педагогические науки
Насибуллина Эльмира Раильевна СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ...
УДК 373.2
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
© 2018
Насибуллина Эльмира Раильевна, аспирант
Башкирский государственный университет (450076, Россия, Уфа, улица Заки Валиди, 32, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье актуализируются проблемы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста. В настоящей статье автором обозначено значение системы экологического образования как фактор развития детей в дошкольных образовательных организациях. В статье приводится этимологический анализ основных понятий, употребляемых автором в процессе раскрытия концептуальных идей экологического воспитания подрастающего поколения в условиях дошкольных образовательных учреждений. Автором под системой экологического образования детей в дошкольных образовательных организациях понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры. В статье отмечено, что развитие у дошкольников аксиологического отношения к окружающему миру является наиболее важным в образовательном процессе. Автором выделены основные задачи экологического воспитания детей, сформулирована цель экологически ориентированной педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, рассмотрена система формирования ценностно-смысловых жизненных ориентаций ребенка на ранних этапах социализации и аспекты духовно-нравственного воспитания. Отвечающие принципам гуманизации отношений с окружающей природой. В статье автором представлен проект «Программы воспитания детей, а также молодежи в системе образования Российской Федерации на 2017-2020 гг.», раскрывающий специфику экологического образования и воспитания в образовательных организациях. Также автором освещены вопросы, касающиеся содержания, особенностей методическое обеспечения процесса, направленного на развитие экологической образованности воспитанников.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экологическое воспитание, предметная среда, непрерывное экологическое образование.
SYSTEM OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AS A FACTOR OF CHILDREN'S DEVELOPMENT
© 2018
Nasibullina Elmira Railevna, post-graduate student
Bashkiria State University (450076, Russia, Ufa, street Zaki Validi, 32, e-mail: [email protected])
Abstract. The article actualizes the problems of environmental education and education of preschool children. In this article the author outlines the importance of the system of environmental education as a factor in the development of children in the system of pre-school education. The article gives an etymological analysis of the main concepts used by the author in the process of revealing conceptual ideas of ecological education of the younger generation in conditions of pre-school educational institutions. The author under the system of ecological education of children in the system of preschool education is understood as the continuous process of education, upbringing and development of the child, aimed at the formation of its ecological culture. The article notes that the development of axiological attitudes towards the world around preschool children is the most important in the educational process. The author singled out the main tasks of ecological education of children, formulated the goal of environmentally oriented pedagogical activity in the pre-school educational institution, considered the system of formation of the value-semantic life orientations of the child in the early stages of socialization and aspects of spiritual and moral upbringing. Responding to the principles of humanization of relations with the surrounding nature. In the article the author presents the project "Programs for the education of children, as well as youth in the education system of the Russian Federation for 2017-2020," which reveals the specifics of environmental education and upbringing in educational organizations. The author also covers issues related to the content, peculiarities of the methodological support of the process aimed at the development of environmental education of pupils.
Keywords: ecological education, ecological culture, ecological education, subject environment, continuous ecological education
Под основной целью экологического воспитания необходимо понимать интеграцию всех аспектов формирования экологической культуры личности как в широком ее понимании, так и в степени ее глубины: мировоззренческих оснований, убеждения и взглядов, опосредующих устойчивые навыки экологического поведения.
Воспитание экологической культуры как нового качества личности основывается на влиянии на интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятель-ностную сферы. Она является неотъемлемой стороной экологической воспитанности.
Экологическое воспитание призвано обеспечить содействие развития у детей ценностно-смысловых ориен-таций, обусловливающих бережное отношение к природе, окружающим людям и к себе как части природы. Это связано с решением следующих задач [1]:
- формирование у подрастающего поколения экологического сознания, основанного на гуманизации отношений к природе и окружающему миру, понимании ценности этих отношений;
- развитии умений и навыков прикладного использования экологического знания, а также применения экологического опыта во взаимодействии с окружающим
миром;
- формирование культуры отношений, основанных на принципах экологичности во взаимодействии с окружающей средой (природной и социальной), основу которой составляют ценностно-смысловые жизненные ориентации и духовно-нравственные ценности;
- развитие эмоционально-волевой и эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетических отношений к окружающей среде;
- создание условий для самореализации и самоактуализации личностной позиции в экологически ориентированной деятельности и формирования собственного опыта экологической деятельности, а также содействие формированию готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.
При этом системой экологического образования детей в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) понимается непрерывный процесс обучения, воспитания развития ребенка, на формирование экологической культуры, проявляемая в положительном отношении к природе, окружающему миру и ответственном отношении к своему здоровью
Nasibullina Elmira Railevna pedagogical
SYSTEM OF ENVIRONMENTAL ... sciences
и состоянию среды, в определенных моральных нормах в системе ценностных ориентаций [2]. Этот процесс включает интеллектуальный, и действенный компоненты, составляющие нравственную основу личности дошкольника [3].
Для каждодневного общения ребенка с природой не только дошкольного учреждения, прежде всего его территории, нужно реализовать задачи экологического образования, а также необходимо создание экологической развивающей предметной среды. Так считают следующие исследователи: Э.Э. Баранникова, И.А. Данюкова, Г.Б. Ларионова, Н.А Рыжова, С.Н. Николаева, М.А. Козлова, С.Л. Новоселова, Н.С. Белобородова и др.
В дошкольном учреждении правильная организация экологической предметной среды должна способствовать эколого-эстетическому развитию, оздоровлению детей, нравственных качеств и экологически грамотного поведения, а также различных видов деятельности ребенка, реализации всех компонентов содержания образования: ценностного, познавательного и деятельност-ного [4].
Проект «Программа воспитания детей а также молодежи в системе образования Российской Федерации на 2017-2020 гг.» открывает специфику работы экологического образования и воспитания в образовательных организациях, содержание, особенности, методическое обеспечение процесса, напрвленного на развитие экологической образованности воспитанников. В этом проекте представлена совокупность, основанная на принципах науки, взглядов на цели, задачи, понятия и главные направления экологического воспитания в системе образования Российской Федерации [5].
Программа отражает основные моменты формирования экологической образованности обучающихся в таком роде уровнях образования дошкольное, начальное, среднее общее, дополнительное образование. На этих ступенях формируются основы экологической культуры личности, сознание, развиваются ценностное отношение к миру, эмоциональная восприимчивость к объектам. В настоящее время экологическое воспитание не рассматривается как синоним природоохранного. Оно разноа-спектно, как и современная экология [6].
Внедрение экологического воспитания в социально-педагогическую деятельность будет способствовать взаимосвязи в научно-педагогической практике в этом направлении, формированию у учащихся и педагогов организаций интереса к экологической, к исследовательской работе в области экологии, созданию условий разработки региональных моделей экологического образования, использование инновационных технологий, информационно-коммуникативных технологий, будет способствовать росту экологической культуры образовательного процесса.
Наиболее продуктивные формы работы с обучающимися является привлечение их в исследовательскую, практико-ориентированную деятельность, направленную на охрану природы и улучшение состония среды. Наиболее развита эта деятельность в сфере образования детей, там сложились давние взаимодействия с учреждениями, вузами государственными организациями, ко-трые занимаются охраной окружающей среды и рационального природоиспользования.
Анализ научных источников [7-9], собственный педагогический опыт привели нас мысли, что интегрирующим началом осуществления экологического образования дошкольников должен быть аксиологический подход, охватывающий в себе общесоциальные ценности, и ценности образовательного учреждения, включающий ментально-этнические ценности структур конкретного ребенка.
Ведущая роль при этом выбор ценностных достижений, с позиций которых осуществляется экологическое образование дошкольников.
Развитие у дошкольников аксиологического отноше-302
ния к окружающему - сложный, длительный процесс, который характеризуется [10]:
а) наличием объективной природы ;
б) изменчивостью времени применительно к культуре, обществу и отдельному человеку;
в) присутствием во всех слоях человеческой деятельности, в качестве регулятора поступков.
При этом проблемы экологического образования на основе подхода включают:
1. Развитие у дошкольника представлений о нравственных основах взаимосвязей в системе «человек-окружающий мир».
2. Формирование у ребенка способностей к регуляции результатов о собственных предпочтениях при взаимодействии с окружающим миром.
3. Развитие у дошкольника стремление выбирать те или иные стратегии с точки экологической целесообразности.
В системе экологического образования как фактора развития детей при дошкольных учреждениях появилась потребность внедрения системы экологического образования и воспитания.
Создание реализация системы экологического образования могут быть обеспечены существующими структурами органов исполнительной власти и системы ДОО. Правильно построенная система, учитывающая современное состояние мира может одновременно обеспечивать и активно способствовать предотвращению грозящих бед. В этой связи экологизация образования должна стать ключевым звеном при выборе подходов - передаче знаний, умений, навыков последующим поколениям [11].
За последние годы расширилась номенклатура профессий, которым нужен уровень системы эколого-пра-вовых знаний с учетом современных подходов к экологической безопасности, рациональному природопользованию и охране окружающей среды .
В связи с этим в общем виде системы образования возможно поделить на направления.
Репродуктивная система экологического образования, предусматривает выработку навыков по освоению определенных экологических знаний с последующим повторением либо в том виде, котором они представляются, либо частично и качественно в новом виде. Эта система в экологическом образовании основная и доминирующая, использует экологоправовые сведения, которые накопило к настоящему моменту все человечество.
Креативная система образования предусматривает выработку обучающимися навыков по творческой, мировоззренческой деятельности с созданием тенденции развития экологической информации.
Данная система образования находится в фазе интенсивного становления, что объясняется рядом объективных причин. Одна из главных - экологический кризис России. В настоящее время назрела потребность перехода от природоресурсового правового регулирования эколого-правовому регулированию взаимодействия природы и общества. С одной стороны, проблематика развития человечества требует внедрения креативной системы экологического образования в жизнь, с другой стороны - определенные причины тормозят это освоение [12].
Рассмотрим, что такое креативная система образования детей и почему она так необходима современному человечеству.
Во-первых, креативная система образования детей -эффективная на сегодняшний день, так как позволяет заинтересовать процессом достижения знаний в связи с тем, что строится на фундаменте интересов детей.
Во-вторых, креативная система экологического образования детей развивает индивидуальность в получении знаний, учит принимать решения с учетом конкретной экологической информации. В период рыночных отношений, сложилась сложная, а в некоторых регионах Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Насибуллина Эльмира Раильевна СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ...
чрезвычайная экологическая ситуация, в таких зонах си- учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», стема экологических знаний важна для всех рангов ру- 2006. С. 58. ководителей, так как позволяет актуализировать систему стратегических и экологических знаний, на снижение Статья поступила в редакцию 18.04.2018 воздействия хозяйственной деятельности на окружаю- Статья принята к публикации 26.06.2018 щую среду.
Одной из сложных и требующих скорейшего внедрения системы образования детей проблем является подготовка будущих специалистов с экологической направленностью. Экология имеет суперсложные системы своего исследования, поэтому специалистам в области необходимо уметь проследить связи в биогеоценозах со связью эколого-правовых норм в российском законодательстве. Оперирование понятиями и ситуациями не строится на догмах репродуктивной системы образования, где имеется правовая регламентация.
В настоящее время система экологического образования исходит из того, что человеку до решения задачи известна вся информация и ему необходимо переосмыслить, преобразовать, ее с поставленными целями. При этом, в условиях экологического кризиса люди не чувствуют опасности необратимого превращения природной среды в будущем. При отсутствии полной информации о прогнозах благополучия и глобальной экобезопас-ности может усложнить возможность построения экологического пространства и понимания экологических проблем в обществе. Осознать все это - весьма сложная задача .
Таким образом, следует, что современная система экологического образования детей имеет целью формирования экологически грамотного человека, экологического сознания мировоззрения осуществляется в дошкольном детстве и в большей мере зависит от экологической грамотности педагогического мастерства взрослых .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Грецова В.Г. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе // Вопросы нравственного и умственного воспитания детей дошкольного возраста: ученые записки МГПИ. М., 1971. Т.447. С. 112-121.
2. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования / Л.В. Моисеева, Е.В. Гончарова др. Екатеринбург, 2002. С. 112-113.
3. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1996. С. 65.
4. Гончарова Е.В. Теория и технология экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2008. С. 113.
5. Пуговкин А.А. Программа экологического образования/ М.: Юрайт, 2016. С. 68.
6. Методические подходы в образовании периода детства: межвуз. сб. науч. статей. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2006. С. 48.
7. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.
8. Кудинова Г.Э., Розенберг А.Г., Костина Н.В. Экологическое образование - один из факторов устойчивого развития региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 60-63.
9. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
10. Тюмасева З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека. Челябинск, 2003. С.41.
11. Рубинштейн С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шорохова. - М.: Педагогика, 1973. С. 313.
12. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в
дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. высш._