Научная статья на тему 'Разработка ценовой политики компании при либерализации рынка'

Разработка ценовой политики компании при либерализации рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / РЕГУЛИРУЕМАЯ КОМПАНИЯ / РЕГУЛЯТОР / MARKET / PRICE POLICY / LIBERALIZATION / REGULATED COMPANY / REGULATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагамова Марина Сергеевна, Толстых Татьяна Николаевна

В условиях либерализации рынка показано значение ценовой политики электросетевых компаний параметрам, обозначенным при переходе к Методу RAB. Доказано его эффективное внедрение при взаимодействии регулируемой компании и регулятора. Расчет долгосрочных тарифов на передачу электрической энергии произведен в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Приведен примерный перечень затрат для расчета тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMPANY PRICE POLICY AT MARKET LIBERALIZATION

At liberalization conditions of market the meaning of price policy of electric and network companies to the parameters shown at transfer to the RAB method is given. Its effective introduction at interaction of regulated company and regulator is proved. The calculation of long-term tariffs on retaking of electric energy is made according to methodological directions of tariff regulations with use of profitability invested capital method. The approximate list of expenses for tariff calculation on services of transfer and distribution of electric energy is given.

Текст научной работы на тему «Разработка ценовой политики компании при либерализации рынка»

УДК 380.13

РАЗРАБОТКА ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ ПРИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЫНКА

© Марина Сергеевна Нагамова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры финансов и кредита, e-mail: ttn58@mail.ru © Татьяна Николаевна Толстых Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор экономических наук, профессор, декан магистратуры, e-mail: ttn58@mail.ru

В условиях либерализации рынка показано значение ценовой политики электросетевых компаний параметрам, обозначенным при переходе к Методу КАВ. Доказано его эффективное внедрение при взаимодействии регулируемой компании и регулятора. Расчет долгосрочных тарифов на передачу электрической энергии произведен в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Приведен примерный перечень затрат для расчета тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии.

Ключевые слова: рынок; ценовая политика; либерализация; регулируемая компания; регулятор.

Метод доходности инвестированного капитала (Метод RAB от англ. Regulatory Asset Base - регулируемая база капитала) - это новый метод тарифного регулирования.

Мировая практика показала, что регулирование тарифов в электросетевом комплексе на основе методологии RAB имеет ряд преимуществ для электросетевых компаний и потребителей перед действующей ранее системой ценообразования «затраты плюс».

Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х гг. в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии, которая позволяет запустить процесс инвестирования без кратного роста тарифов для потребителей. Первоначально он был применен для таких отраслей, как связь и водоснабжение, а чуть позже распространен на электрические и газовые сети, порты, аэропорты и другие сферы с ограниченной конкуренцией.

Тогда государство выделило 14 сопоставимых по размерам распределительных сетевых компаний и предложило ввести данную систему. RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании существенно сократили свои издержки, что привело к постепенному снижению тарифа при одновременном увеличении инвестиций в отрасль. Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных

электрических сетей, систем водоснабжения и связи.

В середине 1990-х гг. на ЯАВ перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 г. обязал страны Восточной Европы применять ЯАВ-регулирование при установлении тарифов для монополий, и ЯАВ пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств.

В России работа над новой моделью тарифного регулирования началась в профильных ведомствах, и в первую очередь в Минэкономразвития, еще в период реформирования электросетевого комплекса страны в 2003-2005 гг. Аналогично Великобритании, в нашей стране в процессе реформирования созданы 11 сопоставимых по масштабам межрегиональных распределительных сетевых компаний. Были проведены необходимые исследования, разработаны методические рекомендации, подготовлена законодательная база, и в июне 2008 г. Владимир Путин подписал в новой редакции постановление Правительства об основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии. Работа над проектом постановления велась больше двух лет, и оно является примером внедрения передового международного опыта в российскую систему регулирования. Тогда же на государственном уровне было принято решение опробовать новый

метод тарифообразования в ряде регионов, а к 2011 г. завершить переход на ЯАВ-регу-лирование всех электросетевых компаний страны [1-3].

Первыми в России на новую методику тарифообразования с января 2009 г. перешли Астраханская, Белгородская, Липецкая, Ростовская, Рязанская, Тверская, Тульская и Курганская области, а также Пермский край.

Проблематика тарифного регулирования энергетики в регионах была и остается одной из наиболее актуальных сфер государственного управления. Это связано с жизнеобеспечивающим характером энергетики, когда объективно требуется первоочередное внимание к гарантированному и доступному энергообеспечению населения и экономики регионов. Но сегодня ее актуальность также связана и с тем, что традиционная тарифная политика уже не соответствует современным задачам развития и территорий, и самой энергетики.

Вообще, тарифная политика не является самостоятельной областью государственного управления - она, скорее, инструмент социально-экономической политики государства. Соответственно, направленность тарифной политики определяется целями и приоритетами государства в каждый временной отрезок.

Традиционная тарифная политика возникла в условиях структурного кризиса экономики и бюджетного дефицита 90-х гг. XX в., когда задачей государства было смягчение последствий экономического спада для населения и бюджетного сектора. Целью политики стали минимизация выручки энергоснабжающих организаций и перераспределение тарифной нагрузки с населения и бюджета на устойчивую часть коммерческого сектора. При этом тарифное регулирование сводилось к жонглированию тарифными ставками (перекрестное субсидирование) и проверке заявляемых компанией затрат для выявления резервов и излишков. Формально основным методом регулирования являлось согласование компанией т. н. «экономически обоснованных затрат». Однако, фактически, суть процедуры - в достижении компромисса относительно достаточного для поддержания деятельности компании размера валовой выручки. Постепенно сложились общеизвестные методы согласования позиций: регулируемая организация завышает ряд трудно

проверяемых параметров (стоимость топлива, расходы на ремонт) и манипулирует показателями полезного отпуска, а регулятор сокращает ниже объективно требуемой величины значения «рискованных» статей. В итоге, регулятор и компания вынужденно приходят к более-менее приемлемому для обеих сторон результату. Соответственно, такая категория как прибыль в тарифном регулировании присутствовала номинально. Фактически же имело место планирование в составе тарифа «расходов из прибыли», которые регулируются как затраты, относимые на себестоимость. В случае необходимости инвестиций, превышающих амортизационную составляющую тарифа, энергоснабжающей организации устанавливают инвестиционную надбавку к тарифу. Таким образом, несмотря на формально жесткую регламентацию тарифообразования, тарифы оставались непредсказуемыми не только для потребителей, но и для компаний. При продолжительном применении традиционная тарифная политика приводила к обратному по отношению к главной задаче регулирования результату:

- затратный подход к регулированию тарифов неизбежно формирует у энергоснабжающих организаций заинтересованность в увеличении издержек;

- некоммерческий характер инвестиций оказывает негативное влияние на качество инвестиционного процесса - в большинстве случаев средства тратятся без достаточного экономического обоснования, в итоге использование ограниченного инвестиционного ресурса приводит не к снижению издержек, а к дальнейшему росту текущих расходов энергосистем и необходимости еще большего повышения тарифов.

Политические риски, отсутствие долгосрочных правил регулирования тарифов, ориентация регулирования на уровень текущих затрат не позволяют энергоснабжающей организации рассчитывать на какие-либо иные источники инвестиций кроме бюджетных средств или повышения тарифов для потребителей. Сегодня оба эти источника становятся все более проблематичными для финансирования инвестиций в электроэнергетику.

Новая государственная экономическая политика имеет приоритетами содействие экономическому росту и проведение структурных реформ. Традиционное же тарифное

регулирование не поддерживает эти приоритеты, поскольку не способствует снижению энергоемкости ВВП, провоцирует рост тарифов и препятствует модернизации энергетического сектора. Оно может иметь только краткосрочный характер и противоречит попыткам формирования долгосрочных стратегий развития территорий, инициируемых как федеральным центром, так и отдельными субъектами.

Происходят изменения и в структуре самой энергетики как регулируемого сектора. Проникновение на рынки энергоснабжения и коммунальных услуг частных операторов, которое началось в большинстве регионов РФ. Целью реформы является не монополизация энергетики, а, напротив, создание предпосылок ее модернизации и развития, в т. ч. и путем привлечения частных инвесторов и операторов. Перспективы развития региональных экономик создают новые рамки деятельности, ставят новые требования перед этими энергосистемами. Возникают новые проекты, связанные с диверсификацией источников энергоснабжения, топливной корзины, развитием возобновляемых источников энергии.

Все это повышает актуальность поиска конструктивной альтернативы традиционному методу регулирования «затраты плюс», причем не только в таких видах деятельности, как передача и распределение энергии, но и в генерации, и в сбыте. Необходим принципиальный отказ от традиционной тарифной политики, искажающей рыночные сигналы, снижающей стимулы компаний к эффективному ведению хозяйственной деятельности, ограничивающей им доступ к инвестиционным ресурсам. Эти обстоятельства требуют радикального пересмотра подходов к тарифному регулированию и задают контуры принципиально новой модели тарифной политики. Поэтому нельзя решить задачу повышения энергоэффективности, устанавливая некие тарифы на основании политических компромиссов или метода проб и ошибок. Эффективная тарифная политика - результат анализа проблемы и поиска возможных решений, она должна строиться на более надежной методической основе, чтобы посылать правильные импульсы, способные стимулировать вложение инвестиций в энергосбережение, в оптимизацию потребления ре-

сурсов, в обновление энергоснабжающей инфраструктуры.

Одной из главных идей реформирования электроэнергетики является переход на тарифообразование, позволяющее компаниям получать экономически обоснованную прибыль и привлекать инвестиции для развития. Транспортировка электроэнергии до последнего времени не представляла интереса для инвесторов в связи с отсутствием у сетевых компаний серьезной прибыли и адекватной отдачи на инвестированный капитал, что определялось традиционным механизмом формирования тарифа. О необходимости изменения системы тарифообразования говорилось давно, но фактические меры начали приниматься только в 2008 г., когда появилась правовая основа для реализации новой тарифной политики.

В условиях либерализации рынка главная и принципиальная новизна метода в том, что он гарантирует регулируемой компании получение прибыли, адекватной стоимости ее активов, и превращает ее в полноценный бизнес.

Метод доходности инвестированного капитала был обозначен как принципиальная основа тарифного регулирования тех видов деятельности, где сохраняется нерыночное ценообразование. Новизна данного подхода состоит в приоритете долгосрочных целей комплексного развития и самой инфраструктуры (регулируемой данными тарифами -регулируемой организации и регулятора), и потребителей (населения и бизнеса), и инвесторов.

Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала (ЯАВ) разработаны в соответствии с нормативными документами [4].

Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (регулирующие органы), а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики (за исключением деятельности по производству тепловой энергии в режиме

комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (регулируемые организации) для расчета тарифов методом доходности инвестированного капитала.

Методические указания определяют порядок формирования необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету при установлении тарифов, и включают в себя правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета и правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов.

Расчет тарифов осуществляется исходя из указанной необходимой валовой выручки, установленной согласно методическим указаниям в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов для соответствующего вида деятельности.

В отношении услуг по передаче электрической энергии расчет тарифа производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.

Тарифы по методу доходности инвестированного капитала ЯАВ устанавливаются на долгосрочный период регулирования (долгосрочные тарифы) отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. В течение долгосрочного периода регулирования ежегодно тарифы, установленные на очередной финансовый год, корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.

При расчете тарифов методом доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов, определяется в следующей последовательности [4].

Перед началом долгосрочного периода регулирования устанавливаются долгосрочные параметры регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются и к которым относятся:

1) базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

2) индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

3) размер инвестированного капитала, устанавливаемый регулирующими органами при переходе к регулированию тарифов регулируемой организации с применением метода доходности инвестированного капитала по результатам независимой оценки активов регулируемой организации;

4) чистый оборотный капитал, устанавливаемый регулирующими органами в процентах от необходимой валовой выручки регулируемой организации;

5) норма доходности инвестированного капитала, устанавливаемая Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность)), включая норму доходности на капитал, инвестированный до перехода к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала;

6) срок возврата инвестированного капитала, определяемый Методическими указаниями;

7) максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями;

8) коэффициент эластичности расходов по количеству активов, определяемый Методическими указаниями;

9) норматив потерь электрической энергии, устанавливаемый уполномоченным органом регулирования.

Перед началом долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов:

1) индекс потребительских цен, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития, утверждаемый Министерством экономического развития Российской Федерации;

2) количество активов (в отношении услуг по передаче электрической энергии - условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности), определяемое регулирующими органами;

3) расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (не-

подконтрольные расходы), определяемые регулирующими органами;

4) расходы, предусмотренные согласованной в установленном порядке инвестиционной программой организации, за исключением расходов, финансируемых за счет платы за технологическое присоединение;

5) полезный отпуск электрической энергии и заявленная мощность потребителей услуг, определяемые регулирующими органами;

6) стоимость (цена покупки) потерь электрической энергии, определяемая регулирующими органами;

7) изменение необходимой валовой выручки, производимое в целях сглаживания тарифов, определяемое Методическими указаниями.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также с учетом корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов. При осуществлении корректировки также учитываются:

1) изменение доходности долгосрочных государственных обязательств;

2) изменение состава активов регулируемой организации, произошедшее, в т. ч., в результате покупки или продажи активов;

3) результаты исполнения инвестиционных программ.

Все это позволяет говорить о том, что в условиях либерализации рынка разработка ценовой политики компании по всем перечисленным параметрам, обозначенным при переходе к Методу ЯАВ, оказывает решающее значение для его эффективного внедрения [5, 6] при контроле со стороны регулятора.

1. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: федеральный закон от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Об электроэнергетике: федеральный закон от

26.03.2003 г. № 35-фЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии: постановление Правительства Российской Федерации от

26.02.2004 г. № 109. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала: приказ ФСТ России от 26.06.2008 г. № 231-э. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. Нагамова М. С. Основы ценообразования в отношении электрической энергии в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. Вып. 1-2.

6. Нагамова М.С., Толстых Т.Н. К расчету тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии в интегрированных образованиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. Вып. 1-2.

Поступила в редакцию 21.03.2011 г

UDC 380.13

DEVELOPMENT OF COMPANY PRICE POLICY AT MARKET LIBERALIZATION

Marina Sergeyevna Nagamova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Finances and Credit Department, e-mail: ttn58@mail.ru

Tatyana Nikolayevna Tolstykh, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Economics, Professor, Dean of Master’s Degree Programme, e-mail: ttn58@mail.ru

At liberalization conditions of market the meaning of price policy of electric and network companies to the parameters shown at transfer to the RAB method is given. Its effective introduction at interaction of regulated company and regulator is proved. The calculation of long-term tariffs on retaking of electric energy is made according to methodological directions of tariff regulations with use of profitability invested capital method. The approximate list of expenses for tariff calculation on services of transfer and distribution of electric energy is given.

Key words: market; price policy; liberalization; regulated company; regulator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.