Научная статья на тему 'Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7427
864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL DEVELOPMENT / СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ROLE-PLAYING / ИГРЫ-МАНИПУЛЯЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ / DIDACTIC TOYS / ИГРУШКИ-САМОДЕЛКИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРУШКИ / INTERACTIVE TOYS / MANIPULATION TOYS / HOMEMADE TOYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиротюк Анастасия Сергеевна

Игрушкам и игровой деятельности детей уделялось большое внимание еще в древности. Автор отмечает, что в современных детских садах и школах игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Психологи, педиатры, нейрофизиологи доказывают важную роль игры в психическом развитии человека. В статье рассматривается, как по мере взросления ребенка игра видоизменяется и усложняется. Автор подчеркивает, что игрушки не должны быть работающими копиями взрослых предметов, чтобы оттачивать какие-то полезные навыки из взрослой жизни. То, что получает ребенок за счет игры, значительно важнее для него он постигает смысл человеческой деятельности и отношений между людьми. Игры детей должны быть разнообразными, иметь социально одобряемый сюжет, а не ограничиваться выполнением определенных действий-манипуляций с игрушками. Для того чтобы игрушки служили инструментом развития ребенка, необходимо научить детей играть с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of play activity in the mental development of children of preschool and early school age

Toys and play activities for children have received considerable attention since antiquity. The author notes that in today’s schools and kindergartens play acts as a means of acquiring new skills, forming useful skills. Psychologists and neuroscientists prove an important role of play in the mental development. The article discusses how play changes with children growth. The author emphasizes that toys should not be working copies of adult objects to sharpen useful skills of adult life. What a child receives through the play is much more important understanding of the meaning of human activities and relationships between people. Children’s play should be varied to have socially approvable subject but not limited to the performance of certain actions with toys. In order a toy to serve as an instrument of mental development it is necessary to teach children to play with them.

Текст научной работы на тему «Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

А. С. Сиротюк

Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

Сиротюк Анастасия Сергеевна - кандидат психологических наук, клинический психолог, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО «Тверской областной институт усовершенствования учителей» (Тверь, Россия)

Игрушкам и игровой деятельности детей уделялось большое внимание еще в древности. Автор отмечает, что в современных детских садах и школах игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Психологи, педиатры, нейрофизиологи доказывают важную роль игры в психическом развитии человека. В статье рассматривается, как по мере взросления ребенка игра видоизменяется и усложняется. Автор подчеркивает, что игрушки не должны быть работающими копиями взрослых предметов, чтобы оттачивать какие-то полезные навыки из взрослой жизни. То, что получает ребенок за счет игры, значительно важнее для него - он постигает смысл человеческой деятельности и отношений между людьми. Игры детей должны быть разнообразными, иметь социально одобряемый сюжет, а не ограничиваться выполнением определенных действий-манипуляций с игрушками. Для того чтобы игрушки служили инструментом развития ребенка, необходимо научить детей играть с ними.

Ключевые слова: психическое развитие, сюжетно-ролевые игры, игры-манипуляции, дидактические игрушки, игрушки-самоделки, интерактивные игрушки.

Role of play activity in the mental development of children of preschool and early school age Sirotuk Anastasiya, PhD in Psychology, Assistant Professor of Department of Preschool and Early School Education of Tver Regional Institute of Teacher's Training (Tver, Russia) Toys and play activities for children have received considerable attention since antiquity. The author notes that in today's schools and kindergartens play acts as a means of acquiring new skills, forming useful skills. Psychologists and neuroscientists prove an important role of play in the mental development. The article discusses how play changes with children growth. The author emphasizes that toys should not be working copies of adult objects to sharpen useful skills of adult life. What a child receives through the play is much more important - understanding of the meaning of human activities and relationships between people. Children's play should be varied to have socially approvable subject but not limited to the performance of certain actions with toys. In order a toy to serve as an instrument of mental development it is necessary to teach children to play with them. Keywords: mental development, role-playing, manipulation toys, didactic toys, homemade toys, interactive toys.

Игрушкам и игровой деятельности детей уделялось большое внимание еще в древности. Самые первые игрушки, найденные при археологических раскопках на территории Древнего Египта, датируются III тысячелетием до нашей эры. Помимо выполнения игровых функций, игрушки были связаны с различными формами религии той эпохи и использовались в качестве оберегов, а также как часть различных ритуалов. Изготавливали игрушки из любых подручных материалов: сначала из кости, дерева, глины и растений, позднее из ткани, стекла, кожи и железа.

С древних времен известны погремушки (трещетка, кретала, систр и др.), фигурки животных (коров, собак, кошек и др.), куклы, мячи, волчки и др. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения -«Крокодил», «Тигр», «Месильщик теста». Популярными игрушками того времени, особенно в Древней Греции, были фигурки коня. В археологических раскопках находят также кони-каталки, сделанные в V в. до н.э.

По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров1.

Известно также и о различиях в выборе игрушек у детей разного пола. Мальчики играли деревянными мечами, щитами и лошадками. Девочки предпочитали кукол. Сложность изготовления кукол была различной - от простого чурбанчика без рук, без ног до кукол с плечевыми, локтевыми и коленными суставами, прической и сложно вырезанным туловищем. С тех

1 Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995. - C. 7

времен существуют и куклы-марионетки. В ходе раскопок часто находили миниатюрные наборы посуды, которые, вероятно, предназначались для игр с куклами.

Куклы были тра-диционнымиигруш-ками и в русских семьях. Причем играли тряпичными куклами и девочки, и мальчики до 7-8 лет, и только потом их игры начинали строго разделять2.

Среди детских игр были известны:

1. Игры, похожие на крестики-нолики, шашки, шахматы.

2. Игры с кубиками.

3. Игры с кубарем, которые впоследствии были распространены в Древней Руси. Кубарь раскручивали между ладонями или с помощью накрученной на него веревочки, которую с силой дергали за конец. Вращательное движение затем можно было поддерживать, подхлестывая кубарь кнутиком или веревочкой.

4. Серсо в виде железного обруча, с надетыми на него колечками для шума и звона; погоняли его либо одной прямой палочкой, либо двумя, изогнутыми, с шариком на конце.

5. Качели, спортивные игры и др.

Подобные игры и игрушки, претерпев ряд

изменений, сохранили популярность и в наши дни, оказывая влияние на детское развитие.

Необходимость игры в жизни ребенка подтверждается Созданием Международной ассоциации по защите прав ребенка на игру (IPA - International Play Association). Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребенка на игру3. Право на игру зафиксировано

2 Смирнова Е.О., Абдулаева ЕА. и др. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. -М., 2009. - 224 с.

3 Крупская Н.К. Роль игры в детском саду: Пед. сочинения. - М., 1959; Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

также в Конвенции о правах ребенка. В статье 31 данной Конвенции говорится о признании права ребенка на отдых и досуг, права участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством4. 1 февраля 2013 г. ООН приняла дополнения к Декларации прав ребенка, связанные с правом ребенка на игру.

Несмотря на это, приходится сталкиваться со случаями, когда взрослые рассматривают игру как бесполезное времяпрепровождение и сокращают время свободной игровой деятельности ребенка, увеличивая время и количество обучающих форм деятельности. В современных детских садах и школах игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Игра, как отмечает Е. О. Смирнова, подменяется игровыми приемами или игровыми методами обучения5. При этом большинство психологов, педиатров, нейрофизиологов доказывают важную роль игры в психическом развитии человека. Как отмечает В.В.Зеньковский, «детской игре присущ такой же характер серьезности, какой отмечен и труд»6. Тем не менее, в последнее время продолжает усиливаться тенденция вытеснения игры из системы образования как «избыточного» элемента, как пустой траты времени7.

Ситуация усугубляется огромным количеством мультфильмов, телепередач, компьютерных игр, которые заменяют детскую игровую деятельность и формируют зависимость от телевидения и компьютера. Отсутствие игрового пространства, адекватной предметной среды, хороших игрушек в семьях и образовательных учреждениях, игровых площадок во дворах также не способствует развитию игровой деятельности у детей.

По мере взросления ребенка игра видоизменяется и усложняется. От рождения до 2-3 лет преобладают игры-манипуляции (функциональные игры). В них дети совершают с предметами и игрушками различные действия-манипуляции, например, трогают, двигают, качают, трясут, кидают предметы, стучат ими. То есть осуществляют, по словам А. Баллона,

4 Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М., 2004. - 112 с.

5 Крупская Н.К. Роль игры в детском саду: Пед. сочинения. - М., 1959.

6 Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986.

7 СпиваковскаяАС. Игра - это серьезно. - М., 1981. - 144 с.

«деятельность, направленную на получение определенных эффектов, пока элементарных»8. В игровом наборе у детей этого возраста должны быть мячи, пирамидки, вкладывающиеся друг в друга мисочки разных размеров, разноцветные кубики, юла, игрушки-неваляшки и т.д. Такие игрушки развивают моторику и мышление ребенка.

Большое значение в этом возрасте имеет сенсорное развитие, поэтому игрушки должны быть яркими и разной фактуры. Хорошо, если в игровом наборе будут присутствовать игрушки, издающие звуки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др.).

Важную роль для развития ребенка играет двигательная активность: плавание, катание с горок, качание на качелях и каруселях в разных плоскостях и т.д. В помещении (дома, в детском саду, в школе) можно использовать качалки, фитнес-мячи с ручками, батуты и др.

К концу третьего года у детей развивается сюжетно-ролевая (творческая) игра. Первые такие игры (безролевые или со скрытой ролью) представляют собой многократно повторяющиеся простые сюжетные цепочки из 2-3 действий (например, мальчик катает машинку, девочка моет куклу). Постепенно игра усложняется. Дети 2-4 лет в игровых ситуациях лечат, кормят, укладывают спать кукол и зверей, готовят еду, совершают поездки на транспор-

8 Баллон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967. - С. 58.

те. Для детей 4-5 лет характерны игры в «магазин», «больницу», «аптеку», «стройку» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры занимают важное место в психическом развитии ребенка. Процесс игры включает постановку цели: ребенок самостоятельно строит планы, выбирает средства осуществления9.

Отсутствие сюжетно-ролевой игры, однообразие сюжетов может привести к нарушениям развития познавательных, личностных, поведенческих процессов, трудностям в адаптации и социализации детей.

Как отмечают М. Е. Хилько, М. С. Ткачева, в ходе сюжетно-ролевой игры развиваются воображение, рефлексия, волевые качества. В игре дошкольник отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения10.

По мнению многих ученых (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин и др.), важная роль в становлении игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам, которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимыми средствами изображения. Дети охотно включаются в игру, если наряду с предметами-заместителями представляется возможность использовать реальные предметы: зонты, сумки, одежду, посуду, условные знаки и т.п. Так, отделы магазина могут быть обозначены соответствующими изображениями, своеобразными вывесками (фрукты, овощи, игрушки, одежда и др.). В качестве изобразительных средств используются и театральные костюмы. Восполнить отсутствие реальных предметов и средств изображения помогает фантазия, выдумка11.

Для осуществления сюжетно-ролевых игр детям необходим следующий набор игрушек12:

1. Кукольное семейство: куклы разного пола и возраста. Куклы нужны как девочкам, так и мальчикам, т.к. играя и идентифицируя себя с ними, ребенок усваивает мир человеческих отношений и представлений, строит и осознает самого себя. Посредством таких игр дети учатся правильно себя вести в тех или иных ситуациях, у них формируются матрицы поведения,

9 Конвенция о правах ребенка. - СПб, 2010.

10 Урунтаева ГА. Детская психология. - М., 2006.

11 Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. - М., 2010. - 194 с.

12 Абдулаева ЕА Игры и игрушки для детей от 5 до 6 лет // Мама и малыш. - 2007. - №7. - С. 34-37.

необходимые для правильной социализации и адаптации в обществе. Важно поощрять такие игры, играть вместе с детьми, вести диалоги от лица игрушек, создавая различные ситуации.

2. Кукольные принадлежности: кукольная одежда по сезону, домик, мебель, посуда, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, строительные инструменты, телефон и т.д. Различные застежки, молнии, пуговицы помогают развитию мелкой моторики. Необходимо помнить, что большое количество излишне детализированных игрушек не оставляет места для детских придумок, сотворения недостающего и развития воображения.

3. Фигурки животных (домашних и диких) -кошка, собака, волк, лиса, зайчик, лошадка, медведь и др. Желательно, чтобы они соотносились по размеру между собой и с человеческими персонажами. Для формирования правильной картины мира у детей дошкольного возраста важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах). Юмористические и очеловеченные образы будут уместны и понятны позже.

4. Транспортные средства - машины, самолеты, поезда, лодки и т.д. Важным моментом при выборе этих игрушек является возможность размещения в них водителя, пассажиров, строительных материалов. А возможность конструирования из обычной машины такой, которая отвечает замыслу игры, развивает гибкость ума, творческие способности, моторные навыки, образное мышление.

5. Материалы для различных сооружений (города, дома, машины, корабли, больницы и т.д.) - столы, стулья, доски, покрывала и подушки. Хорошо подходят для такого строительства крупноблочные деревянные конструкторы. Сооружение таких конструкций позволяет формировать крупную и мелкую моторику, пространственные представления и волевые качества ребенка.

6. Подручные средства (тряпочки, камушки, веточки, шишки, желуди), которые с помощью детской фантазии могут быть превращены в любые необходимые для игры материалы.

Театрализованные, пальчиковые игры помогают ребенку понять и прочувствовать литературное произведение, развивают речь, мелкую моторику и творческие способности детей. Для таких игр подойдут наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по

сказкам, театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки, куклы для пальчиковых игр, костюмы, элементы декораций, маски, бутафория и др.

Приучают к выполнению простейшей домашней работы игры с бытовыми предметами. Если ребенок пытается подметать пол, мыть посуду, вытирать стол и др., не стоит ему это запрещать, даже если у него это плохо получается. В таких случаях лучше поощрять интерес ребенка, а потом предлагать свою помощь и учить правильным способам выполнения.

В дошкольном возрасте для развития детей необходимо использовать спортивные принадлежности, которые формируют крупную моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, внимание, волевые качества, позволяют ребенку выплеснуть агрессию:

- велосипеды, ролики, самокаты, коньки, лыжи и др.;

- мячи, бумеранги, диски для метания, бадминтон и др.;

- надувные груши, подушки и др.;

- скакалки, кегли, дротики для метания и др.

Для этих же целей подходят детские площадки, где есть лестницы, горки, качели, мостики и т.д.

Полезны также дидактические игрушки, которые позволяют развивать у ребенка мышление, творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетическое чувство, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца и т.д.:

- кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы;

- настольные игры, разрезные картинки или открытки;

- краски, пластилин;

- мозаика;

- наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

В особую группу выделяют игрушки-самоделки, стимулирующие развитие творчества, формирующие умение воплощать замысел. Создание таких игрушек дает возможность самовыражения и способствует повышению самооценки у ребенка.

В старшем дошкольном возрасте появляется интерес к игрушкам-забавам, которые развивают чувство юмора и любознательность, вызывают у детей положительные эмоции. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также предоставляют возможность для совместных с взрослым действий и переживаний.

В младшем школьном возрасте наряду с играми, развивающими органы чувств, вес-тибулярно-моторные координации; играми, создающими элементы «невесомости»; сюжет-но-ролевыми, спортивными, дидактическими играми; игрушками-забавами; изготовлением игрушек-самоделок большое значение приобретают подвижные и настольно-печатные игры с правилами, которые формируют пространственные представления, умение управлять своим поведением и контролировать его в соответствии с общепринятыми правилами, коммуникативные навыки, мышление, память, воображение.

Игры по правилам широко представлены в жизни подростков и взрослых. Как верно подмечено Т. П. Авдуловой, «трудно определить возраст, когда игра впервые становится значимой формой активности, но еще труднее определить период, когда она окончательно уходит из жизни ребенка»13.

Особое внимание необходимо уделить трансформерам, бэтменам, спайдерменам и другим супергероям, которые также являются куклами и занимают все большее место в игровых наборах детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важно помнить, что ребенок идентифицирует себя с главными героями сюжета игры. Куклы-оборотни (не паук, но и не человек) в этом смысле являются не самыми лучшими примерами для подражания. В играх с ними часто происходит выхолащивание сюжета, т.к. дети не улавливают сложные перипетии не всегда детских фильмов.

Куклы Барби также нужно использовать с большой осторожностью. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы. По отношению к куклам девочки должны чувствовать себя мамами, взрослыми. Куклы необходимы для того, чтобы их кормить, лечить, одевать, мыть и т.д. Через Барби же транслируется образ жизни, связанный с бесконечными нарядами и развлечениями. Известно также, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Игры детей с оружием (солдатики, ружья, автоматы, пистолеты, танки, мечи и т.д.) способствуют выходу внутренней агрессии, скрытой в каждом человеке. Если она выплескивается через «военные» игры, то в реальной жизни ребенок становится более спокойным

13 Авдулова Т.П. Психология игры. - М., 2009. - С. 30.

и уравновешенным. Однако такие игры обязательно должны сопровождаться комментариями взрослых и иметь определенный сюжет.

Технически оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами двигаются, говорят и поют, служат больше для развлечения, чем для развития.

Игрушки не должны быть работающими копиями взрослых предметов, чтобы оттачивать какие-то полезные навыки из взрослой жизни. То, что получает ребенок за счет игры, значительно важнее для него - он постигает смысл человеческой деятельности и отношений между людьми. Поэтому специфические предметы ему нужны лишь как атрибуты, помогающие войти в роль. В этом случае лучше всего подходят условные обозначения предметов. В руках ребенка любая палочка может стать и билетиком на поезд, и ложкой, и саблей. В этом и проявляется фантазия и свободное творчество ребенка.

В условиях современной жизни полностью исключить такие игрушки (супергерои, куклы Барби, электронные и интерактивные игрушки и т.д.), скорее всего, невозможно, однако следует ограничить их количество. Игры детей должны быть разнообразными, иметь социально одобряемый сюжет, а не ограничиваться выполнением определенных действий-манипуляций с игрушками. Однообразие игр и сюжетов должно насторожить родителей, воспитателей и учителей. В таких случаях ребенку необходима помощь со стороны взрослых, а возможно и специалистов (психологов, психотерапевтов, психиатров).

В научной работе Е. О. Смирновой, Е. А. Аб-дулаевой и др. продемонстрировано, что дети, которые в раннем возрасте слишком много занимались по обучающим программам (чтение, письмо, счет и т.д.), в более старшем возрасте оказываются менее творческими, менее уверенными в себе и тревожными. Авторы приводят результаты исследования игровой деятельности современных дошкольников, которые показывают, что около 40% детей совершают с игрушками отдельные предметные действия. При этом важно помнить, что признаком задержки психического развития детей является несоответствие игровой деятельности возрасту. Оставшиеся 60% играют в игры, основанные на сюжетах из масс-медиа, - изображают Барби, Человека-паука, робота, персонажей телевизионных мультфильмов, - а не на сюжетах, отображающих реальные жизненные явления14.

14 Смирнова Е.О. Что значит «право на игру»? // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - №6. - С. 8-13.

Для ребенка важно разнообразие, а не количество игрушек. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так и индивидуальные игрушки. Для того чтобы игрушки служили инструментом развития ребенка, необходимо научить детей играть с ними. Как отмечает Г. А. Урунтаева, главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками15. Активное участие родителей в играх с детьми вообще благоприятно влияет на отношения в семье и на детское развитие. n

Литература

1. Абдулаева ЕА. Игры и игрушки для детей от 5 до 6 лет // Мама и малыш. - 2007. -№7. - С. 34-37.

2. Авдулова Т.П. Психология игры. - М.,

2009. - С. 30.

3. Баллон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967. - С. 58.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986.

5. Зеньковский В.В. Психология детства. -Екатеринбург, 1995.

6. Калиниченко АВ, Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М., 2004. - 112 с.

7. Конвенция о правах ребенка. - СПб,

2010.

8. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду: Пед. сочинения. - М., 1959.

9. Смирнова Е.О. Что значит «право на игру»? // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - №6. - С. 8-13.

10. Смирнова Е.О., Абдулаева ЕА. и др. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. - М., 2009. - 224 с.

11. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981. - 144 с.

12. СэйферС. Высокоразвитая игра и ее роль в развитии ребенка // Психологическая наука и образование. - 2010. - №3. - С. 48-61.

13. Урунтаева ГА. Детская психология. -М., 2006.

14. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. - М., 2010. - 194 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

16. Ядэшко В.И., Сохина ФА. Игра в детском саду. - М., 1978.

Статья поступила в редакцию 17.01.2014 г.

15 Сэйфер С. Высокоразвитая игра и ее роль в развитии ребенка // Психологическая наука и образование. - 2010. - №3. - С. 48-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.