Научная статья на тему 'Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте'

Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4407
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Г.Н., Васькина В.С.

В статье проведен анализ изучения особенностей учебной мотивации и тревожности младших школьников. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи учебной мотивации и школьной тревожности младших школьников. Доказано, что чем выше уровень школьной тревожности младшего школьника, тем ниже его учебная мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.072.43-373.31

Жулина Г.Н.

Канд. психол. наук, доцент Южный федеральный университет

Васькина В.С.

Магистрант, Южный федеральный университет

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье проведен анализ изучения особенностей учебной мотивации и тревожности младших школьников. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи учебной мотивации и школьной тревожности младших школьников. Доказано, что чем выше уровень школьной тревожности младшего школьника, тем ниже его учебная мотивация.

Ключевые слова: учебная мотивация, школьная тревожность, младшие школьники.

Проблема учебной мотивации детей младшего школьного возраста не теряет своей актуальности в различные времена. Мотивация определяется А.К. Марковой как конкретный мотив, как целостная система мотивов и как специальная сфера личности, которая включает в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии. [4]

Мотивационная сфера младших школьников претерпевает существенные изменения: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» — стремлении посещать школу, после чего данная позиция удовлетворяется и должна быть заменена иным типом отношения — учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. [2]

Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в изучении проблемы мотивации. Одним из них является вопрос о взаимосвязи учебной мотивации и школьной тревожности современных младших школьников. От особенностей проявления тревожности зависит учебная мотивация и, в целом, успешность учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

А.М. Прихожан определяет тревожность как состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. [5].

Школьную тревожность можно рассматривать как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Школьной тревожности присуща ярко выраженная возрастная специфика, обнаруживающаяся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. [1]

Особое внимание следует обратить на детей младшего школьного возраста, поскольку они интегрированы в новую, имеющую большое значение для них, деятельность. В данном возрасте преобладает ситуативная тревожность, формирующаяся под влиянием школьных факторов. Основными ее проявлениями можно считать: нежелание ходить в школу, ухудшение соматического здоровья, раздражительность и агрессивные проявления в связи со школьным дискомфортом, снижение концентрации внимания на уроках, «сверхценность» школьной оценки, проявление негативизма и демонстративных реакций и др. [3].

Уже в младшем школьном возрасте тревожность оказывает большое влияние на успешность учебной деятельности, которая во многом зависит от мотивации. Несмотря на пристальное внимание психологов к проблемам мотивационной и эмоциональной сфер младшего школьника, вопрос их взаимосвязи остается мало изученным в психологии. Недостаточная теоретическая, методологическая и практическая разработанность проблемы свидетельствует о том, что выявление взаимосвязи учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте является одним из значимых направлений научного анализа.

В рамках данной проблемы нами было проведено исследование, целью которого являлось выявлению взаимосвязи учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте. Мы предположили, что чем выше уровень школьной тревожности младшего школьника, тем ниже его учебная мотивация.

В исследовании принимали участие дети (мальчики и девочки) младшего школьного возраста (8-9 лет) в количестве 50 человек, обучающиеся 2-х классов МБОУ лицей №3 г. Батайска Ростовской обл.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования мы изучали особенности учебной мотивации младших школьников с использованием анкеты оценки учебной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой. На втором этапе эмпирического исследования мы изучали особенности тревожности в младшем школьном возрасте с использованием методики диагностики школьной тревожности Филлипса и проективной методики А.М. Прихожан. На третьем этапе эмпирического исследования данные, полученные в ходе исследования, были подвергнуты количественной обработке и качественному анализу (корреляционный анализ Спирмена). Исследование показало следующие результаты.

1. Анализ результатов изучения учебной мотивации младших школьников

Изучение особенностей учебной мотивации младших школьников с использованием

методики Н.Г. Лускановой выявило, что в целом в исследуемой группе преобладает низкий уровень учебной мотивации (42%). Это, очевидно, связано с тем, что мотивация младших школьников может иметь ряд негативных особенностей, которые препятствуют обучению. Так, интересы учащихся младшего школьного возраста отличаются недостаточной действенностью. Их можно характеризовать как неустойчивые, а именно — ситуативные. Удовлетворяются данные мотивы достаточно быстро, угасают и не возобновляются без поддержки со стороны учителя. Кроме того, мотивы младших школьников являются малоосознанными, недостаточно обобщенными. Другими словами, они охватывают один учебный предмет или несколько, объединенных по внешним признакам. Содержание мотивов младших школьников — ориентировка его на знания, как на результат обучения, но не на способы учебной деятельности.

2. Анализ результатов изучения уровня школьной тревожности младших школьников

2.1. Изучение уровня школьной тревожности с использованием методики Филлипса показало, что у младших школьников преобладает высокий (44%) и низкий уровень (46%) тревожности. Мы предполагаем, что это связано с особенностями развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Так как чувства и эмоции, внутренние переживания младших школьников трудновербализуемы, для уточнения результатов исследования школьной тревожности дополнительно была проведена проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан на основе методики Е.W. Amen, N. Renison. Данная методика позволила получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии младших школьников, а также позволила обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет детям рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.

2.2. Использование методики А.М. Прихожан позволило сделать вывод о том, что среди младших школьников почти половина учащихся (48%) имеют высокий уровень

тревожности. Мы полагаем, что полученные результаты могут быть связаны с особенностями психологического развития младшего школьника, спецификой развитости мотивационной сферы в данный период. Таким образом, использование проективной методики позволило дополнительно выявить 4% младших школьников с высоким уровнем тревожности.

2.3. Анализ факторов тревожности младших школьников показал наличие высоких показателей в группе по факторам «ситуация проверки знаний», а именно 64% школьников испытывают повышенную и высокую степень тревожности по отношению к проверке знаний. Такие учащиеся имеют негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, особенно — публичной. Также выявлено, что 56% учащихся имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, 48% учащихся испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх самовыражения (рисунок 1).

■ Общая гревожность

■ Переживание социального пресса

Фрус 1 рации потребности в достижении успеха

■ Страх самовыражения

■ Сфах сшуации проверки знаний

Сфах несоответствия ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Проблемы и С1рахи в отношениях с учителем

Рисунок 1. - Факторы школьной тревожности младших школьников (в %)

3. Анализ взаимосвязи учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте

Корреляционный анализ Ч. Спирмена показал наличие значимых отрицательных корреляционных связей изучаемых переменных (рисунок 2).

Факторы школьной тревожности младших школьников {опросник Филлипса)

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу г=-0,390, при р=0,0001

Фрустрация потребности в достижении успеха г=-0,542, при р=0,0001

Проблемы и страхи в отношениях с учителями г=-0,400, при р=0,0001

Рисунок 2. - Взаимосвязь учебной мотивации и факторов школьной тревожности

- Выявлена значимая отрицательная корреляционная связь фактора общей тревожности и уровня учебной мотивации (г=-0,660, при р=0,0001). Т. е. чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень учебной мотивации. Мы предполагаем, что это связано с особенностями развития мотивационной сферы младших школьников. Младший школьник, находясь в состоянии беспокойства, не способен переключаться на учебную деятельность, а неудачи ведут за собой дальнейшее снижение уровня мотивации без ее постоянной стимуляции со стороны педагога.

- Выявлена значимая отрицательная корреляционная связь фактора «фрустрации потребности в достижении успеха» и уровня учебной мотивации (г=-0,542, при р=0,0001), что можно связать с наличием неблагоприятного психического фона, не позволяющего испытуемым развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата в учебной деятельности.

- Выявлена значимая отрицательная корреляционная связь фактора «переживания социального стресса» младшими школьниками и уровня учебной мотивации (г=-0,627, при р=0,0001). Возможно, данные результаты связаны с неблагоприятным эмоциональным состоянием, в котором находятся младшие школьники, включенные в социальные контакты со сверстниками и педагогами.

- Выявлена значимая отрицательная корреляционная связь фактора «проблемы и страхи в отношениях с учителями» и уровня учебной мотивации (г=-0,400, при р=0,0001). Очевидно, данные результаты связаны с наличием и влиянием общего негативного эмоционального фона отношений со взрослыми в школе, который способствует снижению успешности обучения младших школьников (рисунок 6).

Не выявлено значимой корреляционной связи уровня учебной мотивации со следующими факторами школьной тревожности младших школьников: «страх самовыражения» (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей) и «страх ситуации проверки знаний» (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки).

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. У младших школьников, принимающих участие в исследовании, преобладают низкий уровень учебной мотивации и высокий уровень школьной тревожности;

2. Уровень учебной мотивации отрицательно взаимосвязан с уровнем тревожности, а также с факторами: «общая тревожность», «фрустрация потребности в достижении успеха», «переживание социального стресса», «проблемы и страхи младших школьников в отношениях с учителями»;

3. Уровень учебной мотивации не имеет корреляционной связи факторами «страх самовыражения» и «страх ситуации проверки знаний».

4. Фактор тревожности «фрустрация потребности в достижении успеха» положительно связан с факторами «переживание социального стресса», «низкая физиологическая сопротивляемость стрессам», отрицательно связан с фактором «проблемы и страхи в отношениях с учителями».

Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности младших школьников, подтвердилась.

Результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога с целью повышения психологической компетентности педагогов школы; решении вопросов, связанных с формированием мотивации младших школьников к учебной деятельности; практике психологического консультирования родителей по вопросам психического развития детей младшего школьного возраста.

Литература

1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. — СПб., 2009. — 98с.

2. Жулина Г.Н., Хан В.Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников//Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. — 2013. — № 1. — С. 285-288.

3. Зинченко Е.В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников//Северо-Кавказский психологический вестник. — 2009. Т. 7. — № 2. — С. 42-46.

4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983. — 96 с.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2000. — 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.