Научная статья на тему 'Рассуждение как вид речемыслительных действий специалиста по международным отношениям'

Рассуждение как вид речемыслительных действий специалиста по международным отношениям Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИД РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ЛОГИКО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ФАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНДУКТИВНЫЕ / ТРАНСДУКТИВНЫЕ / ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ / БЛИЖАЙШИЙ / ОТДАЛЕННЫЙ ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева О. В.

Анализируется операционный состав рассуждения как вида речемыслительных действий; описывается структура, фазы и алгоритм рассуждения; выделяются языковые и речевые особенности рассуждения в сфере международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рассуждение как вид речемыслительных действий специалиста по международным отношениям»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

инклюзивного образования.

Список использованной литературы:

1. Бриллиантова О.О. Физкультурно-педагогическое образование в вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №39. С. 99-104.

2. Маслиева С.Н. Интеграция и инклюзия: парадигмальная характеристика // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №2 (24). С. 159-165.

© Бриллиантова О.О., Маслиева С.Н., 2016

УДК 811.1/.8 276.6 : 327 + 81 23

О.В. Васильева

К. пед. н., доцент Факультет международных отношений Белорусский государственный университет Г. Минск, Республика Беларусь

РАССУЖДЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Аннотация

Анализируется операционный состав рассуждения как вида речемыслительных действий; описывается структура, фазы и алгоритм рассуждения; выделяются языковые и речевые особенности рассуждения в сфере международных отношений.

Ключевые слова

Вид речемыслительных действий; логико-смысловое содержание высказывания; фактический анализ; индуктивные, трансдуктивные, дедуктивные выводы; ближайший, отдаленный прогноз.

Рассуждение представлено в специальных видах речевых высказываний в сфере международных отношений в аналитической записке, аналитическом докладе, экспертной записке, профессиональной беседе и др. Этот вид речемыслительных действий определяет не только логико-смысловое содержание высказывания, но и выступает методом анализа профессиональной проблемы с целью поиска эффективного решения. Операционный состав рассуждения строится на общих логических моделях, но они интерпретируются в языковой строй иностранного языка. Поэтому выступают в качестве речемыслительных операций, которые находят свое выражение с помощью конкретных языковых и речевых средств. Посредством рассуждения специалист анализирует полученную информацию и получает более глубокое знание о сути процессов и событий объективной реальности, а затем формирует ближайший и/или отдаленный прогноз. Трудно найти другую профессиональную сферу, в которой бы рассуждение занимало бы такое весомое место, как в области международных отношений. В ходе проведенного нами анкетирования сотрудников МИД Республики Беларусь, а также сотрудников международных организаций, функционирующих на территории страны, выяснилось, что 88 % респондентов считают, что доминирующий вид профессиональной деятельности специалиста-международника - аналитическая деятельность, в которой рассуждение рассматривается как профессиональная способность и готовность специалиста оперировать фактами. Несомненно, умение оперировать фактами - ведущая черта специалиста-международника. Но в тоже время цель рассуждения - выведение из одних фактов других, более глубоких и детализированных. Результатом данного вида речемыслительных действий является: 1) выявление и формулирование внутренней закономерности, присущей тем или иным процессам международной среды; 2) формирование на языке описания виртуальной модели реальных событий, используемой специалистом для прогнозирования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

будущего на ближайшую и/или отдаленную перспективу с определенной точностью [2, с. 21].

Алгоритм рассуждения как вида речемыслительных действий в сфере международных отношений имеет строгую структуру:

специалист оперирует фактами, абстракциями, аналогиями, наблюдениями, примерами и контрпримерами; — вырабатывает гипотезу относительно исследуемого объекта; — формирует доказательство, системно структурируя доводы и контрдоводы, тезисы и контртезисы; —формулирует выводы на основе доказательства и обобщает их в умозаключения; — строит на основе обобщенных выводов ближайший и/или отдаленный прогноз.

Ведущие операции рассуждения - определение, сравнение, классификация, отождествление, обобщение, экстраполирование. Однако следует учитывать, что специалист-международник сталкивается не только с фактами, но и с ложными фактами, а также мнениями и предположениями. Но только факты выступают предметом его профессионального анализа.

Рассуждение как вид речемыслительных действий специалиста по международным отношениям

Состав логической структуры Приемы анализа Логические связи между фактами и выводами Формулируемые выводы Ведущие речемыслительные операции

- факты, ложные факты, мнения, предположения, наблюдения, примеры, выводы. абстрагирование, обобщение, сравнение, отождествление. прямые, открыто демострируемые. - прямые, косвенные; - индуктивные, трансдуктивные; - достоверные и/или правдоподобные; -непосредственные и/или опосредованные. определение, сравнение, классификация, отождествление, обобщение, экстраполирование.

Рассуждение имеет две фазы: 1) абстрагирование (выделение свойств объектов, явлений) и теоретическое обобщение (выводы); ^ 2) прогнозирование (сравнение явлений, процессов) ^ выявление аналогий ^ формирование прогноза [1, с. 20].

В ходе разработки гипотезы и формулирования выводов специалист-международник обращается к абстракциям различных уровней. Но в сфере международных отношений правомерно применять лишь обобщающее абстрагирование, которое с точки зрения речемыслительных операций опирается на вычленение и обобщение свойств, качеств, отношений, взаимодействий. Соответственно, его результатом является теоретическое обобщение и выводы в ходе осмысления анализируемого объекта, процесса. Изолирующее и ассоциативное абстрагирование в сфере международных отношений неприемлемо, так как значительно отрывает предмет анализа от объективной реальности, что является опасным в профессиональной деятельности международника. Абстрагирование как прием анализа в сфере международных отношений, призвано, отвлекаясь от целого, выделять те свойства процессов, объектов/субъектов международной среды, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой профессиональной проблеме. Теоретическое обобщение как прием анализа позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов/субъектов, процессов. Без понимания этих закономерностей специалист не может формировать прогноз. На фазе прогнозирования специалист-международник оперирует аналогиями. Аналогия (от др.-гр. соответствие, сходство) - подобие явлений, процессов, предметов в каких-либо свойствах. В сфере международных отношений аналогия - это умозаключение, в котором от внешней подобности процессов и явлений по одним признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. Выявляются эти сходства посредством такой речемыслительной операцией как сравнение.

Рассуждение как вид речемыслительных действий может реализовываться в разных видах речевых высказываний специалиста: в диалогических, полилогических. Наиболее ярко рассуждение представлено в специальных монологических высказываниях текстового уровня - аналитические и информирующие доклады: доклад председателя на переговорном процессе; доклад правительственной группы по международной проблеме; доклад руководителя делегации на международном форуме; доклад представителя международной организации; плановые выступления специалиста-международника в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

средствах массовой информации. Анализируя транскрипции речевых высказываний известных политических и общественных деятелей, отечественных и зарубежных специалистов-международников, мы выявили некоторые закономерности. Наибольшим целевым воздействием на аудиторию имеют речевые высказывания, в основе логической схемы развития замысла которых лежит трехчастное рассуждение: 1) фактический анализ, 2) сформированный на его основе предметный прогноз, 3) перспективный план действий, построенный относительно изложенного прогноза. Последовательность этих частей может быть произвольной, по усмотрению автора. Третья часть может отсутствовать, если планирование на данный момент не рассматривается. Вместо перспективного плана может присутствовать часть «принятие/непринятие конкретного решения».

В речевых высказываниях, включающих рассуждение, четко прослеживается ведущий тезис, как центральная ось высказывания, относительно которой автор системно выстраивает логическую структуру из доводов, контрдоводов и выводов. Если предмет обсуждения широкий и многофакторный, каждая из трех частей рассуждения может иметь собственный ведущий тезис. Причем в высказываниях с сознательным использованием дезинформации и/или ложных фактов ведущие тезисы противоречат друг другу, между ними нарушена линейная логическая последовательность «если ..., то ... ». Обнаружив противоречия между ведущими тезисами, можно легко определить, какой из приведенных автором фактов является необоснованным или ложным.

Рассуждение может завершаться выводом. Вывод может использоваться как речевой прием с целью уйти от изложенных фактов и тезисов и обратиться к новым фактам, доводам. Чаще в сфере международных отношений применяются косвенные выводы, нежели прямые. В прямых выводах вид посылок и заключений указан явно. В косвенных выводах в посылках и заключениях указаны лишь виды выводов (причинно-следственные, временные и др.). С точки зрения логической направленности в рассуждении в ходе фактического анализа применяются индуктивные выводы (от частного к общему), в ходе прогнозирования -трансдуктивные (от одной степени общности к такой же степени общности), в ходе планирования -дедуктивные (от общего к частному). При анализе речевых высказываний партнеров по профессиональной коммуникации специалист-международник особенно тщательно работает с выводами и классифицирует их на: 1) достоверные и/или правдоподобные; 2) непосредственные и/или опосредованные. Особое место в рассуждении занимает та часть, где формулируется прогноз. Причем прогноз специалиста-международника должен быть доказательным по сути. Наиболее часто специалисты обращаются к ближайшему прогнозу исследуемого явления международной действительности. Хоть временные рамки прогноза небольшие, тщательность разработки ближайшего прогноза несомненна для специалиста. Ближайший прогноз в сфере международных отношений требует анализа явлений последних двух - трех лет в историческом времени, а также соотнесенной с этой исторической перспективой развернутой схемы системы интересов и взаимоинтересов участников международного политического поля. Отдаленный прогноз охватывает большую перспективу - два и более года. Анализу подвергаются большое количество условий, процессов и факторов развития международной среды, в соотнесении с меняющимися системами интересов участников, выделяются новые возможные объекты интересов и причины новой мотивации в действиях субъектов международных отношений [3, с. 208]. Если в ближайшем прогнозе достаточно сопоставить развивающиеся системы интересов субъектов международного поля, то в отдаленном прогнозе необходимо выявлять принципиально новые объекты, новые угрозы, а также ведущие силовые векторы, центры развития и их мотивацию, при этом учитывать факторы неожиданности и непредсказуемости, которые традиционно высоки в сфере международных отношений. Следует отметить, что рассуждение без элементов прогнозирования и планирования в сфере международных отношений не воспринимается как профессиональное.

Овладение рассуждением как видом речемыслительных действий входит в содержание языковой подготовки специалиста-международника, что позволяет эффективно обучать видам специальных речевых высказываний в сфере международных отношений.

Список использованной литературы: 1. Васильева, О. В. Аналитическое чтение в иноязычной подготовке специалиста по международным отношениям // Вестник Польского университета им. Казимира Великого в г. Быгдощ. Институт филологии.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

/ Науч. ред. М. В. Свентицка : № 4, 2011. - С. 12 - 22.

2. Васильева, О. В. Операционный состав рассуждения как вида речемыслительной деятельности: языковая подготовка специалиста по международным отношениям // Языки и культуры: эффективная коммуникация в условиях глобализации : материалы Межвуз. науч.-практ. конф., РУДН, г. Москва, 21 апреля 2011 г. -Москва, «Цифровичок», 2011. - С. 16 - 24.

3. Васильева, О. В., Жданов, В. Н. Прогноз в речевых высказываниях специалистов по международным отношениям // Culture and Language, № 76, March 2012, Япония, Саппоро: университет Саппоро, 2012. - С.199 - 210.

© Васильева О.В., 2016

УДК 37.01

П.Д.Гаджиева

канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: [email protected] г.Махачкала, РД

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с необходимостью раскрытия творческого потенциала педагога; в ней даны содержательные компоненты креативности преподавателя, а также определены критерии определяющие уровень сформированности креативной культуры педагога.

Ключевые слова Творчество, креативность, педагогическая креативность.

В современных условиях российской действительности высшее учебное заведение представляет собой то социальное образование, с которого начинается национальное возрождение России. Специфика и творческий характер деятельности преподавателя современного вуза предъявляют дольно жесткие требования к представителям этой профессии.

Качество профессиональной деятельности преподавателя вуза зависит от статуса вуза как центра науки, образования, культуры, его готовности к саморазвитию в этих направлениях, корпоративного духа вуза, владения преподавателями эффективными вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры преподавателей.

Креативность педагогической деятельности предполагает научный взгляд на процесс изучения педагогических явлений и многозначность их решения. Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление [3, с.28].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие компоненты креативности педагога: интерес к парадоксам; склонность к сомнению; чувство новизны; острота мысли; творческое воображение; интуиция; эстетическое чувство красоты; остроумие; способность открывать аналогии; смелость и независимость суждений; самокритичность; логическая строгость; способность пользоваться различными формами доказательств.

Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Понятие «творчество» следует рассматривать: как создание новых оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость; как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта; как источник и механизм движения атрибута материи. Творчество - это деятельнбость, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний и умений.

Таким образом, творчество обусловлено творческим потенциалом личности, которое, если вести речь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.