Научная статья на тему 'Сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал'

Сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / НЕОБХОДИМАЯ ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА / ВОЗВРАТ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА / ДОХОД НА ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ / ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ / НЕПОДКОНТРОЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / ИЗНОС / СТАРЫЙ КАПИТАЛ / LONG TERM PARAMETERS / REQUIRED GROSS REVENUES / RETURN ON INVESTED CAPITAL / OPERATING EXPENSES / EXPENSES BEYOND THE CONTROL / DEPRECIATION / THE OLD CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Герман Николаевич, Творогова Надежда Михайловна

В статье рассматривается сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал. Представлены теоретические положения, законодательная база и структура метода RAB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марченко Герман Николаевич, Творогова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF RATES APPLYING THE METHOD OF RETURN ON INVESTED CAPITAL

The article deals with the essence of rates applying the method of return on invested capital. Theoretical principles, legal framework, and structure of method of RAB.

Текст научной работы на тему «Сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 330.143

Г.Н. Марченко, Н.М. Творогова

СУЩНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ДОХОДНОСТИ НА ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ

В статье рассматривается сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал. Представлены теоретические положения, законодательная база и структура метода RAB.

Ключевые слова: долгосрочные параметры, необходимая валовая выручка, возврат инвестированного капитала, доход на инвестированный капитал, операционные расходы, неподконтрольные расходы, износ, старый капитал.

Теория, законодательная база, цели и параметры регулирования.

28 июня 2008 года Постановлением №476 Правительство РФ утвердило изменения в Постановлении №109 от 26.02.2004 г. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Основные изменения связаны с применением для установления тарифов метода доходности инвестированного капитала - метода RAB (от английского Regulatory Asset Base или регулируемая база задействованного капитала). Суть метода состоит в привлечении в отрасль долгосрочных инвестиций. Цели введения данного метода: ликвидация дефицита мощностей, создание резерва мощности; доступность подключения к сетям; введение экономической мотивации и ответственности сетевых организаций за показателями надежности. Достичь этого возможно путем развития инфраструктуры за счет привлекаемых инвестиций. По данным разработчиков RAB и финансовых аналитиков положительные стороны этого метода очевидны как для регулируемых организаций, так для инвесторов и конечных потребителей. Они представлены на рисунке 1.

Долгосрочные тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров, используемых в системе RAB, которые фиксируются и в течение долгосрочного периода (от 3 до 5 лет) не пересматриваются. Это такие параметры как: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; размер инвестированного капитала; чистый оборотный капитал; норма доходности инвестирован-

ного капитала; срок возврата инвестированного капитала; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг). Также на долгосрочный период определяются и в течение этого периода не пересматриваются следующие параметры регулирования: коэффициент эластичности расходов по количеству активов; норматив потерь электрической энергии, устанавливаемый уполномоченным органом регулирования; изменение необходимой валовой выручки, производимое в целях сглаживания роста тарифов, устанавливаемое регулирующими органами [1].

Положительные стороны для ОАО «Сетевая компания» Положительные стороны для инвесторов Положительные стороны для потребителей

• Привлечение долгосрочных инвестиций • Оптимальное распределение рисков • Повышение эффективности работы • Зависимость от качества и надежности оказываемых услуг • «Правила игры» устанавливаются на длительную перспективу • Г арантия сохранности инвестиций • Справедливый уровень доходности • Оплата капитала в рассрочку • Минимально возможный тариф • Ликвидация дефицита мощностей • Снижение платы за технологическое присоединение

Рис. 1. Положительные стороны применения метода RAB

Сравним два метода формирования тарифов: «Затраты +» и в системе RAB. Из представленной на рисунке 2 структуры тарифов наглядно видно, что при регулировании тарифов методом RAB инвестиционная составляющая включается только в виде возврата инвестированного капитала и дохода на инвестированный капитал, составляющих 1/30 или 1/40 от полной суммы инвестиций, тогда как при использовании метода «затраты +» инвестиционная составляющая включается в полном объеме. В настоящее же время тарифы формируются индексированием затрат (в том числе и инвестиционной составляющей) прошлого периода.

Затраты + КАБ

Текущие расходы (за исключением амортизации) Текущие расходы (за исключением амортизации)

Инвестиционная составляющая Возврат инвестированного капитала (аналог амортизационных отчислений +%)

Амортизация основных фондов Доход на инвестированный капитал

Рис. 2. Структура тарифа на передачу электроэнергии до и после внедрения системы КЛБ-

регулирования

Структура необходимой валовой выручки. Расчет тарифа в методе RAB, как и в методе «Затраты +», основан на расчете необходимой валовой выручки (НВВ). В новой редакции «Основы ценообразования ...» [2] очень подробно описан процесс расчета необходимой валовой выручки, которая формируется из четырех составляющих: текущих расходов (не включающих инвестиции); возврата инвестированного капитала; дохода на инвестированный капитал; величины изменения НВВ, производимого в целях сглаживания тарифов.

Необходимая

валовая

выручка

текущие

расходы

возврат

инвестированного

капитала

1--------------------------->

Величина изменения

Доход на НВВ,

инвестированный производимого

капитал в целях сглаживания

тарифов

Операционные

расходы

Ґ------------\

Неподконтрольные

расходы

Рис. 3. Структура необходимой валовой выручки

Необходимая валовая выручка, определяемая при установлении долгосрочных тарифов [1], в виде аппромаксионной модели представлена на рисунке 3:

НВВД=Р+ВК+ДЮ+ЛИВВСЬ

где НВВД1 - необходимая валовая выручка, определяемая при установлении долгосрочных тарифов на год г; Рг - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, устанавливаемые на год г; ВКг - возврат инвестированного капитала (амортизация капитала), устанавливаемые на год ц Д.Хг - доход на инвестированный капитал, устанавливаемый на год ц АНВВ,■ - величина изменения необходимой валовой выручки, устанавливаемой на год г, производимого в целях сглаживания тарифов.

Пункт 35.1 новой редакции Постановления № 109 закрепляет перечень расходов, включаемых в необходимую валовую выручку. Расходы делятся на две части: в одну часть входят те расходы, которыми компания может управлять (то есть определяет актуальность тех или иных расходов, их уровень, включая операционные расходы), в другую часть входят расходы, которые определяются не компанией, а внешними факторами (в методических указаниях применяется термин «неподконтрольные расходы») [2]. В операционные расходы включаются расходы, уменьшающие базу налога на прибыль, за исключением: амортизации (вместо амортизации в тариф включается возврат инвестированного капитала); расходов на обслуживание заемных средств (для этого используется доход на инвестированный капитал); расходов, связанных с арендой имущества (расходы на аренду имущества у других компаний и лизинг включаются в неподконтрольные расходы); расходы на оплату услуг других регулирующих организаций (плата ФСК ЕЭС и пр.), которые также включены в неподконтрольные расходы.

Особенность операционных расходов заключается в том, что они устанавливаются в начале долгосрочного периода (базовый уровень расходов) и далее только индексируются [2]. Регулирующие органы в течение долгосрочного периода не вмешиваются в структуру расходов -компания в рамках установленного уровня сама определяет необходимость тех или иных расходов, что приводит к существенной их оптимизации. Раз в пять лет регулирующий орган устанавливает базовый уровень расходов с учетом того, какого фактического уровня доходов удалось достичь организации. Неподконтрольные расходы, в число которых входят плата ФСК, налоги, аренда имущества у других организаций, лизинг и расходы, включаются в тарифы в фактическом объеме. Тариф рассчитывается на основании прогноза этих расходов и впоследствии корректируется с учетом отличия факта от прогноза.

Формирование инвестированного капитала состоит из возврата инвестированного капитала и дохода на инвестированный капитал. Пункт 35.2 указанного выше Постановления описывает процесс формирования инвестированного капитала. Для существующих к моменту перехода на RAB активов (старый капитал) производится его переоценка по рыночной стоимости. Для этого привлекается независимый оценщик, а результаты оценки утверждаются регулирующим органом. При определении размера существующего капитала используется физический износ, моральный износ (стоимость активов снижается с учетом худших технических характеристик по сравнению с существующими аналогами) и внешний износ (оценка капитала корректируется с учетом фактической загрузки оборудования). Доход начисляется на остаточную величину капитала (размер инвестированного капитала), а возврат осуществляется исходя из полной величины капитала. В дальнейшем инвестированный капитал увеличивается на объём инвестиций, осуществленных регулируемой организацией по согласованию с регулирующим органом, и уменьшается на величину возврата инвестированного капитала (аналог амортизации основных средств). Существенно, что при этом в инвестированный капитал не включаются объекты, построенные за счет платы за технологическое присоединение, за исключением случаев, когда объект был построен в расчете на получение платы, но она не может быть собрана в полном объеме [2].

Следует обратить внимание на следующее важное обстоятельство: если в настоящее время на предприятии ведется три вида учета -бухгалтерский, налоговый и управленческий, то переход на RAB потребует введение четвёртого вида учета - регуляторного, к которому не применяются правила бухгалтерского и налогового учета. Замена бухгалтерского учета на регуляторный вызвана тем, что бухгалтерская стоимость активов не отражает их рыночную стоимость и обязательства инвесторов, возникшие при создании этих активов. Как следствие, использование бухгалтерского учета не позволило бы инвесторам быть уверенными в том, что средства вернутся к ним в полном объеме [2]. Возврат инвестированного капитала будет осуществляться равными частями в течение срока, устанавливаемого ФСТ по согласованию с Минэкономразвития РФ (предположительно 30-40 лет). Для старого капитала возврат рассчитывается исходя из полной его стоимости. С учетом существующего износа старый капитал будет возвращен в течение 15-20 лет.

В необходимую валовую выручку регулируемой организации включается возврат инвестированного капитала рассчитанный по следующему выражению:

вк = (^+2ЙоИ,)/свк,

где ВКг - возврат инвестированного капитала в году г; РКг0 размер инвестированного капитала в долгосрочном периоде регулирования, начавшемся в году г0, устанавливаемый в соответствии с Правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета; ИИКг0 - износ инвестированного капитала в году г0, который устанавливается в соответствии с результатами оценки размера инвестированного капитала; 2}=1о Щ - сумма величин инвестиций, предусмотренных согласованной инвестиционной программой на долгосрочный период регулирования, с начала долгосрочного периода регулирования в году Ю до года г-1 включительно; СВК - срок возврата инвестированного капитала, устанавливаемый в соответствии с Правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета [1]. В необходимую валовую выручку регулируемой организации включается доход на инвестированный капитал рассчитываемый по следующей формуле:

ДК£ = РИК£0 X НДСК* + И; - 1}=Ь Щ + ЧОК£) X НДК,

где ДК* - доход на инвестированный капитал в году г; РИК^ -размер инвестированного капитала в долгосрочном периоде регулирования, начавшемся в году г0; Е)=£б Иу — сумма величин инвестиций, предусмотренных согласованной инвестиционной программой на долгосрочный период регулирования, начавшийся в году Ю, с начала периода регулирования до года г-1 включительно; - сумма величин воз-

врата инвестированного капитала, предусмотренных на долгосрочный период регулирования, начавшийся в году Ю, с начала периода регулирования до года г-1 включительно; ЧОК* - величина чистого оборотного капитала в году г, устанавливаемая в соответствии с Правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета; НДК - норма доходности на инвестированный капитал, устанавливаемая в соответствии с Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала; ндск* - норма доходности на «старый» ин-

вестированный капитал (размер инвестированного капитала на начало первого долгосрочного периода регулирования), устанавливаемая регулирующими органами на год і долгосрочного периода регулирования в соответствии с Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала [2]. Подводя итог, следует отметить положительные стороны и риски, связанные с переходом на ЯЛВ (рис. 4).

Положительные аспекты перехода на RAB Риски, связанные с переходом на RAB

• Снижение темпов роста тарифов • Привлечение дополнительных инвестиций • Длительный срок действия тарифов • Экономия по операционным расходам не изымается в течение долгосрочного периода регулирования • Не проработанность методики • Отсутствует схема оценки капитала • Возможность снижения объема инвестиций по передаче электроэнергии в связи с включением инвестиционной программы но технологическому присоединению • Неопределенность в выборе долгосрочного инвестора

Рис. 4. Переход на RAB: за и против

Тем не менее, совокупность представленных данных и имеющийся опыт практической реализации системы ЯАВ позволяют сделать вполне определённый вывод о целесообразности её широкого внедрения в повседневную практику тарификации производства и распределения тепловой и электрической энергии, по крайней мере, в Республике Татарстан.

Источники

1. Приказ ФСТ РФ от 26.06.2008 №231-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала».

2. «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ».

Зарегистрирована 09.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.