Научная статья на тему 'Особенности развития инновационных функций учителя профильной школы в системе повышения квалификации'

Особенности развития инновационных функций учителя профильной школы в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER''S INNOVATION FUNCTIONS FOR THE PROFILE SCHOOL / SCIENTIFIC AND METHODICAL PROVISION OFDEVELOPING TEACHER''S INNOVATION FUNCTIONS / ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ИХ СОДЕРЖАНИЕ / СТРУКТУРА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ / В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / THEIR CONTENT / STRUCTURE / FOR THE PROFILE SCHOOL IN THE QUALIFICATION ADVANCEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заруба Н. А., Трушкина Т. П.

В статье предлагаются разработанные и апробированные авторами результаты научно-практического исследования по проблеме развития инновационных функций учителя профильной школы в системе повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PECULIARITIES OF TEACHER'S INNOVATION FUNCTIONS FOR THE PROFILE SCHOOL IN THE QUALIFICATION ADVANCEMENTSYSTEM

The authors of the article consider the developed and approved results of scientific and practical research on the developing teacher's innovation functions for the profile school in the qualification advancement system for education office workers.

Текст научной работы на тему «Особенности развития инновационных функций учителя профильной школы в системе повышения квалификации»

тия (возможный уровень и условия его достижения); возможные проблемы в учебной деятельности, причины и способы преодоления.

По результатам диагностического и прогностического этапов составляются рекомендации для родителей и педагогов по оптимальному развитию каждого учащегося и класса в целом. Прогнозирование дальнейшего развития учащегося включает два направления: при условии, если с ребенком будет проводиться своевременная необходимая работа, и при условии, что такой работы не будет.

4. Для реализации информационно-консультационного этапа используется модульная форма составления и выдачи итоговых, индивидуальных психологических характеристик. Характеристика включает информацию об актуальном уровне развития (сформированности) исследованных особенностей.

Характеристики составляются на основе обобщения и сведения в соответствующие таблицы результатов диагностического и прогностического этапов исследования.

5. Технология «Школа без тревог» на коррекционно-раз-вивающем этапе направлена на коррекцию тревожности младших школьников. В тоже время, основная цель технологии -повышение качества учебной деятельности через коррекцию тревожности. Мы определили основные направления коррекции тревожности, которые тесно связаны и с учебной деятельностью. Это такие направления, как формирование положительной мотивации, адекватного отношения к возможным неудачам; обучение навыкам самоконтроля и самооценки; умение управлять собой в различных ситуациях; обучение способам мышечной релаксации; умение действовать совместно с другими людьми (коллективная деятельность).

Занятия коррекционно-развивающего этапа основаны на основных общепедагогических принципах и принципах специальной (коррекционной) педагогики и психологии: единство воспитательного и образовательного процессов; научность содержания обучения; учет возрастных возможностей ребенка; принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»; принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения; принцип генетический, учитываю-

Библиографический список

щий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями; деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка; соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Важное значение в работе с детьми с ЗПР имеет принцип заботы об охране и укреплении здоровья детей. В связи с этим, режим жизни ребенка приобретает щадящий, охранительный характер, строго дозирующий нагрузку на нервную систему. В группу включается 10-12 детей. Задачей психолога является создание доброжелательного, спокойного стиля общения с детьми, а также детей между собой. В занятие включаются минутки отдыха, игры, расслабляющие задания. Занятия проводятся во вторую половину дня после прогулки детей на свежем воздухе 2 раза в неделю. Коррекционно-развивающий этап технологии реализуется на 20 занятиях, продолжительностью от 25 до 30 минут.

Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях:

1) работа с мотивацией: формирование положительной мотивации, адекватного отношения к возможным неудачам;

2) работа с самооценкой и самоконтролем: обучение навыкам самооценки и самоконтроля;

3) работа над поведением и качеством общения: обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; навыкам коллективной деятельности;

4) релаксация: снятие мышечного напряжения.

6. На контрольно-диагностическом этапе проводится диагностическое исследование по итогам реализации всех этапов технологии. Диагностическое исследование включает весь диагностический инструментарий I диагностического этапа технологии.

Данная технология апробирована и получены результаты, подтверждающую нашу гипотезу: при условии коррекции уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР качество учебной деятельности повышается.

1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М., 2005.

2. Овчарова, РВ. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999.

3. Прихожан, А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образования. - 1998. - №2.

4. Малофеев, Н.Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособ. для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.

5. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособ. для студентов / сост. Семенюк Л.М. - М., 1996.

6. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: дис. ... д-ра психол. - Казань, 2009.

7. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб., 2007.

8. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. - М., 2002.

9. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск, 1993.

Bibliography

1. Selevko, G.K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP. - M., 2005.

2. Ovcharova, R.V. Prakticheskaya psikhologiya v nachaljnoyj shkole. - M., 1999.

3. Prikhozhan, A.M. Prichinih i profilaktika i preodolenie trevozhnosti // Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniya. - 1998. - №2.

4. Malofeev, N.N. Klassih KRO i KKO: integrirovannihyj podkhod k obrazovaniyu deteyj s narusheniyami v razvitii i differencirovannihyj podkhod k obrazovaniyu normaljno razvivayuthikhsya deteyj // Diagnostika i korrekciya zaderzhki psikhicheskogo razvitiya u deteyj: posob. dlya uchiteleyj i specialistov korrekcionno-razvivayuthego obucheniya / pod red. S.G. Shevchenko. - M., 2001.

5. Ehljkonin, D.B. Psikhologicheskie voprosih formirovaniya uchebnoyj deyateljnosti v mladshem shkoljnom vozraste // Khrestomatiya po vozrastnoyj psikhologii: uchebnoe posob. dlya studentov / sost. Semenyuk L.M. - M., 1996.

6. Meljnikova, N.V. Razvitie nravstvennoyj sferih lichnosti doshkoljnika: dis. ... d-ra psikhol. - Kazanj, 2009.

7. Prikhozhan, A.M. Psikhologiya trevozhnosti: doshkoljnihyj i shkoljnihyj vozrast. - SPb., 2007.

8. Kolmogorova, L.S. Diagnostika psikhologicheskoyj kuljturih shkoljnikov. - M., 2002.

9. Repkina, G.V. Ocenka urovnya sformirovannosti uchebnoyj deyateljnosti / G.V. Repkina, E.V. Zaika. - Tomsk, 1993.

Статья поступила в редакцию 18.10.12

УДК 37

Zaruba N.A., Trushkina T.P. DEVELOPMENT PECULIARITIES OF TEACHER'S INNOVATION FUNCTIONS FOR THE PROFILE SCHOOL IN THE QUALIFICATION ADVANCEMENTSYSTEM. The authors of the article consider the developed and approved results of scientific and practical research on the developing teacher's innovation functions for the profile school in the qualification advancement system for education office workers.

Key words: teacher's innovation functions for the profile school, their content, structure, scientific and methodical provision ofdeveloping teacher's innovation functions for the profile school in the qualification advancement system.

Н.А. Заруба, канд. пед. наук, д-р социолог. наук, проф., зав каф. ГиМУКузГТУ, г. Кемерово,

E-mail: [email protected]; Т.П. Трушкина, аспирант КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье предлагаются разработанные и апробированные авторами результаты научно-практического исследования по проблеме развития инновационных функций учителя профильной школы в системе повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: инновационные функции учителя профильной школы, их содержание, структура, научно-методическое обеспечение развития инновационных функций учителя в системе повышения квалификации.

Анализ научно-педагогической литературы по проблемам профильной школы позволил определить актуальное для современной науки и практики понятие «инновационные функции учителя профильной школы». Мы рассматриваем инновационные функции учителя профильной школы как деятельность учителя инновационного характера, необходимая для формирования его профессиональной компетентности в сфере инноваций. К числу основных инновационных функций учителя профильной школы мы относим:

- нормативно-правовую функцию - это владение учителем способами выстраивания педагогической деятельности в соответствии с нормами, требованиями и предписаниями, сопровождающими профильное обучение;

- функцию проектирования - это владение учителем способами осуществления проектирования профильного образовательного процесса с целью развития личности старшеклассника в системе индивидуального и дифференцированного обучения на основе компетентностного подхода;

- содержательную функцию - это владение учителем способами выбора для профильного образовательного процесса содержания по предмету в соответствии с профилем обучения, а также личностными возможностями и особенностями учащихся;

- организационную - это владение учителем способами организации профильного образовательного процесса с использованием технологий, соответствующих старшему школьному возрасту и задачам профильного обучения;

- функцию оценивания - это владение учителем способами применения разнообразных видов оценки и учета достижений учащихся в условиях профильного обучения (использование традиционных форм и форм оценивания с учётом особенностей профильного обучения);

- рефлексивную функцию - это владение способами осуществления самоидентификации представлений о своей профессиональной деятельности и требований к ней, обусловленными целями и задачами профильного обучения;

- функция саморазвития - это владение способами освоения новых знаний, умений, способов деятельности, актуализации компетенций, востребованных в условиях профильного обучения;

- методическую - это владение учителем методами обучения, эффективными в условиях профильного обучения.

Структура инновационной функции учителя профильной школы включает совокупность профессионально-значимых инновационных функций: владение новациями в нормативно-правовых вопросах профильного обучения; проектировании и планировании профильного учебного процесса; содержанием профильных предметов и методикой его преподавания; технологиями профильного обучения; диагностикой и оценкой учебных и личностных достижений учащихся; способами педагогического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении; рефлексии педагогической деятельности; способами в саморазвитии по вопросам профильного обучения и др.

В ходе исследования было установлено содержание основных инновационных функций учителя профильной школы, включающее в себя сущность основных элементов профессиональной деятельности учителя профильной школы. Оно направленно на обеспечение нового качества общего образования в условиях профильного обучения.

Была обоснована объективная потребность подготовки учителя к реализации инновационной системы профильного обучения на этапе обучения в институте повышения квалификации в направлении развития инновационных функций.

В процессе исследования смоделировано научно-методическое обеспечение развития инновационных функций учителя профильной школы на этапе повышения квалификации (ПК) в учреждении дополнительного профессионального образования (ДПО), включающее в себя

- методологический компонент, который содержит обоснование методологических подходов (системного, андрагоги-ческого, личностно-деятельностного, компетентностно-модуль-ного); принципы развития инновационных функций учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО (непрерывности, адаптивности, гибкости, модульности к структуризации и отбору содержания обучения, проблемности, прагматичности, опоры на профессиональный опыт учителя, реализации обратной связи и др.);

- содержательный компонент, который содержит обоснование целей, содержания развития инновационных функций учителя профильной школы. Общая цель развития инновационных функций учителя профильной школы - повышение квалификации учителя профильной школы, содействие формированию профессиональной компетентности учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО в сфере инноваций, прежде всего, педагогических. Достижение общей цели повышения квалификации связано с частными целями, которые формулируются как приобретение слушателями компетенций, необходимых для реализации инновационных профессиональных функций в условиях профильной школы. Содержание обучения отражено в образовательных программах дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). Содержание модуля образовательной программы отражает основные функции (деятельность) учителя в условиях реализации инновационной образовательной практики профильного обучения, соответствует функциональным задачам профессиональной деятельности учителя профильной школы и представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование и развитие определенной инновационной функции в структуре профессиональной деятельности учителя профильной школы;

- технологический компонент содержит обоснование выбора технологий обучения, способствующих развитию инновационных функций учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО. К ним мы отнесли технологии активного и интерактивного обучения (проблемная и проблемно-поисковая лекция, лекция-визуализация, лекция-консультация, компьютерная лекция, деловая игра, дискуссия, мозговой штурм, методическая мастерская, кейс-метод, интерактивная система эффективного чтения и размышления, мастер-классы, метод проектов, практикумы по решению предметных задач в сочетании с различными активными методами организации учебной деятельности обучающихся, работа в парах и группах, фронтальное обсуждение различных вариантов решения, взаимообмен задачами, работа в роли эксперта, проведение исследований при решении задач, информационно-коммуникационные технологии);

- оценочно-критериальный компонент содержит формы и методы оценки уровня развития инновационных функций учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО и содержит интегративный, субъектный, когнитивный и продуктивный критерии. Интегративный критерий определяет уровень развития инновационных функций учителя профильной школы до и после повышения квалификации посредством самооценки учителя профильной школы и экспертной оценки. Субъектный критерий отражает позицию учителя, позволяющего быть субъектом образовательного процесса (мотивы, рефлексию, удовлетворенность образовательным процессом на этапе ПК

в учреждении ДПО). Продуктивный критерий позволяет оценить результат освоения субъективно новой деятельности (способов деятельности) и отслеживается через оценку продуктов деятельности - итоговой работы в форме практико-ориентиро-ванного проекта.

Нами были также определены этапы развития инновационных функций учителя профильной школы в учреждении ДПО: диагностико-мотивационный, информационно-содержательный; практико-преобразовательный, оценочно-рефлексивный.

В ходе исследования были определены особенности развития инновационной функции учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО. Они заключаются в реализации системного, андрагогического, личностно-деятельностного, ком-петентностно-модульного, контекстного подходов; в использовании принципов непрерывности, модульности к структуризации и отбору содержания обучения; принципов проблемности, прагматичности, утилитарности в обучении; опоры на профессиональный опыт учителя; субъектности; реализации обратной связи и методического обеспечения развития инновационной функции учителя профильной школы.

Развитие инновационной функции учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении дПо происходит на основе реализации дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации (программы ПК), построенной по модульному принципу. В каждый модуль программы входит:

> целевой блок, содержит название инновационной функции, на развитие который направлен модуль, как результат освоения содержания обучения и перечня теоретических знаний, практических умений и способов педагогической деятельности, осваиваемых на курсах повышения квалификации;

> информационный блок, представляет собой содержание теоретического материала, структурированного на учебные элементы. Информационный блок модуля сопровождается учебно-методическими материалами и пособиями, методическими рекомендациями по аспектам профильного обучения и для самостоятельной работы слушателя, обучающими компьютерными программами;

> методический блок, представляет собой перечень технологий обучения, с помощью которых организуется учебная деятельность слушателей, направленная на развитие иннова-

Библиографический список

ционных функций, а также методов оперативного и предупреждающего контроля.

Логическая структура реализации каждого модуля укладывается в дидактический цикл: постановка учебной задачи и создание мотивации к ее решению через рефлексию личной практики - предъявление нового материала и создание условий для его усвоения (теория - метод - практика) - организация обратной связи и контроля через рефлексию обучения.

Технологии обучения, способствующие развитию инновационных функций учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО, выбираются в зависимости от цели и содержания модуля, отражающего специфику профильного обучения.

Алгоритм развития инновационных функций учителя профильной школы на этапе ПК в учреждении ДПО включает этапы:

- диагностико-мотивационный (диагностика представлений о специфике инновационных функций учителя профильной школы, оценка уровня развития инновационной функции, выявление проблем и затруднений в практической деятельности учителя профильной школы, уточнение и согласование целей повышения квалификации, мотивация на овладение профессионально-значимых функций);

- информационно-содержательный (освоение содержания программы повышения квалификации, развитие субъекта учебно-познавательной деятельности за счёт его самоактуализации);

- практико-преобразовательный (разработка практико-ориентированного проекта, овладение педагогическим проектированием, как способом решения профессиональных проблем и выработки индивидуального стиля учителя);

- диагностико-рефлексивный (защита и оценка итоговых работ в форме практико-ориентированного проекта, рефлексивное подведение итогов обучения, диагностика уровня развития инновационных функций учителя профильной школы в образовательном процессе на этапе ПК в учреждении ДПО и в после-курсовой период).

Таким образом, разработанные и апробированные нами научно-методические рекомендации развития инновационной функции учителя профильной школы в системе повышения квалификации позволяют нам сделать вывод о том, что актуальность и важность решения проблемы организации профильного обучения в системе общего образования не вызывает сомнений и востребована практикой.

1. Адольф, В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. -Красноярск, 2007.

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М., 2005.

3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова / под ред. Т.С.Паниной. - М., 2006.

4. Пискунова, Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб., 2007.

Bibliography

1. Adoljf, V.A. Innovacionnaya deyateljnostj pedagoga v processe ego professionaljnogo stanovleniya / V.A. Adoljf, N.F. Iljina. - Krasnoyarsk, 2007.

2. Zeer, Eh.F. Modernizaciya professionaljnogo obrazovaniya: kompetentnostnihyj podkhod: ucheb. posobie / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova, Eh.Eh. Sihmanyuk. - M., 2005.

3. Panina, T.S. Sovremennihe sposobih aktivizacii obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb, zavedeniyj / T.S. Panina, L.N. Vavilova / pod red. T.S.Paninoyj. - M., 2006.

4. Piskunova, E.V. Podgotovka uchitelya k obespecheniyu sovremennogo kachestva obrazovaniya dlya vsekh: opiht Rossii: rekomendacii po rezuljtatam nauchnihkh issledovaniyj / pod red. akad. G.A. Bordovskogo. - SPb., 2007.

Статья поступила в редакцию 09.11.12

УДК 37

Zaruba N.A., Trushkina T.P. DEVELOPMENT OF TEACHER'S INNOVATION FUNCTIONS FOR THE PROFILE SCHOOL IN THE QUALIFICATION ADVANCEMENT SYSTEM AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The actuality of researching ways and methods of developing teacher's innovation functions for the profile school as an important task for the qualification advancement system of education office workers is proved by the authors of the article.

Key words: profile school, teacher of profile school, teacher's innovation functions (justice, substantial, technological, methodological and evaluating).

Н.А. Заруба, канд. пед. наук, д-р социолог. наук, проф., зав каф. ГиМУКузГТУ, г. Кемерово,

E-mail: [email protected]; Т.П. Трушкина, аспирант КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.