ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В СТРУКТУРЕ УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Ю. Никитченков
Аннотация. В статье рассматривается один из актуальных вопросов современного педагогического образования. Автор раскрывает специфику изучения теории фольклора и методики его преподавания в начальной школе в системе подготовки педагогов начальной школы с учетом уровневой структуры современного высшего образования. В работе учитываются возможности соответствующих модулей и дисциплин основных образовательных программ профессиональной подготовки бакалавров, различных магистерских программ по начальному образованию.
Ключевые слова: педагогическое образование; уровневое образование; начальное образование; литературное чтение; фольклор.
Summary. The article touches upon one of the pressing questions of modern pedagogical education. The author examines specific features of teaching theory of folklore and its teaching methods for primary school within the system of training primary school teachers in the framework of the modern level-based structure of higher education. The author discusses the possibilities ofcorresponding modules and disciplines ofmajor educational programs of vocational bachelor training, as well as different master programmes for primary teacher training.
Keywords: pedagogical education, level-based structure of higher education, primary education, fiction reading, folklore.
83
Начало XXI века ознаменовано значительными изменениями в системе отечественного образования. Одна из существенных сторон - присоединение России к Болонскому процессу, которое повлияло на цели и содержание образовательных реформ: «в качестве значимых ориентиров развития на первый план вышли задачи интернациональной гармонизации образовательных систем, отвечающие целям создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО)» [1, с. 7]. Реформы высшего образования изменили нормативную базу и традицион-
ную практику преподавания, потребовали разработки таких образовательных программ, которые были бы сопоставимы с европейскими, обеспечили их модульное построение, введение компетентностного подхода с ориентацией на результаты обучения, выраженные в форме компетенций, и включение такого способа измерения учебной нагрузки, как система зачетных единиц. В 2007 г. были приняты поправки к федеральным законам Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», они законодательно за-
84
крепили переход россииских вузов на уровневую подготовку кадров [2; 3]. Федеральные законы, принятые в 2009 г. [4; 5], отсрочили переход на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования на 2011 г., ставшиИ этапом массового перехода россиискои высшеи школы на уровневое образование, коснувшееся и педагогических вузов: «Целенаправленно готовить выпускников к решению поставленных задач позволит выделение новых направлении подготовки бакалавров и магистров в области образования и педагогики. Каждое из этих направлении, при всеИ их базовоИ общности, имеет свое функциональное предназначение» [6, с. 13].
При всем стремлении общеевропейского сообщества к глобализации, не исключается возможность сохранения странами-участниками Болонского процесса индивидуальных черт образования: «Россия может сохранить свое ядро национальной культуры и образовательной идентичности и заявить о своих национальных традициях на широком европейском пространстве» [7, с. 27-28]. И в этом аспекте фольклор, как одна из базовых культурных ценностей, имеет непреходящее значение. Именно поэтому фольклор так широко используется в современном образовательном и воспитательном процессе в начальной школе. Существенная роль в системе профессиональной подготовки педагогов начальной школы отводится изучению теории и методики фольклора.
Необходимость изучения фольклора в процессе подготовки педагогических кадров для начального образования обусловлены запросами современной начальной школы. Фольклор как
учебный материал широко задействован в системе литературного чтения, во внеклассной работе. Существенная роль фольклора в жизни младшего школьника определяется тем, что влияние фольклора на художественную литературу, адресованную ребенку этого возраста, весьма значительно. Кроме того, младший школьник сам является носителем фольклора. Жанры школьного фольклора - часть детской субкультуры, они обеспечивают интерес младшего школьника к традиционному устному народному творчеству и восходящей к фольклору детской литературе, оказывают влияние на восприятие учащимися начальных классов фольклорных и литературно-художествен ных произведений.
Целесообразность обращения младших школьников к фольклору как части художественной словесности, «явлению национальной и мировой культуры, средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций» [8, с. 10] предвосхищена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Соответствующие стандарту примерные программы предусматривают: ознакомление младшего школьника со сказочными и малыми фольклорными жанрами, былинами, легендами и колыбельными песнями; формирование готовности учащихся осознанно воспринимать и оценивать их содержание и специфику, отличать фольклор от литературы; ознакомление младших школьников с традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.
Педагогам начальной школы приходится сталкиваться со всем этим сложным комплексом окончательно не
решенных в науке и образовании проблем. Они неизбежно оказываются вовлеченными не только в преподавательскую, но и в исследовательскую, творческую деятельность, что способствует изменению методических стереотипов, позволяет находить свежие методические решения, лучше понимать как устно-поэтическое творчество, так и своих учеников. Несомненно, вуз должен обеспечить возможность подготовки педагога к решению этих задач. Очевидно, что специфика изучения студентами педагогических факультетов фольклора отражает уровневый характер современного высшего педагогического образования. Заметим, что переход с линейной на уровневую модель подготовки педагогических кадров привел к тому, что «подготовка выпускника с квалификацией «учитель» сохранилась в среднем педагогическом образовании» [6, с. 31]. Вуз же готовит по профилю «Начальное образование» кадры, готовые к педагогической и культурно-просветительской деятельности, а магистерские программы - «еще и к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в сфере образования» [там же, с. 13].
В современном уровневом образовании, противопоставленном линейному специалитету, «нарастает динамика и глобализация профессий, профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию» [9, с. 7]. Вместе с тем не исключается необходимость системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь дисциплин профессиональной подготовки, фундаментальность полученного образования. Основная нагрузка ложится на дисциплины филологической и методической подготовки педагогических кадров в систе-
ме дисциплины (модулей) основной образовательной программы (ООП) вуза по направлению 050100 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Начальное образование», квалификация (степень) «бакалавр». Действительно, современные образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру и представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объему группы модулей, имеющих определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образовательного процесса и отвечающих за выработку той или иной компетенции или группы компетенций. Содержание модулей и сам их набор могут быть различны в аналогичных образовательных программах вузов и зависят от «существующих в учебных заведениях традиций обучения, научных школ, региональной и государственной образовательной политики и т.п.» [9, с. 9].
Система изучения фольклора должна быть глубоко продумана и четко скоординирована вузовскими преподавателями. Связь между дисциплинами модуля обеспечивает не только преемственность учебной работы по теории и методике фольклора, но возможность постоянного профессионального развития и саморазвития студентов. Так, в структуре ООП, разработанной факультетом начальных классов Московского педагогического государственного университета (МПГУ), обращение студентов бакалавриата к фольклору осуществляется в рамках следующих дисциплин: «Литература с основами литературоведения», «Теория и практика читательской деятельности», «Детская литература», относящихся к модулю «Теоретические осно-
85
86
вы и технологии начального литературного образования», и «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», включенной в модуль «Теоретические основы и технологии начального языкового образования».
Фольклорные жанры и отдельные произведения устно-поэтического творчества как явления словесного искусства рассматриваются студентами в дисциплинах «Литература с основами литературоведения», «Теория и практика читательской деятельности» (трудоемкостью в 3 и 2 зачетных единицы соответственно), где идет, в частности, целенаправленное наблюдение над художественными особенностями отдельных фольклорных жанров, генезисом, структурой, функциями, спецификой их образного мира и изобразительно-выразительных средств. На материале отдельных фольклорных и литературных текстов студенты выявляют закономерности построения художественного произведения как целостного явления, знакомятся с принципами анализа художественного текста. Предполагается, с одной стороны, «овладение студентом теорией литературы как инструментом прочтения литературного произведения, с другой - формирование у него умения переводить собственную читательскую деятельность в методический план и использовать читательские умения в профессиональных целях» [10, с. 140]. Поэтому способы анализа фольклорного текста внедряются в личностный читательский и методический опыт бакалавров.
Внимание уделяется и критериям отбора художественных произведений (фольклорных и литературных) для детского чтения, литературного образования и развития детей младшего школьного возраста. Дисциплина «Детская ли-
тература» (объемом в 3 зачетные единицы) позволяет будущим педагогам рассматривать фольклор как феномен детской словесности, прослеживать специфику его отражения в литературе для детей, выявлять взаимосвязь фольклора и мифологии, наблюдать отражение в фольклоре христианской культуры, осмысливать его роль в детской субкультуре, в развитии психики ребенка. Студенты учатся на совершенно новом для них - профессиональном - уровне читать и интерпретировать фольклорные произведения, накапливать необходимый материал для прикладных исследований на занятиях по «Методике обучения русскому языку и литературному чтению» (11 зачетных единиц). В разделе, посвященном методике литературного чтения, студенты рассматривают варианты учебных комплектов В. Г Горец-кого, М. В. Головановой, Л. Ф. Климано-вой, О. В. Кубасовой Н. А. Чураковой, Г. Н. Кудиной, З. Н. Новлянской, В. А. Лазаревой и др. В частности, обращается внимание на логичность и последовательность представления литературно-художественных и фольклорных текстов, введения терминологии, вопросов, заданий к фольклорным текстам, иллюстративный материал. Подробно анализируются отдельные страницы раздела «Устное народное творчество», разрабатываются уроки литературного чтения фольклорных произведений различных жанров, составляются странички «идеального» учебника по литературному чтению (выбор художественного материала - фольклорного и литературного - по замыслу студентов). В результате выполнения подобной учебной работы расширяются представления студентов о многообразии конкретных авторских подходов в области литературного чтения устно-поэтических текстов, форми-
руется «способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях» [6, с. 113]. У студентов формируется готовность к организации успешного литературного образования и развития младших школьников по конкретным авторским методикам, развивается их собственное методическое творчество, вырабатываются способности к самообразованию и научно-критической деятельности в области методики преподавания фольклора в начальной школе. Не остается без внимания тот факт, что произведения устного народного творчества встречаются не только в учебниках по литературному чтению, но и на страницах букварей и азбук, учебников по русскому языку. Это, как правило, малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), сказки.
Особенно богаты фольклорным материалом современные уроки обучения грамоте, где устно-поэтические тексты используются для развития связной речи учащихся, тренировки артикуляционного аппарата, выделения слов для слого-звукового и фонетико-графиче-ского анализа. Обращается внимание на то, что в использовании фольклора на уроках русского языка и обучения грамоте есть своя специфика. Устно-поэтические тексты выступают в роли дидактического, а не литературно-художественного материала, как это происходит на уроках литературного чтения. В качестве практического задания студенты подбирают фольклорные тексты к отдельным урокам русского языка и обучения грамоте, их выбор тщательно обосновывается с точки зрения эффективности использования предложенного учебного материала для решения задач данного урока.
Результаты обучения в системе современного педагогического образования предполагается описывать с помощью компетенций (динамичной совокупности знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств). В отличие от традиционных для отечественного образования знаний, умений и навыков, которые ранее могли оцениваться как в совокупности, так и по отдельности, «компетенции имеют комплексный характер и включают, кроме знани-евой компоненты, поведенческий аспект, то есть систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику «правильно» (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т.п.) вести себя в различных ситуациях - профессиональных и внепрофессиональных» [9, с. 8]. Поэтому комплекс модулей (дисциплин) ООП, предполагающих изучение фольклора и методики его преподавания в начальной школе, способствует формированию у студентов бакалавриата как общекультурных (ОК), так и профессиональных (ПК) и специальных компетенций профиля (СК), среди которых: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору пути ее достижения (ОК-1); способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на ступени начального образования (ПК-2); способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
87
88
(ПК-4); способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8); способность применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2); способность применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3) и других.
Теперь остановимся на отдельных модулях (дисциплинах) профессиональной подготовки бакалавров педагогики, выбираемых студентами - «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка и литературного чтения» и «Литературное развитие младших школьников» (трудоемкостью 3 зачетных единицы каждая). Дисциплина «Литературное развитие младших школьников» является составной частью модуля «Организационно-творческая работа с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования». Главная задача дисциплины заключается в том, чтобы показать основные направления организационно-творческой деятельности в контексте современного литературного образования и развития младших школьников, в которых работе над фольклорным материалом отводится значительная роль. Студенты уточняют свои представления о читательской деятельности и функции взрослого (учителя, педагога дополнительного образования, родителей) в процессе литературного развития детей младшего школьного возраста. Раскрывается
специфика литературы и фольклора как двух типов словесного искусства и определяется их место в литературном развитии учащихся, демонстрируется роль литературоведческих знаний и детского словесного творчества в системе литературного развития учеников.
Особое значение в системе современной подготовки бакалавра педагогики имеет дисциплина «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка и литературного чтения» модуля «Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников средствами учебных предметов». Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся - важнейшие задачи современного образования, которому «отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества» [11, с. 5]. Духовное и нравственное развитие младших школьников предполагает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы их личности, которое сможет позволить учащимся на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов выстраивать отношение к себе и другим людям, к окружающему миру. Традиционный фольклор - хранитель исторического духовного наследия народа, произведения устно-поэтического творчества аккумулировали духовный опыт различных исторических эпох, они отразили свойства мифопоэтической модели мира и локальные региональные традиции. В системе литературного чтения учителю не следует противопоставлять задачи литературного и духовно-нравственного развития учащихся на материале устно-поэтического творчества. Фольклор народов России при умелом отборе текстовых материалов к урокам литературного чтения и для внеклассной работы может
стать источником нравственных представлений учащихся. Курс тесно связан с дисциплинами «Русские народные традиции семейного воспитания» и «Этнокультурное воспитание младших школьников», входящими в тот же модуль.
Народные традиции воспитания исследованы в этнопедагогике, которая представляет собой одну из попыток описания эмпирического опыта этнических групп в воспитании и образовании детей. Этнопедагогика размышляет о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, народности, нации, объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях. Однако учителю следует помнить: далеко не все, что описывается в фольклоре, может стать повседневным опытом современного ученика. Даже для младшего школьника в устно-поэтическом творчестве слишком очевидны отголоски заклинаний, жертвоприношений, тотеми-ческих культов, свадебных, похоронных и иных обрядов. При этом важно заметить, что мифологическая общность фольклора разных народов, наблюдение единообразных мотивов и образов (дома, пути, превращений, чудесного заступничества и др.) как раз и может послужить тем связующим звеном, который объединит в восприятии младшего школьника устно-поэтическое творчество различных традиций.
В структуру подготовки магистров педагогического образования также нередко включается фольклор. Например, программа «Начальное образование» по подготовке магистрантов, открытая на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), включает дисциплину «Русское устное народное поэтическое творчество»,
программа «Педагогика начального образования, духовно-нравственного развития и воспитания школьников» (ПСТГУ) дает магистрантам возможность освоить дисциплину «Фольклор и методика его преподавания в начальной школе», программа «Поликультурное образование», разработанная факультетом начальных классов МПГУ, предлагает вниманию студентов дисциплину «Народное творчество». Трудоемкость подобных дисциплин обычно составляет 2-3 зачетные единицы. Освоение этих дисциплин способствует выработке у магистранта общекультурных, общепрофессиональных и профессионально-специализи ро ванных компетенций и, наряду с усвоением других дисциплин программы, позволяет выпускникам обладать: способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готовностью к разра- 89 ботке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8); готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14); готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16); способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень
различных групп населения (ПК-17); способностью разрабатывать и реали-зовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19). В силу специфики фольклора и особенностей методики его преподавания в начальной школе может быть предложена такая дополнительная компетенция, как готовность использовать знания по теории и методике преподавания фольклора в современном образовательном процессе в начальной школе.
Каждая из дисциплин четко вписывается в контекст той магистерской программы, в которую включена. Содержание дисциплин может предполагать следующие этапы рассмотрения вопросов теории и практики преподавания фольклора в начальной школе и корректироваться в зависимости от специфики магистерской программы.
Прежде всего, целесообразно рассмотреть тему «Специфика фольклора как теоретическая и методическая проблема», в которой определяется понятие «устное народное поэтическое творчество (фольклор)», разграничива-90 ются такие явления, как фольклор и литература, фольклор и этнография. Затрагивается вопрос о художественной системе русского фольклора и особенностях бытования устно-поэтического творчества (вариативность, традиционность, коллективность, анонимность, синкретичность), особенностях восприятия народного творчества учениками начальных классов. Могут быть рассмотрены проблемы истории фольклористики и истории методики преподавания фольклора в начальной школе, освещены достижения современной науки о фольклоре. Жанровый состав русского устно-поэтического творчества и круг чтения младшего школьни-
ка, язык русского фольклора и методические основы работы над языком устно-поэтических произведений в начальной школе. Особое внимание может быть уделено роли фольклора в структуре поликультурного образования учащихся, многообразию фольклора народов России, вопросам сохранения и пропаганды региональных фольклорных традиций.
В следующей теме «Фольклор и мифология, мифопоэтическая модель мира» могут быть рассмотрены следующие вопросы: миф как особый тип культуры; мифологические истоки магических представлений о мире; сотворение мира в мировой мифологии и мифопоэ-тическая модель мира; система бинарных оппозиций, описывающих мифологический мир; структура мифопоэти-ческого времени и пространства; человек и социальные отношения, этические нормы в мифологии; мифологические тексты в круге детского чтения; ознакомление младших школьников с мировой мифологией, категориями пространства и времени, с типами мифологических персонажей и характером событий, отражением мифологии в фольклоре и литературе.
Тема «Русский фольклор и христианская культура» посвящена отображению православной культуры в устно-поэтическом творчестве и позволяет выявить особенности восприятия младшими таких произведений устного народного творчества, в которых христианская культура представлена достаточно ярко. Вниманию магистранта могут быть предложены следующие вопросы: фольклор и древнерусская литература; специфика реализации в произведениях русского фольклора христианских сюжетов, мотивов, образов; русские народные представления о праведниках и
грешниках, святости и грехе, богатстве и бедности по народным легендам и духовным стихам; образ иного царства и его искатели в русской народной волшебной сказке; языческое и христианское в универсуме былины; противопоставление разумного и мудрого, житейского и божественного в фольклоре; Русь Святая в народных пословицах, поговорках и загадках; фольклор в системе духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.
Одну из тем дисциплины целесообразно посвятить народной обрядовой поэзии, в которой можно рассмотреть следующие вопросы: обряд как разноко-довое явление; обряды и обрядовая поэзия; календарные обряды; циклизация и состав календарной обрядовой поэзии; обрядовое антиповедение и карнавальное мироощущение; семейно-бытовая обрядовая поэзия; родинные обряды; исторические корни и структура свадебного ритуала; происхождение костюма и реквизита свадьбы; свадебные плачи, величания, приговоры; похоронный обряд и его структура; культ предков; похоронные причитания; окказиональная обрядовая поэзия; мотив пути и образ центра мира в русских народных заговорах; методика организации внеклассной работы учащихся по собиранию и изучению русской народной обрядовой поэзии; календарная и семейно-бытовая поэзия как средство постижения младшими школьниками самобытности и уникальности народной культуры.
Тема «Эпические, лирические и драматические жанры необрядового фольклора» составляет основное ядро любой из обозначенных выше дисциплин. Тезисное содержание раздела с кругом возможных для рассмотрения проблем может быть представлено следующим образом. Многообразие жан-
ров народного эпоса. Народный мифологический рассказ: определение жанра, образ мира. Народная демонология, ее истоки. Мифологические рассказы и их стилизации в круге чтения младшего школьника. Система сказочных жанров в фольклоре. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Постижение младшим школьником специфики вымышленного мира сказок. Моделирование в процессе работы над сказкой в начальной школе. Анализ сказочных мотивов учащимися начальных классов. Методика работы над выявлением сходства и различий авторской и народной сказок. Детские сочинения в жанре «сказка». Русские народные былины. Основные циклы былин, сюжеты и тематика. Былина как целостное художественное явление. Истолкование семантики событий и осмысление формальности былинного изображения младшими школьниками. Трудности изучения народного эпоса в начальной школе, специфика работы над языком былины. Песни лирические частые и песни лирические протяжные. Происхождение народной лирики, связь с обрядностью. Герой народной лирической песни. Особенности поэтики лирических песен. «Акцентное вычитывание» народной протяжной песни в начальной школе. Исторические корни народного театра. Оформление народных спектаклей. Поэтика народной драмы. Ярмарка и народное гулянье. Ритуальный и ярмарочный смех. Возможности использования народных драматических произведений в школьном театре. Малые фольклорные жанры, их многообразие и специфика. Малые фольклорные жанры на пропедевтическом этапе начального литературного образования. Отбор эпических, лирических и драматических устно-поэтических жан-
91
92
ров для уроков литературного чтения в начальной школе: требования Федерального образовательного стандарта и варьирование учебным материалом в учебниках и программах по литературному чтению.
Заключительную тему дисциплины целесообразно посвятить современному фольклору и детскому мифотворчеству: фольклор современных субкультурных объединений (театральный, медицинский, армейский); основные жанры школьного фольклора; первобытное и детское сознание; мифопоэ-тическое в структуре мира детской страшной истории; организация внеклассной работы по собиранию и анализу школьного фольклора; школьный фольклор и детская литература.
Дисциплина предполагает изучение русского фольклора средствами фольклористики и смежных с ней гуманитарных дисциплин. Литературоведение позволяет раскрыть, каким образом фольклор используется в творчестве авторском. Историческое изучение фольклора позволяет обнаружить отражение национальной истории в фольклоре, рассмотреть фольклорный текст как результат исторического развития народного поэтического творчества. Выявление истоков философии в фольклоре и мифологии, анализ текстов с позиции современного уровня мысли позволяют изучить устное народное творчество средствами философии. Изучать фольклорные тексты как знаковые системы позволяют средства семиотики.
Следует подчеркнуть, что формирование компетенций не связано только с освоением теоретических вопросов дисциплины, преподносимых студенту в лекционной форме: «услышанное на лекции анализируется на семинарских
занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, отрабатывается на практике и т.п.», поэтому компетенции «могут быть оценены в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы» [9, с. 8]. Компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных технологий обучения как «совокупностей методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации» [12, с. 5], имеют профессиональную направленность и позволяют студентам выступить в роли читателя, критика, исследователя, методиста, учителя-практика, консультанта, диагностика. Формы и методы организации образовательной деятельности студентов могут быть различными: аудиторные (лекционные, семинарские и практические) занятия, традиционные и с применением технологий проблемного обучения, разработка исследовательских, творческих и информационных проектов, самостоятельная работа студентов (подготовка сообщений, рефератов, докладов, участие в конференциях, моделирование устно-поэтических произведений и компонентов образовательной деятельности, написание курсовых работ и др.) с широким привлечением информационно-коммуникативных технологий, интернет-ресурсов, индивидуальное консультирование у преподавателя. «Новой формой самостоятельной деятельности студентов, повышающую их собственную ответственность за образование, должно стать проектирование собственного образовательного маршрута...» [13, с. 92, 94], который учитывает предшествующее образование магистранта и его индивидуальные потребности, что позволяет современному высшему образованию иметь не только профессионально-
направленный, но четко выраженный личностно-ориентированный характер.
Например, внимание магистрантов ПСТГУ привлекают вопросы отражения христианской культуры в фольклоре, соотношения фольклора и древнерусской литературы. Особенно эти вопросы интересует студентов, имеющих богословское образование, преподавателей основ православной культуры, и нередко для своей самостоятельной работы, проектной деятельности они изыскивают весьма интересные темы «Соотношение христианского и языческого в русском детском фольклоре», «Чудесные заступники в колыбельной песне», «Сквозные образы в народном духовном стихе, христианской легенде и лубочных картинках». Слушателей магистерской программы «Начальное образование» особенно привлекают вопросы методики литературного чтения различных фольклорных жанров, магистрантов по программе «Поликультурное образование» - мифология, обрядовый фольклор. Они готовят интересные сообщения, в том числе с привлечением информационно-компьютерных технологий, о народной обрядовой поэзии, праздничных циклах, антропоморфных образах обрядов и обрядовой поэзии, разрабатывают внеклассные мероприятия по ознакомлению учащихся младших классов с народной календарной обрядовой поэзией, сравнивают обряды и обрядовую поэзию разных народов России. Значительное влияние на выбор индивидуального маршрута оказывает предшествующее образование студентов. Магистрантов, имеющих музыкальное педагогическое образование, часто привлекает календарная, семейно-бытовая поэзия и народная лирика в единстве с исполне-
нием, студентов с филологическим образованием - вопросы поэтики фольклора, его взаимосвязей с художественной литературой, социальных педагогов - вопросы использования фольклора во внеурочной работе и культурно-просветительской деятельности, психологов - проблемы детской субкультуры, детского мифотворчества, детских страхов и их отражения в детском словесном творчестве.
Фольклор как феномен традиционной народной культуры и современной детской субкультуры, как учебный материал для литературного образования учителя начальных классов и младшего школьника становится одним из предметов исследования магистранта. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников активно изучается современной педагогической наукой, посвященные этой проблематике статьи нередко появляются на страницах периодических изданий. Авторы отмечают, что «глубина и осознанность сведений об окружающем мире будут максимальными при самостоятельном учебно-исследовательском поиске, осуществленном в ходе собственных интеллектуальных усилий. Напротив, знания, полученные путем выучивания (заучивания), существенно уступают им по прочности» [14, с. 86]. И это важно учитывать педагогу при организации литературного чтения фольклора в начальной школе.
Все знания младших школьников о художественных особенностях тех или иных фольклорных жанров, а также о приемах их осмысления, должны быть получены учащимися в процессе непосредственной работы с конкретными устно-поэтическим произведениями, а не со слов учителя об этих жарах и об
93
94
этих приемах. Задачи литературного чтения в современной начальной школе требуют, чтобы образовательный процесс носил проблемный, развивающий характер. Необходимость выступления ученика в роли «маленького исследователя», «читателя-критика», «читателя-историка», «читателя-теоретика», участника проектной деятельности обоснована и используется в ряде методических исследований и учебных комплектов (Э. Э. Кац, Г. Н. Кудиной, З. Н. Новлян-ской, Л. Е. Стрельцовой и др.), она определена природой фольклора, угасанием интереса к жанрам традиционного устно-поэтического творчества со стороны младшего школьника в случае поддержки наивно-реалистического отношения к произведению.
Если современная система литературного чтения требует, чтобы у юного читателя формировалось исследовательское отношение к произведениям художественной литературы и фольклора, тем более учитель сам должен овладеть соответствующими умениями. Действительно, при исследовательском обучении «педагог из ментора превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя. В условиях исследовательского обучения педагог для учащегося - образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом» [14, с.87].
Как правило, научно-исследовательская практика магистрантов проводится на базе образовательных учреждений разного вида, которые могут рассматриваться как экспериментальные площадки для проведения исследований в области методики чтения устного народного творчества. В ходе практики студентам предоставляется возможность проведения экспериментальных
исследований по заранее разработанной ими программе. При этом они овладевают современными технологиями преподавания фольклора. По итогам практики студентом предоставляется отчет с анализом всех видов его деятельности. Тема выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации также может быть связана с методикой литературного чтения фольклора в начальной школе, в рамках которой магистрант демонстрирует свои общекультурные и профессиональные компетенции применительно к области устного народного творчества.
Таким образом, филологическая и методическая подготовка педагогов начального образования предполагает овладение студентами теорией и методикой преподавания фольклора в начальной школе, готовит выпускников к выполнению преподавательской, научно-исследовательской, культурно-просветительской, организационно-воспитательной и другим видам профессиональной деятельности в области устно-поэтического творчества. Система профессиональной подготовки по фольклору должна осуществляться с учетом уровневой структуры современного высшего образования на деятельностно-компететностной личностно-ориенти-рованной основе и обеспечивать фундаментальность высшего образования, взаимосвязь соответствующих циклов, модулей и дисциплин основных образовательных программ профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования, магистерских программ по начальному образованию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сазонов Б. А. Методические рекомендации по применению системы зачетных
единиц (ЕСТБ) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов / Б. А. Сазонов, Е. В. Караваева, Н. И. Максимов. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 104 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» // Российская газета. Федеральный выпуск. № 4504 от 27 октября 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html (время доступа - 12.01.12).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» // Российская газета. Федеральный выпуск. № 4535 от 5 декабря 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg. ru/2007/12/05/obrazovanie-stansart-dok.html (время доступа - 12.01.12)
4. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплаты стипендий и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях» // Российская газета. Федеральный выпуск. № 4956 от 21 июля 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/07/21/stipendii-dok.html (время доступа - 12.01.12)
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» // Российская газета. Федеральный выпуск. № 5038 от 13 ноября 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2009/11/13/universitety-zakony-dok.html (время доступа -12.01.12).
6. Подготовка учителя в структуре уровне-вого образования: Коллективная монография / Под ред. В. Л. Матросова. - М.: МПГУ, 2011. - 168 с.
7. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена и С. А. Медведева. - M.: РЕЦЭП, 2005. -199 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf (время доступа - 12.01.2012).
9. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уров-невой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. С. В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. - 212 с.
10. Сосновская О. В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов. - М.: «Прометей», 2004. - 184 с.
11. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тиш-ков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
12. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Куку -шина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 336 с.
13. Афанасьева Т. П., Караваева Е. В., Кану-коева А. Ш. и др. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 96 с.
14. Савенков А. И., Середенко П. В. Подготовка будущих учителей к исследовательскому обучению младших школьников // Начальная школа. - 2007. - №10. -С. 86-89. ■
95