УДК 371.134:81
Л. Д. Пономарева (Магнитогорск, Россия) О. В. Дорфман (Магнитогорск, Россия)
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Методическая компетентность учителя выступает объектом новейших исследований в области дидактики. Развитие профессиональной методической компетентности учителя русского языка является актуальной проблемой современной образовательной среды. В статье характеризуются трудовые функции учителя русского языка в связи с новыми достижениями русистики и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Особое внимание уделено ИКТ-компетентности учителя, выступающей необходимым условием осуществления инновационной образовательной деятельности. Авторами рассмотрены положения, содержащиеся в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: функциональная карта вида профессиональной деятельности, трудовые функции и трудовые действия, характеризующие учителя русского языка. ИКТ-компетентность анализируется в контексте методических рекомендаций, предъявляемых ЮНЕСКО (Редакция 2.0): подходы к информатизации и требования, предъявляемые к учителям. В ходе исследования использованы методы сравнительного анализа, синтеза и логического обобщения. Авторами дан анализ научных изысканий в области методических исследований А. В. Антоновой, Н. С. Болотновой, И. М. Клименко, Т. Н. Сокольницкой. На основе проведенного исследования авторы приходят к заключению, что к изменению роли учителя русского языка, к появлению новых методов и организационных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов ведет не только информатизация образования, но и нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность. Инновационная организация учебной среды возможна в ходе осуществления предписываемых Профессиональным стандартом «Педагог» трудовых действий. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об информатизации филологического образования в школе.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, трудовая функция, учитель русского языка, ИКТ-компетентность.
С начала XXI века образовательная система динамично развивается: содержание обучения становится практикоориентированным, учащиеся выступают полноправными участниками учебного дискурса, получают возможность двигаться по собственной образовательной траектории. Реформирование образования, обусловленное, в первую очередь, изменениями социальной среды, социокультурной ситуацией, привело к корректировке требований, предъявляемых к современному учителю.
Проблемам профессиональной компетентности учителя русского языка посвящены труды ученых-методистов Н. С. Болотновой, А. Д. Дейкиной, Т. К. Донской, Н. А. Ипполитовой, Л. К. Лыжовой Л. А. Ходяковой, Е. Г. Шатовой и др. С опорой на идеи Г. А. Бордовского, В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной, разработчиков компетентностного подхода, Т. Н. Сокольницкая вводит понятие «методической компетентности» учителя русского языка, которая характеризуется как потенциальное состояние, готовность к осуществлению профессиональных действий. Признаками методической компетентности учителя выступают «основы его профессиональной деятельности; характеристика учителя русского языка на постдипломном этапе его профессионального педагогического образования, проявляющаяся в профессиональной методической деятельности; результаты методической подготовки и методического опыта учителя; в качестве аксиологической составляющей выступает профессионально-личностная характеристика» [4, с. 164].
Сходное понимание компетенции учителя и у А. В. Антоновой, И. М. Клименко,
которые определяют ее как «потенциальную активность, готовность и способность учителя к определенному виду деятельности» [1, с. 83], в то время как компетентность выступает как «интегративное качество личности учителя, проявляющееся в успешной реализации совокупности компетенций в педагогической деятельности» [1, с. 83].
Относительно недавно вопросами педагогической компетенции стали заниматься на государственном уровне. С 1 января 2017 г. (согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты № 1115н от 25 декабря 2014 г.) для организации обучения и аттестации работников должен применяться профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден Приказом № 544н от 18 октября 2013 г.) [3]. Профессиональный стандарт представляет собой документ, в котором описаны трудовые функции, приведена функциональная карта вида профессиональной деятельности. Помимо характеристики обобщенных трудовых и общепедагогических функций (педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях; обучение; воспитательная деятельность; развивающая деятельность; педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ), представлена трудовая функция модуля «Предметное обучение. Русский язык», которая состоит из описания трудовых действий, перечня необходимых умений и знаний для осуществления педагогической деятельности.
Рассмотрим составляющие трудовой функции, предписанные стандартом.
Помимо знания теории и методики преподавания русского языка - закономерного результата профессиональной подготовки - от учителя русского языка требуется владение не только основами лингвистической теории, но и знание перспективных направлений развития современной лингвистики и спектра ее приложений, доступных обучающимся. О необходимости учета учителем современных достижений речеведения в области культуры речи, риторики и неориторики, стилистики, филологического анализа текста, лингвокультурологии, лингвоперсонологии, когнитивной лингвистики, коммуникативной теории текста, фоносемантики, функциональной лексикологии, функциональной грамматики, коммуникативного синтаксиса в своих исследованиях пишет Н. С. Болотнова [2]. Действительно, ФГОС стимулирует современного учителя к приобретению специальных знаний, способствующих развитию умения эффективно общаться с учащимися, обеспечивать интерактивное обучение, основанное на прямом взаимодействии обучаемых с областью осваиваемого опыта. В таком обучении существенно меняется роль учителя: его активность уступает место активности обучаемых, а в число задач входят внешнее управление, соорганизация взаимодействия участников, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установление обратной связи. Учитель, не владеющий материалом, не знающий актуальных достижений лингвистики, не сможет организовать вовлечение учеников в учебный процесс, обеспечить продуктивное освоение предметных знаний в области «Филология». Что касается указанного в стандарте знания контекстной языковой нормы и стандартного общерусского произношения и лексики, то владение ими должен демонстрировать каждый будущий учитель, закончивший обучение по профильным программам подготовки.
Характеризуя перечень необходимых умений, которыми должен владеть учитель русского языка, следует отметить, что некоторые умения из указанных в стандарте требуют изменения профессиональной подготовки, что влечет за собой либо потенциальное изменение стандартов высшего и среднего профессионального образования по соответствующему профилю, либо обязательное повышение квалификации уже работающих учителей. К числу названных относятся следующие умения: «владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному»; «использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья» [3].
Довольно большую группу составляют профессиональные умения, связанные с проявлениями речевой культуры: «вести постоянную работу с семьями обучающихся и
местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы»; «проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона»; «проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся»; «давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни (интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики)» [3]. Фиксированию местных языковых особенностей учитель может уделять время при обучении нормативному аспекту функционирования языка, при комментировании выполненной учащимися работы, анализе ответов на вопросы; оценивание повседневного употребления языка возможно как во время урочной (использование в качестве средства обучения), так и внеурочной деятельности (организация внеклассной работы, мероприятий воспитательной направленности).
Вызывает вопросы формулировка умения «поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека» [3]: не совсем понятно, имели ли в виду разработчики Стандарта необходимость переориентации учебных заданий, одобрение и поощрение как систему мотивации или что-либо иное.
При анализе описываемых трудовых действий заметна рассогласованность их показателей. Понятны и востребованы такие действия, как: «обучение методам понимания сообщения»; «формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий»; «стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте»; «обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.» (несмотря на то, что использование в качестве дидактического материала журналистских текстов и рекламных продуктов применяется на сегодняшний день учителями крайне редко); «осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка"»; «использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого "бытового" подхода, "народной лингвистики"» (школьники должны различать научный подход к изучению языка и популяризацию (исследования В. А. Чудинова, М. С. Задорнова)); «поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся»; «формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка» [3].
Некоторые же трудовые действия, приписываемые учителям русского языка, нуждаются в комментариях: «формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав» (обучение культуре репродуцирования осуществляется в процессе организации научной деятельности; в учебниках русского языка не встречаются упражнения с указанными заданиями, довольно часто и сами упражнения составлены «по мотивам» упомянутого автора); «организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции»; «формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате» (формат публичных выступлений не является новаторским для школьной практики, он довольно часто используется в различных жанрах; невостребованным оказывается «гипермедиа-формат»: вовлечение обучаемых в построение медиа-текстов и их распространение в интернете не применяется при обучении русскому языку, следовательно, необходима дополнительная подготовка учителей-предметников); «моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д)»; «поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов» (если некоторые виды упомянутой профессиональной деятельности логично могут быть включены в ситуативное обучение в структуру урока русского языка (действительно, писательская, редакторская, корректорская и т.п. деятельность невозможна без владения русским языком, учета нормативного аспекта, функциональных особенностей), то не моделирование, а непосредственно создание анимационных и видеопродуктов на уроках русского языка вызывает вопросы - составляющие профессиональной компетентности учителей различных учебных дисциплин должны иметь определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания) [3].
Не только названные выше трудовые действия, но и трудовая функция «обучение» требует владения учителем русского языка ИКТ-компетентностями: в стандарте различаются общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
ЮНЕСКО в партнерстве с мировыми лидерами в области создания информационных технологий и ведущими экспертами в сфере информатизации школы разработала международные рекомендации, которые фиксируют требования к ИКТ-компетентности учителей - UNESCO's ICT Competency Framework for Teachers [5]. Разработчики утверждают, что учителя, которые обладают соответствующими компетенциями, способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы. Информатизация образования - многоаспектный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей.
Рекомендации построены с учетом трех подходов к информатизации школы [5, с. 5], которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде (см. таблицу).
Таблица
Подходы к информатизации школы_
Подходы к информатизации школы Требования, предъявляемые к учителям
Применение ИКТ способность помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы
Освоение знаний способность помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире
Производство знаний способность помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, порождать новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества
Новые информационные и коммуникационные технологии помогают создавать небывалые по своим возможностям быстро развивающиеся образовательные среды, стирать границы между формальным и неформальным образованием, побуждают педагогов искать новые организационные формы и методы учебной работы, развивать у школьников способность учиться. В конечном счете, информатизация образования требует переосмыслить навыки и компетенции, которые необходимы не только учащимся для того, чтобы стать активными гражданами и полноценными работниками, но и учителям для формирования профессиональных компетенций.
Информатизация образования ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов. Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса.
Умения, которыми должен обладать такой учитель, предполагают способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развитие ИКТ-грамотности учащихся, обеспечение освоения ими знаний и способности производить новые знания.
Профессиональное развитие учителей становится ключевым элементом совершенствования образовательной системы. Однако профессиональная переподготовка оказывает свое влияние только тогда, когда она направлена на конкретные изменения в работе учителей.
Введение нового профессионального стандарта неизбежно повлечет за собой изменение Федеральных государственных образовательных стандартов и перестройку профессиональной подготовки, расширение ее практико-ориентированной составляющей, развитие ИКТ-компетентности учителей русского языка, позволяющей обеспечить становление открытой образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1.Антонова А. В., Клименко И. М. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя // Педагогическое образование в России. 2014. № 6.С. 81-86.
2. Болотнова Н. С. Особенности содержания профильной подготовки учителей русского языка в свете новой лингвистической парадигмы и требований ФГОС основного общего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 10. С. 202-204.
3. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: утвержден приказом Минтруд России от 18 окт. 2013 г. № 544н (с изм. и доп. от 25 дек. 2014 г. и 5 авг. 2016 г.). // ГАРАНТ.РУ [сайт]. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
4. Сокольницкая Т. Н. К вопросу о методической компетентности учителя русского языка // Человек и образование. 2012. № 2. С. 162-165.
5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Редакция 2.0. Русский перевод. URL: http://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
L. D. Ponomareva (Magnitogorsk, Russia), O. V. Dorfman (Magnitogorsk, Russia)
THE RUSSIAN TEACHER'S METHODICAL COMPETENCE IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Abstract. The teacher's pedagogical competence is the object of the latest research in didactics. The development of a teacher of Russian professional methodological competence is an urgent problem of the modern educational environment. The article characterizes labor functions of a teacher of Russian in connection with the new achievements of Russian philology and the requirements of the Federal State Educational Standards. Peculiar attention is paid to the teacher's informational and communicative competence which is a necessary condition for the implementation of innovative educational activities. The authors takes into consideration the points contained in the Occupational standards "Teacher (teaching in preschool, primary, basic, secondary education) (educator, teacher)": the functional map of a profession, labor functions and labor actions characterizing a teacher of Russian. The informational and communicative competence is ana-
lyzed in the context of the methodological recommendations imposed by UNESCO (Version 2.0): approaches to informatization and requirements for teachers. During the research the following methods are used: the methods of comparative analysis, synthesis and logical generalization. The authors analyzes the scientific methodological Research by A. V. Antonova, N. S. Bolotnova, I. M. Klimenko, T. N. Sokolnitskaya. On the ground of the research made the authors comes to the conclusion that not only informatization of education, but also the documents regulating professional activities lead to the change of the role of a teacher of Russian, the emergence of new methods and organizational forms of training, retraining and advanced training of teachers. The innovative organization of the educational environment is possible in the course of the labor actions prescribed by the occupational standards "Teacher". The issue of school philological education informatization is still controversial.
Keywords: Professional standard of a teacher, labor function, a teacher of Russian, informational and communicative competence.
REFERENCES
1. Antonova A. V., Klimenko I. M. Professional'nyj standart pedagoga: novye trebovanija i kvalifikacionnye harakteristiki sovremennogo uchitelja // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2014, No 6, pp. 81-86.
2. Bolotnova N. S. Osobennosti soderzhanija profil'noj podgotovki uchitelej russkogo jazyka v svete novoj lingvisticheskoj paradigmy i trebovanij FGOS osnovnogo obshhego obrazovanija // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Tomsk state pedagogical university bulletin], 2012, No 10, pp. 202-204.
Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel') [Jelektronnyj resurs]: utverzhden prikazom Mintrud Rossii ot 18 okt. 2013 g. N 544n (s izm. i dop. ot 25 dek. 2014 g. i 5 avg. 2016g). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
3. Sokol'nickaja T. N. K voprosu o metodicheskoj kompetentnosti uchitelja russkogo jazyka // Chelovek i obrazovanie (Man and Education), 2012, No 2, pp. 162-165.
4. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelej. Rekomendacii JuNESKO. Redakcija 2.0. Russkij perevod. URL: http: //iite.unesco.org/ pics/publications/ru/files/3214694.pdf.
Пономарева Л. Д., Дорфман О. В. Профессиональное развитие учителя русского языка в современной образовательной среде // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С.18-23.
Ponomareva L. D., Dorfman O. V. Professional evelopment of the teacher of russian in the modern educational environment. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017, Vol. 1, No 1, pp. 18-23
Authors:
Ljubov' D. Ponomareva, professor, doctor of science in Pedagogy, professor at the Department of the Russian Language, General Linguistics and Mass Communication, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]
Oksana V. Dorfman, PhD in Pedagogy, Associate Professor at the Department of the Russian Language, General Linguistics and Mass Communication, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]