Научная статья на тему 'Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников'

Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2771
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВИДЫ И ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / LEARNING COLLABORATION / TYPES AND FORMS OF CO-OPERATION / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ELEMENTARY-SCHOOL AGE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миленко Елена Анатольевна

Проанализированы педагогические возможности учебного сотрудничества, способствующие формированию универсальных учебных действий младших школьников. Рассмотрено понятие учебного сотрудничества, его формы и виды, выявлены достоинства совместной деятельности в контексте познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся младшего школьного возраста. Обосновано изменение роли учителя при реализации учебного сотрудничества на уроке. Подробно раскрыто влияние совместной деятельности на эффективность формирования следующих видов универсальных учебных действий младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Эффективность формирования универсальных учебных действий в процессе учебного сотрудничества напрямую зависит от созданных для этого педагогических условий. В качестве условий обоснованы следующие: психолого-педагогическое сопровождение организации учебного сотрудничества, вовлечение всех участников образовательного процесса в разные методы, формы и виды учебного сотрудничества, поэтапное усложнение видов учебного сотрудничества: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами учащихся без помощи учителя. Каждое педагогическое условие организации учебного сотрудничества подробно рассмотрено в контексте его влияния на эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миленко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVATION OF pEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE oRGANIZATION OF yOUNGER SCHOOLCHILDREN LEARNING COLLABORATION

Pedagogical possibilities of learning collaboration, which contribute to the formation of universal learning activities of younger schoolchildren, are analyzed. The notion of learning collaboration, its forms and types are considered. Advantages of co-operation in the context of educational, communicative and social development of elementary-school age pupils are revealed. The change of a teacher’s role in learning collaboration realization at the lesson is proved. The impact of co-operation on the efficiency of formation of the following types of universal learning activities of younger pupils is revealed in detail: personal, regulatory, educational and communicative. The efficiency of universal learning activities in learning collaboration process depends directly on pedagogical conditions, which are made for this process. Psychological and pedagogical accompaniment of learning collaboration organization, involvement of all educational process participants in different methods, forms and types of learning collaboration, gradual complicacy of learning collaboration types: from simple collaboration between a pupil and a teacher to complex collaboration between groups of pupils without the help of a teacher are proved as conditions. Each pedagogical condition of learning collaboration organization is considered in detail in the context of its impact on the efficiency of formation of universal learning activities of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников»

УДК 373.31

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-72-80

ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Елена Анатольевна МИЛЕНКО

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: elenamilenko507@gmail.com

Аннотация. Проанализированы педагогические возможности учебного сотрудничества, способствующие формированию универсальных учебных действий младших школьников. Рассмотрено понятие учебного сотрудничества, его формы и виды, выявлены достоинства совместной деятельности в контексте познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся младшего школьного возраста. Обосновано изменение роли учителя при реализации учебного сотрудничества на уроке. Подробно раскрыто влияние совместной деятельности на эффективность формирования следующих видов универсальных учебных действий младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Эффективность формирования универсальных учебных действий в процессе учебного сотрудничества напрямую зависит от созданных для этого педагогических условий. В качестве условий обоснованы следующие: психолого-педагогическое сопровождение организации учебного сотрудничества, вовлечение всех участников образовательного процесса в разные методы, формы и виды учебного сотрудничества, поэтапное усложнение видов учебного сотрудничества: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами учащихся без помощи учителя. Каждое педагогическое условие организации учебного сотрудничества подробно рассмотрено в контексте его влияния на эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова: учебное сотрудничество; виды и формы совместной деятельности; универсальные учебные действия; младший школьный возраст; педагогические условия

Представители педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лы-сенкова, В.Ф. Шаталов определяют сотрудничество, прежде всего, как идею коллективного сотворчества, свободного выбора, учения с увлечением при педагогической и товарищеской поддержке. Они характеризуют учебный процесс как духовную общность, взаимное доверительное общение учителя и учащихся и учащихся между собой, способствующее развитию «социально-зависимой самостоятельности» [1]. Из этого можно сделать вывод, что учебное сотрудничество -это мощнейший ресурс в обучении, воспитании и развитии личности ребенка.

У термина «учебное сотрудничество» есть много синонимов: «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность» и др. И.А. Зимняя определяет учебное сотрудничество как многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Она считает, что сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система

активности взаимодействующих субъектов обладает следующими характеристиками: 1) пространственным и временным соприсутствием; 2) единством цели; 3) организацией и управлением деятельностью; 4) разделением функций, действий, операций; 5) наличием позитивных межличностных отношений [2].

В.Я. Ляудис дает более пространное определение, однако, не противоречащее определению нами уже рассмотренному. «Совместной учебной деятельностью, то есть учебным сотрудничеством, называются акты обмена действиями, операциями, а также вербальными или невербальными сигналами этих действий и операций между преподавателями и учениками и между самими учащимися в процессе формирования осваиваемой деятельности» [3].

Ведущим разработчиком проблемы психологии учебного сотрудничества является Г.А. Цукерман, которая утверждает, что «...учебное сотрудничество начинается там, где складывающиеся приемы взаимодействия обслуживают решение учебных задач» [4]. По ее мнению учебное сотрудничество

обладает двумя важными характеристиками: 1) относительная независимость от взрослого (организационные, контрольные и оценочные функции берет на себя группа); 2) обращенность детей не только и не столько на результат, сколько на способ своих действий и действий партнеров (децентрированный характер совместных действий, действия за другого участника).

Можно выделить следующие достоинства совместной учебной деятельности обучающихся: возрастают глубина понимания и объем усваиваемого учениками учебного материала, увеличивается познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; в рамках таких видов работ меньше времени расходуется на формирование знаний и умений, становится значительно меньше трудностей с дисциплиной, обусловленных снижением учебной мотивации; ученики получают удовольствие от занятий, повышается уровень комфортности в школе; усиливается сплоченность класса, при этом возрастает взаимное уважение и самоуважение, наряду с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности. Кроме вышесказанного следует отметить, что ученики в ходе учебного сотрудничества приобретают важнейшие социальные навыки - ответственность, чувство такта, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, наряду с этим, учитель получает возможность индивидуализировать обучение, а именно, учитывать при делении на группы симпатии детей друг к другу, уровень их подготовки, свойственный им темп работы. В рамках такого рода деятельности необходимым условием группового обучения становится воспитательная работа учителя, так как все группы в своем развитии проходят стадию конфликтных отношений, и преодолеть ее без вмешательства учителя школьники сами не могут.

Совместная деятельность учащихся оказывает влияние не только на каждого из них, но и на саму их работу. Учебное сотрудничество, представляя собой специфическую учебную ситуацию, отвечает требованиям общности цели, выполнения собственного индивидуального действия каждым участником, взаимодействия всеми всех и всего, это не простое сложение результатов отдельных действий, а получение общего результата.

Мыслительная задача ставится перед группой учащихся, однако, решить ее можно только коллективно [5]. Сотрудничество в ходе учебной деятельности по решению задачи имеет общий результат, при этом действия каждого отдельного учащегося имеют одинаковое для всей группы значение. Влияние сотрудничества на личностное развитие учеников, прежде всего, заключается в выработке у них умения оценивать себя не только с точки зрения другого, но и с разных точек зрения в зависимости от самого ученика, его места и функции в общей совместной деятельности.

Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда ученик (группа учащихся) при решении поставленной учителем практической задачи замечает причины своей некомпетентности и формирует запрос учителю о конкретной помощи. Сотрудничество ученика с самим собой предполагает наличие умения к фиксированию, анализу и оцениванию изменений собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Для того чтобы научить ребенка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность к определению границ собственных возможностей. Ученик должен четко понимать то, что он знает и умеет, и то, чего не знает или не умеет.

Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Большой промежуток времени учитель координирует, стимулирует и направляет учебно-познавательную деятельность своих учеников. Статус учеников также меняется: они включаются в активное взаимодействие (с учителем, друг с другом, с собой), направленное на решение учебно-познавательных задач. Все это соответствует принципам сис-темно-деятельностного подхода и является перспективным для формирования универсальных учебных действий младших школьников, для достижения ими не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов образования.

Универсальные учебные действия (УУД) рассматриваются нами как основной структурный компонент учебной деятельности в контексте современной образовательной системы. УУД обеспечивают младшему школьнику в полной мере возможность самостоя-

тельно осуществлять ведущую деятельность этого возрастного этапа - деятельность учения. Формируя УУД, учитель учит школьника ставить учебные цели, искать и использовать требующиеся для их достижения средства и способы, ученик учится контролировать и оценивать учебную деятельность, самостоятельно отслеживать в динамике ее результаты. Кроме того, УУД позволяют личности постоянно самореализовываться, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, создают условия для формирования картины мира. Сформированость УУД в начальной школе - гарант будущего умения учиться во взрослой жизни, а значит, готовности к постоянному непрерывному самообразованию, мобильности и гибкости в любой жизненной ситуации [5].

Выделяют следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Учебное сотрудничество способствует формированию регулятивных УУД, так как оно обеспечивает учащихся возможностью управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки общей цели, планирования, контроля, корректировки своих действий, а также оценки успешности усвоения учебного материала. На каждом уроке дети сами прогнозируют цель и задачи урока. Они определяют контроль за исполнением каждого задания. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют эти действия самостоятельно. Прочитав задание, ребята анализируют его и сравнивают с образцом. На уроке учащиеся самостоятельно контролируют свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с их помощью могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока. Все это способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Учебное сотрудничество также способствует и формированию коммуникативных УУД: умению слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками [6]. Групповая поддержка вы-

зывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. Все эти умения гораздо эффективнее формируются в в ходе учебного сотрудничества.

При правильной педагогической организации совместной деятельности обучающихся включаются в работу различные сферы личности ученика, что ведет к его более гармоничному и благополучному развитию. Учебно-воспитательный процесс, в ходе которого происходит развитие человека как личности и субъекта деятельности, обязательно включает в себя: развитие интеллекта, развитие эмоциональной-личностной сферы, формирование способности быть устойчивым к стрессам, развитие уверенности в себе и самопринятия, развитие позитивного отношения к миру и принятия других, развитие самостоятельности, автономности, развитие самоактуализации, самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития [7]. Это обусловливает роль учебного сотрудничества в формировании личностных универсальных учебных действий младших школьников.

Учебное сотрудничество обеспечивает каждому ребенку ту эмоциональную поддержку, которая необходима младшему школьнику, а особенно первокласснику для того, чтобы взяться за рискованное дело: пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чем-то неизвестном; сотрудничество со сверстниками является тем источником мотивации, которая необходима значительному количеству первоклассников для того, чтобы включиться в учебный процесс и не выпадать из него. Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано,

что именно общение и сотрудничество со сверстниками является той областью деятельности, где наиболее успешно осваиваются малознакомые действия. В ходе учебного сотрудничества дети приобретают социальные навыки, социально-психологические компетенции. При организации сотрудничества со сверстниками социальные навыки органично присутствуют на каждом уроке, не выделяются в особый учебный предмет и не требуют отдельных уроков, сотрудничество в группе равных является источником уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере.

Педагогические возможности учебного сотрудничества заключаются в том, что оно позволяет каждому конкретному ученику продвигаться в образовательном процессе согласно своим индивидуальным возможностям; способствует развитию коммуникативных и личностных универсальных учебных действий; обеспечивает формирование потребности в самостоятельной учебной деятельности и умение высокоэффективного восприятия, усвоения и передачи информацию; повышает общий интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся; способствует развитию способности самоуправления и планирования своей деятельности и формирования навыков социального и делового общения. Учебное сотрудничество позволяет создать необходимые условия для естественного познавательного и творческого развития учащихся; формирует основные жизненно-необходимые навыки и обеспечивает эмоциональное благополучие учащихся.

Эффективность формирования универсальных учебных действий в процессе учебного сотрудничества напрямую зависит от созданных для этого педагогических условий. В педагогической теории и практике рассмотрено большое количество определений понятий «условие» и «педагогические условия». Мы согласны с мнением Н.М. Бо-рытко, который под педагогическим условием понимает внешнее обстоятельство, существенно влияющее на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенно-

го результата. И.А. Федякова отмечает, что применительно к системе образования целесообразно говорить о конкретных способах педагогического взаимодействия, взаимосвязанных мерах образовательно-воспитательного процесса, направленных на формирование субъектных свойств личности, которые учитывают психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях. При этом понятие «педагогические условия» она тесно связывает с понятием «педагогический процесс», так как условия проявляются именно в педагогическом процессе и создаются с целью его оптимизации.

Одним из важнейших педагогических условий, необходимых для организации учебного сотрудничества, способствующего формированию УУД младших школьников, является его психолого-педагогическое сопровождение, так как дети этого возраста еще не представляют собой в полной мере сформировавшуюся личность. Помощь психолога и педагога необходима в процессе самопознания и самооценивания, что необходимо для формирования личностных учебных действий младшего школьника. Дети еще не могут правильно распределить свое время, учитель в ходе учебного сотрудничества направляет учащихся, оказывает им помощь и необходимую для них поддержку в регуляции собственной деятельности, что способствует формированию у них регулятивных УУД. Приходя в первый класс ученик учится общаться, взаимодействовать с окружающими его людьми, у него только начинают формироваться коммуникативные УУД, которые так же развиваются благополучно и в соответствии с возрастом лишь при наличии психолого-педагогического сопровождения. Организуя учебное сотрудничество, учитель или психолог обучает детей навыкам коммуникации, учит детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, учит детей задавать правильные вопросы. Вследствие этого в процессе роста и развития личности учащегося развиваются и его коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

Нельзя не отметить роль правильной организации учебного сотрудничества в формировании познавательных УУД младшего школьника, так как учитель в школе является

единственным важным лицом, направляющим всю деятельность ученика, в том числе и познавательную. В ходе учебного сотрудничества активно формируются и развиваются познавательные УУД, так как приоритетной задачей организации учебного сотрудничества является приобретение учащимися новых знаний.

В качестве следующего педагогического условия, необходимого для эффективной реализации возможностей учебного сотрудничества в формировании УУД младших школьников, мы выделяем вовлечение всех участников образовательного процесса в разные методы, формы и виды учебного сотрудничества.

Наиболее характерными формами организации учебного сотрудничества являются парная, групповая и коллективная работа. Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание. При парной форме организации учебного процесса создаются группы для освоения нового материала, контроля знаний и т. д.; они могут быть временные и постоянные. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно), поэтому правила заучиваются всегда.

Кроме того, ученик получает возможность еще раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Он учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп.

Групповая форма обучения - это способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий

малыми группами учащихся (2-6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя.

Данная форма обучения способствует формированию положительной мотивации учения; росту познавательной активности и самостоятельности учащихся; глубине, прочности и сознательности усвоения знаний; накоплению опыта согласия, поддержки и сотрудничества между учащимися, совместно выполняющими учебное задание; переходу от субъектно-объектного к субъектно-субъект-ному типу взаимодействия; увеличению работоспособности и темпа выполнения учебного задания; развитию творческих способностей; формированию навыков контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов, которые одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенными способами учебного сотрудничества при решении учебных задач являются дискуссия, обсуждение проблемного вопроса. Диалог и совместное решение возникают в том случае, когда требуются логическое рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка разных точек зрения. Соответственно, задача, которую ставит педагог перед классом в расчете на ее решение путем учебного сотрудничества, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения. Такие задачи требуют достаточно высокого уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях, в ходе которых формируются коммуникативные УУД.

Достаточно большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников через распределение ролей или задание способов совместной работы, а также вовлечение всех участников образовательного процесса в разные методы, формы и виды учебного сотрудничества.

Важным способом организации сотрудничества является предварительная отработка программы совместного решения учебных задач. Учебно-педагогическое сотрудничество формируется далеко не сразу. Приходящие в школу дети, еще не в полной мере вла-

деющие приемами и способами осуществления индивидуальной учебной деятельности, не могут сами наладить и деятельность коллективную и еще не умеют сотрудничать с учителем.

Говоря об учебном сотрудничестве участников образовательного процесса, нельзя не отметить роль родителей (законных представителей), или роль семьи, так как успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь получает основы физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, то есть начинается процесс воспитания. Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса в общем, и на формирование универсальных учебных действий младших школьников в частности.

Ребенок попадает в школу из семьи, где уже начитает формироваться личность. Семья выступает социальным институтом общества, она особенно чувствительна ко всякого рода кардинальным изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне ее жизни, стабильности и воспитательной деятельности. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде как в семье сформированы быть не могут. Поэтому формирование УУД младших школьников напрямую зависит от сотрудничества родителей со школой.

И наконец, еще одним педагогическим условием, способствующим эффективной организации учебного сотрудничества младших школьников, является поэтапное услож-

нение его видов: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами учащихся без помощи учителя.

Методы и формы, а также виды учебного сотрудничества дадут положительный результат только в случае правильного их применения согласно возрастному этапу развития обучающегося. Младший школьный возраст - это очень важный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень развития личности и интеллекта ребенка, желание и умение учиться, уверенность в своих силах, а также уровень развития универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшего обучения и становления ребенка как ученика.

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок - взрослый - задача»). Учитель - это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. С самых первых дней пребывания ребенка в школе начинают формироваться его взаимоотношения с учителем. Общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребенка, то есть сотрудничество учителя и ученика является самым простым, но не менее важным видом учебного сотрудничества на ранних этапах пребывания ребенка в образовательном учреждении. От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником, зависит очень многое: его отношение к школе, учебной деятельности, особенности успеваемости, взаимоотношения с родителями и сверстниками, самооценка ребенка и многое другое.

Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются универсальные учебные действия, освоенные ребенком.

Мы разделяем позицию В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые считают, что «все формы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения Ребенок - Взрослый, но и отношения Ребенок - Ребенок». При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. На этом этапе усложняется форма сотрудничества младшего школьника: он начинает сотрудничать со сверстниками.

Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в 1-2-х классах школы выбор партнера по общению определялся в основном оценками учителя, успехами в учении, то к 4-му классу появляются признаки иной мотивации межличностного общения, связанные с независимой оценкой со стороны школьных и личностных достоинств и форм поведения партнера по общению: взаимоотношение школьник - сверстник - взрослый [6]. Постепенно сотрудничество приобретает более сложную форму: учащиеся в ходе образовательного процесса начинают сотрудничать внутри и между группами сверстников уже без помощи взрослого (учителя). В отличие от отношений Взрослый - Ребенок отношение со сверстниками - это, прежде всего, отношения равенства. Общение со сверстниками дает детям то, чего никак не может дать им неравноправное общение со взрослыми, критичность к мнениям, словам и

поступкам других людей, независимо от их воли и желания. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное, иметь собственную позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и защищать ее.

Таким образом, можно сделать вывод, что поэтапное усложнение видов учебного сотрудничества младших школьников: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами учащихся без помощи учителя является еще одним педагогическим условием, являющимся обоснованием организации учебного сотрудничества младших школьников.

Выявленные педагогические условия организации учебного сотрудничества, способствующего формированию УУД младших школьников, необходимо апробировать в ходе опытной работы.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки обучения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. М., 1984.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2003.

3. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. С. 37-52.

4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. М., 2012.

5. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Учебное сотрудничество в формировании универсальных учебных действий младших школьников // Дошкольное и начальное школьное образование: современные проблемы и перспективы развития / ред. А.Ю. Курин, А.Ю. Первова. Тамбов, 2017. С. 66-69.

6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2012.

7. Панюшкин В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем. М., 1980.

Поступила в редакцию 15.09.2017 г. Отрецензирована 18.10.2017 г. Принята в печать 23.01.2018 г.

Информация об авторе

Миленко Елена Анатольевна, аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: elenamilenko507@gmail.com

Для цитирования

Миленко Е.А. Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 72-80. Б01: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-72-80.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-72-80

OBJECTIVATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN LEARNING COLLABORATION

Elena Anatolevna 1WILENKO

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: elenamilenko507@gmail.com

Abstract. Pedagogical possibilities of learning collaboration, which contribute to the formation of universal learning activities of younger schoolchildren, are analyzed. The notion of learning collaboration, its forms and types are considered. Advantages of co-operation in the context of educational, communicative and social development of elementary-school age pupils are revealed. The change of a teacher's role in learning collaboration realization at the lesson is proved. The impact of co-operation on the efficiency of formation of the following types of universal learning activities of younger pupils is revealed in detail: personal, regulatory, educational and communicative. The efficiency of universal learning activities in learning collaboration process depends directly on pedagogical conditions, which are made for this process. Psychological and pedagogical accompaniment of learning collaboration organization, involvement of all educational process participants in different methods, forms and types of learning collaboration, gradual complicacy of learning collaboration types: from simple collaboration between a pupil and a teacher to complex collaboration between groups of pupils without the help of a teacher are proved as conditions. Each pedagogical condition of learning collaboration organization is considered in detail in the context of its impact on the efficiency of formation of universal learning activities of younger schoolchildren.

Keywords: learning collaboration; types and forms of co-operation; universal learning activities; elementary-school age; pedagogical conditions

References

1. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naya i obrazovatel'naya funktsiya otsenki obucheniya shkol'nikov: eksperimental'no-pedagogicheskoe issledovanie [Upbringing and Educational Function of Pupils Teaching Assessment: Experimental and Pedagogical Research]. Moscow, 1984. (In Russian).

2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow, 2003. (In Russian).

3. Lyaudis V.Y. Struktura produktivnogo uchebnogo vzaimodeystviya [Structure of Productive Learning Interaction]. Psikhologo-pedagogicheskie problemy vzaimodeystviya uchitelya i uchashchikhsya [Psychological and Pedagogical Problems of Interaction between Pupils and a Teacher]. Moscow, 1980, pp. 37-52. (In Russian).

4. Tsukerman G.A. Kak mladshie shkol'niki uchatsya uchit'sya [How Younger Schoolchildren Learn to Study]. Moscow, 2012. (In Russian).

5. Prokudin Y.P., Milenko E.A. Uchebnoe sotrudnichestvo v formirovanii universal'nykh uchebnykh deystviy mladshikh shkol'nikov [Learning collaboration in the formation of universal learning activities of younger schoolchildren]. Dosh-kol'noe i nachal'noe shkol'noe obrazovanie: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya [Preschool and Elementary School Education: Modern Problems and Development Perspectives]. Tambov, 2017, pp. 66-69. (In Russian).

6. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole [How to Project Universal Learning Activities in Elementary School]. Moscow, 2012. (In Russian).

7. Panyushkin V.P. Osvoenie deyatel'nosti v usloviyakh vzaimodeystviya uchenika s uchitelem [Activity Acquisition in Terms of Interaction between a Pupil and a Teacher]. Moscow, 1980. (In Russian).

Received 15 September 2017 Reviewed 18 October 2017 Accepted for press 23 January 2018

Information about the author

Milenko Elena Anatolevna, Post-Graduate Student, Pedagogy and Educational Technologies Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: elenamilenko507@gmail.com

For citation

Milenko E.A. Obosnovanie pedagogicheskikh usloviy organizatsii uchebnogo sotrudnichestva mladshikh shkol'nikov [Objectivation of pedagogical conditions of the organization of younger schoolchildren learning collaboration]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 172, pp. 72-80. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-72-80. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.