Научная статья на тему 'Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий'

Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1799
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьная тревожность / универсальные учебные действия / самооценка / младшие школьники / урок / school anxiety / universal educational action on the part / self-esteem / younger students / lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Варвара Геннадьевна

Рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий; описаны приемы учебной деятельности с обучающимися младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING SCHOOL ANXIETY IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article considers the problem of overcoming school anxiety in younger schoolchildren in the process of formation of universal educational activities; describes the methods of the educational process with the students of Junior classes.

Текст научной работы на тему «Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 1. С. 32-36. УДК 159.9.072

В. Г. Попова

МБОУ СОШ № 36 (г. Ангарск, Россия)

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий; описаны приемы учебной деятельности с обучающимися младших классов.

Ключевые слова: школьная тревожность; универсальные учебные действия; самооценка; младшие школьники; урок.

V. G. Popova

Municipal budgetary educational institution secondary school № 36 (Angarsk, Russia)

OVERCOMING SCHOOL ANXIETY IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article considers the problem of overcoming school anxiety in younger schoolchildren in the process of formation of universal educational activities; describes the methods of the educational process with the students of Junior classes.

Keywords: school anxiety; universal educational action on the part; self-esteem; younger students; lesson.

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данная проблема особенно актуальна, так как от степени проявления тревожности зависят успехи обучающихся, особенности их взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

Исследование данной проблемы нацелено на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.

В психологии под школьной тревожностью понимается сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия личности внутри школьной системы. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве во время уроков, в классе, предвосхищении плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, сверстников.

Тревожность у младшего школьника не возникает внезапно. Её проявление тесно связано с социально-психологическими факторами или фактором усвоения образовательной программы:

- учебные перегрузки;

- индивидуальные трудности обучающегося в освоении школьной программы;

- конфликты с педагогами;

- амбиции родителей;

- регулярно повторяющиеся оценочные ситуации;

- низкий рейтинг среди одноклассников.

На появление тревожности у младшего

школьника влияют такие индивидуальные особенности, как чувство беспокойства, страха, недостаточный опыт общения со взрослыми и сверстниками, психические травмы, неуверенность в себе.

Индивидуальные особенности учителя тоже могут провоцировать тревожность

© Попова В. Г., 2016 32

обучающихся, например: авторитарный стиль обучения, бескомпромиссность, несдержанность, вспыльчивость, раздражительность. Положительное влияние на учащихся оказывают такие качества учителя, как толерантность, способность к сочувствию, рефлексии, умение владеть эмоциями, эффективно слушать.

Эффективность обучения младшего школьника зачастую напрямую связана с умением педагога препятствовать усилению тревожности и способствовать ее снижению. Необходимо уделять особое внимание процессу организации урока, методам оценивания деятельности обучающегося и дисциплинарным воздействиям, избираемому стилю педагогической деятельности, особенностям воспитательной работы. Таким образом, важно организовать коррекционную работу, создать условия, способствующие преодолению развития тревожности у младших школьников.

В работе по снижению тревожности у обучающихся мы исходили из предположения о том, что преодолению школьной тревожности у младших школьников способствует следующее условие - применение психолого-педагогических приемов, направленных на целенаправленное понижение школьной тревожности, в процессе формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Уроки математики стали базой для проверки нашей гипотезы. Обучение математике является одной из важнейших составляющих начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Процесс изучения математики у обучающихся нацелен на формирование основ для развития приемов умственной деятельности: младшие школьники учатся анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений и умозаключений. Математические познания способствуют целостному восприятию картины мира. Приобретенные на уроках математики знания и способы действий необходимы не только для изучения других дисциплин, но и для решения многих задач в реальной жизни.

Однако увеличивается число младших школьников, у которых уроки математики

вызывают беспокойство, неуверенность, эмоциональную неустойчивость, что способствует проявлению школьной тревожности у обучающихся.

Создание условий для преодоления школьной тревожности у младших школьников предусматривает формирование универсальных учебных действий и использование приемов по преодолению школьной тревожности на каждом уроке.

Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть младшие школьники научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно обучаться на других этапах. Это приводит к повышению самооценки и, как следствие, к уменьшению школьной тревожности.

Универсальный характер учебных действий заключается в том, что данные навыки обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания.

Работа по преодолению тревожности осуществлялась на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

- обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

- расширение функциональных и операциональных возможностей младшего школьника, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаси прочности»;

- повышение уровня самооценки и мотивации.

Для преодоления тревожности у младших школьников каждый урок строился таким образом, чтобы мотивацией деятельности обучающегося был не страх получения неудовлетворительной отметки, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение. Поскольку приятная деятельность не может ассоциироваться с чувством глубокого страха, тревоги, соответственно, чем выше уровень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения, тем ниже степень тревожности.

В структуру наших уроков мы включали элементы игры, проводили викторины, активно использовали наглядные пособия (фо-

тографии, таблицы, схемы, презентации, иллюстрации).

Особой ценностью уроков является то, что каждый ребёнок получает возможность для формирования следующих универсальных учебных действий:

• внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному процессу, осознания необходимости обучения, которое выражается в предпочтении социального метода оценки знаний и доминировании учебно-познавательных мотивов. Этому способствуют следующие приемы для снятия школьной тревожности, такие как понятные, четкие, последовательные, одинаковые для всех учащихся требования, недопустимость эмоционального безразличия к ученику -чрезвычайно важно демонстрировать безусловное уважение;

• адекватной положительной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: стимуляция оптимистического взгляда на способности обучающегося (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности). Важно помнить, что одобрение и поддержка, в случае если они заслужены, чрезмерными быть не могут, а на ошибки ученика необходимо указывать мягко, не забыв упомянуть о его достоинствах или выразить убежденность в преодолении препятствий;

• установки на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении и поступках. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: учет возрастных, индивидуально-типологических, гендерных особенностей ученика; учет темперамента и сензитивных периодов, соматического здоровья ребенка; создание на уроках эмпатическо-го контакта с учеником и поддержание его в дальнейшем; использование во время проведения физминутки элементарных приемов релаксации для снятия мышечного напряжения, элементов дыхательных упражнений;

• умения постановки новых учебных задач совместно с учителем; преобразование практической задачи в познавательную. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: при работе над новым материалом, освоении новых умений внимательное отношение к тревожным обу-

чающимся, отсутствие спешки, концентрация внимания на совершаемой работе (помощь ученику научиться), вера в его силы (целенаправленное повышение самооценки ребенка, его уверенности в себе, своих возможностях: построение процесса педагогического общения с учеником с учетом данной цели, активная демонстрация учителем собственной веры в возможности ученика);

• самостоятельного применения на практике выделенных учителем образцов действия при изучении нового учебного материала. Этому способствуют приемы для снятия школьной тревожности: целенаправленное создание «ситуаций успеха» - предоставление ребенку заданий, посильных для него; акцентирование внимания на успешности не только результата, но и действий, сдержанность и самостоятельное использование обучающимся приемов саморегуляции;

• адекватной оценки правильности выполненных действий и внесения необходимых корректировок в решение как во время совершения, так и в конце действия. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: требования учителя четкие, понятные и последовательные; если обучающийся допустил ошибку, то учитель, указывая на нее, четко аргументирует свою позицию, поскольку публичное указание на несовершенство действий и обсуждение болезненных вопросов повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика;

• поиска более рациональных способов решения задач зависимо от определенных условий; построения логических умозаключений, включающего установление причинно-следственных связей; владения общим приёмом решения задач произвольно и осознанно. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: внимательное наблюдение за совершенствованием младшего школьника в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции плана индивидуальной работы с обучающимся;

• аргументирования своей позиции и соотнесения ее с позициями одноклассников в групповой работе при разработке общего плана решения поставленной задачи; рационального использования речи в регуляции своей деятельности. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: эмоциональная поддержка ученика; соз-

дание правильной ценностно-смысловой ориентации ученика; доверительные беседы учителя с учеником об изменившихся взглядах на события и жизненные ценности; контроль над мышлением.

С целью изучения уровня школьной тревожности у обучающихся был проведен тест Филлипса.

В исследовании приняло участие 28 обучающихся. Результаты отражены в табл. 1.

Проанализировав полученные данные, мы увидели, что высокий уровень общей тревожности в школе имеют 12 обучающихся, что составляет 42 % от числа испытуемых. Повышенный уровень общей тревожности в школе выявлен у 8 обучающихся (29 % испытуемых). Таким образом, 71 % обучающихся, находясь в школе, склонны переживать тревожность в процессе обучения, проверки и оценки знаний, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Нами была проведена диагностика сфор-мированности УУД с целью изучения и оценки уровня сформированности некоторых конкретных универсальных учебных действий, предусмотренных в новых государственных образовательных стандартах.

Данная диагностика разработана для учащихся 3-х классов, включает в себя про-

верочные работы в 2 вариантах на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) результатов. Варианты работ одинаковы по трудности, идентичны по содержанию. Работа состоит из 7 заданий, которые различаются формой и уровнем сложности.

Во втором полугодии 2015/16 уч. г. с низкого базового уровня на базовый перешли 3 обучающихся, таким образом только 5 детей остались на прежнем уровне развития УУД. С базового на повышенный уровень перешли 4 ученика. В целом на более высокий уровень развития УУД за I полугодие 2015/16 уч. г. перешло 7 обучающихся, что составило 25 % от всех учащихся в классе (табл. 2).

Кроме того, положительная динамика прослеживается с изменением уровня школьной тревожности. Если первое исследование показало, что 71 % обучающихся в классе подвержен школьной тревожности, то на II полугодие 2015/16 уч. г. этот показатель составил 50 %, таким образом количество обучающихся со школьной тревожностью уменьшилось на 21 % (6 учащихся).

Результаты повторной диагностики представлены в табл. 3.

Таблица 1

Результаты школьной тревожности по методике Филлипса на I полугодие 2015/16 уч. г.

Факторы Нормальный уровень Повышенный уровень Высокий уровень

Общая тревожность в школе 8 чел. (28,5 %) 8 чел. (28,5 %) 12 чел. (43 %)

Переживание социального стресса 15 чел. (54 %) 7 чел.(25 %) 6 чел.(21 %)

Фрустрация потребности достижения успеха 5 чел. (18 %) 14 чел. (50 %) 9 чел.(32 %)

Страх самовыражения 6 чел. (21 %) 7 чел. (25 %) 15 чел. (54 %)

Страх ситуации проверки знаний 4 чел. (14 %) 5 чел. (18 %) 19 чел. (68 %)

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 4 чел. (14 %) 6 чел.(21 %) 18 чел. (65 %)

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 17 чел. (61 %) 7 чел.(25 %) 4 чел. (14 %)

Проблемы и страхи в отношениях с учителями 4 чел. (14 %) 10 чел. (36 %) 14 чел. (50 %)

Анализ овладения УУД

Количество обучающихся, %

Уровни овладения УУД I полугодие II полугодие

2015/16 уч. г. 2015/16 уч. г.

Повышенный 11 чел. (40 %) 15 чел. (54 %)

Базовый 9 чел. (32 %) 8 чел. (28 %)

Ниже базового 8 чел. (28 %) 5 чел. (18 %)

Таблица 2

Таблица 3

Результаты школьной тревожности по методике Филлипса на I полугодие 2015/16 уч. г.

Факторы Нормальный уровень Повышенный уровень Высокий уровень

Общая тревожность в школе 14 чел. (50 %) 7 чел. (25 %) 7 чел. (25 %)

Переживание социального стресса 20 чел. (71 %) 4 чел. (14 %) 4 чел. (14 %)

Фрустрация потребности достижения успеха 10 чел. (36 %) 11 чел. (39 %) 7 чел. (25 %)

Страх самовыражения 11 чел. (39 %) 5 чел. (18 %) 12 чел. (43 %)

Страх ситуации проверки знаний 9 чел. (32 %) 3 чел. (11 %) 16 чел. (57 %)

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 6 чел. (21 %) 5 чел. (18 %) 17 чел. (61 %)

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 22 чел. (78,5 %) 4 чел. (14 %) 2 чел. (7,5 %)

Проблемы и страхи в отношениях с учителями 9 чел. (32 %) 8 чел. (28,5 %) 11 чел. (39,5 %)

Мы убедились, что при создании назван- 2. ных условий наблюдается положительная динамика, характеризующаяся снижением уровня тревожности и повышением уровня . самооценки, что указывает на положительные тенденции к развитию психологически здоро- 4 вой личности.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что современный учитель должен в совершенстве знать и владеть приёмами, способами регулировки уровня школьной тревожности. Об этом он должен заботиться как в 5 учебном, так и в воспитательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда: Вопросы психологии. - М. : Академия, 1993. - С. 23.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М. : Просвещение : Учебная литература, 1996. - С. 30. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М. : ВЛАДОС, 1996. - С. 538.

Рерке В. И., Бубнова И. С. Изучение уровня социальной ответственности родителей младших школьников с педагогической запущенностью // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-1 (113). - С. 151154.

Смирнов М. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М. : Аркги, 2005. - С. 152.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.