№ 11 (53)
UNIVERSUM:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ноябрь, 2018 г.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ДАГЕСТАНСКОЙ ШКОЛЫ
Кислицкая Светлана Степановна
канд. филол. наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета, доцент Дагестанского государственного университета народного хозяйства
РФ, г.Махачкала E-mail: panarina. 01 @mail. ru
CURRENT REQUIREMENTS FOR THE LESSON ORGANIZATION OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN INITIAL CLASSES OF DAGESTAN SCHOOL
Svetlana Kislitskaya
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Dagestan State Pedagogical University,
Associate Professor of Dagestan State University of National Economy,
Russia, Makhachkala
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена описанию основных требований, предъявляемых к уроку русского языка в начальной школе модернизированной системой российского образования. Опираясь на положения стандартов второго поколения для начальной школы, автор основной акцент делает на структурные составляющие урока русского языка в дагестанской начальной школе, так как обучение второму языку происходит в условиях национально-русского двуязычия.
В статье обращается внимание на цели, задачи, содержание программного материала по дисциплине. Приоритетным определяется духовно-нравственная направленность урока, его целостность, внутренняя взаимосвязанность частей урока. Специфика организации урока русского языка в дагестанской начальной школе предполагает развитие речи и работу по предупреждению ошибок. Урок русского языка, организованный с учетом требований в рамках реализации стандартов второго поколения, поможет учителю активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к предмету, сформировать универсальные учебные действия, повысить уровень развития младшего школьника.
ABSTRACT
The article is devoted to the description of basic requirements for the Russian language lesson in elementary school by the modernized system of Russian education. Based on the provisions of standards of the second generation for the elementary school, the author focuses on structural components of the Russian language lesson in Dagestan elementary school, since the second language is taught in the context of national-Russian bilingualism.
In the article the attention is drawn to the goals, objectives, content of the program material on the discipline. The priority is determined by the spiritual and moral orientation of the lesson, its integrity, the internal interconnection of the lesson parts. The organization specificity of the Russian language lesson in Dagestan elementary school involves the development of speech and the work of preventing mistakes. The Russian language lesson, organized to meet requirements of the standards implementation of the second generation, will help the teacher to intensify cognitive activity of students, to generate interest in the subject, to form universal learning activities, to increase the level of development of the younger pupil.
Ключевые слова: урок русского языка, структура урока, требования к уроку, содержание урока, дагестанская начальная школа.
Keywords: the Russian language lesson; lesson structure; requirements for the lesson; lesson content; Dagestan elementary school.
Для выполнения требований нового стандарта в ной школы определены изменения в содержании об-области обучения русскому языку учащихся началь- разования, фиксирующие в планируемых результа-
Библиографическое описание: Кислицкая С.С. Современные требования к организации урока русского языка в начальных классах дагестанской школы // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 11(53). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/6483
№ 11 (53)
А им
ЛгУ\ пси:
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
тах то, чему при изучении данного предмета выпускник начальной школы научится, и то, чему получит возможность научиться, а именно: обязательность освоения учащимися начальной школы умений и действий, которые необходимы для продолжения обучения на следующей ступени образования, а также умений, возможных для усвоения и ориентированных на зону ближайшего развития ученика.
Дать учащимся прочные знания основ наук, подготовить их к жизни, к сознательному выбору профессии можно в процессе обучения, основной формой и единицей которого является урок [1, с.57].
Урок в педагогической науке характеризуется как логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока и его результаты зависят от мастерства учителя, правильного определения им каждого компонента урока и их рационального сочетания [4, с.52].
Содержание образования определяется целями обучения, а они диктуются потребностями общества. Новые задачи, выдвигаемые обществом перед школой, меняют понятие о содержании образования.
Педагогической общественности следует вырабатывать новые способы познания и практической деятельности. В этой связи каждый учитель, строя урок, должен определить, какие знания и на каком уровне должны быть усвоены, и установить для каждого урока знания и умения, которые необходимо приобрести на этом уроке.
Урок русского языка должен быть организован так, чтобы его содержание способствовало решению задачи научить детей не только предмету, но и сформировать учебную деятельность учащегося, вызвать мотивированный интерес к продолжению обучения, к добыванию знаний вообще.
Поставленная задача формировать универсальные учебные действия может быть реализована только при условии новой организации учебного процесса на уроке. Необходимо, чтобы при изучении конкретной темы, при формировании конкретного предметного действия у ученика формировались и личностные, и метапредметные универсальные учебные действия [3, с. 114].
Основные требования к урокам русского языка в дагестанской начальной школе с учетом влияния родного языка обучающихся, основанные на общедидактических требованиях и освещенные в педагогической литературе, включают следующие положения:
1. Одним из важнейших требований к урокам русского языка в начальных классах является соответствие содержания урока принципам обучения и воспитания. Приобретение на уроке новых знаний и овладение универсальными учебными действиями, духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников должны сливаться в единый процесс.
Воспитательная направленность урока предполагает, что учебный материал и компоненты урока - содержание, методы, средства обучения, организация
ноябрь, 2018 г.
классного коллектива, облик учителя (внимательное и доброжелательное отношение учителя к учащимся) воспитывает детей.
Огромными воспитательными возможностями обладает материал для речевых упражнений и заданий (рассказы, сочинения, миниатюры). Важным средством воспитания на уроках русского языка служит дидактический материал: слова, словосочетания, предложения, тексты. Языковой материал в учебниках русского языка и тексты художественных произведений в книгах для чтения также способствуют решению воспитательных задач урока. Нужные нравственные качества закладываются на уроке, где создана атмосфера творческого коллективного труда. На уроках русского языка особое внимание следует уделить воспитанию любви к русскому языку, бережного отношения к слову. Урок русского языка воспитывает и такие необходимые каждому человеку качества, как аккуратность, самостоятельность, инициативность.
2. Современный учебный процесс немыслим без наглядности и мультимедийных средств обучения. Большую часть информации человек воспринимает зрительно. С помощью средств наглядности снимается дополнительная нагрузка на память учащихся. Дети лучше запоминают изучаемые языковые явления. Наглядные средства обучения обеспечивают новые способы подачи учебного материала, позволяют чередовать различные виды деятельности, расширяют возможности для самостоятельного поиска информации. Средства наглядности используются при изучении любого раздела русского языка. В практике преподавания русского языка широко применяются различные виды наглядных пособий и технических средств обучения на уроках предварительного устного курса в национальной школе и в период обучения грамоте. В дагестанской начальной школе обучение ведется в условиях национально-русского двуязычия, поэтому важную роль на уроке играют демонстрационные таблицы, карточки, перфокарты, различный изобразительный материал; средства зрительно-слуховой наглядности; компьютерная техника. Среди наглядных средств обучения в дагестанской начальной школе ведущее место занимают таблицы, поскольку они дают определенную систематизацию, группировку информации, обеспечивают длительное предъявление учебного материала, помогают конкретизировать отвлеченный грамматический материал, конструкции предложений.
3. Эффективность урока русского языка в начальных классах предполагает систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися с целью определения рациональных путей изучения дисциплины и преодоления пробелов в знаниях учащихся.
4. Одним из основных требований современного урока русского языка является целевая установка урока и его структурных частей, определение места урока в системе учебного предмета, дидактические цели, вытекающие из учебно-воспитательных задач курса. Целостность, внутренняя взаимосвязанность частей урока, строгая единая внутренняя логика,
№ 11 (53)
А им
ЛгУ\ пси:
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
определяющие содержание, средства, методы и приемы обучения являются необходимыми положениями целевой установки урока. В соответствии с этим требованием к уроку следует осуществлять на уроке строгий переход от одной части урока к другой [2, с.374].
5. Реализуя основные требования к уроку русского языка, учитель должен вносить в компоненты урока своё искусство, свой методический «почерк» в зависимости от индивидуальных черт и характера класса.
6. Урок русского языка в дагестанской начальной школе - это, прежде всего, урок развития речи и мышления учащихся. В современной школе развитие речи рассматривается как главная задача обучения русскому языку. Это специфика самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка. Урок русского языка обязательно должен быть направлен на формирование умения грамматически правильно, стилистически точно, последовательно выражать свои мысли и передавать чужие.
6. Важнейшим требованием к уроку русского языка в дагестанской начальной школе выступает своевременное предупреждение и исправление различного рода ошибок (орфографических, пунктуационных, лексических, стилистических и др.). Для предупреждения ошибок следует использовать следующие приемы работы: проговаривание трудных по написанию слов; звуковой анализ слов; проведение выборочного комментирования; использование на уроках «Словаря для справок», таблиц, карточек, содержащих трудные по написанию слова; записывание на доске слов на неизученные правила и т.п.
7. Одним из требований к уроку русского языка является поисковый путь познания, который предполагает приобретение младшими школьниками части творческих знаний активным путем в процессе само-
ноябрь, 2018 г.
стоятельного поиска, путем решения поисковых задач. Учитель должен способствовать творческой деятельности учащихся.
8. На уроке должно происходить не только изложение учебного материала, но и выполнение заданий, предусматривающих применение усвоенных теоретических знаний на практике, в том числе в измененной ситуации.
Новая организация современного урока русского языка в начальной дагестанской школе представлена системой уроков, т.к. только в системе можно оценить работу по обучению конкретному предмету, конкретной теме в конкретном классе. Последовательность такой работы обусловлена научной направленностью, логикой изложения, поиском эффективных методов и форм обучения, предусматривающих индивидуальную, парную, групповую работу. Именно эти формы организации урока должны превалировать над фронтальной работой, являющейся, несомненно, необходимой, но не главенствующей. При организации современного урока русского языка в рамках реализации стандартов второго поколения должны учитываться уровень развития младшего школьника, темп работы, особенности памяти, мышления, психологический настрой, готовность к обучению.
Учет индивидуальных особенностей учащихся начальных классов предопределяет отбор заданий, упражнений, форму их выполнения, адресованные конкретному ученику. Немаловажным является формирование интереса к изучению языка, причем мотивация этого интереса может быть различной: одним нравится определять части речи, другим - сопоставлять звуки и буквы, гласные и согласные, составлять небольшие тексты, третьим - решать орфографические задачи. Чтобы учитывать все перечисленные положения и аспекты необходимо единство программ и учебников, по которым работает учитель начальных классов.
Список литературы:
1. Буржунов Г. Г. Методика преподавания русского языка в дагестанской национальной школе. - Махачкала, 2010. - 250с.
2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. пед. ин-ов по специальности 2121 «Педагогика и методика начального обучения». - М., 1979. - 431с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М., 2012. - 223.с.
4. Соловейчик М.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения». - М., 1997. - 305с.