Научная статья на тему 'Совершенствование представлений у учителей начального общего образования о методике развития речи в условиях дополнительного профессионального образования'

Совершенствование представлений у учителей начального общего образования о методике развития речи в условиях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / ЯЗЫК / РЕЧЬ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечепуренко Дмитрий Валерьевич, Яцук Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей начального общего образования к обучению по учебным предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» в условиях дополнительного профессионального образования. Показаны отдельные слабые стороны методики преподавания в начальном общем образовании этих предметов, недостаточность в современных условиях традиционного школьного понимания (освещения) понятий «язык», «речь», «произведение искусства». Автор затрагивает вопрос о границах понимания языка и развитой речи в школе, опираясь, в том числе, на результаты международных исследований школьного образования (Programme for International Student Assessment, PISA, Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS). Невысокие результаты российских старшеклассников в международных исследовательских тестах, связанных с филологией, слабый интерес к искусству могут являться следствием упрощенного научного содержания понятий «язык» и «речь» в начальной школе. Предложенный подход позволит в большей степени развивать речь, мышление, интеллект учащихся. Путь к исправлению ситуации лежит не столько в увеличении изучения теории по русскому языку и литературоведению, подлежащей обязательному заучиванию, сколько в переосмыслении уже знакомых понятий, уточнении возможностей изучаемого материала на уроках русского языка и литературного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving perceptions of teachers of primary education about the methodology of speech development in terms of additional professional education

The article discusses the questions of training of teachers of primary general education for teaching of academic subjects “Russian language” and “Literary reading” in conditions of additional professional education. Some weaknesses of teaching methods in the initial general education of these subjects are shown; the lack of the traditional school understanding (illumination) of the concepts “language”, “speech”, “work of art” in modern conditions is insufficient. The author raises the question of the boundaries of understanding the language and developed speech in the school, drawing, among other things, on the results of international school studies (Programme for International Student Assessment, PISA, Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS). The low results of Russian high school students in international research tests related to philology, weak interest in art can be a consequence of the simplified scientific content of the concepts “language” and “speech” in the primary school. The proposed approach will allow to develop speech, thinking, intellect of students to a greater degree. The way to correct the situation lies not so much in increasing the study of the theory of Russian language and literary criticism, which is subject to compulsory study, but rather in the rethinking of already familiar concepts, clarifying the possibilities of the material being studied at Russian language and Reading.

Текст научной работы на тему «Совершенствование представлений у учителей начального общего образования о методике развития речи в условиях дополнительного профессионального образования»

Исследования молодыхученых

УДК 372.8+378.091.398

Совершенствование представлений у учителей начального общего образования о методике развития речи в условиях дополнительного профессионального образования

Д. В. Нечепуренко, Т. А. Яцук

Improving perceptions of teachers of primary education about the methodology of speech development in terms of additional professional education

D. V. Nechepurenko, T. A. Yatsuk

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей начального общего образования к обучению по учебным предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» в условиях дополнительного профессионального образования. Показаны отдельные слабые стороны методики преподавания в начальном общем образовании этих предметов, недостаточность в современных условиях традиционного школьного понимания (освещения) понятий «язык», «речь», «произведение искусства». Автор затрагивает вопрос о границах понимания языка и развитой речи в школе, опираясь, в том числе, на результаты международных исследований школьного образования (Programme for International Student Assessment, PISA, Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS). Невысокие результаты российских старшеклассников в международных исследовательских тестах, связанных с филологией, слабый интерес к искусству могут являться следствием упрощенного научного содержания понятий «язык» и «речь» в начальной школе. Предложенный подход позволит в большей степени развивать речь, мышление, интеллект учащихся. Путь к исправлению ситуации лежит не столько в увеличении изучения теории по русскому языку и

литературоведению, подлежащей обязательному заучиванию, сколько в переосмыслении уже знакомых понятий, уточнении возможностей изучаемого материала на уроках русского языка и литературного чтения.

Abstract. The article discusses the questions of training of teachers of primary general education for teaching of academic subjects "Russian language" and "Literary reading" in conditions of additional professional education. Some weaknesses of teaching methods in the initial general education of these subjects are shown; the lack of the traditional school understanding (illumination) of the concepts "language", "speech", "work of art" in modern conditions is insufficient. The author raises the question of the boundaries of understanding the language and developed speech in the school, drawing, among other things, on the results of international school studies (Programme for International Student Assessment, PISA, Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS). The low results of Russian high school students in international research tests related to philology, weak interest in art can be a consequence of the simplified scientific content of the concepts "language" and "speech" in the primary school. The proposed approach will allow to develop speech, thinking, intellect of students to a

greater degree. The way to correct the situation lies not so much in increasing the study of the theory of Russian language and literary criticism, which is subject to compulsory study, but rather in the rethinking of already familiar concepts, clarifying the possibilities of the material being studied at Russian language and Reading.

Ключевые слова: начальное общее образование, развитие речи, русский язык, литературное чтение, литература, язык, речь, методика преподавания.

Keywords: primary general education, speech development, Russian language, literary reading, literature, language, speech, teaching methods.

На сегодняшний день развитие речи учащихся является одной из главнейших задач обучения родному языку.

Ученый и практик методики преподавания русского языка в начальном общем образовании Т. Г. Рамзаева, подчеркивая важность исследуемой проблемы, отмечает, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (и не только по русскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительному искусству, во внеклассных мероприятиях) [1, с. 380].

Однако данные международных исследований качества школьного образования говорят о том, что довольно большое количество стран показывает гораздо более высокие результаты по грамотности чтения, чем Россия [2].

Хотя, как известно, работа по развитию речи в средней школе продолжается, но результаты оказываются прямо противоположными. Российские старшеклассники демонстрируют гораздо более худшие результаты, нежели младшие (результаты Progress in International Reading Literacy Study, Programme for International Student Assessment).

Вместе с тем, обучение родному языку и литературному чтению в начальной школе сегодня вряд ли можно назвать соответствующим мировым стандартам, кроме того, практически не проводятся научные исследования, посвященные изучению достижений зарубежной методики преподавания предметов в школе.

Подчеркивая значимость исследуемой проблемы, стоит указать и на тот факт, что двадцать восемь процентов заданий на Всероссийских проверочных работах по русскому языку -

задания на оценку развития речи младших школьников.

В этой связи актуальной становится разработка содержательного обеспечения образовательной программы курсовой подготовки учителей начального общего образования по проблеме «Теория и методика преподавания учебных предметов (начальное общее образование)». В данной статье мы описываем подходы к подготовке в системе дополнительного профессионального образования учителей начального общего образования к эффективной реализации содержательной линии «Развитие речи», которая входит в содержание учебного предмета «Русский язык». В решении данного вопроса считаем наиболее рациональным использование модульной системы повышения квалификации. Ниже приведем аргументацию нашей идеи.

Одним из самых распространенных направлений развития системы повышения квалификации педагогов является организация учебной деятельности по модульному принципу. Такой подход позволяет учитывать многоуровневость дополнительного образования, направления дальнейшего совершенствования педагогов. Модульность характеризуется такими критериями, как мобильность и гибкость. Введение модульного подхода основано на анализе итогов всероссийской проверочной работы по русскому языку, направлений модернизации школы и учете потребностей учителей начального общего образования. Формами организации модульных курсов могут являться: а) различные виды лекций, в частности, проблемные, дискуссионные; б) практические занятия, на которых организуется самостоятельная работа слушателей с использованием кейсов, типовых задач, направленных на формирование универсальных учебных действий, электронных образовательных ресурсов, электронных форм учебников. Описываемый модульный подход в обучении учителей начального общего образования позволяет организовывать обучение слушателей с использованием деятельностного подхода, достаточно полно удовлетворяет их потребности в организации учебной деятельности обучающихся, оставляет возможности для совершенствования методической компетентности учителей в области развития речи младших школьников.

ЧИППКРО

Продолжая разговор о совершенствовании представлений у учителей начального общего образования о методике развития речи в условиях дополнительного профессионального образования, отметим концептуально важные теоретические моменты. Как показали наши исследования, сегодня существует необходимость обогащения знаний учителей в области филологии. В частности, очень актуальной проблемой является объективное научное понимание текста, речи учителями и учащимися с современных научных позиций. Соответственно, остается важной задачей эффективное обучение учителей, направленное на освоение ими методики преподавания русского языка.

Наша цель заключается в подборе актуального учебного материала по теме «Предметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования» (предметная область «Русский язык и литературное чтение»), направленного на повышение методического уровня учителей в области содержательной линии учебного предмета «Русский язык» - развитие речи.

Многие планируемые результаты по литературному чтению отражают именно лингвистические знания, а не только аналитические способности, умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения и оценке действий персонажей. То есть собственно филологическая, лингвистическая подготовка школьников на традиционных для российской школы уроках литературного чтения, русского языка остается поверхностной. Литературное чтение и литература гораздо ближе к родному языку, развитию речи, нежели это традиционно преподносится в последние десятилетия. Грамотный подход к выбору теоретического материала, точнее концептуальное его освещение должно принести огромную пользу учащимся для развития речи. Научные работы языковедов и литературоведов по языку создаются на основе изучения текстов художественных произведений. Г. Н. Поспелов отмечает, что литературоведение очень многое может дать лингвистике для понимания содержательных особенностей художественной литературы, объясняющих свойственные ей особенности языка. Но, со своей стороны, литературоведение в изучении формы художественных произведений не может обойтись без знаний особен-

ностей и истории тех языков, на которых эти произведения написаны. Здесь ему на помощь приходит лингвистика [3]. Следует учитывать тот факт, что литература у каждого народа появилась только тогда, когда появилась письменность. То есть литература отражала навыки речи, является воплощением развитой речи. Литература, созданная в разное, время имеет свои языковые и речевые особенности (изменение лексического состава и грамматического строя). Здесь необходимы лингвистические знания. Доказательством тесной связи художественной литературы с языком (лингвистикой) служит и существование такой науки, как текстология.

Сегодня уроки литературного чтения представляют собой в основном лишь идейное осмысление произведения, разбор сюжета, оценку поведения героев. В российских школах, в отличие от европейских (Франция, Великобритания, Германия), практически не объясняется суть мастерства писателя в конструировании художественной речи, поверхностно подходят к объяснению, что такое произведение искусства (книга). А ведь это мастерство заключается в умении владеть языком, речью. Вероятно, оттого и сложилось у части населения пренебрежительное отношение к литературе, как к пустому, второстепенному предмету: литература -это не трудно, не обязательно, не нужно для реальной жизни. Некоторым школьникам, как и взрослым, просто неинтересно читать или непонятно для чего нужно читать, тем более если можно посмотреть телевизор. Некоторые люди просто не представляют художественной ценности и возможностей такого произведения искусства, как книга. И по-своему правы. Опыт знакомства со школьной методикой изучения художественного произведения позволяет выпускнику сделать вывод, что о том же самом можно прочитать в учебнике истории или посмотреть фильм. Так гораздо быстрее и проще получить информацию о том или ином событии. Полезным является познакомиться с особенностями образовательной практики по филологии в зарубежных школах, где нередко главным является не столько знать о чем конкретное художественное произведение из учебника, но необходимо достаточно хорошо разбираться, как оно устроено, как создается произведение, с тем чтобы и самому научиться

создавать художественное литературное произведение, то есть становится важным и понимание того, что такое художественное произведение как произведение искусства. И, конечно, эта ориентация не может не работать на развитие речи.

Мы рассматриваем художественное произведение как эталон, образец владения речью, что, пожалуй, очевидно и не нуждается в дополнительных доказательствах. Кстати, не стоит забывать, что реформатором русского языка считается не кто иной, как поэт А. С. Пушкин, а не какой-либо ученый-лингвист. И об особенностях современного русского языка ученые судили по художественным произведениям А. С. Пушкина, что служит доказательством того, что художественное произведение - эталон, образец развитой речи.

Действительно, чтобы создать художественное произведение нужно уметь пользоваться языком, средствами выразительности, знать, из чего состоит текст. Автору нужно выразить свое отношение к какой-либо проблеме. Сегодня же как в начальной школе, так и в старших классах в российских школах работу с художественным произведением зачастую сводят к разбору сюжета и проблемной ситуации для постижения идеи произведения. Элементарные филологические знания, получаемые как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения, не имеют нужной системы для формирования качественной развитой речи, зачастую лишены необходимого теоретического обоснования, воспринимаются как схоластическая премудрость. Даже сами понятия в русском языке и литературе сами по себе требуют перевода с греческого или латинского языка (разделы русского языка, тропы). Нужно усиленно заниматься обогащением словарного запаса, грамматического строя обучающихся, работать с культурой речи (нормы языка). Все это отражает тесные связи русского языка и литературного чтения.

На курсах повышения квалификации по программе «Теория и методика преподавания учебных предметов (начальное общее образование)» в рамках практической работы по теме «Предметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования» (предметная область «Русский язык и литературное чтение», учебные предметы

«Русский язык» и «Литературное чтение»): а) дается практико-ориентированный анализ современных учебников, б) освещаются проблемные методические вопросы по учебному предмету.

Согласно системно-деятельностному подходу, который направлен на организацию учебной деятельности слушателей, в частности, на организацию самостоятельной работы, используются кейсы практических заданий. Кейсы практических заданий для организации учебной работы слушателей содержат вопросы по теории русского языка, задания на сравнение современных учебников по русскому языку и литературному чтению для начальной школы, сравнение и изучение отечественной и зарубежной методики преподавания. Приведем несколько примеров кейсов, содержащих современную актуальную, становящуюся базовой информацию, касающуюся проблемы развития речи младших школьников.

Образовательный кейс: «Международные исследования качества речи». Тип кейса: учебный, объяснительный, структурированный мини-кейс. Формы и методы работы со слушателями: групповая работа в соответствии с предложенными заданиями.

Введение: при всей, казалось бы, ясности, что такое развитие речи в российской школе результаты международных исследований показывают, что в целом качество современного российского школьного филологического образования не очень высокое. И это не связано с отбором определенных писателей и их произведений для школьных учебников. Учащимся нужно демонстрировать языковые и интеллектуальные умения, касающиеся, прежде всего, понимания текста, конструирования речи. На основе сравнительного анализа предложенных международных тестов определите новые тенденции в преподавании русского языка и литературного чтения. Основная часть (задания для групповой работы): характеристика тестов приводится в следующих информационных материалах:

1. PIRLS: [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/PIRLS (дата обращения: 15.05.2017).

2. Восток дело умное. Международный рейтинг школьного образования возглавили азиаты: [Электронный ресурс]. - URL: https://

ЧИППКРО

lenta.ru/articles/2013/12/07/pisa/ (дата обращения: 15.05.2017).

3. Пинская М. А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. - 2009. - № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/ artide/n/analiz-uchebnyh-posobiy-dlya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 15.05.2017).

Проанализируйте вышеприведенные материалы и ответьте на вопросы (письменно):

1. Какие читательские умения проверяет тест PIRLS? Какова форма предъявления заданий в тесте PIRLS?

2. Какие задания теста PIRLS оказались для детей наиболее сложными?

Заключение: проанализируйте учебники «Русский язык» и «Литературное чтение» («Школа России») и учебники «Русский язык» и «Литературное чтение» («Перспективная начальная школа») В чем заключается их преимущества?

По результатам работы с материалами предложенного кейса можно организовать обсуждение учебно-методических комплексов относительно проблемы развития речи. По данным сайта Schoolguide.ru большинство школьников занимается по следующим учебно-методическим комплексам: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Перспективная начальная школа» [4]. Однако, несмотря на все многообразие существующих сегодня учебно-методических комплексов, как показывает практика, учителя слабо представляют их методические особенности.

Приступим к их краткой характеристике. Учебно-методический комплекс «Школа России» базируется на следующих основных задачах: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, развитие коммуникативных умений, развитие нравственных и эстетических чувств, развитие способностей к творческой деятельности. Кроме того, в концепции выделено несколько практических задач, направленных на развитие речи. Авторы учебника -В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Им удалось подобрать действенный подход к методике обучения речи. При этом необходимо отметить, что авторами учебников «Школа России» по-

ставлены следующие задачи: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения, формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе, формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь. Изучение русского языка в «Школе России» начинается с обучения грамоте, что, в свою очередь, направлено на решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и после-букварного (заключительного). Изучение обучающимися орфографии, пунктуации, развитие устной и письменной речи согласно концепции авторов служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Учебники построены с учетом выделения в программе раздела «Виды речевой деятельности». Это обеспечивает:

- ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

- формирование основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи;

- адекватное восприятие звучащей и письменной речи, развитие способности анализировать свою и чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.

Обратимся к примерной основной образовательной программе начального общего образования. При освоении содержательной линии «Развитие речи» выпускник научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на

уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. На деле же теоретических знаний для этого у обучающихся недостаточно. При изучении теории, как правило, не рассматриваются «слабые» и «сильные» варианты языковых единиц, не приводятся примеры ошибок, обмолвок современной устно-бытовой (письменной) речи, не указывается на частотные ошибки в крестьянской и городской низовой речи.

Выпускник получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку, подробно или выборочно пересказывать текст, пересказывать текст от другого лица, составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи, описание, повествование, рассуждение, анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски, корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи, анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом, оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов), соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, интернет и другие виды и способы связи).

В рабочей программе В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого (система учебников «Школа России») значимое место отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание».

Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создает действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учетом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений,

связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

На сегодняшний день развитие речи в начальной школе реализуется в целом ряде систем и моделей. Существуют вариативные авторские программы и учебники по русскому языку и литературному чтению. Многие из используемых сегодня в школах учебников демонстрируют современные методические подходы к организации образовательной деятельности. К примеру, коммуникативно-ориентированный курс русского языка Л. Я. Желтовской (учебно-методический комплекс «Планета знаний»). Одна из его особенностей в том, что этот коммуникативно-ориентированный курс отличается непрерывностью изучения русского языка с первого по одиннадцатый класс. О пользе создания такого курса ученые писали уже давно [5]. Основная задача курса - формирование и совершенствование умений свободно пользоваться родным языком в различных формах, видах, жанрах речи.

Некоторые вопросы и проблемы при подготовке учителя к организации образовательного процесса, в частности, при выстраивании работы по развитию речи в очередной раз вызывает само многообразие учебников.

В целом, ставшие традиционными представления о языке, речи, культуре, искусстве во всех существующих сегодня школьных учебниках представляются узкими, хотя в научном мире уже давно взят курс на интеграцию, так как это эффективный подход к изучению окружающей действительности. Если ограничивать понимание языка и речи в школе существующим сегодня уровнем, то тогда можно посчитать ненужными в практическом плане предметы «Литературное чтение» и «Литература». Что является целью изучения на литературном чтении? Конечно, не только знание сюжетов. Для этой цели лучше подходит предмет «История», художественная форма произведений только усложняет понимание излагаемых событий. Содержание предмета «Литературное чтение» не ограничивается и запоминанием выдающихся писателей, тропов. Поэтому логично для развития речи, интеллекта в школе осваивать более широкое понимание (художественного) текста.

Возможно более широкое понимание текста, языка, речи, которое позволит учащемуся лучше анализировать, классифицировать и обоб-

ЧИППКРО

щать все явления окружающей его действительности. Основным материалом для развития речи по-прежнему являются художественные тексты. Ю. М. Лотман: «У литературы есть свой язык, не совпадающий с ее естественным языком, а надстраивающийся над ним» [6]. Согласно утверждению этого выдающегося литературоведа, философа, в художественном тексте происходит семантизация внесемантиче-ских (синтаксических) элементов естественного языка. Вместо четкой разграниченности семантических элементов происходит сложное переплетение: синтагматическое на одном уровне иерархии художественного текста оказывается семантическим на другом. Если язык и речь устроены так незамысловато и просто, как это объясняется в школе сейчас, то почему же не появляются с такой легкостью в нашей стране новые писатели и поэты, равные Блоку, Маяковскому, Достоевскому, Тургеневу, если для достижения развитой речи достаточно освоить школьный курс русского языка на отлично? Современный российский обыватель не в полной мере понимает, как пользоваться русским языком и речью, их богатством, не знает, как пишутся рассказы, повести, романы, песни, хотя это явления культуры, практически ежедневно сопровождающие жизнь современного человека [7]. Современный школьник не может адекватно понять произведения искусства вокруг себя, имеющие связь с филологией и не только.

Если изучать русский язык в школе на достаточном уровне, то логично предположить полученное умение написать художественное произведение. Если нет, тогда зачем столько лет изучать огромное количество художественных произведений, знакомиться с существованием художественного стиля в русском языке, но не уметь писать художественные произведения и не использовать художественный стиль?

Однако еще раз подчеркнем, что в предлагаемом нами подходе - главное - не формальное увеличение объема изучаемых теоретических понятий и даже не развитие писательского таланта у учащихся, а более широкий взгляд на природу и языковые возможности художественного текста. Искусство благодаря свойствам художественного языка служит компактным способом хранения и передачи информации.

Известно, что возможны разные прочтения одного и того же художественного текста. Как это происходит, если он написан общими для всех словами и предложениями русского языка? Художественный текст способен давать разную информацию разным людям или ту, к которой человек подготовлен. Каким образом? За счет чего?

Природа искусства - должна рассматриваться как коммуникационная система. Речь идет о художественной коммуникации. Но можно ли сказать, что в начальной школе представлены нехудожественные тексты [8]? Конечно, нет. Поэтому проблема освоения художественной коммуникации решается уже в начальной школе, и это не противоречит требованиям примерной основной образовательной программы начального общего образования. Ниже приведем пример еще одного образовательного кейса «Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение».

Тип кейса: учебный, объяснительный, структурированный мини-кейс. Формы и методы работы со слушателями: групповая работа в соответствии с предложенными заданиями. Введение: системообразующим компонентом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

В метапредметных результатах выделяются, в свою очередь, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Составьте таблицу, отражающую взаимосвязь этапов урока, формируемых универсальных учебных действий, методов, приемов, средств обучения, форм организации деятельности учащихся. Основная часть (задания для групповой работы): рассмотрите таблицу, заполните недостающие колонки.

Заключение: изучите материалы О. Б. Логиновой по разработке заданий. Литература: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. -М. : Просвещение, 2009. - 215 с.

Таблица 1

Этапы урока Формируемые универсальные учебные действия Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Реализация построенного проекта

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности на уроке

По результатам работы с материалами предложенного кейса можно рассмотреть вопрос, что подразумевает под собой развитие речи в школе, в том числе в начальной. Вопрос, с одной стороны, простой и ясный, с другой, сложный и философский. Но, если посмотреть объективно, речь, как и язык, - явление непростое, и, как и язык, неизученное до конца. Что значит хорошая речь? Речь, отвечающая известным формальным критериям точности, логичности и так далее? Или развитой считается речь, которая включает индивидуальные особенности, творческий компонент, предполагает индивидуальный стиль? Не будем углубляться в такие частные примеры, как, например, существование авторских знаков. Но все же для чего-то они существуют, хотя ставятся не по правилам. Разве не будет показателем развитой речи умение в определенных ситуациях употребить просторечие, диалектизм? В некоторых жизненных ситуациях это просто необходимо.

Стоит отметить важность диалога как средства развития речи. Беседа учителя с учащимся - искусственный школьный вариант диалога. Но такой диалог необходим, хотя и имеет отличия от естественного диалога, в котором много неполных предложений, часто употребляются восклицания, междометия и так далее. Диалогу учащийся учится еще в дошкольном периоде. Большой вклад в обучение монологу вносит школа. Трудность обучения монологу заключается в том, что в отличие от монолога учащиеся не видят особого интереса и смысла в таком

виде речевой деятельности, поэтому возникает необходимость создания «интересных» условий для использования монолога (выпуск газеты, дневник наблюдений, выступление по школьному радио).

С учетом развития компьютерных технологий создание газеты как бумажной, так и электронной, создание онлайн-радио - дело нетрудное, не требующее, как правило, дополнительных финансовых затрат.

На наш взгляд, описанное содержательное обеспечение процесса повышения квалификации учителей начального общего образования в области развития речи является необходимым минимумом, отражающим современные представления о языке и речи, предназначенным для использования в организациях дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), а также для самообразования учителей начального общего образования.

Библиографический список:

1. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1979. - 431 с.

2. Восток дело умное. Международный рейтинг школьного образования возглавили азиаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// lenta.ru/articles/2013/12/07/pisa/ (дата обращения: 15.05.2017).

ЧИППКРО

3. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение / Г. Н. Поспелов Г. Н. - М. : Высш. шк., 1988. - 528 с.

4. Школьный гид [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://schoolguide.ru/index.php/ polls.html (дата обращения: 15.05.2017).

5. Купалова А. Ю. Совершенствование или перестройка? (О курсе русского языка в школе) / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе. -1988. - № 4. - С. 46.

6. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лот-ман. - СПб. : Искусство - СПБ, 2005. - 752 с.

7. Нечепуренко Д. В. К проблеме характерологии В. О. Пелевина / Д. В. Нечепуренко // Челябинский гуманитарий. - 2010. - Т. 3. -№ 12. - С. 53-57.

8. В родном краю. Литературное чтение [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Н. Е. Скрипова, Л. А. Емельянова, С. Г. Талапова ; под ред. И. М. Никитиной // elibrary.ru : сайт НЭБ РИНЦ. - Челябинск, 2016. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27814536 (дата обращения: 02.03.2017).

References:

1. Ramzaeva T. G. Methods of teaching Russian language in primary school: studies: a manual for the students of the pedagogical institutes "Pedagogy and methodology of early learning" [Me-todika obuchenija russkomu jazyku v nachal'nyh

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

klassah: ucheb. posobie dlja studentov "Pedagogi-ka i metodika nach. Obuchenija"], 1979. 431 p.

2. The East is smart. International ranking of school education is headed by the Asians [Vostok delo umnoe. Mezhdunarodnyj rejting shkol'nogo obrazovanija vozglavili aziaty] [Web resource]. Access mode: https://lenta.ru/articles/2013/12/07/ pisa/ (accessed date: 05/15/2017).

3. Pospelov G. N. Introduction to literary criticism [Vvedenie v literaturovedenie], 1988. 528 p.

4. School guide [Shkol'nyj gid] [Web resource]. Access mode: https://schoolguide.ru/index.php/ polls.html (accessed date: 04/17/2017).

5. Kupalova A. Y. Improving or restructuring? (The course of Russian language in school) [So-vershenstvovanie ili perestrojka? (O kurse russko-go jazyka v shkole)], 1988, No. 4. 46 p.

6. Lotman Y. M. About art [Ob iskusstve], 2005.752 p.

7. Nechepurenko D. V. The problem of characterization of V. O. Pelevin [K probleme ha-rakterologii V. O. Pelevina], 2010, Vol. 3, No. 12, pp. 53-57.

8. In the native land. Literary reading [Web resource]: educational-methodical manual [V rodnom kraju. Literaturnoe chtenie]. Authors: N. E. Skripova, L. A. Emelyanova, S. G. Talapova; ed. by I. M. Nikitina, elibrary.ru: site of NEB RINC, Chelyabinsk, 2016. Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=27814536 (accessed date: 03/02/2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.