Научная статья на тему 'РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
651
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев А.В., Зуб Ю.В.

В статье проводится анализ административной ответственности и дисциплинарной ответственности военнослужащих, осуществлено разграничение между данными видами ответственности, что в последствии обусловило необходимость разработки специфических правовых норм, в частности, направленных на устранение потенциальных пробелов и несоответствий в регулирующем законодательстве, а также в статье обозначены различия анализируемых видов ответственности, где дисциплинарная ответственность разграничивается от административной наличием служебных отношений, в том числе иерархических, так называемых отношений власти-подчинения в связи с выполнением трудовых и служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пономарев А.В., Зуб Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVISION OF ADMINISTRATIVE AND DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF MILITARY SERVICES

The article analyzes the administrative responsibility and disciplinary responsibility of military personnel, makes a distinction between these types of responsibility, which subsequently necessitated the development of specific legal norms, in particular, aimed at eliminating potential gaps and inconsistencies in the regulatory legislation, as well as the article identifies the differences of the analyzed types responsibility, where disciplinary responsibility is differentiated from administrative responsibility by the presence of official relations, including hierarchical, so-called power-subordination relations in connection with the performance of labor and official duties.

Текст научной работы на тему «РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2021

РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОМ И ДИСЦИПЛИНАРНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

DIVISION OF ADMINISTRATIVE AND DISCIPLINARY RESPONSIBILITY

OF MILITARY SERVICES

УДК 342.924

Пономарев А.В. доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь, кандидат юридических наук

Зуб Ю.В. студентка Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь

Ponomarev A.V. Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Crimean Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice", Simferopol, Candidate of Legal Sciences, alexander.ark@mail.ru Zub J.V. student of the Crimean branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice", Simferopol, juli5_sid@mail.ru

Аннотация

В статье проводится анализ административной ответственности и дисциплинарной ответственности военнослужащих, осуществлено

1589

разграничение между данными видами ответственности, что в последствии обусловило необходимость разработки специфических правовых норм, в частности, направленных на устранение потенциальных пробелов и несоответствий в регулирующем законодательстве, а также в статье обозначены различия анализируемых видов ответственности, где дисциплинарная ответственность разграничивается от административной наличием служебных отношений, в том числе иерархических, так называемых отношений власти-подчинения в связи с выполнением трудовых и служебных обязанностей.

Annotation

The article analyzes the administrative responsibility and disciplinary responsibility of military personnel, makes a distinction between these types of responsibility, which subsequently necessitated the development of specific legal norms, in particular, aimed at eliminating potential gaps and inconsistencies in the regulatory legislation, as well as the article identifies the differences of the analyzed types responsibility, where disciplinary responsibility is differentiated from administrative responsibility by the presence of official relations, including hierarchical, so-called power-subordination relations in connection with the performance of labor and official duties.

Ключевые слова: административная ответственность военнослужащих, дисциплинарная ответственность военнослужащих, разграничение ответственности, военнослужащий.

Keywords: administrative responsibility of military personnel, disciplinary responsibility of military personnel, delineation of responsibility, serviceman.

Административное правонарушение неизбежно затрагивает охраняемые законом интересы и права государства, общества и личности в различных сферах, в частности, причиняя имущественный либо неимущественный вред. Во взаимосвязи противоправного деяния с его негативными последствиями, у

1590

правонарушителя возникает обязанность их преодоления, что может выражаться в возмещении вреда и восстановлении прав потерпевших лиц. В данных ситуациях обращает на себя внимание необходимость соблюдения баланса между реализацией карательной и превентивной функций административных наказаний военнослужащих и эффективности самого процессуального механизма их назначения, поскольку каждый этап в алгоритме привлечения лица к ответственности связан, в конечном итоге, с необходимостью восстановления нарушенных прав и интересов потерпевших лиц. Представляет интерес взаимосвязь особого порядка назначения военнослужащим административных наказаний с реализацией прав лиц на устранение негативных последствий административных нарушений, совершенных военнослужащими.

Административная ответственность военнослужащих выступает составной частью межотраслевого института юридической ответственности и в силу достаточно широкого круга административных правонарушений, по которым военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, изучение специфики применения к военнослужащим административных наказаний представляет актуальный и важный научный интерес. Высокие моральные и профессиональные требования, предъявляемые к кадровому составу Вооруженных Сил России, рост численности военнослужащих, обуславливают актуальность изучения особенностей привлечения последних к административной ответственности, выявления пробелов и несоответствий правового регулирования, которые могут повлечь нарушение принципа равенства перед законом, а также прав иных лиц, в том числе потерпевших от проступков.

Законодательство об административных правонарушениях призвано обеспечивать защиту и охрану прав физических и юридических лиц, интересов общества и государства во всех сферах общественных отношений. За совершение административных правонарушений виновные лица

1591

привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, предусмотренным КоАП РФ. При этом соблюдение требований законности при привлечении лиц к административной ответственности способствует всестороннему и полному реагированию на совершенные правонарушения в соответствии с целями административного законодательства: пресечение и предупреждение правонарушений, обеспечение защиты прав и законных интересов государства, общества и отдельных физических и юридических лиц. Кроме того, обеспечение законности в административном процессе выступает основополагающей гарантией обеспечения и защиты прав и интересов самих правонарушителей при решении вопроса о привлечении последних к административной ответственности.

С учётом особенностей правового статуса военнослужащих на законодательном уровне разграничен круг административных правонарушений, за которые предусмотрена юридическая. По общему правилу военнослужащие подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности, кроме случаев, прямо установленных в части второй ст. 2.5 КоАП РФ. Таким образом и дисциплинарная, и административная ответственность представляет собой реакцию соответствующих государственных органов относительно административных проступков военнослужащих.

Данный вопрос следует начать рассматривать с определения различий между указанными видами ответственности. В самом обобщённом виде дисциплинарная ответственность разграничивается от административной наличием служебных отношений, в том числе иерархических, так называемых отношений власти-подчинения в связи с выполнением трудовых и служебных обязанностей. Вместе с тем, вопрос о дисциплинарной ответственности военнослужащих лежит за пределами норм трудового законодательства. В соответствии с п. 47 Дисциплинарного устава ВС РФ военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный

1592

проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Чтобы установить каким образом совершение военнослужащим административного правонарушения влечёт за собой дисциплинарную ответственность прежде всего необходимо обратиться к положениям обозначенного выше устава. В данном акте законодатель сформулировал высокие требования к моральным и профессиональным качествам военнослужащих, поскольку фактически любое нарушение действующего законодательства рассматривается как нарушение воинской дисциплины и влечёт, в свою очередь, дисциплинарную ответственность. Вместе с тем, в рамках исследования данного вопроса особый интерес представляют нормы абз. 2 п. 47 Дисциплинарного устава, что в свою очередь дублируют некоторые положения КоАП РФ. Законодателем прямо установлено, что за их совершение военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом, за исключением случаев, когда данные лица должны привлекаться к анализируемому виду юридической ответственности на общих основаниях. Здесь же приведены исключения на применение некоторых видов административных наказаний. Таким образом можно сделать вывод о тождественности материальных оснований административной ответственности и ответственности по дисциплинарным уставам - это правонарушение, за которое предусмотрен соответствующий вид юридической ответственности, в данном случае это административная ответственность. Вместе с тем, для исследования различий между указанными видами ответственности, необходимо определить их процессуальные основания, то есть порядок действий уполномоченных органов и должностных лиц при привлечении военнослужащих к исследуемым видам ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ при наличии минимум одного из поводов к

1593

возбуждению дела и наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении.

За административный проступок военнослужащего, за исключением случаев, когда данное лицо подлежит привлечению к административной ответственности на общих основаниях, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, переход от административной к дисциплинарной ответственности военнослужащих за совершение административных правонарушений осуществляется в рамках производства по делу об административном правонарушении и возможен лишь после возбуждения последнего на основании норм КоАП РФ, составления соответствующего протокола, выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения и прекращения производство по делу.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в течение суток с момента его вынесения вместе с материалами дела направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или прохождения военных сборов. Лишь после описанной процедуры вступают в действие нормы дисциплинарного производства.

Исходя из смысла норм Дисциплинарного устава, взыскание дисциплинарного характера должно выступать определённым средством укрепления воинской дисциплины, что влечёт за собой необходимость соотношения тяжести совершенного дисциплинарного проступка с обстоятельствами совершенного правонарушения и степени вины военнослужащего. Вместе с тем, выбор конкретного вида наказания дисциплинарного характера осуществляется учет степени вины лица его совершившего, а также с учётом его личной характеристики, обстоятельств совершения проступка, продолжительностью несения воинской службы, а также знания порядка несения службы.

1594

Выбор конкретного вида взыскания дисциплинарного характера зависит от звания военнослужащего, такие взыскания должны содержаться в Дисциплинарном уставе и соответствовать дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности. Кроме того, установлен процессуальный порядок их наложения, представленный в виде дисциплинарного производства.

Дисциплинарное производство в исследовании данного вопроса содержит некоторые особенности. Так, в соответствии со ст. 28.5 Федерального закона от 27.05.1998 №2 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 81 Дисциплинарного устава и приложения № 7 к указанной правовой норме, административный проступок военнослужащего, за который данное лицо привлекается к дисциплинарной ответственности, является грубым проступком дисциплинарного характера. При получении командиром части материалов в порядке ст. 28.9 КоАП РФ определяется лицо для составления протокола о грубом дисциплинарном проступке по форме в соответствии с приложением № 7 к Дисциплинарному уставу. При этом командиром устанавливается срок составления указанного протокола, который не должен превышать трёх суток. За конкретный административный проступок все же санкция статьи КоАП РФ предусматривает административный арест, то материалы о грубом дисциплинарном проступке направляется в военный гарнизонный суд, которым указанные материалы рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащему дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».3

В соответствии с пунктами 81, 94 Дисциплинарного устава к таким проступкам относится совершение военнослужащими административных

3 Парламентская газета, 07.12.2006. № 205.

1595

правонарушений, за которые в КоАП РФ предусмотрен такой вид административного наказания как административный арест. Вышеуказанным специальным законом регулируется порядок рассмотрения данный материалом военными судами, в частности состав суда, лица участвующие в рассмотрении дела, их права и обязанности, порядок их извещения и явки в судебное заседание, непосредственно порядок судебного разбирательства и вынесения соответствующего решения по его результатам, сроки рассмотрения дела, порядок и сроки пересмотра судебного решения, а также его исполнение.

Следует сделать вывод о том, что дисциплинарная ответственность за административные проступки военнослужащих проявляется как специфика правового статуса военнослужащих и их законной деятельности и призвана обеспечить принцип равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, одновременно не ставя лиц, проходящих военную службу, в более привилегированное положение. Нормы Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ дополняют соответствующие положения Кодекса об административных правонарушениях РФ, в части, в которой кодекс не распространяется на военнослужащих. Разграничение анализируемых в данной статье видов ответственности военнослужащих происходит в плоскости процессуальных норм, после возбуждения производства по делу на стадии рассмотрения материалов об административном правонарушении, поскольку привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности возможно по результатам прекращения производства по делу об административном правонарушении. Далее указанные материалы подлежат рассмотрению в соответствии с нормами, регулирующими процесс дисциплинарного производства и служат основанием для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение грубого дисциплинарного проступка, которым административное правонарушение признается в

1596

соответствии с Дисциплинарным уставом.

Вместе с тем, разграничение данных видов юридической ответственности военнослужащих обусловило необходимость разработки специфических правовых норм, в частности, направленных на устранение потенциальных пробелов и несоответствий в регулирующем законодательстве.

Так законодателем приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок применения к военнослужащим отдельных видов дисциплинарных наказаний. Примером следует отметить такой вид как дисциплинарный арест с последующим его исполнением. Вместе с тем, существует необходимость совершенствования правовой базы в части сроков исполнения постановления суда о назначении дисциплинарного ареста в связи с его обжалованием.

Литература

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) // Российская газета, 31.12.2001. № 256.

5. Федеральный закон от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащему дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» // Парламентская газета, 07.12.2006. № 205.

6. Актуальные проблемы административного права : учебное пособие для бакалавров и магистров // под. ред. д. ю. н., проф. М. И. Никулина. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», - 2018. - 188с.

Literature

1. The Code of Administrative Offenses of the Russian Federation dated 30.12.2001 No. 195-FZ (as amended on 01.04.2020) // Rossiyskaya Gazeta, 31.12.2001. No. 256.

2. Federal Law of 01.12.2006 No. 199-FZ "On legal proceedings based on materials on gross disciplinary offenses when applying disciplinary arrest to a

1597

serviceman and on the execution of disciplinary arrest" // Parliamentary Gazette, 07.12.2006. No. 205. 3. Actual problems of administrative law: a textbook for bachelors and masters // under. ed. d. y. D., prof. M.I. Nikulina. - Simferopol: IT "ARIAL", - 2018. -188s.

1598

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.