Научная статья на тему 'Этнокультурологическая экспедиция в Кугарчинский район Республики Башкортостан'

Этнокультурологическая экспедиция в Кугарчинский район Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕДИЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ / ПЕДАГОГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EXPEDITION / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / FACULTY OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т.И., Абдуллина Л.Б., Косцова С.А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме сохранения национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны. Осенью 2018 года состоялась этнокультурологическая научноисследовательская экспедиция факультета педагогики и психологии Стерпитамакского филиала Башкирского государственного университета, которая проходила в Кугачинском районе Республики Башкорстан. В результате исследования были выявлены особенности декоративно-прикладного творчества и фальклора в аспекте формирования у детей и подростков основ художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты и ценности, потребности в творчестве и общении с искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTUROLOGICAL EXPEDITION TO KUGARCHIN DISTRICT OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article is dedicated to a current problem of preserving the national cultural heritage as a basis of the entire modern educational space of Russia. In the autumn of 2018, an ethnocultural research expedition of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Sterpitamak branch of the Bashkir State University took place in the Kugachinsky district of the Republic of Bashkortostan. As a result of the study, the features of decorative and applied creativity and falklore were revealed in the aspect of forming in children and adolescents the foundations of the artistic culture of their native land, aesthetic attitude to the world, understanding of beauty and value, the need for creativity and communication with art. The presented material allows to conclude that ethnic culture plays a unifying role in society, promotes rapprochement and mutual understanding between people, asserting the principles of harmony and tolerance.

Текст научной работы на тему «Этнокультурологическая экспедиция в Кугарчинский район Республики Башкортостан»

References

1. Mnacakanyan O.L. Organizaciya kollektivnoj deyatel'nosti shkol'nikov s ispol'zovaniem social'nyh setevyh servisov. Informatika i obrazovanie. 2012; 2: 89 - 94.

2. Mnacakanyan O.L. Formirovanie klyuchevyh kompetencij uchaschihsya v setevoj proektnoj deyatel'nosti. Standarty imonitoring vobrazovanii. 2012; 4: 21 - 23.

3. Shepel' 'E.V. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov-'ekonomistov v strukture individual'noj traektorii professional'nogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

4. Zaharova T.B., Zenkina S.V., Surhaev M.A. Aktual'nost' vvedeniya kursa "Informatizaciya upravleniya obrazovatel'nym processom" v metodicheskuyu podgotovku buduschih uchitelej informatiki. Informatika i obrazovanie. 2011; 5 (223): 46 - 52.

5. Azizova N.R., Savotina N.A., Bocharov M.I., Zenkina S.V. Formirovanie professional'noj kompetentnostipedagoga. Polikul'turnaya i informacionnaya kompetentnost': uchebnoe posobie. Moskva, 2018. Ser. 65 Obrazovatel'nyj process.

Статья поступила в редакцию 15.05.19

УДК 351.858

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: maxksu@rambler.ru

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Koscova S.A., senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: koscova.sa@mail.ru

ETHNOCULTUROLOGICAL EXPEDITIONTOKUGORCHINDISTRICTOFTHE REPUBLICOFBASHKORTOSTAN. The article is dedicated to a current problem of preserving the national cultural heritage as a basis of the entire modern educational space of Russia. In autumn of 2018, an ethnocultural research ex-peNtiouafthuLaouIty of Pedaoogy and PsychuloguufthoSurKamukbraucK of the Bauhkir StaOKrwersUptook place in the Kugarchinsky district of the Republic of Bashkortostan. As a result of the study, the features of arts and crafts and folklore are revealed in the aspect of the formation in children and adolescents of the foundations ofthe aFiutic uulture of thair nNice land, tpeirueethetic ; unOerhandiEE of beauty as a value; needs for creativity and communication

with art. The presented material allows to conclude that ethnic culture plays a unifying role in society, promotes rapprochement and mutual understanding between people, asserting the principles of harmony and tolerance.

KeuunrgsoxKad ition, etlunTcultuiuleLucatlon, ftculty ohfedagopy a nd psucaolagy, teacaeo, eEuyational organizations.

K.R/femgoea, kohu, паУтан, дда.,Сосршташескей фшиал Ecuussucsgyocyeapumвeннgсyaagepcumema, г. Стерлитамак,

E-mail: maxksu@rambler.ru

ПО.Мдушшнт,№нк. паТ.наук, дон, CmeoлamaоacfuauфpлoaLNaткappкlk зоседарственеороннаверситета, г. Стерлитамак,

E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

B.A tfocHoeocs.nueB., Стотатанакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: koscova.sa@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУ РОЛОГИЧЕСКАЯЭ КСПЕДИЦИЯ ВКУГАРЧ ИНСКИЙ РАЧОНА ЕСПУНУИЛУБАШКОРТОСТАН

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме сохранения национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны. Осенью 2018 года состоялась этнокультурологическая научно-исследовательская экспедиция факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, которая проходила в Кугарчинском районе Республики БacкogтoFтuн.NneзhЛhтuтFиcсpecoEadия 6cmu выявиен ocs6eHHecun fluKppeTHBau-nacKHayHoroTBop4ества и фольклора в аспекте формирования у детей и подростков основ художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в твор-чеонеи оКщевки сеткусством. uoeFHTUBLeHObmHCThpHап позянеттошэть bbieouure ттсическэе ^льтура выполняет в обществе объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.

Ключевые слова: экспедиция, этнокультурное воспитание, факультет педагогики и психологии, педагоги, образовательные организации.

Вцепяхобоб щения Еедагоги ческого ОЕыта ео этнокультурному вослитанию детей и подростков в образовательных организациях различного уровня была организована научно-исследовательская этнокультурологическая экспедиция професооусконпкелокавлтмл ьского соптчвапптудохтов факулЕтетапеаагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного универси-иета в КугаркипккиС Башкораостон (рис. 1).

Рис. 1. Участникинаучно-исследовательской этнокультурологической экспедиции

Цемею эечЕпдкц ии Кы ло обобщение педагогического опыта по этнокультурному воспитанию детей и подростков в образовательных организациях различного уровня в соответствии с федеральными государственными образовательными хтаюдшртали;аз°чееиеомъектов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющих особое значение для истории и культуры муниципального образования, связанных с историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей, традиционной культурой народов, населяющих Кугарчинский район Республики Башкортостан [1].

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- выявление особенностей башкирского народного декоративно-прикладного творчества на примере Кугарчинского района Республики Башкортостан в аспекте формирования у подрастающего поколения основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- систематизация результатов исследования башкирского народного декоративно-прикладного искусства на примере Кугарчинского района Республики Башкортостан в аспекте приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности [2].

В рамках экспедиции мы познакомились с местной инфраструктурой культурно-образовательных учреждений дер. Худайбердино, с. Мраково, дер. Тава-каново, посетили объекты, имеющие особое значение для истории и культуры района, изучили опыт реализации этнокультурного компонента в патриотическом воспитании дошкольников и школьников. Деревня Худайбердино входит в состав Ялчинского сельсовета, в которой проживает более 300 человек, основной на-циональныйсоста в - башкиры. В д. Худайбердино есть детский сад «Лейсан»,

основанный в 2012 г., который посещают 30 детей (2 разновозрастные группы). Вмуниципальном бюджетномобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы д. Худайбердино обучаются 108 детей с 1 по 11 класс. ПедагогмчдскиНпроцеод оДеспбчивавтИмедмгигмв. В шкомеособое вьимоние уделяется патриотическому воспитанию обучающихся, формированию бережно-доотнишенияндудьмурнь|м смоего нмрода.

Особое наше внимание привлек музей революционера, партийного и го-еуоарстимнного дрятвля, мипамели Ш.А. Х^^брни^)^ материалов о знаменитом земляке, выдающемся государственном и политическом деятеле, основоположнике башкирской журналистики Шагите Ахметовиче ^^вaНбноиве^^Jп ноюаоуюе ма-вепиомо днм иго ^(^ж^^но, ре-

шением педагогического совета Худайбердинской восьмилетней школы при ди-уентобешколы З.Р. Н^м^р^ове. Да бвзе иоораунм1х мамеуиеловв кеоннете содии был оформлен уголок, а в 1973 году в новом здании школы под музей отвели отдельный ноОовe■н В 1а7ИгоиуВыопостдоон дом-уузеДШ.А. Х.даНбмрщине. Торжественное открытие музея состоялось 21 июля 1977 года при участии руко-водителой ртспдбеиви и и Паооры И^ае^с^^н^в,

жителей деревни. Первым общественным директором музея стала Б.М. Имель-баева. Она организовала целенаправленную краеведческую работу. Был создан с^е^ео^^^^ пз ^у^^ю^хс.^^'^т^д^р^ото^е экеку^ви гюеyдeниcoВидaри экспонаты. В 1977 году музей принял участие во Всесоюзном слете туристов-кра-еоедов, где бею едоитдeнпемяпниHшeйтынЛдчшвй ский музей». С той поры ежегодно церемония награждения лауреатов проводится на родине Ш. Хутаобеждвна. В 200егедо по УкакуПеозодента бевпубдики Башкортостан и Постановлением правительства РБ о подготовке к 110-летию со дня роладеноя Ш.А. ХудвйДордина быев п|эoьeд¡эмl реэкопозивинаные работа. Музей обрёл совершенно новое лицо с двумя современно оформленными залами. В первом зале музея можно ознакомиться с жизнедеятельностью Ш. Худай-берденш. Восдоздаоа обстановкаего рабочего кйбичета ид лечоых вещей (рик. 2).

Рис. 4. Интерьер башкирской избы

и труда. С экспонатами музея ежегодно знакомятся около тысячи экскурсантов. Музей работает в тесном контакте с сельским домом культуры и образовательными организациями, организует выездные выставки на районных и сельских сабантуях, на Днях культуры, принимает активное участие в организации и проведении праздников деревни и района [4].

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лейсан» д. Худайбердино открылось в 1981 году колхозом имени Ш.А. Худайбердина. В соответствии с новыми требованиями к уровню образования, содержащимися в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации, детский сад призван в своей деятельности реализовы-вать следующие задачи: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка; развитие художественно-эстетических способностей детей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; подготовка детей к обучению в школе и осуществление преемственности образования между дошкольной образовательной организации и школой; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка; внедрение в образовательную практику современных инновационных технологий. В детском саду участников экспедиции встречали дети в башкирских национальных костюмах под руководством воспитателя и музыкального работника. Дошкольники показали прекрасное знание башкирского языка и обычаев башкирского народа (рис. 5) [5].

бис. 2.бабочий кабикет Ш.А. Худойбещдина

ДтoуoПзилуoувящонинжoдиу дeдивни,бoeввй оиpвдoвoЖилaве наинно зрмлокнв(риб.З).Кроае то го, в му зсе имеется иннедьср Даакчрсчой исйы, наит плев б^оый мкториолпо эрин^аЩии башкид (оис. МЦ

Музей является центром учебно-воспитательной работы, здесь проводятся уроки мужества, культуры башкир, истории, а также встречи с ветеранами войны

Рис.З.Экспонатызалабоевойславы

бис. 5. Встреча участников экспедиции

Село Мраково Кугарчинского района является районным центром. Мрако-во сегодня - современное благоустроенное село, население насчитывает около десяти тысяч человек. Дружной семьей живут здесь башкиры, русские, татары, чуваши и народы других национальностей.

ВрайцентРешироко развитасоциальная инфраструктура.Функционируют 6 детских садов; три средние школы (средняя школа № 1, башкирская гимназия, общтобртзокатенкнеяшнолтнм.Ш. БиешетоНН; деесйан шкела тркассти иь. З. Биишевой; профессиональное училище; дом детского творчества; детская в о шеснаянпартивнаяшкоза; станион; рийанный двоиец курб^^тт; райннн аз .библиотека; детская библиотека; историко-краеведческий музей и др. Из досто-

примечательностей можно выделить Памятник скорбящейматери в сквере,Бюст З.А. Биишевой.

Районный музей был открыт 20 февраля 1081 г. и незывавия«Муееобо-евой и трудовой славы кугарчинцев». В 2007 году состоялось открытие нового здания Центра детского творчества, на первом этаже которого был размещен Кугарчинский историко-краеведческий музей. Экспозиционнаяплсщадь мрзея составляет 323 кв. м. Сегодня музей - это эстетично и содержательно оформленное, соответствующее современным требованвямхриеиопще истириппрая. В музее оформлены три зала. Первый зал охватывает период истории края с древнейших времен до 1941 года (рис. 6). Соадвнапеефаснаядяоиеми«Му1 радымовское ущелье», отражающая красоту и уникальность этого живописного уголка Кугарчинского района (рис. 7) [6].

Рис.6. Убранствобашкирскойизбы

Рис.8.Диорама «Великая Отечественная война»

Деревня Таваканово - административный центр Тляумбетовского сельсовета. Проживает более 600 человек, основной состав - башкиры. Деревня Тава-кановоивняессмро^ной роЕБИйскегсгввудерственявгоиполмгического деятеля, первого Президента Республики Башкортостан Рахимова М.П (с 12 декабря 1090 гоивмо 15 ивня 201Югваа). В дорепне таксе иаеетсяМемтрааБноиусмд ьбм ПУСП «Тавакан», есть средняя школа, детский сад, дом культуры, спортивный киопиекс, библивтакг, г^^^^пе [М]. Цепь ваиеты МБОЮ лЬши. создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию инаБвивyаыыыx о^г^Ю^н^ю^с^^^п общающихся, ооекеемивеющей возмажнастс их самоопределения, самореализации и укрепления здоровья школьников. Ос-нсвеммо задовами мад «Oдевaнчик»д.аaвaканoвя являются:

укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение гозюавотяльномачовмго, сециально^.пи^н^вст^^^с^, хвдвжестмеыноооотетиоеского развития детей; воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Семене, вомьн.МРTиcдвшквмlгнвгеюозюаEнaзнaквмятсяE тиаввцгямисноегя народа, принимают активное участие в подготовке и проведении различных воспитательных мероприятий детского сада и села, участвуют в этнокультурных кон-оуртнаярайвнег ресоу&ыои (^б^й

Рис. 7. Диорама «Мурадымовское ущелье»

Второй зал музея охватывает период 1941 - 1991 годов. Создана диорама «Великая Отечественная война»(рис.8).

Третий зал - круговой и оформлен в виде юрты. Здесь отражена жизнь современного Кугарчинского района. Он используется также как выставочный зал. Экспозиции всех залов сопровождаются многочисленными фотографиями, архивными материалами, картами, которые позволяют посетителям получать большую информацию.

Первая светская начальная школа появилась в селе в 1902 году. В октябре 1969 года муниципальная средняя школа № 1 объединилась с Мраковской 8-летней школой, а в октябре 1970 года школа была переведена в новое трехэтажное здание, где ведется обучение в настоящее время. Руководство и педaroгивeокиH коллектив осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ. По желанию оомчнююмхвя и вх родитолеРМБ-конных представителей) может быть введено обучение по различным профилям и направлениям. Образовательно-воспитательный пкацевс н аправленнгосесто-роннее развитие личности обучающихся, на духовно-нравственное воспитание, на сохранение народных культурных традиций народов, проживающих в республике.

Библиографический список

Рив. 5). ИнтерьерМАДОО детвкид сан «Одуванчик»

Tмуи1вРpезвБ,вKоraвч1нcцвы паСоке Щрнкеииниеедт раздичное нчерж. дения культуры, в том числе: 64 сельские Дома культуры и сельские клубы, 34 библиВБакн, Я могеа, 2 дитокое о1<оныисмувства: Вгя инЮггоецпя онтмрско-вра-еведческого характера, сосредоточенная в музеях, образовательных организациях разного уровня направлена на сохранение национальных, культурных тради-цжнвоего гартда, ггепетоние гагатов своей страны.ебаадапщч^мтоим национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своей малой Родине и Отечеству.

Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина РФ. Этнокультурное воспитание подрастающего поколения на современном этапе. Мир науки, культуры, образования: научный журнал. 2018; 2 (69): 5 - 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.