Научная статья на тему 'Современные нормативные требования к ИКТ-компетентности педагога и возможности их реализации'

Современные нормативные требования к ИКТ-компетентности педагога и возможности их реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1424
613
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATIZATION REQUIREMENTS / ICT / COMPETENCY / TEACHER PROFESSIONAL STANDARD / MODEL / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / ИКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокова Анна Викторовна

Проведен аналитический обзор требований государства к педагогу в части применения средств информатизации и ИКТ в профессиональной педагогической деятельности. Выявлены особенности представления содержания ИКТ-компетентности педагога в Профессиональном стандарте. Раскрыты возможности развития необходимых компетенций педагога поэтапно, опираясь на модель реализации стандартов общего образования. Предлагаются организационно-педагогические решения в условиях инновационного развития образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REGULATORY REQUIREMENTS FOR ICT COMPETENCE OF TEACHERS AND THEIR FEASIBILITY

The article provides an analytical overview of the requirements of the Russian state to the teacher in terms of the use of means of information and information and communication technologies in solving professional problems. The author presents particular requirements for information and communication competence of the teacher. These requirements are highlighted in the text of a professional pedagogical standard. The article shows the opportunity to develop the necessary competence of the teacher step by step, based on the model of implementation of the standards of general education. The article proposes organizational and pedagogical solutions in terms of innovative development of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Современные нормативные требования к ИКТ-компетентности педагога и возможности их реализации»

УДК 371.134

А. В. Молокова

СОВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Проведен аналитический обзор требований государства к педагогу в части применения средств информатизации и ИКТ в профессиональной педагогической деятельности. Выявлены особенности представления содержания ИКТ-компетентности педагога в Профессиональном стандарте. Раскрыты возможности развития необходимых компетенций педагога поэтапно, опираясь на модель реализации стандартов общего образования. Предлагаются организационно-педагогические решения в условиях инновационного развития образовательной организации.

Ключевые слова: информатизация, требования, ИКТ, компетентность, Профессиональный стандарт педагога, модель.

Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация [1]. Двадцатилетнее технологическое и научно-педагогическое отставание России в этой области было компенсировано в 90-е гг. предшествующего века, благодаря развернутым интенсивным исследованиям академической науки, в том числе и новосибирской научной школы. В настоящее время в российском образовании проявлено неровное и неравномерное отношение к приоритетам информатизации, образовательные организации часто полярно различаются оснащенностью, готовностью педагогов к работе с ИКТ, уровнем целесообразности применения средств информатизации в образовательном процессе, обстоятельствами и приоритетами развития в части информатизации образовательного процесса.

При этом необходимо учитывать не только требования государства к формированию ИКТ-компетентности обучающихся и к совокупности условий достижения этого результата, но и приоритетную педагогическую цель - воспитание личности, духовно-нравственное развитие гражданина информационного общества. Это одна из самых сложных целей современного образования, к сожалению, осознаваемая далеко не каждым педагогом. Кроме того, необходимо выполнять нормативные требования к профессиональной ИКТ-компе-тентности. Анализ их содержания, представленного в Едином квалификационном справочнике должностей работников образования (ЕКС), ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС) показал, что сущностные характеристики ИКТ-компетентности педагога раскрыты в этих документах опосредованно. Так, в ЕКС есть требования: об обязательном использовании современных образовательных технологий и цифровых ресурсов; о применении современных средств осуществления контрольно-оценочной деятельности на основе цифровых технологий; об умении педагога работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, электронной почтой и браузерами.

В ФЗ № 273 среди академических прав педагогов выделено право выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания (Ст. 47). Одновременно законом определено, что педагог осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивает в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой (Ст. 48). Кроме того, в законе большое значение уделяется электронному обучению, электронным образовательным ресурсам и базам данных, сайту

А. В. Молокова. Современные нормативные требования кИКТ-компетентности педагога...

и другим связанным с информатизацией образования аспектам развития современной образовательной организации.

При этом в текстах ФГОС всех уровней общего образования подчеркивается необходимость непрерывного профессионального развития педагогов, соответствия их уровня квалификации должностным квалификационным характеристикам. Гораздо подробнее освещаются требования к ИКТ-компетентности обучающихся, которые, начиная с уровня начального общего образования, в преемственности конкретизированы применительно к структуре комплексного результата освоения основных образовательных программ. Очевидно, что эти требования являются минимально необходимым уровнем ИКТ-компетен-тности педагогов и основанием для проектирования образовательного процесса, направленного на выполнение ФГОС в этом аспекте. Действительно, подтверждение этого предположения имеется в Профессиональном стандарте педагога, реализация которого в практике образования является ближайшей перспективой развития российской системы общего образования. В этом документе все требования к педагогу представлены через описание основных видов педагогической деятельности: обучение, воспитание и развитие. Изучив положения Профессионального стандарта об ИКТ-компетентности педагога, педагоги нередко сомневаются в возможности их реализации. В этом случае целесообразно исходить из того, что успешность выполнения государственных требований во многом зависит от оптимальности функционирования системы управления качеством образования в целом и персоналом в частности [2].

В связи с этим уместным представляется обращение к уже апробированной и признанной эффективной модели практической реализации требований нормативного документа федерального уровня. Речь идет о реализуемой в Новосибирской области модели внедрения ФГОС общего образования, а также ФГОС ОВЗ. Реализуется эта модель поэтапно.

Подготовительный этап, в ходе которого проводится мониторинг готовности образовательных организаций к внедрению стандарта и определение региональных пилотных площадок. Проводится анализ выявленных затруднений в части кадрового, материально-технического, финансового, информационно-методического и психолого-педагогического обеспечения введения ФГОС, планируются необходимые изменения. Этап пилотного внедрения стандарта, в ходе которого осуществляется апробация вариативных технологий проектирования и реализации образовательных программ, проектирования образовательного процесса на основе системно-деятельностной методологии, научно-методического сопровождения инновационной деятельности в регионе. Этап массового введения стандарта, в ходе которого особое значение имеет диссеминация передового педагогического опыта, непрерывное профессиональное развитие педагогов и руководителей, системное продолжение начатой работы по созданию и развитию системы условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями нормативного документа. Этап системной реализации стандарта, на котором существенное значение имеет контроль качества реализации требований, внутренний аудит и внешняя экспертная оценка достижения планируемых результатов, анализ и коррекция образовательных программ, совершенствование образовательного процесса.

Используем организационную логику представленной модели для внедрения в практику Профессионального стандарта педагога. Это позволит оптимизировать процесс целенаправленного профессионального развития, осуществлять его поэтапно, конкретизировать процессы управления персоналом и качеством образования, уточнить положения внутренней системы оценки качества образования.

Раскроем некоторые особенности практической реализации заявленных возможностей. Первоначально необходим внутренний аудит готовности педагогов к реализации требований Профессионального стандарта. Наиболее эффективно эту работу проводить в методических объединениях учителей. При этом следует начинать с анализа специфики педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса. Независимо от преподаваемого учебного предмета и уровня общего образования, на котором осуществляется профессиональная деятельность, все педагоги анализируют текст раздела 3.1. Профессионального стандарта педагога. Целью анализа является выделение наиболее сложных с точки зрения методического объединения функций по осуществлению обучения, воспитательной и развивающей деятельности. Можно предположить, что к числу затруднений будут отнесены следующие трудовые действия, знания и умения педагогов:

- разработка и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

- владение ИКТ-компетентностями, в том числе и для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; знание основ психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;

- выделение ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечивая его понимание и переживание обучающимися и проч.

Именно эти и, возможно, некоторые другие компетенции предстоит развивать в первую очередь. Частотность их выбора участниками обсуждения позволит сформировать программу развития профессиональных компетенций педагогов образовательной организации, определить последовательность и порядок повышения квалификации, сформулировать запрос специалистам системы дополнительного профессионального образования на разработку и реализацию новых дополнительных профессиональных программ, обратиться за конкретной помощью к научному консультанту [3]. Одновременно необходимо изучить текст Профессионального стандарта для выявления потребностей в материально-техническом оборудовании и учебно-методическом обеспечении. Особенно ярко в тексте документа представлена необходимость обеспечения образовательной организации аппаратными и программными средствами ИКТ. Так, в п. 3.2.4. «Предметное обучение. Математика» упоминается о формировании умения обучающихся применять средства ИКТ в решении задач, об использовании элементов информационной образовательной среды для дистанционного обучения школьников. Интерес, в этой связи, представляют и упоминания о рисовании набросков с помощью компьютерных инструментов на экране, а также построение объемных моделей вручную и на компьютере (с помощью 3Б-принтера). В п. 3.2.5. «Предметное обучение. Русский язык» названы конкретные виды учебной деятельности, для организации которых потребуется современное информационно-телекоммуникационное обеспечение. Среди них: Интернет-форумы и Интернет-конференции; коммуникация в гипермедиа-формате; создание анимационных и видеопродуктов; эстетическая оценка языковых проявлений в Интернет и др.

На следующем этапе внедрения Профессионального стандарта необходимо обратить особое внимание и отразить в локальном акте, раскрывающем суть внутренней системы оценки качества образования, особые требования к проектированию образовательных программ по различным учебным предметам, курсам, в том числе и курсам внеурочной деятельности. Особое значение имеет отражение в рабочих программах педагогов не только требуемых ФГОС видов деятельности обучающихся, но и соответствующих Профессиональному стандарту трудовых действий педагогов. Кроме того, в этот период уместно вне-

А. В. Молокова. Современные нормативные требования к ИКТ-компетентности педагога...

сти коллективно принятые изменения в должностные обязанности педагогических работников образовательной организации, в положение об аттестации на соответствие занимаемой должности.

Очередной этап внедрения Профессионального стандарта предполагает активное обобщение и распространение опыта реализации наиболее сложных и новых для педагогов трудовых действий. При этом приоритетным следует считать внутреннее оценивание результатов профессионального развития, взаимодействие педагогов образовательной организации в части освоения новых практик, методик и технологий. В этот период по-прежнему требуется осуществлять управление развитием всей системы условий, необходимых для реализации основных образовательных программ на требуемом государством уровне. Завершающий этап может быть представлен системным выполнением требований Профессионального стандарта всеми педагогами образовательной организации. Однако возможное обновление педагогического коллектива, приток молодых специалистов потребует продолжения внутренней диссеминации педагогического опыта. Существенное значение приобретет и получение положительной внешней экспертной оценки профессионального развития коллектива, каждого педагога. В целом можно предположить, что модель реализации ФГОС общего образования может служить теоретической основой для моделирования и осуществления внедрения Профессионального стандарта педагога в образовательной организации, в муниципальной или региональной системе образования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Профессиональный стандарт педагога: определяет формат применения средств информатизации и ИКТ педагогами, работающими на различных уровнях общего образования; уточняет положения ЕКС и конкретизирует требования ФЗ № 273; подробно фиксирует требования к педагогам, осуществляющим образовательную деятельность в области математического и лингвистического образования. Реальной возможностью поэтапно реализовать государственные требования к развитию ИКТ-компетентности педагога является моделирование и последующее осуществление этого процесса на основе апробированной и внедренной в практику модели реализации ФГОС общего образования. Очевидно, что требования Профессионального стандарта являются в этом случае ресурсом развития системы управления качеством педагогических компетенций педагогов, в том числе и ИКТ-компетентности.

Список литературы

1. Молокова А. В., Молоков Ю. Г. Тенденции развития современного образования - ориентир проектирования образовательной среды школы // Сибирский учитель. 2015. № 1. С. 5-9.

2. Молокова А. В. Проблемы повышения квалификации работников образования в аспекте введения ФГОС НОО в Новосибирской области // Сибирский учитель. 2013. № 4. С. 5-9.

3. Молокова А. В. Информатизация образовательного процесса: потенциал инновационного развития системы общего образования // Сибирский учитель. 2015. № 4. С. 19-25.

Молокова А. В., доктор педагогических наук, профессор. Новосибирский ИПКиПРО. Красный пр., 2, Новосибирск, Россия, 630007. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.01.2016.

A. V. Molokova

MODERN REGULATORY REQUIREMENTS FOR ICT COMPETENCE OF TEACHERS AND THEIR FEASIBILITY

The article provides an analytical overview of the requirements of the Russian state to the teacher in terms of the use of means of information and information and communication technologies in solving professional problems. The author presents particular requirements for information and communication competence of the teacher. These requirements are highlighted in the text of a professional pedagogical standard. The article shows the opportunity to develop the necessary competence of the teacher step by step, based on the model of implementation of the standards of general education. The article proposes organizational and pedagogical solutions in terms of innovative development of the educational organization.

Key words: informatization requirements, ICT, competency, teacher professional standard, model.

References

1. Molokova A. V., Molokov Yu. G. Tendentsii razvitiya sovremennogo obrazovaniya - orientir proektirovaniya obrazovatel'noy sredy shkoly [Trends in the development of modern education - a landmark of design of the school educational environment]. Sibirskiy uchitel'- Siberian Teacher, 2015, no. 1, pp. 5-9 (in Russian).

2. Molokova A. V. Problemy povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya v aspekte vvedeniya FGOS NOO v Novosibirskoy oblasti [Problems of Professional Education in the aspect of the introduction of the Federal State Educational Standard of primary education in the Novosibirsk region]. Sibirskiy uchitel'- Siberian Teacher, 2013, no. 4, pp. 5-9 (in Russian).

3. Molokova A. V. Informatizatsiya obrazovatel'nogo protsessa: potentsial innovatsionnogo razvitiya sistemy obshchego obrazovaniya [Informatization of the educational process: the potential of the innovative development of education]. Sibirskiy uchitel'- Siberian Teacher, 2015, no. 4, pp. 19-25 (in Russian).

Molokova A. V.

Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Education.

Krasnuy pr., 2, Russia, Novosibirsk, 630007. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.