Научная статья на тему 'Дисциплинарная ответственность и увольнение с военной службы как следствие нарушения правил дорожного движения'

Дисциплинарная ответственность и увольнение с военной службы как следствие нарушения правил дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6412
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / УВОЛЬНЕНИЕ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / SERVICEMAN / DISCIPLINARY PROCEEDINGS / ADMINISTRATIVE OFFENCE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / TRAFFIC RULES / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / THE ADMINISTRATIVE OFFENCES CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / PROCEEDING ON ADMINISTRATIVE OFFENCE CASES / DISMISSAL FROM MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивенин Андрей Эдуардович

В статье рассматриваются отдельные вопросы привлечения военнослужащих к административной ответственности на общих основаниях. Проанализирована правомерность привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, который за совершение административного правонарушения уже привлечен к административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINARY RESPONSIBILITY AND DISMISSAL FROM MILITARY SERVICE AS A RESULT OF A ROAD TRAFFIC OFFENCE

The article discusses some problems of servicemen’s arraignment on universal basis. The author reviews the legitimacy of bringing to disciplinary responsibility of a serviceman who has already been imposed of administrative sanctions for an administrative offence.

Текст научной работы на тему «Дисциплинарная ответственность и увольнение с военной службы как следствие нарушения правил дорожного движения»

УДК 355.13 Ивенин Андрей Эдуардович

аспирант кафедры конституционного, административного и финансового права Хабаровской государственной академии экономики и права

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И УВОЛЬНЕНИЕ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК СЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ivenin Andrey Eduardovich

PhD student, Constitutional, Administrative and Financial Law Subdepartment, Khabarovsk State Academy of Economics and Law

DISCIPLINARY RESPONSIBILITY AND DISMISSAL FROM MILITARY SERVICE AS A RESULT OF A ROAD TRAFFIC OFFENCE

Аннотация:

В статье рассматриваются отдельные вопросы привлечения военнослужащих к административной ответственности на общих основаниях. Проанализирована правомерность привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, который за совершение административного правонарушения уже привлечен к административной ответственности.

Ключевые слова:

военнослужащий, разбирательство, административное правонарушение, административная ответственность, правила дорожного движения, дисциплинарная ответственность, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, увольнение с военной службы.

Summary:

The article discusses some problems of servicemen’s arraignment on universal basis. The author reviews the legitimacy of bringing to disciplinary responsibility of a serviceman who has already been imposed of administrative sanctions for an administrative offence.

Keywords:

serviceman, disciplinary proceedings, administrative offence, administrative responsibility, traffic rules, disciplinary responsibility, the Administrative Offences Code of the Russian Federation, proceeding on administrative offence cases, dismissal from military service.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) [1] военнослужащие в случае совершения ими административного правонарушения в области дорожного движения несут ответственность на общих основаниях, то есть привлекаются к административной ответственности.

В ряде случаев совершение данных административных правонарушений сопряжено с совершением дисциплинарных проступков, о которых военнослужащие предпочитают умолчать (нарушение порядка выезда за пределы гарнизона, нарушение регламента служебного времени, нахождение при исполнении обязанностей военной службы в состоянии алкогольного опьянения и другие).

Сокрытие военнослужащими своего специального статуса от должностных лиц, составляющих протокол об административном правонарушении, и факта совершения административного правонарушения от командования обусловлено в первую очередь желанием избежать дисциплинарной ответственности. Поэтому нарушение правил дорожного движения Российской Федерации [2] военнослужащими имеет высокую латентность.

Приведем такой пример: военнослужащий неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения, дважды - за управление транспортным средством в состоянии опьянения, при этом в обоих случаях он, сообщая о себе как о безработном, скрывал свой статус военнослужащего, проходящего военную службу. За управление транспортным средством в состоянии опьянения, будучи лишенным права управления транспортными средствами, нарушитель был подвергнут мировым судьей административному аресту, половину срока которого отбыл реально. От отбывания наказания затем был освобожден на основании решения судьи городского суда о передаче материалов по подведомственности в гарнизонный военный суд [3]. Постановлением судьи гарнизонного военного суда за совершение административного правонарушения военнослужащему назначено наказание в виде штрафа. В то же время систематическое нарушение правил дорожного движения послужило основанием для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Дополнительно аттестационная комиссия установила, что военнослужащий, дважды совершив правонарушения, связанные с управлением транспортными средствами, скрыв свой статус

- 1BG -

военнослужащего и сотрудника органа безопасности, о чем впоследствии стало известно неопределенному кругу лиц, отбыв административный арест, что в силу статуса военнослужащего недопустимо, нарушил положения кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов федеральной службы безопасности, что выразилось в том числе и в подрыве репутации и авторитета органа безопасности [4]. В связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, он был представлен к увольнению его с военной службы на основании подпункта «е. 2» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» [5].

Данный пример свидетельствует о том, что органы военного управления все же принимают решения о привлечении военнослужащих, неоднократно нарушивших правила дорожного движения Российской Федерации, к дисциплинарной ответственности.

Некоторые ученые-административисты утверждают, что подобная дисциплинарная практика неправомерна [6].

Вопреки этой позиции полагаем, что военнослужащий, неоднократно нарушивший правила дорожного движения, все же несет дисциплинарную ответственность, поскольку ст. 4 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации обязывает военнослужащих соблюдать не только законы Российской Федерации, но и другие нормативные правовые акты Российской Федерации. К нормативным правовым актам относятся и постановления Правительства Российской Федерации. Правила дорожного движения утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.

Таким образом, неоднократное нарушение правил дорожного движения образует состав самостоятельного дисциплинарного проступка, а именно - систематическое несоблюдение требований нормативного правового акта.

В связи с этим возникает вопрос, что же следует понимать под системностью (неоднократностью) нарушения правил дорожного движения? В правоприменительной практике военных судов под неоднократностью понимается нарушение правил дорожного движения более двух раз [7].

Аналогичная дисциплинарная ответственность неизбежна и в случае систематического нарушения любых других правил, за нарушение которых военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях.

О правильности подобного вывода свидетельствует судебная практика, сложившаяся в военных судах на территории Восточного военного округа.

Так, в 2010 и 2011 гг. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, военнослужащий дважды был лишен права управлять транспортными средствами на срок 1 год и 6 месяцев и 2 года соответственно [8].

Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в своем постановлении от 27.12.2011 указал на необходимость привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности за неоднократное нарушение правил дорожного движения.

По мнению суда, своевременное извещение командования воинской части о совершении военнослужащим указанных административных правонарушений и привлечение его к дисциплинарной ответственности могло бы оказать дополнительное воспитательное воздействие и, возможно, оградило бы его от совершения более серьезного правонарушения, а именно нарушений им требований пп. 1.4, 1.5, 9.1, 9.10 и 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, и совершения по этой причине дорожно-транспортного происшествия, повлекшего по неосторожности смерть человека [9].

Следует отметить, что систематическое нарушение правил дорожного движения может повлечь привлечение военнослужащего не только к дисциплинарной ответственности, но и его досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Совершение военнослужащим административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях, представляет собой нарушение общих обязанностей военнослужащего, выражающихся в строгом соблюдении Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации. В связи с этим невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться и в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Так, Барнаульский гарнизонный военный суд признал законными действия должностного лица органа военного управления, связанные с увольнением военнослужащего с военной службы за систематическое нарушение правил дорожного движения [10].

Конституционный суд Российской Федерации также допускает досрочное увольнение военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы за совершение дисциплинарного проступка [11].

Увольнение с военной службы может быть применено к военнослужащему лишь в том случае, если им допущено существенное нарушение (невыполнение вовсе) условий контракта и несоответствие военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, которое установлено при проведении внеочередной аттестации и подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий [12]. Несущественные нарушения военнослужащим условий контракта нельзя признать достаточным основанием для его увольнения с военной службы.

В ряде случаев для избрания данного основания увольнения с военной службы может быть достаточно совершения одного административного правонарушения.

Приведем такой пример: военнослужащий, замещающий воинскую должность водителя автомобиля, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, лишен права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев [13].

Аттестационная комиссия с учетом совершения им административного правонарушения при исполнении обязанностей военной службы и лишения его права управлять транспортными средствами, без которого он перестал удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, по результатам аттестации приняла решение о несоответствии военнослужащего занимаемой им воинской должности и рекомендовала представить его к досрочному увольнению в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы.

В иной же ситуации совершение военнослужащим одного административного правонарушения в области безопасности дорожного движения не всегда может рассматриваться в качестве основания для его досрочного увольнения с военной службы. Данная позиция согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации [14].

Таким образом, военнослужащий, неоднократно нарушивший правила дорожного движения, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и в ряде случаев уволен с военной службы за совершение административных правонарушений в области дорожного движения.

Ссылки:

1. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

2. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (ред. от 22.03.2014) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531 ; Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1625.

3. Постановления Благовещенского городского суда Амурской области от 24.10.2011 по делам об административном правонарушении №№ АА-698/2011 и АА-746/2011 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://blag-gs.amr.sudrf.ru (дата обращения: 20.01.2014).

4. Решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 30.05.2012 по гражданскому делу № 2-52/2012. [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://bgvs.amr.sudrf.ru (дата обращения: 29.06.2014) ; Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 02.08.2012 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://ovs.hbr.sudrf.ru (дата обращения: 20.01.2014).

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475 ; Собрание законодательства РФ. 2013. № 48. Ст. 6165.

6. Кузурманова И.В. Военнослужащий совершил административное правонарушение - что дальше? // Право в Вооруженных силах. 2011. № 5.

7. Постановление Улан-Удэнского гарнизонного военного суда об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений от 27.12.2011 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://ulanudegvs.bur.sudrf.ru (дата обращения: 29.11.2013).

8. Постановления Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 08.02.2010 по делу об административном правонарушении № 5-10/2010 и от 27.12.2011 по делу об административном правонарушении № 5-55/2011 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://ulanudegvs.bur.sudrf.ru (дата обращения: 29.11.2013).

9. Приговор Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 27.03.2012 по уголовному делу № 1-11/2012 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://ulanudegvs.bur.sudrf.ru (дата обращения: 20.01.2014).

10. Решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 20.05.2011 по гражданскому делу № 2-213/2011 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://bgvs.alt.sudrf.ru (дата обращения: 20.01.2014).

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2013 № 6-П // Собрание законодательства РФ. 2013. № 13. 21 янв. Ст. 1635.

12. Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 02.07.2013 по гражданскому делу № 33А-224/2013 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://ovs.nsk.sudrf.ru (дата обращения: 20.01.2014).

13. Постановление Хабаровского гарнизонного военного суда от 15.08.2012 по делу об административном правонарушении № 5-103/2012 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://habargvs.hbr.sudrf.ru (дата обращения: 20.01.2014).

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.gar-ant.ru/hotlaw/federal/545372 (дата обращения: 5.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.