Научная статья на тему 'Повышение профессиональной компетентности учителя начального общего образования в условиях реализации профессионального стандарта («Русский язык»)'

Повышение профессиональной компетентности учителя начального общего образования в условиях реализации профессионального стандарта («Русский язык») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА / ПРОФСТАНДАРТ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечепуренко Дмитрий Валерьевич

Описаны важнейшие аспекты и проблемы учителя в преподавании учебного предмета «Русский язык» в начальной школе. Данные позиции обозначаются в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог», в контексте актуальных проблем как собственно языковых, так и технических, вызванных современным уровнем жизни в целом. В представленной статье даны методические рекомендации для учителей по повышению качества трудовых действий по некоторым разделам предмета: усиление коммуникативной составляющей курса русского языка в школе, проблема пунктуационной грамотности современного школьника, способы усиления занимательности на уроках, описаны ошибки и методы борьбы с ними при учете требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечепуренко Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the professional competence of teachers of primary education in the conditions of implementation of professional standard (“Russian language”)

The article describes the most important aspects and problems of teachers in teaching the school subject “Russian language” in elementary school. The position data designated in accordance with the requirements of the professional standard “Teacher”, in the context of actual problems as the proper linguistic and technical, caused by the modern level of life in General. In the article methodical recommendations for teachers to improve the quality of the labor action on some parts of the subject: enhancing the communicative component of the course of Russian language in school, the problem of the punctuation of the modern student, the ways to enhance entertaining in the classroom, describes the issues and methods of dealing with them when you meet the requirements of Federal state educational standard of primary general education subject results of mastering the main educational programs of primary General education in the Russian language.

Текст научной работы на тему «Повышение профессиональной компетентности учителя начального общего образования в условиях реализации профессионального стандарта («Русский язык»)»

-о*»* г,.

M

ЧИППКРО

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 371.123+372.881.161.1

Повышение профессиональной компетентности учителя начального общего образования в условиях реализации профессионального стандарта («Русский язык»)

Д. В. Нечепуренко

Improving the professional competence of teachers of primary education in the conditions of implementation of professional standard ("Russian language")

D. V. Nechepurenko

Аннотация. Описаны важнейшие аспекты и проблемы учителя в преподавании учебного предмета «Русский язык» в начальной школе. Данные позиции обозначаются в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог», в контексте актуальных проблем как собственно языковых, так и технических, вызванных современным уровнем жизни в целом.

В представленной статье даны методические рекомендации для учителей по повышению качества трудовых действий по некоторым разделам предмета: усиление коммуникативной составляющей курса русского языка в школе, проблема пунктуационной грамотности современного школьника, способы усиления занимательности на уроках, описаны ошибки и методы борьбы с ними при учете требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку.

Abstract. The article describes the most important aspects and problems of teachers in teaching the school subject "Russian language"

in elementary school. The position data designated in accordance with the requirements of the professional standard "Teacher", in the context of actual problems as the proper linguistic and technical, caused by the modern level of life in General. In the article methodical recommendations for teachers to improve the quality of the labor action on some parts of the subject: enhancing the communicative component of the course of Russian language in school, the problem of the punctuation of the modern student, the ways to enhance entertaining in the classroom, describes the issues and methods of dealing with them when you meet the requirements of Federal state educational standard of primary general education subject results of mastering the main educational programs of primary General education in the Russian language.

Ключевые слова: педагог, учитель русского языка, профстандарт, русский язык, образование, патриотизм, повышение квалификации, коммуникативная компетентность.

Keywords: teacher, teacher of Russian language, professional standards, Russian language, education, patriotism, professional development, communicative competence.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, перехода на профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» меняются содержание и характер профессиональной деятельности педагога начального общего образования. Современный педагог должен быть готов не только к осуществлению педагогической деятельности в новых условиях, но и владеть способами организации полноценной социально ориентированной деятельности обучающихся. В его арсенале должны присутствовать эффективные способы организации учебной деятельности, которые нацелены на достижение обучающимися новых образовательных результатов как предметных, так и метапредметных, личностных. На первый план выдвигается умение проектировать образовательную деятельность с использованием современных образовательных технологий, осуществлять оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Представленный материал направлен на оказание помощи педагогам образовательных организаций в освоении эффективных способов педагогической деятельности в системе освоения образовательных программ дополнительного профессионального образования.

Появление приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [1], безусловно, обусловлено реальными существующими проблемами в образовании [2]. В нем описаны необходимые умения и трудовые действия для трудовой функции 3.2.5: Модуль «Предметное обучение. Русский язык»: «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания».

В частности, далее будут описаны профессиональные компетенции педагогов начального общего образования в контексте преподавания учебного предмета «Русский язык», качественное изменение которых может осуществляться в процессе реализации образовательных про-

грамм курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В статье представлен анализ трудовых действий, а также необходимых умений и знаний учителя начального общего образования. Так, к трудовым действиям, которые касаются рассматриваемой проблемы, можно отнести:

- обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации;

- осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»;

- использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»);

- формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций;

- формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате;

- стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства;

- обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т. п.;

- моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся;

- формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка.

Необходимые умения из профессионального стандарта, касающиеся предмета исследования:

- поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в

коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека;

- проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона;

- проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся;

- давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

Необходимые знания из профессионального стандарта «Педагог», касающиеся предмета исследования:

- основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;

- представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений;

- теория и методика преподавания русского языка;

- контекстная языковая норма.

Сравним требования к обобщенным предметным планируемым результатам, представленным в федеральных государственных стандартах начального общего и основного общего образования.

Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [3] к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку:

1) формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения, явление национальной культуры, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку [4]:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфо-

эпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Опираясь на требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, профессионального стандарта, необходимо четко видеть основные недостатки традиционного курса по русскому языку и предложить меры к его улучшению в соответствии с современными требованиями.

Особенности современного этапа развития школьного образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта, анализ состояния языкового образования в Челябинской области, рекомендации по совершенствованию обучения школьников русскому языку были представлены в статье Т. В. Соловьевой «Обучение русскому языку в условиях введения ФГОС ОО»[5].

Обратим внимание на следующие трудовые действия и необходимые умения в профессиональном стандарте педагога и на основе этого дадим рекомендации:

- осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»;

- формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате;

- моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.);

- поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в

коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.

В требованиях явно виден акцент на «коммуникативность» как на основу практической деятельности обучающегося на занятиях по предмету «Русский язык». Именно коммуникационный аспект всегда являлся проблемным в традиционном курсе по русскому языку, обучение русскому языку в некоторой степени стало рутинным, формализованным, у учащихся от класса к классу постепенно снижается интерес к изучению русского языка. В этой связи нерациональным представляется ученым (А. Ю. Купалова) [6] повтор изучения тем, пройденных в предыдущем классе, используя для этого большое количество часов. Этим самым тратится время на совершенствование умения свободно использовать учащимся богатство изучаемого лексико-грамматического класса слов в речевой практике. Чтобы решить проблему коммуникативной недостаточности на уроках русского языка, необходимо пересмотреть критерии отбора и подачи научного материала обучающимся. Такая корректировка созвучна требованиям к «трудовым действиям» педагога в профстандарте: «Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся „чувства меняющегося языка"». Логично видеть в этом требовании системообразующий компонент.

Требования профстандарта будут успешно выполнены, если усилить в системе курсовой подготовки функционально-семантический аспект характеристики явлений языка. Целесообразным представляется, что изучению начал функциональной грамматики должно предшествовать рассмотрение структуры языка. Большее внимание стоит уделить именно синтаксису, так как на уровне синтаксиса «начинают работать» все средства языка. Текст должен рассматриваться и как предмет изучения, и как средство обучения. Инструментальная роль теоретических сведений требует усиления их объяснительных функций. Системно-деятель-ностный подход делает возможным связать в гармоничное целое языковое и речевое содержание курса. Что конкретно берется от «дея-тельностного» в подходе? Мотивация и целе-полагание. Весьма действенным мотивом изу-

чения русского языка является понимание его практической значимости.

Эффективным представляется обращение к опыту преподавания родного языка за рубежом. Так, например, отечественными учеными весьма высоко был оценен опыт Германии (ГДР) по использованию коммуникативно-деятельностного подхода в обучении родному языку [6; 7]. Безусловно, на современном этапе переход от системно-описательного к коммуникативно-деятель-ностному в построении школьного курса русского языка осуществлен, но не в полной мере. Различия в обучении школьников зависят и от выбранной в школе концепции (учебников). Отличия в методике у разных авторов учебников -факт.

С целью организации практико-ориенти-рованных занятий на курсах повышения квалификации организуется обзор учебников русского языка, реализуемых в начальном общем образовании Челябинской области на предмет эффективной организации учебной деятельности младших школьников.

Так, некоторые учебники представляются более эффективными с точки зрения развития коммуникативной составляющей. Например, учебник «Школы России» (Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова) уже в первом классе использует обращение «вы»: «Пишите красиво!», «Спишите предложения про лису» [8, с. 4]. Консервативное обращение «вы» использует и «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) [9]. Между тем, учебники по русскому языку Л. Я. Желтовской, как правило, используют в обращении к читателю учебника «ты», что в коммуникативном подходе считается более эффективным: «Знакома ли тебе ситуация, изображенная на рисунке?», «Запиши двустишие по памяти (памятка 5) [10]. Обращение «ты» использует и автор учебников М. Л. Каленчук (концепция «Перспективная начальная школа») [11]. Есть разница и в формулировках заданий в учебниках. Сравним: «Рассмотрите схему», «Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь об этом рассказать», «Прочитайте» («Школа России», 2 класс). «Много ли слов в словаре на эту букву? Прочитай объяснение любого из них. Тебе это было полезно? Интересно? Понимаешь теперь, зачем нужен Толковый словарь?», «Как правильно говорить: как в первом или как во втором предложении?»

(«Перспективная начальная школа», 2 класс). Давно отмечено, что необходимо стараться избегать тотального повторения повелительной формы в формулировке заданий, заменять их вопросом, побуждающим к активности. Данные методические отличия демонстрируются учителям начальных классов на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Особым общим моментом, в связи со все более увеличивающейся частотой использования компьютерных технологий на уроках, актуальным для учителя является сохранение «живого начала», борьба с формализмом и автоматизмом в собственной деятельности. Участникам образовательных отношений необходимо четко осмыслить, что такое родной русский язык и, прежде всего, представлять его реальным, действующим средством, обладающим большими языковыми возможностями, имеющим культурную и духовную ценность, что развитие универсальных учебных действий на предмете «Русский язык» непосредственно отражается на успехе в изучении других предметов, является необходимым практическим умением для применения в жизни человека в целом как в быту, так и на работе. Необходимо донести до обучающихся, что «Русский язык» - это не сумма знаний необходимых для ознакомления или для зазубривания.

В этой связи перспективными для освоения школьниками представляются следующие аспекты изучения русского языка, традиционно недостаточно освещенные: более широкое знакомство обучающихся с происхождением и развитием русского языка, его функциями, ролью в национальной культуре России. Эти аспекты позволяют сделать отношение обучающихся к предмету более осмысленным, «включить» их личностную (гражданскую) составляющую, повысить гуманитарную составляющую предмета не только исходя из содержания предмета, но и понимания его природы. Это будет полезно и для патриотического воспитания, что особенно актуально для начальной школы. Такая мощная база знаний, безусловно, будет полезной для дальнейшего изучения русского языка в старших классах: совершенствования навыков владения языком. В дальнейшем же целесообразно в старших классах иметь варианты в обучении: это связано с разделением

обучающихся по профессиональным интересам: кто-то планирует получать гуманитарное образование, кто-то техническое. Особенно это становится актуальным с принятием и реализацией образовательного проекта «ТЕМП». Многим обучающимся в их практической деятельности вообще не будут нужны многочисленные виды разборов слов, но будут необходимы другие навыки речевой деятельности, например, знание большего количества терминов, другим же, наоборот, необходимо углубленное изучение отдельных разделов русского языка (филологи, журналисты, артисты).

Исходя из последних требований государства и общества, конечная цель обучения русского языку сегодня звучит как никогда конкретно - практическое владение языком в различных видах речевой деятельности. На сегодняшний день компьютерные технологии в изучении русского языка - не панацея, а, по большей части, новая и занимательная форма, а не новая эффективная методика обучения. Сугубо методические проблемы остаются: это касается и учебников, и системы упражнений, отбора учебного материала, наглядности. Не говоря уже о разнице в качестве технического (компьютерного) оснащения школ. Очевидны современные функции урока: организация общения, формирование речевого общения при снижении рутинной «тренировки», формализма в виде обязательного выполнения заданий, часто безучастного для школьников из-за привычного вида деятельности и весьма больших объемов упражнений. Особенно эффективными считаются коллективные формы работы, создание и решение речевых ситуаций, близких к реальным для обучающихся, упражнения на использование языка как средства формулирования мысли.

Конечно, рекомендаций данной статьи недостаточно для создания новой, готовой системы эффективного обучения русскому языку. Это большой труд, требующий, прежде всего, осмысления недостатков традиционного обучения самими учителями, однако и в этой статье расставлены ориентиры, находящие понимание у учителей, в том числе начальной школы. Это вопрос консолидации сил [12]. Но вполне очевидно, если предъявляются новые требования, новые стандарты к деятельности учителя, может ли он сделать образовательный процесс

более эффективным, если будет придерживаться старых форм и методов, не анализировать новые? Так, например, даже новые компьютерные технологии, несмотря на их дороговизну, могут уступать старым. Пример: индивидуальное «голосование» учащимися за правильный ответ с помощью компьютерного пульта. Минус использования этой технологии по сравнению с традиционными картонными (бумажными) «светофорами» в том, что результаты голосования представлены в общем, в процентах. И учителю неизвестно, кто конкретно из учащихся выбрал (показал) неправильный ответ.

Нюанс в том, что выполнять трудовые действия учитель может по-разному. Перечислять насколько по-разному - для этого понадобится написать многотомный труд. Но все это многообразие форм и методов окажется неэффективным, если у учащихся не будет интереса к занятиям по русскому языку. Как показывают социальные опросы обучающихся и их родителей, как десятилетия назад, так и сейчас предмет «Русский язык» никогда не находился в топе любимых предметов [13]. И специальных мер по этой проблеме большинством учителей по предмету не предпринималось. Эта проблема казалась несерьезной, мелочной. Но что же заставляет учителей заниматься такой «механизированной» работой? Обратимся к профессиональному стандарту педагога. Он содержит, например, такие требования к трудовым действиям: «Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т. п.», «Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся». Не следует поддаваться стереотипу и считать, что весело, интересно и занимательно - это не признаки качественной отработки учебного материала.

Особого разговора требует изучение пунктуации в современное время. Важный стереотип, о котором стоит говорить и писать - это проблема изучения обучающимися пунктуации. Ученые давно отмечали, что обучающиеся считают пунктуационные ошибки - полуошибками, чем-то несерьезным, второстепенным [14]. Сегодня в эру компьютерных технологий, повышенной динамики жизни ситуация обострилась еще больше: теперь даже грамотные люди в целях экономии времени нередко пишут без

запятых. Особенно это касается сообщений, отправляемых с помощью электронных устройств: компьютеров, смартфонов и т. д. Вряд ли подобная стратегия обращения с русским языком пойдет ему на пользу. И здесь снова возникает вопрос об осмыслении школьником еще в начальной школе: что такое русский язык для русского человека в духовном и культурном плане, тем более, что это не единственный случай негативного воздействия на русский язык. На помощь учителю должно прийти богатство русской классической литературы, которая содержит как материал для упражнений, так и произведения, напрямую затрагивающие правила русского языка: А. С. Пушкин, Н. М. Карамзин, А. П. Чехов (рассказ «Восклицательный знак»), М. Кольцов. К. Г. Паустовский, К. Чуковский, Ф. Кривин «Принцесса Грамматика», Л. А. Кассиль, футуристы, А. А. Блок, примеры из фразеологии. На примере творчества писателей (особенности их стиля) их гениальность можно попытаться объяснить пунктуационными навыками, рассказать о разных точках зрения на пунктуацию. Необходимо дать ясное представление, что цель пунктуации как раз в облегчении общения между пишущим и читающим. То есть современная «тенденция» пропускать запятые, наоборот, ведет к ухудшению восприятия информации.

Обращение к классике дает «готовый» методический материал, значительно усиливающий занимательность, что обусловлено гениальностью писателей.

Представляется увлекательным для школьников обращение к истории языка и при изучении пунктуации. Данный материал, если и не считать его обязательным для заучивания, все же помогает качественно выстроить урок, избежать непрерывного практического включения обучающегося в необходимую работу по теме.

Традиционно слабо используется сравнение языкового материала родного языка с другими языками.

Хотя, например, иметь элементарные знания об отличии значений русских пунктуационных знаков от идентичных с ними по форме иностранных прилично иметь каждому образованному человеку, тем более в современное время, когда благодаря новым компьютерным технологиям (электронная почта, социальные сети) барьеры межнационального общения практиче-

ски исчезли, во-первых, благодаря прорыву в технике, во-вторых, в связи с малым числом популярных в мире языков международного общения. Русский язык входит как в перечень языков международного значения, так и в перечень языков ООН.

Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка является требованием профессионального стандарта педагога.

Но это длительный и сложный процесс, и учитель должен иметь необходимый инструментарий, детально регламентирующий каждый вид деятельности, иметь представление о каждой возможной ошибке.

Наверное, мало кто возразит, что значительное место принадлежит синтаксическим ошибкам. В структуре словосочетания: нарушение управления, двойное использование зависимого слова, неправомерное объединение грамматических конструкций.

В структуре предложения: ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, ошибки в построении предложения с однородными членами... Ключ к успешной работе учителя - предупреждение ошибок путем ликвидации пробелов в знаниях, контроль и самоконтроль (взаимоконтроль).

Вышеописанные позиции отражены в курсовой подготовке учителей начального общего образования на учебных занятиях (лекции и практические занятия) по теме «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: предметная область «Филология» (учебный предмет «Русский язык»)», в программе профессиональной переподготовки «Технологии развивающего обучения в начальной школе».

Библиографический список:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70535556/#ixzz4T wCFrNcw (дата обращения: 26.12.2016).

2. Магасумова Г. Ф. Подготовка к введению образовательного стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) / Г. Ф. Магасумова, А. В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2011. - № 2 (27). - С. 5-16.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф/%®0%В4%®0 %BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0 %BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 26.12.2016).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф/о/с®0%В4°/с®0 %BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0 %BD%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения: 26.12.2016).

5. Соловьева Т. В. Обучение русскому языку в условиях введения ФГОС ОО / Т. В. Соловьева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 3 (8). -С.82-88.

6. Купалова А. Ю. Совершенствование или перестройка? (О курсе русского языка в школе) / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе. -1988. - № 4. - С. 46.

7. Жидкова И. Е. Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели / И. Е. Жидкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. -№ 1 (26). - С. 101-107.

8. Зеленина Л. М. Русский язык, 1 класс / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - М. : Просвещение, 2011. - 144 с.

9. Климанова Л. Ф. Русский язык, 3 класс : учебник. В 2 частях. Часть 1 / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина - М. : Просвещение, 2011. -159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Желтовская Л. Я. Русский язык, 3 класс : учебник. Часть 1 / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М. : Астрель, 2011. - С. 6.

11. Каленчук М. Л. Русский язык. 2 класс : учебник в 3-х частях. Часть 2 / М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова. - 160 с.

12. Буланкина Н. Е. Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога в свете гуманитарной самоорганизации /

Н. Е. Буланкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. -№ 2 (27). - С. 31-38.

13. Ваш любимый предмет в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pollse-rvice.ru/p/9740573bc8f5f3dd387d/results (дата обращения: 26.12.2016).

14. Пастухова Л. Занимательно о пунктуации / Л. Пастухова // РЯШ. - 1976. - № 2. - С. 4.

Reverences:

1. Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of 10/18/2013 No. 44n "About approval of professional standard "Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)" (with changes and additions) [Pedagog (pedagogicheska-ja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhe-go obrazovanija) (vospitatel', uchitel') (s izmeneni-jami i dopolnenijami)] [Web resource]. Access mode: http: //base.garant.ru/70535556/#ixzz4Tw CFrNcw (accessed date: 12/26/2016).

2. Magsumova G. F., Koptelov A. V. Preparation for the adoption of educational standards "Teacher" in the educational organization (management aspect) [Podgotovka k vvedeniju obrazo-vatel'nogo standarta "Pedagog" v obrazovatel'noj organizacii (upravlencheskij aspekt)] // Scientific support of a system of advanced training: scientific-theoretical journal. Chelyabinsk, 2011, No. 2 (27), pp. 5-16.

3. Federal state educational standard of primary General education (1-4th grades) [Federal'nyj go-sudarstvennyj obrazova-tel'nyj standart nachal'no-go obshhego obrazovanija (1-4 kl.)] [Web resource]. Access mode: http://минобрнауки.рф/% D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1%8B/922 (accessed date: 12/26/2016).

4. Federal state educational standard of basic General education (5-9th grades) [Federal'nyj go-sudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija (5-9 kl.)] [Web resource]. Access mode: http://минобрнауки.рф/%D0% B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D 1%82%D 1%8B/938 (accessed date: 12/26/2016).

5. Solov'eva T. V. Study of the Russian language in the conditions of introduction of FSES

ЧИППКРО

GE [Obuchenie russkomu jazyku v uslovijah vve-denija FGOS OO] // Scientific support of a system of advanced training: scientific-theoretical journal. Chelyabinsk, 2011, No. 3 (8), pp. 82-88.

6. Kupalova A. Y. Improving or restructuring? [Sovershenstvovanie ili perestrojka?] (The course of Russian language at school) // Russian language at school, 1988, No. 4, p. 46.

7. Zhidkova I. E. continuing education of teachers: European and Russian models [Nepre-ryvnoe obrazovanie uchitelej: rossijskaja i evro-pejskaja modeli] // Scientific support of a system advanced training: scientific-theoretical journal. Chelyabinsk, 2011, No. 1 (26), pp. 101-107.

8. Zelenina L. M. Russian language, 1 grade [Russkij jazyk, 1 klass] / L. M. Zelenina, T. E. Hoh-lova. Moscow: Prosveschenie, 2011. 144 p.

9. Klimanova, L. F. Russian language, 3 grade [Russkij jazyk, 3 klass], Book In 2 parts. Part 1 / L. F. Klimanova, T. V. Babushkina. Moscow: Prosveschenie, 2011. 59 p.

10. Zheltovskaya L. Y. Russian language, 3 grade. Part 1. [Russkij jazyk, 3 klass] / L. Y. Zheltovskaya, O. B. Kalinina. Moscow: Astrel, 2011. 6 p.

11. Kalenchuk M. L. Russian language. 2 grade. Book in 3 parts. Part 2 [Russkij jazyk, 2 klass] / M. L. Kalenchuk, O. V. Malakhovskaya, N. A. Churakova, 160 p.

12. Bulankina N. E. Scientific and methodological support of professional development of teachers in light of the humanitarian self-organization [Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie profes-sional'nogo rosta pedagoga v svete gumanitarnoj samoorganizacii] // Scientific support of a system of advanced training: scientific-theoretical journal. Chelyabinsk, 2016, No. 2 (27), pp. 31-38.

13. Your favorite subject at school [Vash lju-bimyj predmet v shkole] [Web resource]. Access mode: http://pollservice.ru/p/9740573bc8f5f3dd38 7d/results (accessed date: 12/26/2016).

14. Pastukhova L. Entertaining about punctuation [Zanimatel'no o punktuacii], 1976, No. 2, p. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.