ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ: ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ И МЕТОДЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
М. С. НАГАМОВА
Показаны различные методы регулирования тарифов на электроэнергию. Рассмотрены параметры перехода на RAB-регулирование. Обосновано применение метода доходности инвестированного капитала в современных условиях и приведены его преимущества.
Ключевые слова: ценообразование, тарифы, метод доходности инвестированного капитала, интегрированные сетевые компании.
Как известно, «тарифы» - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
При регулировании тарифов применяются различные методы регулирования [3; 2], в том числе:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод доходности инвестированного капитала (ЯАВ-регулирование);
3) метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования осуществляет регулируемая организация в момент подачи соответствующего заявления.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности:
- на оплату услуг, оказываемых организациями;
- на сырье и материалы;
- на ремонт основных средств;
- на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
- на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
- прочие расходы.
Расчетный годовой объем услуг по передаче электрической энергии определяется, исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ (далее - сводный баланс).
Рассмотрим параметры перехода к ЯАВ-регу-лированию, предлагаемые регулятором:
1. Изменение в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» (ПП РФ от 31.05.2010 № 376), предусматривающее сглаживание не более 12 %.
2. Требование ФСТ России по проекту прогноза Социально-экономического развития РФ на 2011-2013 гг., предусматривающее рост конечного тарифа на электроэнергию на 13-15 % и коэффициент переоценки базы капитала ЯАВ 1,3-1,5 (в среднем по стране).
Существующие неэффективные параметры ЯАВ и, как следствие, невозможность привлечения инвестиций не позволяют исполнить данные условия.
Обоснуем перспективы перехода на ЯАВ-регу-лирование в интегрированных сбытовых компаниях (филиалах ДЗО ОАО «Холдинг МРСК»).
Интерес представляет сравнение метода ЯАВ-регулирования и метода Долгосрочной индексации.
Необходимая валовая выручка при ЯАВ-регу-лировании:
- операционные затраты (OPEX);
- возврат инвестированного капитала;
- доход на инвестированный капитал.
Необходимая валовая выручка при Долгосрочной индексации:
- операционные затраты (OPEX);
- амортизация;
- прибыль на развитие.
Формирование операционных затрат (OPEX) идентично. Однако, законодательно закреплено, что при RAB-регулировании экономия OPEX сохраняется в течение периода регулирования.
При отсутствии утвержденной методологии Долгосрочной индексации тарифов регулирование возможно исключительно методом RAB-регу-лирования.
При переходе на RAB-регулирование возникают типовые проблемы и потенциальные пути их решения:
1. Совокупный объем инвестиционной программы меньше или равен объему амортизации. Решение - интегрированная компания может регулироваться по идексному методу [1].
2. При сглаживании более 12 % НВВ. Решение - применение данного ограничения к общей «Котловой» НВВ.
3. Коэффициент переоценки больше 1,3-1,5 (в целом по стране). Решение - необходим учет проведенной независимой оценки активов компании (индивидуально к каждому РСК (региональной сетевой компании - филиалу интегрированной сетевой компании).
4. Нормативная структура капитала: собственный 70 %, заемный 30 %. Решение - пороговое значение объема заемных средств - 3,5 EBITDA, что делает реализацию данного показателя некорректным.
Главная проблема распределительного сетевого комплекса - изношенность основных фондов. Показатели износа превышают аналогичные показатели для магистральных сетей России (ФСК) и аналогов в развивающихся странах. Распределительные сети исторически развивались по остаточному принципу, что и обусловило их текущее отставание в плане модернизации основных средств.
Странами с малоизношенным сетевым оборудованием являются Чили (27 %), Аргентина (34 %), Филиппины (34 %). В России изношенность оборудования ФСК, ОАО «Холдинг МРСК» значительно выше.
В результате выполнения генсхемы до 2020 г. износ оборудования в ФСК и сетях МРСК уменьшится.
Система тарифного регулирования влияет на уровень износа оборудования и потерь в сетях.
Методология по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг является неотъемлемой частью тарифного регулирования методом RAB.
Цель методических указаний - определение оценки работы интегрированного сетевого предприятия за определенный период путем расчета значений показателей.
Индикатором качества оказываемых услуг, формирующих значение показателя уровня качества оказываемых услуг, являются информативность, исполнительность и результативность.
Кроме того, RAB-регулирование является инструментом политики энергосбережения и энер-гоэффе ктивности:
- создание экономических стимулов для повышения уровня надежности и качества обслуживания потребителей;
- переход от административных к экономическим методам стимулирования эффективности МРСК;
- создание условий для привлечения частного капитала в распределительный электросетевой комплекс (снижение износа и повышение энергоэффективности МРСК через модернизацию и реконструкцию электросетей; развитие электросетевой инфраструктуры и устранение инфраструктурных ограничений развития экономики);
- создание равных условий оценки эффективности компаний распределительного сетевого комплекса путем введения методологии Benchmarking (бенчмаркинг).
Из этого следует, что RAB-регулирование это не только рост тарифа, но и соответствующее ему повышение качества и уровня надежности энергоснабжения, инструмент обеспечения политики энергосбережения и энергоэффективности.
Поэтому мы считаем, что для интегрированных компаний, оформленных в виде холдинга (например, ОАО «Холдинг МРСК»), в текущих экономических условиях единственным методом тарифного регулирования, способным обеспечить приемлемый рост тарифа на передачу электроэнергии, при достаточном росте НВВ является RAB -регулирование.
Поэтому необходимы определенные мероприятия:
- внесение изменений в основы ценообразования в части установления показателей надежности и качества оказываемых услуг;
- разработка методических указаний по расчету и применению: уровня надежности и ка-
чества услуг, реализуемых территориальными сетевыми организациями; понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов показателям надежности и качества реализуемых товаров (услуг);
- внесение изменений в нормативно-правовые акты в части установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций, за исключением применения метода доходности инвестированного капитала;
- утверждение плана-графика перехода к долгосрочному тарифному регулированию.
Для целей реализации ЯАВ-регулирования в интегрированных холдинговых компаниях необходимы следующие работы:
- расчет размера инвестированного капитала на предстоящий год;
- разработка проектов долгосрочных инвестиционных программ на 2011-2015 гг.;
- предварительный расчет тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2011-2015 гг.;
- расчет технических и технологических потерь электрической энергии в распределительных сетях.
Целесообразностью внедрения ЯАВ-регули-рования диктуется анализом текущей ситуации, когда, с одной стороны, долгосрочный прогноз роста тарифов является социально-ориентированным, с другой - растут затраты на услуги ОАО «ФСК ЕЭС» на период 2010-2012 гг. Это создает невозможность компаний Холдинга реализовать обязательства перед регулирующими органами в части исполнения инвестиционных программ. Поэтому долгосрочное тарифное регулирование методом ЯАВ в рамках исполнения обязательств в части исполнения инвестиционных программ способно нивелировать риск субъективности государственного регулирования (сглаживания).
Расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Инвестиционные программы (проекты) должны содержать перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источники финансирования капитальных вложений, а также расчет срока окупаемости капитальных вложений.
Преимуществами RAB-регулирования являются:
- стабильность экономического и бюджетного планирования регионов;
- взаимосвязь цены и качества оказываемых услуг по передаче и электроснабжению;
- высвобождение средств от возврата и дохода на старый капитал для погашения кредиторской задолженности;
- привлекательность для инвесторов, связанная с прозрачностью и гарантированностью условий возврата и дохода на новый инвестированный капитал.
Механизм формирования тарифной выручки при ЯАВ-регулировании выглядит следующим образом:
1. Формируется регулируемая база капитала: первоначальная база инвестированного капитала (устанавливается на основе анализа стоимости основных средств, физического износа и инвестиционных потребностей компании), новые инвестиции (в соответствии с согласованной инвестиционной программой). При этом предусмотрены: ставка доходности на новый капитал 12 %, ставка доходности на старый капитал 6-9-12 %, возврат капитала 35 лет.
2. Формируется необходимая валовая выручка: возврат инвестированного капитала, доход на инвестированный капитал, операционные расходы (собственные расходы и неподконтрольные расходы). Собственные расходы устанавливаются на долгосрочный период (3-5 лет), снижаются с темпом, установленным регулятором, ежегодно индексируются.
Занижение базы инвестированного капитала происходит, если база инвестированного капитала (стоимость капитала) соответствует стандартам оценочной деятельности, и если активы, учитываемые при тарифном регулировании в «затраты +», не отражают рыночной ситуации (ввиду ощутимого роста тарифа переход к учету рыночной стоимости активов чрезвычайно болезнен).
Поэтому необходимо обеспечить баланс интересов сетевой компании по учету реальной стоимости активов и интересов потребителей.
Также следует остановиться на ограничении объема сглаживания в 12 %. Изменения в ПП РФ № 109 ограничивает механизм «Сглаживания». «Сглаживание», ограниченное в рамках фиксированного «коридора» будет способствовать невозможности приведения прироста тарифа на передачу э/э к экономически и политически сбалансированному уровню.
Таким образом, ввод метода ЯАВ-регулиро-вания сопровождается притоком дополнительных инвестиций, что является стимулирующим фактором развития субъектов. Переход на ЯАВ-регулирование позволяет снизить нагрузку в та-
рифе, так как она распределяется в долгосрочном периоде на 35 лет. Вследствие этого замедляется темп роста тарифов, а распределительные сетевые компании могут поэтапно решать проблему износа сетей, повышать качество и надежность электроснабжения, а также реализовывать социально-экономические проекты в российских регионах [1].
Новая система тарифного регулирования необходима, в первую очередь, для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифа на услуги сетевых компаний. ЯЛВ-регулирование позволит компаниям уже сегодня привлечь капитал в необходимом объеме, а потребителю - оплачивать его не одномоментно (в течение текущего года) как было до сих пор, а в течение длительного периода. Эти условия чрезвычайно выгодны потребителю, так как сам он не имеет возможности привлечь капитал на таких условиях по стоимости и долгосрочности, на каких может это сделать регулируемая государством монополия.
В конечном итоге от внедрения метода доходности инвестированного капитала выиграют потребители Тамбовской области: программа строительства новых и расширения действующих электросетевых объектов будет пересмотрена в сторону увеличения, что, несомненно, повлияет на повышение качества услуг по технологическому присоединению и передаче электроэнергии.
Переход на RAB позволит избежать вопросов дефицита мощности.
Литература
1. Нагамова М. С., Богомолова Е.В. Методика формирования цены на металлопродукцию // Вестн. Тамб. ун-та Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 8 (64).
2. Толстых М. С., Богомолова Е. В. Вопросы формирования цены на металлопродукцию // Современные проблемы и перспективы развития дотационных регионов: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 8-10 апр. 2008 г. Тамбов, 2008.
3. Толстых М. С., Мерзликина О. В. Научно-теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии и тактики организаций // Вестн. Тамб. ун-та Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1 (57).
* * *
PRICING POLICY OF INTEGRATED POWER COMPANIES: PRICING STRATEGIES AND METHODS OF ITS REALIZATION
M. S. Nagamova
In this article, the different methods of regulation on the electricity prices are reported. The transition parameters on the RAB-regulation are described. The application of profitability method of vested capital in modern conditions is determined. The advantages of its method are given.
Key words: pricing, rates, profitability method of vested capital, integrated power companies.