ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 330.143
Г.Н. Марченко, Н.М. Творогова
СУЩНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ДОХОДНОСТИ НА ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ
В статье рассматривается сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал. Представлены теоретические положения, законодательная база и структура метода RAB.
Ключевые слова: долгосрочные параметры, необходимая валовая выручка, возврат инвестированного капитала, доход на инвестированный капитал, операционные расходы, неподконтрольные расходы, износ, старый капитал.
Теория, законодательная база, цели и параметры регулирования.
28 июня 2008 года Постановлением №476 Правительство РФ утвердило изменения в Постановлении №109 от 26.02.2004 г. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Основные изменения связаны с применением для установления тарифов метода доходности инвестированного капитала - метода RAB (от английского Regulatory Asset Base или регулируемая база задействованного капитала). Суть метода состоит в привлечении в отрасль долгосрочных инвестиций. Цели введения данного метода: ликвидация дефицита мощностей, создание резерва мощности; доступность подключения к сетям; введение экономической мотивации и ответственности сетевых организаций за показателями надежности. Достичь этого возможно путем развития инфраструктуры за счет привлекаемых инвестиций. По данным разработчиков RAB и финансовых аналитиков положительные стороны этого метода очевидны как для регулируемых организаций, так для инвесторов и конечных потребителей. Они представлены на рисунке 1.
Долгосрочные тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров, используемых в системе RAB, которые фиксируются и в течение долгосрочного периода (от 3 до 5 лет) не пересматриваются. Это такие параметры как: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; размер инвестированного капитала; чистый оборотный капитал; норма доходности инвестирован-
ного капитала; срок возврата инвестированного капитала; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг). Также на долгосрочный период определяются и в течение этого периода не пересматриваются следующие параметры регулирования: коэффициент эластичности расходов по количеству активов; норматив потерь электрической энергии, устанавливаемый уполномоченным органом регулирования; изменение необходимой валовой выручки, производимое в целях сглаживания роста тарифов, устанавливаемое регулирующими органами [1].
Положительные стороны для ОАО «Сетевая компания» Положительные стороны для инвесторов Положительные стороны для потребителей
• Привлечение долгосрочных инвестиций • Оптимальное распределение рисков • Повышение эффективности работы • Зависимость от качества и надежности оказываемых услуг • «Правила игры» устанавливаются на длительную перспективу • Г арантия сохранности инвестиций • Справедливый уровень доходности • Оплата капитала в рассрочку • Минимально возможный тариф • Ликвидация дефицита мощностей • Снижение платы за технологическое присоединение
Рис. 1. Положительные стороны применения метода RAB
Сравним два метода формирования тарифов: «Затраты +» и в системе RAB. Из представленной на рисунке 2 структуры тарифов наглядно видно, что при регулировании тарифов методом RAB инвестиционная составляющая включается только в виде возврата инвестированного капитала и дохода на инвестированный капитал, составляющих 1/30 или 1/40 от полной суммы инвестиций, тогда как при использовании метода «затраты +» инвестиционная составляющая включается в полном объеме. В настоящее же время тарифы формируются индексированием затрат (в том числе и инвестиционной составляющей) прошлого периода.
Затраты + КАБ
Текущие расходы (за исключением амортизации) Текущие расходы (за исключением амортизации)
Инвестиционная составляющая Возврат инвестированного капитала (аналог амортизационных отчислений +%)
Амортизация основных фондов Доход на инвестированный капитал
Рис. 2. Структура тарифа на передачу электроэнергии до и после внедрения системы КЛБ-
регулирования
Структура необходимой валовой выручки. Расчет тарифа в методе RAB, как и в методе «Затраты +», основан на расчете необходимой валовой выручки (НВВ). В новой редакции «Основы ценообразования ...» [2] очень подробно описан процесс расчета необходимой валовой выручки, которая формируется из четырех составляющих: текущих расходов (не включающих инвестиции); возврата инвестированного капитала; дохода на инвестированный капитал; величины изменения НВВ, производимого в целях сглаживания тарифов.
Необходимая
валовая
выручка
текущие
расходы
возврат
инвестированного
капитала
1--------------------------->
Величина изменения
Доход на НВВ,
инвестированный производимого
капитал в целях сглаживания
тарифов
Операционные
расходы
Ґ------------\
Неподконтрольные
расходы
Рис. 3. Структура необходимой валовой выручки
Необходимая валовая выручка, определяемая при установлении долгосрочных тарифов [1], в виде аппромаксионной модели представлена на рисунке 3:
НВВД=Р+ВК+ДЮ+ЛИВВСЬ
где НВВД1 - необходимая валовая выручка, определяемая при установлении долгосрочных тарифов на год г; Рг - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, устанавливаемые на год г; ВКг - возврат инвестированного капитала (амортизация капитала), устанавливаемые на год ц Д.Хг - доход на инвестированный капитал, устанавливаемый на год ц АНВВ,■ - величина изменения необходимой валовой выручки, устанавливаемой на год г, производимого в целях сглаживания тарифов.
Пункт 35.1 новой редакции Постановления № 109 закрепляет перечень расходов, включаемых в необходимую валовую выручку. Расходы делятся на две части: в одну часть входят те расходы, которыми компания может управлять (то есть определяет актуальность тех или иных расходов, их уровень, включая операционные расходы), в другую часть входят расходы, которые определяются не компанией, а внешними факторами (в методических указаниях применяется термин «неподконтрольные расходы») [2]. В операционные расходы включаются расходы, уменьшающие базу налога на прибыль, за исключением: амортизации (вместо амортизации в тариф включается возврат инвестированного капитала); расходов на обслуживание заемных средств (для этого используется доход на инвестированный капитал); расходов, связанных с арендой имущества (расходы на аренду имущества у других компаний и лизинг включаются в неподконтрольные расходы); расходы на оплату услуг других регулирующих организаций (плата ФСК ЕЭС и пр.), которые также включены в неподконтрольные расходы.
Особенность операционных расходов заключается в том, что они устанавливаются в начале долгосрочного периода (базовый уровень расходов) и далее только индексируются [2]. Регулирующие органы в течение долгосрочного периода не вмешиваются в структуру расходов -компания в рамках установленного уровня сама определяет необходимость тех или иных расходов, что приводит к существенной их оптимизации. Раз в пять лет регулирующий орган устанавливает базовый уровень расходов с учетом того, какого фактического уровня доходов удалось достичь организации. Неподконтрольные расходы, в число которых входят плата ФСК, налоги, аренда имущества у других организаций, лизинг и расходы, включаются в тарифы в фактическом объеме. Тариф рассчитывается на основании прогноза этих расходов и впоследствии корректируется с учетом отличия факта от прогноза.
Формирование инвестированного капитала состоит из возврата инвестированного капитала и дохода на инвестированный капитал. Пункт 35.2 указанного выше Постановления описывает процесс формирования инвестированного капитала. Для существующих к моменту перехода на RAB активов (старый капитал) производится его переоценка по рыночной стоимости. Для этого привлекается независимый оценщик, а результаты оценки утверждаются регулирующим органом. При определении размера существующего капитала используется физический износ, моральный износ (стоимость активов снижается с учетом худших технических характеристик по сравнению с существующими аналогами) и внешний износ (оценка капитала корректируется с учетом фактической загрузки оборудования). Доход начисляется на остаточную величину капитала (размер инвестированного капитала), а возврат осуществляется исходя из полной величины капитала. В дальнейшем инвестированный капитал увеличивается на объём инвестиций, осуществленных регулируемой организацией по согласованию с регулирующим органом, и уменьшается на величину возврата инвестированного капитала (аналог амортизации основных средств). Существенно, что при этом в инвестированный капитал не включаются объекты, построенные за счет платы за технологическое присоединение, за исключением случаев, когда объект был построен в расчете на получение платы, но она не может быть собрана в полном объеме [2].
Следует обратить внимание на следующее важное обстоятельство: если в настоящее время на предприятии ведется три вида учета -бухгалтерский, налоговый и управленческий, то переход на RAB потребует введение четвёртого вида учета - регуляторного, к которому не применяются правила бухгалтерского и налогового учета. Замена бухгалтерского учета на регуляторный вызвана тем, что бухгалтерская стоимость активов не отражает их рыночную стоимость и обязательства инвесторов, возникшие при создании этих активов. Как следствие, использование бухгалтерского учета не позволило бы инвесторам быть уверенными в том, что средства вернутся к ним в полном объеме [2]. Возврат инвестированного капитала будет осуществляться равными частями в течение срока, устанавливаемого ФСТ по согласованию с Минэкономразвития РФ (предположительно 30-40 лет). Для старого капитала возврат рассчитывается исходя из полной его стоимости. С учетом существующего износа старый капитал будет возвращен в течение 15-20 лет.
В необходимую валовую выручку регулируемой организации включается возврат инвестированного капитала рассчитанный по следующему выражению:
вк = (^+2ЙоИ,)/свк,
где ВКг - возврат инвестированного капитала в году г; РКг0 размер инвестированного капитала в долгосрочном периоде регулирования, начавшемся в году г0, устанавливаемый в соответствии с Правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета; ИИКг0 - износ инвестированного капитала в году г0, который устанавливается в соответствии с результатами оценки размера инвестированного капитала; 2}=1о Щ - сумма величин инвестиций, предусмотренных согласованной инвестиционной программой на долгосрочный период регулирования, с начала долгосрочного периода регулирования в году Ю до года г-1 включительно; СВК - срок возврата инвестированного капитала, устанавливаемый в соответствии с Правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета [1]. В необходимую валовую выручку регулируемой организации включается доход на инвестированный капитал рассчитываемый по следующей формуле:
ДК£ = РИК£0 X НДСК* + И; - 1}=Ь Щ + ЧОК£) X НДК,
где ДК* - доход на инвестированный капитал в году г; РИК^ -размер инвестированного капитала в долгосрочном периоде регулирования, начавшемся в году г0; Е)=£б Иу — сумма величин инвестиций, предусмотренных согласованной инвестиционной программой на долгосрочный период регулирования, начавшийся в году Ю, с начала периода регулирования до года г-1 включительно; - сумма величин воз-
врата инвестированного капитала, предусмотренных на долгосрочный период регулирования, начавшийся в году Ю, с начала периода регулирования до года г-1 включительно; ЧОК* - величина чистого оборотного капитала в году г, устанавливаемая в соответствии с Правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета; НДК - норма доходности на инвестированный капитал, устанавливаемая в соответствии с Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала; ндск* - норма доходности на «старый» ин-
вестированный капитал (размер инвестированного капитала на начало первого долгосрочного периода регулирования), устанавливаемая регулирующими органами на год і долгосрочного периода регулирования в соответствии с Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала [2]. Подводя итог, следует отметить положительные стороны и риски, связанные с переходом на ЯЛВ (рис. 4).
Положительные аспекты перехода на RAB Риски, связанные с переходом на RAB
• Снижение темпов роста тарифов • Привлечение дополнительных инвестиций • Длительный срок действия тарифов • Экономия по операционным расходам не изымается в течение долгосрочного периода регулирования • Не проработанность методики • Отсутствует схема оценки капитала • Возможность снижения объема инвестиций по передаче электроэнергии в связи с включением инвестиционной программы но технологическому присоединению • Неопределенность в выборе долгосрочного инвестора
Рис. 4. Переход на RAB: за и против
Тем не менее, совокупность представленных данных и имеющийся опыт практической реализации системы ЯАВ позволяют сделать вполне определённый вывод о целесообразности её широкого внедрения в повседневную практику тарификации производства и распределения тепловой и электрической энергии, по крайней мере, в Республике Татарстан.
Источники
1. Приказ ФСТ РФ от 26.06.2008 №231-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала».
2. «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ».
Зарегистрирована 09.09.2010 г.