardation.

Key words: moral concepts, younger schoolchildren, mental retardation, music.

References

1. Chepikov V. T. Vospitaniye nravstvennykh kachestv mladshikh shkol'nikov: uchebno-metodicheskoye posobiye [Development of moral qualities of the younger pupils: teaching aid]. Grodno, GrGU Publ., 2011. 189 p. (in Russian).

2. Arkhangel'skiy L. M. Nravstvennye normy, ikh struktura i osobennosti formirovaniya [Moral norms, their structure and features of formation]. Perm, Prosveshcheniye Publ., 2010. 274 p. (in Russian).

3. Evtushenko I. V. Muzykal'noye vospitaniye umstvenno otstalykh detey-sirot [Musical education of mentally retarded orphans]. Moscow, Prosveshcheniye, Publ., 2008. 215 p. (in Russian).

4. Andreeva L. V. Formirovaniye esteticheskogo vkusa v protsesse slushaniya muzyki [Moral formation of aesthetic taste in the process of listening to music]. Dopolnitel'noye obrazovaniye i vospitaniye - Additional Education and Training, 2011, № 1, pp. 25-28 (in Russian).

5. Bondyreva S. K. Nravstvennost' [Moral]. Moscow, Prospekt Publ., 2012. 316 p. (in Russian).

Trubina E. N.

Nizhny Tagil State Social Pedagogical Institute (branch) Russian State Vocational Pedagogical University.

Ul. Krasnogvardeyskaya, 57, Nizhny Tagil, Sverdlovsk region, Russia, 622031. E-mail: elenatrubina2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.