Научная статья на тему 'Приобщение детей к восприятию различных видов искусства в процессе художественно-эстетического воспитания'

Приобщение детей к восприятию различных видов искусства в процессе художественно-эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественно-эстетическое воспитание / искусство / artistic and aesthetic education / art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епифанцева Татьяна Владимировна, Югансон Яна Викторовна

Воспитание детей с самого раннего возраста имеет множество важных граней и направлений. Мы хотим, чтобы наши дети выросли развитыми и счастливыми, а для этого необходимо привить им огромное множество ценностей и навыков. Сюда включается и способность ребенка воспринимать красоту природы и искусства, способность самостоятельно творить что-то, вести себя достойно в окружении других людей и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Епифанцева Татьяна Владимировна, Югансон Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING CHILDREN TO THE PERCEPTION OF VARIOUS ART TYPES IN THE PROCESS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION

Educational process from a very young age has many important facets and directions. We want our children to have good up-brining and to be happy in their growing up process, so we need to teach them a great many values and skills. This also includes the child’s ability to perceive the beauty of nature and art, the ability to independently create something, to behave with dignity, surrounded by other people, etc.

Текст научной работы на тему «Приобщение детей к восприятию различных видов искусства в процессе художественно-эстетического воспитания»

УДК 373.24

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ВОСПРИЯТИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Епифанцева Татьяна Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ № 496 «Золушка», воспитатель, yugyana2009@yandex.ru.

Югансон Яна Викторовна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ № 496 «Золушка», старший воспитатель, yugyana2009@yandex.ru.

Аннотация. Воспитание детей с самого раннего возраста имеет множество важных граней и направлений. Мы хотим, чтобы наши дети выросли развитыми и счастливыми, а для этого необходимо привить им огромное множество ценностей и навыков. Сюда включается и способность ребенка воспринимать красоту природы и искусства, способность самостоятельно творить что-то, вести себя достойно в окружении других людей и т.п.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, искусство.

INTRODUCING CHILDREN TO THE PERCEPTION OF VARIOUS ART TYPES IN THE PROCESS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION

Epifantseva Tatyana Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, MSPEI № 496, educator, yugyana2009@yandex.ru Yuganson Yana Viktorovna.

Russia, Novosibirsk, MSPEI № 496, senior teacher, yugyana2009@yandex.ru

Abstract. Educational process from a very young age has many important facets and directions. We want our children to have good up-brining and to be happy in their growing up process, so we need to teach them a great many values and skills. This also includes the child's ability to perceive the beauty of nature and art, the ability to independently create something, to behave with dignity, surrounded by other people, etc.

Key words: artistic and aesthetic education, art.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно -эстетическое развитие предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание образовательной области «Художественно -эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Считается, что в соответствии со своими возрастными возможностями и индивидуальными особенностями каждый ребенок должен знать сказки, песни, стихотворения; освоить танцевальные движения, овладеть конструктивными навыками, рисованием.

В этом направлении в нашем детском саду в течение многих лет ведется систематическая планомерная работа. В соответствии с Основной образовательной программой МКДОУ разработана Программа по художественно-эстетическому воспитанию, которая является по своему характеру развивающе-образовательной.

В основе разработки организации, содержания и приемов работы по данному направлению были использованы методические рекомендации ряда авторов: И.А. Лыковой [1], Т.Г. Казаковой и Г.М. Вишняковой [2], О.Л. Князевой и М.Д. Махневой [3], Н.В. Корчаловской и Г.Д. Посевиной [4],

0.А. Куревиой и Г.Е. Селезневой [5], Н.А. Курочкной [6] и других.

Цель данной программы направлена на формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления, выработки навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также выявление способности самовыражения через различные формы творчества детей, начиная с раннего возраста.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Познакомить детей с жанровым многообразием искусства.

2. Формировать навыки анализа произведений искусства через освоение средств художественной выразительности.

3. Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства.

4. Воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.

5. Способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

Содержание программы включает нравственно-эстетические и культурно-познавательные ценности окружающего мира, выраженные через художественный образ языком искусств. Обеспечивает воспитание эмоционального и осознанного отношения к изобразительному искусству, скульптуре, архитектуре, музыке, художественному слову. Ориентировано на обучение детей умения слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства. Программное содержание выступает средством, обогащающим творчество ребенка, стимулирующим потребность в самовыражении.

Программный материал строится на принципах взаимосвязи изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, литературы, музыки.

В соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями разработаны методики ознакомления детей с различными видами и жанрами искусства. Далее опишем основные направления. Живопись:

- жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая и сказочная живопись;

- виды натюрморта, пейзажа, портрета, жанровой живописи;

- виды графики. Декоративно-прикладное искусство и его виды:

- понятие декоративно-прикладного искусства, основное назначение данного направления;

- изделия из различных материалов (природного материала; дерева, глины, стали, бронзы, керамики, морских раковин, янтаря, фарфора, эмали, ткани, ниток);

- разнообразие форм и узоров (традиционных, ритуальных, гжель, хохлома);

- тематика, колористика, особенности обработки и росписи;

- резьба, ковка, выжигание, витраж, мозаика, ткачество и другие. Скульптура и ее виды:

- виды назначений скульптуры;

- монументальная, монументально-декоративная, станковая, скульптура малых форм;

- материалы для изготовления скульптур и цветовая гамма. Архитектура:

- виды архитектуры;

- история архитектуры и ее стили;

- особенности архитектуры.

Также в программе дан перечень дидактических и подвижных игр, литературных и музыкальных произведений, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе. Имеется подборка аудиозаписей, для музыкального сопровождения занятий по художественно-эстетическому развитию. Разработан план по разным видам продуктивной деятельности. Программа наполнена справочным материалом по всем разделам.

Программа реализуется через организацию различных форм образовательной деятельности:

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

2. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность, индивидуальная работа, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение).

3. Самостоятельная деятельность детей: исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений,

рисование по замыслу (со старшими детьми), рассматривание картин, иллюстраций о природе.

4. Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам.

В каждой группе создан и содержательно оформлен уголок для занятий продуктивной деятельностью, подобран разнообразный материал для рисования, лепки, аппликации, собрана подборка репродукций и иллюстраций, схем с изображением последовательности работы для создания поделок и рисования. Широко представлены предметы русских народных промыслов: хохломской, городецкой, дымковской росписи, гжели; матрешки, иллюстративный и демонстрационный материал. Это даёт детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности.

В приёмной для родителей регулярно оформляются рекомендации по художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей. Организуются сменные выставки детских работ, а также совместных работ детей и родителей.

Большая работа проводится по проектированию. Метод проекта позволяет приобщать детей к процессу познания, развивать мышление и воображение, способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков. Тематика проекта разнообразна. Представим наиболее интересные проекты:

- «Радуга цветов» - разнообразие цветовой гаммы, смешивание цветов. Презентацией проекта явилось развлечение «Петух и краски».

- «Волшебный мир живописи» - жанры живописи. Презентация - выставка «Мы юные художники» и развлечение «Помоги художнику».

- «Синеокая Гжель». Презентация - выставка.

- «Веселая Масленица». Знакомство с русскими народными праздниками и традициями. Презентация - развлечение «Веселая масленица».

- «Дымковские игрушки». Презентация - выставка в группе.

- «Натюрморт глазами детей». Презентация - выставка.

- «На выставке Дымковской игрушки» - знакомство с изделиями дымковских мастеров. Презентация - выставка детских работ, выполненных совместно с родителями.

- «Матрешки» - знакомство с историей и видами русских матрешек.

- «Весна в произведениях русских поэтов и художников» - знакомство с творчеством и произведениями русских художников и поэтов.

Особое место в развитии у детей способности к восприятию произведений искусства занимает работа по включению семьи в процесс развития интереса и желания у детей знакомиться с произведениями искусства и художественных промыслов. Для этого используются следующие приёмы:

- родительские собрания в каждой группе по художественно -эстетическому воспитанию детей;

- рекомендации на темы: «Ребенок в мире живописи», «Как привить у ребенка любовь к общению с произведениями искусства», «Природа -источник для искусства», «Игры для творческого развития ребенка»;

- организация с помощью родителей мини-галереи в группе;

- специально-организованные занятия. развлечения по художественно-эстетическому развитию;

- мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, декоративно-прикладному творчеству;

- оформление выставки совместных с родителями рисунков и работ по декоративно-прикладному творчеству;

- традиционные развлечения «Осенние ярмарки», «Колядки», «Масленица»;

- различные тематические мероприятия по художественно-эстетическому воспитанию с привлечением родителей: «Художники-иллюстраторы детских книг», «В гостях у Владимира Сутеева».

Через творчество взрослым легче наладить контакт с детьми - творческая деятельность объединяет и вызывает доверие между взрослым и ребенком. Ее результативность во многом зависит от того, как строится совместная деятельность взрослых и детей, насколько деликатно они строят общение с ними, дают им советы, делают замечания, помогают. Очень важно поощрять ребенка в его деятельности, фокусировать внимание на удавшихся моментах, одобрять и поддерживать и что особенно важно - обязательно за конкретные его успехи, вызвать чувство уверенности в своих силах, заинтересованность и повысить мотивацию к предстоящей деятельности. Ведь известно, что ни один ребенок еще не родился не творческим [11].

Дети в нашем детском саду имеют все возможности получить культурное и разностороннее воспитание, что позволяет развить у них самостоятельное мышление, собственное представление о художественных образах, целеустремленность, любовь к искусству, совершенствовать личные творческие склонности и таланты, тем самым подготовить их к новому этапу - школьному возрасту и общению в социуме.

Библиографический список.

1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Москва: Карапуз-дидактика, 2007.

- 143 с.

2. Казакова Т.Г., Вишнева Г.М. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм //Дошкольное воспитание. 1984. №6. - С. 46-49.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. - 304 с.

4. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 282 с.

5. Куревина О.А, Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: учебное пособие по курсу «Синтез искусств» для дошкольников: В 3-х. ч. Москва: Баласс, 2004. - 64 с.

6. Курочкина Н.А. О портретной живописи детям. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008. - 104 с.

7. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003. - 269 с.

8. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003. - 110 с.

9. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001. - 15 с.

10. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2000. - 189 с.

11. Одинокова Н.А., Симонова Е.А. Уроки творчества в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S11. - С. 62-68.

12. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. Москва: Просвещение, 1986. - 144 с.

13. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. Москва: Просвещение, 1992. - 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.