Научная статья на тему 'Оценка уровня тревожности детей школьного возраста г. Гомеля'

Оценка уровня тревожности детей школьного возраста г. Гомеля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11885
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANXIETY OF SCHOOLCHILDREN / THE SCALE OF SOCIAL AND SITUATIONAL ANXIETY / LEVEL OF ANXIETY / ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ШКАЛА СОЦИАЛЬНО-СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соболева Л.Г., Новак Н.Г., Шаршакова Т.М.

Цель: оценка уровня тревожности школьников. Материалы и метод. Для изучения уровня и характера тревожности школьников были использованы тест тревожности Р. Тэммпл, М. Дорки и В. Амен, шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, методика Филлипса. Для измерения степени субъективной неприятности различных конкретных ситуаций была использована шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан). Всего в исследовании приняли участие 549 школьников. Результаты. Согласно полученным данным, высокий уровень тревожности был выявлен у 20 % детей младшего школьного возраста. 34 % учащихся 8 классов имеют такой же уровень школьной тревожности, в 9 классах он составляет 54,5 %, в 10 классах - 60,5 %. При оценке уровня тревожности учащихся 5-11 классов по методике Филлипса было выявлено, что 32 % испытывают общую тревожность в школе. 33 % - фрустрацию потребности в достижении успеха. 38 % - страх самовыражения. 40 % - страх в ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих испытывают 44 % учащихся. 34 % школьников имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями. Заключение. Результаты нашего исследования подтверждают, что проблема повышенной тревожности школьников остается по-прежнему актуальной. Причинами этого негативного эмоционального состояния становятся не только индивидуально-типические характеристики (пол, возраст, особенности личности и т. д.), но и особенности внешней ситуации, ближайшее окружение учащихся. В связи с этим дальнейшая работа специалистов со школьниками, имеющими повышенный уровень тревожности, должна носить дифференцированный и в то же время комплексный характер. Дифференцированный подход обеспечивает эффективность психокоррекционной работы с учащимися (учет возраста, источников и содержания тревожности), а комплексный - раскрывает необходимость совместных усилий взрослых, имеющих отношение к ребенку (родителей, педагогов, психологов, администрации школы и др.), по созданию условий, способствующих эмоциональному развитию учащихся и сохранению их соматического и психологического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соболева Л.Г., Новак Н.Г., Шаршакова Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE ANXIETY LEVEL IN SCHOOLCHILDREN OF GOMEL

Objective: to study the level of anxiety in schoolchildren in the city of Gomel. Material and methods. To study the level and nature of anxiety in schoolchildren, we used the anxiety test of R. Tammpl, M. Dorky, B. Aman, Prichogan`s scale of personal anxiety, Phillips` method. To measure the subjective unpleasantness of various cases, we used the scale of personal anxiety by A. M. Prichogan. Totally 549 schoolchildren participated. Results. According to the received data, high anxiety level is typical for 18,75 % junior schoolchildren, the percentage of senior schoolchildren with high anxiety level makes up more than 30 % (which is determined by a general increase of the school anxiety level), 40 % schoolchildren in their fifth form have school-related fears and problems. Of them, 34 % have difficulties with teachers. Conclusion. The results of our research confirm the fact that the problem of the schoolchildren’s elevated anxiety level is still actual. The causes of this negative emotional state can be not only personal individual features (gender, age, peculiarities of character and etc), but also peculiarities of background, close environment of the schoolchildren. In this connection the activity of experts when working with schoolchildren with high anxiety level must be differentiated and combined at the same time. The differentiated approach provides effectiveness of psycho-remedial work (considering age, causes and contents of anxiety), and the combined approach shows the necessity of mutual efforts of adults, who are connected to the child (parents, teachers, psychologists, school management etc.) on creating conditions, in favour of the schoolchildren’s emotional development and maintaining their somatic and psychological health.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня тревожности детей школьного возраста г. Гомеля»

Проблемы здоровья и экологии

123

городских пациентов с АГ (р < 0,05), 36,0 и 28,0 % пациентов с АГ + ИБС соответственно (р > 0,05).

4. В городском филиале и районной поликлиниках врачами-терапевтами не проводился контроль за назначением лечебнопрофилактических рекомендаций пациентам с БСК. В 2011 г. у 26,6 % пациентов с АГ городского филиала поликлиники и более трети районной в амбулаторных картах отсутствовали рекомендации по противорецидивному лечению.

Таким образом, результаты экспертной оценки диспансерного наблюдения пациентов с БСК на терапевтическом участке свидетельствуют о недостаточной работе с этой группой пациентов.

Для повышения эффективности реабилитации пациентов с БСК в амбулаторных условиях, необходимо внедрить унифицированную карту диспансерного наблюдения кардиологического пациента, в которой должны быть отражены все необходимые исследования для контроля функций органов системы кровообращения и базисная терапия. Важным моментом является постоянное повышение квалификации участковых врачей-терапевтов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гланц, С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. — М.: Практика, 1999. — 459 с.

2. Щавелева, М. В. Роль всеобщей диспансеризации в повышении качества жизни населения / М. В. Щавелева, Т. Н. Глинская,

Э. А. Вальчук // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. — Минск, 2010. — № 3. — С. 65-69.

Поступила 16.10.2013

УДК 613.81/.84:613.955

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ГОМЕЛЯ Л. Г. Соболева, Н. Г. Новак, Т. М. Шаршакова Гомельский государственный медицинский университет

Цель: оценка уровня тревожности школьников.

Материалы и метод. Для изучения уровня и характера тревожности школьников были использованы тест тревожности Р. Тэммпл, М. Дорки и В. Амен, шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, методика Филлипса. Для измерения степени субъективной неприятности различных конкретных ситуаций была использована шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан). Всего в исследовании приняли участие 549 школьников.

Результаты. Согласно полученным данным, высокий уровень тревожности был выявлен у 20 % детей младшего школьного возраста. 34 % учащихся 8 классов имеют такой же уровень школьной тревожности, в 9 классах он составляет 54,5 %, в 10 классах — 60,5 %.

При оценке уровня тревожности учащихся 5-11 классов по методике Филлипса было выявлено, что 32 % испытывают общую тревожность в школе. 33 % — фрустрацию потребности в достижении успеха. 38 % — страх самовыражения. 40 % — страх в ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих испытывают 44 % учащихся. 34 % школьников имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Заключение. Результаты нашего исследования подтверждают, что проблема повышенной тревожности школьников остается по-прежнему актуальной. Причинами этого негативного эмоционального состояния становятся не только индивидуально-типические характеристики (пол, возраст, особенности личности и т. д.), но и особенности внешней ситуации, ближайшее окружение учащихся. В связи с этим дальнейшая работа специалистов со школьниками, имеющими повышенный уровень тревожности, должна носить дифференцированный и в то же время комплексный характер. Дифференцированный подход обеспечивает эффективность психокоррекционной работы с учащимися (учет возраста, источников и содержания тревожности), а комплексный — раскрывает необходимость совместных усилий взрослых, имеющих отношение к ребенку (родителей, педагогов, психологов, администрации школы и др.), по созданию условий, способствующих эмоциональному развитию учащихся и сохранению их соматического и психологического здоровья.

Ключевые слова: тревожность школьников, шкала социально-ситуационной тревоги, уровень тревожности.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE ANXIETY LEVEL IN SCHOOLCHILDREN OF GOMEL

L. G. Soboleva, N. G. Novak, T. M. Sharshakova Gomel State Medical University

Objective: to study the level of anxiety in schoolchildren in the city of Gomel.

Material and methods. To study the level and nature of anxiety in schoolchildren, we used the anxiety test of R. Tammpl, M. Dorky, B. Aman, Prichogan's scale of personal anxiety, Phillips' method. To measure the subjective unpleasantness of various cases, we used the scale of personal anxiety by A. M. Prichogan. Totally 549 schoolchildren participated.

Results. According to the received data, high anxiety level is typical for 18,75 % junior schoolchildren, the percentage of senior schoolchildren with high anxiety level makes up more than 30 % (which is determined by a general increase of the school anxiety level), 40 % schoolchildren in their fifth form have school-related fears and problems. Of them, 34 % have difficulties with teachers.

Проблемы здоровья и экологии

124

Conclusion. The results of our research confirm the fact that the problem of the schoolchildren’s elevated anxiety level is still actual. The causes of this negative emotional state can be not only personal — individual features (gender, age, peculiarities of character and etc), but also peculiarities of background, close environment of the schoolchildren. In this connection the activity of experts when working with schoolchildren with high anxiety level must be differentiated and combined at the same time. The differentiated approach provides effectiveness of psycho-remedial work (considering age, causes and contents of anxiety), and the combined approach shows the necessity of mutual efforts of adults, who are connected to the child (parents, teachers, psychologists, school management etc.) on creating conditions, in favour of the schoolchildren’s emotional development and maintaining their somatic and psychological health.

Key words: anxiety of schoolchildren, the scale of social and situational anxiety, level of anxiety.

Введение

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных в современной психологии, что обусловлено увеличением числа «тревожных» детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты (А. М. Прихожан, А. И. Захаров, А. О. Прохоров, Ж. М. Глоз-ман, В. В. Зоткина, В. В. Суворова, Л. И. Божович и др.). Повышенная тревожность негативно влияет не только на соматическое, но и на психологическое здоровье учащихся: она провоцирует развитие нейротичности и депрессивных состояний. Из-за повышенного стремления к безопасности ребенок утрачивает решительность, инициативность, подавляет собственную креативность и способность рисковать. Мотивом его деятельности становятся не стремление к успеху, а избегание неудач: в ситуации выбора или в процессе деятельности школьник выбирает заведомо заниженные цели и задачи, не стремится к самореализации и успешности (успеваемость в таком случае

снижается). Падает энергетический потенциал ребенка. Результатом, как правило, становится отсутствие полной реализации личности в обучении, равно как и других областях жизни [14]. В связи с этим один из важнейших факторов повышения эффективности учебной деятельности школьников является создание психологически благоприятного климата и соответствующих условий обучения.

Материалы и метод

В исследовании приняли участие 549 школьников — учащиеся младших, средних и старших классов. Для оценки уровня тревожности младших школьников был использован тест тревожности Р. Тэммпл, М. Дорки и В. Амен, предназначенный для детей 5-11 лет [5, с. 41]. Для измерения степени субъективной неприятности учащимися 8-10 классов различных конкретных ситуаций была использована шкала личностной тревожности А. М. Прихожан [6]. В качестве дополнительно метода сбора информации применялась методика школьной тревожности Филлипса (B. Phillips, 1978) [5].

Количество детей, принявших участие в анкетировании (с учетом пола и года обучения) представлено в таблице 1.

Таблица 1 — Распределение респондентов по классам

Учащиеся 1-4 класс 5-11 класс 8-10 класс Всего

Мальчики 54 (48,2 %) 148 (48,1 %) 58 (45,0 %) 260 (47,4 %)

Девочки 58 (51,8 %) 160 (51,9 %) 71 (55,0 %) 289 (52,6 %)

Итого 112(100%) 308 (100 %) 129 (100 %) 549(100 %)

Результаты и обсуждение Результаты изучения уровня тревожности младших школьников свидетельствуют, что большинство учащихся (75 %) имеют средний уровень тревожности (показатели — в пределах нормы). Вместе с тем практически у каждого пятого (18,75 %) выявлен высокий уровень тревожности и только у 6,75 % данный показатель ниже нормы.

В результате эмпирического исследования было выявлено, что 21,5 % первоклассников имеют высокий уровень тревожности, это составляет 28,5 % от общего числа «тревожных» младших школьников. Другими словами, практически каждый третий учащийся 1 класса ис-

пытывает тревожность повышенного уровня, что можно объяснить процессом адаптации к новой социальной ситуации.

В течение второго года обучения количество «тревожных» учащихся составляет 7,2 % , в 3 классе изучаемый показатель возрастает до

17,7 %, а в 4 — он равен 28,5 %.

Объяснить выявленную тенденцию можно несколькими причинами. Во-первых, по мере взросления школьника не только возрастает объем знаний, сфера интересов, уровень способностей и навыков, но также расширяется круг обязанностей, увеличивается ответственность учащихся. Данные изменения сопровождаются повышением требований со стороны

Проблемы здоровья и экологии

125

взрослых (в первую очередь — родителей и учителей) и способствуют выработке дифференцированных критериев самооценки школьников. С другой стороны, повышение уровня тревожности школьников может быть обусловлено предстоящими изменениями школьной жизни (смена учителя, изменение состава класса). Важными факторами, способствующими повышению тревожности, являются не только индивидуальные, но и общевозрастные особенности: учащиеся 4 классов находятся на границе младшего школьного и подросткового

возрастов, следовательно, проявление тревожности может быть показателем начала возрастного кризиса (в соответствии с периодизацией Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина).

Показатели уровня тревожности младших школьников в зависимости от их пола приведены в таблице 2.

Как видно из данных таблицы 2, значимых различий между уровнем тревожности девочек и мальчиков не наблюдается.

Результаты обследования школьников 810 классов представлены в таблицах 3-12.

Таблица 2 — Показатели тревожности младших школьников с учетом пола (%)

Уровень Показатель по каждому классу (%) Всего по выборке (n = 112)

1 класс (n = 28) 2 класс (n = 28) 3 класс (n = 28) 4 класс (n = 28)

м ж м ж м ж м ж

Низкий 4 4 0 4 4 7 4 0 6,25

Средний 39 32 42 46 29 42 42 25 75

Высокий 4 18 4 4 11 7 11 18 18,8

Таблица 3 — Результаты исследования тревожности учащихся 8 класса (n = 44)

Уровень тревожности Тип тревожности (кол-во чел-к в %)

общая школьная самооценочная межличностная

Нормальный 57 52,5 52,5 63,5

Выше нормы 25 34 16 25

Чрезмерное спокойствие 18 13,5 32 13,5

По данным таблицы 3 видно, что больше половины восьмиклассников имеют уровень тревожности в пределах нормы. Однако был выявлен высокий уровень школьной тревожности у 34 % школьников, 25 % опрошенных

имеют высокий уровень общей и межличностной тревожности, а часть учащихся 8 класса (16 %) — самооценочной тревожности.

Полученные показатели с учетом пола школьников представлены в таблицах 4, 5.

Таблица 4 — Результаты исследования тревожности мальчиков 8 класса (n = 16)

Уровень тревожности Тип тревожности (кол-во чел-к в %)

общая школьная самооценочная межличностная

Нормальный 68,5 62,5 81,25 81,25

Выше нормы 31,25 37,5 18,75 18,75

Чрезмерное спокойствие 0 0 0 0

Таблица 5 — Результаты исследования тревожности девочек 8 класса (n=28)

Уровень тревожности Тип тревожности (кол-во чел-к в %)

общая школьная самооценочная межличностная

Нормальный 50 46,5 35,5 54

Выше нормы 21,5 32 35,5 25

Чрезмерное спокойствие 28,5 21,5 50 21,5

Как можно видеть из данных таблиц 4 и 5, уровень общей и школьной тревожности мальчиков выше, чем у девочек. Следует отметить, что не выявлено мальчиков, для которых характерно «чрезмерное спокойствие». Однако при оценке «самооценочного» и «межличностного» типов тревожности оказалось, что их уровень у девочек выше, чем у мальчиков.

При сравнении показателей тревожности учащихся 9 класса нами установлено, что

больше половины школьников имеют уровень тревожности в пределах нормы. Однако был выявлен высокий уровень школьной тревожности у 54,5 % школьников, 33,5 % опрошенных имеют высокий уровень общей тревожности, 26 % — межличностной и незначительная часть (7 %) — самооценочной тревожности.

Полученные показатели с учетом пола школьников представлены в таблицах 7, 8.

Проблемы здоровья и экологии

126

Таблица 6 — Результаты исследования тревожности учащихся 9 класса (n = 42)

Уровень тревожности Тип тревожности (кол-во чел-к в %)

общая школьная самооценочная межличностная

Нормальный 62 69 88 74

Выше нормы 33,5 54,5 7 26

Чрезмерное спокойствие 4,5 0 4,5 0

Таблица 7 — Результаты исследования тревожности девочек 9 класса (n = 19)

Уровень тревожности Тип тревожности (кол-во чел-к в %)

общая школьная самооценочная межличностная

Нормальный 37 26,5 73,5 52,5

Выше нормы 63 73,5 15,5 47,5

Чрезмерное спокойствие 0 0 10,5 0

Таблица 8 — Результаты исследования тревожности мальчиков 9 класса (n = 23)

Уровень тревожности Тип тревожности (кол-во чел-к/%)

общая школьная самооценочная межличностная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормальный 82,5 61 100 91,5

Выше нормы 8,5 39 0 8,5

Чрезмерное спокойствие 8,5 0 0 0

При рассмотрении особенностей тревожно- вочек по сравнению с мальчиками, более высо-

сти учащихся с учетом пола оказалось, что у де- кие показатели по всем типам тревожности.

Таблица 9 — Результаты исследования тревожности учащихся 10 класса (n = 43)

Уровень тревожности Тип тревожности (кол-во чел-к в %)

общая школьная самооценочная межличностная

Нормальный 60,5 39,5 69,5 62,5

Выше нормы 32,5 60,5 9,5 35

Чрезмерное спокойствие 7 2,5 16 2,5

При изучении показателей тревожности учащихся 10 класса нами было выявлено, что только у 39,5 % опрошенных уровень школьной тревожности в пределах нормы, тогда как у 60,5 % он выше нормы. По остальным типам тревожности больше половины школьников имеют уровень тревожности в пределах нор-

мы. 32,5 % опрошенных имеют высокий уровень общей тревожности, 35 % — межличностной и незначительная часть (9,5 %) — самооценочной тревожности.

Полученные показатели с учетом пола школьников 10 класса представлены в таблицах 10, 11.

Таблица 10 — Результаты исследования тревожности девушек 10 класса (n = 24)

Уровень тревожности Тип тревожности (кол-во чел-к в %)

общая школьная самооценки межличностная

Нормальный 62,5 41,5 71 71

Выше нормы 29 58,5 4 29

Чрезмерное спокойствие 8,5 0 25 0

Таблица 11 — Результаты исследования тревожности юношей 10 класса (n = 19)

Уровень тревожности Тип тревожности (кол-во чел-к в %)

общая школьная самооценки межличностная

Нормальный 58 37 68,5 52,5

Выше нормы 37 63 15,5 42

Чрезмерное спокойствие 5 0 15,5 5

Проблемы здоровья и экологии

127

Как видно из данных таблиц 10 и 11, показатели по всем типам тревожности у юношей выше, чем у девушек. При этом количество юношей, для которых характерно «чрезмерное спокойствие», тоже ниже, чем количество девушек с аналогичным показателем.

По мере перехода из средних в старшие классы увеличивается количество школьников, имеющих высокий уровень общей тревожности. Увеличению данного параметра способствует значительный рост уровня школьной тревожности. Что касается «самооценочной» тревожности, то ее показатели по выборке снижаются. В то же время следует отметить довольно высокие показатели «межличностной» тревожности. Это можно объяснить тем, что в подростковом возрасте интимно-личностное общение со сверст-

никами становится ведущим видом жизнедеятельности и общение с друзьями является наиболее значимым фактором для подростков, определяет общий ход личностного развития. Также выявлено, что такое общение со сверстниками не теряет своей актуальности и в старших классах (ранний юношеский возраст).

На следующем этапе в эмпирическом исследовании приняли участие учащиеся 5-7 классов. Цель данного этапа — выявление ситуаций, которые являются тревогогенными для школьников, а также исследование доминирующих эмоционально-негативных состояний, сопряженных с повышенной тревожностью школьников. Для реализации поставленной цели была использована методика Филлипса. Эмпирические данные отражены в таблице 12.

Таблица 12 — Количество школьников (%), имеющих повышенные показатели по шкалам методики Филлипса

Класс Показатели тревожности Кол-во чел

1 2 3 4 5 6 7 8

5 38 37 31 42 50 50 30 37 44

6 36 32 31 44 47 43 31 34 44

7 31 28 26 36 42 40 23 37 44

Примечание: 1 — общая тревожность в школе; 2 — переживание социального стресса, 3 — фрустрация потребности в достижении успеха; 4 — страх самовырожения; 5 — страх ситуации проверки знаний; 6 — страх несоответствовать ожиданиям окружающих; 7 — низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 — проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Прежде чем перейти к описанию результатов, отметим, что под общей тревожностью в школе понимается общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Выявлено, что в целом (по мере адаптации школьников к процессу обучения) показатель общей тревожности и степень переживания социального стресса (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего, со сверстниками) постепенно снижаются.

Эмпирически подтверждено, что третья часть школьников испытывает фрустрацию потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижений высокого результата и т. д.), переживание которой обостряется в 8 классе (подростковый возраст). Что касается показателя «страх самовыражения», то замечена следующая закономерность: более трети учащихся испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей.

Среди пятиклассников 50 % испытывают страх в ситуации проверки знаний и «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».

Снижение выраженности показателя «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» в процессе перехода из класса в класс можно интерпретировать следующим образом. В 5 классе происходит смена системы обучения, кардинальные изменения организации школьной жизни, то есть переход в среднюю школу носит стрессогенный характер. Все это влияет на особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость школьника. Постепенно их умственные способности развиваются, учащиеся адаптируются к условиям обучения и мыслительным нагрузкам.

Как показали результаты исследования, больше трети школьников независимо от года обучения испытывают тревожность из-за проблем и страхов в отношениях с учителями, что сопровождается общим негативным эмоциональным фоном отношений со взрослыми в школе, снижающим успешность обучения.

Выводы

1. Результаты изучения уровня тревожности младших школьников показали, что для 20 % младших школьников характерен высокий уровень тревожности. Значимых различий между уровнем тревожности девочек и мальчиков младшего школьного возраста не выявлено.

2. При оценке тревожности учащихся 8-10 классов были получены следующие результаты: 34 %

Проблемы здоровья и экологии

128

школьников 8 классов имеют высокий уровень школьной тревожности, 25 % опрошенных — общей и связанной с межличностными отношениями. 16 % — самооценочной тревожности.

У 54,5 % школьников 9 классов был выявлен высокий уровень школьной тревожности, у

33,5 % — общей, у 26 % — связанной с межличностными отношениями. У 7 % — самооценочной тревожности. Следует отметить, что у девочек по сравнению с мальчиками более высокие показатели по всем типам тревожности.

60,5 % школьников 19 классов имеют высокий уровень школьной тревожности. 32,5 % — общей, 35 % — связанной с межличностными отношениями и 9,5 % — самооценочной тревожности.

Подчеркнем, что по мере перехода из средних в старшие классы увеличивается количество школьников, имеющих высокий уровень общей тревожности.

3. При оценке уровня тревожности учащихся 5-7 классов по методике Филлипса было выявлено, что 32 % из них испытывают общую тревожность в школе. У шкодьников 5 классов она встречается чаще (38 %). По мере обучения снижается переживание социального стресса. 33 % школьников испытывает фрустрацию потребности в достижении успеха, переживание которой обостряется в 8 классе (подростковый возраст). 38 % учащихся испытывают страх самовыражения, 40 % — страх в ситуации проверки знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, причем наибольший удельный вес таких переживаний приходится на учеников 5 классов (50 %). 25 % школьников имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу. 34 % — проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают, что проблема повышенной тревожности школьников остается по-прежнему актуальной. Причинами этого негативного эмоционального состояния становятся не только индивидуально-типические характеристики (пол, возраст, особенности личности и т. д.), но и особенности внешней ситуации, ближайшее окружение учащихся. В связи с этим дальнейшая работа специалистов со школьниками, имеющими повышенный уровень тревожности, должна носить дифференцированный и в то же время комплексный характер. Дифференцированный подход обеспечивает эффективность психокоррекционной работы с учащимися (учет возраста, источни-

ков и содержания тревожности), а комплексный — раскрывает необходимость совместных усилий взрослых, имеющих отношение к ребенку (родителей, педагогов, психологов, администрации школы и др.) по созданию условий, способствующих эмоциональному развитию учащихся и сохранению их соматического и психологического здоровья.

Имеется ряд рекомендаций, существенно снижающих тревожность школьника:

1. Способствовать достижению реального успеха ребенком в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов («сегодня нарисовал лучше, чем вчера»; «быстрее убрал игрушки» и т. д.).

2. Организовать щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.

3. Поддерживать благоприятную эмоциональную обстановку и дома, и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

4. Способствовать формированию благоприятного микроклимата в школьном коллективе. Уделять внимание «непопулярным» школьникам, развивать их положительные качества и помочь в преодолении сложностей личностного и межличностного характера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева, И. Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.easyschool.ru. — Дата доступа: 15.02.2013

2. Дорошкевич, М. П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: учеб. пособие / М. П. Дорошкевич, В. В. Калюжный. — Минск: Беларусь, 2004. — 223 с.

3. Дербенев, Д. П. Психическое здоровье городских подростков и факторы, вызывающие его нарушения / Д. П. Дербенев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 1997. — № 3. — С. 15-17.

4. Цейтлина, Е. Г. Школьная тревожность [Электронный ресурс]. — Санкт-Петербург, 2012. — Режим доступа: http://www.vsedeti.ru. — Дата доступа: 15.02.2013

5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие / Е. И. Рогов. — В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.

6. Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред.-сост. И. Б. Дерманова. — СПб., 2002. — С. 64-71.

Поступила 02.07.2013

УДК 616.89:614.212:314.144

КЛИНИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЦИЕНТОВ ДИСПАНСЕРНОЙ ГРУППЫ НАБЛЮДЕНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

1О. В. Шилова, 2Е. В. Френкель

1Гомельский государственный медицинский университет 2Гомельская областная клиническая психиатрическая больница

Цель: изучение клинико-эпидемиологических характеристик пациентов, страдающих психическими расстройствами и состоящими на диспансерном учете на одном из участков диспансерного отделения Гомельской областной клинической психиатрической больницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.