Научная статья на тему 'Ценовая политика интегрированных сетевых компаний: ценовые стратегии и методы их реализации'

Ценовая политика интегрированных сетевых компаний: ценовые стратегии и методы их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ТАРИФЫ / МЕТОД ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СЕТЕВЫЕ КОМПАНИИ / PRICING / RATES / PROFITABILITY METHOD OF VESTED CAPITAL / INTEGRATED POWER COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагамова М. С.

Показаны различные методы регулирования тарифов на электроэнергию. Рассмотрены параметры перехода на RAB-регулирование. Обосновано применение метода доходности инвестированного капитала в современных условиях и приведены его преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING POLICY OF INTEGRATED POWER COMPANIES: PRICING STRATEGIES AND METHODS OF ITS REALIZATION

In this article, the different methods of regulation on the electricity prices are reported. The transition parameters on the RAB-regulation are described. The application of profitability method of vested capital in modern conditions is determined. The advantages of its method are given.

Текст научной работы на тему «Ценовая политика интегрированных сетевых компаний: ценовые стратегии и методы их реализации»

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ: ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ И МЕТОДЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

М. С. НАГАМОВА

Показаны различные методы регулирования тарифов на электроэнергию. Рассмотрены параметры перехода на RAB-регулирование. Обосновано применение метода доходности инвестированного капитала в современных условиях и приведены его преимущества.

Ключевые слова: ценообразование, тарифы, метод доходности инвестированного капитала, интегрированные сетевые компании.

Как известно, «тарифы» - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

При регулировании тарифов применяются различные методы регулирования [3; 2], в том числе:

1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);

2) метод доходности инвестированного капитала (ЯАВ-регулирование);

3) метод индексации тарифов.

Выбор метода регулирования осуществляет регулируемая организация в момент подачи соответствующего заявления.

При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности:

- на оплату услуг, оказываемых организациями;

- на сырье и материалы;

- на ремонт основных средств;

- на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

- на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

- прочие расходы.

Расчетный годовой объем услуг по передаче электрической энергии определяется, исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ (далее - сводный баланс).

Рассмотрим параметры перехода к ЯАВ-регу-лированию, предлагаемые регулятором:

1. Изменение в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» (ПП РФ от 31.05.2010 № 376), предусматривающее сглаживание не более 12 %.

2. Требование ФСТ России по проекту прогноза Социально-экономического развития РФ на 2011-2013 гг., предусматривающее рост конечного тарифа на электроэнергию на 13-15 % и коэффициент переоценки базы капитала ЯАВ 1,3-1,5 (в среднем по стране).

Существующие неэффективные параметры ЯАВ и, как следствие, невозможность привлечения инвестиций не позволяют исполнить данные условия.

Обоснуем перспективы перехода на ЯАВ-регу-лирование в интегрированных сбытовых компаниях (филиалах ДЗО ОАО «Холдинг МРСК»).

Интерес представляет сравнение метода ЯАВ-регулирования и метода Долгосрочной индексации.

Необходимая валовая выручка при ЯАВ-регу-лировании:

- операционные затраты (OPEX);

- возврат инвестированного капитала;

- доход на инвестированный капитал.

Необходимая валовая выручка при Долгосрочной индексации:

- операционные затраты (OPEX);

- амортизация;

- прибыль на развитие.

Формирование операционных затрат (OPEX) идентично. Однако, законодательно закреплено, что при RAB-регулировании экономия OPEX сохраняется в течение периода регулирования.

При отсутствии утвержденной методологии Долгосрочной индексации тарифов регулирование возможно исключительно методом RAB-регу-лирования.

При переходе на RAB-регулирование возникают типовые проблемы и потенциальные пути их решения:

1. Совокупный объем инвестиционной программы меньше или равен объему амортизации. Решение - интегрированная компания может регулироваться по идексному методу [1].

2. При сглаживании более 12 % НВВ. Решение - применение данного ограничения к общей «Котловой» НВВ.

3. Коэффициент переоценки больше 1,3-1,5 (в целом по стране). Решение - необходим учет проведенной независимой оценки активов компании (индивидуально к каждому РСК (региональной сетевой компании - филиалу интегрированной сетевой компании).

4. Нормативная структура капитала: собственный 70 %, заемный 30 %. Решение - пороговое значение объема заемных средств - 3,5 EBITDA, что делает реализацию данного показателя некорректным.

Главная проблема распределительного сетевого комплекса - изношенность основных фондов. Показатели износа превышают аналогичные показатели для магистральных сетей России (ФСК) и аналогов в развивающихся странах. Распределительные сети исторически развивались по остаточному принципу, что и обусловило их текущее отставание в плане модернизации основных средств.

Странами с малоизношенным сетевым оборудованием являются Чили (27 %), Аргентина (34 %), Филиппины (34 %). В России изношенность оборудования ФСК, ОАО «Холдинг МРСК» значительно выше.

В результате выполнения генсхемы до 2020 г. износ оборудования в ФСК и сетях МРСК уменьшится.

Система тарифного регулирования влияет на уровень износа оборудования и потерь в сетях.

Методология по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг является неотъемлемой частью тарифного регулирования методом RAB.

Цель методических указаний - определение оценки работы интегрированного сетевого предприятия за определенный период путем расчета значений показателей.

Индикатором качества оказываемых услуг, формирующих значение показателя уровня качества оказываемых услуг, являются информативность, исполнительность и результативность.

Кроме того, RAB-регулирование является инструментом политики энергосбережения и энер-гоэффе ктивности:

- создание экономических стимулов для повышения уровня надежности и качества обслуживания потребителей;

- переход от административных к экономическим методам стимулирования эффективности МРСК;

- создание условий для привлечения частного капитала в распределительный электросетевой комплекс (снижение износа и повышение энергоэффективности МРСК через модернизацию и реконструкцию электросетей; развитие электросетевой инфраструктуры и устранение инфраструктурных ограничений развития экономики);

- создание равных условий оценки эффективности компаний распределительного сетевого комплекса путем введения методологии Benchmarking (бенчмаркинг).

Из этого следует, что RAB-регулирование это не только рост тарифа, но и соответствующее ему повышение качества и уровня надежности энергоснабжения, инструмент обеспечения политики энергосбережения и энергоэффективности.

Поэтому мы считаем, что для интегрированных компаний, оформленных в виде холдинга (например, ОАО «Холдинг МРСК»), в текущих экономических условиях единственным методом тарифного регулирования, способным обеспечить приемлемый рост тарифа на передачу электроэнергии, при достаточном росте НВВ является RAB -регулирование.

Поэтому необходимы определенные мероприятия:

- внесение изменений в основы ценообразования в части установления показателей надежности и качества оказываемых услуг;

- разработка методических указаний по расчету и применению: уровня надежности и ка-

чества услуг, реализуемых территориальными сетевыми организациями; понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов показателям надежности и качества реализуемых товаров (услуг);

- внесение изменений в нормативно-правовые акты в части установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций, за исключением применения метода доходности инвестированного капитала;

- утверждение плана-графика перехода к долгосрочному тарифному регулированию.

Для целей реализации ЯАВ-регулирования в интегрированных холдинговых компаниях необходимы следующие работы:

- расчет размера инвестированного капитала на предстоящий год;

- разработка проектов долгосрочных инвестиционных программ на 2011-2015 гг.;

- предварительный расчет тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2011-2015 гг.;

- расчет технических и технологических потерь электрической энергии в распределительных сетях.

Целесообразностью внедрения ЯАВ-регули-рования диктуется анализом текущей ситуации, когда, с одной стороны, долгосрочный прогноз роста тарифов является социально-ориентированным, с другой - растут затраты на услуги ОАО «ФСК ЕЭС» на период 2010-2012 гг. Это создает невозможность компаний Холдинга реализовать обязательства перед регулирующими органами в части исполнения инвестиционных программ. Поэтому долгосрочное тарифное регулирование методом ЯАВ в рамках исполнения обязательств в части исполнения инвестиционных программ способно нивелировать риск субъективности государственного регулирования (сглаживания).

Расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Инвестиционные программы (проекты) должны содержать перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источники финансирования капитальных вложений, а также расчет срока окупаемости капитальных вложений.

Преимуществами RAB-регулирования являются:

- стабильность экономического и бюджетного планирования регионов;

- взаимосвязь цены и качества оказываемых услуг по передаче и электроснабжению;

- высвобождение средств от возврата и дохода на старый капитал для погашения кредиторской задолженности;

- привлекательность для инвесторов, связанная с прозрачностью и гарантированностью условий возврата и дохода на новый инвестированный капитал.

Механизм формирования тарифной выручки при ЯАВ-регулировании выглядит следующим образом:

1. Формируется регулируемая база капитала: первоначальная база инвестированного капитала (устанавливается на основе анализа стоимости основных средств, физического износа и инвестиционных потребностей компании), новые инвестиции (в соответствии с согласованной инвестиционной программой). При этом предусмотрены: ставка доходности на новый капитал 12 %, ставка доходности на старый капитал 6-9-12 %, возврат капитала 35 лет.

2. Формируется необходимая валовая выручка: возврат инвестированного капитала, доход на инвестированный капитал, операционные расходы (собственные расходы и неподконтрольные расходы). Собственные расходы устанавливаются на долгосрочный период (3-5 лет), снижаются с темпом, установленным регулятором, ежегодно индексируются.

Занижение базы инвестированного капитала происходит, если база инвестированного капитала (стоимость капитала) соответствует стандартам оценочной деятельности, и если активы, учитываемые при тарифном регулировании в «затраты +», не отражают рыночной ситуации (ввиду ощутимого роста тарифа переход к учету рыночной стоимости активов чрезвычайно болезнен).

Поэтому необходимо обеспечить баланс интересов сетевой компании по учету реальной стоимости активов и интересов потребителей.

Также следует остановиться на ограничении объема сглаживания в 12 %. Изменения в ПП РФ № 109 ограничивает механизм «Сглаживания». «Сглаживание», ограниченное в рамках фиксированного «коридора» будет способствовать невозможности приведения прироста тарифа на передачу э/э к экономически и политически сбалансированному уровню.

Таким образом, ввод метода ЯАВ-регулиро-вания сопровождается притоком дополнительных инвестиций, что является стимулирующим фактором развития субъектов. Переход на ЯАВ-регулирование позволяет снизить нагрузку в та-

рифе, так как она распределяется в долгосрочном периоде на 35 лет. Вследствие этого замедляется темп роста тарифов, а распределительные сетевые компании могут поэтапно решать проблему износа сетей, повышать качество и надежность электроснабжения, а также реализовывать социально-экономические проекты в российских регионах [1].

Новая система тарифного регулирования необходима, в первую очередь, для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифа на услуги сетевых компаний. ЯЛВ-регулирование позволит компаниям уже сегодня привлечь капитал в необходимом объеме, а потребителю - оплачивать его не одномоментно (в течение текущего года) как было до сих пор, а в течение длительного периода. Эти условия чрезвычайно выгодны потребителю, так как сам он не имеет возможности привлечь капитал на таких условиях по стоимости и долгосрочности, на каких может это сделать регулируемая государством монополия.

В конечном итоге от внедрения метода доходности инвестированного капитала выиграют потребители Тамбовской области: программа строительства новых и расширения действующих электросетевых объектов будет пересмотрена в сторону увеличения, что, несомненно, повлияет на повышение качества услуг по технологическому присоединению и передаче электроэнергии.

Переход на RAB позволит избежать вопросов дефицита мощности.

Литература

1. Нагамова М. С., Богомолова Е.В. Методика формирования цены на металлопродукцию // Вестн. Тамб. ун-та Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 8 (64).

2. Толстых М. С., Богомолова Е. В. Вопросы формирования цены на металлопродукцию // Современные проблемы и перспективы развития дотационных регионов: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 8-10 апр. 2008 г. Тамбов, 2008.

3. Толстых М. С., Мерзликина О. В. Научно-теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии и тактики организаций // Вестн. Тамб. ун-та Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1 (57).

* * *

PRICING POLICY OF INTEGRATED POWER COMPANIES: PRICING STRATEGIES AND METHODS OF ITS REALIZATION

M. S. Nagamova

In this article, the different methods of regulation on the electricity prices are reported. The transition parameters on the RAB-regulation are described. The application of profitability method of vested capital in modern conditions is determined. The advantages of its method are given.

Key words: pricing, rates, profitability method of vested capital, integrated power companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.