Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2011. Вып. 4 (23). С. 62-72
Анализ образного мира произведений устного народного творчества
В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ учителя начальных классов
А. Ю. Никитченков
Статья посвящена одному из актуальных вопросов профессиональной подготовки учителя начальных классов, поскольку в центре внимания младшего школьника как читателя оказывается именно образный мир устно-поэтического произведения. Автором изложено основное содержание филологической и методической подготовки учителя в обозначенном аспекте, уточнен понятийный аппарат, методические условия и профессиональные компетенции, необходимые будущему учителю для успешной организации литературного чтения произведений устного народного творчества и анализа их образного мира в современной начальной школе.
Система современного российского образования претерпевает основательные структурные и содержательные изменения, которые касаются, в частности, начального образования и системы профессиональной подготовки учителей начальных классов: появление образовательных стандартов нового поколения (начального общего, среднего и высшего профессионального образования), развитие непрерывного педагогического образования.
Особое значение в плане освоения личностных, метапредметных и предметных компонентов основной образовательной программы начального общего образования имеет устное народное творчество. Фольклор является не только феноменом традиционной народной культуры и современной детской субкультуры, но и выступает универсальным учебным материалом для литературного и поликультурного образования как учителя начальных классов, так и младшего школьника. Для успешной реализации задач современного образования, организации уроков литературного чтения, достижения планируемых результатов и содержания по данному учебному предмету, эффективного осуществления духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников и их внеурочного литературного развития в круг компетенций педагога должны входить представление об устном народном творчестве, его жанровом составе и специфике функционирования, навыки элементарного анализа его языка и образного мира, владение способами организации литературного чтения произведений устного народного творчества в начальной школе.
Произведения устного народного творчества, как и любые другие явления искусства, представляют собой специфическое отображение реальности, что позволяет их рассматривать «как своеобразную модель, а художественное творчество — как одну из разновидностей процесса моделирования действительности»1. Поэтому вопрос о том, каков художественный мир произведения, каким образом этот мир устроен, оказывается в центре внимания и ученого, и рядового читателя, в частности младшего школьника. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с января 2010 г., и соответствующие ему примерные программы предусматривают ознакомление младшего школьника с различными фольклорными жанрами: сказами (волшебными, бытовыми и о животных), малыми жанрами (пословицами, поговорками, загадками и др.), колыбельными песнями, легендами, былинами, предполагается умение осознанно воспринимать и оценивать их содержание и специфику, отличать фольклор от литературы2. В плане учебной работы с образным миром произведения словесного искусства планируется введение понятия «художественный образ», а в процессе анализа, обсуждения и творческой интерпретации прочитанного нужно сосредоточить внимание младшего школьника на образах героев и событий («портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою»), художественном пространстве произведения («пейзаж», «интерьер»)3. И хотя в центре внимания младшего школьника в силу его возрастных психологических особенностей и относительной читательской незрелости будет оказываться именно герой произведения, постепенное литературное образование и развитие позволит ему заметить, что герои и связанные с ними события существуют и происходят в определенном пространстве и времени, что мир произведения наполнен предметами, определяющими это пространство и нередко специфику самого героя. Учащийся будет постепенно обнаруживать, что образный мир каждого фольклорного произведения уникален, но обладает, вместе с тем, некоторыми универсальными для данного жанра свойствами. Например, в результате анализа нескольких волшебных сказок младший школьник, при очевидной уникальности каждого из прочитанных произведений, увидит, что во всех волшебных сказках встречаются волшебные предметы, волшебные герои и волшебные события, что все они существуют и происходят в особом волшебном пространстве, в котором даже время течет необычно. И если подобных новообразований в читательской деятельности младшего школьника не произойдет, можно считать, что народная волшебная сказка не стала достоянием его читательского опыта.
1 Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 46.
2 См.: Примерная основная образовательная программа начального общего образования. С. 127, 129. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/noo-prim.pdf (дата обращения: 17.06.2011) (официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С. 11. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf (дата обращения: 17.06.2011).
3 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. С. 129. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/noo-prim.pdf (дата обращения: 17.06.2011).
Для реализации таких сложных образовательных задач требуется специалист, обладающий необходимыми знаниями и умениями как в сфере фольклористики, так и в области методики. Потому формирование способов анализа образного мира произведений устного народного творчества становится существенным компонентом филологической и методической подготовки учителя начальных классов. Подобная работа должна носить системный характер и обеспечивать студентов необходимыми теоретическим знаниями и практическими навыками, возможностью развития собственного опыта чтения устного народного творчества и его экспликации в методический план. Это одно из главных методических условий, поскольку в таком случае «читательская деятельность студентов становится надежным основанием для деятельности профессиональной по организации литературного образования младших школьников»4.
Следующее методическое условие успешности учебной работы студента с образным миром произведений устного народного творчества заключается в том, что дисциплины теоретико-литературного и историко-литературного характера должны предвосхищать в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов изучение методики литературного чтения, это курсы: «Детская литература», «Теория литературы с практикой читательской деятельности» (в подготовке специалиста), «Литература с основами литературоведения» (по программе подготовки бакалавра). В процессе теоретической подготовки студенты уточняют, что понятие «мир» или «художественный мир» используется в литературоведении в двух значениях. Первое, широкое значение выступает как синоним творчества писателя, например «художественный мир Льва Толстого», или своеобразия жанра, например «художественный мир исторического романа». Второе, более узкое значение данного термина предполагает предметы, изображенные в произведении и образующие определенную систему, модель действительности, созданную по особым — художественным — законам. Поэтому образный мир произведения так или иначе соотносится с реальным миром: в него входят люди, с их внешними и внутренними (психологическими) особенностями, события, природа (живая и неживая), вещи, в нем есть время и пространство. Относительно устно-поэтического творчества этот термин также целесообразно использовать в обоих значениях: применительно и к тому или иному фольклорному жанру, и к конкретному произведению.
Одни литературоведы считают, что образный мир произведения — «сторона художественной формы, мысленно отграничиваемая от словесного строя»5 и противопоставленная его идейно-смысловой сфере (художественное содержание). Другие отмечают, что «изображаемый писателем в авторском понимании и оценке предмет переходит в содержание литературного произведения»6. Здесь студентам предоставляется свобода выбора, но важно, чтобы при работе с фольклорным материалом образный мир отделялся от текста, в этом значении как
4 Сосновская О. В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов. М., 2004. С. 112.
5 Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие. М., 2000. С. 192.
6Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С. 35.
внешней формы произведения, что позволит организовать верное движение в читательской деятельности младшего школьника: от текста — к образному миру произведения и его смысловому плану.
Особое значение в системе профессиональной подготовки студента приобретает разговор о мифологии. Квалифицированный читатель должен, прежде всего, осознавать, что миф как повествовательный текст, представляющий собой древнее сказание, возникающее на ранних этапах истории, фантастические образы которого были попыткой обобщить и объяснить различные явления окружающего мира, порождается и определяется особым типом культуры с соответствующим ему мировоззрением и свойственным ему образным синкретическим представлением о мире. Осознание специфики мифологии как типа культуры также является необходимым условием, обеспечивающим филологическую подготовку студента в области устного народного творчества. На материале отдельных произведений мировой мифологии и фольклора студент уточняет, что знаки фольклорно-мифологических текстов связывались с фактами действительности не прямо, а посредством отсылки их к определенным элементам, деталям, структурным компонентам мифопоэтической модели мира7. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, идеального и вещественного, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, объективного и субъективного, в связи с чем студенты отмечают принципиальный синкретизм мифопоэтического мира. Структура мифопоэтической модели мира задается системой противопоставлений, главное из которых — доля / недоля (жизнь / смерть). Важнейшим параметром модели мира является ее пространственно-временной компонент. Отмечается теснейшая связь, неразрывное единство пространства и времени — хронотоп. Человек в мифологическом мире существует, прежде всего, как элемент родового древа, ведущего свое начало от божественных прапредков. Синкретическое видение мира приводит к тому, что восприятие природы накладывается на восприятие человека, цикличность времени и цикличность человеческой жизни соответствуют схеме: жизнь — смерть — жизнь. Большое значение в мифопоэтической модели мира имеют социальные структуры, выражающиеся отношениями: свой / чужой, мужской / женский, старший / младший, главный / неглавный, предки / потомки.
В устном народном творчестве оппозиции могли воплощаться в ритуалах выбора между долей и недолей, жертвоприношениях, гаданиях, приметах, суевериях, снах, в конкретных образах сказок, быличек, песен, пословиц. Исходя из специфики мифопоэтической модели мира, студенты пытаются ответить на вопрос об основных параметрах анализа художественного мира произведений устного народного творчества. На практических занятиях обычно удается получить следующие результаты. Художественное пространство: обязательно выделяется принципиальное двоемирие фольклорных произведений: мир «этот» и мир «иной». Герои «этого» и «иного» мира, их свойства и поведение. Вещи и природные объекты, заполняющие художественное пространство, их статус в «этом» и «ином» мире. События, их взаимосвязь и динамика. Путь как медиатор
7 Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 161-164.
двух миров, причины отправления героя в «иной» мир и «правила» поведения в нем. Заполнение образа пути (с кем встречается герой, в какие отношения вступает), опасность пути в запредельное. Граница, разделяющая миры. Магические способы ее преодоления (волшебное слово, ритуальный предмет) реальным и мифологическим героем. Художественное время, особенности течения времени в «этом» и «ином» мире. Хронотопичнось образов пути, древа, реки, года. Смещение границы в «особые» точки времени (ночь, праздник).
Эти параметры, которые удается студентам заметить на «теоретических» дисциплинах и использовать в процессе собственного чтения и анализа образного мира устно-поэтических произведений, носят инвариантный характер. На занятиях по методике теоретические знания и собственный читательский опыт должны приобрести педагогический смысл. Они подвергаются корректировке в зависимости от жанровой принадлежности и художественных особенностей предлагаемого для литературного чтения фольклорного произведения, а обозначающие его образный мир термины адаптируются соответственно возрастным возможностям учащихся. Набор читательских компетентностей младшего школьника, необходимых для целостного восприятия и осмысления художественного мира произведения русского фольклора, зависит от специфики той или иной учебной программы. Тем не менее студенты должны попытаться выделить такие компетентности, без которых литературное чтение фольклорного произведения потеряет смысл: умение выявлять и осмысливать основные параметры (фрагменты) мира фольклорного произведения; умение соотносить элементы художественного мира фольклорных произведений друг с другом, выявлять их взаимообусловленность, воспринимать мир устно-поэтического произведения как целое; умение пользоваться в процессе работы над художественным миром фольклора доступной терминологией; готовность формулировать первичные (эмоционально-оценочные) суждения по поводу прочитанного или прослушанного фольклорного произведения, корректировать их в процессе его интерпретации; стремление понимать смысл закодированного сообщения, умение использовать свои знания о художественном мире устно-поэтических произведений в речевой творческой деятельности (составление словесного портрета героя, словесного диафильма, стилизация произведения данного жанра) и подобные.
Еще одно необходимое методическое условие организации учебной работы с образным миром устного народного творчества заключается в том, что изучение фольклора студентами должно учитывать многонациональный характер нашей Родины. Поликультурные принципы образования требуют в данном случае включения в круг чтения младшего школьника «произведений устного народного творчества разных народов России»8. Фольклор как особый тип словесной культуры был изначально ориентирован на хранение мифопоэтической информации. Поэтому учебная работа студента, которая касается мифологии и мифопоэтической модели мира, как раз и позволяет выявить универсальные явления,
8 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/noo-prim.pdf (дата обращения: 17.06.2011). С. 128.
свойственные фольклору разных народов, проследить его мифопоэтические истоки, установить межкультурные взаимосвязи. Тем не менее устно-поэтическое творчество каждого народа уникально, в его художественном мире находят отражение картины народной жизни, предметы народного быта, одежда, утварь, традиции, обряды. Особого внимание заслуживает вопрос об отражении в фольклоре индивидуальной религиозной культуры народа. Так, например, в процессе исторического развития русского фольклора на мифологический субстрат наслаивались христианские сюжеты, мотивы, образы, отражались важнейшие христианские ценности: «Субстрат, связанный с ассимиляцией христианства... всегда занимал важное место в фольклоре, как на сюжетном уровне, так и в оформлении отдельных образов и стилевых приемов. длительное время подобные взаимосвязи сознательно не замечались или отводились в разряд второстепенных»9. Христианская культура являлась центральной составляющей жизни русского крестьянина, неминуемо отражаясь в произведениях устного народного творчества в процессе исторического развития фольклорного искусства. Этнографические данные и современное состояние методики литературного чтения свидетельствуют о том, что в процесс изучения произведений русского фольклора в начальной школе может быть включена работа, направленная на восприятие и осмысление детьми сюжетов, мотивов, образов, адресующих читателя к тем или иным граням христианской культуры. Особенно это важно в плане взаимосвязи задач литературного чтения и основ духовно-нравственного развития учащихся. Педагогу следует помнить о том, что на уроке литературного чтения произведение русского фольклора должно быть представлено как многогранное явление словесного искусства: проникновение в христианские смыслы достигается прежде всего путем внимательного отношения к форме произведения. Русское устное народное поэтическое творчество включает фольклорные жанры, имеющие в своем арсенале тексты, в которых православная культура представлена отчетливо и многогранно. Однако таких жанров немного, в качестве ярких примеров могут выступать народные пословицы, поговорки, загадки. Несомненный интерес представляют тексты, которые с помощью христианских мотивов и образов отображают пласт повседневности, окружающая человека природа и культурные объекты становятся сакрально отмеченными. Загадка «Сохнет Софья:/ не пьет, не ест/ все на небо глядит» (труба) увязывает житийный сюжет и детали повседневного крестьянского быта. Тексты «На широком дворе,/ на гладком поле/ четыре попа/ под одной шляпкой стоят» (стол), «Родится — не крестится;/ Вырастет — освятится и обыменится; люди станут кланяться» (дерево и изготовление из него досок для икон), «Цветет цвет во весь вольный свет, а все к одному времени» (верба) соединяют богослужебный и вегетативный, сакральный и бытовой аспекты. Зооморфный и богослужебный коды в пословице «На каменной горке / воют волки» (колокольня), вероятно, иносказательно напоминают о погребальном звоне, волк в фольклоре часто выступает символом смерти10.
9 Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2002. С. 269.
10 Загадки русского народа: Сб. загадок, вопросов, притч и задач. М., 1995.
После анализа малых фольклорных форм можно перейти к более крупным жанрам для осмысления их образного мира и разработки варианта возможной учебной работы с младшими школьниками. Например, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»11, как и другие произведения этого жанра, отличается развернутым сюжетом, многослойными пространственно-временными характеристиками и поэтому трудна для восприятия младшим школьником. Отражение в этой былине христианства на поверхностном уровне (Илья крест «кладет по-писанному», «ведет поклоны по-ученому», князь Владимир «выходит из Божьей церкви» и т. д.) можно увидеть невооруженным глазом. При изучении былины в классе можно обратить внимание детей на эти моменты уже на этапе первичного синтеза, в процессе проверки качества первичного восприятия. Но во внутренней структуре былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике также присутствуют христианские составляющие. Они могут быть выявлены только в случае качественной организации работы над художественным миром произведения. Учитывая объем и сложность былины, а также способность младшего школьника концентрировать внимание лишь на отдельных, наиболее ярких образах, применение исследовательской позиции на этапах анализа и вторичного синтеза может быть подкреплено использованием приема графического моделирования образного мира произведения, который и позволит ученику объединить отдельные былинные образы в целостный мир, выявить его христианское наполнение. При составлении графической модели мира былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обязательно подчеркивается путь былинного героя, характеризуется пространство, через которое пролегает этот путь, персонажи, с которыми Илья Муромец вступает во взаимодействие; выявляется закрепленность отдельных персонажей за той или иной точкой пространства, характер и последовательность событий, место и время их протекания. С опорой на модель выясняется, в частности, что города Муром, Чернигов и Киев представлены с точки зрения былины как центры христианской культуры, там построены православные храмы, идут службы, а за пределами городов сосредоточена темная сила, в борьбу с которой вступает былинный герой. Его борьба — своего рода способ духовного освоения пространства, что особенно подчеркнуто художественным временем былины. Илья Муромец опаздывает на «обеденку» в Киев, но именно в это сакральное (литургическое) время он побеждает главного противника — Соловья-разбойника. Таким образом, учет индивидуальных национальных черт образного мира произведений устного народного творчества также становится необходимым условием литературного и поликультурного образования и студента, и младшего школьника.
Русский фольклор представляет собой уникальную художественную систему, которая признается учеными «системой систем»12. Фольклор выработал свои особые жанровые формы произведений, хотя некоторые из них есть в литературе, но пришли туда из народного творчества. Будущие учителя начальных классов, конечно, должны знать основные фольклорные жанры и их художественные осо-
11 Былины. М., 1988. С. 113-120.
12 Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: Учебник для высших учеб. заведений. М., 1998. С. 10.
бенности. Во-первых, учет жанровых особенностей произведения — необходимое условие успешной организации его литературного чтения в школе. Во-вторых, круг изучаемых в современной начальной школе фольклорных жанров может быть потенциально расширен за счет тех, которые по разным причинам до сих пор остаются без должного внимания со стороны методистов, учителей, авторов учебников (былички, жанры обрядовой, календарной и семейно-бытовой поэзии). Кроме того, современные образовательные стандарты предполагают формирование читательской самостоятельности младших школьников, поэтому во внеурочное время ребенком могут быть выбраны и прочитаны произведения различных фольклорных жанров, и учитель должен быть готов обсудить их с детьми.
В народном поэтическом творчестве выработалась своя система изобразительно-выразительных средств: символика образов, постоянные эпитеты, параллелизмы, тавтологии, синонимика, уменьшительно-ласкательные формы слов. Анализ образного мира произведения устного народного творчества на уроках литературного чтения не может быть осуществлен в отрыве от его языка. Именно внимательное отношение учащихся к тексту позволить более детально воссоздать и осмыслить образный мир устно-поэтического произведения и реализовать необходимое движение от текста к образному миру произведения и его смысловым пластам. Работа над языком и предметным миром фольклорного произведения на уроках литературного чтения обеспечит проникновение в смысл, позволит младшему школьнику испытать радость понимания, наслаждение от восприятия формы, и отрабатывать такой путь студент начинает на практических занятиях по методике.
Развитие читательских компетентностей младшего школьника обеспечивается качественным отбором учебного материала. Важно предложить ребенку для изучения подлинные, неадаптированные тексты. Так как записанные на бумагу фольклорные произведения и так искажены (оторваны от контекста, обряда, рассказчика), любая адаптация в методических целях приведет к значительным нарушениям их знакового статуса, искажению их образного мира. Поэтому на подлинном фольклорном материале должен совершенствовать свою читательскую деятельность будущий учитель. Произведения обрядовой поэзии, учитывая синкретическую природу фольклорного искусства, следует рассматривать как многослойный текст, описывающий отношения «человек — мир» с помощью целой системы языков: акционального (последовательность обрядовых действий, жесты, мимика), предметного (реалии, выступающие в качестве объектов, орудий или продуктов действий), вербального (словесные тексты, терминология, имена), персонажного (исполнители, адресаты или объекты действий, реальные или мифологические) и др. В методическом плане это должно выражаться в привлечении на уроки литературного чтения устно-поэтических произведений, этнографических материалов, архивных записей, в подготовке соответствующих сообщений и организации бесед.
При разработке фрагментов уроков литературного чтения, на которых организуется анализ образного мира произведений устного народного творчества, необходимым условием становится учет возрастных психологических особенностей младшего школьника и его эстетических возможностей. Читая и осмысли-
вая, проигрывая, воссоздавая и творчески интерпретируя произведения устнопоэтического творчества, учащийся неминуемо оказывается вовлеченным в общение с архаической культурой. В данном случае основным полем для организации подобного диалога становится образный мир, поскольку именно в знаках-образах фольклорного произведения зафиксированы архаические представления о мире. Можно выделить две принципиально противопоставленные друг другу читательские позиции. С одной стороны, читатель воспринимает и осмысливает фольклорный мир как личностно значимую информацию, как факт его собственной культуры (внутренняя позиция), с другой, читатель относится к произведению как к явлению иного культурно-исторического контекста, нежели тот, в который погружен сам читатель (позиция внешняя). От того, какая читательская позиция положена в основу изучения устного народного творчества, будет зависеть отбор фольклорных текстов, выбор приемов и методов, направленных на их восприятие и осмысление, методический аппарат учебников и т. д. Если в первой позиции предполагается, что ребенок испытывает любовь к самому фольклорному произведению, то во второй — то, что ему нравится процесс изучения, при этом к исследуемому явлению можно относиться индифферентно. Последняя позиция позволяет выявить принцип создания и устройства текста, образного мира фольклорного произведения, его значимость для конкретной традиции, его породившей, значительно расширить круг изучаемых в начальной школе произведений устного народного творчества, вовлечь ребенка-читателя в межкультурный диалог, что развивает абстрактность и рефлективность мышления, толерантность.
Разрабатывая конспекты-сценарии по произведению того или иного устнопоэтического жанра, студент учитывает, что первая читательская позиция будет доминировать в процессе литературного чтения считалок, загадок, пословиц, дразнилок, которые вполне вписываются в контекст современной детской субкультуры, вторая — основное средство освоения архаического фольклора: сказок, произведений обрядовой поэзии. Вместе с тем, следует помнить, что обе позиции в реальном читательском опыте младшего школьника могут сосуществовать. Ребенок может временно «вжиться» в образный мир былички, страшилки, чтобы почувствовать и пережить страшное, но потом рационально объяснить причины этого страшного. Может представить себя помощником героя волшебной сказки или былины, а затем осознать, что изображенный мир есть вымысел. Захочет — разыграет считалку, но следом за этим объяснит способы организации ее ритмической структуры.
Важное условие успешной подготовки к организации учебной работы с образным миром произведений фольклора в начальной школе заключается в том, чтобы данная работа нашла соответствующее место в структуре урока литературного чтения. В современной начальной школе сложилась пятиэтапная система работы с художественным произведением13. Основная работа с художественным миром фольклорных произведений приходится на этап анализа. Современный урок литературного чтения при анализе художественного произведения на первый план выдвигает «художественный образ», при этом дети должны «почув-
13 Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М., 2000. С. 148-158.
ствовать целостность художественного образа»14. При разработке предполагаемых уроков студент учитывает, что художественные образы лишь «кирпичики», «строительный материал» уникального и неповторимого образного мира произведения, к целостности восприятия которого и должен стремиться младший школьник. Конечно, глубина работы над отдельными художественными образами фольклорного произведения и его образным миром должны вестись с учетом специфики программы и учебника, по которому разрабатывается пробный урок. Тем не менее в курсе методики полезно знакомить студента с такими программами и учебниками, в которых основательно разработаны приемы и сама система анализа образного мира произведений устного народного творчества (Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, Л. Е. Стрельцова, Н. А. Чуракова). В период педагогической практики студенты могут применить прием графического моделирования сюжета (Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская) и предметного мира в виде карты-схемы (Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко). Прием графического моделирования образного мира или его фрагмента не следует путать с приемами графического (рисунки к тексту) и словесного иллюстрирования. Данный прием позволяет детям выявить и наглядно представить законы организации художественного мира конкретного произведения, сопоставить различные художественные произведения (принадлежащие как к одному, так и к разным жанрам). Графические модели могут составляться детьми индивидуально (в тетрадях), возможно построение и коллективных моделей (на доске). Важно помнить, что никакая схема (модель) не может вместить полноты и многогранности художественного мира произведения, следовательно, моделирование имеет смысл лишь на обучающей стадии (знакомство с новым жанром, анализ сложного текста).
Особенным образом следует смотреть на содержание этапа вторичного синтеза в процессе литературного чтения устного народного творчества. Традиционно здесь центральное место занимает выяснение идейной направленности произведения со специфическим набором приемов, сводящихся к формулировке фразы, выражающей идею читаемого и взятой из текста (самостоятельно подобранной, из пословицы). Ю. М. Лотман отмечал, что идея «не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных, цитатах, а выражается во всей художественной структуре. вне структуры художественная идея немыслима»15. Поэтому на этапе вторичного синтеза целесообразно проводить обобщение по художественной структуре изучаемого произведения, позволить ученику уточнить собственную читательскую позицию, степень и причины ее расхождения с точкой исполнителя фольклорного произведения, уточнить «задачи» жанра. Осторожно следует использовать и приемы творческой работы, тактично соотнося их с художественными особенностями изучаемого произведения устного народного творчества. Например, нецелесообразными будут такие приемы творческой работы, как выразительное чтение, драматизация и, возможно, сочинение-стилизация по законам жанра былины.
Для успешной организации литературного чтения произведений устного народного творчества и анализа их образного мира в современной начальной
14 Школа России. Концепция и программы для начальных классов: В 2 ч. М., 2008. Ч. 1. С. 81-82.
15 Лотман Ю. М. Указ. соч. С. 87.
школе в круг профессиональных качеств педагога должны входить представления об устном народном творчестве, его жанровом составе и специфике функционирования, умение элементарного анализа его языка и образного мира, владение способами организации литературного чтения произведений устного народного творчества в начальной школе. Эффективная подготовка студента в обозначенном аспекте может быть обеспечена системным характером работы, предполагать формирование у студентов теоретических сведений об образном мире фольклорного произведения с обязательным их преломлением в собственной читательской деятельности и методике. В структуре учебной работы по анализу образного мира произведений устного народного творчества целесообразно опираться на знания студента о мифологии и мифопоэтической модели мира, принимать во внимание поликультурный характер современного образования, но учитывать уникальные свойства художественного мира фольклора каждого народа. В методическом плане нужно ориентироваться на овладение младшими школьниками системой соответствующих читательских компетентностей, адекватно подбирать текстовой материал с учетом возрастных возможностей учащихся и специфики конкретной образовательной программы, использовать специальные методических приемы, позволяющие ученикам выявить важнейшие компоненты образного мира произведения и осознать их принципиальную взаимосвязь.
Ключевые слова: устное народное творчество, художественный образ, образный мир произведения, методика литературного чтения, профессиональная подготовка учителя начальных классов.
Folklore Imagery Analysis in the System of Philological and Methodological Training of a Primary School Teacher
Alexei Y. Nikitchenkov
The article examines one of the topical issues of primary school teacher professional training, since it is the imagery of the poetic work of folklore that becomes the focus of junior schoolchild’s attention as a reader. The author expounds general content of philological and methodological teacher training in the indicated aspect, specifies the terminology, methodical conditions and professional competence requisites for the future teacher to be able to organize successful philological reading of folklore, analysis of its imagery in contemporary primary school.
Keywords: folklore, artistic image, literary imagery, methods of philological reading, primary school teacher’s special training.