Научная статья на тему 'Особенности проявления школьной тревожности'

Особенности проявления школьной тревожности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7438
1013
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЛИЧНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ширванова Ф. В., Каримова Д. Н.

В статье рассматриваются особенности проявления школьной тревожности у разных возрастных групп обучающихся образовательных организаций. Дается определение понятиям: тревожность и школьная тревожность. Анализируются результаты проведенного эмпирического исследования, в ходе которого обнаружено, что младшие школьники больше всего испытывают тревогу относительно своих достижений, страх в общении с учителями и проверки знаний. Учащиеся среднего звена тяжело переживают социальный стресс, имеют страхи в отношениях с учителями, низкую физиологическая сопротивляемость к стрессу и страх самовыражения. Старшеклассники тоже испытывают социальный стресс, переживают за свои достижения и испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих. На основе проведенного исследования разработана и обоснована модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с высоким уровнем тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ширванова Ф. В., Каримова Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления школьной тревожности»

- проверять результаты обучения и воспитания, принимать меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся.

Список литературы:

1. Кочеткова О.А., Полякова А.И. Использование сервисов web 2.0 в работе учителя информатики и ИКТ. Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе Сборник статей VII Межрегиональной научно-практической конференции учителей. под общ. ред. М. А. Родионова. 2016. С. 158-161.

2. Кочеткова О.А., Пудовкина Ю.Н. Методические рекомендации по построению урока информатики с использованием интерактивных пособий. Актуальные проблемы современного образования: опят и инновации: материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Ульяновск, 2015. С. 139-141.

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Ширванова Ф.В.1, КаримоваД.Н.2, 2019 1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»,

студентка, Уфа

2ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», преподаватель кафедры психологии образования и развития, Уфа

Аннотация: в статье рассматриваются особенности проявления школьной тревожности у разных возрастных групп обучающихся образовательных организаций. Дается определение понятиям: тревожность и школьная тревожность. Анализируются результаты проведенного эмпирического исследования, в ходе которого обнаружено, что младшие школьники больше всего испытывают тревогу относительно своих достижений, страх в общении с учителями и проверки знаний. Учащиеся среднего звена тяжело переживают социальный стресс, имеют страхи в отношениях с учителями, низкую физиологическая сопротивляемость к стрессу и страх самовыражения. Старшеклассники тоже испытывают социальный стресс, переживают за свои достижения и испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих. На основе проведенного исследования разработана и обоснована модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с высоким уровнем тревожности.

Ключевые слова: обучающиеся, личность, тревожность, школьная тревожность, обучение.

FEATURES OF MANIFESTATION OF PUPILS' ANXIETY

ShirvanovaF.V.1, KarimovaD.N.2, 2019

1Bashkir State Pedagogical University Named After M. Akmullah, Student, Ufa

2Bashkir State Pedagogical University Named After M. Akmullah, Lecturer of the Psychology of

Education and Development Chair, Ufa

Annotation: the article discusses the features of the manifestation of school anxiety in different age groups of students of educational organizations. The definition of the concepts: anxiety and school anxiety. The results of the conducted empirical research are analyzed, during which it was found that younger students are most concerned about their achievements, fear in communicating with teachers and testing knowledge. Middle school students are experiencing social stress, have fears in relationships with teachers, low physiological resistance to stress and fear of self-expression. High school students also experience social stress, worry about their achievements and are afraid of not meeting the expectations of others. Based on the study, a model of psychological and pedagogical support of students with a high level of anxiety has been developed and substantiated.

Key words: students, personality, anxiety, school anxiety, learning.

Введение. Психологическое благополучие в образовательной среде играет огромную роль для развития личности обучающегося и включает в себя: удовлетворение потребностей в личностно-доверительных формах общения; отсутствие психологического насилия в любых проявлениях; укрепление здоровья психического и физического; организация образовательной среды, которая будет стимулировать развитие участников процесса [1, С.102].

Обучение в школе насыщено эмоциями, переживаниями, чувствами, которые влияют на успешность учебной деятельности. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порождают негативные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. После повторения неуспеха возможно закрепление отрицательного отношения к учебе. Поэтому взрослым необходимо формировать у школьников положительное отношение к учебным предметам и процессу обучения.

Анализируя школьную тревожность Золотова Ф.Р. отмечает, что страх потерять свой авторитет среди окружающих приводит к боязни не соответствовать ожиданиям других людей. Вследствие этого возникает страх ситуации проверки знаний. Обычно смысл оценки - это стремление добиться успеха и получить уверенность в себе. А такие состояния как фрустрация, агрессия, стресс, не дают ученику раскрыть свои способности, ведут к эмоциональному неблагополучию. Эмоциональное неблагополучие приводит к формированию неустойчивой самооценки и проявляется в возникновении тревожности [2, С.163].

В Большом психологическом словаре дается следующее определение тревожности: «Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги» [3, С.483]. Школьная тревожность - это наиболее легкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми различными способами, маскируясь под другие проблемы. Основные признаки школьной тревожности это: пассивность на уроках, стеснение при ответах, приход в замешательство при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене ребенок с тревожностью не проявляет яркой активности, он любит быть среди одноклассников, но при этом не вступает в тесные контакты с ними [4, 5, 6].

В своей работе Кочубей Б.И. выделяет несколько факторов, воздействие которых способствуют формированию школьной тревожности и ее закреплению. В их число входят: учебные перегрузки, неспособность учащегося справиться со школьной программой, неадекватные ожидания со стороны родителей, неблагоприятные отношения с педагогами, регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации, смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом [7].

Из-за неуверенности в себе ребенок может отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной и невыполнимой. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. В такой ситуации затруднено принятие решения, так как человек чересчур сосредоточен на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Неуверенность в себе часто приводит к трудностям в общении, особенно при вхождении в новый коллектив. Высокая тревожность способствует возникновению соматических заболеваний [8, 9].

Основная часть. В связи с актуальностью данной проблематики нами было проведено исследование школьной тревожности. В исследовании приняли участие 134 обучающихся начального, среднего и старшего звена в возрасте от 7 до 17 лет. Целью нашего исследования было определить какие факторы тревожности в большей степени превалируют в разные периоды обучения в школе и на основе полученных данных разработать модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с высоким уровнем тревожности.

В эмпирическом исследовании в качестве диагностического инструментария был выбран тест школьной тревожности Филлипса [10, С.40], который позволяет определить 8 факторов тревожности: общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Результаты проведенного исследования представлены на рисунке 1.

* о Ш £ кг 65 28 7

§ | 6 * эг 70 20 10

5 * ш £ кг 56 26 18

е о ^ ш эг ш 5с ^ ° т э1 55 30 15

^ и- 5! с: го ,/г- Ю > го к с; кг 37 48 15

^ га 5 * чг с х -0 3 э| 50 40 10

* £ 1 «¡^ кг 66 15 19

и, эг 72 17 11

1 . ! кг 62 31 7

§ о. £ эг i § н ь и т эг 65 25 10

^ о сг го ,/г. ^з кг 58 32 10

■о- з эг 65 30 5

£ - " кг 42 38 20

§ Л | <5 * эг 48 30 22

х |- ^ о ° кг 60 22 18

и ™ ^ >■ и т эг 75 20 5

° ^ & ^ „ го иг ° о о го е ^ кг 73 19 8

ш го ^ * -,г I I 3 эг 60 20 20

^ ^ 1 ш У „ кг 68 28 4

? ^ Го ^ ? -0 ¿з ^г эг 73 22 5

ёг 1 | .§ кг 60 25 15

и * а. ш т эг х и т э| 70 20 10

го т с; _ го иг <з кг 55 30 15

с | эг 55 35 10

5 1 - кг 73 19 8

^ го ^ 2 л Ъ 6 § эг 84 16 0

x x i о ^г го го i к1 55 35 10

н 3 а. ш т эг и 5 и т э| 61 25 14

° с: го |/г- £ го § кг 56 26 18

| эг 50 30 20

3 1 ш 53 кг 67 20 13

т ш го га .о к ^ я 1- 5 эг 55 30 15

1 - кг 56 28 16

эг 65 10 25

0 о ¡5 ¡3 « ? кг 23 55 22

3 з! =3 эг 13 73 12

- - У 2 кг 48 37 15

к _ го ^ р л 1 § га Ъ § эг 40 40 20

| - £ ш кг 53 39 8

х го с ш т аг ш ^ ¡- и т эг 67 33 0

^ ^ .- го £ | ¡8 § кг 44 29 27

з! =3 эг 40 30 30

ь 1 « У 2 кг 64 31 5

1. эг 80 20 0

° ^ £ ° кг то ^ ш i к| 74 15 11

с а. ш т аг н 3 и т э| 90 10 0

к т I- го ,/г. и |5 § кг 64 28 8

£ эг 70 20 10

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ низкий ■ повышенный ■ высокий

Рис.1. Распределение выборки по результатам исследования уровня тревожности обучающихся по методике Филлипса, %

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство обучающихся начальной школы имеют повышенные показатели по таким факторам, как фрустрация потребности достижения у 73% и 55%, проблемы и страхи в отношениях с учителями у 40%, и 48% страх проверки знаний у 35% и 30%. Данные показатели свидетельствуют о процессе адаптации младших школьников к обучению.

У обучающихся среднего звена обнаруживаются повышенные показатели по факторам: переживание социального стресса у 33% и 39%, проблемы и страхи в отношениях с учителями у 30% и 26%, а также у 25% и 30% обучающихся наблюдается страх самовыражения и низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу. Данные показатели вполне соответствуют подростковому периоду. Переживание социального стресса можно объяснить тем, что для них ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Поэтому подростки могут любую мельчайшую ссору очень серьезно переживать, а быть в роли «изгоя» для них «полная катастрофа». Конфликты с учителями могут возникать из-за перестройки организма: изменение гормонального фона и формирование самосознания. Таким образом, наиболее характерными для подросткового возраста являются: отношения со сверстниками, кризисы идентичности, авторитетов, неустойчивая самооценка, нарциссические кризисы и суицидальные попытки, асоциальность и делинквентность.

В старших классах у 40% и 37% наблюдается переживание социального стресса, у 30% и 20% обучающихся диагностируется фрустрация достижения успеха,30% и 38% обучающихся испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Данные показатели характерны для юношеского возраста, ведь сейчас у них главной задачей является профессиональное самоопределение.

Результаты показывают, что в целом ситуация в школе благоприятная, но по нескольким факторам имеются незначительные проблемы. На обучающихся, у которых высокие показатели следует обратить внимание. Рекомендуется психологическое сопровождение этих подростков.

Для профилактики и коррекции школьной тревожности нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с высоким уровнем тревожности (рис.2). Данная модель включает в себя несколько блоков. Концептуальный блок включает цель (снижение уровня тревожности у обучающихся) и структурные компоненты тревожности (эмоциональный, когнитивный, поведенческий). Процессуальный блок содержит этапы работы (диагностический, коррекционно-развивающий, оценочно-результативный). В представленном блоке использованы следующие формы и методы работы - диагностика, просветительские и профилактические лекции, тренинги, игры, консультации. Результативный блок указывает на прогнозируемый результат (низкий уровень тревожности обучающихся).

Процесс психолого-педагогического сопровождения имеет определенную этапность: диагностический, коррекционно-развивающий, оценочно-результативный этапы. В соответствии с этапами работы для решения поставленных задач предлагаются формы и методы работы.

Диагностический этап включает в себя выявление уровня тревожности у обучающихся.

Коррекционно-развивающий этап предполагает работу в нескольких направлениях - это психологическое просвещение педагогов и родителей обучающихся по вопросам факторов возникновения школьной тревожности и мер направленных на недопущение ее возникновения; это психологическая профилактика и коррекция уровня тревожности у обучающихся посредством лекций, тренингов, игр и консультаций; а также создание психологически безопасной образовательной среды, которая включает в себя психологическую поддержку, доверительное общение, ориентацию на диалог в общении, создание избыточной образовательной среды, создание условий для личностного роста, формирование чувства собственного достоинства и активной жизненной позиции.

Оценочно-результативный этап ориентирован на выявление динамики показателей уровня тревожности обучающихся, и определения результативности разработанной модели сопровождения.

Критерием определения результативности разработанной модели является низкий уровень тревожности обучающихся.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с высоким уровнем тревожности

Цель: снижение уровня тревожности у обучающихся

Эмоциональный

Структурные компоненты Когнитивный

школьной тревожности

Поведенчески й

3 x

о

4

N

с сс о с. с о о

о

м ч о с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с ч с

x x

ix

x

¡4

и

1>

я"

x с

о

x

и

я

x

3

9

я п.

I

о X x

о

x

я

о.

о.

о

Цель: диагностика уровня тревожности обучающихся в разных возрастных группах Метод: тестирование

Методика: тест школьной тревожности Филлипса

Психологическое просвещение педагогов и родителей

- Педагогические советы

- Родительские собрания

- Тренинги

Психологическая - Лекции

профилактика и коррекция —► - Тренинги

уровня тревожности у - Игры

обучающихся - Консультации

Создание психологически безопасной образовательной среды

Поддержка

Доверительное общение Ориентация на диалог в общении Создание избыточной образовательной среды Создание условий для личностного роста Формирование чувства собственного достоинства

Активная жизненная позиция

©

с тз

2

о За

-а в о\ о н

Рис.2. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с высоким уровнем

тревожности.

Заключение. В последнее время повысился интерес к проблемам тревоги, тревожности и школьной тревожности. Тревожность - это склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Школьная тревожность - это наиболее легкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. В связи с актуальностью данной проблематики нами было

проведено исследование школьной тревожности. В исследовании принимали участие все три возрастные группы обучающихся: младшие школьники, среднее звено (подростки), старшие классы. В целом ситуация в школе благоприятная, так как школьная тревожность по шкалам объяснялась возрастными особенностями обучающихся, имеются лишь несколько проблемных шкал. Анализ полученных результатов исследования позволил нам разработать модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с высоким уровнем тревожности.

В профилактике и коррекции тревожности детей существенную роль играет комплексное воздействие на ребенка, т.е. взаимодействие родителей и педагогов. При благоприятных условиях и психологической поддержке со стороны социального окружения дети будут испытывать эмоциональный комфорт. Активная работа психологической службы по психолого-педагогическому сопровождению детей с высокой тревожностью будет способствовать её заметному снижению.

Список литературы:

1. Рубцов С., Березина Т.Н. Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. №6. С. 101-107.

2. Золотова Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа / Ф.Р. Золотова, Л.М. Закирова / Школьные технологии. - 2004. - №5. С. 163-168.

3. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

4. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 133 - 140

5. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации//Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей / Е.В. Козлова. -Ставрополь, 2000. - с. 16 - 20.

6. Суворова, В.В. Психофизиология стресса В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 2005. - 208 с.

7. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. -Москва: Знание, 1988. - 80 с.

8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Академия, 2000.-190 с.

9. Сергеева Д.Н., Анализ психолого-педагогических исследований // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы IXМеждународной научно-практической конференции в 2-х томах. 2014. - С. 303-305

10. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. — СПб.: Речь, 2005 - 198 с.

УДК 37.031

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ УЧИТЕЛЯ

Тимофеев А.Н., 2019 Воронежский государственный педагогический университет, заведующий кафедрой экологического образования, г. Воронеж

Аннотация: рассматриваются вопросы речевой культуры учителя. Отмечается частое некорректное использование терминов и понятий на уроках. Показано влияние ошибок в применении понятийного аппарата на процесс формирования грамотной и гармонично развитой личности. Обращается внимание на исключительную важность для педагога обладать грамотной во всех отношениях речью, богатым словарным запасом, лишенным слов-паразитов, мешающих как в повседневном неформальном общении, так и в его профессиональной деятельности. Неправильное произношение на уроках терминов и понятий, неверное использование лексического аппарата учебных дисциплин может привести к искаженному пониманию изучаемых тем, ослаблению интереса к предмету, снижению уровня обученности учащихся и компрометации позитивного имиджа учителя.

Ключевые слова: культура речи, слова-паразиты, процесс образования, урок, учитель, профессиональная лексика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.