Научная статья на тему 'Мобильность как профессиональное качество учителя дистанционного обучения'

Мобильность как профессиональное качество учителя дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL MOBILITY / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / DISTANCE LEARNING / COMPETENCE OF DISTANCE LEARNING TEACHER / TEACHER'S FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лузанова Нина Николаевна

Рассматривается феномен мобильности как одной из составляющих профессиональной компетенции современного учителя. Исследуются актуальность и структура профессиональной мобильности учителя дистанционного обучения. Сопоставляются результаты научных исследований и функции профессиональной деятельности учителя, зафиксированные стандартом педагога. Определены педагогические условия формирования профессиональной мобильности педагога дистанционного обучения. Приведены результаты исследования готовности педагогических кадров для обучения детей в дистанционном режиме. Обоснована структура комплексной образовательной программы для формирования компетенций учителя дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILITY AS A PROFESSIONAL QUALITY OF A TEACHER IN DISTANCE LEARNING

In the article the phenomenon of mobility as one of the components of the professional competence of the contemporary teacher is considered. The importance and structure of professional mobility of the teacher is investigated. The level of readiness of the teacher to learn new content of professional activity depends on the ability of the teacher to respond flexibly and quickly to the ever-changing information environment of students. This phenomenon updates professional mobility development of the teachers. The results of scientific research and the functions of professional activity of the teacher fixed by the standard of the teacher are compared. The structural components of professional mobility of distance learning teachers are identified: professional dynamics, intellectual lability, innovation. The pedagogical conditions for the formation of professional mobility of the distance learning teacher are determined. There has been a research conducted on determining innovative creative aspect of teacher activity, the level of innovative potential, the capability to accept innovations, the difficulties caused by them in working under the changing circumstances. The interview results and diagnostic researches done by the teachers are being analysed. The results of the study of readiness of teaching staff to teach children in the remote mode are provided. The structure of the complex educational program for the formation of the competences of teachers of distance learning is substantiated. Under the circumstances of distance learning such specialists as teachers of Psychology, Pedagogy, methodologists of distance learning organization, IT programmers, managers, web designers, medical staff must be involved into the process of teacher training. Certain conclusions have been made on the correlation of the professional mobility development which is the condition for the teachers effective activity and his or her professional skills, personal qualities such as aspirations for self-education, setting goals, ways of achieving, targets, efficiency, emotional empathy.

Текст научной работы на тему «Мобильность как профессиональное качество учителя дистанционного обучения»

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 7 (196)

ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.1; 378.046.4

00! 10.23951/1609-624Х-2018-7-108-113

МОБИЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Н. Н. Лузанова

Частное образовательное учреждение «Школа„Экспресс "» Санкт-Петербурга

Рассматривается феномен мобильности как одной из составляющих профессиональной компетенции современного учителя. Исследуются актуальность и структура профессиональной мобильности учителя дистанционного обучения. Сопоставляются результаты научных исследований и функции профессиональной деятельности учителя, зафиксированные стандартом педагога. Определены педагогические условия формирования профессиональной мобильности педагога дистанционного обучения. Приведены результаты исследования готовности педагогических кадров для обучения детей в дистанционном режиме. Обоснована структура комплексной образовательной программы для формирования компетенций учителя дистанционного обучения.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, дистанционное обучение, компетентность педагога дистанционного обучения, функции учителя.

В современной социально-образовательной ситуации одним из важных вопросов повышения качества образования школьников является профессиональная квалификация учителя, его текущие и перспективные социально-педагогические функции. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила перспективы развития профессиональной подготовки учителя к современной социокультурной ситуации: «открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» [1].

В стратегических направлениях развития образования XXI в., опубликованных The New Media Centers «Horizon», говорится о мировых трендах, в сторону которых будет идти образование, одним из которых является «создание гибкой образовательной среды, в которой будет место творческому началу преподавателя» и мобильному обучению [2]. C аналогичной оценкой стратегии развития образования выступил эксперт в области дополнительного профессионального образования доктор Университета прикладных наук Саксион, Энсхеде, Нидерланды Кейс Терлоу. Одним из трендов XXI в., меняющим пространство образования, по мнению доктора, является умение преподавателя «работать в различных системах, обеспечивающих ее участникам различные уровни доступа к информации», «интуитивно адаптироваться к новым условиям», создавать новый контент «на сочетании различных компонентов учебного процесса», стимулировать успешность и продвижение ученика в индивидуальном режиме обучения [3].

В новой ситуации многие теоретические и практические вопросы требуют от учителя иных нетрадиционных способов решения. Предметом анализа повышения эффективности труда учителя становятся принципиально иное понимание профессиональных качеств педагога к изменяющимся условиям обучения современных школьников и дидактические средства его организации.

Особый интерес представляет сочетание компетенций, определенных профессиональным стандартом педагога [4], и надпрофессиональных навыков, которыми педагог должен обладать, чтобы «повысить эффективность профессиональной деятельности» [5]. Главными характеристиками профессиональной деятельности современного педагога являются в соответствии со стандартом «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям». Перечень надпрофессиональных компетенций также включает «умение быстро принимать решение, реагировать на изменение условий работы и перераспределять ресурсы». Таким образом, можно констатировать, что в стремительно меняющемся мире в связи со скоростным развитием информационно-коммуникационных технологий одним из главных профессиональных качеств и интегральной функцией учителя становится мобильность.

В педагогической научной литературе зафиксированы результаты исследований и теоретического осмысления феномена «мобильность педагога» [6-8]. Мобильность рассматривалась как социальная активность и адаптивность к изменившимся

социальным условиям (социальная мобильность), как процесс продвижения учителя по карьерной лестнице в структуре образовательной организации (вертикальная мобильность) или изменения образовательного статуса (горизонтальная мобильность), как изменение трудового статуса педагогического работника при утрате или возникновении специальностей (социально-экономическая мобильность).

В настоящее время мобильность рассматривается с позиции компетентностного подхода к педагогическим функциям современного учителя [9, с. 34], которые приобретаются, актуализируются и активизируются в учебной деятельности по мере возникновения проблем. В рамках данного исследования профессиональной мобильности педагога дистанционного обучения авторов интересуют следующие ее компоненты:

- профессиональная динамичность: способность перестраивать свою профессиональную деятельность в зависимости от изменений образовательной среды [10, с. 76];

- интеллектуальная лабильность: способность корректировать процесс деятельности, изменять его содержание в зависимости от педагогической ситуации [11, с. 299];

- инновационность: способность вносить целесообразные изменения в функционирование сложившихся систем [12].

Анализируя существующие в педагогике подходы к определению профессиональной мобильности педагога, можно сделать вывод, что мобильность - способность учителя быстро реагировать на разного рода проблемные ситуации, возникающие в ходе обучения, и быстро находить пути их разрешения с помощью педагогических знаний, методов и технологий обучения, личностных качеств.

Все вышесказанное особенно актуально при организации дистанционного обучения. Учебный процесс при дистанционном обучении имеет особую структуру. Основными единицами дистанционного обучения являются: деятельность обучающихся, деятельность учителя, обучающий контент [13]. Организация их эффективного взаимодействия зависит от многих условий, в том числе технических (на каких машинах, с каким программным обеспечением будет организовано дистанционное обучение), методических (какое содержание обучающего курса и с помощью каких средств будет реализовано), психолого-педагогических (какое психологическое сопровождение и педагогическая поддержка будут обеспечены участникам образовательного процесса). Обучающийся и преподаватель оказываются в условиях иной «образовательной реальности», где их взаимодействие не огра-

ничено пространством классной комнаты, а разделено расстоянием. Учебное взаимодействие учащегося и учителя опосредовано средой дистанционного обучения, которая вносит коррективы в организацию образовательного процесса и выстраивание коммуникаций. Синхронное и асинхронное взаимодействие участников дистанционного обучения с объектами среды требует незамедлительной реакции от учителя:

- на определение содержания учебного предмета для данного ученика;

- конструирование новых блоков учебного курса с учетом целеполагания и основного сенсорного канала восприятия информации учеником;

- выбор формы контроля освоения учебного материала в зависимости от уровня усвоения содержания темы (раздела, модуля);

- выстраивание коммуникативных связей с помощью средств обратной связи;

- использование технических средств и технологий для представления информации и пр.

Такая профессиональная деятельность учителя предполагает наличие специальных знаний и над-профессиональных умений для работы в среде дистанционного обучения.

Опытно-экспериментальная работа на базе частного образовательного учреждения «Школа „Экспресс"» Санкт-Петербурга показала, что, имея большой педагогический стаж деятельности в традиционной модели обучения, учитель не может успешно работать в среде дистанционного обучения без профессиональной динамичности, интеллектуальной лабильности, инновационности, что связано с усложнением профессиональных задач и их творческого разрешения в дистанционной среде. Формирование нового качества, по мнению Ю. И. Калиновского, И. Ю. Малковой, С. И. Позде-евой, К. Терлоу, А. П. Тряпицыной и др., проходит несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка. Развитие профессионализма педагога - это не упражнение в воспроизведении набора одних и тех же профессиональных функций, а постоянная включенность в создание «здесь, сейчас и внутри» новой образовательной практики [14]. Такой подход к формированию профессиональных качеств учителя позволит сформировать профессиональную мобильность учителя дистанционной системы обучения.

Внедрение дистанционного обучения в школе «Экспресс» Санкт-Петербурга началось в 2010 учебном году. Диагностика наличия качеств профессиональной мобильности у учителей школы для работы в формате дистанционного обучения определяла уровень инновационной культуры, мотивации, творческой деятельности, выявляла затруднения педагогической деятельности в новых

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 7 (196)

условиях организации учебного процесса и способность педагога к самообразованию. Диагностика проводилась авторами с помощью теста-опросника «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности» [15], анкетного инструментария по выявлению инновационного потенциала учителя [16] и педагогического коллектива [17], тестовых заданий по определению ИКТ-компетенций [18].

Учитель дистанционного обучения работает в ИКТ-насыщенной образовательной среде, поэтому в исследовании особую позицию занимало выявление уровня владения компьютером. Исследование технической готовности к активному использованию информационно-компьютерных технологий выявило недостаточный уровень ИКТ-компетент-ностей учителя: 54 % респондентов учатся использовать и применять на практике знания и умения ИКТ; 24 % учителей владеют ИКТ и постоянно используют; 12 % педагогов работают в ИКТ-насы-щенной образовательной среде.

Осмысление полученных результатов по опроснику С. Ю. Степанова показало, что каждый второй учитель осознает, что функции педагога в условиях дистанционного обучения меняются. Подсчет баллов по результатам ответов учителей тоже позволил выделить группу учителей (12 %), которая подтвердила свою готовность обучать школьников дистанционно. Учителя данной группы показали высокий уровень теоретических знаний проективных методик обучения и практических умений владения компьютером, открыты к восприятию нового, у них выражено стремление к саморазвитию.

28 % учителей, участвовавших в опросе, продемонстрировали пассивный интерес к введению инновационной деятельности (в данном случае -освоение методики дистанционного обучения). В этой группе респондентов были отмечены начальный уровень владения компьютером, несфор-мированность навыков проектировочной деятельности, рассогласование целей введения инноваций и личных целей педагога.

Для большинства учителей оказалось сложным принять необходимость введения инноваций в существующий учебный процесс (60 %). У педагогов данной группы низкий уровень владения компьютером, они испытывают большие затруднения в использовании дистанционных технологий обучения, не проявляют стремления к саморазвитию, имеют лишь общее представление об организации дистанционного обучения с учащимися.

Корреляционную зависимость результатов диагностических исследований (ИКТ-компетенции, Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности) подтвердили ответы учителей на вопросы диагностики по изучению инновационного

потенциала педагогов (Т. С. Соловьева). Каждый четвертый из респондентов выразил неуверенность в собственных силах по освоению новых форм работы с детьми. На вопрос «Нуждаетесь ли Вы в специальных курсах?» 75 % ответили положительно. 45 % учителей выразили необходимость формирования ИКТ-компетенций. 50 % учителей - освоить методику проведения дистанционного урока. 10 % на вопрос «Готовы ли Вы учить детей в дистанционном формате?» ответили положительно.

Сопоставляя полученные данные по трем диагностикам, авторы пришли к выводу, что основная масса учителей заинтересована в изучении компьютерной техники и овладением навыками работы с программными продуктами для повышения эффективности учебной работы. Побуждающими мотивами к освоению новшеств выступили уровень профессиональных притязаний, потребность в достижении высоких результатов, желание создать хорошую эффективную школу для детей, повышение заработной платы.

Обработка результатов ответов учителей позволила определить причины, затрудняющие непринятие предстоящих изменений. Боязнь, нежелание менять привычную жизнь чаще всего возникают от незнания и непонимания происходящих изменений. Педагогу трудно самостоятельно обеспечить собственное продвижение в профессиональной деятельности. Требуется специальная комплексная психолого-педагогическая и методическая поддержка успешной работы учителя в условиях дистанционного обучения. Реализация комплексной программы дополнительного профессионального образования потребует участия: а) преподавателей психологии (для изучения психологии сенсорного восприятия информации, эргономики, приемов выстраивания интерактивной коммуникации); б) преподавателей педагогики (для понимания специфических педагогических задач, принципов, форм и методов обучения школьников в среде дистанционного обучения); в) специалистов компьютерных технологий (для приобретения навыков изготовления программных продуктов, использования мобильных учебных приложений); г) методистов (для ознакомления с методикой проведения виртуального урока, видеоконференции, общения в сетевых сообществах Интернета); д) веб-дизайнеров (для изучения основ представления учебного контента в среде дистанционного обучения); е) медицинских работников (для ознакомления с режимом работы в среде дистанционного обучения) и других специалистов.

Задача учителя, проводящего виртуальный урок, - актуализировать субъектный опыт ученика, организовать его самостоятельную работу. В зависимости от сложившейся педагогической ситуации

на учебном занятии учитель переключается с роли пользованием образовательных возможностей сети

консультанта на тьютора или фасилитатора, экс- Интернет для организации учебного процесса. перта-исследователя, взаимодействуя с учеником, Определение предпосылок к инновационной

корректирует процесс содержания, переходя с ре- деятельности у педагогов школы зафиксировало

шения одних задач на выполнение других. Степень результат: принятие учителем цели вводимых из-

восприимчивости, активности и быстроты пере- менений в организацию образовательного процес-

ключения ролей свидетельствует о наличии интел- са, получение недостающих профессиональных

лектуальной лабильности педагогов (М. Д. Ма- знаний и надпредметных умений способствуют

тюшкина). Развитию профессиональной динамич- развитию профессионализма и профессиональной

ности педагога дистанционного обучения способ- мобильности учителя дистанционного обучения.

ствует свободное оперирование предметным со- И наоборот, наличие такой качественной характе-

держанием и наличие надпрофессиональных уме- ристики у педагога, как мобильность, выступает

ний, связанных с навыками работы с электронны- средством успешного развертывания инновацион-

ми программными продуктами, творческим ис- ной деятельности.

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Указ Президента РФ № 271 от 04.02.2010. URL: ИНрз://минобрнауки. рф/%й0%В4%00%ВЕ%00%ВД%01%83%00%ВС%00%В5%й0%Вй%01%82%01%8В/1450 (дата обращения: 14.07.2018).

2. Adams Вескег S., Cummins M., Davis Д., Freeman Д., Hall Giesinger С., Ananthanarayana V. (2017 год). «Отчет NMC Horizon: высшее образование - 2017». Austin, Texas: The New Media Consortium. URL: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2017-higher-education-edition-russian/ (дата обращения: 14.07.2018).

3. Терлоу К. Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию // Cees Terlouw, Saxion University of Applied Sciences, The Netherlands: доклад на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования». М.: Институт развития образования ВШЭ, 2012.

4. Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание). URL: https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1o/o83o/o D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1734/12.02.15 (дата обращения: 14.07.2018).

5. Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. Москва, Сколково. URL: http://atlas100.ru/future/ (дата обращения: 16.07.2018).

6. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. 470 с.

7. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2003. 336 с.

8. Непрокина И. В., Степанова И. А. Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования // Молодой ученый. 2015. Вып. 23. С. 993-995. URL: https://moluch.ru/archive/103/23772/ (дата обращения: 18.07.2018).

9. Зеер Э. Ф. Многозначность феномена «мобильность» в профессиональном образовании // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. материалов и докладов междунар. конф. Екатеринбург, 2014. С. 30-36. URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/670/1/ spm_2014_04.pdf (дата обращения: 18.07.2018).

10. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации. Уфа: Вагант, 2011. 194 с.

11. Ковалева А. И. Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. 2012. Вып. 1. С. 298-330.

12. Архангельский А. И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 146 с.

13. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. 312 с.

14. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88-90.

15. Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Казань, 1990. Т. 3. 224 с.

16. Соловьев Т. С. Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива // Справочник заместителя директора школы. 2008. Вып. 1. С. 56.

17. Матюшкина М. Д. Оценка инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 21-26.

18. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. UNESCO. Франция. Париж, 2011. 95 с.

Лузанова Нина Николаевна, заместитель директора, частное образовательное учреждение «Школа „Экспресс"» Санкт-Петербурга (ул. Звенигородская, 28, Санкт-Петербург, 191119). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 08.08.2018.

EecmHUK imY (TSPUBulletin). 2018. 7 (196)

DOI 10.23951/1609-624X-2018-7-108-113

MOBILITY AS A PROFESSIONAL QUALITY OF A TEACHER IN DISTANCE LEARNING

N. N. Luzanova

Private Educational Institution "School "Express", St. Petersburg, Russian Federation

In the article the phenomenon of mobility as one of the components of the professional competence of the contemporary teacher is considered. The importance and structure of professional mobility of the teacher is investigated. The level of readiness of the teacher to learn new content of professional activity depends on the ability of the teacher to respond flexibly and quickly to the ever-changing information environment of students. This phenomenon updates professional mobility development of the teachers. The results of scientific research and the functions of professional activity of the teacher fixed by the standard of the teacher are compared. The structural components of professional mobility of distance learning teachers are identified: professional dynamics, intellectual lability, innovation. The pedagogical conditions for the formation of professional mobility of the distance learning teacher are determined. There has been a research conducted on determining innovative creative aspect of teacher activity, the level of innovative potential, the capability to accept innovations, the difficulties caused by them in working under the changing circumstances. The interview results and diagnostic researches done by the teachers are being analysed. The results of the study of readiness of teaching staff to teach children in the remote mode are provided. The structure of the complex educational program for the formation of the competences of teachers of distance learning is substantiated. Under the circumstances of distance learning such specialists as teachers of Psychology, Pedagogy, methodologists of distance learning organization, IT programmers, managers, web designers, medical staff must be involved into the process of teacher training. Certain conclusions have been made on the correlation of the professional mobility development which is the condition for the teachers effective activity and his or her professional skills, personal qualities such as aspirations for self-education, setting goals, ways of achieving, targets, efficiency, emotional empathy.

Key words: professional mobility, individual educational route, distance learning, competence of distance learning teacher, teacher's functions.

References

1. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa "Nasha novaya shkoia". Ukaz Prezidenta RF no. 271.04.02.2010 [National educational initiative. Our new school. Presidential Decree No. 271, February 4, 2010] (in Russian). URL: https://minobrnauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D 0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1450 (accessed 14 July 2018).

2. Adams Becker S., Cummins M., Davis A., Freeman A., Hall Giesinger C., Ananthanarayanan V. "Otchet NMC Horizon: vyssheye obrazova-niye - 2017" [The NMC Horizon report: higher education - 2017]. Austin, Texas, The New Media Consortium Publ., 2017 (in Russian). URL: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2017-higher-education-edition-russian/ (accessed 14 July 2018).

3. Terlou K. Trendy, menyayushchiye prostranstvo obrazovatel'nykh tekhnologiy: vyzov vysshemu obrazovaniyu [Trends that change the space of educational technologies: a challenge to higher education]. CeesTerlouw, Saxion University of Applied Sciences, The Netherlands: doklad na seminare [Cees Terlouw, Saxion University of Applied Sciences, The Netherlands: report at the seminar "Actual research and development in the field of education"]. Moscow, Institute of Educational Development of the HSE Publ., 2012 (in Russian).

4. Professional'nyy standart pedagoga (Kontseptsiya i soderzhaniye) [Professional standard of the teacher (concept and content)] (in Russian). URL: https://minobrnauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/3071/%D1 %84%D0%B0% D0%B9%D0%BB/1734/12.02.15 (accessed 14 July 2018).

5. Atlas novykh professiy. Agentstvo strategicheskikh initsiativ [Atlas of new professions. Agency for strategic initiatives]. Moscow, Skolkovo (in Russian). URL: http://atlas100.ru/future/ (accessed 16 July 2018).

6. Kalinovskiy Yu. I. Razvitiye sotsial'no-professional'noy mobil'nosti andragoga v kontekste sotsiokul'turnoy obrazovatel'noy politikiregiona. Dis. dokt. ped. nauk [Development of socio-professional mobility of adult educators in the context of social and cultural educational policy in the region. Diss. doc. ped. sci.]. Saint Petersburg, 2001, 470 p. (in Russian).

7. Zeer E. F. Psikhologiyaprofessiy [Psychology of professions]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2003. 336 p. (in Russian).

8. Neprokina I. V., Stepanova I. A. Professional'naya mobil'nost' pedagogov kak neobkhodimoye usloviye modernizatsii sovremnnogo doshkol'nogo obrazovaniya [Professional mobility of teachers as a necessary condition for the modernization of modern preschool education]. Molodoy uchenyy, 2015, no. 23, pp. 993-995 (in Russian). URL: https://moluch.ru/archive/103/23772/ (accessed 18 July 2018).

9. Zeer E. F. Mnogoznachnost' fenomena "mobil'nost'" v professional'nom obrazovanii [The ambiguity of the phenomenon of "mobility" in vocational education]. Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' v XXI veke: sbornik materialov i dokladov mezhdunarodnoy konferentsii [Social and professional mobility in XXI century: collection of materials and reports of the international conference]. Yekaterinburg, 2014. Pp. 30-36 (in Russian). URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/670/1/spm_2014_04.pdf (accessed 18 July 2018).

10. Amirova L. A., Amirov A. F. Razvitiye kachestvmobil'noy lichnosti na etape doprofessional'noy sotsializatsii [Development of mobile personality qualities at the stage of pre-professional socialization]. Ufa, Vagant Publ., 2011. 194 p. (in Russian).

11. Kovaleva А. I. Professional'naya mobil'nost' [Professional mobility]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2012, no. 1, pp. 298-330 (in Russian).

12. Аrkhangel'skiy А. I. Formirovaniye professional'noy mobil'nosti u studentov v protsesse obucheniya v tekhnicheskikh vuzakh. Dis. kand. ped. nauk [Formation of professional mobility of students in the process of training at technical universities. Diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 2003. 146 p. (in Russian).

13. Robert I. V., Panyukova S. V., Kuznetsov А. А., Kravtsova А. Yu. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoyeposobiye. Pod red. I. V. Robert [Information and communication technologies in education: teaching aid. Edited by I. V. Robert]. Moscow, Drofa Publ., 2008. 312 p. (in Russian).

14. Pozdeeva S. I. Razrabotka kontseptsii otkrytogo professionalizma pedagoga kak issledovatel'skaya zadacha [Development of the concept of open professionalism of a teacher as a research problem]. Vestnik Tomskogo gosudrstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 1 (166), pp. 88-90 (in Russian).

15. Stepanov S. Yu., Pokhmelkina G. F. Problemy refleksivno-tvorcheskoy pedagogiki [Problems of reflexive and creative pedagogy]. Razvitiye tvorcheskoy lichnosti v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [Development of a creative person in a continuous education]. Kazan, 1990. Vol. 3. 224 p. (in Russian).

16. Solov'ev T. S. Diagnostika innovatsionnogo potentsiala pedagogicheskogo kollektiva [Diagnostics of the innovative potential of the teaching staff]. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly, 2008, no. 1, p. 56 (in Russian).

17. Matyushkina M. D. Otsenka innovatsionnogo potentsiala obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Estimation of innovative potential of educational institution]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 8 (161), pp. 21-26 (in Russian).

18. Struktura IKT-kompetentnosti uchiteley. Rekomendatsii YUNESKO [Structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations]. UNESCO. Frace, Paris, 2011. 95 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Luzanova N. N., Private educational institution "School "Express" St. Petersburg (ul. Zvenigorodskaya, 28, Saint Peterburg, Russian Federation, 191119). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.