Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1788
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF ADVANCED PRESCHOOL AGE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / CLASSES IN ECOLOGY / METHODICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скиф Оксана Владимировна, Карпова Светлана Ивановна

Статья содержит описание эмпирического исследования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экологическая культура дошкольников рассматривается как интегративное личностное образование, включающая взаимосвязанные компоненты: когнитивный (знаниевый), мотивационный (эмоционально-ценностный), поведенческий (деятельностный). Воспитание экологической культуры определяется как целенаправленная педагогическая работа по формированию у детей экологических знаний и представлений, природосберегающего отношения к природным объектам и соответствующих навыков поведения в природе. Предлагаемая программа формирования у старших дошкольников экологической культуры включает комплекс занятий по экологии с элементами экспериментирования и методическое сопровождение образовательной работы в дошкольном учреждении по экологическому воспитанию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скиф Оксана Владимировна, Карпова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

Article contains the description of an empirical research on formation of the beginnings of ecological culture at children of the advanced preschool age. Authors considered the ecological culture of preschool children as integrative personal education, including the interconnected components: cognitive (knowledge), motivational (emotional and valuable), behavioral (activity) and defined education of ecological culture as purposeful pedagogical work on formation at children of ecological knowledge and representations, the environmentally safe relation to natural objects and the corresponding skills of behavior in the nature. The offered program of formation at the senior preschool children of ecological culture includes a complex of classes in ecology with elements of experimenting and methodical support of educational work at preschool institution of ecological education of children.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 373.1

с^: 10.20310/1810-231X-2018-17-1-60-68

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скиф Оксана Владимировна, Карпова Светлана Ивановна

Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва е-mail: dea.skif@gmail.com

Статья содержит описание эмпирического исследования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экологическая культура дошкольников рассматривается как интегративное личностное образование, включающая взаимосвязанные компоненты: когнитивный (знаниевый), мотивационный (эмоционально-ценностный), поведенческий (деятельностный). Воспитание экологической культуры определяется как целенаправленная педагогическая работа по формированию у детей экологических знаний и представлений, природосберегающего отношения к природным объектам и соответствующих навыков поведения в природе. Предлагаемая программа формирования у старших дошкольников экологической культуры включает комплекс занятий по экологии с элементами экспериментирования и методическое сопровождение образовательной работы в дошкольном учреждении по экологическому воспитанию детей.

Ключевые слова: экологическая культура, дети старшего дошкольного возраста, образовательная программа, занятия по экологии, методическое сопровождение

В настоящее время важнейшей экологической проблемой является взаимодействие человека со средой обитания, основу которого составляет созидательное, бережное отношение к природе. Решение данной проблемы находится в области воспитания экологической культуры личности, определяемой учеными (С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев; Е. С. Сласте-нина, И. Т. Суравегина и др.), как интегрированное личностное образование, составными взаимосвязанными компонентами которого являются:

- экологическое мышление (анализ и установление причинно-следственных связей экологических проблем, прогнозирование экологических последствий человеческой деятельности);

- экологическое отношение (эмоционально-чувственное общение и познание мира природы);

- экологическая деятельность (сохранное природоиспользование) [1].

Важно понять, что человек представляет собой неотъемлемую часть окружающего природного мира, от его деятельности во многом зависит настоящее и будущее состояние нашей планеты.

Исследования (Н. М. Верзилина, А. Н. За-хлебный, И. Д. Зверев, В. С. Липицкий, Н. А. Рыжова и др.), посвященные вопросам экологического воспитания и образования, свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте у детей формируются начала экологической культуры: элементарные представления о природе ближайшего окружения; эмоционально-чувственное, природосберегающее отношение к природным объектам [2]. Основными компонентами экологической культуры у дошкольников являются: когнитивный (знание-вый), мотивационный (эмоционально-ценностный), поведенческий (деятельностный). В соответствии с этим, воспитание экологической культуры у дошкольников предполагает целенаправленную педагогическую работу по формированию у детей экологических знаний и представлений, бережного отношения к природным объектам, элементарных навыков ухода за живыми природными объектами и природосберегающего поведения.

В то же время, в образовательной практике существует мнение, что правильное отношение к природе формируется как бы само по себе, т. е. в процессе усвоения детьми экологических знаний.

На основании теоретического анализа научных источников (Н. Н. Вересов, С. Д. Деря-

бо, Л. С. Игнаткина, Н. Н. Кондратьева, И. Р. Колтунова, В. И. Логинова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, И. А. Хайдурова, А. М. Федотова, В. А. Ясвин и др.), нами было выдвинуто предположение о необходимости разработки и реализации специальной Программы формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, включающей: комплекс занятий с элементами экспериментирования и методическое сопровождение образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Для проверки данного предположения было проведено эмпирическое исследование на базе Автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка -детского сада № 26 « Незабудка» (далее - АОУ ЦРР детский сад № 26 « Незабудка») города Долгопрудный Московской области. В исследовании приняли участие две старшие группы (50 дошкольников 6-го года жизни: экспериментальная группа - 25 детей и контрольная группа - 25 детей); 48 родителей и 14 воспитателей разных возрастных групп.

Цель исследования - эмпирическое обоснование эффективности Программы воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Эмпирическое исследование включает три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Задачи констатирующего этапа:

- выявление уровня сформированности компонентов экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в двух старших группах в количестве 50 человек;

- изучение отношения педагогов и родителей воспитанников к проблеме экологического воспитания детей в дошкольном учреждении и семье.

Формирующий этап - реализация Программы воспитания начал экологической культуры у старших дошкольников.

Контрольный этап - анализ результатов, обобщение материала исследования и формулирование выводов.

На констатирующем этапе исследования с целью выявления уровня сформированности когнитивного компонента экологической культуры детям были предложены задания для определения объема знаний и представлений о животном и растительном мире, живой и неживой природе, сезонных изменениях в

природе. Для выявления мотивационного (эмоционально-ценностного) компонента с каждым ребенком была проведена беседа, в ходе которой предлагался ряд вопросов и проблемных ситуаций, свидетельствующих об отношении детей к живым объектам природы (методика Т. В. Хабаровой, Н. В. Шафигул-линой) [3].

Для выявления уровня сформированности поведенческого (деятельностного) компонента основным методом стал метод наблюдения за выполнением заданий в экологической комнате дошкольного учреждения, позволяющий вывить, как уровень сформированности элементарных навыков ухода за растениями и животными, так и характер отношений к ним.

Общие результаты исследования уровня сформированности у старших дошкольников экологической культуры представлены в таблицах 1 и 2.

Результаты констатирующего этапа показали недостаточный уровень сформиро-ванности компонентов экологической культуры в обеих группах (преобладали низкий и средний уровни); наиболее низкие результаты дети продемонстрировали по уровню сформированности поведенческого (действенного) компонента (умения и навыки ухода за объектами живой природы). В целом, данные, представленные в таблицах, свидетельствуют о том, что уровень сформирован-ности экологической культуры у детей обеих групп (№ 1 и 2) примерно одинаковый. Такой результат во многом обусловлен примерно равными условиями реализации образовательной работы в двух параллельных возрастных группах одного дошкольного учреждения. Выявление статистически значимых различий по уровню сформированности у старших дошкольников компонентов экологической культуры на констатирующем этапе в группах № 1 и 2 посредством критерия Манна-Уитни, не обнаружено. Полученное эмпирическое значение иэмп =301.5 находится в зоне незначимости [4].

В дальнейшем, принимая во внимание отсутствие значимых различий по уровню сформированности экологической культуры у детей обеих групп, мы решили одну из них сделать экспериментальной (группа № 1), а вторую группу - контрольной (группа № 2).

Таблица 1

Результаты констатирующей (первичной) диагностики уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников группы № 1 (экспериментальной группы)

Уровни Когнитивный (знаниевый) Мотивационный (эмоционально-ценностный) Поведенческий (действенный) Сред. значение

чел % чел % чел % %

высокий 9 36 6 24 4 16 26

средний 9 36 14 56 10 40 44

низкий 7 28 5 20 11 44 30

Итого 25 100 25 100 25 100 100

Таблица 2

Результаты констатирующей (первичной) диагностики уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников группы № 2 (контрольной группы)

Уровни Когнитивный (знаниевый) Мотивационный (эмоционально-ценностный) Поведенческий (действенный) Сред. значение

чел % чел % чел % %

высокий 10 40 7 28 3 12 27

средний 9 36 15 60 12 48 48

низкий 6 24 3 12 10 40 25

Итого 25 100 25 100 25 100 100

Ukp

p < 0.01 p < 0.05

192 227

Ось значимости:

---'"'(ДО уг „

лека |Ч ) / лша

значимости \ / \ / ^значимости

192 227

Полученное эмпирическое значение иэмп(301.5) находится в зоне незначимости

Рис. 1. Статистические различия в уровне сформированности компонентов экологической культуры у старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

Анкетирование родителей выявило факт их слабой заинтересованности вопросами экологического воспитания детей: во многих семьях отсутствуют животные, дети не привлекаются к работе на садовых участках и т. д.

С целью выяснения отношений родителей к экологическому воспитанию, его роли для развития детей, значимости и необходимости реализации в детском саду и семье, нами было составлено несколько простых вопросов и проведено анкетирование родителей, в котором приняли участие 48 человек. Ответы родителей на вопросы анкеты показали следующее: все родители считают

необходимым приобщение детей к природе; большинство родителей имеют представления об экологических проблемах, регулярно ходят с детьми гулять в парк в выходные дни, обращают внимание на сезонные изменения в природе, но целенаправленно учат стихи и читают рассказы о природе только небольшой процент родителей (15 %); они же и отметили, что приходилось заготавливать вместе с детьми корм и подкармливать птиц зимой. У большинства семей есть дача за городом, где живут бабушки и дедушки, занимающиеся огородными и садовыми работами. Но на вопрос участия ребенка в ра-

боте на огороде или в саду, родители ответили, что дети иногда помогают поливать или что-то сажать. В целом, ответы родителей показали, что они не обращают внимание на труд детей в природе как значимую область экологического воспитания.

В процессе беседы с воспитателями было выявлено следующее:

- все педагоги обосновывают важность экологического воспитания в дошкольном возрасте, при этом подчеркивают не только его значение для интеллектуального развития, но и для нравственного развития детей;

- на вопрос о приоритетных формах работы все ответы были практически одинаковыми: занятия, наблюдения за природными явлениями на прогулке, чтение рассказов, заучивание стихотворений, дидактические игры и т. д.;

- в то же время воспитатели отметили, что проблемой для формирования у дошкольников глубины экологических знаний и навыков практического взаимодействия с природными объектами стал запрет в мае 2013 г. СанПиН иметь живые уголки в группах, в том числе, и комнатные растения [5];

- периодические посещения детьми небольшой экологической комнаты в детском саду не предоставляют возможности постоянного наблюдения за обитателями и растениями, и, тем более, не способствует формированию навыков ухода за ними;

- методическая работа по экологическому образованию ведется систематически и целенаправленно: методический кабинет хорошо оснащен программно-методической литературой, но обсуждение вопросов экологического образования на педагогических и методических советах происходит эпизодически, отсутствует системность;

- родители не заинтересованы в экологическом образовании детей, не придают ему особого значения, поэтому не проявляют инициативы в сотрудничестве с педагогами детского сада, например, оказать помощь в организации и проведении экскурсий, проектной деятельности на экологическую тематику и т. д.

Ознакомление с предметно-пространственной средой в групповых комнатах дошкольного учреждения показал наличие экологического уголка в специально отведенном месте, присутствуют: шкафчик в виде гриба, где располагаются материалы для ознакомления детей с миром природы; дидактиче-

ский материал, детские книги о природе, самодельные книжки, семена и плоды растений, гербарии.

В ходе ознакомления с календарным планированием в группах, мы выяснили, что экскурсии в городские парки не планируются, организация наблюдений детей за природными объектами проводится только в утренний отрезок времени на прогулке. Не предусмотрена также организация экскурсий и проведение совместных с родителями проектов на экологическую тематику. Таким образом, можно заключить, что в силу отсутствия возможности постоянного взаимодействия с объектами природы, как в детском саду, так и семье, у дошкольников не могут быть сформированы должным образом два значимых компонента экологической культуры мотивационный (эмоционально-ценностный) и поведенческий (действенный), что и было подтверждено результатами констатирующей диагностики.

Цель формирующего этапа заключалась в эмпирической проверке разработанной нами Программы воспитания начал экологической культуры у старших дошкольников.

Задачи формирующего этапа:

- разработать и реализовать Программу воспитания начал экологической культуры дошкольников, включающую комплекс занятий по экологии с элементами экспериментирования;

- посредством организации методического сопровождения образовательной работы способствовать формированию мотивации у всех субъектов образовательного процесса к реализации задач экологического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Занятия по экологии проводились с детьми старших возрастных групп один раз в неделю во второй половине дня в экологической комнате дошкольного учреждения. Основываясь на стратегии обогащения содержания образования, с целью более глубокого усвоения детьми образовательного материала, развития исследовательских навыков, формирования у каждого ребенка умения выстраивать логические цепочки рассуждений, объяснять причинно-следственные связи и делать выводы, мы разделили общее количество детей экспериментальной группы на две подгруппы по 12 и 13 человек [6]. Пример плана нескольких занятий представлен в таблице 3.

Таблица 3

Пример плана занятий по экологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста

№ п/п Тема занятия Задачи Материалы и оборудование

№ 1 Свойства воды Опыт 1. «Вся ли вода одинакова на вкус?» Опыт 2. «Откуда берется дождь?» - рассмотреть глобус и находящиеся на нем участки воды и суши; - закрепить названия различных водоемов и других водных объектов; - опытным путем закрепить знания детей о том, как образуется дождь и почему бывает сильный и слабый глобус, ноутбук со слайдами; поднос, губка, стакан с водой, стаканы с пресной и подсоленной водой

№ 2 Свойства льда Опыт 1. «Почему лед тает быстрее в соленой воде?» Опыт 2. «Что произойдет с цветным льдом в воде? Почему?» Опыт 3. «Поймай лед при помощи веревки и соли» Опыт 4. «Как отделить лед от песка? Что будет если оставить его таять в комнатных условиях?» - вспомнить из чего состоит лед и как он образуется; - при помощи слайдов показать льды в Арктике; - расширить знания о соленой воде; - совместно прийти к выводу о взаимодействии льда с солью; - выявить связь функций марли и ватного диска при таянии льда с песком соль, цветной лед, веревка, стаканчики с простой водой комнатной температуры, фотографии распечатанные или слайд-шоу; стаканчики с марлей, лед с песком, ватные диски

№ 3 Свойства воздуха Опыт 1. «Почему мандарин не тонет в воде?» Опыт 2. «Создаем воздух из разных предметов, самостоятельно. (искусственно созданный и естественным путем) Теплый воздух и его свойства» Опыт 3. «Почему шарик от пинг-понга держится от теплого потока воздуха, исходящего от фена?» - закрепить знания, где можно увидеть и почувствовать воздух, в каких условиях он « живет», как и какими способами его создать; - тренировать дикцию при помощи разного выдувания изо рта воздуха (вспомнив разные шумы, издаваемые предметами и животными); - показать и закрепить знания о взаимодействии теплого воздуха на предмет; - рассмотреть картины и фотографий природных явлений, воздействие стихии на среду обитания фен, шарики пинг-понга, клизма, воздушные шары, мандарины, графин с водой, свеча бумажная спираль, подвешенная на ниточку, трубочки, стаканчики с водой, фотографии

№ 4 Свойства песка Опыт 1. Сравнить с камнями. « Что общего со стеклом?» Опыт 2. Мокрый и сухой песок « какой он по ощущениям? Что можно сделать и с тем и с другим?» Взаимодействие с воздухом - выявить одинаковые свойства у песка и стекла; - закрепить знания о пользе песка; - причинно-следственные связи взаимодействия песка с водой, песка с высокой температурой воздуха; - сравнить ощущения в пакетах мокрого и сухого песка и в стаканчиках, проанализировать и сделать вывод песок, стекло, вода, стаканчики, пакетики.

№ 5 Свойства глины Опыт 1. «Что произойдет с глиной при взаимодействии с водой? По каким признакам она отличается от песка?» - закрепить знания и показать поделки разных ремесел из глины; - сравнить при помощи эксперимента состояния глины и песка при взаимодействии с водой и друг с другом, сделать выводы; - слепить фигурки глина, три стаканчика на каждого, песок, вода, фотографии

№ 6 Свойства пара Опыт 1. «Чем пар отличается от воды? Как он появляется и когда его можно заметить в природе и дома?» - наглядно продемонстрировать пар, ощутить его; - сформировать отличительные свойства воды и пара; - научиться самостоятельно превращать пар в воду - закрепить знания о происхождении пара в природе (облака, холодный и теплый воздух) стаканчики, теплая вода, лист бумаги или салфетка, пакетик целлофановый.

№ 7 Свойства муки Опыт 1.» Что происходит с мукой на поверхности воды? Что происходит, если смешать ее с водой? А если добавить соли?» Опыт 2.» Мука в воздушном шарике. Опыт 3. «Мука как предмет творчества - сравнение мокрой и сухой муки при помощи моторно-сенсорных ощущений; - совместное построение причинно-следственных связей в процессе взаимодействия компонентов одновременно (плотность, легкость и клейкость); - развитие эмоциональных особенностей в проявлении творчества мука, шары воздушные, нитки, срезанные бутылки пластиковые (несколько штук, чтобы насыпать муку в шарик), вода, соль, картон

№ 8 Свойства среды для живого явления Опыт 1. «Что произойдет если в разные условия посадить семечко? (замусоренная земля и обычная) Что влияет на процесс роста, посаженного семячка?» Опыт 2. (Длительное наблюдение на 3 недели). «Что будет, если соединить чай (заварку) с водой?» (чайный грипп). - предложить поразмыслить о взаимодействии двух явлениях живого и не живого; - понаблюдать за ростом растений в разных условиях среды (Опыт 1); - расширить знания о грибах и бактериях, об условиях существования их в природе, построить биологическую цепочку при помощи рассказа и картинок (бактерии-грибы) энциклопедия, интернет-ресурс, вода, земля, семена, два прозрачных горшка (один с фантиками, тряпочками, стеклами мусором), чай для заварки, банка, марля, сахар

Для развития наблюдательности, воспитания у дошкольников положительного отношения к животным и навыков ухода за ними нами был организован цикл наблюдений за домашним хомячком. В экологическую комнату мы принесли клетку с нашим домашним хомячком, которая находилась там в течение трех месяцев. Наблюдения за поведением детей показали, что они нуждаются в общении с живыми объектами: с большим удовольствием дети брали хомячка на руки, разговаривали с ним, чистили ему клетку, кормили, меняли воду, наблюдали за его поведением, просили перенести клетку в групповую комнату. В заключение проведения цикла занятий по экологии с элементами экспериментирования нами вместе с воспитателями в группе была создана картотека познавательных опытов и экспериментов.

При реализации второй задачи (организация методического сопровождения экологического воспитания дошкольников), мы выделили два блока: анализ современных программно-методических материалов по экологическому образованию и тематическое планирование.

В ходе анализа программно-методических материалов при содействии старшего воспитателя дошкольного учреждения нами были проведены несколько семинаров на темы: «Современные программы экологического образования: требования к сочетаемости парциальных и комплексных программ»; «Календарно-тематическое планирование на основе принципа интеграции»; «Экскурсия как форма познавательного развития и воспитания основ экологической культуры дошкольников» и др. В процессе семинара, направленного на анализ программно-методи-

ческого обеспечения экологического воспитания дошкольников, педагоги объединялись в небольшие подгруппы, каждая из которых анализировала определенную парциальную программу экологического образования, выделяя цели, задачи и основное содержание программы. На семинарах по календарно-тематическому планированию педагоги делились опытом, каким образом они каждый в своей возрастной группе реализуют принцип интеграции образовательных областей, в том числе, с участием родителей организуют выставки художественных работ детей на экологическую тематику.

В процессе взаимодействия с родителями нами был реализован совместный проект «Экологическая тропа», викторина «Мы познаем мир» (с участием команд педагогов и родителей вместе с детьми); программа кружка «Юный исследователь».

Еще до окончания формирующего этапа эмпирического исследования мы с воспитателями обратили внимание на положительные изменения в поведении детей: они стали чаще обращать внимание на природные объекты и явления во время прогулок; задавать вопросы о строении растений, о явлениях природы. Дети стали сами проявлять инициативу в проведении экологических занятий, инсценировать занятия по экологии в процессе сюжетно-ролевой игры, предлагали свои идеи обустройства экологического уголка в группе, стали просить воспитателей чаще посещать экологическую комнату, чтобы им предоставили возможность общения и ухода за попугайчиками.

В беседах с воспитателями родители отмечали, что дети увлеченно дома рассказыва-

ют, что и как они делали на дополнительных занятиях по экологии, многие пытаются повторить эксперимент в домашних условиях.

В ходе формирующего этапа исследования воспитатели экспериментальной группы отметили повышение уровня экологических знаний, дети быстро и правильно отвечали на вопросы, определяли названия растений, рассказали о способах ухода за ними и т. д.; улучшилась речь, умение выстраивать цепочку рассуждений, объяснять причинно-следственные связи и отношения. Этому во многом способствовала наша специальная работа с детьми на занятиях по подгруппам,

предоставляющая возможность уделить внимание формированию у каждого ребенка умения рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи.

С целью выявления результатов формирующего этапа эмпирического исследования мы провели контрольную диагностику уровня сформированности у дошкольников начал экологической культуры с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе. В процедуре контрольной диагностике приняли участие дети обеих старших возрастных групп (50 детей). Результаты представлены в таблицах 4, 5.

Таблица 4

Результаты контрольной (повторной) диагностики уровня сформированности начал экологической культуры у старших дошкольников экспериментальной группы

Уровни Когнитивный (знаниевый) Мотивационный (эмоционально-ценностный) Поведенческий (действенный) Сред. значение

Чел. % Чел. % Чел. % %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокий 18 72 16 64 15 60 65

средний 7 28 9 36 10 40 35

низкий 0 0 0 0 0 0 0

Итого 25 100 25 100 25 100 100

Таблица 5

Результаты контрольной (повторной) диагностики уровня сформированности начал экологической культуры у старших дошкольников контрольной группы

Уровни Когнитивный (знаниевый) Мотивационный (эмоционально-ценностный) Поведенческий (действенный) Сред. значение

Чел. % Чел. % Чел. % %

высокий 12 49 7 28 6 24 34

средний 11 44 15 60 9 36 47

низкий 2 7 3 12 10 40 20

Итого 25 100 25 100 25 100 100

Анализ результатов контрольной диагностики позволил констатировать следующее: в обеих старших группах наблюдается положительная динамика в уровне сформи-рованности компонентов экологической культуры у дошкольников. Однако сравнительный анализ результатов выявил выраженную положительную динамику в уровне сформированности каждого компонента экологической культуры у детей эксперимен-

тальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.

Анализ статистической обработки данных на основе методики Манна-Уитни свидетельствовал о том, что различия результатов по уровню экологической культуры у детей экспериментальной и контрольной групп являются статистически значимыми.

Полученное эмпирическое значение иэмп = 155.5 находится в зоне значимости (рис. 2).

U№

р < 0.01 р < 0.05

183 217

Ось значимости:

о '-'сии ----„

.зона. ¿г 1 V лша

значимости \ / \ / незиачнмостн

183 217

Полученное эмпирическое значение 11эмп(155.5) находится в зоне значимости.

Рис. 2. Статистические различия в уровне сформированности компонентов экологической культуры у старших дошкольников на контрольном этапе исследования

Выраженная положительная динамика в уровне сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы; данные наблюдений родителей и воспитателей, свидетельствующие о повышении исследовательской активности детей, умений рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях природы, облекая их в речевую форму и т. д., позволяют сделать вывод об эффективности разработанной Программы воспитания начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: Издательский центр «Академия». 2000.

2. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. М.: Инфа. 2016.

3. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. М.: Детство-Пресс. 2011.

4. Автоматический расчет U-критерия Манна-Уитни URL: https://yandex.ru/search/?text=-Расчет%20коэфф.%20Манна%20Уигни&1г=1074 (дата обращения 24.02.2018).

5. Сан.Пин. 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (с изменениями на 27 августа 2015 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/499023522 (дата обращения 16.02.2018).

6. Савенков А. И., Карпова С. И., Вершинина Н. А. Обогащение содержания образования как

фактор развития детской одаренности // Вестник Mill У. Серия Педагогика и психология. № 3 (21). 2012. С. 73-83.

References

1. Sitarov V. А., Pustovojtov V. V. Sotsial'naya ekologiya [Social ecology]. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademiya». 2000.

2. Nikolaeva S. N. Sistema ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov [System of ecological education of preschool children]. M.: Infa. 2016.

3. Khabarova T. V., Shafigullina N. V. Plani-rovaniye zanyatij po ekologii i pedagogicheskaya diagnostika ekologicheskoj vospitannosti doshkol'nikov [Planning of classes in ecology and pedagogical diagnostics of ecological good breeding of preschool children]. M.: Detstvo-Press. 2011.

4. Avtomaticheskij raschet U-kriteriya Manna-Uitni [Automatic calculation of Mann-Whitney's U-criterion] URL: https://yandex.ru/search/?text=Rasch-et%20koehff. %20Manna%20Uitni&lr= 1074 (data obrashcheniya 24.02.2018).

5. San.Pin. 2.4.1.3049-13 Sanitarno-epidemio-logicheskiye trebovaniya k ustrojstvu, soderzhaniyu i organizatsii rezhima raboty doshkol'nykh obrazova-tel'nykh organizatsij (s izmeneniyami na 27 avgusta 2015 g.) [2.4.1.3049-13 Sanitary and epidemiologic requirements to the device, contents and the organization of working hours of the preschool educational organizations (with changes for August 27, 2015)]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499023522 (data obra-shheniya 16.02.2018).

6. Savenkov A. I., Karpova S. I., Vershinina N. A. Obogashcheniye soderzhaniya obrazovaniya kak faktor razvitiya detskoj odarennosti [Enrichment of content of education as factor of development of children's endowments] // Vestnik MPGU. Seriya Pedagogika i psikhologiya. № 3 (21). 2012. S. 73-83.

* * *

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

Skif Oksana Vladimirovna, Karpova Svetlana Ivanovna

Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow e-mail: dea.skif@gmail.com

Article contains the description of an empirical research on formation of the beginnings of ecological culture at children of the advanced preschool age. Authors considered the ecological culture of preschool children as integrative personal education, including the interconnected components: cognitive (knowledge), motivational (emotional and valuable), behavioral (activity) and defined education of ecological culture as purposeful pedagogical work on formation at children of ecological knowledge and representations, the environmentally safe relation to natural objects and the corresponding skills of behavior in the nature. The offered program of formation at the senior preschool children of ecological culture includes a complex of classes in ecology with elements of experimenting and methodical support of educational work at preschool institution of ecological education of children.

Key words: ecological culture, children of advanced preschool age, educational program, classes in ecology, methodical maintenance

Об авторах:

Скиф Оксана Владимировна, магистрант департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва

Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва

About the authors:

Skif Oksana Vladimirovna, Applicant for Master's Degree of the Pedagogics Department, Institute of Pedagogics and Psychology of Formation, Moscow Pedagogical State University, Moscow

Karpova Svetlana Ivanovna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Pedagogics Department, Institute of Pedagogics and Psychology of Formation, Moscow Pedagogical State University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.