Научная статья на тему 'Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики'

Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1292
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТР ПЕДАГОГИКИ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитченков Алексей Юрьевич

Русский фольклор и методика его литературного чтения в начальной школе один из важных аспектов профессиональной подготовки магистров педагогики по программе "Начальное образование". Выработка у магистрантов профессиональных компетенций, направленных на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области устно-поэтических текстов, позволит учителю находить наиболее целесообразные пути организации литературного чтения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 1 (20). С. 59-70

Русский фольклор в системе подготовки

МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИКИ А. Ю. Никитченков

Русский фольклор и методика его литературного чтения в начальной школе — один из важных аспектов профессиональной подготовки магистров педагогики по программе «Начальное образование». Выработка у магистрантов профессиональных компетенций, направленных на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области устно-поэтических текстов, позволит учителю находить наиболее целесообразные пути организации литературного чтения в начальной школе.

Одно из направлений профессиональной подготовки педагогических кадров в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) — магистр педагогики. «Начальное образование» — первая программа по подготовке магистрантов, открытая на педагогическом факультете ПСТГУ. Она направлена на расширение и углубление знаний студентов, повышение их общепрофессиональной и специальной компетентности в области начального образования.

Русский фольклор как феномен традиционной народной культуры и современной детской субкультуры, как учебный материал для литературного образования учителя начальных классов и младшего школьника становится одним из предметов исследования магистранта. Требования такой многоплановой компетентности и профессионализма будущего учителя начальных классов в области русского фольклора обусловлены насущными запросами современной начальной школы. Действительно, расширение жанрового и тематического состава произведений устного народного творчества в современных учебниках по литературному чтению и многообразие методических подходов к изучению словесного искусства в начальной школе делают проблему преподавания фольклора одной из сложных и приоритетных задач методики литературного чтения. Значителен процесс фольклоризации литературы для детей: «...все жанры детской литературы испытали и испытывают на себе влияние фольклора»1. Важное социальное культурное значение имеет стихия современного детского мифотвор-

1 Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. М., 2001. С. 36.

59

чества2 и школьный фольклор3. Особенно компетентность в области фольклора требуется от современного учителя, работающего с комплектами по литературному чтению, решенными в рамках систем развивающего обучения и инновационных подходов к литературному образованию и развитию младших школьников (авторы: Г. Н. Кудина, В. А. Лазарева, З. Н. Новлянская, Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко, Т. С. Троицкая и многие другие), а также в начальных школах с этнокультурным компонентом.

Вместе с тем, экспериментальные данные говорят о том, что около 75% работающих учителей ошибочно считают фольклор литературой, только 14% опрошенных нами учителей дают верные определения фольклора как особого типа словесного искусства. Нередко учителя имеют довольно бедное представление о жанровом составе русского фольклора. Обычно оно соответствует набору устнопоэтических жанров, который имеется в традиционных учебниках по литературному чтению (сказки, часто без жанровой дифференциации, отдельные малые фольклорные жанры, песни без уточнения жанра), 15% учителей ошибочно относят к фольклору такие литературные жанры, как басни, притчи, жития. Недостаточные знания по теории фольклора не позволяют учителям критически осмыслить серьезные филологические и методические недочеты, которые могут иметь место в существующих учебниках по литературному чтению для начальной школы, не дают им чувства уверенности в работе по учебным программам, решенным в рамках систем развивающего обучения.

Применительно к изучению русского фольклора от магистранта требуется не только наличие некоторых общих знаний об устном народном творчестве, его бытовании и художественной специфике. Магистр должен быть подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности в области фольклора, требующей углубленных фундаментальных и профессиональных знаний, поэтому изучение фольклора становится важным компонентом литературного и методического образования будущего специалиста, который сам должен уметь читать и анализировать произведения устного народного творчества и учить этому своих учеников, уметь ориентироваться в справочной, учебной и научной литературе о фольклоре и методике его преподавания в начальной школе, владеть разными методическими подходами к организации уроков чтения устно-поэтических произведений различных жанров, владеть элементами самостоятельной научно-исследовательской работы в области фольклористики и методики преподавания произведений устного народного творчества в современной начальной школе.

Все это свидетельствует о том, что подготовка магистров педагогики по программе «Начальное образование» должна носить характер системы. Система изучения русского фольклора студентами факультета начальных классов рассматривается нами прежде всего как подсистема высшего литературного образования будущего учителя, которая, в свою очередь, предполагает, с одной сто-

2 Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995. С. 11—13.

3 Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998.

роны, «овладение студентом теорией литературы как инструментом прочтения литературного произведения, с другой — формирование у него умения переводить собственную читательскую деятельность в методический план и использовать читательские умения в профессиональных целях»4. Определяющее значение имеет процесс взаимодействия системы изучения русского фольклора в вузе с системой его изучения в начальной школе, при этом учитывается, что русский фольклор сам является определенной художественной системой. Структуру любой системы характеризуют не только ее компоненты, но и связи между ними: только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решить проблемы улучшения его функционирования.

«В педагогической системе существует, как минимум, парная взаимообусловленная связь. Разрушение какой-либо пары связей между компонентами. отрицательно сказывается на всей педагогической системе»5. Система изучения русского фольклора и должна, на наш взгляд, предполагать наличие таких связей (линий, увязывающих компоненты системы): формирование читательской деятельности будущего учителя в области фольклора — формирование читательской деятельности учащихся в той же области; знание отдельных аспектов теории фольклора — опыт чтения произведений устно-поэтического творчества; отбор произведений русского фольклора для чтения в начальной школе — психологические основы восприятия произведений устного народного творчества младшими школьниками — современное детское мифотворчество; русский фольклор как синкретическое явление — мифопоэтическая модель мира; художественная система русского фольклора — приемы анализа устно-поэтических произведений; специфика бытования русского фольклора как теоретическая — и как методическая проблема; история русской фольклористики — современный системный подход к изучению устно-поэтического творчества — способы осмысления фольклорного искусства в вузе и в школе; традиционный русский фольклор — современный фольклор (постфольклор) и др.

Множественность описаний системы обеспечивает ее адекватное познание, каждое из описаний прорисовывает определенный аспект системы во взаимосвязи с другими компонентами. В связи с этим, например, теория фольклора должна изучаться студентами в принципиальной взаимосвязи с совершенствованием их собственной читательской деятельности в области русского фольклора и освоением методики его преподавания. Или, например, знание о мифопоэтической модели мира позволит учителю верно находить и интерпретировать смыслы устно-поэтических произведений, но при этом важно учитывать, что на фольклор в процессе его исторического развития огромное влияние оказал не только миф, но и христианство, поэтому учитель должен иметь представление и о соотношении фольклора и православной культуры, а также о методических особенностях чтения устно-поэтических произведений, отображающих элементы христианской культуры. Остановимся еще на одном примере: фольклор и литература могут быть соотнесены не только с точки зрения синхронии и рассмот-

4 Сосновская О. В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов. М., 2004. С. 140.

5 Сергеева В. П. Управление образовательными процессами. М., 2001. С. 18.

рены как два типа словесной культуры, но и в диахроническом аспекте — как два этапа, две стадии, одна из которых (фольклор) предшествовала другой (литература) в историческом развитии культуры. Нередко этот эволюционный аспект — от фольклора к литературе — воплощается в структуре и содержании учебно-методических комплектов по литературному чтению для начальной школы. В одних случаях такая последовательность может носить относительно формальный характер, например, в ряде традиционных учебников учебный год начинается с раздела «Устное народное творчество», но взаимосвязь фольклора и литературы учащимися практически не прослеживается, в иных случаях она влечет за собой интересные методические решения. Например, на материале фольклора ученики уясняют законы художественной формы произведений словесного искусства (Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская) или наблюдают за реализацией фольклорномифологических мотивов в литературных текстах (Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Та-марченко).

Ознакомление с теорией фольклора и методикой его преподавания в начальной школе является частью филологической и методической подготовки будущих магистров педагогики. Данная задача должна решаться прежде всего в системе дисциплин профессиональной подготовки студентов, предполагаемых Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Формы организации учебной деятельности студентов могут быть различными и должны помочь им выступить в роли читателя, критика, исследователя, методиста, учителя-практика, консультанта, диагностика. Прежде всего это аудиторные (лекционные, практические, лабораторные) занятия и самостоятельная работа студентов в рамках дисциплин «Литературное развитие младших школьников» (СДМ.02), «Практикум по учебникам русского языка и литературного чтения для начальной школы» (СДМ.03), «История и актуальные проблемы методики преподавания русского языка в начальной школе» (СДМ.В.01), «Детская литература и православная культура» (СДМ.В. 03). Но в наибольшей степени сформировать осознанную готовность к профессиональной деятельности в данной области позволяет дисциплина «Русское устное народное поэтическое творчество» (ДН.В.02).

Специальная дисциплина «Литературное развитие младших школьников» (СДМ.02) рассчитана на подготовку магистрантов к системному литературному развитию младших школьников. Ее главная задача заключаются в том, чтобы показать основные направления современного литературного образования и развития младших школьников, в которых работе над фольклорным материалом отводится значительная роль. Магистрант уточняет свои представления о читательской деятельности и функции взрослого в процессе литературного развития детей младшего школьного возраста. Раскрывается специфика литературы и фольклора как двух типов словесного искусства и их место в литературном развитии учащихся, демонстрируется роль литературоведческих знаний и детского словесного творчества в системе литературного развития учащихся. На материале отдельных фольклорных и литературных текстов студенты выявляют закономерности построения художественного произведения как целостного явления, знакомятся с принципами анализа художественного текста. Способы анализа

фольклорного текста внедряются в личностный читательский и методический опыт магистрантов. Уделяется внимание и критериям отбора художественных произведений (фольклорных и литературных) для детского чтения, литературного образования и развития детей младшего школьного возраста.

В теоретическом плане из области фольклора и мифологии в дисциплине затрагиваются следующие вопросы: специфика восприятия младшим школьником произведений литературы и фольклора; миф — фольклор — литература; архетип; трансформация мифологических архетипов в фольклоре и литературе; мифы как учебный материал для литературного образования и развития в начальной школе: отбор текстового материала и приемы учебной работы. Примерами отдельных фольклорных и литературных текстов иллюстрируются такие проблемы, как содержание и форма художественной литературы, образность как форма выражения содержания, условность и связь с жизнью, системное строение художественного произведения и его анализ в начальной школе. Произведения малых фольклорных жанров рассматриваются как универсальный учебный материал для начального литературного образования и развития, единство художественной формы и содержания, элементарные приемы ритмической организации текста в начальной школе удобно наблюдать именно на материале малых фольклорных жанров (К. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, Л. Е. Стрельцова, Т. С. Троицкая). Для уточнения структуры образного мира и языка художественного произведения, наблюдения над его композиционным строением в системе литературного образования как будущего учителя, так и младшего школьника уместно использовать сказочные фольклорные жанры и былины. Таким образом, практические занятия предполагают формирование у магистрантов умения анализировать отдельные эпические и лирические произведения народного устно-поэтического творчества. Читательский опыт студента переключается в методический план, студент размышляет над тем, как на материале тех же фольклорных текстов, которые попадают в поле его читательской деятельности, можно осуществлять литературное развитие учащихся на уроках чтения и во внеурочное время, организовывать читательский диалог в классе на уроке при обсуждении произведения устного народного творчества с младшими школьниками, руководить творческой работой учащихся; формировать круг детского чтения, ориентируясь на книжные издания фольклорных текстов.

«Практикум по учебникам русского языка и литературного чтения для начальной школы» (СД.М.03) предполагает ознакомление магистрантов с многообразием конкретных подходов в обучении младших школьников родному языку и литературному чтению на материале авторских учебных комплектов для начальной школы, а также в овладении студентами технологии преподавания русского языка и литературного чтения по данным комплектам.

По литературному чтению студенты рассматривают последние варианты учебных комплектов В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой, О. В. Кубасовой, Н. А. Чураковой, Г. Н. Кудиной, З. Н. Новлянской, В. А. Лазаревой и др. В частности, обращается внимание на логичность и последовательность представления литературно-художественных и фольклорных текстов, введения терминологии, рабочих вопросов, заданий к фольклорным текстам,

иллюстративный материал. Подробно анализируются отдельные страницы раздела «Устное народное творчество» с целью совершенствования его методического аппарата. Составляются странички идеального учебника по литературному чтению (выбор художественного материала — фольклорного и литературного — по замыслу студентов). В результате выполнения подобной учебной работы расширяются представления магистрантов о многообразии конкретных авторских подходов в области литературного чтения устно-поэтических текстов. Студенты овладевают знаниями, умениями и навыками, необходимыми для организации успешного литературного образования и развития младших школьников по конкретным авторским методикам, развивается их собственное методическое творчество, выработаются начальные умения и навыки самообразования и научнокритической деятельности в области методики обучения литературному чтению.

Не остается без внимания тот факт, что произведения устного народного творчества встречаются не только в учебниках по литературному чтению, но и на страницах букварей и азбук, учебно-методических комплектов по русскому языку. Это, как правило, малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), сказки. Особенно богаты фольклорным материалом современные уроки обучения грамоте, где устно-поэтические тексты используются для развития связной речи учащихся, тренировки артикуляционного аппарата, выделения слов для слого-звукового и фонетико-графического анализа. Обращается внимание на то, что в использовании фольклора на уроках русского языка и обучения грамоте есть своя специфика: устно-поэтические тексты выступают в роли дидактического, а не литературно-художественного материала, как это происходит на уроках литературного чтения. В качестве практического задания студенты подбирают фольклорные тексты к отдельным урокам русского языка и обучения грамоте, их выбор тщательно обосновывается с точки зрения эффективности использования предложенного учебного материала для решения задач данного урока.

Описанные выше дисциплины являются минимально необходимыми для профессиональной подготовки магистров педагогики по программе «Начальное образование». Дальнейшему совершенствованию специалиста по начальному образованию способствует дисциплина по выбору «Русское устное народное поэтическое творчество» (ДНМ.В.02). Цель дисциплины — помочь студентам более глубоко осмыслить специфику фольклора (и вместе с тем, в силу особенностей специальности, познакомить их с наиболее проблемными сторонами изучения устного народного творчества в начальной школе), дать необходимую теоретическую и методическую базу для проведения самостоятельной исследовательской работы в данной области. Его задачи заключаются в изложении основных теоретических проблем фольклористики, причем из круга теоретических проблем рассматриваются преимущественно те, которые имеют непосредственный выход на методику начального образования; в формировании у студента системных представлений о специфике бытования устного народного творчества, о генезисе, семантике и структуре отдельных фольклорных жанров, выразительных возможностях фольклорного слова; в освещении важнейших методических вопросов, в том числе и инновационных, демонстрирующих полиморфизм подходов

к работе с произведениями устного народного творчества в начальных классах. Отдельные вопросы дисциплины уже рассматривались в двух описанных выше курсах, но здесь профессиональные компетенции магистрантов совершенствуются, знания, умения и навыки уточняются и расширяются.

Таким образом, магистранты, изучившие дисциплину, должны: 1) знать: жанровый состав русского фольклора, структуру, генетические и функциональные особенности отдельных жанров устного народного творчества, иметь представления о специфике бытования и исторического развития русского народного поэтического творчества, о современных средствах изучения произведений устно-поэтического творчества и их использовании в традиционных и альтернативных программах по литературному чтению в начальной школе; 2) уметь: определить предмет, цели и задачи фольклористики; ориентироваться в справочной, учебной и научной литературе о фольклоре и методике его изучения в начальной школе; 3) владеть навыками: комплексного анализа произведений устного народного творчества, элементами самостоятельной научно-исследовательской работы в области фольклористики и методики преподавания произведений устного народного творчества в современной начальной школе.

Содержание курса предполагает следующую этапность рассмотрения вопросов теории и практики устного народного творчества будущими учителями начальных классов.

Прежде всего, рассматривается специфика русского фольклора как теоретическая и методическая проблема по следующим вопросам: русское народное поэтическое творчество (фольклор): определение понятия; фольклор и литература; художественная система и специфика бытования фольклорного искусства (вариативность, традиционность, коллективность, анонимность, синкретич-ность); история фольклористики и современная наука о фольклоре; жанровый состав русского фольклора; язык русского фольклора; методика работы над языком устно-поэтических произведений в начальной школе; особенности восприятия устного народного творчества учениками начальных классов.

В следующем разделе «Фольклор и мифология, мифопоэтическая модель мира» могут быть рассмотрены такие темы: миф как особый тип культуры; синкретизм мифа; мифологические истоки магических представлений о мире; сотворение мира в мировой мифологии и мифопоэтическая модель мира; система бинарных оппозиций; структура мифопоэтического пространства, его устройство по горизонтали и вертикали: дом / не дом, верх / низ, небо / земля, близкое / далекое и т. д.; представления о центре мира и образ дома в мифологии и фольклоре; структура мифопоэтического времени: лето/зима, день/ночь и т. д.; человек в мифопоэтическом мире: социальные отношения (свой / чужой, мужской / женский, старший / младший, предки / потомки); этические нормы (должное / запрещенное); изучение мировой мифологии в начальной школе: ознакомление детей со структурой архаической картины мира, категориями пространства и времени, с типами мифологических персонажей и характером событий; мир крестьянского дома в программе учебного курса М. Ю. Новицкой.

Затрагивается вопрос и о христианстве в русском фольклоре, посвященный особенностям изучения произведений устного народного творчества, отобража-

ющих фрагменты православной культуры. Вниманию магистранта могут быть предложены следующие вопросы: фольклор и древнерусская литература; специфика отражения в произведениях русского фольклора христианских сюжетов, мотивов, образов; языческое и христианское в универсуме былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; русские народные представления о праведниках и грешниках, святости и грехе, богатстве и бедности по христианским легендам и духовным стихам; христианство и волшебная сказка; образ иного царства и его искатели в русской народной волшебной сказке; образ дурака, его истоки; феномен юродства на Руси; противопоставление разумного и мудрого, житейского и божественного; Русь Святая в народных пословицах, поговорках и загадках.

Целесообразно уделить внимание и русской народной обрядовой поэзии, определившей всю систему устно-поэтического творчества: обряд как разнокодовое явление, гиперсемиотичность обряда; обряды и обрядовая поэзия; календарные обряды; циклизация и состав календарной обрядовой поэзии; анализ календарного цикла на примере Святок: гадания и подблюдные песни, колядование и посевание, ряжение; антиповедение и карнавальное мироощущение; доклады студентов о русской народной календарной обрядовой поэзии: праздничные циклы, основные антропоморфные образы обрядов и обрядовой поэзии; разработка внеклассного мероприятия по ознакомлению учащихся младших классов с народной календарной обрядовой поэзией; семейно-бытовая обрядовая поэзия; родинные обряды; исторические корни и структура свадебного обряда; происхождение костюма и реквизита свадьбы; формула «свадьба-похороны»; анализ свадебных плачей, величаний, приговоров; похоронный обряд; представление о загробном мире и душе в язычестве и христианстве; структура обряда; культ предков, память как основные категории мифопоэтической этики; анализ похоронных причитаний; окказиональная обрядовая поэзия; мотив пути и образ центра мира в русских народных заговорах; методика организации внеклассной работы учащихся по собиранию и изучению русской народной обрядовой поэзии; изучение календарной и семейно-бытовой поэзии как средства постижения младшими школьниками самобытности и уникальности русской народной культуры.

Тема об эпических, лирических и драматических жанрах русского необрядового фольклора составляет основное ядро курса: многообразие жанров русского народного эпоса; русский народный мифологический рассказ: определение жанра, образ мира; народная демонология, ее истоки; мифологические рассказы и их стилизации в круге чтения младшего школьника; система сказочных жанров в русском фольклоре; сказки о животных, бытовые, волшебные; бродячие сюжеты; мотив, функции; постижение специфики вымышленного мира волшебной сказки; моделирование художественного мира народных сказок, структуры сюжета и работа над сказочными мотивами в начальной школе; методика учебной работы над выявлением сходства и различий авторской и народной сказок; детские сочинения в жанре «сказка»; русские народные былины; основные циклы, сюжеты и тематика; былина как целостное художественное явление; истолкование семантики событий и осмысление формальности былинного изображения младшими школьниками (Н. Д. Тамарченко, Л. Е. Стрельцова); трудности изу-

чения народного эпоса в начальной школе; разработка фрагмента урока по работе над языком былины; песни лирические частые и песни лирические протяжные; происхождение народной лирики; связь с обрядностью; лирический герой; особенности поэтики лирических песен: символика, параллелизм, метафора, сравнение, эпитет; толкование поэтических параллелей: калинушка — девица, заломать — замуж взять и подобных; «акцентное вычитывание» народной протяжной песни в начальной школе; исторические корни народного театра; оформление народных спектаклей; поэтика народной драмы; ярмарка и народное гулянье; ритуальный и ярмарочный смех; возможности использования народных драматических произведений в школьном театре; малые фольклорные жанры: их многообразие и специфика; проблема отбора круга фольклорных жанров для уроков литературного чтения в начальной школе: требования Госстандарта и варьирование учебного материала в учебниках и программах по литературному чтению.

Заключительная тема курса посвящена современному городскому фольклору и детскому мифотворчеству: фольклор современных субкультурных объединений (театральный, медицинский, армейский); основные жанры школьного фольклора: детская страшная история («страшилка»), садистские стишки, анекдот, пародийная поэзия школьников, девичий альбом и др.; первобытное и детское сознание; мифопоэтическое в структуре мира детской страшной истории; организация внеклассной работы по собиранию и анализу современных детских «страшилок».

Дисциплина предполагает изучение русского фольклора средствами фольклористики и смежных с ней гуманитарных дисциплин. Литературоведение позволяет раскрыть, каким образом фольклор используется в авторском творчестве. Историческое изучение фольклора позволяет обнаружить отражение национальной истории в фольклоре, рассмотреть фольклорный текст как результат исторического развития народного поэтического творчества. Выявить истоки философии в фольклоре и мифологии, дать анализ текстов с позиции современного уровня мысли позволяет изучение устного народного творчества средствами философии. Изучать фольклорные тексты как знаковые системы позволяют средства семиотики.

Весьма значимой в связи с описываемой проблемой оказывается дисциплина «История и актуальные проблемы методики преподавания русского языка в начальной школе» (СДМ.В.01). В лекционной части курса следует отметить следующие факты. Устное народное творчество входило в школьную практику обучения родному языку по мере развития внимания к нему со стороны филологической науки. Вслед за развитием в XIX в. научного и общественного внимания к фольклору устное народное творчество как учебный материал попадает в школьные учебники и хрестоматии. Борьба научных направлений в фольклористике находит свое отражение и в школьных дисциплинах. Курс истории словесности, который позволял учащимся уяснить происхождение и художественные особенности основных жанров устного народного творчества, включался только в программы средних учебных заведений. В начальные классы устное народное творчество также проникает как учебный материал, но в основном его разме-

щение подчинено задачам первоначального обучения чтению, а генетические и сравнительно-исторические вопросы, по вполне объективным возрастным и педагогическим причинам, не затрагиваются, в ряде пособий имеются отдельные приемы работы над образностью и языком произведений некоторых фольклорных жанров. В 60-70-е гг. XIX в. устное народное творчество активно и, казалось бы, прочно входит в учебные книги (Л. Н. Толстой6, К. Д. Ушинский7) для начальной школы, но уже в конце XIX — начале XX в. наблюдается неоднозначное отношение к его использованию для народного чтения и в качестве учебного материала. Многие популярные обработки сказок и былин выходят отдельными книгами, бытуют в народе в устной передаче и к моменту поступления в школу оказываются уже известными детям, что значительно снижает интерес к ним на уроке, и этот факт не устраивает сторонников традиционного хрестоматийнообъяснительного чтения (Л. И. Поливанов8). Обработанные, адаптированные и фрагментарные материалы неприемлемы для тех, кто стремится уйти от хрестоматийной системы, сделать чтение более живым и интересным для ребенка, использовать качественную (художественную) литературу (А. Я. Острогорский9, Ц. П. Балталон10). Но к использованию живого необработанного фольклорного материала начальная школа еще не была готова, хотя такие мысли уже зарождались в методической науке того времени (В. Я. Стоюнин11, А. Я. Острогорский, А. В. Оксенов12), но они еще не получили свого развития.

Приобретенные магистрантом профессиональные знания, умения и навыки в курсе «Литературное развитие младших школьников» могут быть успешно применены и усовершенствованы в дисциплине по выбору «Детская литература и православная культура» (СДМ.В.03). Предполагается уточнение и расширение представлений магистрантов о феномене детской художественной словесности (фольклор и литература), но с учетом линий взаимосвязи русской детской литературы и православной культуры.

С проблемой русского фольклора оказываются связанными следующие темы дисциплины: понятие субкультуры и специфика субкультуры детства; культурно-типологические особенности младшего школьного возраста; роль художественной словесности и православной культуры в формировании и функционировании детской субкультуры; место взрослых в детской субкультуре и их роль в приобщении детей к художественной словесности; фольклор и литература как две части детской художественной словесности; современный школьный фольклор; специфика детского фольклора, мифопоэтические истоки; детский фольклор как элемент народной педагогики и отражение представлений и верований народа; жанровая система детского фольклора; детский фольклор как основа детской литературы; соотношение христианского и языческого в

6 Толстой Л. Н. Азбука. Новая Азбука. М., 1987.

7 Ушинский К. Д. Родное слово. М., 2003.

8 Поливанов Л. И. Первая пчелка. М., 1890.

9 Острогорский А. Я. Живое слово. СПб., 1910.

10 Балталон Ц. П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. М., 1904.

11 Стоюнин В. Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведений. СПб., 1876.

12 Оксенов А. В. Народная поэзия. СПб, 1908.

русском детском фольклоре; христианские начала в русских пословицах, поговорках, загадках; чудесные заступники в колыбельной песне; сквозные образы в народном духовном стихе, христианской легенде и лубочных картинках; народный праздник, детские игры. Кроме того, в разделе, посвященном детской книге как культурно-историческому феномену и ее роли в индивидуальном развитии младшего школьника, анализируются отдельные детские книги, содержащие устно-поэтические тексты. Также осмысливается функция фольклорных текстов в периодической литературе для младших школьников.

Научно-исследовательская практика проводится на базе образовательных учреждений разного вида и типов и научно-исследовательских учреждений, которые могут рассматриваться как экспериментальные площадки для проведения исследований в области методики чтения устного народного творчества. В ходе практики студентам предоставляется возможность проведения экспериментальных исследований по заранее разработанной ими программе. При этом они должны владеть современными технологиями и методиками чтения фольклора. По итогам практики студентом предоставляется отчет с анализом всех видов его деятельности.

Тема выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации также может быть связана с методикой литературного чтения фольклора в начальной школе, в рамках которой магистрант демонстрирует свои общекультурные и профессиональные компетенции в области устного народного творчества, умение решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний, использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, анализировать результаты опытной работы в различных типах учебных заведений.

Русский фольклор как феномен традиционной народной и современной детской субкультуры, как учебный материал для литературного образования учителя начальных классов и младшего школьника становится одним из предметов исследования магистранта. Требования компетентности магистра педагогики в области русского фольклора обусловлены насущными запросами современной начальной школы. Изучение фольклора магистрантами-педагогами по программе «Начальное образование» четко вписано в систему дисциплин профессиональной подготовки. Только в этом случае студенты-магистранты становятся в наибольшей степени подготовлены к выполнению научно-исследовательской, преподавательской, коррекционно-развивающей, консультационной, культурно-просветительской, организационно-воспитательной, социально-педагогической профессиональной деятельности в области русского фольклора.

Ключевые слова: магистр педагогики, начальное образование, литературное образование учителей начальных классов, литературное чтение в начальной школе, русский фольклор.

Russian Folklore within the Education System for Masters of Pedagogy

A. Y. Nikitchenkov

Russian folklore and the methodology of its philological reading in the primary school is one of important aspects of professional training for Masters of pedagogy for primary education curriculum. Developing professional skills of Masters in both research and teaching work in the field of oral poetical art will help the teacher to find the most adequate ways for organization of reading in literature in the primary school.

Keywords: Master of Pedagogy, primary education, philological education of primary school teachers, reading literature in the primary school, Russian folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.