2) формирование самостоятельной, зрелой, социально активной личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
3) развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер подростка, составляющих основу индивидуальности и обеспечивающих полноценное участие во всех сферах социальных отношений: духовной, семейной, экономической, политической;
4) подготовка к самостоятельной жизни в социуме, трудовой деятельности и сознательному выбору профессии.
Приоритетными задачами воспитания учащихся профлицея являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений. Особенно важно и сложно обеспечить социальную активность подростков, подготовить их к самостоятельной и семейной жизни, трудовой деятельности и выбору профессии, сформировать нравственные ориентиры и ценностные ориентации. Важно расширять сферу жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с окружающим миром, людьми, используя богатые возможности социокультурной среды за пределами профлицея и образовательной среды внутри учебного заведения.
На рис. 1 изображена модель воспитательной системы всестороннего развития и социализации учащихся в образовательной среде профессионального лицея.
Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека, оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Сегодняшние подростки, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они, более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что ус-
Библиографический список
ложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором подросток ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел также фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д. В этом контексте особенно важно создать лично-стно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит подростку возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.
В настоящее время особенно актуальным становится создание условий воспитания и социализации в социокультурной среде, где обитает человек. Воспитание и образование не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Региональные особенности образовательной среды позволяют педагогу, мастеру производственного обучения формировать эффективное воспитательное пространство, как один из компонентов социализации личности в профлицее.
Процесс воспитания способствует социализации личности, помогает подростку реализовать себя, определить свой способ поведения в структуре социального взаимодействия. Поэтому особую значимость приобретает работа, направленная на повышение готовности учащегося к постоянному выбору разных форм социокультурной активности с их последующей трансформацией и развитием, создание системы представления об окружающем социокультурном пространстве, о своем месте и содержании деятельности в этом пространстве.
1. Бодалев, А.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях / А.А. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова // Сов. педагогика. - 1991. - № 5.
2. Зимняя, И.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути, решение). - М., 1998.
3. Караковский, В.А. Воспитательная система школы - педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.
4. Новикова, Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Сов. педагогика. - 1991. - № 11.
5. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы. - М., 2007.
6. Степанов. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. - Псков, 1998.
7. Кривых, С.В. Гражданско-нравственное воспитание в летних выездных лагерях для детей-сирот: учебно-методич. пособие / С.В. Кривых, О.В. Лобачева / под ред. С.В. Кривых. - М., 2010.
8. Кривых, С.В. Современные молодежные движения как средство гражданского воспитания старших школьников: монография / С.В. Кривых, В.Г. Игишев, И.Ю. Зыкина. - СПб., 2008.
9. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин / под ред. Т.И. Шамовой. - М., 2001.
Bibliography
1. Bodalev, A.A. Psikhologo-pedagogicheskie problemih vospitaniya v sovremennihkh usloviyakh / A.A. Bodalev, V.A. Karakovskiyj, L.I. Novikova // Sov. pedagogika. - 1991. - № 5.
2. Zimnyaya, I.A. Vospitanie - problema sovremennogo obrazovaniya v Rossii (sostoyanie, puti, reshenie). - M., 1998.
3. Karakovskiyj, V.A. Vospitateljnaya sistema shkolih - pedagogicheskie idei i opiht formirovaniya. - M., 1991.
4. Novikova, L.I. Vospitateljnaya sistema: iskhodnihe pozicii // Sov. pedagogika. - 1991. - № 11.
5. Slastenin, V.A. Metodika vospitateljnoyj rabotih. - M., 2007.
6. Stepanov. E.N. Modelirovanie vospitateljnoyj sistemih obrazovateljnogo uchrezhdeniya: teoriya, tekhnologiya, praktika. - Pskov, 1998.
7. Krivihkh, S.V. Grazhdansko-nravstvennoe vospitanie v letnikh vihezdnihkh lageryakh dlya deteyj-sirot: uchebno-metodich. posobie / S.V. Krivihkh, O.V. Lobacheva / pod red. S.V. Krivihkh. - M., 2010.
8. Krivihkh, S.V. Sovremennihe molodezhnihe dvizheniya kak sredstvo grazhdanskogo vospitaniya starshikh shkoljnikov: monografiya / S.V. Krivihkh, V.G. Igishev, I.Yu. Zihkina. - SPb., 2008.
9. Shamova, T.I. Upravlenie obrazovateljnihmi sistemami: ucheb. posobie dlya studentov / T.I. Shamova, P.I. Tretjyakov, N.P. Kapustin / pod red. T.I. Shamovoyj. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 26.11.12
УДК 159.922.72
Trotsenko S.N. CORRECTION TECHNOLOGY SCHOOL ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION. The paper describes the correction technology school anxiety in primary school children with learning disabilities (mental retardation) as a means of improving the quality of learning activities. Provides guidance on the implementation of technology for classroom teachers KRO, specialized psychologists and parents, the results of testing.
Key words: primary school age, mental retardation, psychological, educational technology, school anxiety, the formation of the learning activity.
С.Н. Троценко, аспирант каф. коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО Шадринского гос. педагогического института, заместитель директора по воспитательной работе Красноселькупской средней общеобразовательной школы «Радуга», с. Красноселькуп, E-mail: julija-trc@rambler.ru
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
В статье описана технология коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) как средство повышения качества учебной деятельности. Представлены рекомендации по реализации технологии для учителей классов КРО, специальных психологов и родителей, результаты ее апробирования.
Ключевые слова: младший школьный возраст, задержка психического развития, психолого-педагогическая технология, школьная тревожность, сформированность учебной деятельности.
Развитие образовательных процессов в современном обществе, педагогические инновации, огромный опыт авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований требуют систематизации и обобщения проблемы повышения качества обучения младших школьников с задержкой психического развития. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход и применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим и психологическим процессам [1]. Технологический подход рассматривается в работах Б.Т. Лихачёва, С.А. Смирнова, Р.Де Киф-фера, М. Мейера, В.П. Беспалько, М.А. Чошанова, В.А. Сласте-нина, В.М. Монахова, А.М. Кушнир, Б. Скиннера, С. Гибсона, Т. Сакамото, Г.В. Селевко, В.П. Беспалько.
При определении сути психолого-педагогической технологии мы придерживаемся точки зрения Р.В. Овчаровой: психолого-педагогическая технология - это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленная на решение психологических задач, в которой качество педагогического обусловливается качеством психологического [2].
Объектом нашего исследования является повышение качества обучения через коррекцию школьной тревожности у младших школьников с ЗПР Для нашей статьи определяющими являются следующие понятия: тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного периода времени (А.М. Прихожан) [3], задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся все случаи замедленного психического развития, а также относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, но не достигающей умственной отсталости (Н.Н. Малофеев) [4], учебная деятельность - «...деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, или могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) [5, с. 142-143].
Среди общих характеристик технологий выделяют их эффективность при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимость в различных условиях, четкую выраженность этапов, их связанность между собой, и возможность корректировки на основе обратной связи [6].
Анализ технологических разработок, направленных на коррекцию школьной тревожности и повышения качества учебной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. Существуют единичные попытки создать технологии, направленные на снижение школьной тревожности, в основном, разрабатываются программы коррекционной работы по снижению тревожности разных категорий детей и программы психологического сопровождения когнитивного развития обучающихся.
2. Технологии и программы направлены на коррекцию од-ного-двух параметров и не предусматривают анализ взаимовлияния одного параметра на другой.
На основе концептуальных подходов, с учетом методологических требований к технологии была разработана и экспериментально проверена технология коррекции школьной тревожности как средство повышения качества учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития «Школа без тревог».
Общая характеристика технологии «Школа без тревог»
Уровень применения - модульно-локальная мезотехнология.
Философская основа - гуманистическая.
Методологический подход - системно-деятельностный.
Ведущими факторами развития личности в технологии являются биогенный, социогенный и психогенный.
В основе данной технологии лежит деятельностная и развивающая концепции усвоения социального опыта.
По характеру содержания и структуре классифицируется как светская, общеобразовательная, обучающе-воспитательная, гуманитарная.
По основному виду социально-педагогической деятельности технология является коррекционной (развивающей) (принадлежит к управленческим технологиям, охватывающим отдельные части педагогического процесса).
Тип управления (по классификации В.П. Беспалько [1]): цикличный (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянный (фронтальный), направленный (индивидуальный), ручной (вербальный). Направление педагогического воздействия: учитель ! ученик, учитель ! малая группа учащихся, ученик ! ученик, Направления психологического воздействия: психолог ! ученик, психолог ! малая группа учащихся, психолог ! учитель, психолог ! родитель.
Преобладающими методами технологии являются развивающие, методы саморазвития, коллективные, методы психологического сопровождения. Ведущие методы - тестирование (диагностический), игровой и творческий.
Организационные формы учебно-воспитательного процесса: индивидуальные и групповые (дифференциальные), фронтальные.
Средства обучения и воспитания: вербальные, наглядные, действенно-практические.
По подходу к ребенку и воспитательной ориентации технология является личностно-ориентированной.
Технология нацелена также на улучшение и преобразование социально-педагогических условий и параметров жизнедеятельности ребенка и является социоцентрической технологией.
По целевой ориентации на сферы и структуры индивида является технологией саморазвития, т.к. направлена на формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ) и практической, т.к. направлена на формирование сферы психофизиологического развития (СФР).
По направлению модернизации технологию можно отнести к психолого-педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
По категории педагогических объектов технология согласуется с технологиями компенсирующего обучения, т.к. имеет кор-рекционную направленность и предназначена для работы с детьми, имеющими отклонения в сфере психического развития.
Технология «Школа без тревог» имеет отдельные преимущества, позволяющие преодолеть некоторые трудности и опасности:
1. Технология методологически и теоретически обоснована, поэтому обладает убедительностью.
2. Технология носит комплексный характер, предусматривает работу по коррекции школьной тревожности с помощью родителей, педагогов, психологов.
3. В технологии представлена методическая сторона, оговорены трудности, предложены варианты совместной и раздельной работы педагогов, родителей и психологов.
4. При реализации технологии достигается гарантированный результат (повышение качества учебной деятельности младших школьников с ЗПР), имеющий важное значение как для учащихся, так и для педагогов и родителей.
Технология включает 6 основных этапов: диагностический, аналитический, прогностический, информационно-консультационный, коррекционно-развивающий и контрольно-диагностический.
Цель технологии «Школа без тревог» - повышение качества учебной деятельности посредством коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Анализ основных характеристик нарушений в формировании учебной деятельности и высокого и низкого уровней тревожности позволяет сделать вывод об их схожести по следующим свойствам:
1. Повышенная утомляемость.
2. Низкий социальный статус (возможна конфликтность).
3. Мотивация избегания неудач, неуспеха.
4. Низкий уровень самоконтроля.
5. Низкий уровень самооценки.
6. Низкая результативность деятельности.
Учет этих факторов способствует достижению основной цели: коррекция школьной тревожности и повышение качества учебной деятельности. По нашему мнению, данной цели можно достичь через реализацию следующей системы задач разных уровней:
1. Общие задачи, реализуемые всеми специалистами и родителями:
1.1. Формирование положительной мотивации младших школьников через воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов самим ребенком.
1.2. Формирование навыков самоконтроля, самоанализа.
1.3. Способствование повышению самооценки.
1.4. Обучение способам осознания и отреагирования эмоций.
1.5. Перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием невербальных сигналов, стремление к диалогу).
1.6. Стабилизация эмоционального состояния.
1.7. Формирование навыков стрессоустойчивого поведения.
1.8. Контроль над качеством учебной деятельности через процедуру диагностики в начале и по окончании применения технологии.
2. Основные задачи, реализуемые в деятельности психолога:
2.1. Применение различных психологических методов, способствующих формированию положительной мотивации, навыков самоконтроля и оценки.
2.2. Обучение способам осознания и отреагирования эмоций.
2.3. Обучение навыкам межличностного общения.
2.4. Стабилизация эмоционального состояния.
3. Задачи, решаемые педагогом:
3.1. Моральное стимулирование учеников через поощрение.
3.2. Создание ситуаций успеха во время учебной и внеклассной деятельности.
3.3. Формирование адекватного отношения ученика к своим возможностям и способностям.
3.4. Стимулирование учеников к самостоятельному выбору способов действий в учебной деятельности без боязни ошибиться.
3.5. Использование нестандартных уроков.
4. Задачи для родителей:
4.1. Создание благоприятного микроклимата в семье. Основа взаимоотношений: любовь и уважение.
4.2. Использование методов поощренияё похвалы.
4.3. Предъявление требований к ребенку, адекватных его возрасту, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям.
Остановимся кратко на характеристике каждого из шести этапов технологии.
1. На диагностическом этапе технологии «Школа без тревог» осуществляется систематизация методик диагностики уровня тревожности и сформированности учебной деятельности. Для реализации диагностического этапа подобраны методики, используемые для обследования младших школьников и направленные на выявление актуального уровня тревожности (1 блок), уровня сформированности учебной деятельности (2 блок). Методический комплекс состоит из классических и авторских методик.
Уровни сформированно
1 блок. Выявление актуального уровня тревожности.
Диагностика уровня тревожности осуществляется двумя
методиками:
1. Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale - CMAS) в адаптации А.М. Прихожан [7];
2. Опросник школьной тревожности Филлипса (Л.С. Колмогорова) [8].
2 блок. Диагностика уровня сформированности учебной деятельности.
Исследование уровня сформированности учебной деятельности проводится посредством следующих методик:
1. «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г. В. Репкина, Е.В. Заика) [9].
2. «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
3. «Таинственное письмо» А.М. Прихожан.
4. «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской.
Технологичность диагностики достигается за счет отработанной процедуры групповой диагностики, в которой оптимизированы последовательность и способ предъявления методик и регистрации ответов, а также инструкции и тренировочные упражнения, обеспечивающие понимание заданий и качество групповой работы. Диагностика не исключает процедуру индивидуального тестирования. Общее время проведения диагностики -2 академических часа с перерывом. Преимущество разработанной технологии группового тестирования состоит в том, что посредством одновременного (в течение 2 уроков) обследования всего класса (25-35 человек) по всему комплексу методик удается сразу решить две задачи:
- обеспечить фронтальность обследования;
- получить сведения об индивидуально-психологических особенностях каждого учащегося.
2. На аналитическом этапе проводится адаптация системы критериев для оценки уровня тревожности и качества учебной деятельности. Для реализации аналитического этапа разработана адаптированная система критериальных нормативов, позволяющая оценить в какой степени проявляются (сформированы) изучаемые характеристики. Для показателей уровня тревожности мы условно, для простоты обследования объединили схожие уровни и определили количественные значения по пяти основным уровням, т.е., мы осуществили модификацию диагностик уровня тревожности
Сформированность учебной деятельности, исследуемая по методике «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» Г.В. Репкиной, Е.В. Заика, определяется по 6 критериальным уровням.
Анализ сформированности учебной деятельности по другим методикам, используемым в технологии, проводится по критериальным оценкам, которые мы также сочли необходимым распределить по 5 основным уровням (таблица 1).
Таким образом, сравнение индивидуальных данных, полученных на диагностическом этапе, с критериальными оценками позволяет оценить:
1) психическое состояние ребенка, причины тревожности;
2) актуальный уровень сформированности учебной деятельности, наличие и характер проблем, связанных с учебной деятельностью.
3. Целью прогностического этапа является прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта в соответствии с результатами, полученными в ходе реализации диагностического и аналитического этапов. Для реализации данного этапа используются модели личностного развития, в которых учитывается уровень, сочетание и взаимосвязь свойств, ведущие личностные характеристики, определяющие общий тип развития. Использование прогностических моделей позволяет предсказать: направление развития личности ребенка (перспективы и осложнения); потенциал разви-
Таблица 1
и учебной деятельности
—Методика уровни~~~——^^ «Графический диктант» Д.Б. Эльконин «Таинственное письмо» А.М. Прихожан «Учебная деятельность» Л.И. Цеханская
1. Низкий Низкий Низкий
2. Ниже среднего Ниже среднего (0-35 баллов)
3. Средний Средний Средний (35-63 балла)
4. Выше среднего Выше среднего Выше среднего(64-71 балл)
5. Высокий Высокий Высокий(72 балла)
тия (возможный уровень и условия его достижения); возможные проблемы в учебной деятельности, причины и способы преодоления.
По результатам диагностического и прогностического этапов составляются рекомендации для родителей и педагогов по оптимальному развитию каждого учащегося и класса в целом. Прогнозирование дальнейшего развития учащегося включает два направления: при условии, если с ребенком будет проводиться своевременная необходимая работа, и при условии, что такой работы не будет.
4. Для реализации информационно-консультационного этапа используется модульная форма составления и выдачи итоговых, индивидуальных психологических характеристик. Характеристика включает информацию об актуальном уровне развития (сформированности) исследованных особенностей.
Характеристики составляются на основе обобщения и сведения в соответствующие таблицы результатов диагностического и прогностического этапов исследования.
5. Технология «Школа без тревог» на коррекционно-раз-вивающем этапе направлена на коррекцию тревожности младших школьников. В тоже время, основная цель технологии -повышение качества учебной деятельности через коррекцию тревожности. Мы определили основные направления коррекции тревожности, которые тесно связаны и с учебной деятельностью. Это такие направления, как формирование положительной мотивации, адекватного отношения к возможным неудачам; обучение навыкам самоконтроля и самооценки; умение управлять собой в различных ситуациях; обучение способам мышечной релаксации; умение действовать совместно с другими людьми (коллективная деятельность).
Занятия коррекционно-развивающего этапа основаны на основных общепедагогических принципах и принципах специальной (коррекционной) педагогики и психологии: единство воспитательного и образовательного процессов; научность содержания обучения; учет возрастных возможностей ребенка; принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»; принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения; принцип генетический, учитываю-
Библиографический список
щий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями; деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка; соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Важное значение в работе с детьми с ЗПР имеет принцип заботы об охране и укреплении здоровья детей. В связи с этим, режим жизни ребенка приобретает щадящий, охранительный характер, строго дозирующий нагрузку на нервную систему. В группу включается 10-12 детей. Задачей психолога является создание доброжелательного, спокойного стиля общения с детьми, а также детей между собой. В занятие включаются минутки отдыха, игры, расслабляющие задания. Занятия проводятся во вторую половину дня после прогулки детей на свежем воздухе 2 раза в неделю. Коррекционно-развивающий этап технологии реализуется на 20 занятиях, продолжительностью от 25 до 30 минут.
Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях:
1) работа с мотивацией: формирование положительной мотивации, адекватного отношения к возможным неудачам;
2) работа с самооценкой и самоконтролем: обучение навыкам самооценки и самоконтроля;
3) работа над поведением и качеством общения: обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; навыкам коллективной деятельности;
4) релаксация: снятие мышечного напряжения.
6. На контрольно-диагностическом этапе проводится диагностическое исследование по итогам реализации всех этапов технологии. Диагностическое исследование включает весь диагностический инструментарий I диагностического этапа технологии.
Данная технология апробирована и получены результаты, подтверждающую нашу гипотезу: при условии коррекции уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР качество учебной деятельности повышается.
1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М., 2005.
2. Овчарова, РВ. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999.
3. Прихожан, А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образования. - 1998. - №2.
4. Малофеев, Н.Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособ. для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.
5. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособ. для студентов / сост. Семенюк Л.М. - М., 1996.
6. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: дис. ... д-ра психол. - Казань, 2009.
7. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб., 2007.
8. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. - М., 2002.
9. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск, 1993.
Bibliography
1. Selevko, G.K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP. - M., 2005.
2. Ovcharova, R.V. Prakticheskaya psikhologiya v nachaljnoyj shkole. - M., 1999.
3. Prikhozhan, A.M. Prichinih i profilaktika i preodolenie trevozhnosti // Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniya. - 1998. - №2.
4. Malofeev, N.N. Klassih KRO i KKO: integrirovannihyj podkhod k obrazovaniyu deteyj s narusheniyami v razvitii i differencirovannihyj podkhod k obrazovaniyu normaljno razvivayuthikhsya deteyj // Diagnostika i korrekciya zaderzhki psikhicheskogo razvitiya u deteyj: posob. dlya uchiteleyj i specialistov korrekcionno-razvivayuthego obucheniya / pod red. S.G. Shevchenko. - M., 2001.
5. Ehljkonin, D.B. Psikhologicheskie voprosih formirovaniya uchebnoyj deyateljnosti v mladshem shkoljnom vozraste // Khrestomatiya po vozrastnoyj psikhologii: uchebnoe posob. dlya studentov / sost. Semenyuk L.M. - M., 1996.
6. Meljnikova, N.V. Razvitie nravstvennoyj sferih lichnosti doshkoljnika: dis. ... d-ra psikhol. - Kazanj, 2009.
7. Prikhozhan, A.M. Psikhologiya trevozhnosti: doshkoljnihyj i shkoljnihyj vozrast. - SPb., 2007.
8. Kolmogorova, L.S. Diagnostika psikhologicheskoyj kuljturih shkoljnikov. - M., 2002.
9. Repkina, G.V. Ocenka urovnya sformirovannosti uchebnoyj deyateljnosti / G.V. Repkina, E.V. Zaika. - Tomsk, 1993.
Статья поступила в редакцию 18.10.12
УДК 37
Zaruba N.A., Trushkina T.P. DEVELOPMENT PECULIARITIES OF TEACHER'S INNOVATION FUNCTIONS FOR THE PROFILE SCHOOL IN THE QUALIFICATION ADVANCEMENTSYSTEM. The authors of the article consider the developed and approved results of scientific and practical research on the developing teacher's innovation functions for the profile school in the qualification advancement system for education office workers.
Key words: teacher's innovation functions for the profile school, their content, structure, scientific and methodical provision ofdeveloping teacher's innovation functions for the profile school in the qualification advancement system.