ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
УДК 159.95 : 373.3
А. Г. Маклаков, Е. Н. Яхудина
Динамика развития психических познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего школьного возраста
В статье представлены результаты эмпирического исследования психических познавательных процессов и личностных характеристик младших школьников. В работе описаны результаты выявленных различий в уровне памяти, внимания, мотивации, тревожности, самооценки и адаптации учеников 14 классов.
The article presents the results of empirical studies of mental and cognitive processes and personality characteristics of Junior schoolchildren. This article describes the results identified differences in the level of memory, attention, motivation, anxiety, self-evaluation and adaptation of pupils of 1-4 classes.
Ключевые слова: адаптация, психические познавательные процессы, память, внимание, мышление, мотивация, тревожность, самооценка, младший школьный возраст.
Key words: adaptation, psychological cognitive processes, memory, attention, thinking, motivation, anxiety, self-esteem, early school age.
Младший школьный возраст - это целая эпоха в жизни ребенка; период от 6-7 лет до 10-11 лет. Этот возраст во многом определяется социальными изменениями в современной системе образования: поступлением в первый класс и переходом в среднее звено. Изменения, происходящие в жизни ребенка, - появление новой значимой фигуры (учителя), освоение новой деятельности (учебной) и позиции школьника - позволяет говорить об этом периоде как о психологически и социально важном. Как отмечают психологи, младший школьный возраст является сензитивным для развития и становления следующих характеристик:
• мотивов учения, развития познавательных интересов;
• индивидуальных особенностей и способностей;
• навыков самоконтроля, самореализации и саморегуляции;
• навыков общения со сверстниками.
© Маклаков А. Г., Яхудина Е. Н., 2015
70
Начало обучения в школе является одним из наиболее сложных периодов в жизни ребенка в социальном, психологическом и физиологическом плане. Адаптационный процесс изучается на различных уровнях: межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологический регуляции, функционального резерва организма, здоровья.
На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и произвольная регуляция деятельности развиваются постепенно в процессе обучения в начальной школе. Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин считали, что школьная адаптация определяется готовностью ребенка к изменению своего социального положения. Ребенок сам меняет свою личностную среду, таким образом приспосабливаясь к ситуации [3, с. 58].
В исследовании Н.В. Литвиненко выделены следующие психологические факторы риска дезадаптации первоклассников:
• тревожность в ситуациях школьного взаимодействия;
• социальная стрессированность;
• эмоциональная реактивность;
• подверженность чувствам.
Для успешной адаптации необходимы успешность социальных контактов со сверстниками и взрослыми, эмоциональная зрелость и умственное развитие [1].
М.М. Безруких среди признаков социально-психологической дезадаптации выделил повышение тревожности, сложности в контактах и снижение учебной мотивации [3, с. 80].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что помехой успешной адаптации являются высокая тревожность ученика, снижение учебной мотивации, недостаточное умственное развитие и трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, проблема адаптации и развития индивидуально-психологических и личностных характеристик в младшем школьном возрасте представляется весьма актуальной.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной организации Ленинградской области среди учеников 1-4 классов: всего к участию в обследовании было привлечено 67 школьников и четыре педагога.
Для обследования были использованы следующие методики:
1. «Лесенка» Дембо-Рубинштейн.
2. «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурии.
3. Методика «Исключение слов».
4. Корректурная проба.
71
5. Методика на изучение учебной мотивации М.Р. Гинзбурга.
6. Изучение школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
7. Методика для диагностики тревожности CMAS.
8. Методика диагностики социально-психологической адаптации Александровской.
Цель данного исследования - анализ динамики развития индивидуально-психологических и личностных характеристик детей младшего школьного возраста.
В рамках психических познавательных процессов школьников были изучены память, внимание и мышление. Методика А. Лурии позволяет изучить такие мнемические процессы, как запоминание, сохранение и воспроизведение. Результаты обследования представлены на рис. 1. Так, на первой пробе у учащихся 1-4 класса достаточно низкий результат: все ученики воспроизвели меньше половины предложенных слов. Однако уже на второй пробе запоминание и воспроизведение текстового материала значительно повышается у учеников 2-3 классов.
Рис. 1. Динамика развития кратковременной памяти у учащихся 1-4 классов
Примечание: 1. Результаты диагностики учащихся методикой «10 слов» А. Лурии. 2. Представлены средние значения по классу.
Первоклассники затрудняются вспомнить названные слова. Их результат улучшается только к последней пятой пробе. Это может говорить о недостаточной сформированности навыков запоминания и воспроизведения информации. Ученики 2-4 классов показывают улучшение с каждой пробой, что говорит о достаточном уровне развития внимания. У учеников 4 класса отмечается небольшое снижение среднего показателя. Это объясняется снижением количества правильно воспроизведенных слов у двух учеников. Эти ребята ха-растеризуются повышенной утомляемостью.
72
Также у школьников изучалось развитие показателей внимания: точность, продуктивность и устойчивость. Результаты обследования представлены на рис. 2. Точность выполнения методики, т. е. соотношение отмеченных и заданных букв, повышается с каждым годом обучения. В 1 и 2 классе более половины учащихся показали низкий уровень точности внимания. В 3 и 4 классе количество таких детей уменьшилось до трети. Продуктивность и устойчивость внимания планомерно улучшается с каждым годом обучения. Так дети становятся более внимательными, что сказывается на качестве учебной деятельности.
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
I Г I I
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Рис. 2. Динамика развития внимания у учащихся 1—4 классов
Примечание: 1. Результаты диагностики учащихся методикой «Корректурная проба» 2. Представлены средние значения по классу.
Для школьного обучения важную роль играет развитие вербально-логического мышления младшего школьника. Результаты обследования школьников представлены на рис. 3. Продуктивность (правильность выполнения методики) достаточно высокая у учащихся как первого, так и 2-4 классов. При этом общий показатель вербально-логического мышления у учащихся 3 класса снижен, несмотря на незначительное снижение продуктивности. Это можно объяснить увеличением временных затрат при выполнении методики учениками 3 класса. Почти треть учеников долго думали над заданием. Возможно, это связано с темпераментальными особенностями, так как проследить связь с высокой тревожностью или сниженной мотивацией учеников нельзя.
73
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Рис. 3. Динамика развития мышления у учащихся 1—4 классов
Примечание: 1. Результаты диагностики учащихся методикой «Исключение слов». 2. Представлены средние значения по классу.
В рамках изучения личностных характеристик были проведены методики для выявления уровня адаптации, мотивации и тревожности школьников. Критерий эффективности учебной деятельности показывает активность ребенка на уроке. Выше всего оценил активность школьников учитель 2 класса, ученики 1 и 3 класса характеризуются средним уровнем активности, чередованием правильных и неправильных ответов на уроке. Ученики 4 класса проявляют небольшую активность, но характеризуются правильными ответами.
Второй критерий социально-психологической адаптации - усвоение знаний и успеваемость. Показатель успеваемости находится на отметке от 2,5 до 3,5 баллов у учащихся 1-4 классов. Как видно из рис. 4, самый низкий показатель установлен у учеников 4 класса. Треть этих школьников характеризуются плохим усвоением учебного материала, частыми ошибками и исправлениями. Высокий балл получили только три школьника, проявив себя как успешных учащихся. На втором месте по успеваемости оказался 1 класс, где половина учащихся плохо успевают по нескольким предметам и часто допускают ошибки. 2 и 3 классы характеризуются достаточно редкими ошибками. Такие результаты могут говорить о недостаточной адаптированности учащихся первого класса и повышении требований к учащимся 4 класса, с которыми в состоянии справиться только часть школьников. Третий критерий показывает уровень усвоения школьных норм поведения. Согласно полученным результатам, все ученики младшей школы выполняют требования учителя, но иногда отвлекаются на разговоры с товарищами. Таким образом, можно сказать, что все младшие школьники усвоили школьные требования.
74
Основной -
Основной -
Основной
Основной
Основной
Основной -
Основной
Основной
Основной
Основной
■ 1 класс
■ 2 класс
■ 3 класс
■ 4 класс
Рис. 4. Динамика развития критериев социально-психологической адаптации
у учащихся 1—4 классов
Примечание: 1. Результаты диагностики учащихся методикой изучения социально-психологической адаптации детей к школе. 2. Представлены средние значения по классу.
Педагоги оценивают поведение школьников на перемене как небольшую активность, связанную с подготовкой к следующему уроку или занятиями в классе с кем-нибудь из ребят. Оценки по данному критерию позволяют также говорить об усвоении школьных требований у всех учащихся младших классов. Пятый критерий оценивает характер отношений детей со сверстниками. Так, учителя оценили своих школьников как детей достаточно легко вступающих в контакт, но не проявляющих свою инициативу при общении. При этом негативизм и замкнутость выявлена только у четырех детей среди всех младших школьников. У этих детей выявлен низкий уровень социально-психологической адаптации, что может за собой повлечь проблемы как поведении, так и учебной деятельности. Высокие оценки по шестому критерию (отношение к учителю) подтверждает мнение психологов о значимости фигуры учителя для ребенка в младшем школьном возрасте. Настроение школьников учителя оценили как эмоционально ровное и спокойное. Только трех учеников 2 класса охарактеризовали как раздражительных, проявляющих депрессивные или агрессивные реакции.
Таким образом, учащихся младших классов можно оценить как школьников с достаточным уровнем социально-психологической адаптации. Только у двух школьников (1 и 4 класса) выявлен уровень дезадаптации.
75
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
мотивация(баллы)
Рис. 4. Динамика развития учебной мотивации у учащихся 1—4 классов
Примечание: 1. Результаты диагностики учебной мотивации учащихся методикой М.Р. Гинзбурга, ученики 3—4 класса были обследованы анкетой Н.Г. Лускановой. 2. Представлены средние значения по классу.
При изучении учебной мотивации учащихся младших классов обнаружен только один ученик с низким уровнем мотивации. Остальные учащиеся характеризуются нормальным (средним) уровнем мотивации и высоким уровнем учебной мотивации.
Для решения исследовательских задач был проведен сравнительный и корреляционный анализы данных школьников 14 классов.
В ходе сравнительного анализа уровня развития психических познавательных процессов школьников были выявлены некоторые различия. Данные представлены в табл. 1. Ученики 4 класса достоверно отличаются по таким показателям развития внимания как точность, продуктивность и устойчивость. Учащиеся 3 класса характеризуются более развитой точностью внимания в сравнении с учениками 1 класса. Характеристики внимания у учеников 1 и 2 класса достоверно не различаются. Таким образом, можно говорить о том, что продуктивность, устойчивость и точность внимания у школьников развивается в процессе обучения, но достаточно медленно.
76
Таблица 1
Различия в уровне развития психических познавательных процессов учащихся 1-4 классов
Показатели 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Корректурная проба
Точность(проценты) 59,60 + 6,90 62,47+4,76 77,52+2,79* 78,36 +3,05*
Точность (баллы) 5,33 + 1,54 4,76 + 1,64 7,62 + 1,71 9,28 + 1,59
Продуктивность (баллы) 6,53 + 1,17 8,41 + 0,73 8,62 + 0,57 10,52+ 0,53**
Устойчивость (баллы) 11,86 + 1,58 13,17 + 2,08 16,25 + 1,64 19,81+ 1,56**
Методика «Исключение слов»
Продуктивность (балл) 17,6 + 1,38 17,88 + 0,83 17,37 + 1,39 18,57 + 0,77
Показатель вербально-логического мышления 16,2 + 1,44 17,71 + 0,87 15,12 + 1,58 18,14 + 0,83
Примечание. 1 . Значения в таблице представлены в виде X + m,
где Х - среднее значение по выборке; m - средняя ошибка. 2. Достоверность различий в таблице показана относительно учеников 1 класса. 3. Условные обозначения уровней достоверности: * - p<0,05; ** - p<0,01.
Сравнительный анализ не выявил достоверных различий по показателям развития вербально-логического мышления у учеников 1-4 классов. Согласно полученным результатам, школьники характеризуются достаточно высоким уровнем развития вербальнологического мышления. При этом самые высокие результаты получили ученики 4 класса. Однако, рассматривая выше данные по успеваемости и усвоению материала, ученики 4 класса охарактеризованы как наименее успешные и допускающие частые ошибки. Это может говорить о том, для успешного обучения в 4 классе большую роль играет развитие каких-то других видов мышления, возможно, понятийного.
Также был проведен сравнительный анализ личностных характеристик учащихся 1-4 класса. Данные представлены в табл. 2. Сравнительный анализ критериев социально-психологической адаптации учеников 1-4 класса не показал различий. Можно говорить о том, ученики первого класса достаточно адаптированы к учебной деятельности и в процессе обучения в младшей школе уровень адаптации не снижается.
77
Таблица 2
Различия в уровне развития личностных характеристик учащихся 1-4 классов
Показатели 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Критерий 1 «Эффективность учебной деятельности» 3,33 + 0,28 3,71 + 0,16 3,43 + 0,35 3,14 + 0,32
Критерий 2 «Усвоение знаний,успеваемость» 3,06 + 0,35 3,41+0,22 3,31+0,42 2,71+0,37
Критерий 3 «Усвоение школьных норм поведения» 3,0 + 0,36 3,47 + 0,25 3,62 + 0,35 2,81+ 0,34
Критерий 4 «Поведение на перемене» 3,93 + 0,44 3,82 + 0,32 3,62 + 0,42 3,71 + 0,33
Критерий 5 «Отношение к сверстникам» 4,06 + 0,32 3,82 + 0,33 4,12 + 0,32 3,95 + 0,29
Критерий 6 «Отношение к учителю» 3,86 + 0,21 4,17 + 0,15 4,18 + 0,26 4,09 + 0,23
Критерий 7 «Настроение» 4,0 + 0,32 3,41 + 0,25 3,93 + 0,32 4,1 + 0,25
Уровень социальнопсихологической адаптации 25,2 + 1,71 25,82 + 1,02 26,12 + 2,06 24,52 + 1,60
Учебная мотивация (стены) 5,06 + 0,46 6,82 + 0,60* 7,56+0,36*** 7,19+0,26***
Тревожность CMAS (баллы) 13,08 + 1,88 19,29+1,91* 16,56 + 1,63 19,8+1,55***
Тревожность CMAS (стены) 4,75 + 0,55 6,70 + 0,51* 5,75 + 0,46 6,09 + 0,42
Фактор 1 (межличностное напряжение) 3,33 + 0,49 5,64 + 0,51** 5,0 + 0,62* 5,38+0,63*
Фактор 2 (мотивация достижения) 3,33 + 0,67 4,71 + 0,58 4,18 + 0,44 4,90 + 0,46
Фактор 3 (вегетативные реакции) 3,0 + 0,48 2,94 + 0,58 2,62 + 0,57 3,09 + 0,39
Фактор 4 (страхи, общее напряжение) 4,58 + 0,58 6,0 + 0,65 5,25 + 0,54 6,47 + 0,54*
Примечание. 1. Значения в таблице представлены в виде X + m, где Х - среднее значение по выборке; m - средняя ошибка. 2. Достоверность различий в таблице показана относительно учеников 1 класса. 3.Условные обозначения уровней достоверности: * - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001. 4. Учебная мотивация учеников 1-2 класса изучалась с помощью методики М.Р. Гинзбурга, ученики 3-4 класса были обследованы анкетой
Н.Г. Лускановой.
78
Сравнительный анализ учебной мотивации учеников показал увеличение уровня с каждым годом обучения. Так, если ученики 1 класса показали средний результат по методике М. Гинзбург, то уровень мотивации учеников 3 и 4 класса можно уже назвать высоким (р<0,001). Можно сказать, что школьники с хорошим настроением идут в школу и получают удовольствие как от учебной деятельности, так и от общения с одноклассниками и учителем.
Одним из критериев адаптированности ученика к школе психологами также называется умеренная или низкая тревожность. При обследовании учеников 1 класса был выявлен нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. Однако у учеников 2 и 4 классов было выявлено повышение уровня тревожности (р>0,05 и р>0,001 соответственно). Эти ученики характеризуются несколько повышенной тревожностью, которая проявляется в ограниченном круге ситуаций. Повышение тревожности у учеников 4 класса может быть связано с переходом в среднее звено - ученики готовятся проходить переводные испытания. Повышение тревожности у учеников 2 класса объективно сложно связать с учебной деятельностью. Может быть, в данном случае проявилось беспокойство в ситуации тестирования. Анализируя данные по фактору тревожности «межличностное напряжение» были выявлены различия между 1 и 2-4 классами (р>0,01 и р>0,05 соответственно). Если ученики 1 класса при общении друг с другом непосредственны, не задумываются о нормах и запретах, то у учеников 2-4 класса этот показатель достоверно выше, что говорит о некотором напряжении при общении ребят со сверстниками и взрослыми. Также ученики 4 класса достоверно отличаются от первоклассников по уровню общего напряжения и наличию страхов. Возможно, сказывается ситуация переводных испытаний.
Также для более полного анализа полученных результатов был проведен корреляционный анализ уровня социальнопсихологической адаптации и индивидуально-психологических и личностных характеристик учеников 1-4 классов. При проведении анализа результатов учащихся 1 класса не было выявлено достоверных взаимосвязей уровня социально-психологической адаптации и развития психических познавательных процессов. Выявленные взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и личностных характеристик учеников 1 класса представлены в табл. 3. Так, согласно полученным результатам, социально-психологическая адаптация первоклассников взаимосвязана с высокой учебной мотивацией и представлением ребенка о себе как добром и хорошем человеке. (p<0,05; p< 0,01) Таким образом, можно сделать вывод, что представления о себе идеальном также будут играть существенную роль в приспособлении ребенка к новой ситуации развития, к новой деятельности, в данном случае - учебной.
79
Таблица 3
Особенности взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и личностных характеристик учеников 1 класса
Показатель Уровень социальнопсихологической адаптации
Уровень мотивации r = 0,54*
Самооценка идеальная «плохой - хороший» r = 0,79**
Самооценка идеальная «злой добрый» r = 0,65*
Примечание: словные обозначения уровней достоверности: * - p<0,05;
- p< 0,01.
Результаты корреляционного анализа уровня социальнопсихологической адаптации и индивидуально-психологических и личностных характеристик учеников 2 класса представлены в табл. 4. Достоверных взаимосвязей личностных характеристик и адаптации выявлено не было, т. е. для учеников 2 класса для успешной адаптированности большую роль играют не мотивация и низкая тревожность, а достаточный уровень развития познавательных процессов. Для успешной социально-психологической адаптации второклассников важное значение имеет развитие точности и устойчивость внимания (p> 0,05). Учебная нагрузка у второклассников увеличивается, и, чтобы успевать на уроках, необходимо быть внимательным, слышать то, что говорит учитель.
Таблица 4
Особенности взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и психических познавательных процессов
учеников 2 класса
Показатель Уровень социально-психологической адаптации
Точность внимания r = 0,56*
Устойчивость внимания r = 0,57*
Примечание: условные обозначения уровней достоверности: * - p<0,05.
Результаты корреляционного анализа уровня социальнопсихологической адаптации и индивидуально-психологических и личностных характеристик учеников 3 класса представлены в табл. 5. Адаптированность учеников 3 класса взаимосвязана с таким познавательным психическим процессом, как мышление, т. е. успешно адаптированные третьеклассники должны характеризоваться высоким уровнем вербально-логического мышления (р>0,05). Также для высокой социально-психологической адаптации необходима достаточно высокая самооценка у ребенка, он должен осознавать себя хорошим (р>0,01).
80
Таблица 5
Особенности взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации, психических познавательных процессов и личностных
характеристик учеников 3 класса
Показатель Уровень социально-психологической адаптации
Продуктивность мышления r = 064*
Вербально-логическое мышление r = 0,66*
Самооценка реальная «плохой - хороший» r = 0,68**
Примечание: 1. Условные обозначения уровней достоверности: * - p<0,05;
- p< 0,01.
Был проведен корреляционный анализ уровня социальнопсихологической адаптации и индивидуально-психологических и личностных характеристик учеников 4 класса. Выявленные достоверные взаимосвязи представлены в табл. 6.
Таблица 6
Особенности взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и личностных характеристик учеников 4 класса
Показатель Уровень социальнопсихологической адаптации
Шкала тревожности r = 0,47*
CMAS фактор 2 (мотивация достижения) r = 0,56*
Самооценка идеальная «сильный - слабый» r = 0,49*
Примечание: условные обозначения уровней достоверности: * - p<0,05.
Достоверных взаимосвязей уровня адаптации и развития психических познавательных процессов выявлено не было. Однако в ходе анализа были получены достоверные взаимосвязи уровня социально психологической адаптации и тревожности, мотивации и самооценки школьника (р> 0,05). Так, можно утверждать, что адаптированный четвероклассник должен отличаться высоким уровнем учебной мотивации, нормальным уровнем тревожности и представлением о себе как о сильном человеке.
Таким образом, для социально-психологической адаптации школьников младших классов играют большую роль как достаточный уровень развития психических познавательных процессов, так и определенный уровень развития личностных характеристик.
Для адаптированности учеников 1 класса важное значение имеет уровень учебной мотивации и представление о себе как хорошем и добром человеке.
Для адаптированности учеников 2 класса необходимо достаточно развитое внимание, которое позволяет быть успешным в ведущей деятельности.
81
Для высокой социально-психологической адаптации третьеклассников важна как самооценка, так и достаточный уровень вербально-логического мышления.
Тогда как ученики 4 класса для успешной адаптации нуждаются в определенном уровне развития мотивации, тревожности и самооценке.
Полученные результаты представляют собой важное практическое значение как для педагогов, так и для психологов и родителей. Важно понимать, что учебная деятельность является ведущей у младшеклассника и адаптированность к ней является важнейшим фактором успешного прохождения ребенка через этот жизненный этап.
Список литературы
1. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход): моногр. - М.: Сфера,2007.
2. Маклаков А.Г. Теоретические и методологические основы организации психологического сопровождения образовательного процесса / Психология ХХ1 века: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина; Айсинг, 2014.
3. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А.С. Обухова. - М., 2014.
82