СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
М. С. НАГАМОВА
Рассмотрено изменение условий государственного регулирования в сфере электроэнергетики. Предложена технология формирования стратегии электросетевой компании с учетом долгосрочных параметров регулирования. Определены направления стратегического планирования в электросетевой компании в условиях изменения государственного регулирования.
Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, реформирование электроэнергетики, инвестиции, необходимая валовая выручка.
Электроэнергетика представляет собой стратегический ресурс развития национальной экономики. Использование инструментов стратегического планирования в электросетевой компании как предпринимательской структуры рассматривается нами в рамках внутреннего источника развития компании при долгосрочных параметрах государственного регулирования с учетом тенденций развития электроэнергетики.
Основой определения тенденций развития в сфере электроэнергетики является сложившаяся на сегодня ситуация в этой сфере, Прогноз социально-экономического развития России на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. [5], а также Энергетическая стратегия России до 2030 г. [6].
Стратегия базируется как на оценке опыта реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 г., так и на анализе существующих тенденций и новых системных вызовов развитию энергетики, учитывает возможные колебания внешних и внутренних условий экономического развития России.
Главный внутренний вызов заключается в необходимости выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках предусмотренного Концепцией перехода на инновационный путь развития экономики.
Главный внешний вызов заключается в необходимости преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы.
Определены этапы реализации государственной энергетической политики.
Временные рамки первого этапа Энергетической стратегии ориентировочно определены 2013-2015 гг.
Первый этап - это этап выхода из кризиса и формирования основ новой экономики. В соответствии с этим главной задачей является скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике с целью достижения устойчивых темпов экономического и энергетического развития, предусмотренных Концепцией, а также использования открываемых в период кризиса возможностей для качественного обновления и модернизации российского топливно-энергетического комплекса.
Второй этап Энергетической стратегии - это этап перехода к инновационному развитию и формирования инфраструктуры новой экономики. В соответствии с этим доминантой второго этапа будет общее повышение энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса и экономике в целом как результат проведенных на первом этапе мероприятий по модернизации основных производственных фондов и соответствующих нормативно-правовых и институциональных преобразований.
Период определен до 2020-2022 гг.
Третий этап - это этап развития инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых неуглеводородных источников энергии и технологий ее получения.
Срок окончания третьего этапа - 2030 г.
Нынешний период, т. е. до 2013 г. - период создания платформы для перехода на этапы инновационного развития.
В этих условиях предусматривается изменение государственного регулирования в сфере электроэнергетики. Роль государственного участия в развитии энергетического сектора заключается в регулировании и обеспечении благоприятной экономической среды, устойчивой институциональной среды для эффективного функционирования энергетического сектора.
Поэтому уже сейчас необходимо заложить основы перспективной стратегии развития распределительных электросетевых компаний (РЭСК) с использованием инструментов стратегического планирования и прогнозирования деятельности в сфере инфраструктурной электроэнергетики. Необходимо, прежде всего, привлечь внимание инвесторов для вложения инвестиций именно в эту сферу экономики.
Инфраструктурная электроэнергетика никогда не привлекала внимания инвесторов из-за существующей системы тарифообразования на услуги и производство электроэнергии «затраты +». При этой системе ценообразования в тариф закладывается лишь амортизационная составляющая ОПФ электросетевой компании.
Поэтому, одной из мер по созданию благоприятной экономической среды для развития электроэнергетической отрасли при осуществлении стратегического планирования деятельности электросетевой компании является учет долгосрочных параметров государственного регулирования: совершенствование государственного ценового (тарифного) регулирования в сфере естественных монополий, учитывающего объективный рост издержек добычи, производства, транспортировки, передачи и распределения энергоносителей на внутреннем рынке через сетевые распределительные компании.
Накопленный положительный мировой опыт в этой сфере позволяет совершенствовать государственное тарифное (ценовое) регулирование через проведение реформы в сфере электроэнергетики, касающейся и распределительных электросетевых компаний - переход на долгосрочные параметры тарифного регулирования, в том числе на метод доходности на инвестированный капитал (ЯАВ-метод, ЯАВ-регулирование). Этот метод ценообразования признан одним из лучших в мире для энергетической отрасли.
Именно реформирование инфраструктурной электроэнергетики в условиях изменения государственного регулирования (с учетом долгосрочных параметров государственного регулирования) позволяет создать прочную основу для перехода электроэнергетики на развитую национальную систему в сфере электроэнергетики.
Поэтому развитие инфраструктурной электроэнергетики является одним из главных приоритетов энергетической стратегии.
Особое значение при этом придается Программе минимизации негативных социальноэкономических последствий общего роста цен на энергоресурсы, в том числе, через введение долгосрочных параметров тарифного регулирования энергетической инфраструктуры.
Сама по себе государственная тарифная политика не является самостоятельной областью государственного управления. Она лишь инструмент социально-экономической политики государства. Поэтому направленность тарифной политики как раз и определяется целями и приоритетами государства в конкретный период [2].
Главной составляющей при формировании стратегии электросетевой компании является стратегическое планирование необходимой валовой выручки, которая определяется согласно методическим указаниям.
Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала (ЯАВ) определяют порядок формирования необходимой валовой выручки ((НВВ), принимаемой к расчету при установлении тарифов [2], и включают расчет таких долгосрочных параметров регулирования, используемых при стратегическом планировании, как:
- нормы доходности на инвестированный капитал;
- правила определения стоимости активов РЭСК;
- правила определения размера инвестированного капитала;
- правила ведения их в бухгалтерском балансе;
- определение долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов.
Расчет тарифов по методике ЯАВ осуществляется исходя из необходимой валовой выручки [3].
Относительно услуг по передаче электрической энергии расчет тарифа производится согласно [1] по расчету цен на электроэнергию и регулируемых тарифов на розничном (потребительском) рынке.
Тарифы по методу ЯАВ устанавливаются на долгосрочный период регулирования (долгосрочные тарифы), причем, отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. В течение
этого долгосрочного периода регулирования каждый год тарифы, установленные на очередной финансовый год, корректируются согласно Методическим указаниям.
Технология стратегического планирования в электросетевой компании в условиях изменения государственного регулирования сферы электроэнергетики состоит в следующем.
1. Перед началом периода регулирования (долгосрочного) устанавливаются долгосрочные параметры регулирования. Установленные параметры в течение этого периода регулирования не меняются. К ним относятся:
1) базовый уровень операционных расходов, который устанавливается регулятором (регулирующим органам);
2) индекс эффективности операционных расходов, который устанавливается регулятором;
3) размер инвестированного капитала, который устанавливается регулятором при переходе к регулированию тарифов РЭСК с применением метода ЯЛВ по результатам независимой оценки активов РЭСК;
4) чистый оборотный капитал, который устанавливается регулятором в процентах от НВВ РЭСК;
5) норма доходности инвестированного капитала, которая устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ) по согласованию с Минэкономразвития РФ (органами исполнительной власти субъектов РФ);
6) срок возврата инвестированного капитала, который определяется согласно Методическим указаниям;
7) максимальная возможная корректировка НВВ, которая производится с учетом достижения необходимого уровня надежности и качества услуг, которая рассчитывается согласно Методическим указаниям;
8) коэффициент эластичности расходов по количеству активов, который рассчитывается согласно Методическим указаниям;
9) норматив потерь электроэнергии, который устанавливается регулятором.
2. До начала долгосрочного периода регулирования должны быть определены планируемые значения параметров для расчета тарифов:
1) индекс потребительских цен согласно прогноза социально-экономического развития, который утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации;
2) количество активов, определяемое регулятором (в отношении услуг по передаче электроэнергии - условных единиц);
3) расходы, включаемые в НВВ в фактическом объеме (неподконтрольные расходы), которые определяются регулятором;
4) расходы, предусмотренные инвестиционной программой РЭСК, за исключением расходов, которые финансируются за счет платы за техпри-соединение (технологическое присоединение);
5) полезный отпуск электроэнергии и заявленная мощность потребителей услуг, которые определяются регулятором;
6) стоимость (цена покупки) потерь электроэнергии, которая определяется регулятором;
7) изменение НВВ, которое производится с целью сглаживания тарифов, определяемое Методическими указаниями.
3. Регулятор на основе долгосрочных параметров регулирования и значений параметров расчета тарифов (планируемых), которые определяются на долгосрочный период регулирования, рассчитывает НВВ РЭСК на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
4. Регулятор в течение долгосрочного периода регулирования ежегодно производит корректировку НВВ, которая была установлена на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от запланированных значений параметров расчета тарифов. Кроме того, учитываются корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов. Также при осуществлении корректировки необходимо учитывать:
1) изменение доходности долгосрочных государственных обязательств;
2) изменение состава активов РЭСК, которое произошло, в том числе, в результате покупки (продажи) активов РЭСК;
3) результаты выполнения инвестиционных программ.
5. Для определения сферы стратегического планирования деятельности РЭСК при формировании стратегии компании при введенном государством методе тарифообразования (ЯАВ) необходимо четкое, глубокое понимание экономического смысла параметров Метода ЯАВ.
Главным параметром нового метода тарифообразования, определяющим доход РЭСК и регулируемый тариф, является НВВ, которая рассчитывается как сумма производственных расходов РЭСК, дохода на инвестированный капитал, величины возврата инвестированного капитала.
6. Стратегическое планирование НВВ.
Формирование необходимой валовой выручки в условиях изменения государственного регулирования основано на известном принципе. Со-
гласно ему, инвестор имеет право на вложенный инвестированный капитал получить доход, который соответствует процентной норме (эта норма признается участниками рынка справедливой). Инвестор также имеет право возвратить весь инвестированный капитал к окончанию инвестиционного периода [3].
При проекции этого принципа на годовой период с учетом убывания инвестированного капитала во времени, становится ясно, что инвестор в конце года вернет не весь инвестированный в начале года капитал, а лишь капитал, который оказался сниженным на величину годовой потери. То есть, в течение в конце года величина капитала и уменьшенная на годовую потерю величина капитала может быть вновь реинвестирована в РЭСК в
начале следующего года. Весь процесс повторится. Разница состоит лишь в том, что доход на инвестированный в начале второго года капитал снизится согласно снижения величины капитала, реинвестированного в начале этого года.
Таким образом, в ежегодном доходе инвестора две составляющие: ежегодный фиксированный возврат капитала, который возмещает инвестору ежегодную равномерную потерю стоимости инвестированного капитала, а также ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся реинвестированный капитал [4].
Схематично это показано на рисунке 1 (для упрощения не показан возврат в конце каждого года реинвестируемого на следующий год капитала).
Рис. 1. Ежегодный доход согласно Метода КЛВ [8]
Математический аппарат Метода КАВ является достаточно сложным инструментом. Поэтому важное значение имеет корректное определение ключевых параметров Метода [8].
Важно, что для формирования ставки на содержание сетей, определяющей результаты деятельности электросетевой компании, ключевыми являются следующие 4 параметра:
1. размер «старого» инвестированного капитала;
2. программа производства новых инвестиций в реновацию и модернизацию основных средств компании;
3. прогноз полезного отпуска электроэнергии (потребления электроэнергии);
4. подконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку (операционные расходы).
Применение этого метода предполагает расширенное обновление ОПФ в ближайшей перспективе. Предполагается значительная доля заемных средств.
Для того, чтобы инвестиционные программы РЭСК стали механизмом финансирования развития РЭСК, они должны являться бизнес-планом подобного развития.
Инвестиции в ОПФ компании должны обеспечить базу для воспроизводства дохода РЭСК. Но сам этот доход является достаточным для формирования первичных источников финанси-
рования инвестиционных проектов развития и обновления сетевой инфраструктуры. Это связано с тем, что по экономическому смыслу получаемые РЭСК доходы являются отдачей на инвестированный капитал. Они позволяют компенсировать начальные инвестиции в течение ряда лет (рис. 2).
Так как существующая ранее система тарифного регулирования не была направлена на обеспечение РЭСК необходимой прибылью, первичное финансирование не может быть обеспе-
чено только за счет собственных средств. Выходом является привлечение банковских кредитов и частных инвестиций. Однако, для принятия кредитного (инвестиционного) решения и кредиторам и инвесторам нужна ясная картина обеспечения коммерческой эффективности инвестиционного проекта развития сетевой инфраструктуры. То есть, необходим бизнес-план инвестиционного проекта, который является стандартным документом при принятии подобных решений [7; 8].
Рис. 2. Организация первичного финансирования
РЭСК, ответственным за первичное финансирование сетевой инфраструктуры, необходимо к тому, чтобы в основе развития сетевой инфраструктуры была заложена коммерческая эффективность инвестиций и подготовка бизнес-плана входит в интересы РЭСК.
Необходим также эффективный механизм мониторинга выполнения инвестиционных программ сетевых компаний. При этом мониторинг:
1) включает сбор и анализ информации по выполнению показателей, которые установлены инвестиционными программами РЭСК;
2) осуществляется согласно методике, которая содержит перечень экономических и иных показателей для анализа информации о выполнении инвестпрограммы;
3) проводится для своевременного принятия управленческих решений, которые предполагают корректировку выполнения инвестиционных программ при отклонении ее результирующих параметров от заданных. Это необходимо для того, чтобы сохранить приемлемую эффективность выполнения инвестиционных программ.
Литература
1. Метод КАВ в теплоснабжении - сюрпризы и задачи // Новости теплоснабжения. 2009. № 6.
2. Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала: приказ ФСТ России от 26.06.2008 № 231-э. URL: http://www.garant.ru
3. Нагамова М. С. К расчету тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии в
интегрированных образованиях // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. Вып. 2.
4. Нагамова М. С. Основы ценообразования в отношении электрической энергии в Российской Федерации // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. Вып. 1.
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: распоряжение Минэкономразвития РФ. URL: http://www.garant.ru
6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р. URL: http://www.garant.ru
7. URL: http://www.energosovet.ru.
8. URL: http://www.mrsk-ural.ru.
* * *
STRATEGIC PLANNING IN THE ELECTRONETWORK COMPANIES IN THE CONDITIONS OF STATE REGULATION CHANGE
M. S. Nagamova
Change of conditions of state regulation in electric power industry sphere is considered. The technology of formation of strategy of the electro network company taking into account longterm parameters of regulation is offered. Directions of strategic planning in the electro network company in the conditions of state regulation change are defined.
Key words: strategic planning, strategy, reforming of electric power industry, the investment, a necessary total gain.