Научная статья на тему 'Разработка инвестиционной политики компании на основе совершенствования структуры инвестиционных вложений'

Разработка инвестиционной политики компании на основе совершенствования структуры инвестиционных вложений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / INVESTMENT POLICY / STRUCTURE OF INVESTMENT ENCLOSURES / LONG-TERM PARAMETERS OF TARIFF REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагамова Марина Сергеевна, Толстых Татьяна Николаевна

Рассмотрены положения по разработке инвестиционной политики распределительной электросетевой компании на основе совершенствования структуры инвестиционных вложений с учетом долгосрочных параметров тарифного регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INVESTMENT POLICY OF COMPANY ON BASE OF IMPROVEMENT OF STRUCTURE OF INVESTMENT ENCLOSURES

The statements about development of investment policy of distribution electric network company on the base of improvement of structure of investment enclosures taking into consideration of long-term parameters of tariff regulation are scrutinized.

Текст научной работы на тему «Разработка инвестиционной политики компании на основе совершенствования структуры инвестиционных вложений»

УДК 380.13

РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ

© Марина Сергеевна Нагамова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры финансов и кредита, e-mail: [email protected] © Татьяна Николаевна Толстых Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор экономических наук, профессор, декан магистратуры, e-mail: [email protected]

Рассмотрены положения по разработке инвестиционной политики распределительной электросетевой компании на основе совершенствования структуры инвестиционных вложений с учетом долгосрочных параметров тарифного регулирования

Ключевые слова: инвестиционная политика; структура инвестиционных вложений; долгосрочные параметры тарифного регулирования.

Принципиально новым при разработке инвестиционной политики распределительной электросетевой компании (РЭСК) является совершенствование воспроизводственной структуры инвестиционных вложений в целях повышения эффективности основного капитала.

Главным параметром при разработке инвестиционной политики компании, определяющим доход РЭСК, является необходимая валовая выручка, которая рассчитывается как сумма производственных расходов РЭСК, дохода на инвестированный капитал, величины возврата инвестированного капитала.

При этом формирование необходимой валовой выручки (НВВ) основано на принципе, согласно которому инвестор имеет право на вложенный инвестированный капитал - получить доход, который соответствует процентной норме. Эта норма признается участниками инвестиционного процесса справедливой. Инвестор также имеет право возвратить весь инвестированный капитал к окончанию инвестиционного периода.

При проекции этого принципа на годовой период с учетом убывания инвестированного капитала во времени становится ясно, что инвестор в конце года вернет не весь инвестированный в начале года капитал, а лишь капитал, который оказался сниженным на величину годовой потери. То есть в конце года величина капитала и уменьшенная на годовую потерю величина капитала может быть вновь реинвестирована в РЭСК в начале следующего года. Весь процесс повторя-

ется. Разница состоит лишь в том, что доход на инвестированный в начале второго года капитал снизится согласно снижению величины капитала, реинвестированного в начале этого года.

Таким образом, в ежегодном доходе инвестора две составляющие: ежегодный фиксированный возврат капитала, который возмещает инвестору ежегодную равномерную потерю стоимости инвестированного капитала, а также ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся реинвестированный капитал.

Структура инвестиционных вложений определяется двумя составляющими: «старый» инвестированный капитал и «новые» инвестиции, т. е. инвестиционные вложения в первый год регулируемого периода инвестиционных вложений и инвестиционные вложения в последующие годы.

Корректность определения ключевых параметров. При определении структуры воспроизводственных инвестиционных вложений корректность определения ключевых параметров зависит от величины тарифа при долгосрочных параметрах регулирования.

Поэтому приведем некоторые пояснения. Сам алгоритм расчета тарифа на услуги по передаче электроэнергии является традиционным (разделом 8 Методических указаний [1]), согласно которому тариф на услуги по передаче электроэнергии предусматривает:

- ставку на содержание сетей;

- ставку по оплате технологических потерь.

Схема формирования тарифа для РЭСК на услуги по передаче электрической энергии и фактического результата деятельности РЭСК с учетом определения НВВ приведена на рис. 1 [2].

Ставка на содержание сетей определяется отношением НВВ к прогнозному полезному отпуску электрической энергии в регулируемом году. Она утверждается регулятором на период регулирования.

Ставка по оплате технологических потерь определяется согласно требованиям законодательства об электроэнергетике, которые обязывают РЭСК оплачивать потери, которые возникают в ее сетях, по ставке регулятора, согласно раздела 6 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» [3].

То есть потребитель оплачивает полезный отпуск электрической энергии по приборам учета, а не общий отпуск, который

включает не только полезный отпуск, но и потери электрической энергии. В виду этого ставка на передачу электрической энергии должна рассчитываться так, чтобы плата за полезный отпуск обеспечила компании и получение необходимой валовой выручки, и компенсацию потерь электрической энергии при ее передаче.

Поэтому ставки на содержание сетей РЭСК и по оплате потерь определяются исходя из расчета полезного отпуска электрической энергии. В сумме получается тариф за услуги по передаче электроэнергии.

Важно, что для формирования ставки на содержание сетей, определяющей результаты деятельности электросетевой компании, ключевыми являются следующие 4 параметра, выделенные на рис. 1 темным цветом:

1) размер «старого» инвестированного капитала;

Рис.

РЭСК

1. Формирование тарифа на услуги по передаче электроэнергии и результата деятельности

2) программа производства «новых» инвестиций в реновацию и модернизацию основных средств компании;

3) прогноз полезного отпуска электроэнергии (потребления электроэнергии);

4) подконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку (операционные расходы).

Параметр 1 - «старый» инвестированный капитал. Уже говорилось о жесткой привязке генерируемого компанией дохода к величине инвестированного в компанию капитала, другими словами, к стоимости ее активов. Данное обстоятельство определяет значимость для компании корректного определения величины инвестированного капитала. В этой связи важны следующие положения.

A. Размер инвестированного капитала на первом году инвестиционных вложений.

Б. Учет физического, морального и внешнего износа.

B. Учет амортизации и роста цен за период с даты оценки до начала долгосрочного периода.

Рассмотрим эти составляющие подробнее.

А. На первом году инвестиционных вложений размер инвестированного капитала устанавливается по результатам независимой оценки активов РЭСК, необходимых для осуществления. Так как размер инвестированного капитала является главным фактором, который определяет эффективность функционирования РЭСК, корректная оценка электросетевых активов является принципиально важной для РЭСК и требует привлечения квалифицированных специалистов.

На рис. 2 представлены параметры модели первого года инвестиционных вложений (первого периода регулирования).

Ввиду сложности расчета стоимости замещения активов сетевых компаний необходимо создание специальной автоматизированной системы с унификацией расчетных процедур, для чего необходимо [7]:

1) выполнить аудит основных средств компаний для формирования базы об активах компаний;

2) сформировать базы данных электросетевого оборудования с информацией о его поставщиках и стоимости. Информация в БД должна периодически актуализироваться в соответствии с графиком выполнения оценки;

3) определение стоимости зданий и сооружений должно выполняться на базе укрупненных сметных расчетов с применением программ типа РСС; необходимо формирование базы дынных зданий и сооружений компаний, содержащей сведения о параметрах этих объектов, требуемых для расчета их стоимости.

Б. Оценка электросетевых активов должна учитывать физический, моральный и внешний износ активов. С точки зрения теории как физический, так и функциональный износ могут быть измерены независимым образом. Поэтому они должны определяться корректно с помощью известных методик на основе изучения ответственных за их появление факторов и определения соответствующих параметров.

Что касается внешнего износа, то его проявления не так очевидны, а само включение данного параметра в расчеты с теоретических позиций весьма спорно.

В. На первом году инвестиционных вложений для определения размера инвестированного капитала учитываются инвестиционные вложения, амортизация, а также рост цен за период, начиная с момента (даты) проведения оценки до начала долгосрочного периода регулирования. Тем самым допускается разнесение во времени оценки активов различных сетевых компаний на относительно большой период. Однако, с другой стороны, в целях обеспечения равных условий всем сетевым компаниям целесообразнее выполнять все оценки как можно ближе к началу долгосрочного периода регулирования. Обеспечению этого условия и должна служить автоматизированная система расчета стоимости замещения активов сетевых компаний, включенная в комплексную модель долгосрочного функционирования компании.

Параметр 2 - «новые» инвестиции (инвестирование средств в реновацию активов). Если компания не реинвестирует какую-либо часть полученных доходов в реновацию основных активов, то доход компании будет, во-первых, уменьшающимся из года в год, а, во-вторых, получение дохода ограничено во времени - в предельном случае сроком возврата инвестированного капитала. Очевидно, что такое поведение компании не является конструктивным.

Рис. 2. Параметры модели первого года инвестиционных вложений

На самом деле, использование долгосрочных параметров регулирования предлагает компании эффективный инвестиционный инструмент в виде включенного в доход возврата инвестированного капитала. Ежегодное направление на обновление основных средств денежных сумм в объеме возврата первично инвестированного капитала, получаемого в составе дохода, выгодно компании, т. к. позволяет регулярно восстанавливать величину этого капитала и тем самым добиваться неограниченной по времени генерации компанией дохода и воспроизводства объема денежных средств, направляемых на потребление.

В реальной жизни при такой схеме инвестирования предполагается расширенное обновление основных средств, в т. ч. и за счет заемных средств. При условии, что затраты на обслуживание займов меньше дохода, получаемого компанией на инвестиции с учетом долгосрочных параметров регулирования, компания сможет извлечь дополнительную прибыль за счет эффекта «финансового левериджа».

В силу привязки генерируемого компанией денежного потока к величине инвестированного в компанию капитала, новые капитальные инвестиции сами по себе являются механизмом сохранения и увеличения доходности компании, что так же, как и для «старого» инвестированного капитала, определяет значимость для компании корректного определения инвестиционной программы.

Но смысл инвестиционной программы, конечно, не только в этом. Новые инвестиции в основные средства компании должны обеспечить замену изношенных активов, снижение расходов РЭСК и потерь при передаче электрической энергии. При этом на этапе разработки и согласования инвестиционной программы РЭСК оценивается влияние инвестиций на снижение уровня операционных расходов [2].

Совершенствование структурирования инвестиционных вложений предполагает расширенное обновление ОПФ в ближайшей перспективе. Предполагается значительная доля заемных средств. Для того чтобы инвестиционные программы РЭСК стали механизмом финансирования развития РЭСК, они

должны являться бизнес-планом подобного развития.

Инвестиции в ОПФ компании должны обеспечить базу для воспроизводства дохода РЭСК. Но сам этот доход не является достаточным для формирования первичных источников финансирования инвестиционных проектов развития и обновления сетевой инфраструктуры. Это связано с тем, что по экономическому смыслу получаемые РЭСК доходы являются отдачей на инвестированный капитал. Они позволяют компенсировать начальные инвестиции в течение ряда лет.

Так как существующая ранее система тарифного регулирования не была направлена на обеспечение РЭСК необходимой прибылью, первичное финансирование не может быть обеспечено только за счет собственных средств. Выходом является привлечение банковских кредитов и частных инвестиций. Однако для принятия кредитного (инвестиционного) решения и кредиторам, и инвесторам нужна ясная картина обеспечения коммерческой эффективности инвестиционного проекта развития сетевой инфраструктуры. То есть необходим бизнес-план инвестиционного проекта, который является стандартным документом при принятии подобных решений [4].

РЭСК, ответственным за первичное финансирование сетевой инфраструктуры, необходимо, чтобы в основе развития сетевой инфраструктуры была заложена коммерческая эффективность инвестиций и подготовка бизнес-плана входила в интересы РЭСК.

Кроме того, также необходим эффективный механизм мониторинга выполнения инвестиционных программ сетевых компаний. При этом мониторинг:

1) включает сбор и анализ информации по выполнению показателей, которые установлены инвестиционными программами РЭСК;

2) осуществляется согласно методике, которая содержит перечень экономических и иных показателей для анализа информации о выполнении инвестиционной программы;

3) проводится для своевременного принятия управленческих решений, которые предполагают корректировку выполнения инвестиционных программ при отклонении ее результирующих параметров от заданных. Это необходимо для того, чтобы сохранить

приемлемую эффективность выполнения инвестиционных программ.

Параметр 3 - прогноз электропотребления. Неверный прогноз полезного отпуска электроэнергии может обесценить усилия по внедрению инвестиционной политики. Фиксация параметров необходимой валовой выручки на длительный период позволяет компенсировать возможные выпадающие доходы лишь через 2 года. Поэтому очень важно повысить качество прогнозирования электропотребления.

Для этого необходимо использовать всю совокупность методов прогнозирования с применением математических методов анализа, методов статистики, математического моделирования, методологию прогнозирования топливно-энергетического баланса территорий. Как правило, при этом используется методика прогнозирования потребления электрической энергии, которую разрабатывает Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) [2].

Параметр 4 - снижение операционных расходов. Подконтрольные расходы определяются компанией самостоятельно в соответствии с производственной программой, и уменьшение их величины - задача компании. Однако не следует забывать о влиянии модернизации основных средств на снижение производственных издержек и потерь электроэнергии при передаче, поэтому подготовка инвестиционной программы, экономически обосновывающей эффективные технические решения, является важной для определения средств снижения указанных расходов и потерь.

Одним из позитивных нововведений изменения воспроизводственной структуры инвестиционных вложений является стимулирование компании к оптимизации затрат и их снижению, а также к снижению потерь электроэнергии при транспортировке. Так возникает экономия операционных издержек, если фактические операционные расходы за прошедший финансовый год увеличились на меньшую величину, чем было предусмотрено регулятором. При достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка не пересматривается. Это и обеспечивает РЭСК получение выгоды от экономии операционных расходов до конца долгосрочного периода регулирования и по-

зволяет использовать их для инвестиционных вложений [5].

Чтобы сохранить за РЭСК выгоды от экономии расходов на протяжении 5 лет после ее достижения, базовый уровень операционных расходов, который будет установлен на очередной долгосрочный период регулирования, увеличивается на величину достигнутой экономии операционных расходов. При расчете тарифов на очередной долгосрочный период регулирования аналогичным образом учитывается экономия от снижения потерь электрической энергии при транспорте, которая определяется в соответствии с [1].

При этом для потребителя по окончании долгосрочного периода регулирования сдо-стигаются экономия операционных расходов и экономия от снижения потерь электрической энергии при транспорте.

Для корректного перевода компании на выполнение инвестиционной политики с учетом долгосрочных параметров тарифного регулирования, на наш взгляд, должны не только рассчитываться параметры первого периода регулирования (первого года инвестиционных вложений), но и моделироваться долгосрочный тарифный план на базе комплексной модели долгосрочного функционирования компании с учетом производственной и инвестиционной программ. Это должно, во-первых, дать перспективное видение инвестиционной ситуации, обеспечивающей долгосрочный компромисс интересов компании, потребителей и регулирующих органов, а также дать инвесторам (кредиторам) необходимую информацию для принятия инвестиционных (кредитных) решений.

Во-вторых, разработка инвестиционной политики при совершенствовании структуры инвестиционных вложений с учетом долгосрочных параметров тарифного регулирования позволяет ясно видеть результаты действия расчетных параметров в их взаимосвязи в долгосрочной перспективе. Это позволяет определить такой корректный расчет параметров, который не только создает паритет интересов различных субъектов в рамках деятельности одной компании, но и паритет интересов субъектов в межтерриториальном плане [6, 7].

Таким образом, необходимо построение долгосрочного тарифного плана на базе ком-

плексной модели долгосрочного функционирования РЭСК, которая связывает все расчетные параметры компании. Необходимость построения именно долгосрочной модели РЭСК связана со следующими обстоятельствами:

- долгосрочный план деятельности РЭСК позволит корректно выбрать параметры первого года инвестиционных вложений. При этом учитывается и влияние на них перспективной ситуации развития РЭСК;

- долгосрочный план деятельности РЭСК позволит выстроить ее эффективное взаимодействие с такими ключевыми контрагентами, как органы тарифного регулирования, региональные администрации, инвесторы, кредиторы. Это очевидно, поскольку принятие положительного инвестиционного (кредитного) решения возможно при условии видения объективной картины развития РЭСК на весь перспективный период, когда ожидается возврат инвестиций;

- долгосрочный план деятельности РЭСК позволит создать целевые инвестиционные ориентиры, видение которых необходимо всем участникам инвестиционного процесса.

Построение реальной модели функционирования компании с учетом долгосрочных параметров тарифного регулирования и структурирования инвестиционных вложений позволит выявить резервы, которые способствуют без ущерба деятельности РЭСК снижению тарифов на транспорт электрической энергии в перспективе (в сопоставимых ценах). Это связано с тем, что коммерческая эффективность инвестиций достигается не только увеличением необходимой валовой выручки, но и путем снижения издержек.

Комплексная модель долгосрочного функционирования РЭСК представляет собой сложный программный продукт, обеспеченный как средствами работы с базами данных, а также удобным интерфейсом ввода данных, а также модулями расчета параметров ЯЛБ метода, интерфейсом их вывода и т. д. Модель создается для обеспечения возможности варьирования параметров с целью определения инвестиционной политики по критерию оптимального прогнозного тарифа. Такая модель должна предоставлять возможность пользователю вводить фактические параметры для определения фактических

Параметры первого периода регулирования («старые» инвестиции)

Долгосрочный тарифный план + Прогноз электропотребления + Подконтрольные (операционные) расходы

+

З

Рис. 3. Формирование инвестиционной политики компании

> ш н о н и р о и Е К 2! м >

Инвестиционная политика компании

—~*

Инвестиционная Инвестиционная тактика

стратегия компании компании

Моделирование долгосрочных инвестиционных вложений

Разрешение конфликтов

Комплексная модель функционирования компании

Консультационное

сопровождение

Оценка активов компании

Моделирование первого периода регулирования

Инсталляция базы данных

Прогноз полезного отпуска электроэнергии

Аудит основных средств

Инвестиционная программа

(---------------------------------N

Производственная программа

J К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"V

Принятие инвестиционных (кредитных) решений

Рис. 4. Инвестиционная политика компании

показателей проекта, а также позволять выявить их отклонения от прогнозных показателей для определения мер реагирования на выявленные отклонения.

На основании вышеизложенного построим схему формирования инвестиционной политики с целью содержания сетей с учетом долгосрочных параметров тарифного регулирования (рис. 3).

Различные социально-экономические

условия развития регионов, неоднородность территорий, а также построение комплексных моделей долгосрочного функционирования РЭСК требуют единообразного подхода для всех компаний в целях обеспечения паритета интересов всех участников инвестиционного процесса (компаний, потребителей, регионов). Это возможно при применении в дальнейшем процедуры бенчмаркинга (benchmarking), способствующей выявлению резервов повышения эффективности деятельности компаний.

На основе вышеизложенного нами предлагается следующая инвестиционная политика распределительной электросетевой компании с учетом долгосрочных параметров тарифного регулирования (рис. 4).

Таким образом, для распределительных электросетевых компаний рекомендуется следующая инвестиционная политика, включающая инвестиционную стратегию компании и инвестиционную тактику компании:

- моделирование долгосрочных инвестиционных вложений с учетом долгосрочного тарифного плана при реализации инвестиционных программ, предусматривающее использование итерационного приближения к компромиссным для всех участников инвестиционного процесса значениям;

- разработку комплексной модели долгосрочного функционирования РЭСК;

- моделирование первичного периода регулирования (инвестиционные вложения на первом году);

- прогнозирование полезного отпуска электрической энергии;

- снижение операционных затрат;

- оценку активов компании, предполагающую использование процедур итерационного приближениям;

- аудит основных средств РЭСК и инсталляцию баз данных с последующей их актуализацией;

- разработку долгосрочной производственной программы РЭСК;

- разработку долгосрочной инвестиционной программы РЭСК;

- определение эффективных источников первичного финансирования развития сетевой распределительной инфраструктуры, обеспечение взаимодействия как с инвесторами, так и с кредиторами, привлечение инвестиций под утвержденные инвестиционные программы в формате бизнес-плана, экономически обоснованные инженерно-технические решения, позволяющие обеспечить коммерческую и общественную эффективность инвестиций;

- разработку системы разрешения конфликтов;

- консультационное сопровождение;

- использование процедуры benchmarking.

1. Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала: приказ ФСТ от 01.09.2010 г. № 221-э/8. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. иКЬ: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?

1аа=20

3. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Нагамова М.С. Основы ценообразования в отношении электрической энергии в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. Вып. 1-2.

5. Нагамова М.С. К расчету тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии в интегрированных образованиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. Вып. 1-2.

6. Нагамова М. С. Ценовая стратегия компании в условиях ограниченной конкуренции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93).

7. Нагамова М.С., Толстых Т.Н. Разработка ценовой политики компании при либерализации рынка // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 2 (94).

Поступила в редакцию 22.03.2011 г.

UDC 380.13

DEVELOPMENT OF INVESTMENT POLICY OF COMPANY ON BASE OF IMPROVEMENT OF STRUCTURE OF INVESTMENT ENCLOSURES

Marina Sergeyevna Nagamova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Finances and Credit Department, e-mail: [email protected]

Tatyana Nikolayevna Tolstykh, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Economics, Professor, Dean of Master’s Degree Programme, e-mail: [email protected]

The statements about development of investment policy of distribution electric network company on the base of improvement of structure of investment enclosures taking into consideration of long-term parameters of tariff regulation are scrutinized.

Key words: investment policy; structure of investment enclosures; long-term parameters of tariff regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.