ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА И КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
УДК 616.8-053.5:159.942.5
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Порина Н.Ю., Семакина Н. В., Злоказова М.В.
ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610998, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: kf28@kirovgma.ru
В статье приведены результаты исследования тревожности и клиническо-психологических особенностей учащихся пятых классов. Цель исследования: изучить уровень тревожности и клиническо-психо-логические особенности учащихся пятых классов.
В исследование были включены ученики пятых классов общеобразовательной школы (n=51). Уровень тревожности учеников определяли при помощи теста оценки школьной тревожности по Филлипсу, для получения дополнительной информации об учащихся проводилось анкетирование родителей. У 21,6% школьников была выявлена высокая тревожность, проявляющаяся страхом перед стрессовыми ситуациями в школе (проверка знаний, взаимоотношения с учителями, угроза не соответствовать ожиданиям окружающих), а также переживанием социального стресса, низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, фрустрацией потребности в достижении успеха. Была установлена достоверная взаимосвязь проявлений тревожности с эмоциональной лабильностью, низкой заинтересованностью в учебном процессе, страхом школы, пассивностью, негативизмом в поведении, невротическими и соматическими симптомами у школьников.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения психологической и психотерапевтической коррекции с учащимися, направленной на снижение тревожности и повышение стрессоустойчи-вости, а также психопрофилактической работы с их родителями и педагогами.
Ключевые слова: учащиеся пятого класса, тревожность, школьный стресс, психопрофилактика.
ANXIETY LEVEL, CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL SPECIFICS OF FIFTH-GRADERS IN A SECONDARY SCHOOL
Porina N. Yu., Semakina N.V., Zlokazova M.V.
Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610998, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: kf28@kirovgma.ru
The article presents the results of the study on anxiety, clinical and psychological characteristics of fifth-grade students. The aim of the study was to study the levels of anxiety, clinical and psychological characteristics in fifth graders. Fifth-class secondary school students were examined within the research - 51 people. Psychodiagnostic and statistical methods have been used.
21.6% of the schoolchildren were found to have a high level of anxiety, manifesting in fear of stressful situations at school (knowledge testing, teacher-student relations, frustration due to not meeting the others' expectations), as well as the experience of social stress, low physiological resistance to stress, frustration induced by the need to achieve success. There has been established a reliable association of anxiety with emotional lability, lowered learning activity and motivation, fear of school, inactivity, behavior violation, neurotic and somatic symptoms. The findings suggest the need for psychological and psychotherapeutic therapy aimed at reducing anxiety and increasing stress resistance, as well as psychological preventive assistance to the parents and teachers.
Key words: fifth-grade students, anxiety, school-induced stress, psychological preventive therapy.
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в среднее звено (пятый класс) сопровождается значительными психологическими проблемами, связанными с приспособлением к новым условиям обучения (возрастающие учебные нагрузки, необходимость приспосабливаться к новым учителям-предметникам), что требует от учащихся больше самостоятельности и ответственности и приводит к повышенному психическому напряжению, эмоциональной нестабильности и утомляемости [1-3]. В большинстве случаев родители и педагоги
не замечают данные сложности, что в дальнейшем может приводить к развитию у детей пограничных психических расстройств (ППР). Необходимо раннее выявление симптомов школьного стресса у учащихся для своевременного проведения психологической и психотерапевтической коррекции и профилактики ППР [1, 4, 5]. Все вышесказанное определяет актуальность проведенного исследования
Цель исследования: изучить уровень тревожности и клиническо-психологические особенности учащихся пятых классов.
Материал и методы
Были обследованы в сентябре-октябре 2017 года (первая четверть) учащиеся пятых классов МБОУ СОШ с УИОП № 58 г. Кирова - 51 человек, из них мальчиков - 30 (58,8%) и девочек - 21 (41,2%), средний возраст - 11,27±0,45 лет. Для получения дополнительной информации об учащихся были опрошены родители данных учеников.
Методы исследования:
- опрос родителей с использованием авторской анкеты (анкета направлена на выявление жалоб, анамнестических сведений и социально-психологических особенностей школьника);
- психодиагностический (тест оценки школьной тревожности по Филлипсу);
- статистический (описательная статистика, ко-
эффициент корреляции Пирсона (r); расчеты проводились с использованием программы Excel.
Результаты и их обсуждение
Психологическое обследование школьников (по тесту Филлипса) выявило: повышенный уровень общей тревожности у 11 чел. (21,6%), «страх самовыражения» определялся у 19 чел. (37,3%), «страх ситуаций проверки знаний» - 19 чел. (37,3%), «страх перед взаимоотношениями с учителями» - 18 чел. (35,3%); «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» - 14 чел. (27,5%); «переживание социального стресса» - 10 чел. (19,6%); «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» - 8 чел. (15,7%); «фрустрация потребности в достижении успеха» - 6 чел. (11,8%) (рис. 1).
37,3% 37,3%
35,3%
21,6%
Рис. 1. Частота вариантов тревожности у школьников по тесту Филлипса
Анкетирование родителей о состоянии психи- мотивационную незрелость - 25чел. (49,0%); призна-ческого здоровья детей выявило: снижение интереса ки психосоматических нарушений - 22 чел. (43,1%); к учебному процессу - 36 чел. (70,6%); эмоциональ- симптомы невротических расстройств - 20 чел. ную лабильность - 34 чел. (66,7%); негативизм в по- (39,2%); тревогу - 18 чел. (35,3%) (таблица). ведении - 30 чел. (58,8%); астению - 30 чел. (58,8%);
Таблица
Частота психологических проблем у учащихся пятых классов по результатам анкетирования родителей
Клинические проявления у школьников Количество учащихся
Абсолютное количество Процент(%)
1. Снижение интереса к учебному процессу: 36 70,6
а) «не заинтересован в учебе» 23 45,1
б) «без радости рассказывает о школе» 20 39,5
в) «пассивный, безынициативный» 19 37,3
г) «выполняет задания, когда его контролируют или заставляют работать» 8 15,7
2. Эмоциональная лабильность: 34 66,7
а) «частые колебания настроения» 32 62,7
б) «раздражительность, сердитое настроение» 12 23,5
3. Негативизм в поведении: 30 58,8
а) «негативно относится к замечаниям» 21 41,2
б) «умышленно плохо выполняет задания» 17 33,3
в) «имеет плохие отношения с детьми» 3 5,9
4. Астения: 30 58,8
а) «слабость и утомляемость после занятий» 22 43,1
б) «разбитость и слабость утром» 16 31,4
5. Мотивационная незрелость: 25 49,0
а) «необходим контроль при подготовке домашних заданий» 20 39,2
б) «только с помощью выполняет домашние задания» 8 15,7
6. Психосоматические симптомы: 22 43,1
а) «головные боли при утомлении» 18 35,3
б) «стал чаще болеть ОРЗ, более 6 раз в год» 5 9,8
7. Невротические симптомы: 20 39,2
а) «плаксивость» 11 21,6
б) «навязчивые действия (обгрызание ногтей, тики)» 11 21,6
в) «плохой сон, пониженный аппетит» 7 13,7
г) «появление или усиление заикания» 4 7,8
8. Тревога: 18 35,3
а) «нерешительность в поступках» 10 19,6
б) «страхи, связанные со школой» 9 17,6
Корреляционный анализ показателей тревожности и клинико-психологических особенностей, выявленных у школьников по результатам анкетирования родителей, показал достоверно сильные взаимосвязи:
• общей тревожности со страхом школы (г=0,007, при р<0,001), эмоциональной лабильностью (г=0,009, при р<0,001), незаинтересованностью в учебе (г=0,004, при р<0,001), пассивностью и безынициативностью (г=0,009, при р<0,001);
• страха самовыражения с раздражительностью (г=0,051) и невротическими симптомами (г=0,028, при р<0,001);
• страха ситуаций проверки знаний со страхом школы (г=0,037, при р<0,01), эмоциональной лабильностью (г=0,051) и невротическими симптомами (г=0,028, при р<0,001);
• страха взаимоотношений с учителями со страхом школы (г=0,019, при р<0,001), эмоциональной лабильностью (г=0,02з, при р<0,001) и соматическими симптомами (г=0,03, при р<0,001);
• страха не соответствовать ожиданиям окружающих со страхом школы (г=0,054, при р<0,01), незаинтересованностью в учебе (г=0,028, при р<0,001), пассивностью и безынициативностью (г=0,019, при р<0,001), негативизмом в поведении (г=0,031, при р<0,001);
• переживания социального стресса с невротическими симптомами (г=0,053, при р<0,01);
• низкой физиологической сопротивляемости стрессу с незаинтересованностью в учебе (г=0,04з, при р<0,01), пассивностью и безынициативностью (г=0,002, при р<0,001), негативизмом в поведении (г=0,038, при р<0,01).
Таким образом, исследование психологического состояния школьников пятых классов выявило у каждого пятого тревожность, проявляющуюся страхом перед школьными стрессовыми ситуациями, связанными с самовыражением, проверкой знаний, взаимоотношений с учителями, боязнью не соответствовать ожиданиям окружающих, переживанием со-
циального стресса, низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, фрустрацией потребности в достижении успеха. Было достоверно установлено, что проявления тревожности связаны с эмоциональной лабильностью, низкой заинтересованностью в учебном процессе, страхом школы, пассивностью, негативизмом в поведении, невротическими и соматическими симптомами.
Выявленные клинико-психологические особенности учащихся пятых классов свидетельствуют о необходимости проведения с ними психологической коррекции для снижения тревожности, повышения стрессоустойчивости и обучения навыкам релаксации. Важное психопрофилактическое значение будет иметь также разработка индивидуальных рекомендаций для родителей по раннему выявлению признаков психологического неблагополучия у детей, а также проведение психообразовательной работы с родителями и педагогами о мерах профилактики психических отклонений у школьников.
Выводы
1. Исследование выявило у учащихся пятых классов тревожность (21,6%), проявляющуюся страхом перед школьными стрессовыми ситуациями самовыражения, проверки знаний, взаимоотношений с учителями, угрозы не соответствовать ожиданиям окружающих, а также переживанием социального стресса, низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, фрустрацией потребности в достижении успеха.
2. Была установлена достоверная связь проявлений тревожности с эмоциональной лабильностью, низкой заинтересованностью в учебном процессе, страхом школы, пассивностью, негативизмом в поведении, невротическими и соматическими симптомами у школьников.
3. Полученные данные свидетельствуют о необходимости психологической и психотерапевтической коррекции выявленных нарушений у учащихся пятых классов, а также психопрофилактической работы с их родителями и педагогами.
Литература/References
1. Злоказова М.В., Бочарова И.А. Терапия учащихся с расстройствами поведения в детском дневном психиатрическом стационаре на базе общеобразовательных школ // Клинико-биологические, психологические и социальные аспекты психических расстройств у детей и подростков: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции c международным участием (Москва, 16 февраля 2018 г.). М.: ФГБНУ НЦПЗ, 2018. С. 136-137. [Zlokazova M.V., Bocharova I.A Terapiya uchashchikhsya s rasstroistvami povedeniya v detskom dnevnom psikhiatricheskom statsionare na baze obshcheobrazovatel'nykh shkol. Kliniko-biologicheskie, psikhologicheskie i sotsial'nye aspekty psikhicheskikh rasstroistv u detei i podrostkov: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Mosсow, 16 Febr. 2018). Moscow: FSBSI MHRC, 2018. P. 136-137. (In Russ.)]
2. Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. М.: НЦ ЭНАС, 2007. 77 с. [Iovchuk N.M. Detsko-podrostkovye psikhicheskie rasstroistva. Moscow: ENAS, 2007. 77 p. (In Russ.)]
3. Левина И.Л. Распространенность, типология, кли-
ническая динамика и профилактика школьной дезадаптации: автореферат дис. ... д-ра мед. наук. Томск, 2003. 41 с. [Levina I.L. Rasprostranennosf, tipologiya, klinicheskaya dinamika i profilaktika shkolnoi dezadaptatsii. [dissertation] Tomsk; 2003. 41 p. (In Russ.)]
4. Семакина Н.В., Злоказова М.В. О необходимости разработки скрининг-тестов для выявления донозологи-ческих форм психических и аддиктивных расстройств у подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 2 (17). С. 216-217. [Semakina N.V., Zlokazova M.V. O neobxodimosti razrabotki skrining-testov dlya vy'yavleniya donozologicheskikh form psikhicheskikh i addiktivny'kh rasstroistv u podrostkov. Voprosy psikhicheskogo zdorovya detei i podrostkov. 2017;2(17):216-217. (In Russ.)]
5. Аблова Т.Н. Социально-психологические особенности подростков со школьной дезадаптацией // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. 2015. № 1(36). С. 96-97. [Ablova T.N. SotsiaFno-psikhologicheskie osobennosti podrostkov so shkol'noi dezadaptatsiei. Byulleten' Severnogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2015;1(36):96-97. (In Russ.)]
УДК:618.19-006.6-073.756.8
ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОФОТОННОЙ ЭМИССИОННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ В ДИАГНОСТИКЕ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
12РамазановаМ.С., 'Голякова А.В., 2Овсянникова Т.П., 'Кисличко А.Г.
'ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610998, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: ramazanovam@inbox.ru
2КОГБУЗ Кировский областной клинический онкологический диспансер, Киров, Россия (610045, г. Киров, проспект Строителей, 23)
Рак молочной железы является одним из самых распространенных онкологических заболеваний, составляет 11,5% случаев в общей заболеваемости злокачественными новообразованиями. За последние годы в Российской Федерации увеличилось количество новых случаев данного заболевания. Цель данного исследования: оценка эффективности однофотонной эмиссионной компьютерной томографии в диагностике рака молочной железы.
Были исследованы 2 группы пациенток с диагнозом рак молочной железы, наблюдавшиеся в Кировском областном клиническом онкологическом диспансере в 2013-2017 гг. Всем пациенткам первой группы с целью диагностики была выполнена сцинтиграфия скелета в режиме однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОЭКТ). При проведении данного исследования в 22,2% случаев были обнаружены отдаленные метастазы. Пациенткам второй группы ОЭКТ не проводилась. В исследуемых группах определяли показатель общей выживаемости. В первой группе пациенток наблюдались более высокие значения показателей выживаемости.
Однофотонная эмиссионная компьютерная томография имеет важное значение в ранней и точной диагностике метастазирующего рака молочной железы, так как прогноз заболевания находится в прямой зависимости от своевременного выявления злокачественных новообразований.
POSSIBILITIES OF SINGLE-PHOTON EMISSION COMPUTED TOMOGRAPHY IN DIAGNOSIS OF BREAST CANCER
',2RamazanovaM.S., 'GolyakovaA.V., 2Ovsyannikova T.P., 'KislichkoA.G.
'Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610998, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: ramazanovam@inbox.ru 2Kirov Regional Clinical Oncology Center, Kirov, Russia (Kirov, Stroitely Prosp., 23)
Breast cancer is one of the most common cancers with an estimated 11.5% of cases. In recent years, the number of new cases of this disease has increased in the Russian Federation. In Kirov region, the number of new cases and deaths from breast cancer has also increased. The purpose of this study is to evaluate effectiveness of singlephoton emission computed tomography in diagnosis of female breast cancer.
We examined 2 groups of patients with breast cancer from Kirov Region Clinical Oncology Dispensary in 2013-2017. All the patients of group 1 were performed skeleton's scintigraphy single-photon emission computed