И.М. витковскАя
(Псков)
технология обучения в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
Рассматривается вариант формирования у младших школьников универсальных учебных действий на основе технологии организации сотрудничества обучающихся. Раскрыты этапы технологии, обоснованы содержательные, методические и организационные условия ее реализации.
Ключевые слова: учебная деятельность, универсальные учебные действия, организация сотрудничества младших школьников.
Проблема формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) остается актуальной со времени ее постановки федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 г. [6]. Острота проблемы поддерживается довольно распространенным мнением практиков об опосредованном характере овладения школьниками этими действиями в ходе освоения предметных знаний и умений. Вместе с тем в профессиональной педагогической среде есть твердое понимание того, что именно метапредметные результаты обучения обеспечивают его развивающий характер, формируют у младшего школьника умение учиться.
Необходимость формирования УУД привела к значительным изменениям в структуре, содержании и технологиях современного урока: его проектированию в рамках дея-тельностного подхода, усилению познавательной самостоятельности и активности школьников, повышению проблемности преподавания. При этом урок по-прежнему является составляющей группового способа обучения, господствующего в современной школе. Данный способ, несмотря на серьезные недостатки (сложности в осуществлении индивидуализации обучения, тенденция к нивелированию обучающихся), имеет очень сильную сторону - возможность организации сотрудничества школьников. не делая в рамках данной
статьи предметом анализа понятие сотрудничества, отметим, что его роль в эффективном обучении младших школьников (и прежде всего в формировании их учебной самостоятельности) признается многими отечественными психологами и педагогами (Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.К. Дусавицкий, В.И. Слобод-чиков). Авторы современных ФГОС общего образования признают необходимость сотрудничества обучающихся для успешного достижения ими предметных и метапредметных результатов учения [4].
В связи с этим чрезвычайно важным является вопрос о путях организации учебного сотрудничества младших школьников, решение которого лежит в плоскости проблемы форм организации обучения. Наилучшие условия для организации сотрудничества всех субъектов учебной деятельности создает групповая работа. Надо сказать, что современный учитель начальных классов достаточно информирован об этой форме обучения. Опросы показывают, что подавляющее большинство учителей практикует групповую работу на уроках. Однако наши наблюдения в течение ряда лет говорят о том, что потенциал групповой работы в массовой начальной школе используется незначительно. Учащиеся объединяются в группы случайно, работа внутри групп организуется чаще всего стихийно, в подавляющем большинстве случаев без распределения функций между членами группы. Преобладающими заданиями для групповой работы являются взаимопроверка письменных работ, вычислительных или орфографических навыков или устное обсуждение проблемного вопроса, поставленного учителем. При этом учитель не управляет формированием общеучебных умений, умений делового сотрудничества, кооперации, учебной самостоятельности учеников, развитием их межличностных отношений. Подразумевается, что эти свойства личности приобретаются в ходе групповой работы опосредованно. Это подтверждается также данными, полученными нами при опросе учащихся 4-го класса одной из школ г. Пскова. В этом классе групповая работа практикуется в течение всех лет обучения. Но на предложение назвать правила работы в группах 19% опрашиваемых детей (из 26) смогли назвать лишь одно: «Слушать, когда говорит другой». Остальные дети не привели ни одного правила. Межличностные отношения в данном классе также далеки от совершенства: из
О Витковская И.М., 2019
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
26 учеников класса 9 являются изолированными или близки к изоляции со стороны одноклассников (получили 0 или 1-2 выбора по результатам социометрического исследования).
Вместе с тем дети младшего школьного возраста проявляют устойчивый интерес к работе в группах. На вопрос «Нравится ли тебе работать в группах?» от 65 до 92% учащихся 2-4-х классов названной выше школы ответили утвердительно (опрошены были всего 223 обучающихся из девяти начальных классов). Положительная мотивация младших школьников к совместной деятельности в группах еще раз подчеркивает значение групповой работы для их успешного обучения и развития. Опрос, проведенный нами среди учителей начальных классов г. Пскова (42 чел.), показал, что значение групповой работы в формировании у обучающихся УУД видится учителями почти исключительно в плоскости коммуникативных (72% опрошенных) и личностных (43% респондентов), значение групповой работы младших школьников в формировании у них регулятивных УУД отметили лишь 24% учителей.
Нами разработан вариант технологии обучения младших школьников в сотрудничестве, который успешно может быть применен при формировании у них комплекса УУД. Методологической базой для разработки данной технологии явились труды Г.И. Вергелес [1] и А.И. Раева [5] по формированию учебной деятельности младших школьников, а также исследования Г.А. Цукерман относительно организации совместной деятельности и ее влияния на учебную самостоятельность младших школьников [7].
В основе нашего исследования лежит точка зрения о необходимости прямого, непосредственного формирования у младших школьников учебных действий, составляющих структуру учебной деятельности. К таким действиям относят анализ задачи, принятие учебной задачи, актуализацию знаний, планирование, решение задачи, контроль и оценку (Г.И. Вергелес, А.И. Раев, Т.В. Габай, И.И. Ильясов). Очевидно, что эти действия составляют основу регулятивных УУД (принятие учебной задачи, планирование, контроль, оценка) и частично - познавательных (анализ, формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности). каждое из действий учебной деятельности формируется у обучаю-
щихся путем осознания и освоения его структурных элементов сначала как конкретное (на базе одного учебного предмета), а затем - общее, т. е. метапредметное, или универсальное. Все прочие УУД, составляющие содержание начального образования [4], интегрируются на основе общих характеристик и функций с указанными выше и осваиваются школьниками начальных классов главным образом опосредованно [3].
технология включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует те или иные промежуточные цели становления личности младшего школьника. Поскольку представленная в статье технология обучения в сотрудничестве направлена на формирование УУД обучающихся, важнейшим условием ее реализации является сопряжение этих этапов с этапами формирования учебной деятельности, разработанными профессором Г.И. Вергелес [1]. При организации формирования УУД на основе совместной деятельности младших школьников важна специальная кропотливая работа по обучению младших школьников сотрудничеству, а также по введению в содержание учебных предметов специальных заданий, направленных на овладение учащимися учебными действиями.
таким образом, на п е р в о м э т а п е необходимо научить младших школьников сотрудничеству друг с другом при знакомстве с ведущими понятиями учебной деятельности - «задача», «учебная задача». Такая работа необходима, поскольку понятие учебной задачи является ведущим в осознании процесса учения, в формировании учебной деятельности и в том числе УУД принятия учебной задачи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, Т.В. Га-бай, Г.И. Вергелес). Здесь используются приемы организации непосредственного взаимодействия учащихся во фронтальной работе: от самых простых, объединяющих школьников на 1-2 минуты для выполнения конкретного задания, до таких сложных форм, как дискуссия. Фронтальная дискуссия позволяет, с одной стороны, добиваться активного непосредственного взаимодействия учеников, заключающегося в обмене мнениями, что способствует лучшему осмыслению и осознанию этих понятий, а с другой - осуществлять непосредственное руководство учебной деятельностью учащихся, поскольку действовать самостоятельно они еще не могут.
В ходе таких дискуссий учитель специально формирует у учеников умения делового общения: слушать, возражать, отстаивать свою
точку зрения, соглашаться с мнением другого, адресовать свою речь слушателям, обосновывать свое мнение, договариваться (и другие коммуникативные УУД). Владение данными умениями позволит детям в дальнейшем работать парами и группами. В ходе выполнения заданий первого этапа дети сами выводят правила совместной работы, которые закрепляются в их дальнейшей деятельности.
На в т о р о м э т а п е надо убедить детей в пользе учебного сотрудничества, показать значение кооперации в формировании УУД; вызвать интерес к сотрудничеству учащихся при их осуществлении, развивать у школьников положительное отношение к совместной деятельности на уроках. Здесь следует приводить примеры трудовой деятельности родителей учащихся, подбирать соответствующие пословицы, анализировать художественные произведения, показывающие ценность кооперации людей для достижения лучшего результата в решении тех или иных задач, проводить сопоставление результативности индивидуального и совместного выполнения детьми тех или иных заданий. В пользе сотрудничества в формировании учебной деятельности дети убеждаются и далее, непосредственно работая в группах.
работа, проводимая на этом этапе, должна быть направлена на осознание школьниками того факта, что в конечном итоге они должны научиться выполнять учебную деятельность самостоятельно - индивидуально, но в процессе овладения этой деятельностью большую роль может оказать их сотрудничество со сверстниками.
Таким образом, первый и второй этапы технологии активно формируют у младших школьников коммуникативные и личностные УУД, а также носят подготовительный характер по отношению к формированию регулятивных и познавательных УУД.
Следующие этапы технологии непосредственно направлены на формирование регулятивных и (частично) познавательных УУД младших школьников в кооперированных формах обучения. Так, на третьем этапе сотрудничество рассматривается не как цель, а как средство формирования УУД ребенка. На этом этапе используются разнообразные техники групповой работы, которые вводятся в учебный процесс не стихийно, а с учетом ряда условий, среди которых можно выделить содержательные, методические и организационные.
Содержательные условия: оптимальное сочетание групповых форм работы с фронтальными и индивидуальными; усложнение деятельности учащихся в группах; обучение школьников умениям совместной работы в парах и группах; преднамеренное создание учителем нравственных отношений в группе.
Сначала школьники учатся ведению диалога в парах, что предусматривает перенос сформированных во фронтальных дискуссиях умений делового общения в работу пар. Далее нужно приступать к формированию в парах учебных действий анализа, принятия учебной задачи, планирования, контроля, оценки и др. Подчеркнем, что эта работа организуется после того, как дети уже познакомились с содержанием и принципом выполнения каждого УУД во фронтальной форме.
Затем следует переходить к работе в группах. Начинать здесь полезно с единой групповой работы, когда все группы класса работают над одним и тем же заданием. При организации такой работы совместная деятельность учащихся происходит на более высоком уровне, т. к. осуществлять взаимодействие трех-четырех человек сложнее, чем парное. Вместе с тем единая групповая работа предоставляет более широкое поле деятельности для реализации и закрепления формируемых учебных умений, повышает самостоятельность школьников в осуществлении учебной деятельности, способствуя тем самым активному присвоению ими УУД. На этом этапе продолжается целенаправленная работа по формированию у младших школьников коммуникативных и личностных действий.
После того как учащиеся овладели учебным действием как конкретным умением, следует переходить к следующему - четвертому этапу технологии, целью которого является формирование этих действий как общих (универсальных, или метапредметных). Школьник должен понять, что действие анализа, планирования или контроля осуществляется одинаково независимо от содержания учебного материала. Здесь происходит внутри- и межпредметное обобщение учебных умений путем организации кооперированно-групповой работы, предполагающей работу гетерогенных групп учащихся над разными по содержанию заданиями. При этом общая цель их работы - воспроизвести структуру формируемого умения (УУД) и в последующей межгрупповой дискуссии убедиться, что она одинакова для любой задачи, будь то решение уравнения на уроке математики, или разбор
ПЕдАГОГИЧЕСКИЕ нАУКИ
слова по составу на уроке русского языка, или составление пересказа на уроке чтения. В связи с этим на данном этапе возникает и решается еще и задача налаживания межгруппового взаимодействия учащихся. Полезна на данном этапе работа учащихся в разных техниках коллективного способа обучения (КСО): динамических парах, парах сменного состава.
Далее в порядке усложнения вводится дифференцированно-групповая форма работы, предполагающая работу гомогенных групп учащихся над разными по сложности заданиями. Эта работа помимо регулятивных, познавательных и коммуникативных умений успешно формирует учебное действие личностной самореализации, т. к. каждый ребенок работает в своем темпе и в соответствии с уровнем своих учебных возможностей.
Большие возможности для обобщения формируемых умений предоставляет образовательная техника «зигзаг», предполагающая работу учащихся над формируемым учебным действием или их совокупностью в разных группах: рабочих и экспертных. Так, при формировании у учащихся учебного действия планирования рабочим группам из 5 человек можно дать задание выяснить: есть ли что-нибудь общее при планировании решения задачи на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и труда. каждый член группы выбирает один предмет. Затем создаются экспертные группы по предметам, где выясняется структура действия планирования на конкретном учебном материале. Потом дети собираются в первоначальные рабочие группы и, сопоставляя результаты работы в экспертных группах, убеждаются, что действие планирования везде в принципе одинаково: надо отобрать необходимые и достаточные операции и расположить их в строгой последовательности.
Важно отметить также, что третий и четвертый этапы технологии реализуются в учебном процессе неоднократно, т. к. действия из структуры учебной деятельности формируются не все вместе, а последовательно. каждое из них формируется в течение определенного времени (2-3 месяца), когда оно выступает целью усвоения младшими школьниками и предполагает указанную выше последовательность введения разных форм групповой работы обучающихся. При этом все остальные УУД, конечно, присутствуют в учебном процессе, но не становятся целью специального осознания обучающихся, т. е. формируются опосредованно. Последовательность формирования этих
действий определяется логикой структуры учебной деятельности: сначала обучающиеся овладевают действием анализа, затем принятия учебной задачи и т. д. [3].
Для успешной работы младших школьников важно соблюдать методические условия развития кооперативных форм работы при формировании УУД, к которым надо отнести:
- четкость формулировки задания, предлагаемого группе для выполнения;
- подробный инструктаж учителя по организации работы группы;
- обратную связь до начала работы группы с целью выяснения учителем понимания членами групп учебного задания и собственных функций при его выполнении;
- ненавязчивую помощь учителя группам при условии их обращения за помощью;
- организацию рефлексии по результатам работы групп.
Наконец, среди организационных условий назовем:
- специальный подбор учащихся в группу (по учебным возможностям, личностным качествам, особенностям межличностных отношений и др.);
- наличие в группе лидера (консультанта);
- постоянную смену ролей участников групп;
- специальную расстановку парт (дети должны хорошо видеть друг друга, учителя и доску и при необходимости свободно перемещаться в пределах класса).
Наши исследования показали, что сотрудничество младших школьников эффективно для развития УУД всех групп - и личностных, и коммуникативных, и регулятивных, и познавательных [2], а также позволяет комплексно решать задачи формирования УУД.
Список литературы
1. Вергелес Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
2. Витковская И.М. Опыт формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. Вып. 2: Опыт реализации идей устойчивого развития в начальном образовании. СПб.: Изд-во ВВМ, 2010. С. 62-68. Т. 1.
3. Витковская И.М. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас, 2015. С. 280-285.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/pri memaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-na chalnogo-obshchego-obrazovanija (дата обращения: 30.10.2018).
5. Раев А.И. Избранные труды по педагогической психологии / сост. Г.И. Вергелес. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Мин-ва образования и науки РФ от 6 окт. 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/197127/paragraph/4:0 (дата обращения: 30.10.2018).
7. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: Открытый ин-т «Развивающее образование», 2010.
Collaborative learning technology as a means of forming universal learning skills in younger students
The article considers one of the ways of forming universal learning skills in junior schoolchildren on the basis of the technology of organizing student cooperation. The author describes the stages of the technology. The essences of the technology as well as methodological and organizational conditions for its implementation are revealed.
Key words: learning skills, universal learning skills, organization of cooperation of younger schoolchildren.
(Статья поступила в редакцию 30.01.2019)
* * *
1. Vergeles G.I., Koneva V.S. Mladshij shkol'nik: uchim uchit'sya (sistema formirovaniya uchebnoj deya-tel'nosti): ucheb.-metod. posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2007.
2. Vitkovskaya I.M. Opyt formirovaniya univer-sal'nyh uchebnyh dejstvij u mladshih shkol'nikov // Gercenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. Vyp. 2: Opyt realizacii idej ustojchivogo razvitiya v nachal'nom obrazovanii. SPb.: Izd-vo VVM, 2010. T. 1. S. 62-68.
3. Vitkovskaya I.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij u mladshih shkol'nikov // Gosudarstvennye obrazova-tel'nye standarty: problemy preemstvennosti i vned-reniya: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. Arzamas, 2015. S. 280-285.
4. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obshhego obrazovaniya (ot 8 ap-relya 2015 g. № 1/15) [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/pri mernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-na chalnogo-obshchego-obrazovanija (data obrashheniya: 30.10.2018).
5. Raev A.I. Izbrannye trudy po pedagogiches-koj psihologii / sost. G.I. Vergeles. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2006.
6. Federal'nyj gosudarstvenny'j obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovaniya: utv. prikazom Min-va obrazovaniya i nauki RF ot 6 okt. 2009 g. № 373 [Elektronny'j resurs]. URL: http://ivo. garant.ru/#/document/197127/paragraph/4:0 (data ob-rashheniya: 30.10.2018).
7. Czukerman G.A., Venger A.L. Razvitie uchebnoj samostoyatel'nosti. M.: Otkrytyj in-t «Razviva-yushhee obrazovanie», 2010.
т.А. Соловьёва
(Псков)
возможности курса «естественно-научные основы профессиональной подготовки педагога» для формирования у младших школьников универсальных учебных действий
Раскрыты возможности для корреляции механизмов формирования у студентов мета-профессиональных инструментальных компетенций, а также подготовки студентов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения дисциплин естественно-научного цикла. Такой потенциал открывается за счет единой гносеологической основы и аналогичных операциональных составляющих УУДучащихся и инструментальных компетенций студентов; за счет возможности приобретения обучающимися методического опыта неосознанно, на интуитивном уровне, через инсайт.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, универсальные мета-профессиональные инструментальные компетенции, синтез биологических и методических знаний, инновационные техники обучения в вузе.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нацеливает профессорско-преподавательский состав на освоение сту-
О Соловьёва I.A., 2019