УДК 001.891.34
Н. С. Лукашенко
АБРИС НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Проведен обзор научных исследований, посвященных информатизации образования. Рассмотрены работы ученых, направленные на создание моделей, систем, стратегий. Раскрываются различные научные подходы к решению актуальных научных проблем в области информатизации образования. Приводится аргументация продолжения актуальных научных поисков в части использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова: исследование, информатизация, модель, подход, компетентность.
Одним из важных уроков прошедших десятилетий стало осознание обществом того факта, что информатизация образования - многоаспектный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей. Этот процесс связан с тенденциями развития образования [1]. Для понимания сущностных особенностей этой многоаспектности обратимся к работам российских ученых и представим краткий абрис научных исследований, посвященных проблемам информатизации образования последнего десятилетия. В ходе знакомства с диссертациями мы выделили исследования, посвященные подходам, системам, моделям, информационной компетентности, культуре и среде, информационным технологиям и средствам информатизации.
Среди подходов отметим информологический подход (ИП) (Воронцов, 2006), который становится методологической основой не только для информатики, но и для любой предметной и образовательной областей. В диссертации обоснованы принципы, содержание и механизмы организации информационно-образовательной среды в учреждении постдипломного образования на основе информологического подхода. В диссертации А. В. Молоковой структурированы и описаны различные аспекты информатизации начального образования на современном этапе: теоретико-методологический, организационно-педагогический, профессионально-личностный, критериально-оценочный. При этом рассмотрены особенности: информатизации образовательного процесса в начальной школе, подготовки будущего учителя к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, а также повышения квалификации учителя начальных классов в области информатизации образовательного процесса.
Исследование И. Б. Мыловой (2007) посвящено системе обучения информационным технологиям учителей начальных классов. Автор предполагает, что при определенных условиях методическая система обучения информационным технологиям будет обеспечивать становление и развитие профессиональной информационно-технологической компетентности учителя начальных классов. В. Э. Меламуд (2005) исследовал возможности совершенствования системы подготовки учительских кадров. Обосновал методологические подходы к использованию средств ИКТ в образовании, в частности: описано использование дистанционных технологий; представлены факторы, обеспечивающие эффективность образовательной среды, функционирующей на базе средств ИКТ в здоровьесберегающих и благоприятных условиях для саморазвития личности обучающегося.
Модели различных процессов в рамках информатизации образования широко представлены в научно-исследовательских работах. В работе Е. И. Булин-Соколовой (2010) раскрывается проблема внедрения информационных технологий в общеобразовательный процесс, описывается его методология и как основная организационно-педагогическая модель информатизации представляется «Школа информатизации». Модель информатизации системы образования в масштабах региона была описана в научном исследовании Н. И. Самсоновой (2005). Автор предположила, что успешность информатизации региональной системы образования зависит, в числе ряда условий, от системообразующей деятельности муниципальных центров информатизации. С. И. Чеченина в исследовании (2005) предлагает региональную систему информационной подготовки учителя в условиях системы повышения квалификации, обеспечивающей выбор учителем индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации в области информационных и коммуникационных технологий. В работе О. П. Осиповой (2011) представлена региональная модель дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования, описаны направленность дистанционного сопровождения на освоение образовательной программы повышения квалификации, характеристика дистанционного сопровождения освоения образовательной программы, особенности сетевой поддержки слушателей в межкурсовой период.
Для успешности инновационной деятельности в области информатизации образовательного процесса необходимым и достаточным условием является высокий уровень профессиональной компетентности учителя, характеризующийся сформированностью личностных качеств, профессиональных знаний и умений. «Среди них: знание теоретических основ информатизации; соблюдение принципов использования информационных технологий в образовательном процессе; освоение методов и приёмов применения электронных образовательных ресурсов на уроке и во внеурочной деятельности» [2, с. 264]. Проблема формирования и развития информационной компетентности педагогов в научном поиске представлена довольно разнопланово. О. П. Осипова исследует информационную коммуникационно-технологическую компетентность и ее формирование в системе дополнительного профессионального образования (2007). А. В. Овчаров представляет модели формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования (2007). В исследовании Ю. Н. Сергеева уточняется ключевая дефиниция - «инфокоммуникационная компетентность учителя начальных классов» как способность использовать в образовательном процессе начальной школы информационно-коммуникационные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию образования младших школьников (2012). Н. П. Бурцев представил матричную структурно-функциональную модель профессиональной компетентности учителя в условиях информатизации образования и определил параметры его 1Т-компетентности, обосновал содержание дидактической модели формирования 1Т-компе-тентности учителя в процессе повышения квалификации на основе изучения свободного программного обеспечения (2013). Как видим, исследователями уточнялись выбранные понятия, связанные с информационной компетентностью, и предлагались различные направления ее формирования и развития: определение педагогических условий, создание моделей развития, уточнение благоприятной среды для развития и т. д.
Диссертация И. Г. Овчинниковой посвящена информационной культуре (ИК), в которой информационную деятельность обучающихся рассматривается в системе непрерывного образования, представлена модель процесса развития ИК и предлагается методическое обеспечение развития ИК обучающихся (2009). Очевидно, что для формирования ИКТ-компетентности педагогов на современном этапе развития образования особое значение
имеет информационно-образовательная среда (ИОС) образовательной организации. Какие ее аспекты рассматриваются более пристально? Н. Н. Курова представляет ИОС как средство управления информатизацией образовательного процесса в школе и разрабатывает модель информационной среды общеобразовательного учреждения как управленческого ресурса самоорганизации всех субъектов управления (2009). Л. Г. Захарова разрабатывает организационные педагогические основы управления информационно-развивающей средой инновационной школы. По ее мнению, они обеспечивают системную интеграцию информационных и медиатехнологий в образовательный процесс и создают условия для эффективного управления школой (2013). И. В. Смирнова изучает процесс подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже к работе в ИОС школы. В исследовании описывается модель этого процесса (2014).
Актуальное для развития ИКТ-компетентности условие - применение в профессиональной педагогической деятельности современных информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий. В изученных диссертационных исследованиях чаще применяется термин «информационные технологии» (ИТ). Большой массив работ посвящен такой технологии, как дистанционное обучение. Это явление рассматривается с разных ракурсов - с точки зрения моделирования содержания учебных курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации (ПК) (Парамзина, 2007); формирования профессиональной компетентности учителей в условиях дистанционного обучения (Красин, 2012); педагогических условий ПК учителей на основе использования дистанционных технологий (Валюшина, 2013); разработки региональной модели дистанционного сопровождения ПК работников образования (Осипова, 2011).
Рамки статьи не позволяют охватить все работы, посвященные проблемам информатизации образования [3]. Однако выборка, представленная в соответствии с избранной структурой поиска научной информации, позволяет сделать следующий вывод. Проблематика диссертационных исследований последнего десятилетия охватывает различные аспекты информатизации образования. Авторы рассмотренных исследований заочно дискутируют по поводу терминологии и сущностных характеристик ключевых понятий, описывающих процесс информатизации общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования, предлагают модели, разрабатывают системы и подходы, уточняют возможности и условия совершенствования формирования и развития ИКТ-компетентности участников образовательных отношений. Очевидно, что научно-исследовательский потенциал проблем информатизации образования еще не исчерпан.
Список литературы
1. Молокова А. В., Молоков Ю. Г. Тенденции развития современного образования - ориентир проектирования образовательной среды школы // Сибирский учитель. 2015. № 1. С. 5-9.
2. Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2011. 366 с.
3. Лукашенко Н. С. ИКТ-компетентность учителя в научно-исследовательских работах по педагогике // Интерактивное образование. 2015. № 62. С. 3.
Лукашенко Н. С. Новосибирский ИПКиПРО.
Красный пр., 2, Новосибирск, Россия, 630007. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 11.01.2016.
N. S. Lukashenko THE OUTLINE OF RESEARCH ON INFORMATIZATION OF EDUCATION
The article reviewed the research on informatization of education in Russia. The research presented in the article was conducted in the past decade. The author presents and substantially addressed the work of scientists who have researched and created the scientific models, including the use of information resources in training and education. Particular attention is paid to systems of information in the regions and various strategies of education informatization. The author reveals in the text different scientific approaches to solving urgent scientific problems in the field of education informatization. The article argued continuation of current scientific research regarding the use of information and communication technologies in educational process.
Key words: research, information, models, approaches, competence.
References
1. Molokova A. V., Molokov Yu. G. Tendentsii razvitiya sovremennogo obrazovaniya - orientir proektirovaniya obrazovatel'noy sredy shkoly [Trends in the development of modern education - a landmark projection of the educational environment of the school]. Sibirskiy uchitel'- Siberian teacher, 2015, no. 1, pp. 5-9 (in Russian).
2. Molokova A. V. Kompleksnyy podkhod k informatizatsii obrazovatel'nogo protsessa v nachal'noy shkole [An integrated approach to the informatization of the educational process in an elementary school]. Novosibirsk, NIPKiPRO Publ, 2011. 366 p. (in Russian).
3. Lukashenko N. S. IKT- kompetentnost' uchitelya v nauchno-issledovatel'skikh rabotakh po pedagogike [ICT-competence of teachers in the scientific research on pedagogy]. Interaktivnoye obrazovaniye - Interactive Education, 2015, no. 62, pp. 3 (in Russian).
Lukashenko N. S.
Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Education.
Krasnuy pr., 2, Novosibirsk, Russia, 630007. E-mail: [email protected]