Научная статья на тему 'Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста'

Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3190
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРУШКИ / TOYS / ИГРОВАЯ СРЕДА / GAME ENVIRONMENT / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / ВИДЫ ИГРУШЕК / TYPES OF TOYS / СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ / GAME CONTENT / ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / GAME PREFERENCES PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Мария Владимировна

Статья посвящена изучению представлений родителей детей дошкольного возраста об игровой среде. Особое внимание уделено содержанию домашней предметной игровой среды, рассмотрению места игры ребенка в структуре семейного досуга. Дан анализ разнообразию игрушек, которые присутствуют в игровой комнате современных дошкольников, и описаны предпочтения детей в игре с ними. Рассматриваются представления родителей об игрушках и играх, предпочитаемых ребенком. Показано, что присутствие большого количества игрушек в комнатах российских детей является явно избыточным. В связи с этим подчеркивается активность взрослого как организатора сюжетноролевой игры, где игрушки являются вспомогательным средством для развития способностей ребенка. Особо отмечено, что организация игрового пространства в детской комнате оказывает сильное влияние на развитие игры, активности, творчества ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of home gaming environment of a preschool child

The paper studies parents’ notions of their preschool children’s gaming environment. Particular attention is paid to the content of the home gaming environment and to the place of child’s play in the structure of family leisure time. The selection of toys that is common in a child’s room is analyzed, and children’s preferences in playing with them are described. To enrich child play and children’s development, the parental knowledge of their children’s favorite games and toys is studied. It is shown that the presence of a large number of toys in the play rooms of Russian children is excessive. In this regard, the article emphasizes the role of an adult as the organizer of the child role play, where toys serve as developmental tools. It is specifically noted that the organization of playing space in children’s room has a strong influence on development of their play, activity and on development of creativity

Текст научной работы на тему «Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста»

М. В. Соколова

Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста*

Соколова Мария Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (Москва, Россия), sokolovamw@mail.ru.

Статья посвящена изучению представлений родителей детей дошкольного возраста об игровой среде. Особое внимание уделено содержанию домашней предметной игровой среды, рассмотрению места игры ребенка в структуре семейного досуга. Дан анализ разнообразию игрушек, которые присутствуют в игровой комнате современных дошкольников, и описаны предпочтения детей в игре с ними. Рассматриваются представления родителей об игрушках и играх, предпочитаемых ребенком. Показано, что присутствие большого количества игрушек в комнатах российских детей является явно избыточным. В связи с этим подчеркивается активность взрослого как организатора сюжетно-ролевой игры, где игрушки являются вспомогательным средством для развития способностей ребенка. Особо отмечено, что организация игрового пространства в детской комнате оказывает сильное влияние на развитие игры, активности, творчества ребенка.

Ключевые слова: игрушки, игровая среда, дошкольное воспитание, виды игрушек, содержание игры, игровые предпочтения дошкольников.

Study of home gaming environment of a preschool child Sokolova Maria, PhD in Psychology, Assistant Professor, Department of Developmental Psychology, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia), sokolovamw@mail.ru The paper studies parents' notions of their preschool children's gaming environment. Particular attention is paid to the content of the home gaming environment and to the place of child's play in the structure of family leisure time. The selection of toys that is common in a child's room is analyzed, and children's preferences in playing with them are described. To enrich child play and children's development, the parental knowledge of their children's favorite games and toys is studied. It is shown that the presence of a large number of toys in the play rooms of Russian children is excessive. In this regard, the article emphasizes the role of an adult as the organizer of the child role play, where toys serve as developmental tools. It is specifically noted that the organization of playing space in children's room has a strong influence on development of their play, activity and on development of creativity. Keywords: toys, game environment, early childhood education, types of toys, game content, game preferences preschoolers.

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12-06-00567a.

Многие современные дети уже с рождения имеют свою детскую комнату. В ней размещается «имущество ребенка», большую часть которого составляют игрушки. Детская игровая комната - своего рода проекция окружения ребенка, которая отражает его внутренний мир. Можно предположить, что игровая комната - это «зеркало» состояния ребенка, история его развития, его игровой деятельности и той социальной ситуации развития, в которой он находится. Организация домашней среды ребенка, игрушки, с которыми он играет и растет, оказывают безусловное влияние на его развитие и воспитание. Следует отметить, что в последнее время появляются работы, посвященные эргономике и дизайну домашнего пространства, в частности детского игрового пространства. Крупные производители товаров для детей (например, IKEA, Haba) предлагают оригинальные решения организации домашнего игрового пространства, хотя эти отдельные разработки не отвечают потребности решения данной проблемы. В нашей стране домашняя игровая среда дошкольников не стала специальным предметом исследования психологов и педагогов, в отличие от изучения предметно-развивающей среды детского сада. Настоящая работа направлена на то, чтобы частично восполнить этот пробел. Мы попытались проанализировать содержание домашней игровой предметной среды, с точки зрения ее возможности обеспечить полноценную игру и развитие ребенка, а именно описать состав игрушек в игровой комнате и предпочтения детей в игре с ними.

Методика исследования

Исследование представляло собой опрос родителей об игрушках в детской комнате ребенка. Родителям предлагалось отметить в специально разработанном бланке с перечнем видов игрушек наличие определенных игрушек и предпочтения ребенка («Отметьте игрушки, которые есть в комнате ребенка, и те из них, которые являются любимыми для ребенка»). При составлении перечня игрушек мы исходили из традиционной типологии игрушек.

В ходе обследования каждая отмеченная игрушка была отнесена к определенной группе, указано количество игрушек данного вида, а также степень значимости для ребенка (раздел «Любимая игрушка»). Если игрушку было невозможно отнести к какой-либо группе, то

она относилась в группу «Другое» со своим названием. Чаще всего в этой группе оказывались детские игровые компьютеры.

Результаты обследования позволили получить следующие данные:

• Общее коли чество игрушек в игровой комнате и соотношение разных типов игрушек.

• Количественный и качественный состав игрушек разного вида (%).

• Число респондентов, отметивших их наличие у своего ребенка.

• Доля любимых (часто используемых) игрушек от общего числа игрушек каждого вида.

В ходе работы было обследовано 100 детских домашних игровых комнат детей обоих полов дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) г. Москвы. Большинство детей происходили из полных семей, среднего достатка. Образование родителей среднее, специальное и высшее.

Результаты исследования

Среди всех игрушек, отмеченных родителями, мы выделили следующие группы:

• Игрушки-персонажи (куклы, мягкие игрушки, фигурки людей и животных, сказочные и фантастические персонажи).

• Предметы оперирования (игрушки-реплики реальных предметов: транспорт, бытовая утварь, игровые наборы).

• Маркеры пространства (материалы, игрушки и наборы, оформляющие игровое пространство, - кухни, домики, игровые ковры и т.п.).

• Материалы для драматизации (костюмы, маски, куклы на руку и пальчиковые куклы, марионетки и др.).

• Материалы для игр с правилами (настольные игры, игрушки и материалы для настольных и подвижных игр).

• Полифункциональные материалы (модули для строительства, ткани и др.).

Ответы родителей показали, что в детских комнатах современных дошкольников присутствуют практически все виды игрушек. Однако количество игрушек разного вида существенно различается (см. диаграмму 1).

■ Игрушки'Персонажи ■ Транспорт

С Предмета оперирования ■ Маркеры про с трлн стал

■ Материалы для драматп эации я Материалы для игр с правилами

I Полпфункщюналыные материалы

Диаграмма 1.

Количественный состав игрушек в детской игровой комнате.

Больше всего в детских комнатах представлены транспортные игрушки. Второе место занимают игрушки-персонажи. К сожалению, приходится отмечать, что полифункциональные материалы (модули для строительства, ткани, открытые материалы и пр.) представлены в детских комнатах очень мало - всего 4%. Наряду с такими необходимыми игрушками, как персонажи и транспорт, это те материалы, которые дают возможность ребенку выстроить пространство игры и создавать необходимые игровые атрибуты.

Остановимся теперь на каждом виде игрушек отдельно.

Игрушки-персонажи

Данный вид игрушек занимает ведущее место в развитии игрового сюжета. С такими игрушками ребенок может создавать разнообразные игровые ситуации, игрушка-персонаж может воплотить ролевые или режиссерские замыслы. Мягкие игрушки и куклы являются важными партнерами ребенка в построении диалога, процессах идентификации, общения со сверстниками, в моментах эмоционального напряжения.

В 100 детских комнатах обнаружилось 4089 игрушек-персонажей. Результаты опроса

показали, что самой распространенной игрушкой в детской комнате является мягкая игрушка - 10%, изображающая преимущественно животных (зайки, киски, мишки, собачки и др.). В среднем у ребенка дома находится около 12 мягких игрушек. Их наличие в домашней игровой комнате отметили 96% респондентов. Мягкую игрушку отметили в качестве любимой практически половина выборки. Можно сказать, что на сегодняшний день она является своеобразным символом детства.

Суммасбраэгьи ¡грушек а 100 игровых комната*

Кукла Брэтц Кукла мальчик Набор содазг|*юв Робот Бис и* л Кукла пуле Кукла 6apö и Кукла девочка Фигурки человечное Фигурки персон Фнгуркл з вер« Л Мягкапн группа

в 200 400 Ш 800 1000 t200 UM

Диаграмма 2.

Соотношение образных игрушек в детских игровых комнатах.

Вторыми по распространенности оказались фигурки зверей и животных - 20,8% (пластиковые, деревянные и пр.) от всех игрушек-персонажей. Их наличие отметили 80% респондентов. Однако любимыми их назвали только 18%. Эти игрушки практически ежедневно используются в создании игрового пространства режиссерской и сюжетной игры, однако они не несут такой субъективной эмоциональной значимости как мягкие игрушки. Интересно, что фигурок животных в детских комнатах в два раза больше, чем фигурок людей (20,8% против 9%). Очевидно, разнообразие диких и домашних животных, включая популярных сегодня динозавров, более востребовано для игры.

Третьими по значимости оказались сказочные персонажи. Их наличие отметили 53% респондентов. Интересно, что данные игрушки не являются любимыми у большинства детей - всего 7% респондентов отдали им предпочтение. Возможно это свидетельствует о том, что такие игрушки приобретаются после прочтения, а еще чаще после просмотра сказки или современного мультфильма, но дети не испытывают к ним особых эмоций.

Интересно проанализировать соотношение разных типов кукол. Наибольшее распространение имеют куклы с образом девочки -

их наличие отметили 70% респондентов. Куклы с образом мальчика есть у 47% опрошенных, однако их очень редко выбирают в качестве любимых. Куклы, изображающие младенцев (пупсы), также достаточно популярны - они встречаются в игровой у 66% респондентов, и 21% назвали их любимой игрушкой.

_ •■■^наличии

||||1||||||

А// / / *

/ / / / / / / ^ «г

Диаграмма 3.

Соотношение разных типов кукол в детских игровых комнатах.

Популярная кукла Барби встречается в каждой второй детской комнате, то есть у каждой девочки. Точное их количество неизвестно, так как многие родители просто отмечали, что их в доме «много» или «очень много». Барби имеет достаточно высокий процент предпочтений -18% отметили ее в качестве любимой куклы.

Современная кукла Братц менее распространена - 2,5% от числа образных игрушек. Ее индекс значимости - 14%, однако она обнаружена в 40% игровых комнат.

Интересные данные получены в отношении современной куклы-конструктора Бионикл (Лего). Он занимает достаточно высокое 4 место в рейтинге любимых игрушек. Биониклы (их отметили 40%) встречаются в детских комнатах чаще, чем куклы-мальчики и фигурки солдатиков, и значительно превосходят их по степени предпочтения. Бионикл и Братц представляют собой образы современных игрушек-персонажей и весьма популярны у дошкольников.

Наборы солдатиков, еще недавно считавшихся классическими игрушками для мальчиков, составляют всего 3% в группе образных игрушек. Их наличие в игровой комнате отметили 50% респондентов, но любимыми игрушками они являются только у 10% детей.

Чтобы выявить предпочтения детей к разным видам кукол, мы выделили 3 типа: классические (с традиционной кукольной внешностью), современные (Барби, Братц, Спайдермен

и др.) и пупсы (изображающие младенцев до 1 года).

Таблица № 1. Соотношение классических и современных кукол (%)

Типы игрушек Куклы-пупсы Куклы классические Куклы современные

Количество

кукол на 100 16 41 43

комнат

Любимые 21 36 51

По нашим данным, число классических и современных кукол практически одинаково (41% и 43% соответственно). При этом дошкольники отдают предпочтение современным куклам - Барби, Братц, Бионикл, Спайдермен. Их назвали в качестве любимых игрушек 51% детей, в то время как классические куклы -только 36%. Количество пупсов - 16%, их значимость для детей значительно ниже - 21%.

Предметы оперирования

При анализе мы разделили все многообразие игрушек данного вида на 3 подгруппы: транспортные средства (машинки и др.), игровые наборы (домашняя утварь и инструменты) и различные предметы оперирования (руль, бинокль, одежда для кукол и др.). Рассмотрим, как распределились игрушки в этой группе.

Диаграмма 4.

Соотношение наличия различных видов игрушек в детских игровых комнатах по степени их значимости.

Мы видим, что транспортных игрушек в детских игровых комнатах оказалось даже больше, чем игрушек-персонажей. Это говорит о значимости этих игрушек в жизни ребенка. Их наличие отмечают 92% респондентов - эти

игрушки есть практически в каждой игровой комнате, их отмечают в качестве любимых более 70% детей.

Транспортные игрушки - это очень важные атрибуты детской игры. Дети с удовольствием могут играть с ними как в подвижные, так и в сюжетные игры.

Диаграмма 5. Соотношение наличия транспортных игрушек и степени их значимости.

Как видно из диаграммы, самым распространенным транспортным средством являются легковые автомобили. Машинку можно по праву назвать второй по значимости игрушкой детей дошкольного возраста. В настоящее время большинство столичных семей имеют легковой автомобиль, значимо увеличилась частота передвижения детей на легковом автомобиле. В этом контексте объяснимо такое большое количество данного вида игрушек - их отметили 85% респондентов. По количеству они даже превзошли мягкие игрушки (1325 по сравнению с 1173). В качестве любимых их назвали 58% респондентов, что превышает данный индекс всех образных игрушек.

Второе место в данном виде игрушек занимают грузовые автомобили (65%), верные спутники многих сюжетных игр. Однако индекс их привлекательности невысок - всего 15%. Следующими идут железные дороги (61% наличия в игровых), с достаточно высоким индексом значимости среди этой группы - 25% и машины спецтранспорта (милиция, скорая помощь и т.п.) (41% наличия, любимые у 21% детей).

Достаточно большой привлекательностью обладают коляски для кукол (есть у 59%, любимые у 28%). Интересными выглядят данные о военном транспорте - он есть у 45% опрошенных, но его назвали значимым только 5% респондентов. Можно отметить, что данный тип игрушек не является популярным у современных дошкольников.

Среди игровых наборов наибольшей популярностью пользуются наборы посуды (они

есть у 68% респондентов) и наборы для игры в доктора и парикмахера (по 60%). Наименьшей значимостью пользуется набор для игры в морские путешествия (10%). В целом, тематика игровых наборов достаточно ограничена. Следует подчеркнуть недостаток комплектов для создания пространства режиссерской игры (кукольных зданий, мебели, элементов ландшафта).

Среди предметов оперирования самым популярным и распространенным является детский телефон (он есть у 83% респондентов). Это игрушка, без которой трудно представить игру во взрослых. Второе и третье место занимает одежда для кукол (63%). Достаточно высокий процент распространения имеет также оружие - 48% опрошенных отметили его наличие в игровой комнате. Однако рейтинг его значимости невысок - всего 10% детей любят играть с ним.

Маркеры пространства

Данный вид материала важен при организации игрового пространства любой сюжетной игры, поскольку позволяет создать место действия, обстановку, в которой оно происходит (домик, кухонная плита, ширма и т.д.). Наши данные показали, что таких игрушек в детских игровых всего 2% от общего количества. Однако важно подчеркнуть, что они все-таки есть (у 40% респондентов). Наименьшей популярностью, к сожалению, пользуется ширма (всего 1%). Это очень ценный маркер, который имеет самую важную функцию - разделение игрового пространства. Наибольшей популярностью среди игрушек данного вида пользуются ванночки - 18%, но при наибольшем выборе (70%) данная игрушка не является любимой у детей. Еще один маркер пространства - игровой ковер. Его отметили в наличии 25% выборки, и он не популярен у детей - всего 4%. Очевидно это связано с невысоким качеством данного игрового материала. Большинство подобных игровых ковров представляют собой систему дорог для игры в машинки и распространены в игровых комнатах мальчиков.

Материалы для драматизации

К данным материалам относятся пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, марионетки, костюмы, маски. Данный тип игровых материалов необходим для игр по мотивам

--|__; л калтьтв ---

■■■»■ 'ЧЬ люйниые

Оддосгм Лето груз сете Дето л

водный и Мвилны военный Транспорт вмдулый слец.трвнсорта транспорт кукольный

какого-либо произведения. Кроме того, дети любят наряжаться к праздникам, переодеваться, превращаться в другого, экспериментировать со своим внешним образом. Наряду с готовыми материалами здесь открывается большой простор для создания собственных костюмов и масок, образов из домашних материалов различных фактур, цветов и форм. Наибольшей популярностью пользуются костюмы и маски - 65% выборов, что составляет половину всех материалов этой группы. Пальчиковые куклы и куклы би-ба-бо составляют приблизительно одинаковый процент выбора - 21% и 25%. Любимыми их назвали только 2 и 5% детей. Марионетки не являются популярными в игровых и жизненных ситуациях. К сожалению, в этой группе все игровые материалы и игрушки не пользуются особой популярностью у детей - от 2 до 9% выборов.

Игры с правилами и материалы для подвижных игр

Самой распространенной среди всех игрушек данного типа оказался мяч - он есть у 98% респондентов. Однако в качестве любимой его отметили только 33% респондентов. Среди настольных игр с правилами наиболее популярными оказались игры-«ходилки» с кубиком - 23%. В 88% и в 82% случаев были отмечены домино и лото с картинками, но дети не выделяют их как значимые (всего 10%). Достаточно часто в нашей выборке встречаются такие классические настольные игры, как шахматы и шашки, - в среднем 60%. Наименьшее значение оказалось у настольного кегельбана (6%). Эта игрушка редко бывает в российских игровых комнатах, очевидно дети плохо знакомы с ее богатыми развивающими возможностями.

Полифункциональные материалы и конструкторы

Эту группу составляют разнообразные предметы-заместители. Опрошенные респонденты отдали свои голоса за конструктор (90%). Любимой игрушкой его назвали 35% детей. Это вполне объяснимо, поскольку конструктор является частым спутником режиссерских игр, когда нужно построить кроватку для куклы или гараж для машинки, мост для поезда. В разряд «Другое» чаще всего попадали детские игровые компьютеры. Данная

категория специально не была включена в лист обследования, так как не являлась игровым материалом. Однако при своей минимальной представленности они имеют достаточно высокий процент значимости (24%).

Полифункциональные материалы

100

во 70 60 30 40 30

ь 6

20

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предметы-нмеет Модули/стремт-м полог «систру» тер дстгев

Диаграмма 6.

Соотношение полифункциональных материалов.

В этой группе хорошо представлены одни из самых удачных материалов для преобразования пространства - куски тканей и материи. Они есть в детских комнатах у половины респондентов. Достаточно распространены также и предметы-заместители - палочки, шарики, брусочки и пр. Игра с такими материалами в наибольшей степени способствует развитию воображения, самостоятельности, творчеству в создании окружающего воображаемого мира.

Наше исследование показало, что в игровых комнатах современных дошкольников присутствует достаточное количество игрушек для каждого типа игровой деятельности. Однако количественная представленность и субъективная значимость разного типа игрушек существенно различается. Наиболее значимыми и распространенными игрушками в российских детских игровых комнатах являются мягкие игрушки, изображающие животных. Этот традиционный тип игрушек сохраняет свою популярность уже не одно десятилетие. К относительно новым тенденциям в игровой среде относится увлечение машинками.

Среди кукол и игрушек-персонажей дети предпочитают современные образы, пришедшие в их жизнь из мультфильмов и представляющие лицо современной детской субкультуры. Эта игрушка занимает первое место по распространенности и популярности у дошкольников. Показательна также популярность такого атрибута современной жизни, как телефон. Военные игрушки и оружие

представлены в игровых комнатах в достаточном количестве, но не являются популярными у дошкольников.

Следует отметить недостаточное количество игровых наборов для режиссерской игры и практически полное отсутствие динамических игрушек, чрезвычайно малое количество и ассортимент полифункциональных материалов.

Проведенный анализ выявил достаточно большое количество игрушек в игровых комнатах российских детей. В среднем на одного ребенка приходится порядка 120 игрушек, (от 11 до 536 игрушек на одну игровую комнату), что значительно превышает количество игрушек у детей прошлого века. Очевидно, что это число является явно избыточным, поскольку дошкольник не в состоянии охватить своим вниманием и действиями такое огромное число.

Одной из причин увеличения количества игрушек в домашней игровой среде дошкольника является то, что многие родители, чувствуя вину за недостаток внимания к ребенку, считают, что покупка игрушки отчасти компенсирует их отсутствие. Другая причина, возможно, заключается в том, что родители, чье детство пришлось на 8090-е годы, пытаются дать своим детям то, чего были лишены сами. Следует отметить, что далеко не все имеющиеся в детских комнатах игрушки используются в игре. Как показал наш анализ, только 6% игрушек являются любимыми и часто используются детьми. Остальные 94% остаются практически не востребованными.

Диаграмма 7.

Общая сумма любимых игрушек в среде детей дошкольного возраста.

Как видно из диаграммы 7, общая сумма игрушек в 100 игровых комнатах составила 12760 штук. Из этого числа дети назвали любимыми 871 игрушку, что составило 6% от общего числа игрушек.

Обустройство игровой комнаты ребенка дошкольного возраста

Игровая комната ребенка - территория его жизни, игры, фантазии, отношений. Интерьер и содержимое каждой игровой комнаты неповторимы и уникальны. Однако для создания любой игровой ситуации или пространства отдыха и уединения требуется необходимый набор игровых материалов и игрушек, которые помогут воплотить ребенку любую его фантазию.

Среди таких материалов мы можем отметить следующие: полифункциональные материалы (разноразмерные подушки, матрасы, гамаки, ткани), прищепки для фиксации, доски, кресло-мешок, большие и малые картонные коробки для строительства домиков, хижин, убежищ, а также для покрытия жестких поверхностей при физической активности и т.п.

Принципы организации игрового пространства:

- как можно больше свободного пространства, которое может зонироваться и перестраиваться в зависимости от игрового замысла;

- много разнообразия и как можно меньше мебели;

- натуральные материалы;

- спокойные цвета, соответствующие характеру ребенка;

- разноуровневый «ландшафт» (горка, подиум, веревочная лестница, спорткомплекс, тарзанка на турнике, комната-паутинка, тоннели и т.п.);

- наличие зоны свободного творчества и экспериментирования с материалами;

- возможность приспособить одну стену под создание арт-объектов (пробковая поверхность, большие листы обоев или ватмана, художественные принадлежности в свободном доступе);

- возможность создания места уединения, «убежища», защищенного и закрытого для входа остальных обитателей и гостей;

- возможность смены комплекта игрушек, организация парциального предъявления игровых материалов по мере угасания и возобновления интереса к разным игрушкам.

Таким образом, организация игрового пространства в детской комнате оказывает сильное влияние на развитие движения, игры, телесности, активной жизненной позиции, любопытства и радости творчества ребенка. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.