Научная статья на тему 'Особенности школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития'

Особенности школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3208
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ / ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SCHOOL ANXIETY / SCHOOL ANXIETY PECULIARITIES / CAUSES OF SCHOOL ANXIETY / MENTAL RETARDATION / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Троценко Светлана Николаевна, Филютина Татьяна Николаевна

В статье представлены результаты исследования особенностей школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития (ЗПР), выявлена частота присутствия факторов школьной тревожности в выборке испытуемых по двум методикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the school anxiety of elementary school pupils with mental retardation

The paper presents the results of studies of the school enrollment of elementary school pupils with mental retardation, revealed the presence of the frequency factors of school anxiety in a sample tested by two techniques.

Текст научной работы на тему «Особенности школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития»

той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются на психику и вызывают сильный стресс. Главным отличием посттравматических непрошеных воспоминаний от обычных воспоминаний является то, что первые сопровождаются сильными чувствами тревоги и страха.

Анализ данной корреляционной плеяды показывает, что интернальность в области достижений имеет высокие прямые корреляционные связи с такими параметрами как эмпатия с животными. Бойцы осознают всю серьезность выполнения задачи, и поэтому данные параметры также имеет высокие прямые корреляционные связи между собой.

Проведенное психодиагностическое исследование позволяет сделать вывод о том, что необходимо осуществлять психологическое сопровождение

военнослужащих, профилактическую и психокоррекционную работу с данным контингентом лиц.

Библиографический список

1. Курпатов А.В., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии: [монография]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 372 с.

2. Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: Сборник документов и информационно-методических материалов. - М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. - 284 с.

3. Организация работы кабинета психологической регуляции в органах внутренних дел. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 232 с.

УДК 159.922.72

Троценко Светлана Николаевна Филютина Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук Шадринский государственный педагогический институт julija-trc@ramnler.ru, filyutina1960@40mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье представлены результаты исследования особенностей школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития (ЗПР), выявлена частота присутствия факторов школьной тревожности в выборке испытуемых по двум методикам.

Ключевые слова: школьная тревожность, особенности школьной тревожности, причины школьной тревожности, задержка психического развития, младший школьный возраст.

Исследование тревожности детей разных возрастных категорий, имеющих различное психическое и физическое развитие, позволяет раскрыть суть данного явления, выявить закономерности развития эмоциональной сферы, изучить особенности становления эмоционально-личностных состояний, в том числе и тревожности. Многие исследователи и психологи отмечают, что именно тревожность является причиной многих трудностей, с которыми сталкивается ребенок в период своего детства.

В психологической литературе тревожность имеет несколько толкований:

- свойство (черта) личности (В.В. Суворова, Р.Б. Кэттэлл) [5], Н.Б. Пасынкова [3];

- специфическое эмоциональное состояние -генерализованная беспредметная настороженность (Л.П. Ясюкова) [6];

- личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги (Е.П. Кошелева) [1].

Изучив работы И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, А.И. Захарова, Л.П. Ясюковой, В.В. Астапова мы сочли, что для нашего исследования больше подходит определение А.М. Прихожан [4], которая

определяет тревожность как устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, и константные (постоянные, неизменяемые) формы реализации с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

Школьная тревожность включает в себя различные проявления школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников и др.

В статье исследуются особенности тревожности в младшем школьном возрасте, так как именно поступление ребенка в школу приводит к качественным изменениям всех сфер его развития, и в первую очередь в эмоционально-личностной. Характерные особенности тревожности учеников младших классов изучались многими отечественными исследователями, такими как А.К. Дусавицкий, Т.А. Нежнова, Е.В. Филлипова, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, А.И. Захаров и др. По данным изучения вопроса тревожности детей начальной школы, препятствием для их нормальной адапта-

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Троценко С.Н., Филютина Т.Н., 2012

ции может стать как чрезмерно высокий уровень тревожности, так и ее отсутствие. Устойчивая тревожность или ее отсутствие мешают нормальному развитию и продуктивной деятельности обучающегося, отрицательно влияя на все сферы жизнедеятельности личности.

Исследования психологов также посвящены изучению функции тревожности. Нормальный уровень тревожности способствует успешности деятельности в простых и сложных ситуациях. Тревожность низкого и высокого уровня препятствует и даже ведет к полной дезорганизации деятельности. Поэтому нормальный уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога) (А.М. Прихожан) [4].

От общей тревожности перейдем к частной, школьной. Исследователи уделяют особое внимание повышенной школьной тревожности, которая является проявлением неблагополучия личности. Чаще всего у детей, имеющих проблемы в учении показатель школьной тревожности выше нормы. Среди причин неуспешности в школьной деятельности называют задержку психического развития (ЗПР) - негрубое отставание в развитии психических процессов, требующее коррекционного подхода, но позволяющее ребенку обучаться в общеобразовательной школе.

Задержка психического развития на сегодняшний день рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся все случаи замедленного психического развития, а также относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, но не достигающей умственной отсталости (Н.Н. Малофеев) [2].

Изучение специфики школьной тревожности детей с задержкой психического развития актуально в связи с тем, что такие дети имеют ряд особенностей протекания адаптационного периода при поступлении в школу. Тревожность детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития изучалась О.В. Фроловой, Н.А. Деревян-киной, Е.В. Михайловой, Т.Б. Писаревой, Д.В. Березиной, И.П. Бучкиной. На сегодняшний день пси-холого-педагогический аспект проблемы школьной тревожности детей с ЗПР продолжает оставаться малоразработанным.

Целью данной статьи является представление результатов изучения особенностей школьной тревожности обучающихся младших классов с задержкой психического развития. Основные задачи -проведение диагностического исследования тревожности и анализ полученных результатов.

В исследовании приняли участие 67 обучающихся 1-4 класса школ № 4, 13, 20 г. Шадринска Курганской области, имеющих задержку психического развития.

На этапе констатирующего эксперимента использовались:

- шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale - CMAS) в адаптации А.М. Прихожан [4];

- опросник школьной тревожности Филлипса.

Шкала явной тревожности для детей (The

Children's Form of Manifest Anxiety Scale - CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 812 лет и содержит 53 вопроса. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована A.M. Прихожан [4]. На основании полученных данных делается вывод об уровне тревожности испытуемого от «чрезмерного спокойствия» (1 стен) до очень высокой тревожности (10 стен). Факторный анализ выявляет следующие причины тревожности: межличностное напряжение, мотивация достижений, самооценка, вегетативные реакции, страхи и общее беспокойство.

Опросник школьной тревожности Филлипса позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, включает в себя 58 вопросов и дает возможность сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся по следующим факторам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Остановимся на анализе полученных результатов по методике «Шкала явной тревожности для детей (CMAS)», представленном в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностического исследования уровня тревожности по методике «Шкала явной тревожности для детей (CMAS)»

Уровень Уровень тревожности (стен) Количество испытуемых /%

1 «Чрезмерное спокойствие» (1-2) 0 / 0%

2 Нормальный уровень тревожности (3-6) 16 / 23%

3 Несколько повышенный уровень тревожности (7-8) 30 / 44%

4 Явно повышенная тревожность (9) 7 / 11%

5 Очень высокая тревожность (10) 14 / 22%

Таблица 2

Факторный анализ школьной тревожности по методике «Шкала явной тревожности для детей (CMAS)»

Факторный анализ Количественный показатель свыше 50% Количество испытуемых с показателем выше 50% / %

Межличностное напряжение 6 баллов и выше 42/63%

Мотивация достижения, самооценка 5 баллов и выше 50/75%

Вегетативные реакции 5 баллов и выше 31/46%

Страхи, общее беспокойство 6 баллов и выше 44/66%

Таблица 3

Результаты диагностического исследования уровня тревожности по методике Филлипса

Уровень тревожности Количество человек/%

Очень высокий (5) 47 чел/ 70%

Повышенный уровень тревожности (4) 20чел/ 30%

Таблица 4

Факторный анализ тревожности младших школьников по методике Филлипса

Факторный анализ Количество испытуемых с показателем выше 50% / %

1. Общая тревожность в школе 55 / 82%

2. Переживание социального стресса 52 / 78%

3. Фрустрация потребности в достижении успеха 54 / 81%

4. Страх самовыражения 46 / 69%

5. Страх ситуации проверки знаний 58 / 87%

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 37 / 55%

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 26 / 39%

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 63 / 94%

По данным исследования мы разделили испытуемых на две группы:

1-я группа включает 16 детей, что составляет 23% испытуемых, демонстрирующих 2-ой уровень (нормальный уровень) тревожности;

2-я группа включает 51 человек, что составляет 77% испытуемых, демонстрирующих 3, 4 и 5-й уровни (несколько повышенная, явно повышенная тревожность и высокий уровень тревожности). Дети данной выборки нуждаются в психологической коррекции данного состояния, повышенная тревожность снижает успешность в учебной деятельности.

После распределения детей по уровням тревожности мы осуществили факторный анализ ее проявления, который представлен в таблице 2.

По степени значимости факторов, мы выстроили их следующим образом:

- мотивация достижения, самооценка (50/75%);

- страхи, общее беспокойство (44/66%);

- межличностное напряжение (42/63%);

- вегетативные реакции (31/46%).

Поэтому наиболее актуальной для специалистов, работающими с младшими школьниками с ЗПР, является коррекция самооценки и мотивация достижений.

Для надежности результатов мы определили уровни и факторы тревожности в имеющейся вы-

борке по второй методике Филлипса. Уровневые показатели представлены в таблице 3.

В результате обработки полученных данных мы определили, что 67 человек, что составляет 100% испытуемых, демонстрируют 4 и 5 уровни (повышенная и очень высокая тревожность).

Сравнивая данные по двум методикам мы пришли к следующим выводам:

1. Выборка детей демонстрирует следующие особенности проявления школьной тревожности: 16 человек (23%) демонстрируют ситуативную тревожность, 51 человек (77%) имеют устойчивую личностную тревожность.

2. Из полученных данных видно, что все испытуемые (100%) нуждаются в коррекции этого состояния и дифференцированном подходе к коррекции данного состояния.

Аналогично после выделения уровней тревожности обучающихся по второй методике мы осуществили факторный анализ ее проявления, который представлен в таблице 4.

По степени значимости факторов, мы выстроили их следующим образом:

- проблемы и страхи в отношениях с учителями (63 / 94%);

- страх ситуации проверки знаний (58 / 87%);

- общая тревожность в школе (55 / 82%);

58

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

- фрустрация потребности в достижении успеха (54 / 81%);

- переживание социального стресса (52 / 78%);

- страх самовыражения (46 / 69%);

- страх несоответствовать ожиданиям окружающих (37 / 55%);

- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (26 / 39%).

Мы считаем, что все данные факторного анализа актуальны не только для специального психолога, дефектолога, учителя, работающего в классе, администрации школ, медицинских работников, но и для родителей младших школьников с ЗПР. Их учет поможет в осуществлении фронтальных и индивидуальных форм работы с ребенком и будет способствовать решению задач коррекции тревожности.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать ряд выводов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 100% младших школьников с задержкой психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности, из них 16 человек (23%) демонстрируют ситуативную тревожность, 51 человек (77%) имеют устойчивую личностную тревожность.

2. Выявлена частота присутствия факторов школьной тревожности в выборке испытуемых по двум методикам:

- проблемы и страхи в отношениях с учителями (63 / 94%);

- страх ситуации проверки знаний (58 / 87%);

- общая тревожность в школе (55 / 82%);

- фрустрация потребности в достижении успеха (54 / 81%);

- переживание социального стресса (52 / 78%);

- мотивация достижения, самооценка (50/75%);

- страх самовыражения (46 / 69%);

- страхи, общее беспокойство (44/66%);

- межличностное напряжение (42/63%);

- страх несоответствовать ожиданиям окружающих (37 / 55%);

- вегетативные реакции (31/46%);

- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (26 / 39%).

3. Обучающиеся с задержкой психического развития должны в обязательном порядке получать

психологическую коррекционную помощь, направленную на снижение тревожного состояния, так как нескорректированная тревожность оказывает негативное влияние на все стороны жизни ребенка: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психического благополучия.

4. Надлежит проводить разъясняющую работу с педагогами, работающими с детьми данной категории и формировать правильное отношение к проблемам ребенка у его родителей. По нашему мнению, при правильно организованной коррекционной работе некоторые негативные проявления школьной тревожности должны сглаживаться, а другие - трансформироваться.

5. Полученные в ходе исследования данные дополняют и расширяют сведения об особенностях проявления тревожности у детей с задержкой психического развития начальной ступени образования и могут стать ориентиром при диагностической и коррекционной работе с ними.

Библиографический список

1. Кошелева Е.П. Тревожный ребенок // Вожатый века. - 2008. - № 1. - С. 8-9.

2. Малофеев Н.Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. -С. 27-40.

3. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. -1996. - Т. 17. - № 1. - С. 169-174.

4. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

5. Суворова В.В. Психофизиология стресса. -М.: Педагогика, 1985. - 208 с.

6. Ясюкова Л.П. Психологическая профилактика в обучении и развитии школьников. - СПб.: Речь, 2003. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.