1УДК 373.3
ББК 74.20
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
О. Ю. Парфенова
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы методической ценности театральной инсценировки как средства приобщения учащихся третьих классов средней школы к чтению и художественным ценностям. В работе описан методический эксперимент, результаты которого свидетельствуют о высокой эффективности таких форм работы на уроках литературного чтения, как чтение по ролям, театральная инсценировка, написание отзывов о прочитанном. Восприятие литературного произведения необходимо рассматривать как комплексный психологический процесс, направленный на эстетическое развитие ребенка, формирование его эмоциональной сферы. Функционирование специфических аспектов области восприятия способствует выработке эстетического вкуса, формирования эстетического опыта у младших школьников в процессе изучения драматических произведений. Приобщение учащихся начальных классов к ценностям театрального искусства является пропедевтическим этапом по отношению к изучению предмета «Литература» на следующей ступени образования: в последнем случае речь уже идет не только об изучении сказок и собственно детской литературы, но и о произведениях русских и зарубежных писателей и драматургов.
Ключевые слова: начальная школа, литературное чтение, литературная сказка, мотивация к учебной деятельности, чтение по ролям, театральная инсценировка, методический эксперимент, отзыв о прочитанном.
USING THE ELEMENTS OF SCHOOL THEATER IN THE PROCESS OF TEACHING THE THIRD-GRADE PUPILS TO LITERARY READING
O. Yu. Parfenova
Abstract. The article considers the methodological value of theatrical staging as a means of introducing secondary school students to reading and artistic values. A methodical experiment is described, the results of which indicate the high effectiveness of such kind of work in literary reading classes as reading by roles, theatrical staging, writing reviews about what has been read. The perception of a literary work has to be viewed as a complex psychological process aimed at the aesthetic development of a child, the formation of his emotional sphere. The functioning of specific aspects of the perception area contributes to the development of aesthetic taste, the formation of aesthetic experience in younger students in the process of studying drama works. The introduction of primary school students to the values of theatrical art is a propedeutic stage in relation to the study of the subject "Literature" at the next stage of education: in the latter case, it is not only the study of fairy tales and children's literature itself, but also the works of Russian and foreign writers and playwrights.
Keywords: primary school, literary reading, literary tale, learning activity motivation, role reading, theatre staging, methodical experiment, feedback on the read.
Овладение навыками и умениями чтения текстов на родном языке есть цель преподавания в начальной школе предмета «Литературное чтение». При этом преподавание данного предмета носит пропедевтический характер по отношению к изучению другого, более многогранного предмета - литературы. В свою очередь, изучение литературы предполагает знакомство ученика с тремя основными ее видами - лирикой, эпосом и драмой.
Следует отметить, что многие произведения русской и зарубежной художественной литературы по своему содержанию являются драматическими, и, не умаляя ценности работы с художественным текстом изучаемого произведения, необходимо подчеркнуть, что восприятие его учеником будет гораздо более глубоким, если текст будет не только прочитан, но и осознан сквозь призму драматического искусства. Очевидно, что последнее предполагает посещение учеником театральной постановки по мотивам того или иного произведения, но, во-первых, такая возможность имеется не всегда и, во-вторых, в современной методической науке получил распространение такой прием работы с классом на уроках литературного чтения, как чтение по ролям и (или) инсценировка произведения.
Безусловно, это не следует считать альтернативой посещения театральной постановки, однако в преломлении к обучению школьников младших классов, как свидетельствуют исследования ученых-педагогов (Е. Н. Герасимова, Т. Г. Галактионова, И. Ф. Исаев и др.) и методистов (А. Д. Дейкина, Т. К. Донская, Т. А. Ладыженская и др.), а также массовый педагогический опыт, подобные формы и приемы работы являются достаточно эффективными.
Как известно, на момент поступления в школу ведущую роль в жизни ребенка по-прежнему занимает игра. Однако, в отличие от дошкольного периода обучения, речь идет уже не просто об игре как форме подражания той или иной деятельности взрослых, а о формировании личностных предпочтений, увлечений и кумиров, к каковым можно отнести любимых героев прочитанных сказок и иных адресованных детям произведений. Проблеме трансформации игрового опыта и характера игровой деятельности детей в продолжение переходного периода от дошкольного к школьному возрасту и о динамике измене-
ния структуры психической деятельности школьника были посвящены работы таких ученых, как Л. С. Выготский, К. Л. Печора и др.. В частности, К. Л. Печора пишет, что «во втором классе ребенок начинает в своей игре предпринимать попытки подражать тем людям и личностям, с которыми знаком в реальной жизни или которые стали ему известны из прочитанных произведений. Например, к таковым следует отнести любимого учителя или сказочного персонажа» [1, с. 38]. При этом эти и иные авторы недвусмысленно отмечают не только наличие игровой деятельности ребенка на данном возрастном этапе в упомянутых аспектах своего развития, но и потребности в игре. В свою очередь, Л. С. Выготский полагал, что «приобщение к реальной жизни через игру помогает школьнику сориентироваться в окружающем его мире и понять сущность тех или иных предметов или явлений» [1, с. 38].
По нашим наблюдениям, многие ученики начальной школы нередко проявляют пассивность по отношению к чтению, предпочитая его именно игровой деятельности, а чтение считают не только сложным (особенно в первом классе), но и скучным. В этой связи перед педагогом неизбежно встает вопрос о том, каким образом осуществить и усилить мотивацию к работе над текстом на уроках литературного чтения? Это особенно остро встает и в том контексте, что обучение литературному чтению, помимо собственно образовательной и развивающей функций, несет в себе богатое воспитательное начало: в частности, знакомясь с текстами на первом этапе - народных, а затем - и литературных сказок, юный читатель перенимает такие черты, как честность, преданность делу, искренность, учится понимать значение таких нравственных понятий, как дружба, верность, любовь. И сочетание потребности в игре со знакомством с текстом изучаемой сказки помогает пробудить интерес к чтению, а через это - и достичь тех методических целей, которые поставлены перед учителем.
Одним из самых любимых детьми младшего школьного возраста праздников является Новый год. К данному событию приурочены многие праздничные мероприятия, главными из которых являются новогодние утренники. Их сценарии, как правило, составляются на основе сказок на новогоднюю тематику. Изученный нами опыт образовательной деятельности средних школ города Мо-
сквы показал, что в них нередко принимают участие сами дети, разыгрывая в ходе новогоднего мероприятия одну из сказок, посвященную празднованию Нового года. Безусловно, это способствует подлинному раскрытию заложенных в личности ребенка способностей к творчеству, артистичности и воспитывает любовь к прекрасному. Однако нельзя отрицать, что подобная работа не может быть эффективной, если ей не предшествуют элементы школьного театра в процессе изучения произведений художественной литературы, адресованной детям. Чтение по ролям и инсценировка на уроке литературного чтения - один из эффективных методов достижения указанных целей.
Учитывая описанные факторы, в целях изучения методической целесообразности использования элементов школьного театра и эффективности чтения текста художественного произведения по ролям в процессе обучения школьников младших классов, мы в период с декабря по январь 2017 г. провели методический эксперимент в одной из средних общеобразовательных школ города Москвы, суть которого состояла в следующем.
Учащимся третьих классов в количестве 60 человек было предложено познакомиться с пьесой-сказкой С. Г. Козлова «Зимний цветок». Каждому из участников эксперимента было предложено ознакомиться с текстом произведения в ходе уроков литературного чтения, однако дети были разделены на две группы: контрольную группу (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ). Каждая из групп насчитывала по 30 человек, при этом участникам КГ предлагалось изучить текст лишь читая его в классе путем выборочного (фронтального) опроса и отвечая на вопросы учителя, а участникам ЭГ, помимо этого, предлагалось прочитать этот текст по ролям и разыграть театрализованную сценку по сюжету произведения. По окончании эксперимента мы предложили детям составить письменный отзыв о сказке «Зимний цветок», на основе оценок которого определялась эффективность данного метода.
Среди участников ЭГ был объявлен конкурс, и мы сообщили детям, что предлагается заслушать три группы по десять человек в каждой, и победители получат приз - новогодний подарок. При этом мы в общении с участниками эксперимента отказались от термина «чтение по ролям»: мы обратились к ним со словами: «При-
ближается Новый год, всеми любимый праздник. Каждый из нас на Новый год ждет какого-то чуда. Вам может показаться, что сказка - это где-то там, далеко в лесу. А вот и нет. Мы приглашаем вас в сказку. Сегодня вы получите уникальную возможность почувствовать себя героями этой сказки». Далее участники ЭГ были поделены на три группы по десять человек в каждой: это объясняется тем, что сюжет сказки предполагал наличие десяти персонажей: Ежик, Медвежонок, Доктор Дятел, Зайчонок, Осинка, Ясень, Сосна и три Зайца. Дети были очень заинтересованы заданием и задавали примерно следующие вопросы: «А что лечит Дятел?», «Но деревья же не умеют говорить?», «Зайцы не умеют петь». Мы отвечали, что «в сказке все возможно», и «на Новый год обязательно случается чудо». Ученики обрадовались подобным ответам и с энтузиазмом приняли участие в конкурсе.
На первом его этапе было предложено просмотреть мультипликационный фильм «Зимняя сказка» по мотивам данного произведения. Отметим, что С. Г. Козлов являлся известным советским писателем-сказочником, и данное произведение является частью его цикла «Сказок о Ежике и Медвежонке». Мы обратились к использованию ТСО по причине того, что визуализация учебного материала способствует более глубокому его осмыслению на основе формирования зрительных образов и абстрактных моделей. Иными словами, после просмотра мультфильма дети лучше представляли, о чем идет речь и с чем им предстоит встретиться в ходе объявленного конкурса.
На втором этапе нами были заданы вопросы с целью определить, правильно ли был интерпретирован сюжет. А на третьем предложено самостоятельно выбрать роли, выписать из текста сказки текст ролей, было дано задание выучить эти тексты и подготовиться к репетиции.
Хотя изучение данного произведения являлось частью урока, нами был введен элемент внеклассной работы: участникам ЭГ было предложено остаться после уроков на тридцать минут для репетиции сценки. В процессе наблюдения за репетицией для нас значимым являлось то, насколько хорошо дети запомнили последовательность ролей, какова степень выраженности их заинтересованности в сюжете, интересна ли им данная работа.
Сама сказка является драматическим произведением, поделенным самим автором на восемь картин. Однако, учитывая значительно большой объем текста произведения и, соответственно, наличие сложностей при изучении текста наизусть, нами было предложено лишь разыграть первые две картины. Так, совместно с участниками эксперимента был составлен следующий сценарий.
Картина первая
Лес. Солнечный морозный день перед Новым годом. Зайцы ведут хоровод вокруг елки. Зайцы (поют). Мы снежок притопчем На большой поляне, Елочку украсим, Сядем, посидим, Посидим немножко, Отдохнем и встанем, Ежика с Медведем
В гости пригласим. (Дружно подхватывают припев.)
Елка новогодняя!.. Вбегает Зайчонок.
Зайчонок (кричит). Ой! Ой! Стойте! Медвежонок заболел! (Тараторит). Я к нему прибегаю, приглашаем, говорю, вас, Медвежонок, с нами встречать Новый год, а он... а он... (Плачет.)
Первый заяц. Что? Второй заяц. Что? Третий заяц. Что?
Зайчонок. Лежи-и-ит... (И опять реветь.) Первый заяц. Зайцы! Наряжайте елку! А я -за доктором! Ты, Зайчонок, беги зови Ежика: Ежик Медвежонку первый друг. Зайчонок. Бегу! (Убегает) Второй заяц (третьему). Ай-яй-яй! Надо же! Перед самым Новым годом! Ну, пошли за игрушками.
Третий заяц (горячо). Доктор его вылечит. Обязательно вылечит. Вот, помню, когда я заболел... Уходят.
Картина вторая
Дом Медвежонка на лесной опушке. Сугробы, поленница дров, из чурбака торчит топор. Медвежонок лежит в доме на кровати, стонет. Появляются Зайчонок с Ежиком.
Зайчонок (подходя к дому). Вот, дядя Ежик, я к нему прибегаю, приглашаю, говорю, вас, Медвежонок, встречать с нами Новый год, а он... а он... (Всхлипывает.)
Ежик (останавливаясь). Что?
Зайчонок (разревелся). Лежи-и-ит...
Ежик (с досадой). Фу! Ты мне это уже в третий раз рассказываешь! (Входит в дом Медвежонка, зовет.) Медвежонок! Медвежонок!
Медвежонок стонет.
(Щупает Медвежонку голову.) Ой! (Отдергивает лапу.) Какая горячая!
Зайчонок (слюнит лапу, будто пробуя утюг, осторожно прикасается ко лбу Медвежонка. «Шшш!») Ой! Шипит! (Отскакивает.)
Ежик. Вот какой жар! Бедный Медвежонок!
Стук в дверь.
Голос Дятла. Можно?
Ежик. Входите! Входите!
В сопровождении Первого Зайца появляется Доктор Дятел - длинный нос, белый халат, серебряное блюдце ларинголога на лбу, черный докторский чемоданчик под крылом.
Доктор Дятел (входя). Кто больной?
Ежик. Он больной. (Показывает на Медвежонка.)
Доктор Дятел (Ежику).Что с ним?
Зайчонок. Можно, я скажу?
Доктор Дятел. Говори.
Зайчонок (тараторит). Дядя Дятел, я к нему прибегаю: приглашаем, говорю, вас, Медвежонок, встречать с нами Новый год, а он... а он...
Доктор Дятел. Что?
Зайчонок (рыдая). Лежи-и-ит...
Доктор Дятел. Та-ак.
Ежик. И - горит. Весь в огне.
Зайчонок (сквозь слезы). Вон я лапу обжег.
Доктор Дятел. Покажи.
Зайчонок. Вот.
Доктор Дятел. Надо лечить. (Открывает чемоданчик.)
Зайчонок. Не надо. И так пройдет. (Прячет лапу.) Лечите его! (Показывает на медвежонка.)
Доктор Дятел (подходит к медвежонку). Та-ак. Поставим градусник. (Достает из чемоданчика огромный градусник, ставит медвежонку под мышку.)
Градусник тут же взрывается, все разлетаются по углам.
Данный сценарий был разыгран по окончании школьных каникул. Примечательно, что дети уже в их продолжение посетили школьные утренники и получили новогодние подарки, однако, как и было отмечено выше, для детей данной возрастной категории ведущей формой деятельности все же по-прежнему является игра и, следовательно, им было интересно продолжить новогодние мероприятия.
Так, в течение одного учебного занятия были заслушаны все три группы участников ЭГ. Следует отметить качественную подготовку, позитивный настрой и отношение к предложенному заданию, использованные невербальные средства коммуникации при выражении эмоций персонажей сказки, что является нетипичным для других проведенных нами уроков литературного чтения. Это также свидетельствует о наличии у участников эксперимента интереса к инсценировке, с одной стороны, и наличии творческого потенциала - с другой.
Результаты были оценены тремя членами жюри, в состав которого входили заместитель директора школы по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы и другой учитель начальных классов. По окончании конкурса жюри было предоставлено слово, и его члены изложили свои заключения на основе следующих критериев:
1. Знание текста роли.
2. Степень выраженности эмоционального настроя сообразно сюжету произведения.
3. Использование невербальных средств коммуникации.
4. Соблюдение последовательности ролей.
Следует отметить, что, хотя жюри победителями была признана лишь одна группа из трех (то есть десять учеников), остальные участники ЭГ также хорошо подготовились и получили высокую оценку жюри, в состав которого входили специалисты в области педагогики начальных классов, русского языка и литературы и художественного творчества (учитель начальных классов являлся руководителем кружка юного актера).
И наконец, на завершающем этапе исследования нами был подведен анализ его результатов относительно всех его участников: как КГ, так и ЭГ. На данном этапе в качестве домашнего задания им было предложено составить письменный отзыв о прочитанном произведении, озаглавив его
словами «Почему мне понравилась эта сказка?». Нами было предложено написать отзыв, используя знакомые детям грамматические и синтаксические конструкции (во избежание обильного количества грамматических ошибок), однако указано, что объем отзыва - неограничен. Мы пояснили, что работа носит творческий характер и по этой причине не может быть ограничена объемом: объем определяли сами дети.
В течение последующих трех дней нами был проведен анализ письменных работ учащихся, после чего каждому из них были поставлены оценки, которые были выведены исходя из следующих критериев:
1. Раскрытие темы.
2. Соответствие грамматическим нормам современного русского языка.
3. Лексический запас ученика.
Необходимо подчеркнуть, что тексты отзывов участников КГ и ЭГ значительно отличались по всем трем критериям. В качестве примера приведем текст отзыва, составленного участницей контрольной группы Мариной Н.
Почему мне понравилась эта сказка?
Эта сказка смешная. Звери решили устроить елку. Мишка заболел. К нему пришли друзья. Ему нашли волшебный цветок. Он ему помог выздороветь.
Другая участница эксперимента, Валентина М., написала следующий текст.
Почему мне понравилась эта сказка?
Все мы любим Новый год. Только под Новый год случаются чудеса. В сказке говорится о чудесном исцелении медвежонка. Ему помогли его друзья. Нужно всегда ценить дружбу.
Данные работы учеников свидетельствуют о правильной интерпретации сюжета произведения, однако отличаются чрезмерной лаконичностью, малоинформативностью и не дают ответа на поставленный в заголовке вопрос, почему им нравится именно эта сказка. Очевидно и то, что учебной программой для третьего класса предусматривается гораздо больший объем словарного запаса, а объем их письменных работ, согласно требованиям учебной программы, может быть большим, однако в приведенных примерах этого выявить не удалось.
В качестве сравнения рассмотрим работы участников экспериментальной группы (ЭГ). Так, Софья Н. написала следующий отзыв.
Почему мне понравилась эта сказка?
На Новый год мы все ждем чуда. Для меня Новый год - это всегда сказка. Конечно, любая сказка - это ложь, вымысел, но в сказке всегда добро побеждает зло. Читая и слушая сказки, мы становимся добрее. В этой сказке показано, как важно ценить дружбу, иметь друзей и верить в добро. Конечно, осинка, звездочка, сосна - это неодушевленные предметы, но в сказке возможно все. Это было действительно новогоднее чудо. Болезнь друга закончилась выздоровлением и веселой песней.
Нами была проанализирована еще одна работа участника ЭГ, Александра Д. Примечательно, что данная работа была прочитана нашим коллегой, учителем русского языка, и признана превосходящей тот объем требований к уровню сформированности лексико-грамматических и коммуникативных навыков и умений, которые предъявляются к учащимся третьих классов.
Почему мне понравилась эта сказка?
Человеку свойственно верить в чудо. И это чудо случается на Новый год. Да, это - всего лишь сказка, никто и не спорит. Но только ли о зайцах, ежике и медвежонке в ней шла речь? И только ли о его болезни? Мне кажется, что нет: ведь это - не история болезни, а добрая волшебная сказка, которая учит нас ценить людей, находящихся с нами в трудную минуту. Все эти персонажи - это какие-то люди, которых мысленно описывал автор. Хочется верить, что такие чудеса будут случаться не только в новогоднюю ночь, а наши друзья и близкие не покинут нас в трудную минуту.
Из данного текста следует глубокое осмысление прочитанного, увиденного (если принять во внимание визуализацию учебного материала в формате демонстрации мультипликационного фильма) и того, в чем ученик принял участие сам. Кроме того, очевидно наличие заложенных способностей личности не только к художественному, но и литературному творчеству.
Таким образом, приведенные примеры и иные тексты отзывов участников ЭГ в сравнении с теми, что были написаны участниками КГ, заставляют нас прийти к выводу о том, что такой метод работы на уроках литературного чтения в третьих классах средней школы, как чтение по ролям с элементами инсценировки или собственно инсценировка в формате внеклассного
мероприятия является эффективной. В пользу данного довода свидетельствуют и результаты анализа полученных оценок участниками КГ и ЭГ. Так, если говорить об оценках участников КГ, они оказались следующими: «5» - 4 ученика, «4» - 10 учеников, «3» - 16 учеников.
Оценки же участников ЭГ оказались следующими:
«5» - 18 учеников; «4» - 12 учеников; Оценок «3» и «2» не получил никто. Полученные результаты недвусмысленно свидетельствуют о наличии положительных результатов, выявленных у участников ЭГ в контексте овладения художественным текстом литературной сказки. Это объясняется тем, что, помимо собственно работы с художественным текстом, нами были задействованы факторы мотивации учащихся к учебной деятельности, и необходимые УУД получили свое развитие. Более того, полученный опыт может быть использован учащимися и в дальнейшем при изучении литературы, а также ими получено осознание нравственных ценностей, любви к прекрасному, понимание ценности театрального искусства, что в конечном итоге влечет за собой целостное формирование личности школьника, формирование необходимого набора нравственно-этических установок и нравственному самораскрытию личности в дальнейшем.
Таким образом, результаты проведенного исследования заставили нас прийти к выводу, что его цель достигнута в полной мере, а использование элементов школьного театра как метод работы на уроках литературного чтения в третьих классах следует считать методически ценным.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Печора К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста: актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. - М.: Изд-во Скрипторий, 2003, 2006. - 95, [1] с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. - М.: Лабиринт, 2001. - 366, [1] с.
3. Галактионова Т. Г. Качество чтения - как личностный ресурс и образовательный результат в условиях современной школы // Чтение детей и взрослых: качество чтения.
- СПб.: С.-Петерб. академия постдипломного пед. образования, 2009. - С. 7-14.
4. Галактионова Т. Г. Семнотические технологии: ресурс педагогики чтения // Библиотека и чтение в структуре современного образования: материалы межрегион. науч. конф., 29 окт. 2009 г. - М.: Наука, 2009. - С. 48-49.
5. Герасимова Е. Н. Подготовка будущего учителя к работе по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения: моногр. -Елец: ФГБОУ ВПО «Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина», 2014. - 262 с.
6. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. - М.: [б. и.]; Оренбург: Агентство «Пресса», 2009. - 305 с.
7. Донская Т. К. Принципы развивающего обучения русскому языку: учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ, 1985. - 80, [2] с.
8. Исаев И. Ф. О проблемном обучении в начальных классах: метод. указания учителям.
- Магнитогорск: б. и., 2015. - 29 с.
9. Исаев И. Ф., Тарасова С. И. Региональный музей и школа: формы совместной деятельности: учеб.-метод. пособие. - Белгород, 2006. - 185, [1] с.
10. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс: [учебник] / Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина, Н. В. Ладыженская. - М.: С-инфо: Баласс, 2003. - 207 с.
REFERENCES
1. Pechora K. L. Razvitie i vospitanie detey rannego i doshkolnogo vozrasta: aktualnye problemy i ikh reshenie v usloviyakh DOUi semyi. Moscow: Izd-vo Skriptoriy, 2003, 2006. 95, [1] p.
2. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech: Psikhika, soz-nanie, bessoznatelnoe. Moscow: Labirint, 2001. 366, [1] p.
3. Galaktionova T. G. Kachestvo chteniya - kak lichnostnyy resurs i obrazovatelnyy rezultat v usloviyakh sovremennoy shkoly. Chtenie detey i vzroslykh: kachestvo chteniya. St. Petersburg: S.-Peterb. akademiya postdiplomnogo ped. ob-razovaniya, 2009. Pp. 7-14.
4. Galaktionova T. G. Semnoticheskie tekhnologii: resurs pedagogiki chteniya. In: Biblioteka i chte-nie v strukture sovremennogo obrazovaniya. Proceedings of interregional scientific conference, 29 Oct. 2009. Moscow: Nauka, 2009. Pp. 48-49.
5. Gerasimova E. N. Podgotovka budushchego uchitelya k rabote po federalnym gosudarstven-nym obrazovatelnym standartam obshchego ob-razovaniya vtorogo pokoleniya: monogr. Elets: FGBOU VPO "Eletskiy gos. un-t im. I. A. Bun-ina", 2014. 262 p.
6. Deykina A. D. Formirovanie yazykovoy lichno-sti s tsennostnym vzglyadom na russkiy yazyk: metodologicheskie problemy prepodavaniya russkogo yazyka. Moscow: [w. p.]; Orenburg: Agentstvo "Pressa", 2009. 305 p.
7. Donskaya T. K. Printsipy razvivayushchego obucheniya russkomu yazyku: ucheb. posobie k spetskursu. Leningrad: LGPI, 1985. 80, [2] p.
8. Isaev I. F. O problemnom obuchenii v nach-alnykh klassakh: metod. ukazaniya uchitelyam. Magnitogorsk: [w. p.], 2015. 29 p.
9. Isaev I. F., Tarasova S. I. Regionalnyy muzey i shkola: formy sovmestnoy deyatelnosti: ucheb.-metod. posobie. Belgorod, 2006. 185, [1] p.
10. Ladyzhenskaya T. A., Nikolskaya R. I., Soroki-na G. I., Ladyzhenskaya N. V. Detskaya ritorika v rasskazakh i risunkakh. 3 klass: [uchebnik]. Moscow: S-info: Balass, 2003. 207 p.
Парфенова Оксана Юрьевна, аспирантка Кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах факультета начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 962» e-mail: [email protected]
Parfenova Oksana Yu., Post-graduate student, Russian language and methods of its teaching Department, Primary education Faculty, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University; Primary school teacher, State Budgetary General educational Institution, Moscow „School № 962" e-mail: [email protected]