Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2012. Вып. 2 (25). С. 42-54
Система взаимосвязей в структуре подготовки
ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА
А. Ю. Никитченков
Овладение теорией и методикой преподавания фольклора является необходимым компонентом высшего профессионального образования педагога начальной школы. Подготовка учителя начальных классов по фольклору отвечает на запросы современной начальной школы, учитывает уровневую организацию современного высшего образования, имеет целостный характер. Целостность филологической и методической подготовки педагога начального образования по фольклору обеспечивается наличием системы взаимосвязей в структуре учебной работы студентов педагогических факультетов.
В процессе современной профессиональной подготовки педагога начального образования изучению отдельных аспектов теории фольклора и методики его преподавания в начальной школе отводится значительная роль. Фольклор имеет большое значение в жизни младшего школьника. Во-первых, он используется как универсальный учебный материал для уроков обучения грамоте и развития речи учащихся, для уроков русского языка и литературного чтения. Во-вторых, фольклор выступает в качестве неотъемлемого компонента детской субкультуры, сопровождает ребенка на различных этапах его развития1. В-третьих, художественная специфика детской литературы для дошкольников и младших школьников такова, что ее «жанры испытали или испытывают на себе влияние фольклора»2. Наконец, фольклор может быть широко задействован в контексте духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начальных классов, в системе внеурочной деятельности младших школьников. В связи с этим наличие некоторых общих знаний об устном народном творчестве, его бытовании и художественной специфике отдельных жанров оказывается недостаточным для современного педагога. Изучение фольклора становится важной составляющей его филологической и методической подготовки, основой формирования профессиональных компетенций. Специалист по начальному образованию должен
1 См., например: Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998; Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.
2 Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. М., 2001. С. 36.
быть готов читать и интерпретировать произведения устного народного творчества, чтобы учить этому своих учеников. Современному учителю приходится ориентироваться в справочной, учебной и научной литературе о фольклоре и методике его преподавания в начальной школе, владеть методикой организации уроков чтения устно-поэтических произведений различных жанров, опытом самостоятельной научно-исследовательской работы в области фольклористики и методики, случается использовать фольклор в культурно-просветительской работе. Очевидно, все это требует основательной и системной подготовки, которая может быть осуществлена в системе дисциплин (модулей), предусмотренных основной образовательной программой (ООП) вуза по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», по профилю подготовки «Начальное образование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»: «Детская литература», «Литература с основами литературоведения», «Теория и практика читательской деятельности» (модуль «Теоретические основы и технологии начального литературного образования»), «Методика обучения русскому языку и литературному чтению (модуль «Теоретические основы и технологии начального языкового образования»), «Развитие речи детей в предшкольный период», «Филологические проблемы начального образования», «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка и литературного чтения», «Литературное развитие младших школьников» (в различных модулях по выбору, разработанных для ООП факультетом начальных классов Московского педагогического государственного университета (МПГУ)). На решение подобных задач могут быть направлены и дисциплины (модули) магистерских программ. Например, программа «Начальное образование» по подготовке магистрантов, открытая на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), включает дисциплину «Русское устное народное поэтическое творчество», программа «Педагогика начального образования, духовно-нравственного развития и воспитания школьников» (ПСТГУ) дает магистрантам возможность освоить дисциплину «Фольклор и методика его преподавания в начальной школе», программа «Поликультурное образование», разработанная факультетом начальных классов МПГУ, предлагает вниманию студентов дисциплину «Народное творчество». Освоение вопросов теории и методики преподавания фольклора в начальной школе также осуществляется студентами в период педагогической практики, в процессе самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности, при создании проектов, выполнении курсовых, выпускных квалификационных работ и подготовке магистерских диссертаций, участии в научно-практических конференциях.
Вместе с тем сама организация профессиональной подготовки учителей начальной школы по фольклору остается недостаточно изученной, поскольку до сих пор не имеет необходимой теоретико-методической обоснованности и в практическом плане не всегда функционирует как система. Анализ проблематики вопроса вскрывает ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать наиболее результативному решению задач модернизации современного высшего образования, обеспечит эффективную подготовку педагога начальной школы, имеющего устойчивые профессионально ориентированные компетен-
ции. В качестве весьма ощутимых противоречий, наблюдаемых в практике подготовки педагога начальной школы, можно отметить следующие:
• противоречие между запросами современной начальной школы, широко использующей произведения русского фольклора в качестве учебного материала по литературному чтению на разных этапах литературного образования и развития учащихся, и отсутствием стройной системы подготовки педагога, которая позволила бы ему свободно ориентироваться в многообразии методических концепций литературного чтения фольклора в начальной школе;
• противоречие между необходимостью формирования представлений студентов педагогических факультетов о фольклоре как о самостоятельной художественной системе и разрозненностью фрагментарных сведений об отдельных устно-поэтических жанрах, которые получают студенты в ряде дисциплин (модулей) профессиональной подготовки;
• противоречие между фактом взаимообусловленности теории и практики изучения фольклора и отсутствием четкой координации получения студентами педвузов теоретических сведений о фольклоре с практикой анализа конкретных произведений устно-поэтического творчества как художественных явлений и как учебного материала для литературного чтения в начальных классах;
• противоречие между огромной ролью современного детского фольклора в субкультуре младшего школьника, немало влияющей на его интересы в области детской литературы, определяющей восприятие учащимися традиционного устно-поэтического творчества, и невниманием учителей-практиков к этому вопросу.
Указанные проблемы, недостаточно освещенные в методической науке, и сложившиеся противоречия требуют своего разрешения в системе подготовки современного педагога начального образования.
Процесс изучения теории и практики преподавания фольклора педагогами начальной школы рассматривается нами прежде всего как подсистема в системе высшего филологического и методического образования будущего педагога. Определяющее значение имеет взаимодействие системы изучения русского фольклора в вузе с системой его изучения в начальной школе, при этом учитывается, что фольклор сам является определенной художественной системой. Структуру любой системы характеризуют не только ее компоненты, но и связи между ними. Зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решить проблемы улучшения его функционирования. «В педагогической системе существует, как минимум, парная взаимообусловленная связь... Разрушение какой-либо пары связей между компонентами. отрицательно сказывается на всей педагогической системе»3. Система изучения фольклора и должна, на наш взгляд, предполагать наличие таких связей, координирующих компоненты системы. Поэтому далее остановимся на основных взаимосвязях, которые обе-
3 Сергеева В. П. Управление образовательными процессами: Программно-метод. пособие. М., 2001. С. 18.
спечивают целостность и фундаментальность филологической и методической подготовки педагогов начального образования по фольклору.
1. Взаимосвязь дисциплин (модулей) филологической и методической направленности. Наличие таких взаимосвязей не следует рассматривать как возврат к линейной системе высшего образования. При всем учете его уровневого характера и вариативности студенты должны иметь возможность получить фундаментальную подготовку по теории и методике преподавания фольклора.
2. Взаимосвязь изучения теории фольклора с практикой интерпретации произведений устно-поэтического творчества. Данная взаимосвязь эффективна в плане одновременного развития у студентов способности использовать теорию фольклора в процессе чтения и интерпретации произведений устного народного творчества, в освоении методики преподавания, поскольку в таком случае «читательская деятельность студентов становится надежным основанием для деятельности профессиональной по организации литературного образования младших школьников»4. Овладение студентами теоретическими аспектами фольклористики как инструментом прочтения устно-поэтического произведения позволит переводить собственную читательскую деятельность в методический план и использовать читательский опыт в профессиональных целях. Все это может способствовать формированию у студентов таких общепрофессиональных компетенций, как «осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1), способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)»5.
3. Взаимосвязь изучения вопросов истории фольклористики и истории преподавания фольклора в начальной школе. Устное народное творчество входило в школьную практику обучения родному языку по мере развития внимания к нему со стороны филологической науки. Вслед за развитием в XIX в. научного и общественного внимания к фольклору устное народное творчество как учебный материал попадает в школьные учебники и хрестоматии. Борьба научных направлений в фольклористике находит свое отражение и в школьных дисциплинах. В 60-70-е гг. XIX в. устное народное творчество активно и, казалось бы, прочно входит в учебные книги (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) для начальной школы, но уже в конце XIX — начале XX в. наблюдается неоднозначное отношение к его использованию в качестве учебного материала. Система объяснительного чтения в советской начальной школе в целом тормозила развитие методики чтения произведений устного народного творчества. Круг предлагаемых для объяснительного чтения фольклорных жанров был ограничен в основном сказками и малыми жанрами, допускалось смешение в восприятии учеников литературных и устно-поэтических произведений. Уроки объяснительного чтения с их ориентацией на идейно-нравственное воспитание младших школьников в целом
4 Сосновская О. В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов. М., 2004. С. 112.
5 Подготовка учителя в структуре уровневого образования: Коллективная монография / Под ред. В. Л. Матросова. М., 2011. С. 113.
не способствовали осознанию учениками специфики отдельных фольклорных жанров, не позволяли увязать в представлениях ученика традиционный и современный фольклор как две грани одного явления словесной культуры. Анализ учебно-методических материалов позволит студентам увидеть, что на рубеже 80-90-х гг. XX в. наступил новый этап в развитии методики обучения чтению в начальной школе, который имеет непосредственное отношение к состоянию современной системы литературного чтения в начальных классах. Многочисленные идеологические тексты были изъяты из учебников, а освободившееся пространство заполнено подлинными произведениями художественной литературы и фольклора. Метод объяснительного чтения был вытеснен методом литературного чтения с его исключительной ориентацией на литературное образование и развитие учащихся. Использование фольклора как учебного материала стало осуществляться с учетом достижений современной фольклористики, специфики детской субкультуры и психологических особенностей младшего школьника, принципиальной взаимосвязи детской литературы и фольклора. Взаимосвязанное изучение вопросов истории фольклористики и истории преподавания фольклора привлекает внимание студентов и может способствовать формированию, помимо профессиональных, такой общекультурной компетенции будущего педагога, как «способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)»6.
4. Фольклор, являясь частью художественной словесной культуры, обладает уникальными свойствами. Специфику фольклора целесообразно рассматривать в процессе подготовки педагога начального образования одновременно как теоретическую и как методическую проблему. Со спецификой фольклора в фольклористике принято связывать фундаментальные понятия и термины данной науки, главные признаки устного народного поэтического творчества, отличающие его от других видов искусства7. Учитель начальных классов, не владеющий элементарными представлениями о специфике фольклора, может совершить серьезные методические просчеты. В процессе филологической и методической подготовки студенты получают возможность уяснить специфические черты, разграничивающие фольклор и художественную литературу как две ветви словеснохудожественного творчества. Художественная литература — творчество индивидуальное, авторское, а фольклор — коллективное. Учителю следует всячески подчеркивать этот факт в учебной работе, обращая внимание младшего школьника на обложки и оглавления учебных хрестоматий по литературному чтению и детских книг. Чтение произведений детской литературы часто вовлекает мыслящего юного читателя в диалог с автором произведения как личностью. Прикосновение к фольклорным произведениям нередко делает подобный тип диалога неуместным, поскольку их содержание и форму в целом определяет архаичное коллективное сознание. Кроме того, фольклор, в отличие от литературы, творчество устное. По своей природе устно-поэтические произведения не предна-
6 Подготовка учителя в структуре уровневого образования. С. 112.
7 Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В. Я. Проппа (1895—1970) / Сост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. М., 1975. С. 26—43.
значены для записи. Чтобы объяснить причину их попадания в книги, необходимо рассказывать учащимся о труде собирателей и публикаторов произведений русского фольклора, называя наиболее известные имена, показывая портреты, изданные сборники. Фольклору свойственна вариативность. Например, сказка «Лисичка-сестричка и волк» известна не менее чем в 30 русских вариантах и более чем в 10 украинских и белорусских8. Сопоставительный анализ вариантов отдельных произведений русского фольклора целесообразно проводить со студентами при изучении детской литературы. Как правило, учебные программы по литературному чтению для начальной школы не предполагают работы над вариантами произведений устного народного творчества. Тем не менее такая проблема в читательской деятельности младшего школьника существует, поскольку, самостоятельно читая сказки, пословицы, былины, он неминуемо сталкивается с вариантами произведений. Задача может быть легко решена уже на первых уроках, посвященных устному народному творчеству, путем наблюдения над вариантами известных младшим школьникам произведений. Поэтому в курсе методики обучения русскому языку и литературному чтению студенты прогнозируют подобные ситуации. Кроме того, фольклор — искусство синкретическое, он выступает в неизменном сопровождении внетекстовых элементов: обрядовое действие, интонация, напев, жест, мимика, танец, что не свойственно художественной литературе. В силу специфики фольклора и особенностей методики его преподавания в начальной школе составителям программ по педагогическому образованию может быть рекомендована такая дополнительная компетенция, как готовность использовать знания по теории и методике преподавания фольклора в современном образовательном процессе в начальной школе.
5. Взаимосвязь изучения фольклора и литературы обеспечивает прежде всего целостность литературного образования и развития студентов. Фольклор и литература могут быть соотнесены и рассмотрены как два типа словесной культуры не только с точки зрения синхронии, но и в диахроническом аспекте — как два этапа, две стадии, одна из которых (фольклор) предшествовала другой (литература в историческом развитии культуры). Нередко этот эволюционный аспект — от фольклора к литературе — воплощается в структуре и содержании учебно-методических комплектов по литературному чтению для начальной школы. В одних случаях такая последовательность может носить относительно формальный характер, учебник может начинаться с раздела «Устное народное творчество», но взаимосвязь фольклора и литературы учащимися практически не прослеживается (В. Г. Горец-кий, Л. Ф. Климанова). В иных случаях это приводит к интересным методическим решениям. Например, на материале фольклора ученики уясняют законы художественной формы произведений словесного искусства (Г. Н. Кудина, З. Н. Новлян-ская) или наблюдают за реализацией фольклорно-мифологических мотивов в литературных текстах (Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко). Взаимообусловленное изучение студентами фольклора и литературы может способствовать развитию у них «способности разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1)»9.
6. Взаимосвязь изучения фольклора и мифологии. Знания о мифологии и мифопоэтической модели мира позволят педагогу осмыслить фольклор как одну из базовых культурных ценностей, выявить исконный смысл устно-поэтических произведений, определять их роль в историко-культурном процессе, в жизни современного общества. Конечно, вопрос о том, должны ли мифопоэтические тексты и мифологическая культура стать предметом изучения в начальной школе, для современной методики актуальный и неоднозначный. Для того чтобы аргументированно принять ту или иную точку зрения, педагог сам должен владеть такими знаниями и умениями, которые позволили бы ему понимать мифологические тексты через их соотношение с соответствующим этим произведениям культурным контекстом. При этом важно заметить, что мифологическая общность фольклора разных народов как раз и может послужить тем связующим звеном, которое объединит в восприятии младшего школьника устно-поэтическое творчество различных традиций. Наблюдение единообразных мотивов и образов (дома, пути, превращений, чудесного заступничества и др.), характерных для фольклора разных народов, станет важным фактором в осознании исконного единства современных культур. Поэтому взаимосвязанное изучение фольклора и мифологии позволит, в частности, формировать у будущего педагога, помимо соответствующих профессиональных качеств, такую общекультурную компетенцию, как «способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества»10.
7. Взаимосвязи в процессе осмысления студентами фольклора как художественной системы. Фольклор любого народа, в том числе и русский фольклор, представляет собой уникальную художественную систему, которая признается учеными «системой систем»11:
• фольклор выработал свои особые жанровые формы произведений, хотя некоторые из них есть в литературе, но пришли туда из народного творчества;
• фольклору как системе свойственна особая специфика создания и бытования произведений конкретных жанров, особая роль принадлежит здесь синкретизму словесного фольклора, его принципиальной связи с другими видами народного искусства, контекстом исполнения;
• систему композиционных приемов построения устно-поэтических текстов (зачины, концовки, цепочечная связь образов, ступенчатое сужение образов, троекратные повторы и др.);
• фольклору свойственна особая картина мира, мифопоэтическая по преимуществу;
• в народном поэтическом творчестве выработалась своя система изобразительно-выразительных средств: символика образов, постоянные эпитеты, параллелизмы, тавтологии, синонимика, уменьшительно-ласкательные формы слов и т. д.;
10 Подготовка учителя в структуре уровневого образования. С. 112.
11 Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: Учебник для студентов и преподавателей-филологов. М., 1998. С. 10.
• особая система использования рифм и организации стихотворной формы речи;
• несмотря на свою ретроспективность, фольклор изменялся: раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, позднетрадиционный, постфольклор — художественные системы, исторически сменявшие одна другую.
Готовность воспринимать фольклор как целостную художественную систему позволит педагогу эффективно выделять направления анализа устнопоэтических произведений в начальной школе. Реализация подобных взаимосвязей будет способствовать выработке у студентов различных профессиональных компетенций, а также такой специальной компетенции12, как «способность применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3)».
7. 1. Взаимосвязь изучения различных фольклорных жанров. Жанровый состав русского фольклора богат и разнообразен. Проблемой систематизации фольклорных жанров занимались многие видные отечественные фольклористы (В. Е. Гусев, Н. И. Кравцов, Ю. Г. Круглов, В. Я. Пропп и др.). В. Я. Пропп отмечал, что к систематизации русского фольклора может быть применена классификация родов, видов и жанров, принятая в литературоведении13. Кроме того, при классификации нужно учитывать, что в фольклоре употребляются стихотворная и прозаическая формы художественной речи, а по способу бытования произведения условно поделены на обрядовые и необрядовые. Ориентироваться в вопросах жанровой классификации фольклора педагогу необходимо для того, чтобы при организации литературного чтения учитывать жанровые особенности устно-поэтических произведений.
7. 2. Взаимосвязи в системе анализа языка фольклорного произведения и его образного мира, осмыслении его формы и содержания. Анализ языка и образного мира фольклорного произведения обеспечивает доступ к его смысловым пластам. В системе филологической и методической подготовки кадров педагогического образования можно выделить несколько взаимосвязанных направлений работы над языком произведений устного народного творчества. Во-первых, это анализ общеязыкового аспекта фольклорного текста: очевидно отличие языка фольклорного произведения от языка литературного, его близость к диалектам, но при этом фольклорный текст не является фактом повседневной разговорной речи. Во-вторых, необходимо наблюдение его поэтических возможностей. И хотя в произведении словесного искусства «элемент любого уровня языка может выступать в роли образной детали»14, наибольшую изобразительновыразительную возможность языку фольклорного произведения придает особая
12 Специальные компетенции (СК) разрабатываются конкретными вузами. В данной статье СК приводятся по основной образовательной программе ПСТГУ по направлению 050100 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Начальное образование», квалификация (степень) «бакалавр».
13 Пропп В. Я. Сказка. Эпос. Песня. М., 2007. С. 317—320.
14 Сосновская О. В. Введение в литературоведение с практикой читательской деятельности: Учебно-метод. пособие. М., 2004. С. 94.
система средств. В-третьих, учитывается связь фольклора с обрядностью и его синкретическая природа, что позволяет в процессе учебной работы с фольклором говорить со студентами о системе языков (кодов), описывающих отношения «человек—мир»15. В методическом плане нужно ориентироваться на овладение школьниками системой соответствующих читательских компетентностей, адекватно подбирать текстовой материал с учетом возрастных возможностей учащихся, использовать специальные методических приемы, позволяющие младшему школьнику осмыслить и увязать языковые приемы и компоненты образного мира произведения.
7. 3. Взаимосвязь изучения обрядового и необрядового фольклора. Вопрос об использовании в практике начальной школы произведений русской народной обрядовой поэзии в качестве учебного материала не является новым. Еще в XIX в. К. Д. Ушинский в своей хрестоматии «Родное слово» использовал обрядовые тексты для отработки навыка чтения и ознакомления детей с традициями русской народной культуры: подблюдные песни, рождественские и новогодние колядки, заклички и некоторые другие. Народная обрядовая поэзия не часто применяется в современном литературном чтении, но широко используется во внеклассной работе (М. Ю. Новицкая). Обоснование целесообразности изучения произведений русской народной обрядовой поэзии в современной начальной школе требует от учителя знания специфики самой народной обрядовой культуры, а также четкого осознания решаемых учебных задач и методики работы с подобным учебным материалом. Так, учителю важно знать, что обрядовую поэзию невозможно изучать в отрыве от других (невербальных) компонентов обрядового текста, имеющего синкретическую природу. Изучение обряда в единстве его языковых и невербальных элементов — задача весьма сложная даже для специалиста. При осуществлении такой работы важно помнить о следующих свойствах обряда: всеохватность, поскольку нередко в ритуальное действо вовлечен не только весь коллектив, но и окружающий мир, близкий и далекий; обряд отличается особым восприятием мира, в момент осуществления обрядового действа статус вещей, животных и растений, человека будет значительно отличаться от неритуальной жизни коллектива, наполняться новыми смыслами; вербальные и невербальные компоненты обряда дополняют, поясняют, «усиливают» друг друга. К изучению произведений устного народного творчества в начальной школе полезно привлекать этнографические материалы, целесообразно использовать архивные видео- и аудиозаписи. При ознакомлении младших школьников с произведениями русской народной обрядовой поэзии, в которых синкретическая природа фольклора проявляется особенно ярко, нужен рассказ учителя, реконструирующий обрядовый контекст. Необходимые для работы в школе материалы этнографического характера, тематику сообщений и бесед студенты начинают подбирать и разрабатывать при изучении методики литературного чтения.
7. 4. Взаимосвязь изучения традиционного и современного фольклора. Фольклор как искусство словесное включает не только традиционное устно-поэтическое
15 Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 176.
творчество определенных социальных групп, в основном крестьянства, создавшего основное богатство фольклора, но и так называемый «постфольклор», в рамках которого принципиальное значение для учителя начальных классов имеет фольклор школьный. При ознакомлении студентов факультетов начальных классов со спецификой фольклора теоретические положения целесообразно подкреплять примерами текстов не только традиционного, но и современного школьного фольклора, подчеркивая сходство их бытования, передачи, исполнения. Так, на материале многочисленных малых жанров современного школьного фольклора (считалки, анекдоты, садистские стишки и др.) студенты убеждаются в устности его бытования, коллективности и вариативности, замечают, что традиционное устно-поэтическое творчество не ушло безвозвратно в прошлое, а продолжается в настоящем. Конечно, современный фольклор, как правило, не включается в учебники по литературному чтению для начальной школы, однако сопутствует ребенку на разных возрастных этапах его развития и охватывает различные планы стихийной творческой деятельности детей: словесный, игровой, изобразительный. В школьном фольклоре получили специфическое преломление традиционное народное творчество, художественная литература и театр, кинематография и мультипликация, компьютерные игры, политические события и факты повседневности.
8. Отбор произведений фольклора для чтения в начальной школе с учетом психологии восприятия произведений устного народного творчества младшими школьниками. Студенты могут заметить две противопоставленные друг другу читательские позиции: 1) читатель воспринимает и осмысливает фольклорный текст как личностно значимую информацию, как факт его собственной культуры; 2) читатель относится к тексту как к явлению иного культурно-исторического контекста, нежели тот, в который погружен он сам. От того, какая читательская позиция положена в основу изучения устного народного творчества, будет зависеть отбор фольклорных текстов для чтения, выбор приемов и методов, направленных на их восприятие и осмысление. Данная типология задает диаметральные полюсы читательской деятельности, но младший школьник должен овладеть умениями работы в обеих читательских позициях: первая будет доминировать при изучении загадок, пословиц, поговорок, некоторых сказок и других произведений, которые вполне вписываются в контекст современной культуры, вторая может стать средством освоения архаического фольклора. Учебная работа в обозначенном направлении развивает у студентов «способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5)»16.
9. Взаимосвязь использования фольклора на различных учебных предметах в начальной школе. В системе профессиональной подготовки педагогов не остается без внимания тот факт, что произведения устного народного творчества встречаются не только в учебниках по литературному чтению, но и на страницах букварей и азбук, учебно-методических комплектов по русскому языку. Это, как правило, малые фольклорные жанры, сказки. Особенно богаты фольклорным
материалом современные уроки обучения грамоте, где устно-поэтические тексты используются для развития связной речи учащихся, тренировки артикуляционного аппарата, выделения слов для слого-звукового и фонетико-графического анализа. Обращается внимание на то, что в использовании фольклора на уроках русского языка и обучения грамоте есть своя специфика. Устно-поэтические тексты выступают в роли дидактического, а не литературно-художественного материала, как это происходит на уроках чтения. На практических занятиях студенты подбирают фольклорные тексты к отдельным урокам русского языка и обучения грамоте, их выбор тщательно обосновывается с точки зрения эффективности использования. Подобная учебная работа позволит формировать у студентов «способность применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2)».
10. Взаимосвязанное рассмотрение фольклора в качестве учебного материала для литературного образования учащихся и как средства духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся — важнейшие задачи современного образования, которому «отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества»17. Произведения фольклора могут быть широко задействованы в системе духовно-нравственного воспитания младшего школьника и способствовать формированию у учащихся любви и уважительного отношения к своему народу, родному краю, к семье, человеку, его материальной и духовной культуре, к труду, творчеству, искусству и другим базовым духовно-нравственным ценностям. Однако в силу архаичности фольклора его роль в духовно-нравственном пространстве личности современного младшего школьника еще будет уточняться педагогической наукой. Тем не менее можно на настоящий момент утверждать, что традиционный и современный фольклор позволяет одновременно решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, служить эффективным средством литературного и духовно-нравственного развития учащихся, консолидировать воспитательные возможности современной школы, семьи и иных общественных институтов. В системе литературного чтения учителю не следует противопоставлять задачи литературного и духовно-нравственного развития учащихся на материале устно-поэтического творчества. Эти задачи взаимообусловлены, поскольку, с одной стороны, «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств» является одной из задач духовно-нравственного воспитания младших школьников18, с другой — фольклор, будучи поэтическим творчеством, является одной из базовых национальных духовных ценностей. На материале устно-поэтических произведений младшие школьники могут получить «первоначальный опыт эмоционального постижения народного творче-
17 Данилюк А. Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. С. 5.
18 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/noo-prim.pdf (с. 11).
ства, этнокультурных традиций, фольклора народов России»19. Реализация данной взаимосвязи в системе профессиональной подготовки педагога будет способствовать формированию у него «способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося (ПК-2)»20.
11. Взаимосвязи в изучении русского фольклора и устно-поэтического творчества других народов России. Фольклор народов России, при умелом отборе текстовых материалов к урокам литературного чтения и для внеклассной работы, может стать источником расширения представлений учащихся о семье (пословицы, загадки, колыбельные песни и иные жанры семейно-бытового фольклора), о добре и зле (пословицы, загадки, сказочные жанры), о любви и верности (пословицы, волшебные сказки, лирические песни), о подвигах и героях (былины, исторические песни), о повседневном труде людей (пословицы, произведения календарного фольклора). Однако следует помнить, что с подлинными фольклорными произведениями младший школьник, обучающийся на русском языке, познакомится только на материале русского устно-поэтического творчества, поскольку любой перевод или адаптация значительно искажают исходный фольклорный текст, его образный и смысловой планы. Данная взаимосвязь может способствовать формированию у студентов «готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14)», «способности выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10)»21.
12. Взаимосвязь учебной, исследовательской и творческой работы студентов в процессе изучения фольклора. В ходе ознакомления с теорией фольклора и методикой его преподавания в начальной школе студенты составляют библиографии по избранной теме, выполняют конспектирование, реферирование, учебное исследование. Эмпирический и теоретический уровни исследовательской работы также должны находиться в принципиальной взаимосвязи, что в наибольшей степени находит свое отражение в курсовых и выпускных квалификационных работах, выполняемых студентами. Студенты, интересующиеся проблемами фольклора и методики его преподавания в начальной школе, могут объединяться в студенческое научное общество, кружки, клубы. Постепенно студенты овладевают различными гранями научного поиска, а ведущие преподаватели помогают им определить проблему исследования, отбирают и рецензируют студенческие доклады на научные конференции и семинары, руководят секциями и дискуссиями, готовят сборники студенческих научных работ. По вопросам методики классной и внеклассной работы по фольклору студенты регулярно выступают на межвузовских и международных научно-практических конференциях. Творческая работа может заключаться в стилизации народных сказок, малых фольклорных жанров, но в основе стилизации всегда мероприя-
19 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. С. 131.
20 Подготовка учителя в структуре уровневого образования. С. 113.
21 Там же. С. 112, 114.
тия исследовательского характера, позволяющие осмыслить специфику жанра. Особое внимание уделяется собирательской работе студентов, которую они осуществляют в период педагогической практики. Собранные (записанные) произведения школьного фольклора исследуются: расшифровываются и паспортизируются, подвергаются анализу, систематизации, классификации. В процессе осуществления учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы по фольклору у будущих педагогов формируются «готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения задач в области образования (ПК-11)», «способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13)»22.
Можно сделать вывод, что реализация подобных взаимосвязей в системе филологической и методической подготовки кадров педагогического образования по фольклору обеспечивает ее целостность и приводит к формированию у будущих педагогов начальной школы необходимых общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.
Ключевые слова: начальное образование, высшее образование, педагогическое образование, филологическая и методическая подготовка учителя, фольклор.
The System of Correlations in the Structure of Primary Education Teacher Training in the Theory and Methodology of Teaching Folklore
Alexey Yu. Nikitchenkov
Mastering the theory and methods of teaching folklore is a necessary component of higher professional education of a primary school teacher. Training of primary school teachers in folklore studies meets the requirements of modern elementary school, takes into account the multilevel structure of modern higher education that is holistic in nature. The integrity of the philological and methodical preparation of teacher of primary education on folklore is ensured by the system of correlations in the structure of the educational work of students of pedagogical faculties.
Keywords: primary education, higher education, teacher education, philological and methodical preparation of teachers, folklore.